К концу января практически все родители определились с выбором школы для будущего первоклассника, кто-то уже успел оформить заявление, передав документы в школу. А вот по какой программе будут учиться дети, в чём преимущества и недостатки разных образовательных систем — вопрос открытый. «У нас «Школа России»», «Старший сын учился по 2100», «Кажется, Занкова советовали» — чаще всего родителям сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов, опубликованных на сайтах школ. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга? Разбираемся в этом с руководителем учебно-методического отдела Информационно-образовательного центра Натальей Живанской.
Те, кто учились в советские годы, хорошо помнят: различий в учебной программе начальной школы не было. Можно было без проблем сменить школу или даже переехать в другой город — ученик получал уже знакомый ему комплект учебников по всем предметам. Сейчас утверждено несколько образовательных программ, и каждая школа вправе сделать свой выбор в пользу той или иной системы обучения.
Окружающий мир 1 класс: Школа России против Перспективы
— Строго говоря, учебно-методический комплект (УМК) — это выбор, который в большей степени важен для педагогов, а не для родителей. Программы учебных предметов внутри комплекта выстроены в соответствии с авторскими принципами и предполагают реализацию содержания с помощью определённых методик и учебной литературы. Содержание всех учебников соответствует требованиям Стандарта. Получается, вопрос об учебной программе не в том, чтό будут преподавать детям, а как учителя это будут делать, — объясняет Наталья Живанская.
Школа может принять несколько УМК или систем обучения, главное, чтобы выбранные учебники входили в Федеральный перечень, утверждённый приказом Министерства просвещения. После того, как выбор сделан, учебники закуплены, класс учится по ней все четыре года начальной школы.
— Стандарт определяет два уровня освоения материала: базовый и повышенный. Базовый уровень — то, чему научится каждый ребёнок, он одинаковый для всех программ без исключения. Повышенный — то, чему он сможет научиться, приложив дополнительные усилия. Именно второй компонент — то, чем различаются авторские программы. К окончанию начальной школы все ученики, вне зависимости от того, по какой программе они обучались, должны достигнуть планируемых результатов освоения программы в зависимости от своих индивидуальных особенностей, — добавляет Живанская.
Каждая программа имеет свою логику изучения стандартного содержания, методические особенности в преподавании. Кстати, смешивать программы и учебники учителя не имеют права. Если выбрана одна, нужно учить по ней.
Современный образовательный стандарт выдвигает три группы требований к результатам обучения: предметные, метапредметные и личностные. Что это значит? Ребёнок, осваивая предметные знания, овладевает способами работы с учебным материалом, оценивает свои достижения, т.е. учится учиться. В традиционной школе приоритеты отдавались знаниям.
О программах начальной школы
— Приведу пример, который покажет, как поменялся характер заданий в современных учебниках. Важно выучить таблицу умножения и без запинки отвечать, что четыре на пять будет двадцать. Но чтобы ребёнок понимал, зачем ему нужна эта таблица, мы учим его решать жизненные задачи типа: «В коробке конфеты разложены в четыре ряда, в каждом из них по пять конфет. Сколько конфет в коробке?», а потом задача поменяется: «Если в коробке конфеты разложены в четыре ряда, а в каждом ряду из пять, то хватит ли сладостей, чтобы угостить 16 человек? Останутся ли лишние конфеты, если каждый возьмёт одну?» В каждом из трёх примеров ребёнок пользуется таблицей умножения, но мыслительные операции, которыми он при этом овладевает, различны, — комментирует специалист.
Бόльшая часть начальных классов в Рыбинске — 72% — работают по системе учебников «Начальная школа XXI века», 24% — по УМК «Школа России», всего 4% реализуют систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Специалисты говорят: такое распределение, вероятно, изменится — учителя возвращаются к системе развивающего обучения Л. В. Занкова, учебники которой были исключена из федерального перечня в 2014-м году, а сейчас вновь получили одобрение экспертов.
