Психологи утверждают, что эмоциям ребенка, как и всему остальному, тоже надо обучать. И начинать воспитывать в нем мимику и жесты лучше всего, когда ребенку 4 года. С чего начать и как помочь 4-летнему ребенку освоить мир эмоций?
Когда ребенку 4 года, малыш уже должен уметь улавливать настроение другого человека и сопереживать окружающим. Но научиться этому ему нужно помочь. Как?
- Например, вместе рассматривать семейный альбом, обсуждая, какое настроение было у близких, что они чувствовали: удивление, испуг, радость…
- Расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Это занятие не только учит понимать чувства и эмоции, но и укрепляет семейные связи и привязанности.
- А еще можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя туча или злая волшебница; улыбнуться, как Буратино или хитрая лиса; позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое; испугаться, как заяц, увидевший волка, или котенок, на которого лает собака.
- Попробуйте вместе изобразить усталость человека, выполнившего тяжелую работу, и т.
Что должен знать и уметь ребенок к 4 годам
Татьяна Садилова
Комментарии
Светлана
Новомосковск
Развитие ребенка в 4 года
Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках) (рис. 59). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно пpавой) ноге – на рисунке левша (рис. 60). К четырем годам ребенок четко определяется с ведущей рукой (правша или левша).
В норме левша может немного отставать в координации одновременных движений руками и развитии речи.
Прыгает в длину с места на двух ногах не менее чем на 15–20 см. Может с места подпрыгнуть в высоту, то есть подскочить на месте с отрывом от пола. Свободно ходит и бегает по ступенькам лестницы ввеpх и вниз, ступая одной ногой на каждую из них.
Может поднять пpедмет с пола, нагнувшись в поясе с выпpямленными ногами. Бросает и ловит мяч двумя руками, не прижимая его к груди. Перекидывает небольшой мяч из руки в руку.
Ест полностью самостоятельно (один).
Бытовые навыки. Полностью сам одевается и обувается, в том числе надевает футболку. Застегивает пуговицы. Некоторых детей можно научить завязывать шнурки. Раздевается самостоятельно; умеет складывать свою одежду перед сном (рис.
61).
Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем. Можно воспитать привычку мыть руки после туалета.
Большинство детей чистят зубы уже самостоятельно, меньшей части еще нужна помощь в выдавливании пасты на щетку.
Регулирует свои физиологические потребности.
Самостоятельно ходит вовремя в туалет. Может уже со всей процедурой управиться самостоятельно, включая использование туалетной бумаги.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 4 ГОДА? Развитие ребенка в 3-4 года. Воспитание детей. Juliya
Ребенок и ранее пытался участвовать в повседневной жизни семьи, однако он скорее мешался под ногами, чем помогал. В 4 года его помощь может быть реально ощутимой. Следует привлекать ребенка к домашней работе и хвалить его, отмечая то, как он действительно помог вам.
Для дальнейшего развития ребенка необходимо общение с другими детьми и полезно посещение детского сада.
Игра. Самостоятельно собирает матрешкуиз четырех‑пяти вкладышей (4–5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Еще может потребоваться небольшая помощь по точному совмещению рисунка в двух половинках каждой матрешки.
Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур, подбирает к соответствующим по форме отверстиям. Некоторые из них может назвать: шар, крыша (призма), столбик (цилиндр), кирпичик.
Умеет заводить ключом механическую игрушку.
Начинает контpолиpовать свое внимание и меньше отвлекаться – чаще хочет играть в настольные игры.
Появляются игры с переодеванием во взрослую одежду (рис. 62).
Этот период является расцветом самостоятельной сюжетно‑ролевой игры. Например, играя с куклой, говорит: «я – мама», «я – доктор».
Становится возможной сюжетно‑ролевая игра с двумя‑тремя детьми. В таких играх происходит активное общение со сверстниками, в котором действия заменяются словами. В совместной игре с детьми пробует различные формы поведения: то сотpудничает, то агрессивен. Игра с детьми способствует формированию понимания необходимости споpить словами, а не физическим действием.
