27 февраля 2019 года было дано поручение Президента Российской Федерации №Пр-294, п. 2а-16 «Обновление федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации». Срок исполнения В.В.Путиным был определен до 1 декабря 2019 года.
Ответственность за выполнение возложена на Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева. Обратим внимание, что начиная с 2014 года это уже четвертое, по сути, идентичное поручение или обращение Президента РФ по поводу обновления федеральных государственных образовательных стандартов. А значит, в данной сфере ситуация далека от благополучия. Все это объективно требует конструктивной и, главное, честной оценки, предшествующей более чем четвертьвековой истории разработки государственных стандартов общего образования, формулирования на основе вдумчивой аналитики выводов прогностичного характера.
Время собирать камни
Традиционно процесс разработки образовательных стандартов представляют как прерывистую цепочку горьких неудач и болезненных поражений. Подчеркивают, что каждой новой генерации разработчиков приходилось все начинать чуть ли не с чистого листа, подвергнув при этом сокрушительной критике все, что было сделано предшественниками.
Нормы токсичности Евро 0, 2, 3, 4, 5 — детальный обзор.
Во многом такие укоренившиеся в общественном и научном образовательном сознании негативные стереотипы оценок были вызваны персональными амбициями авторов стандартов, их человеческими обидами и профессиональным разочарованием. В макроплане на это есть определенные основания. Действительно, ни один из проектов стандартов общего образования, продуцировавшихся на протяжении 1992-2012 годов, так полностью и не реализовал свой потенциал, а некоторые из них даже не были официально приняты, что неизбежно вызывало у разработчиков, затративших бездну времени и сил, горькое послевкусие.
Признавая объяснимым и даже оправданным такой эмоциональный человеческий фактор, считаем, что абсолютно неправомерно как зачеркивать весь предшествующий четвертьвековой процесс разработки стандартов, так, самое главное – не стремиться обрести в нем мощный интеллектуально-творческий потенциал, имеющий непреходящее значение. Его необходимо действенно использовать как ресурс для предстоящего порученного Президентом РФ «обновления федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ».
Сага о стандартах
Минимум, ставший максимумом (ГОС-1998)
Во второй половине 1996 года началась подготовка документа, получившего позднее название «первое поколение стандарта». Импульсом к его разработке стало принятие в 1996 году Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В пункте 2 статьи 5 Закона снова появились «требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ» и «условиям их реализации».
В декабре 1998 года руководители Комитета по образованию Государственной Думы РФ внесли в Госдуму законопроект «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» с приложением к нему «обязательного минимума», состоящего из предметных программ.
Что такое Windows Server и в чем отличие от Windows?
Этот «стандарт первого поколения» был создан в основном усилиями научных сотрудников Института содержания и методов обучения РАО при самом действенном участии руководства Российской академии образования, прежде всего ее президента Н.Д.Никандрова. Деятельность по разработке стандарта получала всестороннюю поддержку руководства Министерства общего и профессионального образования, сначала министра В.Г.Кинелева, а затем А.Н.Тихонова.
Характеризуя этот стандарт, подчеркнем прежде всего его значимый потенциал в плане обоснования предметного содержания образования. Однако этот пространный документ, требующий вдумчивого и систематичного использования, к сожалению, вошел в острое противоречие с дефолтовой социально-экономической ситуацией, что во многом обусловило его неприятие педагогической общественностью.
Основная критика стандарта тогда разворачивалась по линии «ведомственного, антидемократического» характера его разработки. Обращали внимание на попытку подменить проблему определения качества образования на выходе контролем его количества на входе. Также отмечалась жесткая регламентация содержания школьного образования, гипертрофическая перегрузка этого минимума, ставшего, как указывалось, «запредельным максимумом». Это, как подчеркивалось, представляло серьезную угрозу для здоровья детей.
В результате в той конкретной обстановке Комитет по образованию и науке Государственной Думы РФ рекомендовал «не спешить с принятием стандартов и отложить этот вопрос до 2000 года». Как отметил тогда заместитель председателя комитета Олег Николаевич Смолин, вопрос о минимальном содержании образования «нельзя принимать законодательно, пока мы не достигли определенного уровня согласия в рамках педагогического сообщества. Избави Бог учителю что-то сверху навязывать, надо прежде с учителем посоветоваться».
Не оспаривая правомерность принятого решения, подчеркнем: в дальнейшей исторической перспективе видится, что все же надо было тогда принять этот стандарт именно как предметную основу содержания общего образования для ее последующей конвенциальной доработки.
Смена вех (ФГОС-2004)
Старт принципиально новому периоду разработки образовательных стандартов был дан Президентом РФ В.В.Путиным. Открывая 29 августа 2001 года заседание Государственного совета РФ по модернизации образования, президент высказался довольно жестко и определено: «Еще одна проблема, напрямую связанная с гарантиями получения образования, – это государственные образовательные стандарты…Отсутствие у нас таких стандартов означает, что государство до конца так и не определилось со своими обязательствами в этой сфере. Мы в точности не знаем, какого вида качества и в каком объеме образовательные услуги действительно необходимы стране и ее экономике. Пока таких стандартов нет, многие дискуссии о реформе образования просто не имеют смысла, в том числе и дискуссия о двенадцатилетке, которая вот уже несколько лет будоражит и преподавателей, и родителей».
Роль доминатора, координатора и самого конструктивного помощника ученым в разработке стандартов подвижнически сыграла тогда команда сотрудников Министерства образования РФ под руководством масштабно и прогностично мыслящего министра, каким, безусловно, являлся Владимир Михайлович Филиппов.
18 февраля 2002 года руководством министерства было принято решение о создании федерального проекта «Образовательный стандарт» и Временного научного коллектива (ВНК) с тем же названием для реализации указанного проекта. Соруководителями ВНК являлись признанный лидер российского образования, академик РАО Эдуард Дмитриевич Днепров и крупный специалист в области содержания образования академик РАО Владимир Дмитриевич Шадриков, которые внесли весомый вклад в разработку как концептуальных основ, так и самого содержания стандарта.
В фундамент разработки нового стандарта общего образования, проведенной в 2002-2003 годах Временным научным коллективом «Образовательный стандарт», были положены десять базовых принципов: модернизация содержания образования в соответствии с требованиями современности при сохранении лучших традиций российской школы; разгрузка содержания образования и обеспечение психического и физического здоровья учащихся; соответствие образовательного стандарта возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования; личностная ориентация образования, востребованность его результатов в жизни, обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании; деятельностный характер образования, ориентация стандарта на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; усиление социально-гуманитарной направленности образования, способствующей утверждению ценностей гражданского демократического общества, становлению и социализации личности ученика в условиях современного мира; ориентация на обеспечение компетентностного подхода к содержанию образования, то есть на формирование способности и готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; воспитывающий потенциал стандарта, его направленность на формирование духовно-нравственной сферы личности, позитивных общественно значимых установок и ориентиров; развивающий потенциал стандарта; целостность содержания образования и его преемственность на разных ступенях школы.
Безусловно, эти принципы в совокупности составили новые концептуальные основания построения образовательного стандарта. Именно эти основания позволили сделать кардинальный шаг на пути превращения стандарта в механизм обновления содержания школьного образования.
23 декабря 2003 года решением совместного заседания коллегии Министерства образования РФ и президиума Российской академии образования был одобрен Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, охватывающий все ступени школы. 5 марта 2004 года по поручению Правительства Российской Федерации федеральный компонент был утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации. К сожалению, это произошло накануне кадровых изменений в руководстве ведомства, последовавших 9 марта…
Сейчас, по прошествии пятнадцати лет, так, по большому счету, остается непонятно, в силу каких, кроме лежащих на поверхности структурных и личностных, факторов тогда не была осуществлена полноценная легитимизация этого прогрессивного стандарта.
Новые ценности (федеральный государственный образовательный стандарт)
Уже в конце 2004 года Правительством РФ было принято решение о создании нового стандарта общего образования, разработка которого началась в 2005 году. В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования на разработку новых образовательных стандартов Министерство образования и науки РФ отвело пять лет.
Координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования являлась Российская академия образования. Группу разработчиков возглавляли Александр Михайлович Кондаков, член-корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», и Александр Григорьевич Асмолов, академик РАО, директор Федерального института развития образования.
Для подготовки ФГОС был создан большой коллектив разработчиков из более чем 500 человек (из них 400 сотрудников институтов Российской академии образования). Коллектив состоял из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук и Российской академии образования, каждая из которых отвечала за конкретное направление работы.
Главными принципами, лежащими в основе разработки ФГОС, являлись: открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие; вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества – специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий; последовательное введение стандартов по ступеням общего образования, отдельным образовательным областям и их группам, позволяющее избежать тиражирования ошибок, а также исключить возможные риски, связанные с его реализацией в практике работы школы.
Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта. В соответствии со статьей 7 Закона «Об образовании» стандарт теперь трактовался как совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации. Как видно, главной принципиальной новацией разработчиков стандарта являлось исключение из стандарта содержания образования.
Дальнейший процесс разработки стандартов общего образования проходит уже «по неостывшему пеплу истории» и требует не столько ретроспективной, сколько концептуальной оценки.
Объяснение очевидного
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики РАО
Источник: ug.ru
5.6. Стандарт образования. Учебные планы, программы, учебники
Понятие стандарта происходит от английского слова standart – «норма, образец, мерило». Нормирование в образовании существует всегда в виде культурных традиций, законодательных актов, нормативных документов.
Стандартизация – установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в создаваемых в процессе деятельности результатах (В.И. Загвязинский). Стандартизация образования, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).
Наряду с законом «Об образовании», стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Закон РФ «Об образовании» раскрывает сущность стандарта: стандарт нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовленности учеников.
Источник: studfile.net
«Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения»
статья на тему
Словосочетание новые образовательные стандарты не сходит с уст педагогов и родителей в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как изменилась жизнь участников образовательного процесса с приходом к «власти» новых школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они отличаются от прежних стандартов?
К чему нужно быть готовым родителям? Каков он – портрет ученика школы новых стандартов? Об этом и пойдет речь в статье.
Нынешнее поколение школьников учится в образовательных учреждениях по не так давно принятым образовательным стандартам нового поколения. С 2009 года учащиеся начальной школы – с 1 по 4 классы – ощутили на себе действие новых ФГОС начального общего образования. Для школьников с 5 по 9 классы разработан и утвержден с 2010 года ФГОС основного общего образования. Не останутся забытыми и старшеклассники – в настоящее время рассматривается, касающийся именно их ФГОС среднего (полного) общего образования.
Первоклашки, окунувшись сразу в новую школьную среду, сравнить действие прежних и ныне действующих образовательных норм возможности не имеют. А вот для учителей и родителей, «варившихся» в школьной среде первых стандартов в ролях «обучающие» и «обучаемые», изменения налицо.
Что такое ФГОС нового поколения?
Федеральные государственные образовательные стандарты – именно так расшифровывается аббревиатура ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования.
Можно выделить три группы таких требований:
- к результату обучения
- к способу построения образовательной деятельности
- к условиям осуществления стандартов
Требования к результату обучения ФГОС нового поколения. Отличия от прежних ФГОС
Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Образовательные результаты имеют два уровня. Обязательный уровень знаний , которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня . Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться.
То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:
- формирование у учащегося чувства патриотизма
- воспитание личности российского гражданина
- способствование становлению толерантности , ответственности за свои поступки
- умению контактировать с другими людьми
Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе.
Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Школьные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения.
Требования к способу построения образовательной деятельности
Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам.
Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.
Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения
Условия реализации новых ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов.
Для этих целей в процессе образования необходимо:
- использование современных технологий;
- обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
- постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
- информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
- обмен опытом между образовательными учреждениями.
Финансовое обеспечение реализации ФГОС нового поколения обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.
Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе
Итак, как же проявляют себя новые образовательные стандарты в школе? Какие нововведения стали частью школьной жизни нового поколения? Ощутима ли разница с прежними стандартами?
Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты — отличия старых и новых ФГОС :
- Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
- Поменялось представление о роли учителя . Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
- Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ . Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
- Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка . Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
- Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
- Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
- Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
- Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
- Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличия прежних образовательных стандартов от ФГОС нового поколения
Что такое ФГОС нового поколения? ФГОС – рассчитаны на образовательные учреждения государственной аккредитации. Они представляют собой набор обязательных требований, необходимых для осуществления программ общего образования. Можно выделить три группы таких требований: — к результату обучения — к способу построения образовательной деятельности — к условиям осуществления стандартов
Отличия от прежних ФГОС ГОС ФГОС Задачей ГОС являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний. Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными
Роль учителя сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Определенный для всех школ единый учебный план. Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка. Учитель – активное действующее лицо в жизни класса.
Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого. Из разнообразия школьных программ, м ожно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого (учителя, родителя). Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
Что нового? Компьютерные технологии . Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста. Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы. Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный. Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.
Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.
Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности. Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.
Источник: nsportal.ru