Время чтения —19 минут
Как связаны продюсер и автор? Зачем они нужны друг другу? Всё ли гладко в их работе или есть какие-то подводные камни? Бывает и так, что автор и продюсер — один и тот же человек, поэтому поговорим и о моментах, которые важно учитывать в этом случае.
Кто такой продюсер
Если говорить о продюсировании как о термине, то он сильно размыт. Особенно внутри темы онлайн-образования. Я расскажу о своём понимании вопроса, и оно может не совпадать с другими мнениями.
Продюсер — это прежде всего организатор. Но не тот, который может только налаживать процессы и создавать команды, а ещё и тот, кто владеет знаниями в области продвижения, маркетинга. Может исследовать рынок, аудиторию, может понять, какой продукт будет пользоваться спросом. Возможно, у него даже есть природное чутье или опыт, который позволяет это чутье иметь.
Опираясь на знания и навыки, продюсер может помочь автору создать с нуля, упаковать и выпустить на рынок продукт, и дальше с ним работать. Либо может создать продукт и привлечь авторов своими идеями, а дальше — упаковать и выпустить на рынок.
Кто такой продюсер блогеров? Кто такой продюсер, чем он занимается и сколько зарабатывает?
Основные роли продюсера:
Агент автора — это привлечённый специалист, который продвигает этого самого автора и решает организационные задачи.
В качестве продюсерского центра обычно выступает команда во главе с продюсером, который создаёт свои проекты, привлекает в них авторов и решает поставленные задачи.
Когда нужен продюсер
Часто автор — это эксперт в теме, которая не связана с маркетингом и продвижением. Он может создать классный обучающий продукт, но не понимает, как его упаковывать, продвигать и продавать. Что это вообще такое? Поэтому много прекрасных продуктов погибает уже на первом запуске, а автор думает, что всё это никому не нужно. Хотя на самом деле никто просто не успел узнать о существовании продукта.
Большинство авторов хотят сконцентрироваться на контенте и обучении. И это правильно. Потому что если допиливать постоянно курс, работать с учениками, разбираться с продуктом, то это громадный пласт работы. А в состоянии творчества тяжело несколько раз в день переключаться с идей на операционку. Выполнять обе функции одновременно — сложно.
Что делает продюсер в идеальном мире по сравнению с тем, что должен делать автор?
Продюсер выстраивает процессы, организует команду и её работу, если позволяют ресурсы. Он разбирается в продвижении, маркетинге, знает, как упаковать продукт, проект, экспертность, или в его команде есть люди, которые помогают на этом этапе. Продюсер живёт в режиме аналитики, цифр, стратегий.
Понятно, что всё зависит от масштаба проекта. В маленьком проекте совмещать функции автора и продюсера проще. Чем крупнее становится проект, тем более широкие продюсерские компетенции требуются. Совмещать становится сложно, иногда невозможно. На этом этапе приходится отделять автора от продюсера.
КАК стать продюсером в 2022 году?
Какие варианты сотрудничества с продюсером бывают
Я рассмотрела основные варианты сотрудничества продюсера и автора, которые есть на рынке. Понятно, что есть еще куча возможных оттенков и взаимодействий.
Первый вариант , когда автор — наёмный человек, а продюсер — главный. Например, конференции «Морошки», на которые организаторы привлекают множество спикеров, подходят под этот вид сотрудничества. Спикеры не буквально в найме, но привлечённые со стороны. То есть проект не принадлежит авторам, но они участвуют в его создании. Сюда же подходит пример, когда какая-нибудь онлайн-школа выступает в роли организатора и приглашает преподавателей со стороны, или самостоятельный продюсер сотрудничает с нужным ему автором.
Второй вариант , когда автор главный. Он создаёт проект и привлекает продюсера либо на выполнение отдельных задач, либо полностью на продвижение и работы в части продюсирования.
Третий вариант — партнёрство автора и продюсера. В этом случае обычно есть договорённости в части соблюдения авторских прав, распределения прибыли и другие тонкие настройки.
Риски работы с продюсером запусков
В любом сотрудничестве есть как бонусы, так и риски, которые надо учитывать.
