Чему отдавалось предпочтение в Спортивных играх по новой усовершенствованной программе

После создания КХЛ, хоккей в России вышел на по-настоящему элитный уровень. Но для того, чтобы

31/05/2023 14:04

Готовы окунуться в мир спортивных трендов и новых возможностей? 22 июня в Moscow Country Club

18/05/2023 13:45

Оргкомитет X Премии в области поддержки спорта и здорового образа жизни «Спорт и Россия» сообщает

15/05/2023 14:02

«Игры лидеров» — спортивный турнир для представителей компаний – пройдет 22 июня на территории Moscow

28/04/2023 12:17

6-7 апреля в Москве, при поддержке Министерства спорта Российской Федерации, состоялся 31-й Всероссийский Съезд Фитнес-Индустрии.

28/03/2023 02:49

Конный спорт и самые молодежные его дисциплины – для всадников, выступающих на пони, были представлены

17/03/2023 15:20

Группа компаний «ПТК Спорт» давно и успешно занимается производством, поставкой и монтажом бассейнов из нержавеющей

Видеофильм о Сельских спортивных играх «Стадион для всех — 2017»

Федеральный экспериментальный (инновационный) проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»

Прежде чем отдать ребенка в ту или иную спортивную секцию, необходимо убедиться в том, что его чемпионские амбиции действительно соответствуют природным и физическим данным. Федеральный экспериментальный (инновационный) проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» поможет решить эту непростую задачу – выбрать для каждого ребенка правильный вид спорта и правильную программу раннего физического развития.

Главные итоги реализации проекта. Федеральный экспериментальный (инновационный) проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» реализуется в российских регионах. В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 9 октября 2018 г. № 866 Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» признана федеральной экспериментальной (инновационной) площадкой на период реализации проекта.

Впервые проект представили на форуме в Ульяновске, после чего развернули 10 экспериментальных центров тестирования в восьми регионах страны, где протестировали на тот момент свыше 25 000 детей. Сейчас поставлено более 120 уникальных комплексов, позволяющих определить предрасположенность ребенка к занятиям различными видами спорта и оценить уровень физического развития и здоровья, протестировано уже более 40 000 детей.

Также Минспортом России проработан вопрос об определении Краснодарского края в качестве пилотного региона по выработке механизма организации центров раннего физического развития детей в системе общего и дополнительного образования детей (далее – пилотный проект). Реализация пилотного проекта в Краснодарском крае поддержана Администрацией Краснодарского края и Всероссийской федерацией танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла.

На данный момент идет строительство уникального многофункционального центра «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ», на базе которого будет реализована программа раннего физического развития, подразумевающая гармоничное развитие ребенка посредством занятия плаванием, хоккеем, гимнастикой, ритмикой, единоборствами и другими видами спортивной деятельности. Дети смогут посещать развивающие занятия до 12 лет, за это время их научат плавать различными стилями, кататься на коньках, растянут, научат танцевать, правильно падать, а также приемам самообороны. Самое главное – ребенку будут прививать навыки здорового образа жизни.

Физическая культура 9 класс (Урок№21 — Физическое совершенствование. Спортивные игры.)

Качественный начальный отбор спортивно одаренных детей и последующее их сопровождение позволят значительно повысить человеческий потенциал страны. В шесть лет дети смогут пройти тестирование на предмет определения предрасположенности к занятиям тем или иным видом спорта и в дальнейшем у ребенка будет выбор – остаться на развивающих занятиях по программе раннего физического развития, либо перейти на занятия по программам спортивной подготовки, в том числе на базе центра.

Кластерное взаимодействие с ближайшими образовательными организациями, интеграция на базе одного центра образовательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, использование центра для организации образовательного процесса и проведение

на базе центра уроков физической культуры позволит оптимизировать и усовершенствовать систему подготовки, увеличить вовлечение населения в систематические занятия спортом, что достигается за счет того, что центр ориентирован не только на детей, а на все группы населений.

В центре можно заниматься всей семьей, где с членами семьи будут работать профессионалы и следить за развитием и здоровьем с помощью тестирований на современном и инновационном оборудовании.

Базовые критерии проводимого тестирования заключаются в том, что в нем могут принять участие дети в возрасте от 5,5 до 12,5 лет. В ходе тестирования определяются психофизиологические, морфофункциональные особенности развития детского организма, а также исследуется функциональное состояние и особенности развития физических качеств и двигательных умений. Стоит отметить, что система позволяет учитывать медицинские противопоказания ребенка к занятиям спортом, а также способна предупредить развитие нежелательных последствий для здоровья ребенка, которые могут возникнуть в ходе тестирования.

По завершении комплексного исследования выдаются подробные рекомендации по выбору конкретных видов спорта, в которых ребенок в будущем способен показывать высокие результаты. Дело в том, что решение о выборе вида спорта для своих детей зачастую принимают родители, исходя из собственных предпочтений, популярности того или иного вида спорта и наличия спортивных секций по месту жительства.

Проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» поможет подсказать спортивное будущее ребенка исходя из его объективного состояния и реальных данных, а программа раннего физического развития, разработанная совместно с НГУ им. П.Ф. Лесгафта, поможет гармонично подвести ребенка и раскрыть его потенциал.

В проекте «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» используется отечественный аппаратно-программный комплекс для скрининговой оценки организма и тестирования уровня физической подготовленности. За счет своей компактности и мобильности это уникальное оборудование можно брать с собой на выездные тестирования, применять в спортивных командах, клубах и школах для отслеживания динамики физического развития и функционального состояния детей, находящихся в начале своего спортивного пути.

Аппаратно-программный комплекс «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» может работать автономно без подключения к сети интернет. Комплекс использует передовое отечественное оборудование, программное обеспечение, информационные ресурсы и сервисы, а также уникальный алгоритм, учитывающий более 150 различных показателей для выбора наиболее подходящего для ребенка вида спорта.

Оборудование, задействованное в проведении тестирования, интегрировано с программным обеспечением, а фиксируемые в ходе исследований показатели автоматически поступают в систему обработки данных. По итогам обработки полученной информации система по алгоритму автоматически формирует заключение с указанием наиболее подходящих видов спорта. Все данные, полученные в ходе тестирования, собираются в единую облачную базу данных и могут быть использованы для решения многих социальных и государственных задач.

Полное тестирование длится около одного часа. Ребенок проходит 4 так называемых «зоны тестирования»: антропометрическое исследование, исследование функциональных систем организма, психофизиологическое исследование и тестирование физических качеств.

В результате прохождения всех этих зон тестирования мы получаем множество данных, говорящих об особенностях строения и развития организма ребенка, которые рассматриваются во взаимосвязи друг с другом. Например, высокий рост, длинные руки, хорошая гибкость верхнего плечевого пояса, большой объем легких показывает, что ребенок может быть успешным в плавании.

Другой пример – тестирование показывает, что из-за особенностей кровообращения и высокой активности стрессреализующих систем при сниженной активности систем, отвечающих за восстановительный потенциал, с учетом его антропометрических и психофизиологических особенностей, юный спортсмен сможет выдавать максимальные результаты в скоростно-силовых видах спорта, таких как бег на короткие дистанции, поэтому ему будет достаточно сложно стать стайером – организму данного ребенка сложно приспосабливаться к выполнение таких нагрузок, где требуется развитие выносливости.

Тут хочется добавить высказывание одного из самых выдающихся ученых, изучавших эволюцию и закономерности развития и приспособления организмов на земле Чарльза Дарвина: «Выживает не сильнейший из видов, а тот, кто способен лучше других приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды».

Полученное итоговое заключение тестирования ребенка в электронном виде направляется заявителю на электронную почту, либо ссылкой для скачивания. Все это позволяет производить исследования не только в тех городах, где уже созданы и успешно функционируют наши центры, но также и в самых отдаленных уголках нашей страны.

Один комплекс предусматривает возможность работы до 4 специалистов, что дает возможность протестировать 30 детей в день. В стране на основании наших исследований создана база I Data , и с этими большими данными нужно что-то делать. И здесь необходимы не только технологии, но и политическая воля. Мы надеемся на поддержку государства в сфере создания единого центра управления проектом (оператора).

Еще один важный момент заключается в том, что мы не собираемся останавливаться в технологиях. Руководители многих спортивных сооружений, где было установлено наше оборудование, обратились к нам с просьбой изобрести подобный прибор для тестирования функционального состояния спортсменов.

На практике это выглядит так: допустим, ребенок на выходные съездил к родственникам, и тренер хочет знать, чем он там занимался и в каком состоянии подходит к соревнованиям. Такой прибор мы в итоге изготовили (аппаратно-программный комплекс «ЧЕМОДАНЧИК ТРЕНЕРА» ( ASSISTANT COACH ).

Аппарат позволяет за короткий промежуток времени (тестирование занимает 5 минут) определить не только текущее функциональное состояние спортсменов, но и определить уровень тренированности, выходы на пик спортивной формы и готовности к выполнению тренировочных нагрузок, предупредить развитие нежелательных и жизнеугрожающих состояний, а так же даст рекомендации по оптимизации и построению тренировочного процесса с учетом биологически-обратной связи (ЧСС, лактат, пороги аэробного и анаэробного обмена).

Читайте также:
Название для программы по хореографии для детей

Источник: s-a-r.ru

Введение

Спортивные игры — это виды игровых состязаний ,в основе которых лежат различные технические и тактические приёмы поражения определённой цели спортивным снарядом в процессе противоборства двух или нескольких команд. Обычно целью является мяч спортивный, целью — ворота, площадка и т. п. соперников. Спортивные игры регламентируются официальными правилами.

Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т.п.), выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Во многих спортивных играх спортсмены вступают в непосредственную, контактную борьбу. Широкое распространение спортивные игры заслужили своей доступностью, относительной простотой содержания и организации, силой эмоционального воздействия на участников и зрителей.

Спортивные игры делятся на: командные — волейбол, гандбол, крикет, все виды хоккея; личные — боулинг, кёрлинг, шахматы, шашки; и игры, существующие как личные и командные — бадминтон, гольф, настольный теннис, теннис. Спортивные игры культивируются среди людей разного пола и возраста; некоторые, как правило, требующие большой физической нагрузки и силового единоборства (например, водное поло, регби, хоккей) — только среди мужчин.

Правила проведения спортивных игр разрабатываются соответствующими международными федерациями; национальные Спортивные игры (американский футбол, городки, лякросс, рус. шашки и др.) — национальными федерациями, которые способствуют развитию игр и организуют международные и национальные соревнования. По спортивным играм проводятся чемпионаты мира, континентов, отдельных стран, они входят в программы Олимпийских игр, региональных и др. комплексных соревнований.

В ряде стран спортивными играми считают биллиард, некоторые карточные игры, например бридж, и т. п. От спортивных игр следует отличать многочисленные подвижные игры спортивного характера (типа лапты, серсо, крокета, «пятнашек», «чижика» и т. п.), не имеющие строго регламентированных правил, системы организации и не требующие специальной подготовки.

Физическая подготовка в спортивных играх

Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, повышение общей работоспособности организма. Она позволяет быстрее овладеть техническими и тактическими приемами, приобрести необходимые прикладные навыки. Без достаточной физической подготовки невозможно успешно овладевать сложными техническими приемами в спортивных играх. Физическая подготовка условно делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка — это начальная ступень подготовки спортсмена. Она направлена на всестороннее физическое воспитание и создание предпосылок для специализации в том или другом компоненте игровых действий, на достижение высокого спортивного мастерства.

Для решения задач общей физической подготовки применяется широкий круг средств с учетом пола, возраста и специфики избранного вида спортивных игр. Это, прежде всего упражнения комплекса ГТО, упражнения из легкой атлетики, гимнастики, акробатики, тяжелой атлетики, плавания, лыжного спорта и т. д. Установлено, что формирование сложных игровых навыков протекает более успешно у тех занимающихся, которые обладают более широким двигательным опытом.

Поэтому упражнения для общей физической подготовки подбираются с таким расчетом, чтобы они оказывали не только разностороннее воздействие на организм, но и способствовали развитию преимущественно тех качеств, которые необходимы для данной спортивной игры. Это обеспечивается соответствующим подбором физических упражнений, их объемом, умелым планированием на протяжении всех годичных циклов тренировки, методикой проведения. Первостепенное значение здесь приобретает методика направленности и последовательности применения упражнений. Должны быть четко разработаны последовательность и дозировка упражнений, определена задача, которую они решают в данном занятии. Ибо можно подобрать такие упражнения, которые будут развивать одно качество и способствовать развитию другого, так же как освоение одного двигательного навыка будет влиять на успешное овладение другим, что решает задачу гармоничного физического развития.

Специальная физическая подготовка — это процесс развития физических качеств и умений, которые являются предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приемами. Ее средствами развивают определенные качества, необходимые в игровых условиях: умение быстро перемещаться, умение быстро переходить из статического положения в движение, умение быстро остановиться после перемещения; развивают прыгучесть, подвижность в суставах, игровую ловкость, силу отдельных групп мышц.

С этой целью используются специальные подготовительные упражнения, сходные по структуре с основными игровыми действиями. В первую часть урока рекомендуется включать упражнения для развития быстроты, ловкости, прыгучести. Во вторую — упражнения для развития силы и других качеств (наряду с разучиванием игрового приема).

Физические качества наиболее успешно развиваются при проведении тренировки по комплексному методу, т. е. когда применяются разнообразные средства, предусматривающие одновременное развитие не одного качества, а нескольких (например, быстроты, силы и выносливости; прыгучести и выносливости и т. д.). Сила является основой для проявления других качеств.

От уровня ее развития зависит проявление быстроты, выносливости, ловкости. Она необходима для выполнения всех игровых приемов ‘ во всех видах спортивных игр. Мышечная сила зависит от размеров физиологического поперечника и морфологической структуры мышечной ткани. В результате систематического применения специальных упражнений происходит утолщение мышечных волокон, улучшается капилляризация, увеличивается поперечник мышцы.

В зависимости от режима деятельности мышц упражнения делят на динамические и статические. При динамических упражнениях тело или его части перемещаются в пространстве так, как это происходит при выполнении беговых или прыжковых движений. При статических упражнениях применяются однообразные движения и положения тела (как при упорах, висах), удержания и отягощения в определенном положении. При работе с детьми предпочтение отдается динамическим движениям.

Упражнения для развития силы можно рекомендовать с 8—10 лет. Развивать силу в этом возрасте рекомендуется упражнениями с использованием собственного веса (приседания, отжимания) или упражнениями сопротивлением партнера (противодействие в парах, перетягивание и т. д.), а также с отягощениями.

Прирост мышечной силы зависит от методов, ее развития: величины отягощений, количества повторений. Упражнения не должны быть длительными и не должны вызывать чрезмерное напряжение. Для непредельных отягощений в упражнениях применяют набивные мячи, гантели, штанги, гимнастические палки и другие грузы.

На начальном этапе упражнения с отягощениями выполняются в замедленном темпе. Постепенно темп может увеличиваться. Упражнения на развитие силы чередуют с упражнениями на расслабление.

В занятиях с девочками необходимо соблюдать осторожность. Дозировка и интенсивность упражнений для них будет меньшей, чем для мальчиков. Преобладают упражнения с отягощением весом собственного тела, гимнастическими палками, нетяжелыми снарядами.

Для всех спортивных игр очень важно развивать прыгучесть, которая зависит от развития мышц нижних конечностей, быстроты их сокращений и от общей координации в выполняемом движении. Для ее развития используют прыжки в высоту, в длину, через гимнастическую скамейку, другие препятствия, прыжки с отягощениями. Хороший прирост прыгучести дают упражнения в прыжках с высоты 1 —1,5 м с приземлением в упреждающем режиме работы мышц.

Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Она характеризуется тремя факторами: быстротой ответного движения на какой-либо внешний раздражитель, быстротой одиночного движения и частотой движений в единицу времени. Все эти факторы проявляются комплексно.

В игровой деятельности быстрота проявляется в реакции на движущийся предмет (мяч, шайбу и т. д.), на изменение положения партнера, в перемещениях и выполнениях игрового приема, в анализе и принятии решения на конкретное игровое действие и т. д. Между формами проявления быстроты нет прямой зависимости. Можно обладать хорошей стартовой скоростью, но медленно анализировать и принимать решение или хорошо и быстро выполнять игровой прием, но медленно реагировать на перемещение партнера.

Основным средством развития быстроты являются упражнения скоростного характера, которые выполняются в комплексе с другими движениями. Выполняются они быстро, по неожиданному (желательно зрительному) сигналу. Это связано с тем, что в играх преобладает зрительный раздражитель. Упражнения должны быть разнообразными, должны охватывать различные группы мышц, способствовать повышению координационных способностей занимающихся.

Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием систематически не работать. Начинают его развитие с младшего школьного возраста. Для этого подбираются специальные подвижные игры с элементами выполнения игровых приемов, стартовые ускорения, эстафеты с препятствиями, мячами и т. д. Упражнения выполняются в максимально быстром темпе.

Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет. Упражнения для развития быстроты не следует давать на фоне утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность к скоростным действиям. Упражнения для развития быстроты даются систематически в начале каждого тренировочного занятия.

Выносливость — это способность человека длительное время преодолевать утомление, не снижая интенсивности и точности двигательных действий, она обуславливается устойчивостью нервной системы к возбуждению большой интенсивности, энергетическим обеспечением деятельности организма, уровнем владения игровыми навыками.