На самом деле, каждая из существующих образовательных систем и УМК имеет свои особенности. Чтобы сделать выбор, учителя оценивают построение содержания, методологию, анализируют обеспеченность учебной литературой. Это серьёзная профессиональная деятельность. Важно, чтобы был соблюдён принцип: «Не ребёнок подходит или не подходит под программу, а программа подстраивается под ребёнка».
— Главное в начальных классах даже не сама образовательная программа, а тот, кто её доносит до детей. То есть учитель. Поэтому и выбирать в первую очередь надо именно его, если стоит цель выбора. Мудрый учитель сможет научить каждого ученика, учесть его индивидуальные особенности, склонности и способности, — резюмирует Наталья Живанская.
- Ирина Рязанова
Источник: cheremuha.com
Чем отличаются программы начальной школы?
Перспектива.. перспективная начальная школа.. школа России.. голова кругом((
Они чем-то принципиально отличаются? Что лучше на Ваш взгляд? Важно ли это при выборе школы??
Прям принципиально ни чем, учат все одно и тоже:) , Разный подход к обучению, подаче материала, времени выделенного на каждую тему.
Если ребёнок не особо одарен и со скоростью света не усваивает материал, то выбирайте самую простую Школу России.
Это только до 4го класса все эти программы. С 5го класса все по одной и той же учатся.
Екатеринбург
И ни в коем случае не выбирайте перспективную начальную школу ! :crazy:
Екатеринбург
Зефир в шоколаде:
самую простую Школу России.
Т.е. две другие более сложные?
Сложные по подаче материала или более углублённое изучение и выше уровень знаний в итоге?
А какая-то профильная направленность есть? Типа одна программа акцент на математике делает, другая — на гуманитарном блоке?
Екатеринбург
перспективную школу россии
А с ней что не так? . ♀️ :crazy:
Аноним 453
Т.е. две другие более сложные?
нет, они хитровымученные, особенно ПНШ.. а если ваш ребенок еще и плохо читает, то выбирайте только ШР
Аноним 122
перспективную школу россии
А это что за программа?!
Екатеринбург
Я специально ходила перед распределением на классы к завучу. Мне надо было для младшего школу России. Другие программы он бы не потянул. Там все более размеренно и последовательно. Материал не гонят.
Нет дурацких заданий. Понятные учебники, нормально прописаны правила и др.
Программы и системы обучения в начальной школе
Казаков, И. С. Программы и системы обучения в начальной школе / И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/234/42980/ (дата обращения: 25.06.2023).
В статье сделан анализ проблем реализации программ и систем обучения в начальной школе.
Ключевые слова: ФГОС ОО, программы начальной школы, системы начальной школы
Российская система образования предлагает вариативность обучения: т. е. возможность при поступлении в школу выбрать ту или иную программу или систему обучения. Думаю, вы наслышаны о многих из них: к традиционной системе относятся программы «Школа России» [1], «Начальная школа ХХI века» [2], «Школа 2100» [3], «Гармония» [4], «Перспективная начальная школа [5], «Классическая начальная школа» [6], «Планета знаний» [7], «Перспектива» [8. К развивающим системам относятся две программы: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова [9]. В принципе, уже можно подвести определенные итоги внедрения данных программ — дети, обучающиеся по ним и по новому ФГОС ОО, окончили начальную школу.
В советское время вся страна обучалась по единым учебникам (т. е. реально существовало единое образовательное пространство) и допустим, при переезде ребенка из Норильска в Калининград не было таких проблем с адаптацией в школе. Более того, было известно, что изучают в каждый конкретный день в любой школе страны и какие примеры были заданы на дом.
Сейчас каждая программа включает набор учебников, рабочих тетрадей и прочего методического материала для обучения. Если школа реализует 2–3 программы, то теперь родителям нужно выбрать не только «хорошего» педагога, но и программу обучения. Причем многие из них о программах не слышали или не осознают их значимости в дальнейшем обучении. Зачем нужны эти программы?
С одной стороны, единообразие — хорошая вещь. Но дети совершенно разные и поэтому государство пытается создать для них наиболее комфортные условия для обучения. Родители пока сталкиваются с совершенно обратными вещами: педагог заболел и в школе его некому подменить, далее идет проблема преемственности, когда ребенок переходит в пятый класс.
Позитивные моменты пока прочувствовали немногие — надо не просто выбрать понравившуюся программу. Ведь не секрет, что сегодня разрыв между поступающими в школу детьми колоссален. Надо понять, а готов ли ребенок психологически, готов ли умственно работать по конкретной программе и воспринимать информацию определенным способом.
Некоторые из них (программ) отличаются высокой интенсивностью обучения. Потом об этом конечно узнают, проявляется это знание в «хождениях по мукам» при выполнении домашних заданий. После этого начинают переводить ребенка в другой класс или школу.
Проблема выбора программы решается достаточно легко: при записи детей в школу с ребенком проводят собеседование, а многие школы проводят полноценные испытания (зачастую их делают, чтобы отсечь тех, кто идет не по району), осталось скорректировать вопросы собеседования или испытаний, чтобы по их итогам можно было определить предрасположенность ребенка к обучению по определенной программе. Родителям ребенка дать рекомендации, с указанием более подробно ознакомиться с данной программой. Скорее всего, многие из них пересмотрят критерий в виде «хорошего педагога» в пользу определенной программы.
Почему это до сих пор не сделано — не известно. Возможно, следует обязать школы проводить соответствующие испытания и уведомлять об этом родителей. А разработчиков программ обязать сделать набор тестов, заданий по которым можно будет определить «предрасположенность» ребенка.
В целом, в развитии современной системы образования мы можем наблюдать следующую картину — внедряются совершенно новые революционные идеи. Реализация которых предполагает пересмотр форм, методов и содержания обучения. При этом совершенно не проводится разъяснительная работа, и в первую очередь, с педагогами, которым забыли объяснить, что происходит, какой смысл вкладывается во все эти новации и что хочет получить законодатель. Сидеть на сайте Министерства образования и науки никто не будет — некогда, ведь педагоги переписывают календарные планы, делают дневники и прочую никому ненужную ересь. Давно пора уже сделать единый портал, где педагог в своем профиле видит (при работе с определенной программой), все что у него запланировано на каждый день, какие формы и методы работы советуют ему разработчики программы при объяснении конкретной темы, какой материал нужно приготовить для проектных задач и т. п.
Ситуация совершенно противоположная — надо сделать конспекты занятий, приготовить материал для формирования УУД, совместной деятельности. А помощи в этом плане никакой — только отчитайся и сдай очередной отчет. И эта вторая проблема: отсутствие методического материала.
Что может быть проще — мы берем западную систему образования по которой уже работают несколько десятков лет. Переведите их наработки и раздайте учителям. Миллиарды рублей тратятся ежегодно на гранты, а обеспечить педагогов методичками до сих пор не удосужились. Зато конечно обязали разрабатывать самостоятельно и выкладывать на сайты образовательных организаций.
- Растегаева Т. Е. Проблема реализации ФГОС ДО и подготовки педагогов в области дошкольного образования // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 25–27.
- Tyunnikov Yu. S. Integral assessment of future teachers’ professional preparation for innovative activity // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 5. № -3. С. 183–200.
- Дегтярёва И. И. Становление позитивного «образа Я» студента колледжа // Школа будущего. 2013. № 2. С. 94–101.
- Тюнников Ю. С., Крылова В. В. Ценностно-смысловая структура рекреационной культуры // Sochi Journal of Economy. 2009. № 4. С. 114–117.
- Крылова В. В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в сочинском округе конца XIX — начала XX в // История и историки в контексте времени. 2003. № 1. С. 58–82.
- Густомясова А. Л. Подготовка педагогов в системе последипломного образования к воспитанию социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2008.
- Мушкина И. А. Профессиональные компетенции социального педагога как основа его эффективной работы с семьей // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 28–32.
- Густомясова А. Л. Социальная компетентность как предмет воспитания и компонент профессиональной деятельности педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 7. С. 151–156.
- Тюнников Ю., Мазниченко М. «Педагогика»: диалектический курс // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 108–115.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, программа, школа, ребенок, система обучения.
Источник: moluch.ru