Риски и бонусы для главного лица в проекте, неважно автор он или продюсер, вы видите на скриншоте.
риски и бонусы для 1 и 2 варианта сотрудничества
Риски партнёрской модели:
Автор может уйти и увести аудиторию, так как проект развивается вместе с ним.
На старте проекта принадлежность проекта и авторские права не оговариваются, при разрыве сотрудничества у каждого возникает своё видение этих вопросов, часто возникают проблемы.
Взаимные претензии.
Бонусы партнёрской модели:
Разделение расходов на проект.
Разделение ответственности, возможность обсудить проблемы и отпраздновать успех.
1+1=11, это о том, что потенциал крутых специалистов в партнёрстве многократно умножается, как, например, Наталья и Андрей делают классные мероприятия, которые получаются круче, чем если бы они делали их поодиночке.
Сколько платить продюсеру запусков
Схемы финансового сотрудничества существуют разные, кто как договорится. Единого шаблона нет. Я выделила 3 схемы, подходящие для трёх вариантов сотрудничества описанных выше: автор — главный, продюсер — главный, партнёрство.
риски и бонусы для 1 и 2 варианта сотрудничества
Схема 1. Автор — главный, продюсер привлекается со стороны
На каких условиях можно привлечь продюсера в авторский проект:
за % от будущей или существующей прибыли;
за гонорар на определенный объём работ;
за гонорар+%.
Схема 2. Продюсер — главный, автор в найме
Какие есть возможности для авторов, когда продюсер главный:
сотрудничать за гонорар;
сотрудничать за % или участвовать в партнёрской программе;
бесплатно, то есть автору предлагаются другие выгоды. Это может быть, например, репутационная история, когда автора приглашает крупная онлайн-школа или известный проект.
Схема 3. Партнёрские договоренности
Здесь важно учитывать, что 30-40% от оборота проекта уходит на расходы: рекламу, сервисы, «упаковку», поддержку. Часто автор и продюсер договариваются о том, чтобы делить расходы пополам или в долях. Если деньги вкладывает продюсер, то он забирает 60-70% от оборота проекта. Часть покрывает его расходы на проект, часть — в качестве оплаты за работу.
30% продюсеру (команде).
Почему сложно найти продюсера
При поиске продюсера причин и нюансов возникает множество и в разных вариациях, как при поиске любого другого специалиста. Например, автор принимает продюсера за инвестора, не договорились «на берегу», продюсер не видит ценности в проекте и так далее. Расскажу про основные сложности из моего опыта.
Автор не понимает рисков или неадекватно оценивает проект
Представьте, приходит к продюсеру человек и говорит: «Я вас нанимаю, потому что для своего проекта придумал курс. А после обучения в проекте N мне пообещали, что с первого запуска можно заработать миллион. Денег на рекламу у меня 3000 руб. Я знаю, что автовебинар сейчас запущу и всё сработает».
Это явно неадекватная оценка автором своего проекта. Особенно, когда видно, что нет аудитории вокруг проекта, пока ещё всё сделано «на коленке», но человек уже хочет заработать миллионы.
Бывает так, что если тема горящая, всё удачно складывается, то и на первом запуске можно поднять хорошие деньги. Но, скорее всего, на второй, третий раз это не сработает. И это отдельная тема о продвижении и продюсировании долгосрочных проектов.
Из своего опыта могу сказать, что удержать первый результат сложно. И неадекватная оценка проекта часто не вина автора. Просто он не разбирается в теме продюсирования, нахватался радужных обещаний у недобросовестных «учителей» и связал всё это со своими мечтами и ожиданиями.
Поэтому я рекомендую выбирать продюсера, которому доверяете. Или если вы выбираете из нескольких продюсеров на рынке и они говорят примерно одно и то же о вашем проекте, то стоит прислушаться. И определить, что, возможно, преувеличено в ваших ожиданиях.
Источник: moroshkapro.ru
Кто такой телепродюсер и чем он занимается?
Человек-оркестр. Массовик-затейник. Универсальный солдат. Все эти сравнения с легкостью можно применить к одной очень интересной профессии – продюсер телевидения. В его ведении находится такая огромная масса творческих и технических задач, что мы решили уделить ему отдельную статью.
В профессиональных обязанностях продюсера ТВ соседствуют такие парадоксы, как «составление писем и обзвон потенциальных актеров массовки», с одной стороны, и «обеспечение финансирования проекта», с другой. Это не ошибка. Продюсер телевидения действительно лично занимается на ТВ самыми разными вопросами.
Он курирует:
- оформление творческой идеи на новый телепроект. Участвует в обсуждении концепции будущей программы, составляет заявку, контролирует ее прохождение по разным инстанциям на ТВ и, если нужно, отстаивает идею перед руководством канала.
- участие во всех этапах телепроизводства. В пре-продакшене, продакшене и постпродакшене. В любой момент продюсер имеет право вносить правки.
- взаимодействие с творческой и технической частью съемочной команды. Продюсер телевидения обязан говорить на одном языке и с теми, и с другими. Знать обо всех поставленных задачах, сроках, проблемах и форс-мажорах.
- контроль соблюдения авторского права и других законодательных тонкостей. Журналисты, как минимум, подчиняются Конституции и закону о СМИ. А в процессе выполнения своей работы могут пересекаться с целым рядом иных законодательных документов.
- привлечение финансирования и поиск инвесторов для телепроекта. Отсюда прямая необходимость проводить презентации, переговоры, заключать сделки. Ведь любой пилот на ТВ рано или поздно обязан выйти на самоокупаемость и прибыль.
- продвижение и раскрутка телепроекта. Без этого компании просто не узнают о новых рекламных возможностях. А звезды ТВ и интересные спикеры – о новой площадке для выступлений. Часто именно продюсер лично обеспечивает сотрудничество проекта с известными людьми
Профессиональные навыки и качества
Без долгих вступлений перечисляем самые главные человеческие качества и профессиональные навыки, которыми обязан обладать продюсер телевидения:
На связи 24/7. В съемочный сезон (на ТВ он длится примерно с сентября по май-июнь) можно забыть про отпуск и выходные. Телефон и ноутбук в это время – ваши самые верные помощники.
Стрессоустойчивость. Форс-мажоры на ТВ случаются довольно часто. Начиная от заболевшего гримера, заканчивая застрявшим в пробке главным героем передачи. Продюсер не просто готов ко всему, он оперативно решает все эти проблемы.
Рациональность и логика. Они нужны, чтобы принимать быстрые, но взвешенные решения. Снимаем передачу со скандальным героем или отменяем съемку? Выделяем дополнительный бюджет или экономим? Берем еще одного оператора?
И т.д.
Гибкость и ответственность. Эти два качества обеспечивают бесперебойное телепроизводство. Ведь работа в команде телепроекта – это всегда поиск компромисса. Нужно учесть интересы всех сторон и позаботиться обо всех нюансах.
Лидерские качества. Телепродюсер должен быть лидером, способным увлечь идеей и повести за собой целую команду. Уважаемым коллегами по цеху, профессиональным сообществом, экспертами, рекламодателями, гостями и т.д.
Переговорные навыки и умение выступать на публике. Это особенно важно на этапе запуска проекта, а также при поиске инвесторов.
Хотите узнать больше о специальности «продюсер телевидения»? Ждем вас в Школе телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ».
Что входит в обязанности такого продюсера? Как видно из названия, это работа одного вида, линейная. Этот специалист занимается поиском экспертов, специальных гостей студии, массовки. Он же приглашает к сотрудничеству звезд шоу-бизнеса, политиков, артистов. Обеспечивает работу какого-то одного конкретного направления в процессе создания полноценного тв-продукта.
Работает в тесной связке с командой редакторов, режиссером, операторами, звукорежиссерами и закадровым персоналом.
Это основные виды продюсирования на современном телевидении. Но есть еще одно, которому пока не учат в телешколах, однако оно уверенно набирает обороты. Это личный продюсер. Или, скорее, персональный помощник, PR-консультант. Работа очень разноплановая.
Вкратце расскажем и о ней.
Корнями личное продюсирование уходит в сферу шоу-бизнеса, где уже давно есть концертные директора и PR-менеджеры. Личные продюсеры стали особенно востребованы в эпоху персональных брендов, когда телеведущие и телезвезды по примеру популярных блогеров стали не просто вести телепрограммы, а активно зарабатывать на своем таланте и вне телевидения.
Быть своего рода «продуктом», который «покупают» для проведения мастер-классов, лекций, развлекательных мероприятий и т.д. В обязанности личного продюсера входит оценка поступающих предложений, поиск интересных площадок, переговоры, документооборот, продвижение звезды в соцсетях, а иногда и ведение графика. Вот такой интересный тренд наметился в истории продюсирования. Он не совсем про ТВ, но тесно связан со сферой публичности.
Источник: ostankino-school.ru
Профессия «Продюсер»
Профессия «продюсер» — одна из самых престижных и прибыльных. И интересных! Но кроме этого, она еще очень перспективна, поскольку входит в число профессий будущего. Деятельность специалистов в этой сфере невозможно автоматизировать. А значит, профессионально обученный человек всегда будет востребован.
Как появилась
Впервые продюсеры появились в американской киноиндустрии. Произошло это в начале XX в, когда в Голливуде стали активно снимать кино. Для этого потребовались профессиональные организаторы, способные превратить творческий процесс в высокодоходный бизнес. В нашей стране должность продюсера также сначала была связана с кино.
В 1990 году это название впервые промелькнуло в титрах фильма «Мордашка». Постепенно сфера деятельности специалистов распространилась и на другие творческие направления.
Описание
- создание концепции проекта;
- прогнозирование результатов деятельности;
- составление бюджета и поиск ресурсов;
- подбор исполнителей;
- контроль работы всех участников проекта;
- взаимоотношения с инвесторами и рекламными агентами;
- анализ эффективности проекта.
Детальное описание обязанностей зависит от сферы деятельности: телевидение, кино, театр, музыка и т.д.
Елизавета Андреева, продюсер телеканала «Пятница», преподаватель Института Театра, кино и телевидения «Синергии», поясняет, что «Должность продюсера предполагает совмещение обязанностей администратора, директора площадки, кастинг-менеджера. Этот человек организует съемки, набирает команду, ищет локации. От его деятельности зависит результат работы всей команды».
Продюсер – это бизнесмен в творческой сфере, который должен обладать хорошим художественным вкусом, фантазией. Высокими возможностями к ведению переговоров на всех уровнях. Чтобы быть актуальным сегодня, необходимо придумывать и предлагать: и в формате съемок, и в темах, и в технологиях, и в героях. Всегда интересна новизна, картинка, которая непривычна глазу. Задача профессионала – выявлять эти моменты.
Специализации
Профессия «продюсер» имеет несколько специализаций:
- Музыкальный продюсер. Занимается развитием музыкальных проектов (альбомов, групп, сольных певцов, музыкальных шоу). Палитра деятельности: создание имиджа артистов, концепции группы, альбома или шоу, контроль работы стилистов, фотографов и видеооператоров, маркетинг, организация аудиозаписи, гастролей, продвижение артистов в СМИ и в интернете.
- Театральный продюсер. Этот специалист организует театральные постановки. Он вместе с режиссером и другими театральными мастерами участвует в создании концепции спектакля, участвует в кастинге, решает финансовые вопросы, организует маркетинговые и рекламные мероприятия.
- Телепродюсер. Работа телепродюсера связана с организацией и раскруткой телеканала в целом или отдельных телепрограмм. Палитра деятельности: генерирование идей новых программ и шоу, разработку их концепции, подбор кадров, привлечение телезрителей, обеспечение лучших условий для получения прибыли проекта.
- Кинопродюсер. В ответственность кинопродюсера входит участие в составлении концепции (взаимодействие с режиссером и ведущими участниками кинопроцесса, составлении бюджета фильма, привлечение средств, производство ленты (от кастинга и выбора локаций до организации обедов на киноплощадке и монтажа киноматериала), обеспечение проката в кинотеатрах, на фестивалях. В определенных случаях кинопродюсер может участвовать в выборе сценария, подборе режиссерского состава, других продюсеров проекта.
Любая из перечисленных сфер не сможет существовать без грамотного продюсера. Проекты становятся популярными и приносят коммерческую прибыль благодаря правильно выбранной идеи, разумно организованному процессу создания и преподнесения итоговой работы конечному потребителю. Поэтому профессия «продюсер» в ближайшие 5-10 лет продолжит набирать популярность.
Плюсы и минусы
- престижная работа в крупных медиахолдингах;
- реализация собственных творческих замыслов;
- возможность организовать собственный бизнес;
- увлекательный характер деятельности;
- высокая заработная плата;
- широкий круг общения.
- ненормированный рабочий день;
- высокая степень ответственности;
- большая конкуренция;
- доход зависит от прибыльности проектов.
Место работы продюсера
Продюсеры работают на телеканалах, в киностудиях, в театрах, на радиостанциях, в продюсерских центрах. Часто работа специалистов является проектной. Многие из них начинают вести свое собственное дело.
Перспективы в будущем
Профессия «продюсер» имеет хорошие перспективы. Любой проект должен не только окупаться, но и приносить прибыль. Желательно большую. В ситуации, когда на рынке имеется большой выбор предложений, заметно превышающий спрос, только с помощью грамотной организации и продвижения можно достичь этих целей.
Поэтому люди, которые делают это результативно, требуются всегда. И с развитием медиасферы и киноиндустрии такая потребность будет расти.
Где и как учат продюсированию?
Обучение по направлению подготовки «Продюсирование» производится в высших учебных заведениях или на специализированных курсах.
Соответствующая программа бакалавриата открыта в университете «Синергия» на факультете Театра, кино и телевидения. Срок обучения – от 3,5 до 4,5 лет. По окончании учебы выпускники получают государственный диплом и широкую практику в проектах компаний-партнеров «Синергии». Полученные знания и навыки помогут выпускнику университета вести дальнейшую профессиональную деятельность максимально успешно.
В процессе обучения студенты осваивают специализированные предметы:
- основы продюсирования;
- медиапланирование;
- технология кино и телевидения;
- инвестиционная деятельность в киноиндустрии и др.
Теоретические занятия дополняются большим количеством практических упражнений, семинаров, мастер-классов, встречами с известными личностями. Все это позволяет сформировать полный набор необходимых для работы компетенций.
Для людей, которые уже имеют высшее образование, предлагается пройти куры по направлению «Продюсирование». Они дают возможность в короткие сроки овладеть необходимыми знаниями в концентрированном виде.
Так, университет «Синергия» совместно со школой МХАТ им. Горького запустил курсы продюсирования сроком 5 месяцев. За это время слушатели освоят порядок составления бюджета, работу по поиску площадок, организацию и продвижение проектов, научатся разрабатывать и реализовывать свои идеи.
Карьера
Профессиональное продюсерское образование позволяет сделать хорошую карьеру. На старте можно устроиться ассистентом продюсера или менеджером медиапроектов. Такая деятельность позволит вникнуть в практику профессии и проявить себя.
После этого специалист «получит доступ» к должностям, требующим высокой квалификации: продюсер, руководитель программы, исполнительный директор и т.д.
Имея опыт, можно работать на высокооплачиваемых должностях по найму. Это значит, что вас будут приглашать под реализацию какого-то определенного проекта. Каждый этап выполнения работы подразумевает получение гонорара.
Другой путь – открытие своего бизнеса. Это может быть продюсерский центр или своя студия.
Зарплата продюсера сегодня и в будущем
Доходы продюсеров считаются одними из самых высоких. Уровень оплаты труда на начальном этапе колеблется в среднем от 50 тыс. до 150 тыс. рублей. Но все зависит от региона, должности и опыта работника.
Так, ассистент продюсера может зарабатывать от 40 тыс. до 80 тыс. рублей. А генеральный продюсер небольшого телеканала получает в 10 раз больше. И это не самый высокий показатель зарплаты для такой должности.
При чем уровень заработной платы таких специалистов растет быстрее, чем во многих других сферах. Поэтому можно утверждать, что и в будущем профессия «продюсер» будут фигурировать в списках самых высокооплачиваемых.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский Вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Источник: synergy.ru