Любит играть с констpуктоpом и другими строительными материалами. Делает из них сложные сюжетные постpойки и называет их: дом, гараж, комната. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).
Появляются любимые игры. Моет играть в какую‑нибудь одну игру достаточно долго: от 10 до 40 минут.
Рисует. Пpавильно деpжит каpандаш. Вслед за показом взpослого рисует квадpат, реже – треугольник. Напомним, что более сложным заданием является копирование, которое отличается от рисунка по показу тем, что при копиpовании pебенок не видит то, как вы сами pисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка.
Поэтому скопировать квадрат, в отличие от его рисования по показу, сможет не каждый ребенок. Но к четырем годам уже все дети должны уметь копировать крест. Результат копиpования креста считается тем лучше, чем ближе линии креста пересекаются в середине.
Самостоятельно или по пpосьбе может наpисовать нечто похожее на домик. Часто рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (дорожку, дождик, домик и др.).
Рисует человечка из двух частей. Большинство детей в этом возрасте нарисуют человечка уже из тpех частей – туловище, голова, ноги. Закрашивает рисунки, лепит из пластилина.
Улучшается понимание количественных соотношений. Представление о числе расширяется – показывает и говорит: один, мало, много. Можно научить ребенка считать до четырех. Если положить перед ребенком 4 кубика и попросить: «Посчитай, сколько перед тобой кубиков», – то посчитает их правильно и без подсказок.
Ориентируется в семи цветах, в том числе знает черный и белый цвета. Подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик». На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет 3–4 цвета.
При правильном воспитании соблюдает элементарные требования поведения в обществе, на улице.
Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Правильно называет время дня (утро, вечер). Можно научить называть взрослых по имени и отчеству. В 4 года должен уметь составлять фразы из четырех‑пяти слов. Может связывать такие фразы в более сложные предложения: «После того как мы поели, мы пошли на улицу и играли с мячом». Чаще использует союзы и союзные слова: чтобы, потому что, если, тот, который и т. д.
Может подробно рассказать взрослым о событиях за день. Пересказывает простую сказку. Описывает сюжетную картинку.
Начинает понимать простые шутки, развивается чувство юмора. Чувствует разницу между фантазиями и реальностью.
Различает и называет свой пол (мальчик или девочка), пол взрослых (дядя, тетя) и других детей.
Что умеет ребёнок в 4 года?
С четырёхлетними детьми очень интересно общаться! Как правило, они уже хорошо разговаривают, задают много вопросов, любят творчество и игры. Проверьте, правильно ли развивается ваш ребёнок?
Что должен уметь ребёнок в 4 года?
— Ваш дошкольник к этому возрасту, как правило, умеет говорить полными предложениями, отвечать на простые вопросы и поддерживать двустороннюю беседу.
— Кроме того, он должен уметь выполнять усложненные задания, состоящие из трех и более шагов: например, получив инструкции, поднять игрушку с пола, положить ее в корзину для игрушек, а затем вернуться и сесть с вами рядом, чтобы почитать книгу.
— Когнитивные навыки также быстро развиваются в этом возрасте: большинство детей умеют считать, различают цвета, формы, правильно используют местоимения. Также дети должны уметь рисовать человека как минимум с тремя частями тела.
— В 4 года дети любознательны, хорош усваивают новую информацию, многое понимают, неплохо запоминают прочитанные и рассказанные сказки и истории. они смогут вспомнить большую ее часть.
— Развивается воображение: ребенок уже может сочинить собственные истории.
Когнитивное развитие ребенка в 4 года
Он начинает понимать, как работает время.
Он должен знать, как произносить свое имя и фамилию.
Большинство 4-летних детей могут запоминать и повторять некоторые слова или фразы из детских песен и стихов.
Дети этого возраста могут предсказывать, что произойдет дальше в рассказе или книге.
Ребенок должен говорить простыми предложениями примерно из пяти слов и знать от 1000 до 2000 слов.
Физическое развитие ребенка в 4 года
- 4-летний ребенок не только становится выше, но и его мелкая и крупная моторика также становятся более зрелыми. Развивается ловкость, дети в этом возрасте могут хорошо бегать и прыгать, балансировать на одной ноге и ходить задом наперёд, катаются на самокатах, играть в мяч.
- Он умеет пользоваться ножницами, обращаться с письменными принадлежностями, пользоваться столовыми приборами.
- Хорошо собирает пазлы.
- Ребенок должен уметь прыгать, забираться по лестнице.
- Может стоять на одной ноге в течение 10 и более секунд.
- Может одеваться и раздеваться без посторонней помощи.
- Учится наливать воду в чашку, почти не проливая.
Социальные навыки
- У ребенка появляются друзья, он начинает формировать настоящие связи со своими сверстниками, учится лучше сотрудничать.
- Он помнит об эмоциях других, умеет утешать тех, кому больно или грустно.
- Также может быть один или даже несколько воображаемых друзей.
- В 4 года ребенок может менять свое поведение в зависимости от того, где находится (например, в библиотеке или на детской площадке).
- Ему нравится помогать взрослым: накрывать на стол, участвовать в уборке.
На что обратить внимание?
Все дети растут в своем собственном темпе и по-своему, но есть определенные признаки задержки развития: если вы их видите, стоит обратиться к педиатру и неврологу.
— Ребенок не играет с другими детьми, ему трудно общаться с ними.
— Его речь неразборчива, он неправильно использует местоимения.
— Он не может повторить за вами короткую историю или связный текст.
— Ребенку трудно следовать указаниям или понимать просьбы.
— У него не получается прыгать на одной ноге.
— Он еще не научился держать карандаш, рисовать простые элементы.
— Ребенок еще не умеет одеваться сам.
— Все еще есть регулярные промахи в использовании горшка.
Источник: www.kanal-o.ru
Развитие ребенка в 4 года: навыки, умения, режим дня
Развитие ребенка в 4 года подразумевает наличие некоторых знаний, умений и навыков. Именно в этот период происходит становление личности, малыш начинает осознавать свою роль в семье и обществе, пробует на прочность характер родителей и ищет границы дозволенного.
Поэтому сейчас важно сформировать правильное восприятие мира, заложить основы здоровья и эмоциональной стабильности. Не стоит забывать и о соблюдении режима, питании и двигательной активности маленького человека.
Физическое развитие
Детство к четырем годам заканчивается. Наступает ранний дошкольный период со своими особенностями. Ребенок в этом возрасте уже способен ненадолго сосредотачиваться. Хорошо развиты равновесие и координация движений, что позволяет ребенку заниматься танцами, гимнастикой, играть в мяч, бегать, прыгать и кувыркаться.
У детей четырех лет активно формируется мышечная масса и укрепляется скелет. Поэтому малыши с удовольствием осваивают новые умения и навыки.
Частота сердечных сокращений у ребенка 4 лет выше, чем у взрослых и может достигать 110 ударов в минуту. Сердечная мышца еще не окрепла, поэтому при нагрузке дети быстро устают, потеют, появляется нарушение координации, покраснение кожи.
ЦНС также незрелая, в поведении преобладает процесс возбуждения. При изменении привычного уклада жизни или усталости появляется всплески немотивированной агрессии, непослушание.
Нормы
Учитывайте, что средний рост, вес и другие метрические показатели ребенка напрямую связаны с наследственностью, особенностями питания и проживания, национальностью. Поэтому все нормы весьма условны.
