Чем отличаются программы по математике

Общество нуждается сегодня в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, трудолюбивых, умеющих принимать и реализовывать нестандартные решения. И программа Л.Г. Петерсон реально помогает учителю создавать этот новый результат.

В курсе «Математика,4», части 1 – 3 завершается программа по математике начальной школы и готовится переход учащихся в среднюю школу за счет непрерывности развития всех содержательно-методических линий курса математики в школе: числовой, геометрической, алгебраической, комбинаторной, логической, линии моделирования (текстовых задач).

В 4 классе изучается деление многозначных чисел, что завершает линию нумерации и действий с натуральными числами (в пределах 12 разрядов), систематизируются их основные законы и свойства, которые записываются в буквенном виде. Кроме этого, учащиеся на предметной основе знакомятся с обыкновенными дробями и смешанными числами: устанавливают смысл их введения, учатся записывать, выводят простейшие алгоритмы сравнения, сложения и вычитания (для случаев дробей с одинаковыми знаменателями).

Русские vs американцы. Как решаем мы, а как они | Математика

Одновременно с развитием числовой линии продолжается работа по обучению четвероклассников решению текстовых задач и уравнений, формированию умений выявлять закономерности и описывать их на математическом языке, развитию геометрических представлений и вариативного мышления. Учащиеся встречаются с понятием оценки и прикидки арифметических действий, решением неравенств (строгих, нестрогих, двойных), учатся находить расстояние между точками координатного луча, измерять угол транспортиром, решать задачи на дроби (проценты), одновременное движение, строить графики движения, круговые и столбчатые диаграммы и др.

Параллельно с изучением нового материала повторяется и закрепляется материал, изученный ранее: приемы устных и письменных вычислений, решение текстовых задач, уравнений, решение примеров на порядок действий, геометрический материал и т. д.

Некоторые из вопросов, вошедших в программу 4 класса, традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учета сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания.

Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счет того, что учащимся нравится работать с «длинными» числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введению дробей. Новые числа, их свойства, алгоритмы действий, которые ученики сами строят на предметной основе, вызывают у них удивление, радость, а иногда восторг от самостоятельных побед (чего не наблюдают учителя средней школы при изучении дробей в 5 – 6 классах). С помощью этого эмоционального подкрепления параллельно с изучением дробей осуществляется необходимый тренинг действий с натуральными числами и доведение соответствующих приемов устных и письменных вычислений до уровня автоматизированного навыка.

Как выучить математику во взрослом возрасте

Некоторые из вопросов, вошедших в программу 4 класса, традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учета сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания.

Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счет того, что учащимся нравится работать с «длинными» числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введению дробей. Новые числа, их свойства, алгоритмы действий, которые ученики сами строят на предметной основе, вызывают у них удивление, радость, а иногда восторг от самостоятельных побед (чего не наблюдают учителя средней школы при изучении дробей в 5 – 6 классах). С помощью этого эмоционального подкрепления параллельно с изучением дробей осуществляется необходимый тренинг действий с натуральными числами и доведение соответствующих приемов устных и письменных вычислений до уровня автоматизированного навыка.

Указанное перемещение материала из 5 класса в начальную школу стало возможным благодаря предложенным в курсе новым методикам, таким, как графическое моделирование текстовых задач, ассоциативная методика решения уравнений и др., которые позволили существенно сократить время изучения многих вопросов программы.

Роль учителя – грамотно организовать этот процесс. Для этого мы рекомендуем педагогу пройти ознакомительные курсы по программе «Школа 2000. ».

Прохождение теоретических основ всех содержательно-методических линий курса даст возможность учителю выстроить планирование своей работы с учетом всех обязательных моментов программы.

Подчеркнем, что программа Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» для начальной школы не только обеспечивает высокий уровень математической подготовки и развивает личностные качества учащихся, но и готовит учеников к успешному продолжению образования в основной и старшей школе. Эти слова подтверждают результаты работы по программе в течение 20 лет, которые демонстрируют одни из самых высоких показателей в России.

Более подробно с особенностями учебника математики М.И. Моро для 4 класса Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25609

C уважением к Вам, методист ЦСДП «Школа 2000…»

Синицына Вероника Валерьевна.

Источник: www.sch2000.ru

Анализ программ по математике «Школа России» и «Школа 2000»
методическая разработка по математике на тему

Cравнительный анализ программ (традиционной и альтернативных программ): целей, задач, содержания, основных подходов, методов по изучению алгебраического материала, геометрического материала, величин и их единиц измерения, долей и дробей.

Читайте также:
Программы по стимулированию роста занятости примеры

Скачать:

Предварительный просмотр:

Cравнительный анализ программ (традиционной и одной из альтернативных программ): целей, задач, содержания, основных подходов, методов по изучению алгебраического материала, геометрического материала, величин и их единиц измерения, долей и дробей.

Анализ программ «Школа России» М.И. Моро(традиционная система) и «Школа 2000» Петерсон Л.Г. (личностно- ориентированная система)

Изучение содержания в традиции от частного к общему, у Петерсон Л.Г. от общего к частному. В традиции характер заданий репродуктивный, частично-поисковый, метод обучения объяснительно – иллюстративный. По альтернативе характер заданий проблемный, метод обучения – исследовательский.

При обучении математике по программе «Школа 2000» используется деятельностный метод. Он заключается в том, что новые математические понятия и отношения не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.

Целей может быть несколько, а задач не должно быть (по деятельностному методу). При формировании понятий подключаются все виды памяти.

В учебнике Петерсон Л.Г. помимо основных содержательных линий вводится теория множеств. Изучаются операции над множествами, вводятся алгоритмы, элементы логики.

Алгебраический и геометрический материал изучается с целью пропедевтики, для лучшего усвоения арифметического материала, с целью повышения интереса к урокам математики.

Геометрический материал используется с 1 класса в дочисловом периоде в качестве устного счета. Знакомство с понятиями: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок; ломаная линия, звено ломаной (учатся его чертить). Многоугольники: треугольники, четырехугольники, углы, стороны, вершины.

Во 2 классе 1 части: изучение длины ломаной, изучение периметра многоугольника (определение, задачи). Во 2 классе 2 части: прямой угол (изготовление прямого угла из бумаги), прямоугольник (определение, нахождение прямоугольника из других фигур), квадрат. 3 класс: Разбивка фигур на группы, обозначение фигур буквами, периметр многоугольника. В 4 классе изучают диагонали прямоугольника, углы, виды треугольников.

Традиция: Алгебраическая часть в 1 классе практически отсутствует. Во 2 классе: числовые равенства, неравенства, порядок действий, выражения со скобками и без скобок. В 3 классе выражения с буквенной символикой, нахождение значений таких выражений, уравнение с одной переменной, решение уравнений: подбором и на основе зависимости между компонентами. В 4 классе ничего нового, всё тоже с более многозначными числами, более сложными выражениями и уравнениями в техническом плане. Решение задач алгебраическим способом в традиции не вводится.

Сравнение выражений основано на рассуждении (7-4*7+1; а+д*а-д; 8-к*9-к). А в традиционной системе сначала начинают сравнивать с опорой на множества, и результат фиксируют с помощью знаков «больше», «меньше», «равно», после сравнивают число и выражение, найдя значение выражения, сравнивают его с данным числом.

Как и в традиции, составляются выражения (по рисункам), причем не только числовые, но и буквенные. Правила о порядке выполнения действий рассматривается с точки зрения алгоритмов.

В традиционной школе уравнения вводятся во втором классе. В «Школе 2000» уравнения вводятся в 1 классе 3 части. Последовательность введения уравнений такая же, как и в традиционной программе, но на одном уроке при закреплении могут встречаться уравнения разных видов, т.к. основа их решения похожа.

В «Школе России» величинная часть вводится с 1 класса: сантиметр; ёмкость, масса, литры, килограммы, дециметры, соотношение 1дм=10 см. 2 класс: Миллиметр, метр, километр. 3 класс: грамм, площадь многоугольника, квадратный дециметр, единицы площади, квадратный сантиметр. 4 класс: километр, квадратный миллиметр, метр, километр; ар, гектар; центнер, тонна; сутки, час, минута, секунда, век.

Задачи в теме «Доли и дроби» по программе «Школа России» — дать наглядное представление об образовании долей (дробей), записи их и сравнении с использованием наглядных пособий. Изучение с долей с 3 класса, дробей с 4 класса, с опорой на наглядность, символическая запись, нет терминологии.

В «Школе 2000» изучение долей, дробей начинают в 4 классе. Сравнение дробей без опоры на наглядность. Вводятся правила на нахождение доли/дроби числа, числа по доли/дроби. Вводятся проценты, как 1/100=1%. Опора на отрезки, схемы.

Используется терминология (числитель, знаменатель, проценты). Изучаются неправильные дроби, смешанные числа; рассматриваются переходы от неправильной дроби к смешанному числу и обратно.

Традиция: Смысл умножения тесно связан с понятием увеличить в несколько раз.

В «Школе 2000» умножение связано с переходом к новой мерке более мелкой, например в банку входит 4 стакана воды, а в каждый стакан 2 чаши, сколько чашек входит в банку?

Знакомство с единицами времени способствует уточнению временных представлений детей.

В традиции уравнения нужны для изучения зависимости между компонентами, переносить негде нельзя.

В «Школе 2000» уравнения решаются на основе зависимости между частями и целым. компоненты соответствуют сторонам и площади прямоугольника.

В учебнике математике М.И. Моро, но в учебнике Л.Г. Петерсон имеются разнообразные дидактические игры, задания с блок-схемами, блиц – турниры, в этом учебнике в основном задания развивающего характера. В учебнике М.И. Моро мало упражнений развивающих логическое мышление, внимательность.

Практически отсутствуют задания с элементами занимательности.

Целями геометрической линии системы Петерсон являются:

  1. Формирование представлений о геометрических фигурах и отношениях;
  2. Формирование умения изображать геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов;
  3. Развитие вербально – логического мышления, математической речи;
  4. Подготовка к изучению геометрии в средней школе

Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. Задания располагаются в порядке усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера.

с геометрическими телами: кубом, цилиндром, шаром и др. и их элементами; развертками геометрических тел; с плоскостью; с кругом и окружностью, умением выполнять чертеж с помощью циркуля; получают представление о центре, радиусе, диаметре круга (окружности), а также о полукруге и кольце. Дети учатся решать задачи на нахождение периметра, площади и объема фигур; знакомятся с симметричными фигурами и преобразованием фигур, учатся работать с основными инструментами: линейка, угольник, циркуль и др. Изучение «Симметрии»

Читайте также:
Программа отключение питания компьютера

Источник: nsportal.ru

Чем отличаются действующие Программы по математике от данной. Формирование у учащегося

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 1.31 Mb.

Чем отличаются действующие Программы по математике от данной (Примерной Программы по математике, разработанной на основе ФГОС нового поколения)?

  • формирование у учащегося чувства патриотизма
  • воспитание личности российского гражданина
  • способствование становлению толерантности , ответственности за свои поступки
  • умению контактировать с другими людьми

Требования к способу построения образовательной деятельности

Подобные результаты обучения четко и подробно раскрываются во ФГОС нового поколения. Однако каждому образовательному учреждению предстоит самостоятельно выбрать способ построения учебного процесса, придерживаясь данных рекомендаций, чтобы прийти к нужным результатам. Начальная школа предлагает набор программ обучения и воспитания ребенка. Учителя и родители имеют право выбирать, по какой из предложенных дорожек ребенок начнет свою школьную жизнь.

Требования к условиям осуществления образовательных стандартов нового поколения

  • использование современных технологий;
  • обновление содержания, методик, технологий образовательной программы;
  • постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений;
  • информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
  • обмен опытом между образовательными учреждениями.

Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения в школе

  • Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
  • Поменялось представление о роли учителя . Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
  • Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями . Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.
  • Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребенка . Новые ФГОС определяют Цель этого нововведения — избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.
  • Жизнь не стоит на месте. стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.
  • Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью индивидуальных проектов , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.
  • Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.
  • Особенностью ФГОС нового поколения станет . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.
  • Учащимся 10-11 классов предоставляется . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам.

. В Примерной программе основного общего образования по математике иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса. Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования. В примерной программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.

В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое моделирование.

Новый ФГОС НОО третьего поколения: изменения стандартов

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.

Главная задача ФГОС – конкретизация требований к обучающимся.

Срок обновления – каждые 10 лет.

ФГОС ориентирован на:

  • Формирование единого образовательного пространства для учащихся с разными интеллектуальными и физическими способностями;
  • Обеспечение преемственности образовательных программ и требований к универсальным учебным действиям, которыми дети должны овладеть в результате освоения предметных областей на различных образовательных уровнях;
  • Создание у школьников представлений о современной России, ее историческом пути, географическом и экономико-политическом положении, технологическом и культурном развитии.

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ

ФГОС 2021 г.

Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было

Требований было меньше

к результатам

Закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ (п. 6 ФГОС НОО)

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики (п. 9 ФГОС НОО)

к пояснительной

Читайте также:
Лучшие программы для создания иконок

записки было разным для НОО и ООО

записки одинаковое (п. 30.1 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий

ФГОС 2021 г.

Рабочие программы учебных

предметов, курсов и модулей

необходимо формировать с

учетом рабочей программы

воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать ЭОР.

Требования к рабочим программам

теперь едины, и нет отдельных

норм для рабочих программ

внеурочной деятельности (п. 31.1 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

Содержание календарного плана воспитательной работы

ФГОС 2009 г.

ФГОС 2021 г.

Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в ФГОС

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО)

Деление предметов и курсов по предметным областям было другим

Объем часов аудиторной нагрузки

Объем часов внеурочной деятельности

В предметную область «ОРКСЭ» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль (п. 32.1 ФГОС НОО)

3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)

1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Требования к структуре содержательного раздела ООП

ФГОС 2021 г.

Раздел включал: программу формирования УУД на уровне;

программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочной деятельности;

На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО)

рабочую программу воспитания;

программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Особенности

обучения детей

Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о

ФГОС 2021 г.

Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

ФГОС НОО для детей с ОВЗ нельзя

Настолько подробных норм не было

Деление учеников на группы

применять на уровне ООО. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы

Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО)

Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы

Индивидуальный авторизированный доступ ко всем ресурсам должен быть в школе и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО)

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы (п. 20 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

ФГОС 2021 г.

Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы

Информационно-образовательная среда

Требования к рабочей программе

Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов

воспитания НОО стали мягче. Указали, что программа воспитания для НОО

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО)

может, но не обязана включать

модули, и описали, что еще в ней

может быть (п. 31.3 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Обеспечение учебниками

ФГОС 2021 г.

Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников – в печатном или электронном виде

Психолого-педагогические условия

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО)

Требований было меньше

Акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО)

Сравнительный анализ ФГОС НОО второго и третьего поколения

ФГОС 2009 г.

Повышение квалификации

ФГОС 2021 г.

Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем один раз в три года. Педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО)

Результаты освоения программы согласно ФГОС НОО третьего поколения

Личностные результаты (п. 10) освоения программы НОО должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

  • Гражданско-патриотического воспитания;
  • Духовно-нравственного воспитания;
  • Эстетического воспитания;
  • Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • Трудового воспитания;
  • Экологического воспитания;
  • Ценности научного познания.

Результаты освоения программы согласно ФГОС НОО третьего поколения

  • Овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

ФГОС НОО третьего поколения позволяет обеспечить

Деление на группы, индивидуальные учебные планы

Личный образовательный маршрут

Единство образовательного пространства России

Благоприятные условия воспитания и обучения

Вариативность содержания образовательных программ

Личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание

Формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями

Спасибо за внимание!

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru