Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).
Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.
Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет
Источник: pedlib.ru
Дать сравнительный анализ содержания подготовки к обучению грамоте в современных программах.
Этот метод Ушинский назвал методом письма-чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения.
В своей методике Ушинский объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами. Достоинством его методики было то, что п ри обучении детей письму и чтению он опирался на живую речь, и то, что она носила развивающий характер: вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. Ушинский ввел в школьную практику десятки приемов звуковой работы, которые используются и в современной школе.
Метод называется звуковым, т.к. обучаясь грамоте, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся выделять их из речи и обозначать буквами.
Он называется аналитико-синтетическим, т.к. изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы.
Система звуковой аналитико-синтетической работы над словом включает в себя:
1) нахождение заданного звука в словах
2) подбор слов на заданный звук
3) деление слов на слоги и звуки
4) сложение слов из звуков
5) замена звуков
6) наращение звуков в начале и конце слова
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
7) перестановка звуков в словах
Обучать детей грамоте Ушинский рекомендовал с обучения различать на слух слова типа: мак, сыр, лук, сок – из таких слов выделялись гласные звуки, которые обозначались буквами. Затем дети переходили к анализу двусложных слов типа усы, осы – из таких слов выделялись согласные звуки.
Ушинский отказался от алфавитного порядка изучения звуков и букв: сначала изучались гласные буквы, включая йотированные, затем согласные – как твёрдые, так и мягкие.
4. Картотека дидактических игр. Подобрать по 2—3 дидактические игры по ознакомлению детей со звуком, словесным составом предложения, со словом, с его слоговым строением.
1)Игры по ознакомлению со звуком.
а) “Какое слово задумано?”
Цель: обучение детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
Наглядный материал. Предметные картинки, на которых изображены ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф (для воспитателя); трактор, кровать, огурец, хлеб, змея, утка, скакалка (для детей).
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: «Это. омашка». Дети улыбаются и поправляют его: «Ромашка». Он соглашается: «Я же так и говорю —. омашка».
Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука р: ррромашка. «Почему у меня получается не так?» — удивляется воспитатель. «Вы не говорите звук р, пропускаете его», — объясняют дети. Воспитатель показывает остальные картинки и тоже называет изображенные на них предметы без первого звука (. люч. нига. тол. веток. каф), дети поправляют воспитателя, правильно произносят слова, выделяя голосом пропущенный первый звук. Затем они начинают показывать свои картинки и называть нарисованные на них предметы так же, как и воспитатель — без первого звука. Педагог их поправляет.
б)”Молчанка”
Цель: формирование знаний о разном количестве звуков в разных словах: в коротком слове — мало, в длинном — много.
Наглядный материал: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате; индивидуальные звуковые линейки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он должен ходить по комнате и искать предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он должен остановиться перед ним и хлопнуть в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих линеечках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Рабочий лист. Рабочий лист 2 мих. Подготовка к обучению грамоте. Ознакомление со словом
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 29.67 Kb.
Рабочий лист № 2
Тема: Подготовка к обучению грамоте. Ознакомление со словом.
Актуализация знаний:
— Перечислите основные направления по подготовке к обучению грамоте?
1. Ознакомление детей со словом- вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
2. Ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы речи.
3. Ознакомление со словесным составом предложения- деление предложения на слова и составление из слов (2-4)предложений.
4. Ознакомление со слоговым строением слова — членение слов ( из 2-3 слогов) на части и составление слов и слогов.
5. Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с смыслоразличительной роли фонемы.
— Поскольку процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот, то ведущую роль играет формирование способности анализировать звуковой состав слов.
(закончите фразу)
Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове:
Можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово. правильно» и другие часто используются педагогом.
В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Приведем примеры игры для средней группы
В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок.
На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т.д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки.
Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).
Разработайте свою игру
«Поломанный телефон»
Воспитатель говорит слово ребенку на ухо, тот передаёт другому. Так пока все дети не передадут. Затем роль ведущего выполняет ребенок.
«Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С» или «Слово на заданный звук»
Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов.
Детям предлагается придумать слова на заданный звук, а потом по изучаемой лексической теме, например : «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)
Со понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи каких произведений?
При помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль, также можно прочитать следующие произведения : сказку бр. Гримм «Горшок каши». русскую народную сказку «По щучьему веленью» «Айболит» «Жил на свете человек». К. Чуковского «Волшебное слово » В. Осеевой » Игра в слова » А. Барто. «Подскажи словечко «
Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях:
«Кто где живет?»
Муравей в муравейнике.
Белка в дупле.
Птичка в гнезде.
Волк в логове.
Медведь в берлоге.
Бобр в хатке, на плотине.
Акула в море.
Собака в конуре.
Щука в реке.
Курица в курятнике.
Пчелы в улье.
Овца в овчарне.
Лиса в норе.
Конь в конюшне.
«Часть – целое»
Клешня – рак, краб
Вымя – корова, коза
Клавиши – рояль, пианино
Колесо – машина, велосипед
Лист – дерево, кустарник
упражнениях на словообразование:
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка. Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:
— У кошки – котёночек.
— У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.
Игровое упражнение «У меня нос, а у тебя? »
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
— У меня нос, — говорит воспитатель.
— А у меня носик.
— У меня уши (а у меня ушки) и т. п.
Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).
Игра «Кто это? Что это?»
Цель : познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой
предмет.
Оборудование: Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки,
птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры.
Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете
можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно
спросить про эти предметы?» «Что это?». Далее спрашивали: «А сейчас я вас
спрошу иначе. Кто это?» и показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку,
няню и т.д. и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно подвели
детей к понятиям «живой неживой». Далее приглашали девочку, рядом ставили куклу и обращались к детям с вопросом:
«Чем отличается Наташа от куклы?». Дети называли различия и вместе приходили к выводу, что девочка живая, а кукла – игрушка, неживая.
Далее сравнивали игрушку – медведя и медведя, изображенного на картине. Таким образом, выясняли, что медведь – игрушка неживая, а картинка изображает живого медведя. Подвели итог, что все слова, обозначающие неживые предметы отвечают на вопрос «что?», а слова обозначающие живые предметы – «Кто?».
В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово: «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.
Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит.
Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл».
Еще примеры, как можно объяснить «лексическое значение слова»
1.Основной смысл слова.
2.Это то, что отличает это слово, от всех остальных слов.
Вывод:
Источник: topuch.com