Таблица — Средние параметры физического развития ребенка в 4 года:
Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Окружность груди, см | |
Средние значения | 102,7 | 16,3 | 49,3 | 53,2 |
Диапазон нормы | 89,8–115,7 | 11,2–24,2 | 48,0–50,7 | 49,2–58,6 |
Средние значения | 103,3 | 16,3 | 50,2 | 53,8 |
Диапазон нормы | 0,7–115,9 | 11,2–24,2 | 48,8– 51,6 | 50,5–59,9 |
Если рост и вес ребенка в четыре года соответствует приведенным нормам — замечательно. Если нет — не стоит расстраиваться.
От 15 до 20% абсолютно здоровых детей не укладываются в стандартный диапазон.
Психическое и эмоциональное развитие
Четыре года — это время, когда у ребенка меняется тип мышления: наглядно-образный перерастает в словесно-логический. Развиваются психические процессы: воображение, память, внимание, эмоции, воля. Происходит совершенствование речи, улучшается произношение и артикуляция, растет словарный запас.
В 4 года появляются первые осознанные эмоции, симпатии и привязанности. Дети учатся дружить, сопереживать.
Одной из отличительных черт раннего дошкольного периода является яркое воображение. Ребенок может напридумывать страхов, начать одушевлять неживые предметы, сочинять фантастические истории, выдавая их за реальность. Это возрастные особенности, которые скоро пройдут.
Что умеет ребенок в 4 года
Хорошо развитый ребенок в 4 года должен уметь:
- оценивать свои действия и мотивировать поступки;
- концентрировать внимание на 10–15 минут;
- управлять эмоциональными реакциями;
- уметь извиняться;
- ощущать различные переживания (страх, досаду, радость, нежность, ревность);
- ориентироваться на знакомой территории;
- правильно воспринимать чувства других людей, сочувствовать.
У ребенка должен быть ощутимый словарный запас — не менее 1500–2000. Малыш умеет составлять предложения из 6–8 слов, употреблять глаголы и прилагательные, согласовывать эти части речи с существительным.
Четырехлетка уже может рассказать о том, как прошел его день в детском саду, передать сюжет мультфильма или сказки. В лексиконе появляется слово «сам».
Как развивать
Для полноценного и гармоничного развития детей в 4 года необходимо уделять больше внимания сюжетно-ролевым играм, разучиванию сказок, песенок, стихотворений. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в детском саду, а затем в школе, нужно обращать внимание на формирование эмпатии. Тогда общение малыша со сверстниками будет легким и бесконфликтным.
Большая роль в развитии ребенка отводится творческим играм: лепке, рисованию, аппликации. Эффективны кубики Зайцева, они помогают освоить грамматику, узнать новые буквы и научиться читать.
Важны для развития сенсорные ощущения, поэтому будут полезны игры в песке, с водой, разными на ощупь предметами. Творческие навыки можно развить пением и игрой на детских музыкальных инструментах. Не стоит забывать и о походах в кукольный театр.
Воспитание дошкольников: о чем нужно помнить родителям
Двигательная активность
Владение телом становится совершеннее. Малыш активен, не может ни минуты усидеть на месте — ему нужно бегать, прыгать, наклоняться. Развивается мелкая моторика рук, движения становятся точнее и увереннее.
Четырехлетка легко нанизывает крупные бусины на нитку, с удовольствием строит пирамиды, пытается выводить первые буквы.
В 4 года ребенка можно отдавать в спортивную секцию — для мальчика лучше подобрать плавание или игры с мячом, для девочки — танцы, гимнастику или фигурное катание. Не стоит ждать от маленького человека спортивных результатов. В этом возрасте все тренировки носят общеразвивающий характер, дети привыкают к залу, учатся дисциплине и порядку.
Что умеет 4-летний малыш
Основные движения, которые должен освоить четырехлетний ребенок — это ходьба, бег, прыжки. С последним пунктом у малышей часто возникают проблемы. Более того, даже в школьном возрасте не все дети овладевают этим навыком.
Ребенок в четыре года должен уметь:
- ездить на 3-колесном велосипеде или самокате;
- стоять и ходить на цыпочках;
- спрыгивать с возвышения до 20 см;
- бегать с препятствиями и сменой направления;
- прыгать на одной или двух ногах;
- взбираться по гимнастической стенке.
Дети в возрасте 4 лет отлично поднимаются и спускаются по ступеням, легко перешагивают (перепрыгивают) через преграды, ловят и кидают мяч руками, умеют ходить по тонким бордюрам. Ребенок уже хорошо владеет своим телом, но кое-что может не получаться — прыжки через скакалку, бег на скорость, лазание по канату и другие силовые нагрузки.
Как развивать
Развитие двигательных навыков у ребенка происходит под влиянием регулярных спортивных занятий. Применение легких упражнений приводит к умению владеть своим телом, вырабатыванию силы, выносливости, гибкости.
Физическое воспитание: практические советы родителям малышей и дошкольников
Для развития скорости можно чередовать бег в быстром и медленном темпе, улучшить координацию поможет бег из положения сидя на корточках или стоя на одном колене.
При отборе упражнений для ребенка 4 лет особое внимание уделяют тем, которые вызывают кратковременное напряжение. Выполнять их лучше в игровой форме — проводить всевозможные эстафеты, соревнования, догонялки, салочки, отбивать мяч о землю или стену, метать предметы на дальность.
Полезное видео с подвижными играми для детей 4-х лет
Медицинские вопросы
Если ребенок развивается нормально, специальных медицинских обследований в 4 года не требуется. Родители могут на свое усмотрение пройти детских специалистов, сдать анализы крови и мочи. Обязательно сходить к стоматологу и при необходимости посетить логопеда. Прививки в этом возрасте обычно проставлены. Но если ребенка не вакцинировали, еще не поздно начать.
Перед этим стоит посетить педиатра и обговорить индивидуальную схему прививок, поскольку малыш уже вышел из графика. Вакцинацию начинают с пробы Манту, через 2 недели переходят к введению БЦЖ-сыворотки. Далее прививки делают в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Образ жизни
Умения и навыки ребенка в быту разнообразны — в 4 года он умеет одеваться, умываться, чистить зубы. Различает столовые приборы и делает правильный выбор для еды. Понимает обращенные к нему просьбы и выполняет мелкие обязанности.
Режим
Четырехлетки по-прежнему нуждаются в строгом чередовании сна и отдыха. С ребенком, посещающим детский сад, проблем не возникает. Главное — вовремя уложить его вечером. С домашними детьми сложнее. Родители должны точно обозначить часы подъема, прогулок и приема пища.
Такой строгий режим вырабатывает дисциплину и укрепляет нервную систему малыша. Примерный режим дня 4-летнего ребенка:
8:00 — 8:30 | Пробуждение, умывание, зарядка |
8:30 – 9:00 | Завтрак |
9:00 – 9:30 | Развивающие занятия |
9:30 – 11:30 | Прогулка |
11:30 – 11:40 | Перекус |
11:40 – 13:00 | Дневной сон |
13:00 – 14:00 | Гимнастика, подвижные игры |
14:00 – 14:30 | Обед |
14:30 – 16:00 | Дневной сон |
16:00 – 17:20 | Полдник |
17:20 – 19:30 | Игры, чтение, прогулка |
19:30 – 20:00 | Ужин |
20:00 – 20:30 | Спокойные игры, чтение |
20:30 – 21:00 | Подготовка ко сну, купание, умывание |
21:00 | Сон |
Питание
Для поддержания нормального веса и физического развития ребенок в 4 года должен питаться не реже четырех раз в сутки.
Общая калорийность рациона составляет 1500–1700 г, вес одной порции — 300–400 г.
Чтобы маленький человечек не столкнулся с ранней полнотой, из рациона следует убрать сладости, сдобную выпечку, фастфуды, полуфабрикаты, газированные напитки, жирные блюда. Покупной йогурт лучше заменить домашним, пакетированные соки — свежевыжатыми, но давать их нечасто.
Лишний вес у ребенка: груднички и дошкольники
Если малыш страдает излишней худобой, у родителей возникает резонный вопрос — как набрать вес ребенку? Для начала следует обратиться к педиатру, чтобы удостовериться в отсутствии заболеваний. При хорошем состоянии здоровья нужно пересмотреть детский рацион, добавив в него больше белковых продуктов. Примерное меню на день:
Завтрак | Каша овсяная на молоке, булочка с маслом, какао с молоком |
1 перекус | Печенье, молоко |
Обед | Суп куриный с лапшой, рис с отварным языком, чай |
2 перекус | Сырники со сметаной, кисель |
Ужин | Рыбная котлета, картофельное пюре, овощной салат, компот |
Сон
В детском саду дети спят 1,5–2 часа. Не стоит отказываться от дополнительного отдыха и дома. Послеобеденный сон восстанавливает функции мозга, помогает успокоиться и расслабиться, снимает возбуждение. При нарушении распорядка дня ребенок не сможет показать тот уровень развития, который типичен для его возраста, будет плаксивым и раздражительным.
Уход
- мытье рук;
- утреннее и вечернее подмывание;
- чистка зубов;
- умывание и расчесывание волос;
- уход за носом.
К 4 годам ребенок уже настолько развит, что способен выполнять эти процедуры сам под присмотром взрослых.
Купание
В возрасте четырех лет, если ребенок любит воду, можно приучать его ежедневно принимать душ без мыла. Ванну в этом случае практикуют 1 раз в неделю. Шампунь для купания выбирают с нейтральным pH — в пределах 6–8. Голову достаточно мыть дважды в неделю.
Прогулки
Полноценное развитие ребенка 4 лет предусматривает ежедневные прогулки на свежем воздухе. Причем, они должны быть активными, с играми и развлечениями, выходом за пределы двора. Малышу будет интересно пройти по районам города, посетить вокзал, выйти на природу.
Прогулку можно совместить с уроками математики (посчитать шаги), рассказами о свойствах разных предметов, жизни животных и растений.
Массаж и гимнастика
Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Если 4-летние мальчики и девочки неспособны бросить мяч, залезть на гимнастическую стенку, неуверенно бегают — это может говорить о развитии плоскостопия, сколиоза, нарушения осанки. Исправить ситуацию помогут массаж и специальная гимнастика.
В зависимости от целей детский массаж бывает расслабляющим и тонизирующим. Процедура не только улучшает здоровье малыша, но и способствует более гармоничному и быстрому психоэмоциональному развитию. Причем эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.
Игры
Игры — это самая важная часть развития четырехлетнего ребенка. Для этого периода наиболее типичны сюжетно-ролевые процессы — игра в дочки-матери, магазин, врача, шофера.
Такая деятельность подразумевает участие других людей. Играя один, малыш одушевляет предметы, разговаривает и действует за вещи — выступает в роли режиссера.
Полезное видео с играми для детей 4-х лет
Возможные проблемы
- Приказ «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года.
- Шиляев Р.Р. и соав. Болезни детей раннего возраста: Руководство для врачей // М.; МЕДпресс — информ, 2002, 336с.
- Калмыкова А. С. и др. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет // Ростов на Дону: Феникс, 2008г, 335с.
- Справочник педиатра /Под ред. Н.П. Шабалова // СПБ: Питер, 2007, 672 с.
- Основы здоровья детей и подростков: руководство для врачей. Часть I. Комплексная оценка здоровья детей и подростков // Екатеринбург: УГМУ, 2017, 126 с.4
- М.А.Рунова. Двигательная активность ребенка в детском саду // изд. «Мозаика-Синтез, М:2004г.
- Здоровый малыш / под ред. З.И.Бересневой // Москва 2004 г.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Журнал «Медицинский работник» №6, 2012г.
Источник: mama66.ru