Что дают коррекционные программы

Организация: ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Населенный пункт: г. Москва

Проблема обучения и помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в последние годы приобрела особую актуальность, поскольку особенно остро обозначилась проблема увеличения числа детей с ОВЗ, с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Год от года наблюдается тенденция роста их общей численности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют многочисленную группу, которая отличается неоднородностью и полиморфизмом. В системе психологической и педагогической помощи детям с ОВЗ в первую очередь важен не сам дефект, а развитие и формирование личности ребёнка в целом.

Личности, которая способна направить свои усилия под руководством педагогов на компенсацию нарушений и успешное вхождение в социальную среду. Поэтому важна ориентация обучения детей с ОВЗ на реализацию их потенциальных возможностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) первостепенной задачей является создание условий для развития всех учащихся, вне зависимости от их состояния здоровья. ФГОС начального образования обозначает необходимость широкого внедрения новых, современных подходов для создания системы комплексной помощи детям с ОВЗ для усвоения основной образовательной программы.

Учебно-документальный фильм «Один день коррекционного класса»

Система обучения детей с ОВЗ нацелена на преодоление недостатков и компенсацию проблем в физическом и психическом развитии обучающихся. Не менее важна социальная адаптация детей с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей. Это является основой программы индивидуального сопровождения детей с ОВЗ как части основной образовательной программы.

Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ проводятся по специальным программам, которые разработаны и составлены по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Программа занятий разрабатывается в соответствии с существующими нормативно-правовыми документами.

Принципиальное значение имеет диагностика, основанная на психологическом заключении. Важны также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. К большому сожалению, у большинства детей с ОВЗ нет возможности обучаться по общеобразовательным стандартам.

Поэтому все занятия являются адаптированными, с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого ребёнка. Все дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий для получения образования, а также коррекции нарушений развития и социальной адаптации, основанной на специальных педагогических подходах.

Поэтому при составлении программы занятий обязательно учитываются индивидуально-психологические и возрастные особенности ребёнка с ОВЗ. Дети с ОВЗ обычно отличаются напряжённостью, неадекватными эмоциональными реакциями. У них часто проявляется негативизм, демонстративность и явный отказ от выполнения учебных заданий.

Поэтому от педагога-дефектолога требуется не только знание педагогических приёмов обучения детей с ОВЗ, но и ряд личных качеств, такие, как: терпеливость, ответственность, умение находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная сформированность сферы познания, нарушение навыков пространственной ориентировки.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ: особые образовательные потребности и адаптированные программы

Дети с ОВЗ часто слабо ориентируются в основных понятиях, времени, сложно запоминают названия предметов, у них нарушено восприятие речи. Исследования нейродинамических показателей детей с ОВЗ часто демонстрируют низкую умственную работоспособность и нарушение концентрации внимания, также отмечается повышенная истощаемость и тяжёлые нарушения умственной работоспособности.

При исследовании предметного гнозиса наблюдается фрагментарность восприятия, неполная его сформированность. В эмоциональной и личностной сфере обычно наблюдаются негативные эмоциональные переживания, агрессивность по отношению к окружающим. У детей с ОВЗ обычно слабо развита мелкая моторика рук.

Также у детей с ОВЗ часто нарушено словесно-логическое мышление, такие дети испытывают трудности в дифференциации общего и различного. Поэтому занятия организуются с использованием различных наводящих вопросов, подсказок, большое значение имеет наглядный материал. Целью коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ является, в первую очередь, развитие когнитивной сферы обучающихся при помощи коррекционно-развивающей работы по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, происходит подготовка к восприятию учебного материала согласно общеобразовательным стандартам. Задачами занятий с детьми с ОВЗ являются:

1. Развитие высших психических функций познавательной сферы, а именно: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, а именно: познавательной активности, произвольности, самоконтроля.

3. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Укрепление психологического здоровья, предупреждение психофизических перегрузок, общая стабилизация эмоциональной сферы и создание благоприятного психологического комфорта в процессе обучения.

Занятия с детьми с ОВЗ строятся с учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

Читайте также:
Была завершена работа программы

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. К числу коррекционных задач относятся исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление общих трудностей развития. Профилактические задачи: предупреждение отклонений и сложностей в развитии. Развивающие задачи: стимулирование, обогащение содержания развития.

2. Принцип единства диагностики и коррекции, которая реализуется в последовательной реализации программы системы занятий. Проведению коррекционной и образовательной работы обязательно предшествует комплексное диагностическое обследование, которое позволяет выявить характер и особенности трудности развития ребёнка с ОВЗ, сделать выводы и заключение о возможных причинах и возможностях корректировки. И только на основании диагностики составляется индивидуальный план коррекционной работы.

3. Общие дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

4. Принцип динамичности восприятия, суть которого состоит в разработке системы заданий, позволяющих преодолеть возникающие препятствия. Этот принцип позволяет организовать общее развитие детей с ОВЗ, помочь раскрыть их способности и возможности. Поэтому каждое занятие обязательно должно проходить ряд этапов по принципу «от простого к сложному». Уровень сложности должен быть доступен каждому ребёнку. Занятия должны поддерживать интерес к учёбе и давать возможность испытывать радость от процесса обучения.

5. Принцип продуктивной обработки информации, который заключается в том, чтобы у ребёнка с ОВЗ последовательно развивался навык по обработке и восприятию информации, формировался механизм самостоятельного поиска, принятия решения.

6. Принцип учёта эмоциональной окрашенности учебного материала. Этот принцип предполагает создание благоприятного эмоционального фона процесса обучения. Обучение должно стимулировать положительные эмоции у ребёнка с ОВЗ.

Для примера рассмотрим занятие.

Диагнозы детей: умственная отсталость средней и тяжелой степени, аутизм, ДЦП. У детей грубые нарушения речи, двигательные нарушения, психомоторное возбуждение. Возраст детей – младший школьный возраст, от 7 до 10 лет, есть небольшая группа детей старшего возраста от 12 до 18 лет. Индивидуальные коррекционные занятия. Дети – сироты.

Место проведения занятия: ГКУ ЦССВ «Сколковский». Учитель-дефектолог Ярдушкина Оксана Александровна, стаж работы – 24 года в должности воспитателя, в должности учителя-дефектолога – 3 года.

Тема: «Вкусовые ощущения». Занятие индивидуальное. Цель: развивать у ребенка восприятие особых свойств продуктов и учить обозначать их вкус. Задачи. Коррекционно-образовательные: учить подбирать признаки к предметам; развивать умения по согласованию имён прилагательных с существительными; расширять знания по темам: «Овощи. Фрукты».

Коррекционно-развивающие: развитие вкусовых анализаторов; обогащение словарного запаса; развитие общей и мелкой моторики; развитие произвольного внимания; развитие зрительного гнозиса; развитие мыслительных процессов. Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность; воспитывать интерес к учёбе.

Структура занятия: 1. Организационный момент. 2. Основная часть: Что такое язык и зачем он нам нужен. 3. Зрительная гимнастика. 4. «Наложенные изображения». Счёт предметов – продуктов (карточки). 5. Игра: «Опиши словами» (по картинке). 6. Пальчиковая гимнастика. 7. Игра: «Найди нелепицы». 8. Физминутка. 9. Игра: «Попробуй».

Оборудование – 3 банки с водой (соленая, сладкая, кислая). В результате проведения занятия цели достигнуты.

1. Алтухова Т.А. Коммуникативная направленность логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: теоретическое обоснование и результаты обучения.//Коррекционная педагогика.-2017.-№(73).-С.76-89.

2. Никольская О.С., Костин И.А. Ещё раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра.// Дефектология.-2015.-№6.-С.17-27.

3. Стребелева ЕА. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации первоклассников с умственной отсталостью (основные компоненты содержания рабочей программы вариант) //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2017.-№5.-С.9

4. Шалаурова Е.В., Соловьев А.Г., Бочарова Е.А. Познавательная деятельность в процессе реабилитации детей с множественной психомоторной патологией развития // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2015 №3. С. 87-94.

5. Шаповаленко Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ [Текст] / Л.М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. — 2014 — №11. — С. 83-88.

Источник: www.pedopyt.ru

Профессия коррекционного педагога: обучение и перспективы

Коррекционный педагог

Программы коррекционного образования предназначены для обучения детей с отклонениями в поведении, замедленным умственным развитием, проблемами со здоровьем. В АНО «НИИДПО» учат работать с такими детьми на курсах переподготовки и повышения квалификации . Обучение длится от 5 недель до 6,5 месяцев. Давайте разберемся, чем именно занимается коррекционный педагог, какими качествами он должен обладать и куда может устроиться на работу.

В чем заключается суть коррекционной педагогики?

  • определяет, почему и в каких условиях возникают отклонения в поведении и развитии детей;
  • разрабатывает и использует коррекционные программы;
  • отслеживает развитие каждого ребенка в динамике и меняет подход, если требуется;
  • постоянно взаимодействует со специалистами смежных сфер, при создании программ опирается на исследования в области медицины, коррекционной педагогики и психологии образования;
  • анализирует особенности обучения детей с отклонениями в обычных школах;
  • создает учебно-методическую базу для подготовке учителей к работе с особыми детьми;
  • помогает в воспитании и адаптации детей в обществе;
  • изучает историю развития специальной коррекционной педагогики и новые методики.
Читайте также:
Программа где продают контейнеры с вещами

Но это лишь общие обязанности. Полный перечень зависит от направления, которое выбрал специалист: например, олигофренопедагогика, логопедия, работа с детьми с нарушениями слуха или зрения и пр.

Какое направление предпочесть — решать вам. Вы можете пройти общую профессиональную переподготовку и получить квалификацию «специальный педагог», либо выбрать более узкую специализацию: например, научиться работать с детьми и подростками с эмоциональными нарушениями. Если вас интересует коррекционная педагогика в начальном образовании, обратите внимание на курс переподготовки с присвоением квалификаций «логопед» и «учитель начальных классов».

620 часов (3 мес.)

Квалификация: Специальный (коррекционный) педагог

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

16080 руб. 13400 руб.
Отправить заявку

1340 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Учитель-логопед (логопед) (профиль: нарушения речи)

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

49700 руб. 42488 руб.
Отправить заявку
10800 руб. 8000 руб.

Отправить заявку

Какими качествами должен обладать коррекционный педагог

Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение. Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.

В этой работе необходимы и другие качества:

  • Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
  • Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
  • Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
  • Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
  • Наблюдательность. Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
  • Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
  • Тактичность. Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.

Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.

Куда пойти работать коррекционному педагогу?

Для такого специалиста есть три основных направления деятельности.

Первый вариант — непосредственно работа с детьми. После окончания обучения вы сможете работать в спецшколах, коррекционных классах, реабилитационных, социальных и медицинских центрах, детских садах и пр. Опытный специалист также может открыть частную практику, чтобы проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми. Наконец, если со временем вы станете широко известны как профессионал, сможете открыть собственный центр помощи детям.

Второй вариант — преподавать коррекционную педагогику как дисциплину, обучать специалистов на курсах переподготовки и повышения квалификации, вести лекции и семинары для студентов в вузах.

Третий вариант — дополнительно заняться наукой. Можно участвовать в работе методических объединений, проводить исследования, совершенствовать методы работы с детьми, которым обучение дается сложнее, чем их сверстникам.

Источник: niidpo.ru

Коррекционная школа: стоит ли отдавать ребенка, плюсы и минусы

correcava

Коррекционные школы – это специализированные учреждения, которые предназначены для обучения детей с определенными нарушениями в здоровье и отклонениями в развитии. В таких заведениях используют специальные программы и создают необходимые условия, которые помогут школьникам в будущем найти свое место в жизни, несмотря на имеющиеся проблемы. Принимают в коррекционные школы при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и только на основе письменного согласия родителей.

Особенности учебных заведений

Основная цель образования в коррекционных школах — помощь в социальной адаптации. При составлении программ используют методологии, основанные на психологических и физиологических особенностях школьников.

Коррекционные школы классифицируют по патологиям учащихся, которые проходят в них обучение. Всего выделяют 8 групп специализированных учебных заведений для детей:

  • 1 и 2 — для глухих и слабослышащих.
  • 3 и 4 — для слепых и слабовидящих.
  • 5 — при наличии нарушений речевого развития.
  • 6 — при проблемах в развитии опорно-двигательного аппарата.
  • 7 – с общей задержкой развития.
  • 8 – при диагностировании умственной отсталости.
Читайте также:
В какой программе сделать доклад

Выбор в пользу коррекционной школы – это всегда непростое решение для родителей. Более того часто специализированные учебные заведения расположены вдали от дома, поэтому являются интернатами. Это значит, что школьник будет там находиться в течение рабочей недели. Если заведение расположено в другом городе, то с родными получится встречаться только на каникулах.

Коррекционная школа для детей

Но, несмотря на это, следует признать, что при правильном выборе обучения в специализированных школах является эффективным и качественным. В обычных образовательных заведениях у особенных детей всегда возникают сложности в учебе. Кроме всего, далеко не всегда складываются комфортные взаимоотношения с одноклассниками. На фоне психологического дискомфорта и стрессов увеличиваются риски развития депрессии. Это может в значительной степени ухудшить состояние здоровья школьников, которые имеют природные отличия от одноклассников.

Плюсы обучения

Главным плюсом специализированной школы является возможность комфортной социализации ученика, который имеет определенные нарушения в здоровье или отклонения в развитии. Предлагаемые программы обучения учитывают возможности школьников. Дети в процессе обучения успешно развиваются в условиях полноценной социализации в коллективе сверстников.

Основные плюсы коррекционных школ:

  • Создания благоприятных условий обучения, которые полностью соответствуют возможностям школьников.
  • Малое количество учеников в классах – до 14 человек. Это позволяет педагогам уделять требуемое внимание на уроке каждому ребенку.
  • Посильные требования. Обучение проводится в соответствии со специальными программами, которые предусматривают адаптацию всех изучаемых предметов.
  • Отсутствие лишних предметов в программе обучения, что позволяет снизить нагрузку.
  • Предоставление, при необходимости, родителям необходимой методической и консультационной помощи.
  • Возможность проведения профессиональной психологической коррекции, что упростит дальнейшую адаптацию в социуме.
  • Комплексный подход, направленный на постепенное исправление существующих проблем со здоровьем.
  • Проведение занятий педагогами со специальной подготовкой, что гарантирует индивидуальный подход к каждому ученику.
  • Развитие и приобретение устойчивых навыков, которые позволят в будущем стать самостоятельным человеком.
  • Качественное, сбалансированное питание и регулярные умеренные физические нагрузки, подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями школьников.

В большинстве коррекционных школ делается акцент на профориентационную помощь. Особенным детям помимо освоения общеобразовательных предметов помогают овладеть востребованной рабочей профессией.

Счастливые дети в коррекционной школе

Минусы

При всех привлекательных особенностях коррекционных школ, существуют определенные минусы, о которых должны знать родители. Только взвесив все за и против можно принять правильное решение об обучении по специальной программе.

Основные минусы коррекционных школ-интернатов:

  • Сокращенная общеобразовательная программа. Это не позволит школьнику по завершению учебы получить дальнейшее образование, если удастся достичь положительных результатов при лечении патологического состояния.
  • Небольшие нагрузки по учебе. Щадящий режим вызовет сложности в дальнейшем, если придется столкнуться с жизненными реалиями.
  • Изоляция от семьи и отсутствие постоянной поддержки родителей. Это не позволяет гармонично развиваться и может заставить ребенка замкнуться в себе.
  • Возникновение сложностей в проведении специальных медицинских процедур, которые требуют постоянно отрываться от учебы на длительное время вследствие удаленности учебного заведения.

Грустные дети в школе

Чтобы минимизировать негатив при обучении нужно обязательно учитывать состояние особенного ребенка. Родители должны предварительно оценить атмосферу учебного заведения и познакомиться с педагогами. Обязательно следует обратить внимание на взаимоотношение школьников между собой и с педагогами.

Советы и рекомендации

Если врачи установили наличие особенностей и отклонений при развитии ребенка, то нужно, как можно, раньше найти подходящую по специфике коррекционную школу. Правильный выбор учебного заведения позволяет повысить шансы на адаптацию в обществе.

Оптимально, если школа находится в непосредственной близости от дома. В этом случае, учеба не будет связана с необходимостью временных затрат на дорогу. Но такие варианты, подобрать довольно трудно, поскольку специализированные интернаты, в большинстве случаев, расположены за городской чертой. Более того, заведения для обучения детей с серьезными патологиями имеются не в каждом городе.

Сегодня можно выбрать государственную или частную коррекционную школу. В первом случае предоставляются бесплатные образовательные услуги. Но при этом условия для обучения несколько хуже в сравнении с частными специализированными учреждениями. Поэтому при наличии финансовых возможностей лучше выбирать платные варианты. В частных школах предусмотрено много дополнительных услуг, которые способствуют развитию детей и увеличивают шансы на успешную адаптацию в обществе.

Вместо обучения в специализированной школе можно выбрать вариант занятий в коррекционных классах, которые функционируют в общеобразовательных учебных заведениях. Как правило, в них педагоги работают с детьми с незначительными отклонениями в развитии. После успешной корректировки патологий развития многие школьники возвращаются к учебе в обычных классах.

Источник: plusiminusi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru