Образовательная программа «Школа – 2100» разработана коллективом ученых под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева в 1999 г. В основе программы лежит идея непрерывного образования, что предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития содержания и технологии российского образования, включая воспитание, на ближайшие десять лет. Цель программы – подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию. Предметные программы дошкольной подготовки по программе «Школа – 2010» реализуются в учебниках для детей и методических рекомендациях для воспитателей и преподавателей, согласуются с аналогичными предметными программами для начальной школы и являются звеном непрерывного курса в рамках образовательной программы «Школа – 2100».
Программа дошкольной подготовки по математике детей 3-6 лет (авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина) направлена на всестороннее развитие ребенка – развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
О программе «Школа 2100″((( начальная школа)))№1
Новый материал дается не в готовом виде, а вводится на основе принципа деятельности, т. е. связи и отношения окружающего мира дети «открывают» сами путем анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Роль педагога-воспитателя сводится к тому, чтобы организовать учебную деятельность и незаметно, ненавязчиво подвести детей к «открытию». Насыщенность учебного материала игровыми заданиями обусловливается возрастными особенностями детей.
Программа подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В. Горячев, Н.В. Ключ) предусматривает значительный объем специфических задач обучения детей информатике, которые ставятся в отношении простейших предметов, действий, высказываний: умение составлять части и целое (для предметов и действий); называть главное назначение предметов; расставлять события в правильной последовательности; приводить примеры истинных и ложных высказываний; видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях, переносить свойства одного предмета на другой и т. д.
Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.
Кислова) выдвигает следующие задачи обучения: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка; расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка; развитие творческих способностей; развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления и др. Программа для детей 4-6 лет – начальное звено непрерывного курса «Обучение грамоте – русский язык – чтение и литература для 1-11 классов», создаваемого в рамках образовательной программы «Школа – 2100». Использование авторами программы элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста предполагает предупреждение ошибок при чтении и письме.
Программа обучения «2100». Платная или бесплатная?
Программа для дошкольников по курсу «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова) имеет своей целью знакомство ребенка с целостной картиной мира, так как, даже будучи неполной, при минимуме знаний ребенка, целостная картина мира позволит ему быть сознательным участником жизни.
Вторая цель курса «Окружающий мир» – знакомство с родным языком и развитие речи как важнейшая образовательная задача. Поскольку 3-5-летние дети не умеют читать и писать, авторы программы воспользовались «пиктографическим» методом представления учебного материала, т. е. традиционные тексты заменили изображениями. Пиктограмма воспринимается детьми с интересом, как ребус, игра, и в ней они находят и задание, и ответ, исходя из собственного жизненного опыта.
Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств» (автор О.А. Куревина) направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра), а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности. Программный материал носит проблемный характер. Он включает разделы «Развитие речи», «Музыка», «ИЗО», «Пластика, ритмика и театральные формы» и рассчитан на три года.
Программа располагает широким диапазоном возможностей использования: адресованная системе дошкольного образования, она приемлема и в системе УВК, и в семейном обучении, и при подготовке детей к школе.
Источник: studfile.net
ОС «Школа 2100» как инструмент реализации ФГОС
статья по теме
Цель моего выступления- обратить ваше внимание на соответствие основополагающих концептуальных положений, лежащих в основе образовательной системы «Школа 2100», идеям и концепциям ФГОСа. Иными словами, мы постараемся показать готовность нашей системы к внедрению стандарта второго поколения. Ведь перед каждым учителем не может не стоять вопрос о том, что ему придется менять в своей работе в связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Эта идея очень близка учителям, работающим по Образовательной системе «Школа 2100». Еще с 1996 года, с момента создания под руководством академика А.А. Леонтьева Образовательной программы «Школа 2100», ею была провозглашена новая цель образования.
Вместо господствующей в те времена идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний, Образовательная программа провозгласила идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». В противовес идее приоритета знаний мы всегда рассматривали знания и умения как средство развития личности. И не случайно в решении бюро Президиума РАО от 16 ноября 2005 года в качестве важнейшего достижения Образовательной системы «Школа 2100» было отмечено, что «авторскому коллективу «Школы 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы». Также не случайно, что в 2008 году авторскому коллективу «Школы 2100» была вручена высокая награда – премия Правительства Российской Федерации в области образования – за разработку теоретических основ и опытно-экспериментальное осуществление образовательной системы нового поколения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100» КАК ИНСТРУМЕНТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться
В чем же новизна стандарта второго поколения? В нем мы не найдем перечня информационных единиц, обязательных для изучения по определенному предмету в том или ином классе. Это прерогатива школ, учителей, авторов, то есть всего профессионального педагогического сообщества. А вот требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ – один из трех компонентов ФГОСа, формулирующих целевые установки общего образования, – важны для всех пользователей системы образования. Поэтому и являются они главной частью ФГОСа второго поколения и подлежат общественному обсуждению.
Внимательно изучая подготовленные в рамках создания нового стандарта предложения разработчиков, невольно обнаруживаешь существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим на уроках окружающего мира предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Это прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа 2100». Не случайно в отличие от многих других систем мы постоянно подчеркиваем важность продуктивных творческих заданий (правильный результат выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде; но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание), их роль в выращивании функционально грамотной личности.
Сравните примеры заданий из учебников всех ступеней образования по разным предметам с традиционными (табл. 1). Все приведенные примеры нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
Так, трудно представить себе школьника, уверенно отвечающего на вопросы по обществознанию и не имеющего своей ценностной основы. Невозможно качественно отвечать на вопросы по естествознанию и не освоить умение наблюдать за окружающим миром и делать самостоятельные умозаключения. Недостаточно формулировать грамотно правила русского языка, если ты не научился их использовать в повседневной практике.
Продуктивные задания – главное средство достижения нового результата в образовании
Задания в учебниках «Школы 2100»
Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.
Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Перечислите отличия растений от животных.
Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Определите площадь прямоугольника.
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
Цель школы – не только знания
В стандарте 2004 года говорится о важности не только предметных, но и общеучебных умений, но этот тезис, к сожалению, остается только декларацией. Контрольно-измерительные материалы как в рамках всего учебного процесса, так и в рамках ЕГЭ не изменились, они по-прежнему в основном проверяют фактические знания.
Новый стандарт тоже нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.). В рамках первых попыток построения системы таких метапредметных результатов мы встречаемся с новыми терминами. Но внимательное сравнение позволяет увидеть знакомые ориентиры системы общеучебных умений, которую Образовательная система «Школа 2100» внедряет уже многие годы и даже специально для подобных целей создала свои «Дневники школьников» (табл. 2).
Сравнение подходов к выделению личностных и метапредметных результатов в рамках разработки материалов нового стандарта и в Образовательной системе «Школа 2100»
Система личностных результатов
и универсальных учебных действий (УУД)
в рамках нового стандарта
Система общеучебных умений Образовательной системы «Школа 2100»
Как Образовательная система «Школа 2100» предлагает сделать цель, определенную ФГОСом, реально достижимой
Каждый из перечисленных личностных и метапредметных результатов будет достигнут только в том случае, если дети и учитель будут постоянно двигаться к нему. Но, к сожалению, внимание педагогов постоянно отвлекается на текущие потребности, на подготовку к уроку по тому или иному предмету.
Выход прост: для достижений новых результатов учителя должны использовать такие технологии проведения уроков, которые на выходе давали бы эти результаты. В качестве примера выращивания организационных общеучебных умений служит используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности. Для формирования коммуникативных общеучебных умений служит технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательной системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, действуя привычно — просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий. При этом он может смело опираться на подробные методические рекомендации, которые созданы на основе указанных технологий.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей. Его иллюстрацией может служить схематический рисунок «пирамиды успеха», позволяющей на основе системы продуктивных заданий в каждом из учебников достичь целей каждого предмета, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – вырастить функционально грамотную личность.
Так, например, в новых учебниках «Окружающий мир» все задания различаются по цвету первой буквы.
Каждое из них позволяет достичь какой-либо из двух основных целей предмета: научить объяснять мир и объяснять свое отношение к миру. Первая цель формирует интеллектуальные общеучебные умения, вторая – оценочные. Таким образом, учитель на каждом уроке, выбирая те или иные задания, получает возможность самостоятельно шаг за шагом конструировать результат своей деятельности по выращиванию функционально грамотной личности.
Деятельностный подход – концептуальная основа нового стандарта
Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, сформулированных А.А. Леонтьевым (1996).
а) Принцип обучения деятельности.
Все предметные УМК основываются на совокупности нескольких технологий, эффективное использование которых позволяет педагогу в полном объеме реализовать деятельностный подход в работе с учащимися. Это:
● технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);
● технология оценивания учебных успехов;
Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.
Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью вступительной статьи к учебнику, а также специального методического аппарата. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.
б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации
к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
В учебниках и других элементах УМК образовательной системы «Школа 2100» предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.
Так, например, читательские умения, приобретенные в курсе литературного чтения, эффективно используются в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности.
Также эффективно развивается самостоятельная читательская деятельность детей с использованием приемов работы с текстом, которые учащиеся осваивают на уроках.
Совместная деятельность учителя и детей в этом направлении организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения.
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание
Ещё одна особенность ФГОСа второго поколения – его нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества. В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны.
Для полноценной организации воспитательного процесса вся жизнь школы должна быть построена на одних и тех же принципах, так как воспитывает не только учебная деятельность на уроках, но и система взаимоотношений педагога с учениками, характер оценивания результатов труда школьников, взаимоотношения с одноклассниками, внеклассная жизнь. Но все это требует создания единой образовательной программы, действующей в каждой школе.
Образовательная система «Школа 2100» дает прекрасные возможности для создания такой образовательной программы в каждой школе, так как успешно решает проблемы преемственности и создания в школе единства подходов в обучении, развитии и воспитании на разных ступенях образования. Это приводит к построению единой развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей новый образовательный результат. Не случайно РАО рекомендует «активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования».
В качестве примера результативности деятельности Образовательной системы «Школа 2100» приведем сравнение портрета выпускника из нового стандарта (ФГОС) с портретом выпускника Образовательной системы «Школа 2100», полученного несколько лет назад в исследованиях психологов (табл. 3). Результаты говорят сами за себя.
Сравнение портрета выпускника в новом ФГОСе и в Образовательной системе «Школа 2100»
Федеральный государственный образовательный стандарт
Образовательная система «Школа 2100»
Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность
к судьбам Родины.
Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
Креативный, мотивированный к познанию
и творчеству, обучению и самообучению
на протяжении всей жизни.
Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.
Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Искренний, доброжелательно настроенный
к миру, к людям.
Умеет использовать свои знания и умения
в реальных жизненных ситуациях.
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее.
Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы.
Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней.
Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию.
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.
Однако понимая важность воспитательной работы, коллектив авторов «Школы 2100» разрабатал программу духовно-нравственного воспитания и развития на основе проекта концепции духовно-нравственного воспитания и развития, являющейся составной частью ФГОСа.
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» уверены, что с помощью современных и эффективных методов построения образовательного процесса совместными усилиями удастся достичь высоких результатов. Выпускники «Школы 2100» получают шанс на достойное место в жизни, а педагоги, работающие по Образовательной системе «Школа 2100», самореализуясь, получат возможность сделать свою работу в школе увлекательным творческим процессом.
Источник: nsportal.ru
Развивающая система Занкова и «Школа 2100» могут не войти в перечень учебных программ
К апрелю Минобрнауки РФ утвердит федеральный перечень учебников. В нем будут определены комплекты, по которым предстоит учиться школьникам в ближайшие три года. Для начальной школы в проекте сегодня семь программ – «Перспектива», «Школа России», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Гармония» и развивающая программа по системе Эльконина – Давыдова.
Подход отличается, суть остается
Педагогическая общественность недоумевает, что самые распространенные программы в начальной школе – развивающая система Занкова и «Школа 2100» – не вошли в проект этого перечня. Есть вероятность, что первоклассники в новом учебном году не будут заниматься по этим программам.
По мнению заместителя министра образования и науки Волгоградской области Ларисы Савиной, сегодня не важно, в какой школе и по какому учебнику учится ребенок. Методические подходы могут быть разные, по факту ему должны дать то, что определено федеральным государственным стандартом.
Что из себя представляют программы для начальной школы, в чем их особенности, «ВП» рассказала старший методист кафедры начального образования Волгоградской государственной академии постдипломного образования Светлана Казачкова.
Выровнять стартовые возможности
Школа России. Это комплект, по которому учились наши родители, он появился в 1960-70-е годы. Учебник традиционен и понятен для родителей. Программа учитывает возрастные особенности детей, и увеличение сложности происходит постепенно.
Начальная школа XXI века. В этой программе удлинен адаптационный период, чтобы все детки смогли выровнять свои стартовые возможности. Комплект учебников очень мягко вводит детей в учебную деятельность. Отличительная особенность в том, что в литературном чтении акцент сделали на классическую русскую литературу для детей. Все тексты нравственно-этической направленности.
Русский язык построен так, что один урок – одна целевая установка – только развитие речи или только орфография. По филологии детки дают хорошие результаты на олимпиадах, на интеллектуальных состязаниях.
Учеба по переписке
Перспективная начальная школа. Комплект интересен тем, что в него вмонтированы все словари и справочники, с которыми должны работать дети начальной школы. Причем имеется даже обратный словарь, который нужен для того, чтобы корректировать логопедические нарушения. Еще одна отличительная черта комплекта – авторы предлагают детям вступить в переписку.
Они вступают в научный клуб младших школьников, пишут письмо в редакцию, в ответ получают задания олимпиады или проектной деятельности. Поначалу, когда программу только внедряли в регионе, педагоги интересовались: это переписка понарошку? Оказалось, что все по-настоящему. Дети с удовольствием включаются в эту переписку.
Они учатся писать письма, но еще больше им нравится их получать. В итоге повышается познавательный интерес у детей.
Планета знаний. В создании этой программы принимали участие не только ученые, но и учителя-практики. По ней в регионе работают шестой год, программа зарекомендовала себя хорошо. С 1-го класса предполагается организация проектной деятельности, в учебниках отмечены обязательные и дополнительные задания.
Перспектива. Комплект сохраняет традиционные подходы, которые были всегда в начальной школе, и вносит изменения в методику. Много заданий дифференцированного толка. Говорить о результатах этого комплекта пока рано, потому что в регионе он используется только третий год.
Мерка для знаний
Гармония. Программа объединяет традиционную и развивающую систему. Название обусловлено тем, что в этом комплекте все очень гармонично. Любая задача здесь решается по принципу поиска взаимосвязи между искомым и данным, что позволяет развивать логическое мышление. Если в математике мы привыкли изучать цифры по порядку, то здесь учат по образу написания.
Сначала единица, четверка, семерка (прямая наклонная), потом полуовалы – 3, 6, 8. Авторы считают, что дети не должны заучивать правила, они должны находить зависимости и ассоциации, чтобы у них было понимание того, что они делают. Комплекты востребованы в регионе.
Развивающая программа по системе Эльконина – Давыдова. Эта программа наиболее приближена к требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Это единственный комплект, который ставит своей целью формирование теоритического мышления у детей. Например, дети весь первый класс не работают с числами, они работают с мерками.
Это удивляет, настораживает порой не только родителей, но и педагогов. В регионе небольшая часть учителей работают по этому комплекту, порядка 1%. Но те, кто понимает идеи этой системы, очень довольны, дети показывают высокий результат.
Номинанты на вылет
Развивающая система Занкова. По этой программе педагоги региона сделали по 3-4 выпуска. Это мощное сообщество учителей, и они удивлены, что программа не попала в федеральный перечень, но пока надеются на чудо. Особенностью является то, что ребенку дают возможность добыть знания самостоятельно. Там дается разный уровень трудности заданий.
Главный посыл – нужно научить ребенка смотреть на проблему с разных точек зрения.
Школа 2100. Этот комплект достаточно популярен среди педагогов, по нему занимаются примерно четверть учеников начальной школы. Большое значение уделяют информационной грамотности, продуктивному чтению. Обучение разноуровневое. Предусмотрена система занятий как для сильных, так и для слабых детей.
Благодаря этому учитывается индивидуальное развитие каждого ребенка. Система не сравнивает детей между собой.
Источник: vpravda.ru