Каждый руководитель хочет, чтобы его компания увеличивала свои капиталы. Но ни для кого не секрет, что для этого требуются немалые усилия: надо вкладывать средства во внедрение новых технологий, разработку современных концепций и, конечно, в обучение сотрудников. Чем больше компания, тем, соответственно, больше средств понадобится на все усовершенствования.
Представьте себе, какие затраты (и не только материальные) нужны для того, чтоб обучить каждого сотрудника, если в штате несколько сотен человек! Но, как известно, технологии не стоят на месте. Не так давно появилось решение и этой проблемы.
В 2004 году компания SRC создала мультимедийную программу, ставшую новинкой на рынке бизнес-обучения. Программа называлась»ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® . Эффективный менеджмент» и была специально предназначена для менеджеров высшего и среднего звена.
О том, насколько актуально было ее появление на рынке, свидетельствуют цифры и награды. По данным Учебного Центра SRC более 700 предприятий России и стран СНГ уже работают с этой программой. И работают успешно. А серебряная медаль за лучшую разработку на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2004» является показательной оценкой профессионалов.
Ключевые отличия портфеля проектов от программы проектов / Лекция 4
Бесспорно, в пользу продукта говорят не только цифры, но, в первую очередь, отзывы компаний, которые эту программу используют. Среди тех, к кому «Маркетинг PRO» обратился с просьбой высказать мнение, оказалось только три варианта ответов: либо не знакомы с программой (поэтому от комментариев воздержались), либо знакомы и хотели бы опробовать, и третий вариант — активно используют программу для обучения сотрудников и относятся к ней положительно.
А что у Вас в Портфеле?
Между тем, получив первые отклики и определенное количество покупателей, разработчики не стали останавливаться на достигнутом и создали уже вторую мультимедийную обучающую программу.
В компании SRC подчеркивают, что над этим продуктом работали исключительно профессионалы во всех сферах: маркетологи, дизайнеры, программисты, видеооператоры, звукорежиссеры, редакторы, корректоры, художники. Кроме того, существенная роль принадлежит экспертам-консультантам, в качестве которых выступили топ-менеджеры российских предприятий, тестировавшие программу. И этот аспект особенно важен, ведь он означает, что очередную программу разработчики создавали с учетом всех предложений и пожеланий, поступивших от тех, кто уже «опробовал» первый продукт.
Новая программа получила название «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® . Маркетинг и сбыт». Название, в общем-то, говорящее. И все же, что же это за программа такая, в которой, как в директорском портфеле, собрано все необходимое и руководителю, и маркетологу, и продавцу? Этот и другие вопросы мы задали идейному вдохновителю, президенту Учебного Центра SRC Александру Кузнецову и главному исполнителю, директору по производству мультимедийных программ Марине Унгер.
— Как возникла идея создания программы «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® «?
Как создать инвестиционный портфель в 2023 году. Пошаговая инструкция
А.К.: При создании новых продуктов и услуг мы ориентируемся на потребности рынка и интересы наших клиентов. В 2003 году рынок платных образовательных услуг был развит уже достаточно хорошо. На семинары в Москву приезжали представители компаний из различных регионов России. При этом многие жаловались на то, что командировочные расходы часто превышают стоимость семинаров.
В связи с этим на семинар отправлялся один, максимум 2 сотрудника компании, остальные, в лучшем случае, обучались по методичкам, привезенным этими счастливчиками. А приглашать в свой город известного консультанта — еще дороже.
Так перед нами встал вопрос — каким образом можно сделать знания ведущих бизнес-тренеров доступными в любом уголке России, и чтобы при этом информация подавалась удобно, интересно и наглядно?
В результате многочасового мозгового штурма было решено создать мультимедийную обучающую программу, в которой основным источником информации являются видеолекции известных бизнес-консультантов, профессионалов в своей области. Видеолекции должны быть подкреплены наглядными иллюстрациями, конспектами, практическими заданиями и интерактивными тестами — всем тем, что поможет обеспечить вовлеченность сотрудников в учебный процесс и повысить качество усвоения материала. Ведь как доказано исследованиями, мультимедийная форма подачи материала позволяет сохранить в памяти до 75% полученной информации (в то время как получение информации только по звуковому каналу сохраняет в памяти лишь 25%, а сочетание звукового и визуального канала — 50%).
И мы не ошиблись в своей идее. За три года существования программы мы получили огромное число благодарственных отзывов, в которых отмечались достоинства именно мультимедийной формы подачи материала.
— Существуют ли другие подобные программы и в чем отличие от них вашей разработки?
А.К.: — Когда в 2004 году мы выпустили программу «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® «, аналогов на рынке бизнес-обучения не было в принципе. В качестве конкурирующих продуктов можно было рассматривать видеоверсии семинаров, видеотренинги и даже аудиокниги.
Хотя, как я уже говорил, основное отличие мультимедийной программы от всего вышеперечисленного в том, что качество усвоения изученного материала намного выше. Сегодня есть несколько компаний, которые используют похожие технологии подачи материала, хотя по содержанию аналогов по-прежнему нет. Кроме того, мы не стоим на месте. Наш новый продукт содержит уникальную запатентованную технологию имитации искусственного интеллекта «Виртуальный экзаменатор e-Learn Expert ® «. И аналогов этой технологии вы абсолютно точно не встретите ни в одной мультимедийной программе.
— Вы говорите о плюсах и преимуществах. А были ли нарекания со стороны пользователей?
М.У.: Мы всегда очень серьезно подходим к анализу отзывов наших клиентов. В течении трех лет мы регулярно собирали все рекомендации и пожелания, которые высказывали пользователи программы «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® . Эффективный менеджмент». Для нас было важно услышать не столько плюсы, сколько недостатки программы, рекомендации и пожелания пользователей.
Среди таких пожеланий было, например, то, что в первой программе отсутствовали упражнения, которые позволяли бы отработать полученные навыки на практике. Человек изучал видеолекции, приложения и конспект, затем проходил проверочный тест. И на этом «общение» с автором заканчивалось. Мы учли пожелания наших клиентов, а также современные требования к качественным мультимедийным программам и включили в новую программу интерактивные упражнения после каждой темы. Эти упражнения позволяют учащемуся побывать в роли директора по маркетингу или продажам, генеральным директором или независимым экспертом, и, в результате, научиться действовать и принимать решения на примере реальных жизненных бизнес-ситуаций.
— Кстати, о новой программе. Почему именно «Маркетинг и сбыт»?
М.У.: В этом вопросе мы опять отталкивались от потребностей наших клиентов. После выхода первой программы мы регулярно собирали пожелания, в каком направлении нам развиваться дальше. Маркетинг и продажи — это основные вопросы, которые интересовали большинство наших клиентов, причем из абсолютно различных сфер бизнеса — будь то небольшая сеть магазинов по продаже компьютерной техники или очень крупный оператор на рынке телекоммуникаций, машиностроительный завод или нефтяной гигант.
— Что нового появилось во втором «ПОРТФЕЛЕ ДИРЕКТОРА ® «?
А.К.: Прежде всего, хочется отметить звездный авторский состав. Пользователи программы смогут посмотреть 43 часа новых видеолекций, в которых содержатся уникальные технологии и алгоритмы маркетинга, брендинга и продаж от шести высококлассных специалистов.
Авторы программы — известные консультанты, владельцы и топ-менеджеры российских, зарубежных и мультинациональных компаний:Николас Коро, Татьяна Матюшина, Кирилл Гуленков, Борис Жалило, Андрей Голиней, Ярослав Газин. Мы значительно усовершенствовали техническую часть. В компании для этой цели был создан собственный отдел разработки, состоящий из 12 специалистов в области программирования, flash-технологий и педагогического дизайна. Зато результат оправдал все наши ожидания. 38 оригинальных интерактивных упражнений, 148 вопросов от виртуального экзаменатора e-Learn Expert ® , серьезная система контроля результатов обучения — все это позволит максимально эффективно организовывать и оценивать учебный процесс.
— На презентации вы заинтриговали нас способностями «искусственного разума». Расскажите подробнее об этой новинке.
М.У.: Виртуальный экзаменатор e-Learn Expert ® — это наша гордость! Технология была запатентована Учебным Центром SRC в 2006 году. Виртуальный экзаменатор — новейшая технология имитации искусственного интеллекта, благодаря которой пользователь может в произвольной форме формулировать ответы на заданные вопросы и таким образом вести интерактивный диалог с преподавателем.
В отличие от привычных тестовых вопросов, виртуальный экзаменатор e-Learn Expert ® позволяет выявить реальные знания обучающегося. В случае с обычным тестом пользователь видит перед собой варианты ответов и велика вероятность узнавания (с помощью зрительной памяти) или простого угадывания. В то время как открыто поставленные вопросы в большей степени активизируют умственную деятельность обучающегося. Пользователь должен задуматься и самостоятельно с помощью клавиатуры ввести ответ без каких-либо ограничений и подсказок. После чего программа анализирует семантику ответа в контексте заданного вопроса, выявляет содержательную полноту ответа и строит обучающие реплики и сообщения, имитируя обучающий диалог.
— Как Вы планируете отслеживать отзывы по новой программе?
М.У.: У нас разработан стандарт, в соответствии с которым первый звонок клиенту мы делаем через неделю после покупки, чтобы узнать, как прошла установка, все ли в порядке. Следующий звонок — через 2 месяца, чтобы услышать первые результаты обучения и, при необходимости, оказать содействие в организации учебного процесса. Ну а затем, регулярно 1 раз в полгода, чтобы поддерживать наших пользователей и оперативно получать обратную связь.
«Живое» или «искусственное»?
Теперь, после ответов Александра Кузнецова и Марины Унгер на наши каверзные вопросы становится понятно, почему программа вызывает положительные отклики. Весь секрет в принципе ее работы. Во-первых, «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® » решает задачу, которой озабочено немало количество руководителей, — это значительное снижение затрат на обучение персонала.
Следующая задача, которую позволяет решить программа — это экономия времени, потраченного на обучение. Осваивать знания по программе можно без отрыва от производства, точнее, от рабочего места. Сейчас, когда офисные работники повсеместно имеют персональные компьютеры, это очень удобно. Таким образом, экономится время персонала, которое было бы потрачено на аудиторный тренинг.
В качестве еще одного преимущества программы можно отметить возможность массового обучения сотрудников в короткие сроки. Особенно важен этот эффект для компаний, имеющих большое количество удаленных друг от друга филиалов, так как экономия на командировочных расходах для них весьма ощутима. Правда, здесь возникает другой вопрос — о качестве образования.
Как-никак, человеческий фактор еще никто не отменял. И общение с машиной, какой бы умной она ни была, — это все же общение с машиной. А если во время видеолекции у обучающегося возникнет конкретный вопрос или просьба прокомментировать конкретную ситуацию из его практики?
На семинаре или тренинге сотрудник мог бы легко задать этот вопрос и получить ответ, который может принести реальную практическую пользу. Выступающий же на экране компьютера этого сделать, естественно, не может — это же не интерактивное, а одностороннее общение. Может поэтому еще не все предприятия страны перешли на использование мультимедийных продуктов, и остались те, кто не хочет экономить, подменяя «живое» обучение «искусственным»?
Слово — автору
Другое дело, что авторами модулей в разработке компании SRC выступают консультанты, на семинар или тренинг к которым попасть не так-то легко, ведь они, как отметил Александр Кузнецов, — высококлассные специалисты.
Конечно, нас заинтересовало и их мнение. «Каков получился продукт и довольны ли вы результатом работы?» — с этим вопросом мы обратились к авторам программы. И вот что услышали в ответ.
Татьяна Матюшина, основатель и заместитель генерального директора Агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет», автор модуля «Маркетинговые исследования»: «В программу вошел материал, объединяющий весь наш опыт и наши знания. Мы с коллегами готовили его таким образом, чтобы видеолекции и упражнения не дублировали, а дополняли друг друга.
Как специалисты, имеющие достаточно большой опыт работы в маркетинге, мы знали, что будет важно для тех, кто будет обучаться по этой программе. К тому же мы делали упор не только на теоретический материал, но и на рассмотрение кейсов. Причем, подчеркну, что все наши кейсы взяты из практики маркетинговых исследований российских компаний. Я считаю это очень важным, так как знаю, как бывает сложно адаптировать кейсы иностранных компаний к реалиям российского бизнеса».
Ярослав Газин, директор рекламного агентства «Pragmacom», автор модуля «Интегрированные маркетинговые коммуникации»: «Во-первых, этот продукт интересен мне самому. И как соавтору, и как пользователю. В первую очередь, он в доступной форме раскрывает инструменты управления маркетингом, которые не встретишь в открытых источниках. Возможность полноценно обучаться на рабочем месте и тут же применять изученный материал значительно повышает отдачу от внедрения «ПОРТФЕЛЯ ДИРЕКТОРА ® «. Думаю, что уникальность этого инновационного продукта оценят в первую очередь прогрессивные руководители — стремящиеся к росту эффективности через оптимизацию и органичное развитие сотрудников. Я считаю, что эта программа — инвестиция в развитие бизнеса с высокими дивидендами».
Андрей Голиней, советник председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга», автор модуля «Стратегический маркетинг»: «Если человек хочет добиться успеха в профессиональной деятельности он вынужден постоянно учиться. Учиться — это значит плыть против течения, как только остановился, тут же тебя относит назад.
С другой стороны профессиональная жизнь не всегда позволяет тратить время на посещение «университетов». Современные методы обучения (в том числе и данная программа) дают возможность получать новые знания, систематизировать имеющийся опыт и вообще держать руку на пульсе, не выходя из офиса. Неоспоримое преимущество, что автор всегда с тобой — за рабочим столом, в командировке, в удаленном филиале. Не вы идете за знаниями, а они идут к вам».
Получается (если доверять мнению профессионалов), программа действительно весьма полезна бизнесу и востребована. Александр Кузнецов поделился с нами, что у компании SRC планов еще очень и очень много: «Уже сейчас в разработке находятся новые интересные темы в области маркетинга, брендинга и рекламы. Кроме того, многие компании крупного бизнеса (такие как Лукойл, Северсталь) ждут от нас программу «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® «, которую можно интегрировать в корпоративную LMS (Система управления учебным процессом). И в наших планах выпустить такую программу в апреле 2008 года».
Мнение экспертов:
Марина Хлудеева, менеджер по персоналу ЗАО «ФМРус», коуч-консультант:
«Думаю, что эта программа — рабочая, та, которая реально работает. Так как в основу положена идея «как вывести компанию на новый уровень».
Я проработала маркетологом в крупной корпорации 10 лет и точно могу сказать, что эта программа будет полезна любому специалисту отдела маркетинга и любому менеджеру, занимающемуся стратегическим планированием. В малом и среднем бизнесе эта программа заменит директору и топ-менеджерам компании множество книг по управлению и стратегическому планированию, которые обычно стоят в их шкафах, и сэкономит время на их прочтении. Я не встречала подобных программ на российском рынке. С чем искренне можно поздравить компанию SRC. Интересно, а применяют ли они сами методики и инструменты, описанные в «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® . Маркетинг и сбыт» для реализации (продажи) этого продукта?»
Сергей Величко, директор по маркетингу ТМ «Хортица»:
«Без обучения в течение всей жизни в современном мире не обойтись. Дистанционно на данный момент можно получить практически любые знания, начиная от краткосрочных курсов и заканчивая высшим образованием, однако такая форма обучения подходит не всем и не во всех случаях и, безусловно, имеет свои плюсы и минусы.
Среди минусов, я бы отметил, прежде всего — отсутствие живого общения между обучающимся и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и адаптацией программы, исключаются. Кроме того, при очном обучении преподаватель выступает также в роли психолога-оратора, который может внушить, объяснить любую мысль и идею, найти общий язык с аудиторией и заинтересовать. Также важно отметить и отсутствие возможности немедленного практического применения полученных знаний с последующим обсуждением возникающих вопросов с преподавателем и разъяснением ситуации на конкретных примерах.
Но, несмотря на все минусы, безусловно, у подобных программ есть и плюсы — они позволяют каждому учиться в соответствии со своим графиком занятости и образовательными потребностями, а также дает возможность получения образования всем сотрудникам компании, независимо от должности, места проживания, состояния здоровья».
Мнение пользователей:
Анатолий Барковский, генеральный директор ЗАО ТПК «ЭЛКО»: «Наша организация приобрела курс «»ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® . Эффективный менеджмент» около двух лет назад. Процесс обучения прошли все менеджеры высшего и среднего звена компании. Налицо результаты. Менеджеры стали понимать необходимость стратегического планирования, было достигнуто понимание специфики работы смежных отделов компании и необходимость регламентных взаимоотношений.
В настоящее время приобретаем новую версию «Маркетинг и сбыт». На презентации сотрудники Учебного Центра SRC убедительно представили улучшенный интерфейс программы и ее глубокое функциональное наполнение. На мой взгляд, программа будет очень полезна специалистам маркетинга и отдела продаж».
Михаил Мельников, директор по персоналу компании «Домострой»: «ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® — очень интересный инструмент управления развитием персонала. Мы использовали эту программу для обучения линейных руководителей и развития ТОП-менеджеров компании. Наиболее эффективной программа оказалась для последних, и, я уверен, именно потому, что мы применили комбинированный метод обучения. Мы смотрели лекции и получали теорию, вместе тестировались после каждой темы, а в качестве кейсовых заданий мы брали сложные ситуации нашей компании, на какие-то темы мы дополнительно приглашали преподавателей и проводили тренинги. В результате на весь курс ушло 7 месяцев, что дало просто неожиданно высокий эффект».
Ирина Борнякова
Закажите бесплатный демо-диск программы ПОРТФЕЛЬ ДИРЕКТОРА ® , чтобы познакомиться с ее возможностями, алгоритмом обучения и авторами.
Прямо сейчас Вы можете скачать презентацию Программы в удобном для Вас формате или просмотреть flash-презентацию в режиме ON-LINE.
Источник: www.src-master.ru
Управление проектами, программами и портфелями: Ключевые различия
Организации используют различные уровни управления, чтобы убедиться, что команды работают над достижением бизнес-целей, касающихся стратегии, финансового роста или поддержания и операционной эффективности. Три общих уровня стратегического управления — это управление проектами, управление программами и управление портфелем проектов. Понимание этих трех типов стратегического управления поможет вам увидеть, как ваша работа способствует достижению более крупных целей организации.
В этой статье мы рассмотрим цели и обязанности управления проектами, управления программами и управления портфелем проектов, а также опишем их различия.
Что такое управление проектами?
Управление проектами — это процесс организации ресурсов, координации команд, установления сроков и контроля за ходом выполнения отдельных проектов. Специалисты, отвечающие за управление проектами, называются менеджерами проектов, и они несут ответственность за:
- Сотрудничество с клиентами или менеджерами клиентов для определения целей и масштабов проекта
- управление бюджетом
- Координация членов команды и ресурсов
- Проведение анализа рисков
- определение основных этапов и проверка прогресса команды на протяжении всего процесса
- проведение совещаний для обмена мнениями с клиентами, получения информации о ходе работ или устранения проблем
- предоставление обновлений клиентам и менеджерам клиентов
- составление отчетов во время и после завершения проекта
Что такое управление программой?
Управление программой — это процесс надзора за несколькими связанными или несвязанными проектами, которые направлены на достижение одних и тех же целей и лучше всего управляются как группа, а не по отдельности. Специалисты, отвечающие за управление программами, называются менеджерами программ, и они несут ответственность за:
- Координация работы нескольких команд по различным профессиональным дисциплинам
- Разработка общих стратегических, финансовых и оперативных целей
- составление межорганизационных дорожных карт
- Работа с взаимозависимостями проекта
- проведение мероприятий по снижению рисков
- Сотрудничество с руководителями команд для определения соответствия каждого проекта целям
- Обеспечение операционных и финансовых ресурсов для предотвращения конфликтов или задержек
- создание графиков и этапов программы
- Выявление и описание преимуществ каждого проекта
Что такое управление портфелем?
Управление портфелем проектов, также называемое управлением портфелем проектов, — это процесс определения стратегической цели каждого текущего и будущего или потенциального проекта или программы. Менеджеры портфолио несут ответственность за:
- внедрение подходов и процессов управления проектами и программами
- Определение наиболее важных целей бизнеса
- создание финансовых и бюджетных инициатив
- Контроль за крупномасштабным распределением ресурсов
- обеспечение того, чтобы все проекты и программы способствовали достижению целей на уровне программы
В чем различия между управлением проектами, программами и портфелями проектов?
Вот различия между этими тремя важными типами управления:
Сфера деятельности
Один из способов понять масштаб этих трех уровней управления заключается в том, что несколько проектов составляют программу, а несколько проектов и программ — портфель.
Вот еще один способ понять цель:
- Управление проектами: Этот процесс сосредоточен на одном проекте за раз, и проект может иметь несколько сегментов, что делает его более сложным.
- Управление программой: Этот процесс сосредоточен на группе проектов и обеспечивает общую координацию между командами.
- Управление портфелем проектов: Этот процесс контролирует все проекты и программы в организации, но фокусируется на всеобъемлющих целях и на том, как проекты и программы согласуются с этими целями.
Используется
Вот как каждый из этих типов управления полезен в команде:
- Управление проектами: Вы применяете управление проектами, когда контролируете отдельный проект и его членов команды, бюджет и сроки.
- Управление программами: Вы используете управление программами для оценки групп проектов и их соответствия целям, координации команд различных отделов и улучшения процессов.
- Управление портфелем: Управление портфелем используется при надзоре за проектами и программами всей организации, определении возврата инвестиций, прогнозировании результатов программ и проектов и создании эффективных инициатив по внесению изменений.
Лучшие практики
Специалисты каждого уровня используют множество одинаковых инструментов и процессов для выполнения своей работы, в то время как некоторые инструменты являются уникальными для каждого уровня. У этих специалистов также есть некоторые практики, инструменты и стили, которые отличаются друг от друга. Например, профессионалы по управлению проектами проводят стартовые встречи перед началом проектов, чтобы встретиться с командами и рассказать об этапах проекта, исполнителях задач, сроках, ресурсах и общих целях. Они также проводят регулярные встречи с членами команды, чтобы получать и сообщать о ходе работы, решать проблемы, получать и давать обратную связь.
Для сравнения, специалисты по управлению программами часто создают офис управления программами, который контролирует обучение менеджеров проектов, обеспечивает ресурсы, готовит отчеты о текущих и недавно завершенных программах и разрабатывает политику и процедуры для всех проектов. Они также создают руководящие комитеты из менеджеров проектов и других соответствующих руководителей организации для установления целей, процессов и политики для конкретных программ. Что касается управления портфелем проектов, то профессионалы используют программное обеспечение для управления портфелем проектов для мониторинга конкретных проектов и программ, определения приоритетов программ и проектов и оптимизации крупномасштабных процессов. Вот некоторые инструменты, процессы и стили управления, которые используют эти профессионалы:
- Программное обеспечение для управления проектами: Многие варианты программного обеспечения для управления проектами могут назначать задачи, устанавливать сроки и временные рамки и способствовать коммуникации между членами команды, а также между командами и отделами.
- Диаграмма Ганта: Эта диаграмма показывает необходимые сегменты каждого проекта, даты начала и окончания, этапы и зависимости в формате гистограммы.
- Структура разбивки работ: Этот документ представляет задачи проекта с точки зрения конечных результатов и организует задачи в иерархическую структуру на основе зависимостей и этапов.
- Agile: Этот подход к управлению проектами предполагает разбиение проекта на более мелкие цели, называемые спринтами, так что команды могут выполнять этапы одновременно и оценивать прогресс и качество, что позволяет вносить изменения.
Как они работают вместе
Вот как каждый из этих сегментов может работать вместе для разработки и управления эффективными проектами, которые соответствуют целям организации:
- Менеджеры проектов могут предоставлять руководителям программ обновленную информацию о том, как идут текущие проекты или насколько успешны завершенные проекты.
- Менеджеры программ могут руководить командой менеджеров проектов, предоставляя указания и инструкции о том, как лучше организовать или координировать проект.
- Менеджеры портфеля могут встречаться с менеджерами программ и проектов для согласования проектов с крупномасштабными целями и предоставления ключевых показателей эффективности.
Источник: hr-portal.ru
Различия между управлением портфелем, программой и проектом. Алгоритм создания социального проекта. Отличие программы от проекта Программа – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, — презентация Чем отличаются программа
Случалось ли вам путать термин этап с термином процесс ? А термин портфель с термином конечный результат ? Возможно, нет, но терминология в области управления проектами может вызвать затруднения. Эта статья поможет найти ответы на интересующие вопросы.
В этой статье
Знакомство с основами: этапы, процессы, портфели и продукты
Проекта — просто набор действий, которые встречаются согласно расписание и создают какой-либо выходных данных. Некоторые проекты автономный, отношением «Нет» другие рабочие переход в организации. С другой стороны некоторые проекты являются частью большего мероприятиях, например этапы, процессы, программ и портфолио.
Этапы
Проекты могут планироваться на основе этапов , что позволяет совместно управлять несколькими проектами, относящимися к одной цели. Предположим, что благотворительная организация должна каждый год проводить сбор средств. Чтобы управлять всеми проектами, связанными с этой задачей, благотворительная организация подразделяет проекты на три этапа: планирование, мероприятие и дальнейшие действия. Каждый этап содержит несколько проектов.
Результат этапа
Выбор докладчиков и получение от них согласия
Документ с планом мероприятия
Помощь приглашенному докладчику
Проведение мероприятия в соответствии с планом
Сбор заметок о дальнейших действиях
Документ с анализом мероприятия
Процессы
Действия в двух разных проектах могут быть взаимосвязаны; при этом образуются процессы . Допустим, что есть два проекта: один содержит действия, необходимые для разработки системы отслеживания технических проблем, а другой — действия по найму и обучению персонала службы поддержки.
Объединенный набор действий из двух проектов формирует процесс создания центра обработки вызовов. Результатом процесса является полностью работоспособный центр обработки вызовов.
Программы
Программой называется группа проектов, управление которыми выполняется совместно для эффективного использования их взаимосвязи. Например, строительная компания, которая работает над новым микрорайоном, управляет каждым домом в микрорайоне как отдельным проектом. Группировка проектов в программу для микрорайона упрощает отслеживание хода строительства всего микрорайона и планирование привлечения сторонних ресурсов, таких как цементовозы или подрядчики, выполняющие ландшафтные работы.
Портфели
Некоторые руководители проектов могут использовать портфели для сопоставления проектов и программ с соответствующими стратегическими бизнес-задачами. Например, компания разработки программного обеспечения определила три стратегических бизнес-цели: «Отраслевые инновации», «Разработка безопасного программного обеспечения» и «Высококачественная поддержка клиентов». Организация создает портфели для каждой из этих целей («Инновации», «Безопасность» и «Поддержка») и сопоставляет с ними текущие проекты и программы.
Проекты и программы
Проект: конкурентный анализ
Программа: отраслевое обучение
(включает три проекта: «Определение внешних ресурсов», «Обучение менеджеров продуктов» и «Посещение конференций»)
Безопасность
Проект: проверка безопасности
Программа: реализация серверной системы регистрации
(включает два проекта: «Создание фермы серверов» и «Разработка кода регистрации»)
Проект: развертывание системы отслеживания технических проблем центра обработки вызовов
Проект: наем и обучение персонала центра обработки вызовов
Программа: веб-ресурсы для клиентов
(включает два проекта: «Создание интерфейса системы отслеживания технических проблем, предназначенного для клиентов» и «Разработка и выпуск ресурсов для веб-обучения»)
Конечные результаты проекта
Проекты, этапы и процессы приводят к некоторому результату, который называется конечным результатом . Как правило, конечным результатом является определенный материальный предмет, например документ или готовый продукт. Конечными результатами могут быть не только продукты и товары, но и результаты или службы. В следующей таблице приведены некоторые примеры таких типов.
Тип конечного результата
Материальный предмет, который является результатом проекта, этапа или процесса. Продукты могут быть автономными конечными результатами или же входить в состав более крупных конечных результатов.
Документ, приложение, дом
Результат завершения проекта, этапа или процесса.
Пересмотренный процесс отслеживания ошибок, новая организационная структура, рекомендации по экологически чистому строительству
Результат этапа, проекта или процесса, позволяющий организации выполнять свои бизнес-функции.
Полностью работоспособный центр обработки вызовов, сбор всех участников на конференции, служба радиодиспетчера
Microsoft Project и существующая система управления проектами
Пошаговое выполнение даже дальше, управление проектами «система» ссылается на интегрированный набор процессов, методики, методологии и средства, которые используются для планирования и отслеживания проектов. Microsoft Project — это средство внутри большего системы управления проектами. Проекты, также называется планы проектов, будут сохранены как отдельные файлы в пределах Project 2010 и могут быть сгруппированы в больших мероприятиях, например этапы, процессы, программ и портфолио.
Существует некоторое непонимание, а следовательно и запутанное использование терминов, когда дело касается управления программой. Иногда программой называют проект. Иногда проект называют программой. В дополнение, иногда портфель и программу ошибочно используют вместо друг друга. Данная статья поможет вам понять основные различия и определить уникальные аспекты управления портфелем, программой и проектом.
Для того чтобы начать различать данные понятия, вам стоит представить себе иерархическую пирамиду. На самой верхушке пирамиды стоит управление портфелем, которое содержит в себе все программы и проекты, обладающие приоритетами в зависимости от их бизнес-целей. Под ней располагается управление программами, которое содержит множество взаимосвязанных проектов, поскольку они поддерживают определенные бизнес-цели. Программы содержат множество проектов, но проекты могут быть независимыми и частью портфеля. Проекты отличаются от программ тем, что, по своей природе, они являются тактическими.
Давайте более детально изучим каждое понятие:
Управление портфелем
Одним из ключевых аспектов управления портфелем проектов является то, что это процесс, который четко характеризуется соответствием с направлением бизнеса. Приоритеты устанавливаются посредством соответствующего процесса оптимизации для организации. Риски и поощрения учитываются и балансируются, а программы выбираются на основании их соответствия организационной стратегии. Обзор предоставляется реализацией программы и проекта, таким образом, может быть проведена адаптация портфеля в случае, если это необходимо. Стратегические изменения также могут вызвать корректировку портфеля.
Управление программой
Ключевым свойством управления программой является бизнес-поддержка и финансирование. Исходя из определения, основанного на решениях, принятых на уровне управления портфелем, программы спонсируются нуждами бизнеса. Программа берет на себя владение преимуществами и, по большому счету, измеряется достижением данных преимуществ. Программы также могут обладать «потоками преимуществ», или наборами взаимосвязанных преимуществ, таких как увеличение возможностей отдела исследований и разработок в комбинации с возросшим уровнем проникновения в рынок, что пересекается со многими функциями организации. Поскольку программы, состоящие, по своей природе, из множества проектов, проходят через функции в организации, они обладают всеми элементами бизнес-системы, следовательно, являются ориентированными на общее управление.
Управление проектом
Управление проектами заботится о предоставлении возможностей, обычно определенных в пределах программы. Проектами движут стратегии, но они не обладают стратегической инициативой, как в случае с программами. Вместо этого, проект получает входные элементы, затем разрабатывает и реализует тактический план. Мониторинг и конечное измерение успеха зачастую основывается на тактических соображениях, таких как бюджет и план, а не на достижении стратегических бизнес-целей.
Теперь, когда вы уже знаете основные различия между управлением портфелем, программой и проектами, каждая организация должна специализировать реализацию данных трех процессов. Некоторые ключевые факторы, а также то, как они повлияют на сделанный выбор по поводу реализации, приведены ниже:
- Промышленность : промышленность предоставляет понимание стабильности и постоянства операций. Некоторые отрасли, такие как фармацевтические, движутся жизненными циклами товаров, хотя существуют более длительные циклы, которые включают в себя основательное регулятивное производство. Компании по производству бытовой электроники движутся более короткими жизненными циклами и быстро развивающимися технологиями, при этом наблюдается немного стабилизации. Строительные компании высоко концентрируется на проектах и работают с очень стабильными технологиями и товарами.
- Размеры организации : в общем, больший размер требует больше формальностей. Без структуры отношений между стратегиями управление портфелями, программами и проектами может стать немного несвязным. Две точки фокуса показывают наличие обдуманных организационных структур для управления портфелем, программами и проектами, а также уделение особого внимания к построению крепких связей между ними для потоков информации, коммуникации и сотрудничества.
- Объем операций : более узко определенная операционная возможность, присутствующая в организациях, основанных на производстве или продажах, будет склонять к меньшей формальности, и информация будет перетекать свободно между процессами управления портфелем, программами и проектами. В организациях, которые хорошо интегрированы горизонтально, содержащих хорошо развитые центральные компетенции в научных исследованиях, маркетинге, производстве, поставках и т.п., будут присутствовать свойственные разделения, которые необходимо контролировать. Это сделает управление программой более вызывающей, поскольку данные ограничения будут нарушаться.
- Стратегии : как и различные операционные соображения, стратегия повлияет на организацию управления портфелем, программой и проектами в зависимости от того, насколько стратегия усложнена. Ключевой мыслью, не указанной выше, являются стратегические союзы, которые значительно влияют на то, насколько эти процессы были хорошо структурированы и проконтролированы.
Стандарты для управления портфелем проектов, программами и проектами существуют, и среди них можно отыскать четкие определения. Всемирный институт управления проектами (PMI) разработал и опубликовал следующие стандарты (бесплатные для его участников):
- Стандарт управления портфелем (The Standard for Portfolio Management)
- Стандарты управления программой (The Standard for Programme Management)
- Свод правил по управлению проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK) Third Edition), 3-е издание
Newer news items:
- 07/03/2010 23:15 — Как часто стоит пересматривать портфель проектов
- 17/01/2010 16:22 — Что такое управление портфелем проектов
- 01/01/2010 20:58 — Четыре уровня успеха проекта
- 01/01/2010 20:41 —
Программа (англ. — Program) – в рамках управления проектами, это последовательность из связанных друг с другом проектов , управляя которыми появляется возможность централизованной координации ими с целью достижения степени управляемости и преимуществ, что недоступно при управлении проектами по отдельности.
Некоторые программы могут включать в себя элементы работ, имеющих к этим программам отношение, но в тоже время лежащих за пределами содержания проектов этой программы. Проект может быть включен или не включен в программу, в то время, как программа всегда содержит проекты.
Централизованное и скоординированное управление несколькими проектами для достижения стратегических целей компании и преимуществ программы определяется как управление программой. Через достижение общих целей и совместных функциональных возможностей проекты должны быть связанны между собой в программе. Проекты имеющие связь только лишь в наличии общего клиента, технологии или ресурса следует расценивать как портфель проектов .
В управлении программами необходимо уделять главное внимание зависимостям между проектами и формированию оптимального подхода к управлению. Для этого используют следующие подходы:
- снимаются ограничения по ресурсам и/или руководитель программы стремится разрешить конфликты, которые затрагивают некоторые проекты в рамках системы
- проводится согласование организационного/стратегического направления ориентированное на цели и задачи проекта и программы
- в рамках общей структуры управления руководителем программы производится решение вопросов и проводится управление изменениями
Управление программами в классическом понимании пришло из сферы управления большими программами оборонного комплекса США (область аэрокосмических разработок — NASA — American National Aeronautics and Space Administration). Для управления программой назначают опытного руководителя, параллельно этому назначению, производятся назначения руководителей для каждого проекта входящего в эту программу. Объединение взаимосвязанных проектов в программы в итоге является полезным т.к. появляется возможность управлять всеми ресурсами проектов программы, консолидировать данные со всех проектов, вырабатывать общие подходы, перераспределять финансирование между проектами и т.д.
Сходства и различия программ и проектов
В некоторых случаях программы не имеют своего жизненного цикла, т.к. состоят из нескольких проектов, каждый из которых имеет свой жизненный цикл. Программы отличаются от проектов большей продолжительностью и могут иметь неограниченную длительность, т.к. некоторые проекты программы завершаются, а некоторые добавляются. Что касается руководителя программы, то это должность долгосрочная в отличие от руководителя проекта. Проекты внутри программ и операции внутри проектов в некоторых случаях связанны между собой тремя способами:
- Через результат операции. Конечный результат конкретной операции является входом для другой операции в этом или смежном проекте.
- Через общую единицу ресурсов. Назначенный ресурс на определенную работу не сможет преступить к следующей работе этого проекта или смежного проекта, пока не закончит текущую работу.
- Через норму расходов общих ресурсов. Проекты становятся зависимыми друг от друга, когда расход некоторых ресурсов превышает возможности общего пула т.к. общие ресурсы в конечном итоге ограничены.
Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?
Что такое проект и программа
- Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
- Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Программа развития здравоохранения предполагает выполнение ряда проектов: строительство больниц, проведение исследований, обучение персонала и многое другое.
Разница между проектом и программой
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.
Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.
Отличие проекта от программы заключается в следующем:
- Объём понятия. Программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов.
- Продолжительность. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные, измеримые.
- Результат. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию. Таким образом, даже её частичная реализация может оказаться успешной, а полученный эффект превзойти все ожидания.
- Сложность. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все слагаемые задачи нуждаются в координации.
Источник: free-stikerpak.ru