Чем руководствуется учитель при выборе программы по предмету

В требованиях к отбору содержания, предлагаемых различными подходами (традиционный, системный, модульный и т.д.), ясно просматриваются такие принципы дидактики как научность, мировоззренческая направленность, профессиональная направленность и доступность. Руководствуясь ими, преподаватели должны отобрать на занятие конкретный учебный материал.

· знания о природе, обществе, человеке, способах его деятельности;

· опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающийся вместе со знаниями в навыки и умения личности;

· опыт творческой деятельности;

· опыт эмоционально-ценностных отношений к знаниям, к действительности;

Все перечисленные элементы содержания образования присутствуют в предметах теоретического и профессиональных циклов каждый из них выполняет свою ничем не заменимую функцию в подготовке специалиста.

· основные понятия и термины, раскрывающие сущность конкретных технических объектов и технических процессов;

· основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между различными объектами и явлениями действительности;

О выборе, вере и вызовах. Путь предпринимателя | Антон Зиновьев | Основатель CarMoney и 7 TECH

· факты повседневной действительности, науки и техники, без знания которых невозможны убеждения;

· теории, содержащие систему научных знаний определенной совокупности объектов, о связях между законами;

· знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний;

· оценочные знания, знания о нормах отношений в обществе.

Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе, в сочетании их друг с другом. Так как общетехнические предметы являются общими для целых групп профессий, ведущими видами знаний на занятиях будет раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, теоретические основы устройства и работы оборудования, свойства основных материалом, знания о системе машин, механизмов, аппаратов, о технологии и организации производства. Очень важно познакомить учащихся со знаниями о способах деятельности:

· анализу и проектированию технологических процессов;

· разбору и составлению схем, выполнению расчетов, решению технических задач, работе с технической литературой, нормативной документацией.

Специфика специальных предметов, в которых общие положения проявляются в большом числе вариантов технических решений, позволяет сформировать у учащихся умение действовать по образцу, по заданному алгоритму. Однако, если обучение проводится только в пределах осуществления известных способов деятельности, налицо будет воспроизведение, повторение уже известного.

Требования к подготовке творческой активной личности рабочего, который сможет освоить быстро изменяющуюся технику и создавать ее, диктуют необходимость самого пристального к третьему виду содержания образования – опыту творческой деятельности. Механизм формирования опыта творческой деятельности усиленно изучается. Однако, на этом пути есть немало трудностей, например: хотя без двух вышеназванных компонентов содержания образования (знания плюс опыт осуществления известных способов деятельности) опыт творческой деятельности не формируется, их наличие еще не гарантия появления творчества. Педагогика не может пока указать систему действий, которая приведет каждого к творчеству. Эта система глубоко индивидуальна и каждый раз создается самим человеком на пути решения проблем.

Инструкция по выбору профессии

Применяя строгий системный анализ понятийного аппарата каждого предмета, преподаватель может выделить группы основных фундаментальных понятий, логично и компактно сгруппировать материал, избежать повторений как внутри предмета, так и в смежных дисциплинах. Фактически – это шаг к модульному разбиению учебной информации, которое в отличие от традиционного сложившегося построения курса по темам дает значительную экономию за счет сокращения второстепенного материала.

Итак, преподаватель эмпирическим путем или методом моделирования отобрал для достижения поставленной цели ряд учебных элементов. Он обозначил, таким образом, предметное поле. Но сами учебные элементы еще друг с другом не связаны, их следует выстроить в логике учебного занятия: одни УЭ будут предложены в “готовом виде” через объяснительно –иллюстративные методы из других будут сделаны учебные ситуации “с открытиями”, с третьими учащиеся познакомятся путем самостоятельной работы. Характер “сцеплений” одних учебных элементов с другими определяется целями изучения данной темы.

ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Приступая к выбору методов обучения, педагог должен помнить — только то присваивается человеком, что проходит через его собственную активную деятельность.

Метод обучения (от греч. metodos — буквально путь к чему-либо) — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

По степени активности обучаемого и характеру его деятельности методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения).

Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что педагог сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие учащимися, показывает, как эти знания применяются на практике. При этом педагогу важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно — на формирование у обучаемых лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). В деятельности педагогов эти методы проявляются обычно через рассказ, лекцию, сопровождаемую различными демонстрациями.

Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Педагог отбирает (создает сам) систему задач, заданий, упражнений на воспроизведение действий, уже известных и осознанных учащимися благодаря информационно-рецептивным методам., а ученики выполняя эти задания, отрабатывают их воспроизведение. Неоднократное повторение приводит к формированию знаний 2-го уровня.

Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы? Тогда, когда надо научить обучаемых воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучаемых типовых умений и навыков.

Читайте также:
Как найти программу на ipad

Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, как “открытие”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучаемых знаний.

Обычно к группе проблемных или проблемно-поисковых методов относят метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение, так называемые игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельнострные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, “мозговой штурм” и др.).

Итак, каким методам должен отдать предпочтение преподаватель, готовясь к учебному занятию. Он может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Если он предполагает сформировать знания 1 уровня, то он вполне может подобрать информационно-иллюстративные методы.

Нацеленность педагога на формирование у обучаемых устойчивых типовых умений и навыков приводит его к необходимости выбрать репродуктивные методы. Если же он стоит перед необходимостью формирования у обучаемых умений решать творческие задания, задачи, находить пути выхода из проблемных ситуаций, то он должен будет выбрать продуктивные методы, ориентированные на организацию активной деятельности самих обучаемых по типу “открытия”.

К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучаемых; специфика содержания учебного материала; особенности условий, в которых обучаются люди и ряд других.

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Процедура контроля складывается из нескольких шагов:

Контроль = Выявление + Измерение + Оценка

Сначала нужно выявить, что усвоено учащимися, опознать это. Затем следует измерить усвоенное, например, по уровням усвоения, по осознанности, по полноте, и т.д. Заключительная процедура контроля – это оценка результата по определенной шкале. Если преподаватель “пропускает” какой-либо из вышеуказанных элементов, или действует без норм и критериев, то часто контроль отождествляется с выставлением отметок. Глазомерные отметки, под которыми нет никаких оснований кроме субъективного впечатления, оставляют “лазейки” для некачественной подготовки, приводят к мифическому результату и, в конечном счете, лишают преподавателя управлять процессом обучения.

По дидактическим целям различают два типа контроля:

корректирующий и констатирующий.

Цель корректирующего контроля – создать мотивацию для интенсивной учебной деятельности, актуализировать имеющиеся знания, обратиться к опыту учащихся.

Такой тип контроля живет в разных формах. Самая излюбленная: фронтальный опрос, при котором задается большое количество вопросов, требующих коротких ответов. Для того, чтобы вовлечь наибольшее количество учащихся возможны ответы, разбитые на порции: один учащийся начинает ответ, другой продолжает, третий заканчивает.

Мастерами корректирующего контроля можно назвать педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н.Н. Палтышева. У Шаталова, например, практиковался прием “ведущий учитель”, когда учащиеся, попав в эту роль, проверяли успехи своих товарищей.

При корректирующем контроле невозможно объективно поставить отметку, т.к. цель его и вся процедура направлена на актуализацию учебной деятельности.

Периодичность появления такого типа контроля на занятии определяется потребностью активизировать учащихся, нацелить их на решение новых задач, он носит оперативный характер и используется во время вводного инструктажа и плановых обходов учащихся во время их работы в производственных мастерских.

Цель констатирующего контроля — оценить результат завершенного учебного действия. Преподаватель обращается при этом к каждому участнику обучения. Способы обращения различны: устный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, рейтинг, зачеты, защиты, экзамены, чем более совершенны способы контроля, т.е. определенны, однозначны, достоверны, тем объективнее результаты оценки.

Констатирующий контроль по периодичности бывает предварительным, текущим, тематическим (рубежным) и итоговым.

Предварительный контроль проводится для фиксации исходного начального уровня обученности. Сравнение исходного уровня с конечным позволяет измерять прирост знаний. Наиболее надежным способом проведения входного контроля является тестирование.

Текущий контроль для диагностики хода дидактического процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Этот вид контроля позволяет своевременно определить пробелы в усвоении материала, скорректировать учебный процесс. Способы проведения текущего контроля достаточно разнообразны. К ним относятся устный, уплотненный, комбинированный, магнитофонный и компьютерный опросы, тестирование, рейтинг.

Тематический контроль нацелен не просто на проверку усвоения отдельных элементов, а на выявление понимания систем, в которые они объединены. Основными способами являются синтетические комплексные задания и батареи тестов.

Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце изучения предмета или курса. На этом этапе окончательно систематизируется и обобщается учебный материал. Для проведения контроля используется система зачетов, экзаменов, защит выпускных работ, итоговое тестирование с применением компьютеров и специальных программ.

Таким образом, перед преподавателем открываются большие возможности качественно подготовиться к проведению контроля.

Читайте также:
Когда программа среда обитания

Самым излюбленным способом контроля является устный опрос. Как подготовиться к нему, чтобы не утратить преимуществ этого способа и сделать его эффективным?

1. Необходимо выделить узловые учебные элементы, в которых заключена сама суть темы.

2. Нужно назначить уровень усвоения этих элементов.

3. Сформулировать четко и определенно задание.

4. Определить количество существенных операций в ответах по каждому вопросу.

Фактически преподаватель создает для себя эталон, который позволит объективно оценить качество опыта учащихся. При устном ответе всегда есть возможность оценить знания любого уровня.

При помощи дополнительных вопросов можно оказать помощь слабому и поднять планку сложности для сильного учащегося, Кроме того, опытные педагоги всегда используют возможность разъяснения, повторения трудно воспринимаемых учебных элементов. Сердцевиной подготовки к устному опросу является формулирование вопроса. Он может быть очень простым, предназначенным для воспроизведения информации, формулы, правила, алгоритма; а может заставить учащихся активизировать свои силы, ставить цель и искать нестандартный способ достижения цели. Например, вопрос “Греет ли солнце под водой?” вызывает необходимость строить разные версии и доказывать их.

Итак, процедура контроля может быть обеспечена различными способами. Чем богаче арсенал преподавателя, тем больше у него возможностей объективно перевести контроль из жанра заучивающих процедур в разряд поддерживающих и укрепляющих желание учиться.

Источник: cyberpedia.su

«Бюллетень Министерства образования и науки рф»

Г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.

Вопросы на «2» балла

  1. органы управления образованием.
  2. родителей (законных представителей).
  3. общеобразовательное учреждение.
  4. учредителя.
  1. условие об обязательном социальном страховании работника.
  2. условие об испытании.
  3. условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.
  4. условие о систематическом повышении квалификации работника.
  1. при получении образования соответствующего уровня впервые.
  2. при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.
  3. при согласии руководителя образовательного учреждения.
  4. если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.
  1. Учредителем.
  2. Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.
  3. исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  4. постановлением Правительства РФ.
  1. решением Совета образовательного учреждения.
  2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. расписанием учебных занятий.
  4. СанПинами
  1. организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).
  2. выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.
  3. организация и проведение учебных занятий.
  4. дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
  1. решением муниципального органа управления образованием.
  2. локальными актами учреждения.
  3. решением педагогического совета образовательного учреждения.
  4. решением общественных органов управления образовательным учреждением.
  1. учреждения.

А) лицензируется в обязательном порядке;

Б) лицензируется в случае получения доходов от нее;

В) не лицензируется, но подлежит регистрации, как предпринимательская деятельность;

Г) не лицензируется и не подлежит регистрации, в случае наличия диплома о высшем педагогическим образовании.

23. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог со стажем 2 и более года:

А) может быть аттестован только на соответствие занимаемой должности по представлению руководителя;

Б) может быть аттестован как по представлению руководителя, так и по собственному добровольному заявлению;

В) не имеет права подавать заявление на первую квалификационную категорию без предварительного прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на первую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.

24. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог, имеющий первую квалификационную категорию:

А) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 5 лет – при очередной аттестации;

Б) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 2 года после получения первой категории;

В) в случае отрицательного результата аттестации на высшую категорию может быть уволен за несоответствие квалификационной категории;

Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на высшую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.

25. Для педагогических работников образовательных учреждений, согласно Трудовому Кодексу и закону РФ «Об образовании» устанавливается сокращенная рабочая неделя:

А) 18 часов; Б) 24 часа; В) 36 часов Г) 40 часов.

Вопросы на «3» балла

  1. ограничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней
  2. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  3. обеспечивает право всех граждан на равноценное образование
  4. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

а) комбинированный урок;

б) урок усвоения нового материала;

в) урок закрепления изучаемого материала;

г) урок повторения и обобщения изучаемого материала.

  1. Вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
  2. Работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
  3. Определять свои жизненные приоритеты, выстраивать иерархию ценностей на основе ценностей культуры;
  4. Планировать различные формы собственного досуга;

А) Общекультурная компетентность

Б) Коммуникативная компетентность

В) Информационная компетентность

Г) Социальная компетентность

А) основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;

Б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;

В) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений;

Читайте также:
Какой программой лучше разбить жесткий диск на разделы

Г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении.

Коммуникативная компетентность

Вопросы на «1» балл

  1. в младшем школьном возрасте
  2. в подростковом возрасте
  3. в юношеском возрасте
  4. во всех перечисленных выше
  1. учебная деятельность
  2. учебно-профессиональная деятельность
  3. эмоциональное общение
  4. общение со сверстниками
  1. нетерпимость
  2. стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
  3. непримиримость
  4. похвала, согласие
  1. кризис трех лет
  2. кризис семи лет
  3. кризис подросткового возраста
  4. кризис 8 лет
  1. самоуважение
  2. самооценка
  3. самоанализ
  4. идентификация
  1. контакт глазами
  2. мимика
  3. поза и жесты
  4. речь
  1. экспрессия
  2. экстраверсия
  3. экстравагантность
  4. эксцентричность
    1. контакт глазами
    2. мимика
    3. поза и жесты
    4. речь
    1. тревожность
    2. эмоциональность
    3. возбудимость
    4. агрессивность

    1. социальная адаптация

    3. эмоциональное благополучие

    1. аудиальный
    2. визуальный
    3. кинестетический
    4. эмоциональный
    1. компромисс
    2. договор
    3. контракт
    4. обязательство
    1. личностные особенности
    2. индивидуальность
    3. имидж
    4. самобытность
    1. помощь
    2. содействие
    3. взаимодействие
    4. наказание
    1. убедить соперника в своей правоте
    2. добиться превосходства в споре
    3. добиться соглашения даже ценой серьезной уступки со стороны соперника
    4. добиться взаимного понимания и взаимной выгоды с соперником

    Вопросы на «2» балла

      1. детерминизм
      2. антогонизм
      3. доминантность
      4. равноправие
      1. зависит от отношений человека со средой
      2. регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
      3. зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.
      4. все выше перечисленное

      1. зона ближайшего развития

      2. зона актуального развития

      3. зона потенциального развития

      4. все перечисленные

      1. традиционное обучение
      2. проблемное обучение
      3. программированное обучение
      4. догматическое обучение
      1. внушением
      2. подражанием
      3. заражением
      4. убеждением
      1. характеризуется тем, что награду за свои действия человек «находит в самом себе»
      2. зависит от отношений человека со средой
      3. регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
      4. зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.

      1. уровень потенциального развития

      2. зона ближайшего развития

      3. уровень актуального развития

      4. все перечисленные

      1. деструкция
      2. конфликт
      3. сотрудничество
      4. экспрессия
      1. эмпатия
      2. симпатия
      3. внимание
      4. антипатия

      Вопросы на «3» балла

        1. Стратегией поведения в конфликте не является:
        1. избегание
        2. соревнование
        3. сотрудничество
        4. самонаблюдение
        1. инертность
        2. агрессивность
        3. сензитивность
        4. замкнутость
        1. референтная группа
        2. секта
        3. коллектив
        4. микрогруппа
          1. самооценка
          2. саморазвитие
          3. рефлексия
          4. самовоспитание
          1. эмоциональная лабильность
          2. ригидность
          3. мобильность
          4. тревожность
            1. гуманизм
            2. эмпатия
            3. альтруизм
            4. коллективизм

            Источник: geum.ru

            Чем руководствуется учитель при выборе программы по предмету

            46. Выбор методов обучения

            Выбор методов обучения не может быть произвольным.

            В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

            Выбор методов обучения зависит:

            – от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

            – особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

            – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

            – цели, задач и содержания материала конкретного урока;

            – времени, отведенного на изучение того или иного материала;

            – возрастных особенностей учащихся;

            – уровня их реальных познавательных возможностей;

            – уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

            – особенностей классного коллектива;

            – внешних условий (географических, производственного окружения);

            – материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

            – возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

            При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает в той или иной последовательности ряд решений: о выборе словесных, наглядных или практических методов, репродуктивных или поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля.

            Так, в зависимости от дидактической цели, когда на передний план выдвигается задача приобретения учащимися новых знаний, учитель решает вопрос, будет ли он в данном случае сам излагать эти знания; организует ли он приобретение учащимися путем организации самостоятельной работы и т. п. В первом случае может понадобиться подготовка учащихся к слушанию изложения учителя, и тогда он дает учащимся задание или на проведение определенных предварительных наблюдений, или на предварительное чтение нужного материала. В ходе самого изложения учитель может воспользоваться либо информационным изложением-сообщением, либо проблемным изложением (рассуждающее, диалогическое). При этом, излагая новый материал, учитель систематически обращается и к тому материалу, который учащиеся получили в своей предварительной самостоятельной работе. Изложение учителя сопровождается демонстрацией натуральных объектов, их изображений, опытами, экспериментами и т. п. Учащиеся при этом делают те или иные записи, графики, схемы и др. Совокупность этих промежуточных решений и составляет одно целостное решение о выборе определенного сочетания методов обучения.

            В современных условиях важным средством учителя при выборе оптимальных методов обучения становится персональный компьютер. Он помогает педагогу «профильтровать» методы в зависимости от конкретных условий обучения и остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям.

            • Альтернативная медицина
            • Астрономия и Космос
            • Биология
            • Военная история
            • Геология и география
            • Государство и право
            • Деловая литература
            • Домашние животные
            • Домоводство
            • Здоровье
            • История
            • Компьютеры и Интернет
            • Кулинария
            • Культурология
            • Литературоведение
            • Математика
            • Медицина
            • Науч. литер. — прочее
            • Педагогика
            • Политика
            • Психология
            • Религиоведение
            • Сад и огород
            • Самосовершенствование
            • Сделай сам
            • Спорт
            • Технические науки
            • Транспорт и авиация
            • Учебники
            • Физика
            • Философия
            • Химия
            • Хобби и ремесла
            • Шпаргалки
            • Эзотерика
            • Юриспруденция
            • Языкознание

            Источник: www.redov.ru

            Рейтинг
            ( Пока оценок нет )
            Загрузка ...
            EFT-Soft.ru