Ловкость — это способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки. Степень развития ловкости определяют по точности, экономичности и рациональности движений. Ловкость имеет первостепенное значение во всех игровых приемах, где предъявляются высокие требования к координации движений.

О ее развитии можно судить по тому, как быстро учащийся сможет овладеть сложным игровым приемом; по степени точности выполнения его в изменяющейся игровой обстановке. Основной задачей развития ловкости должно быть овладение новыми многогранными двигательными навыками. Ловкость является комплексным физическим качеством и включает в себя не только работу проприорецепторов, но и работу зрительной системы. Качество ловкости органически связано с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Читайте также:
Как взломать Сталкер на деньги без программ

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями: разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания; варьировать, применяя усилия и условия, сопутствующие занятиям; регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений; определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса. Развитие ловкости следует начинать с раннего детства, так как в возрасте 7—10 лет развитие этого качества протекает наиболее интенсивно. Младшие школьники довольно легко схватывают технику сложных физических упражнений, быстро и точно усваивают сложные по координации двигательные действия.

Для развития ловкости у детей используются всевозможные физические упражнения, подвижные игры, требующие быстрых переходов от одного двигательного действия к другому и взаимодействия с играющими, упражнения в технике и тактике игры в различных изменяющихся ситуациях. Особое значение для развития ловкости имеют гимнастические и акробатические упражнения, требующие решения координационных и пространственных задач, развивающие навык всевозможных приземлений. Упражнения, направленные на развитие этого качества, даются в небольшом объеме в начале основной части урока. Они должны нести в себе элементы новизны, так как упражнения уже усвоенные и часто повторяющиеся перестают способствовать развитию ловкости. В период полового созревания происходит замедление, и даже ухудшение показателей развития качества ловкости.

Гибкость, или подвижность,— это способность к движениям с большой амплитудой она зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц, Подвижность увеличивается при повышении температуры мышц, т. е. при их работе, при эмоциональном возбуждении. Мерой определения гибкости служит максимальная амплитуда, с которой может быть выполнено движение.

Различают активную и пассивную формы гибкости. Активная — это способность достигать большого размаха движений в отдельных соединениях тела за счет сокращения мышечных групп, проходящих через данное соединение. Пассивная — это способность достигать большого размаха в определенных соединениях тела за счет приложения дополнительных усилий, создаваемых партнером, снарядом или отягощением.

Источник: studbooks.net

Ретроспективный анализ раздела подготовки «Спортивные игры» в программах по физической культуре для школ

Реформа школьного образования, осуществленная в России после отмены крепостного права, оказала положительное влияние на развитие физического воспитания в стране. Утвержденная в 1889 г. Министерством народного просвещения «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях» содержала перечень упражнений, в котором наряду с обязательным преподаванием гимнастики во внеучебное время предлагалось проводить подвижные игры на свежем воздухе. К сожалению, существовавшее в те годы понимание физического воспитания, в котором предпочтение отдавалось исключительно гимнастике и элементам военной подготовки, не позволило включить спортивные игры в программу физического воспитания [1] .

В связи с этим представляет интерес позиция основоположника физического воспитания и образования в России П. Ф. Лесгафта, относительно включения игр в систему физического воспитания учащихся. Физические упражнения рассматривались П. Ф. Лесгафтом как средства педагогического воздействия не только с целью освоения движений, но и общего образования человека. То есть физические упражнения, используемые в системе общего образования, должны иметь образовательный эффект. Ниже приведены некоторые суждения П. Ф. Лесгафта относительно упражнений, которые в настоящее время относятся к игровым, и реализуются в физическом воспитании школьников [2] .

Лесгафт считал игру как упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни, поэтому игры являются самым выгодным занятием. Те игры, которые сегодня называются спортивными, или их упрощенные формы (подготовительные к спортивным) не рассматривались П. Ф. Лесгафтом как средства физического воспитания учащихся. Вероятно, это связано с тем, что спортивные игры в то время существовали лишь в виде спортивных состязаний или активного отдыха и не рассматривались в принципе как эффективное средство физического воспитания учащихся. Не существовало достаточного методического обоснования для постепенного освоения техники и тактики спортивных игр детьми и подростками, то есть необходимо было адаптировать их к условиям процесса физического воспитания школы. Поэтому, речь шла о тех играх, которые принято называть подвижными. Лесгафт считал, что игры, выполняемые детьми с образовательной целью, должны, проводиться следующим способом:

  • 1) форма игры должна быть всегда вполне определенной с точно намеченной целью;
  • 2) произведенные в них действия должны вполне соответствовать умению ребенка управлять собой, а также силе и ловкости (быстрота и целесообразность в действиях), так что производимые им действия должны быть связаны с возвышающим чувством удовольствия;
  • 3) распределение игры, выбор сторон, а также надзор за строгим и точным исполнением правил должны принадлежать всецело занимающимся, причем они должны приучаться относиться к правилу как к закону;

4) в играх совершенно исключаются состязания, отличия, награды, а также какое бы ни было преследование или наказание.

Лесгафт классифицировал игры на две группы: простые, в которых каждый участник преследует свои цели без отношения к другим занимающимся, и игры с партиями, где каждый член партии или стороны, своими действиями стремится поддерживать интерес группы лиц. В настоящее время такие игры называются индивидуальными и командными.

П. Ф. Лесгафт придавал огромное значение играм и обращал особое внимание на ответственность тех лиц, которые проводят игры с детьми в школе. Он говорил, что все обычаи и привычки ребенок усваивает во время семейной жизни при посредстве имитационных игр: все, что он подмечает, повторяет в виде игры. В школе посредством игр ребенок приучается управлять своими действиями с различной степенью напряжения, дисциплинирует свое тело, внимательно относясь ко всему его окружающему; он приучается выполнять все на основании общих положений и законов, ценить товарищество и дорожить его мнением, приучается к анализу и синтезу и к точному и настойчивому исследованию. Все это показывает, какое большое значение имеют игры в школе и насколько серьезно должен быть подготовлен человек, который руководит ими.

В настоящее время подвижные игры входят во все разделы подготовки по физической культуре (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, плавание и лыжная подготовка). Учителю необходимо осуществить грамотный подбор подвижных игр для уроков физической культуры, исходя из специфики двигательной деятельности, раздела подготовки, уровня обученности и возраста школьников. Также необходимо помнить, что подвижные игры или игры, подготовительные к спортивным, оказывают положительное влияние не только на совершенствование двигательных действий и комплексное воспитание физических качеств, но и эффективно решают воспитательные задачи. В дальнейшем видно, как спортивные игры постепенно занимают все большее положение в школьной физической культуре, вплоть до их выделения в отдельный раздел подготовки.

Для подростков 12—15 лет программой предусматривалось расширение объема подвижных игр и выполнение таких спортивных игр, как ручной мяч, баскетбол, ножной мяч (футбол) и разные виды лапты. Кроме того, подростки должны были выполнять партийные игры, направленные на выработку чувства ответственности и законности, коллективного соревнования.

Так же, как элемент игры, использовались бросания снарядов на различные расстояния. Для учащихся 15—18 лет и 18—20 лет предлагалось дополнять средства спортивных игр новым видом двигательной деятельности — фехтованием на деревянных палках. В качестве демонстрации коллективных нормальных достижений (нормативных требований) элементы спортивных игр не включались. Как видно, в программе 1923 г. уже присутствуют все спортивные игры (кроме волейбола), представленные и в современных программах по физической культуре. Состав упражнений спортивных игр и их постепенное усложнение не указано. В программах по физической культуре для восьмилетних школ 1959 г. появляется спортивная игра «Баскетбол» — 8 ч в год в 5—6 классах и 6 ч в 7—8 классах [4] .

Учащиеся 5 класса по спортивной игре «Баскетбол» должны осваивать бег, остановки и повороты, передачи мяча двумя руками от груди, броски в корзину одной рукой от плеча и сочетать приемы ловля — ведение — остановка — бросок. В 6 классе: передвижения защитника, передача мяча одной рукой от плеча в движении, ведение мяча после ловли, броски мяча в корзину одной рукой от плеча после ведения, сочетание приемов ловля в движении — ведение — бросок в корзину одной рукой от плеча, а также выбор места для удержания игрока и учебная игра по упрощенным правилам. В 7 классе учащиеся должны выполнять передачи мяча после поворота на месте, передачи в парах с продвижением вперед, ведение мяча с обводкой стоек, штрафной бросок, вырывание и выбивание мяча, личную защиту, а также игру по упрощенным правилам. В 8 классе учащиеся осваивают передачи в парах и тройках, ведение мяча с изменением скорости, бросок в корзину с места со среднего расстояния, действия двух нападающих против одного защитника, а также выполняют учебную игру с соблюдением всех правил.

Другие спортивные игры — «Ручной мяч» и «Волейбол» предусматривались только как материал для углубленного изучения предмета «Физическая культура» по 16 ч в год в 7—8 классах. На углубленных занятиях должно осуществляться освоение современной техники и тактики, направленное развитие физических качеств.

Читайте также:
Примеры программ тестов профориентации

При этом углубленному освоению материала в 7—8 классах должна предшествовать разносторонняя подготовка в 5—6 классах. То есть разработчики программы предполагали использовать упражнения баскетбола как первоначальное освоение учащимися спортивных игр (базовая игра) и последующую подготовку к углубленному освоению волейбола или гандбола (по выбору школы). Успеваемость по предмету должна определяться степенью усвоения двигательных умений и навыков, предусмотренных программой, в которой отсутствуют конкретные указания контроля успеваемости, приводятся только некоторые нормативные упражнения по легкой атлетике и физической подготовке. Следовательно, учитель должен самостоятельно определять контрольные упражнения по спортивным играм и требования к их выполнению.

В программе для восьмилетней школы 1974—1975 уч. гг. раздел «Спортивные игры» начинается с 5 класса, освоением элементов баскетбола: передвижения и остановки, ловля мяча двумя руками на месте и с шагом вперед, передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча. В 5 классе продолжается обучение технике игры: бег с изменением направления и остановкой по сигналу, прыжки вверх, ловля и передача мяча после остановки и в движении с последующей сменой направления движения, ведение мяча с изменением направления, броски в корзину одной рукой от плеча (с поддержкой другой рукой), с отражением от щита, штрафной бросок, сочетание приемов ловли — передачи, предусматривается учебная игра по упрощенным правилам. Учащиеся 6 класса должны изучать передвижения с изменением скорости, вырывание и выбивание мяча, ловлю двумя руками в движении и передачу одной рукой от плеча, бросок в корзину одной рукой от плеча с близкого расстояния после остановки и ведения, сочетание ловки, бросков и передач. Индивидуальные действия в нападении и защите, учебная игра с соблюдением основных правил [5] .

В 7 классе усложняются освоенные ранее элементы техники и добавляются новые технико-тактические упражнения — обманные движения, индивидуальные действия в нападении и защите, взаимодействия двух защитников против двух нападающих, взаимная подстраховка и согласованность, а также проведение учебных игр с тактическими заданиями.

В 8 классе предъявляются повышенные требования к освоенным двигательным действиям, в том числе к сочетанию различных элементов, осваиваются броски мяча в прыжке, продолжаются учебные игры с заданиями. Количество учебных часов на освоение баскетбола остается неизменным — 14 ч. Как и в более ранних программах, 12 учебных часов в год выделяется на освоение упражнений по выбору школы, где из спортивных игр предлагаются волейбол и ручной мяч.

По гандболу в 5 классе учащиеся осваивают первоначальные движения — стойки, передвижения, прыжки, передача мяча сильнейшей рукой, ведение на месте, шагом и бегом, подготовительные игры «мяч ловцу» и «борьба за мяч». В 6 классе — бег с изменением направления, передачи мяча с места и в движении, техника игры вратаря (стойка, перемещения, выпады, задерживания мяча при помощи рук, ног и туловища) а также игра по упрощенным правилам. Учащиеся 7 класса выполняют усложненные варианты освоенных ранее технических элементов, а также изучают индивидуальные действия в защите и нападении, проводят учебные игры. Восьмиклассники должны выполнять сочетания различных двигательных действий, остановки прыжком и в два шага, технику вратаря (ловля и вбрасывание мяча), различные тактические задания, учебные игры по основным правилам.

Если школой был выбран волейбол, то в 5 классе необходимо освоить стойку и перемещения волейболиста, верхнюю передачу подвешенного мяча и набрасываемого партнером, нижнюю прямую подачу и подготовительные игры «пионербол», «мяч в воздухе» и «два мяча в сетку». Возможно проведение учебной игры, где мяч вводится верхней передачей.

В 6 классе в изучаемый материал добавляется верхняя передача мяча после перемещения, передачи мяча через сетку на точность, двухсторонние учебные игры. В 7 классе школьники должны выполнять сочетания изученных ранее двигательных действий, освоить подводящие упражнения к нападающему удару, выполнять учебную игру с заданиями.

Восьмиклассники должны продолжать освоение ранее изученных элементов и освоить прием мяча снизу от сетки, прямой нападающий удар, блокирование и продолжать учебные игры в волейбол. В программе отсутствуют рекомендации для оценивания качества программного материала (только нормативные требования по легкой атлетике и силовые упражнения по гимнастике). При выставлении итоговых оценок приоритет отдается последним полученным оценкам и оценкам за усвоение законченных тем программы. В 1983 г. в раздел подготовки «Спортивные игры» был включен футбол.

После 1991 г. в системе образования начинаются изменения как ее содержательной, так и организационной части, декларируются новые подходы, основанные на гуманизации образования, появляются содержательно обновленные программы по физической культуре [6] .

Особый интерес с позиций рассматриваемого вопроса вызывает «Программа физического воспитания учащихся 1—11 классов, основанная на одном из видов спорта — баскетбол» (1996 г.). Авторский коллектив: Е. Н. Литвинов, М. Я. Виленский, Б. И. Турку-нов. Эта программа стала одой из попыток разнообразия средств и организационных форм школьной физической культуры за счет внедрения программ, основанных на одном виде спорта, что не означало использования только упражнений баскетбола. Количество часов на освоение баскетбола увеличивалось по сравнению с другими программами и при подборе средств учитель должен в большей степени ориентироваться на двигательную деятельность, присущую этому виду спорта. Дальнейшие попытки внедрения таких программ не осуществлялись, в силу их слабой научной обоснованности и расхождении с задачами физического воспитания школьников.

В «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1—11 классов» В. И. Ляха и А. А. Зданевича 2000 г., раздел подготовки «спортивные игры» реализуется с 5 класса, на который выделяется по 12 часов в год на протяжении основной средней школы. При этом не оговаривается ни количество игр, ни последовательность включения их в учебный процесс на протяжении обучения в 5—9 классах.

В качестве базовых игр предлагается не только баскетбол, но и волейбол, футбол и ручной мяч. Кроме того, при наличии в школе определенных традиций и условий, возможно включение в программный материал любых других игр. Исходя из этого, учитель должен самостоятельно разрабатывать программный материал, осуществлять планирование обучения и контроль успеваемости. В 10—11 классах предполагается углубленное освоение одной из спортивных игр, выделяя на это по 14 учебных часов в год [7] .

Таким образом, раздел подготовки «Спортивные игры» как составная часть программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений сформировался лишь в 1950-е гг. прошлого столетия, что связано с преобладанием различных форм гимнастических упражнений и упражнений общей физической подготовки как основных средств физического воспитания учащихся. До 1980-х гг. прошлого столетия реализация спортивных игр в школе осуществлялось по принципу обучения одной базовой игре — баскетболу, что должно создать условия для обучения технике и тактике других игр — волейболу и гандболу, которые реализуются по выбору школы; футбол появляется в программах по физической культуре только в 1983 г. Вплоть до конца 1990-х гг. освоение спортивных игр предполагалось только в средних классах школы.

Такое осторожное и постепенное включение спортивных игр в школьную физическую культуру связано со слабой разработанностью и обоснованием программного материала и главной установкой на выполнение норм ГТО. По мере изменения общей парадигмы образования и понимания задач физического воспитания школьников, а также повышения престижа спорта в мире, спортивные игры начинают занимать все большее место в программах по физической культуре. Начало освоения спортивных игр со среднего школьного возраста обусловлено желанием создать за период обучения в начальной школе базу для работы с мячом через простейшие упражнения — «школа мяча», а также отсутствием в то время достаточного количества дипломированных учителей физической культуры. Как известно, в подавляющем большинстве советских школ физическую культуру в начальной школе преподавали учителя начальных классов.

  • [1] Алхасов Д. С. Теория и история физической культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата., 2017. С. 8—44; Кар-пушко Н. А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре : учеб, пособие. М., 1992. С. 5—58.
  • [2] Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. М. : Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1952. С. 9—46, 114—223.
  • [3] Зикмунд А. А., Зикмунд А. И. Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 20 лет на основах пролетарской физкультуры. М. : Жизнь и знание, 1923. С. 14—63.
  • [4] Школьные программы восьмилетней школы. Физическая культура. М. : Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1959. С. 9—26.
  • [5] Программы средней школы на 1974/1975 учебный год. Физическая культура IX—X классы. Мн. : Народная Асвета, 1974. С. А—30.
  • [6] Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы / Н. И. Алексеев, В. 3. Афанасьев, А. И. Бессуднов [и др.] ; под ред. А. П. Матвеева. М. : Радио и связь, 1995. С. 3—16.
  • [7] Лях В. И. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 5—9 классы : учеб, пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2014. С. 4—100.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru