Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях.
Молодые специалисты приходят на предприятия с заведомо непригодными для эффективной работы навыками, и для ускорения адаптации их приходится доучивать непосредственно на рабочем месте.
К тому же на рынок труда пришли зарубежные компании, экономика изменилась структурно и технологически.
В этих условиях дисбаланс между разработанными в совсем другое время квалификационными характеристиками профессий и требованиями, предъявляемыми к работникам в реальном времени, стал заметен на всех уровнях, в том числе и в Правительстве России
Руководство страны ,изучив зарубежный опыт, заговорило о разработке профессиональных стандартов. Впервые в официальном тексте этот термин был использован в 1997году- под названием « Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов».
Примерные основные образовательные программы (ПООП СПО)
После1997 года в течении 10 лет задача в разных видах и вариантах вновь и вновь ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято.
Согласно Постановлению, федеральные министерства и ведомства, в ведении которых находилась регулирование отдельных отрослей российской экономики, также включили в свои программы разработку профессиональных стандартов, но по разным причинам , задача ни в одной из отраслей выполнена не была.
В2007 году был разработан первый макет профессионального стандарта.
В2009 году появляется Приказ минздравсоцразвития РФ « О Межведомственной рабочей группе по разработке профессиональных стандартов ( квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологических отраслей экономики» Первоочередной задачей деятельности рабочей группы становится определение методологических подходов к разработке профстандартов.
Несмотря на то, что на разработку стандартов были выделены немалые бюджетные средства ( стоимость каждого лота на разработку профессионального стандарта составляет 600 тысяч рублей), первые стандарты были приняты приказами министерства и направлены в Минюст России только 30 октября 2013 год
Разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ.
Таким образом, был дан старт новому подходу к решению проблемы, о которой говорят на самом высшем уровне в течении 17 лет.
На 21 Областной научно- практической конференцией Инновации в системе профессионального образования: конкурсы профессионального мастерства как механизм управления качеством профессионального образования» было принято решение: Профессиональным образовательным организациям обеспечить корректировку содержания профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Практически на все профессии разработаны прфстандарты. Срок доработки стандартов в течении 2016 года.
Профессиональные стандарты: коротко о главном. Видео-лекция.
ФГОС СПО по профессии 19727 Штукатур (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от
Профессиональный стандарт по профессии Штукатур. ПС находится на утверждении
Рассмотрим структуру ПС и ФГОС:
Вид, цели профессиональной деятельности
Обобщенная трудовая функция
Требования к умениям.
Требования к знаниям.
Область профессиональной деятельности
Виды профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции ( практический опыт)
Сравнить образовательный и профессиональный стандарты
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.08.2014 N 1039,
от 17.03.2015 N 247)
ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.
ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.
ПК 1.4. Выполнять ремонт оштукатуренных поверхностей.
- Подготовка поверхностей под оштукатуривание
- Приготовление растворов
- Оштукатуривание поверхностей вручную
- Выполнение тяг
- Оштукатуривание поверхностей механизированным способом
- Оштукатуривание фасадов
- Отделка поверхностей обшивочными листами (сухой штукатуркой)
- Ремонт штукатурки
организовывать рабочее место;
просчитывать объёмы работ и потребности в материалах;
определять пригодность применяемых материалов;
изготавливать вручную драночные щиты;
прибивать изоляционные материалы и металлические сетки;
выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
натягивать металлические сетки по готовому каркасу;
набивать гвозди и оплетать их проволокой;
выполнять насечку поверхностей вручную и механизированным способом;
пробивать гнёзда вручную с постановкой пробок;
оконопачивать коробки и места примыкания крупнопанельных перегородок ;
промаячивать поверхности с защитой их полимерами;
приготавливать вручную и механизированным способом сухие смеси обычных растворов по заданному составу;
приготавливать растворы из сухих растворных смесей;
приготавливать декоративные и специальные растворы;
выполнять простую штукатурку;
выполнять сплошное выравнивание поверхностей;
обмазывать раствором проволочные сетки;
подмазывать места примыкания к стенам наличников и плинтусов;
выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности ;
отделывать откосы, заглушины и отливы сборными элеменами;
железнить поверхности штукатурки;
выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей ;
разделывать швы между плитами сборных железобетонных перекрытий , стеновых панелей;
выполнять высококачественное оштукатуривание поверхностей различной сложности;
наносить на поверхности декоративные растворы и обрабатывать их вручную и механизированным инструментом;
отделывать фасады декоративной штукатуркой;
торкретировать поверхности с защитой их полимерами;
покрывать поверхности гидроизоляционными, газоизоляционными, звукопоглощающими, термостостойкими, рентгенонепроницаемыми растворами;
вытягивать тяги с разделкой углов;
вытягивать тяги, падуги постоянного сечения всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов ;
облицовывать гипсокартонными листами на клей;
облицовывать гипсокартонными листами стен каркасным способом;
отделывать швы между гипсокартонными листами;
контролировать качество штукатурок;
выполнять беспесчаную накрывку;
выполнять однослойную штукатурку из готовых гипсовых смесей;
наносить гипсовые шпатлёвки;
наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе;
выполнять ремонт обычных оштукатуренных поверхностей;
Изготовление вручную и прибивка драночных щитов и штучной драни.
Набивка гвоздей и оплетение их проволокой.
Прибивка изоляционных материалов и металлических сеток.
Насечка поверхностей вручную.
Пробивка гнезд вручную с постановкой пробок.
Подмазка мест примыкания к стенам наличников и плинтусов.
Оконопачивание коробок и мест примыканий крупнопанельных перегородок.
Приклейка листов сухой штукатурки по готовым маякам
Прибивка листов сухой штукатурки к деревянным поверхностям.
Обмазка раствором проволочной сетки.
Натягивание металлической сетки по готовому каркасу.
Сплошное выравнивание поверхностей.
Вытягивание падуг с разделкой углов.
Устройство беспесчаной накрывки под высококачественную окраску.
Разделка швов между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновыми панелями.
Отделка лузг и усенков. Торкретирование поверхностей.
Отделка откосов сборными элементами.
Оштукатуривание камер коробов и каналов по стальной сетке.
Железнение поверхности штукатурки.
Отделка поверхностей набрызгом.
Приготовление вручную сухих смесей по заданному составу.
Процеживание и перемешивание растворов.
Приготовление растворов из готовых сухих растворных смесей.
Обмазка раствором проволочной сетки.
Оштукатуривание поверхностей вручную
Простое оштукатуривание поверхностей
Подмазка мест примыкания к стенам наличников и плинтусов.
Оконопачивание коробок и мест примыканий крупнопанельных перегородок.
Приклейка листов сухой штукатурки по готовым маякам
Прибивка листов сухой штукатурки к деревянным поверхностям.
Обмазка раствором проволочной сетки.
Натягивание металлической сетки по готовому каркасу.
Сплошное выравнивание поверхностей.
Улучшенное оштукатуривание вручную прямолинейных поверхностей и ремонт улучшенной штукатурки.
Оштукатуривание откосов, заглушин и отливов .
Вытягивание падуг с разделкой углов.
Устройство беспесчаной накрывки под высококачественную окраску.
Разделка швов между плитами сборных железобетонных перекрытий, стеновыми панелями.
Отделка лузг и усенков. Торкретирование поверхностей.
Отделка откосов сборными элементами.
Оштукатуривание камер коробов и каналов по стальной сетке.
Железнение поверхности штукатурки.
Ручное нанесение раствора на криволинейные поверхности.
Отделка поверхностей набрызгом.
Высококачественная штукатурка стен, потолков, столбов, пилястр и колонн постоянного сечения гладких и с каннелюрами .
Оштукатуривание плоских потолков с кессонами любого очертания.
Нанесение на поверхность декоративных растворов и их обработка вручную.
Вытягивание тяг постоянного очертания всеми видами растворов на прямолинейных поверхностях с разделкой углов.
Разметка и прорезка рустов на оштукатуренных поверхностях .
Отделка фасадов декоративной штукатуркой.
Ремонт декоративной штукатурки фасадов отдельными местами и высококачественной штукатурки внутренних поверхностей зданий.
Оштукатуривание поверхностей растворами специального назначения.(торкрет. )
- Подготовка поверхностей под оштукатуривание
- Приготовление растворов
- Оштукатуривание поверхностей вручную
- Выполнение тяг
- Оштукатуривание поверхностей механизированным способом
- Оштукатуривание фасадов
- Отделка поверхностей обшивочными листами (сухой штукатуркой)
- Ремонт штукатурки
Сравнив трудовые функции ПС совпадают с ФГОС кроме « Вырезка сучьев и засмолов» а также не отображено в ФГОС Оштукатуривание плоских потолков с кессонами любого очертания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа повышения квалификации методические особенности реализации программ СПО в условиях интеграционного процесса внедрения профессиональных стандартов
Программа предназначена для педагогических работников в сфере среднего профессионального образования (СПО).Цель образовательной программы .
Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»
Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс.
Учет особенностей требования профессионального стандарта при разработке содержательной части при подготовке ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
1. Требования ФГОС СПО (требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации образовательной программы).p2. Содержание ПООП.p3. Требование работодателей и региональногорынка.
Модернизация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС СПО, ФГОС СОО, ФГОС ТОП 50 профессиональных стандартов, работодателей как условие подготовки конкурентно способного специалиста
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
В статье говорится о роли педагога-организатора в современном учебном заведении. Значение работы педагога-организатора сегодня неоценимо, поскольку насыщенная событиями жизнь образовательной организац.
Презентация «Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов»
В презентации представлена нормативная база разработки профессиональных образовательных программ, сопоставление ФГОС и ПС на уровне терминологии, основные жтапы разработки программ с учетом требований.
Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)
В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов.
Источник: nsportal.ru
Чем отличаются профессиональные стандарты от примерных программ дисциплин
- Вы здесь:
- Защита Прав
- Трудовое право
- Защита трудовых прав
- Защита трудовых прав наемных работников
- Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
- образовательные стандарты
- профессиональные стандарты
Предпосылки появления профессиональных стандартов:
- ввод в эксплуатацию современного оборудования и возникновение новых отраслей (например, наноиндустрии),
- внедрение новых форм управления,
- необходимость формирования четких траекторий постоянного повышения профессиональной подготовки работников
все это стало предпосылками появления нового типа нормативного документа — профессионального стандарта, который описывал бы обобщенные требования к квалификации работников по виду профессиональной деятельности и использовался при подтверждении квалификации в рамках профессионального экзамена.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 07.05.2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Профессиональные стандарты — являются не должностной инструкцией, а описанием деятельности и разрабатываются не чиновниками, а работодателями. Именно профессиональные стандарты являются основой для внедрения системы независимой оценки квалификаций.
Профессиональный стандарт — является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих.
Преимущество профессионального стандарта по сравнению с квалификационными справочниками состоит в том, что:
- он вводит новые профессии и должности,
- а также в комплексном подходе к их описанию — сочетание требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы, что соответствует требованиям времени.
В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС:
- профессиональными стандартами,
- а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время.
Но, по мнению Минтруда России, такая замена будет происходить в течение достаточно длительного периода времени.
Профессиональные стандарты в настоящее время рассматриваются экспертами как один из инструментов, позволяющий:
- создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования,
- обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов и,
- в конечном счете, содействовать устойчивому развитию общества.
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования.
Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов
- при этом именно практика дает заказ на подготовку специалистов с конкретным набором знаний;
- конкретные профессиональные стандарты, безусловно, связаны с образовательными стандартами, но здесь нет однозначного соответствия;
- образовательный стандарт может быть ориентирован на целый ряд профессиональных стандартов;
- иногда это соответствие конкретное, и в основном оно касается образовательных и профессиональных стандартов среднего профессионального образования и уровней квалификаций, которые относятся к специалистам рабочих специальностей и специалистам среднего звена;
- федеральные государственные образовательные стандарты должны определять требования к компетенциям, к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и т.д.;
- эти документы ориентированы, прежде всего, на профессионалов в сфере образования, т е. тех, кто будет разрабатывать образовательные программы, строить учебный процесс, осуществлять контроль за ним и за деятельностью образовательного учреждения.
Будущим студентам довольно трудно читать образовательные стандарты как профориентационный материал. Для этого предназначены другие документы:
- есть материалы по профориентации,
- есть «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» (утв. приказом Минтруда России от 02.11.15 № 832).
Но обратить внимание на профессиональный стандарт своей будущей профессии было бы неплохо, чтобы иметь представление о выбранной трудовой деятельности.
С 1 января 2020 года профессиональные стандарты станут обязательными:
- для муниципальных и бюджетных организаций, а также
- госкорпораций и компаний с государственным участием.
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
В соответствии с этим Постановлением Правительства к 01.01.2020 г. все сотрудники госкорпораций и компаний с государственным участием будут обязаны пройти независимую оценку квалификации на соответствие профессиональным навыкам. Пока эта процедура носит добровольный характер.
Как профессиональные стандарты могут помочь работодателям и работникам
Профессиональный стандарт может быть ориентиром для работодателя при определении наименования должностей и специальностей, трудовых функций работников.
В профессиональном стандарте указаны:
- требования к образованию специалиста, выполняющего определенную трудовую функцию,
- необходимое основное и дополнительное образование.
Все это может быть полезно и работодателю, и работнику.
Работодателю:
- удобно подбирать сотрудников в зависимости от своих бизнес-процессов,
- ставить им задачи,
- планировать развитие и обучение персонала.
Работнику:
- работник может увидеть, соответствует ли он квалификационным требованиям;
- насколько он востребован на рынке труда;
- может ли рассчитывать на повышение по службе, прибавку к зарплате;
- с помощью профессионального стандарта он может спланировать свою карьеру у одного работодателя или перейти к другому;
- может понять, чему еще нужно обучиться, чтобы быть успешным.
Профессиональный стандарт — это живой инструмент:
- он показывает направление развития профессии,
- изменение ее характеристик и,
- соответственно, требований к специалистам.
Суть профессиональных стандартов:
- согласованное представление бизнеса о квалификационных характеристиках, необходимых для того или иного вида профессиональной деятельности,
- социальный заказ к системе профессионального образования, основанный на требованиях рынка труда.
Внедрение профессиональных стандартов способствует сокращению затрат компаний, которые проводят подготовку необходимых им специалистов в своих учебных центрах. На рынок труда будут выходить готовые специалисты с набором не только необходимых в данной профессии стандартов, но и со знаниями и навыками, уже полученными исходя из потребностей потенциальных работодателей.
Бизнес может самостоятельно определиться, как и в какой степени применять профессиональные стандарты:
- для одних они могут оказаться полезными в управлении кадрами,
- для других — при оценке квалификации при найме персонала,
- для третьих — при планировании повышения квалификации работников.
Источник: moiprava.info
Профессиональный и образовательный стандарт
На данный момент продолжают внедряться учредительные документы 3-го поколения. В конце прошлого столетия переход на рыночную экономику в государстве стал причиной развития негосударственного образования. В итоге возник вопрос: “Возможно ли регулировать такую сферу обучения в условиях демократии?” Так и появилась идея образовательных нормативов, которые реформируют данную сферу.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Стоит отметить, что в Российской Федерации наблюдается небольшая путаница, имеющая отношение к самому определению «стандарт». В зарубежных странах этот термин означает принятые на добровольной основе обязательства нескольких участников конкретного вида деятельности. В России считается, что «стандарт» — это строгие требования государства, которые необходимо выполнять. Но нужно понимать, что законом о технической стабилизации контролируется лишь соблюдение регламентов, а не сами нормативные документы, подобные проекты выступают лишь своеобразными измерительными инструментами.
Что такое профессиональный и образовательный стандарт
Рисунок 1. Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Профессиональный и образовательный стандарт»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 1
Образовательный стандарт – норматив, который устанавливает совокупность норм и требований к итогам освоения центральной образовательной программы, ее условиям реализации, принципам и структуре.
Создание, принятие и применение указанного вида федеральных и государственных стандартов (ФГОС) контролируется и регулируется страной и происходит согласно таким нормативными актам:
- Закон РФ “О разработке нормальных условий в образовательной среде” в редакции государственного закона Российской Федерации “О внесении корректировок” и дополнений в действующий стандарт “Об образовании” от 15 января 1998 г. № 18-Ф4 (с учетом поправок).
- Правила формирования и утверждения национальных образовательных документов, (утверждены официальным постановлением российского Правительства от 28 февраля 2008 г., № 152).
Действующее правовое регулирование подготовки учащихся подразумевает применение профессиональных нормативов (осуществление учета требований и правил работодателей) при разработке государственных образовательных документов, учредительных программ профессионального обучения всех уровней.
Рисунок 2. Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определение 2
Профессиональные документы являются стандартами нового типа и представляют собой наиболее актуальную и объективную информацию о нормах к квалификациях, которые необходимы для выполнения определенных видов трудовой и интеллектуальной деятельности. Эти нормативы начали разрабатываться в Российской Федерации в середине 90-х годов прошлого столетия. С 1 июля 2016 г. разделы профессиональной документации используются на всех предприятиях, подпадающих под требования технического комитета РФ, федерального законодательства и правовых актов РФ.
Такие стандарты нужно учитывать работодателями при организации кадровой политики и в регулировании человеческими ресурсами, при создании условий для обучения и аттестации работников, формировании должностных обязательств, тарификации выполненных работ и определении концепции оплаты труда с учетом специфики производства.
Различие профессиональных и образовательных стандартов
Образовательные и профессиональные стандарты различны по многим параметрам, но в основном они отличаются следующим:
- Сферой регулирования (что регулируется?). Профессиональные нормативы – требования к компетенциям и квалификации. Образовательные – формируют устройство и структуру учебного процесса.
- Субъектами контролирования и регулирования (кто создает?). Профессиональные проекты – сообщество высококвалифицированных специалистов в конкретном виде деятельности. Образовательные стандарты –Учебно-методические группы, Минобрнауки. Важно: итоги образования должны непременно ориентироваться на требования и нормы профессиональных нормативов.
- Внутренней структурой – в профессиональных документах зафиксированы работы, функции, продукты, методики и технологии, устанавливается, какими умениями, знаниями и компетенциями должен обладать профессионал. Образовательная документация фиксирует особенности сформированной компетенции у выпускника, какими образовательными методами будут создаваться те или иные полномочия, доля вариативной и свободной части.
На базе указанных стандартов возникают различные институты – на основе Профессиональных нормативов – стандартизация квалификаций. С помощью образовательных документов формируется кредитно-зачетная программа, аккредитация учредительных систем.
Для предоставления взаимосвязи рассмотренных стандартов и учебных программ всех уровней образования представители НАРК создал для специалистов всех действующих образовательных учреждений «Советы по учету и требований работодателей к профессиональным знаниям сотрудников при планировании профессиональных и образовательных приложений», включающие в себя тщательный алгоритм действий по трансляции правил компаний в блоки правовых документов.
Проблема взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов
Замечание 1
Профессиональные нормативы очень важны для общей системы образования, так как позволяют определить, какие нормы и требования к знаниям выпускника могут предъявлять потенциальные работодатели.
Образовательные проекты нового поколения, прежде всего, отражают не сам процесс обучения, а то, что он обязан дать при завершении учебы. Востребованность выпускников высших вузов на мировом рынке труда выступает основным показателем эффективности образовательной сферы в государстве, чему и способствует правильная гармонизация указанных стандартов.
Таким образом, сегодня решается возникшая в последние годы проблема, когда выпускники ВУЗов могут предоставить одни профессиональные навыки, а работодателю необходимы совсем другие. В контексте взаимодействия образовательных и профессиональных нормативов следует четко установить требования к полномочиям будущих сотрудников, то есть и данные виды документов должны ориентироваться на применение компетентного подхода к результатам внедрения новых учредительных программ.
При согласовании рассмотренных стандартов необходимо также учитывать, что рынок развивается стремительными темпами и ставит сложные задачи перед образовательной системой: не просто качественное обучение в пределах будущей профессии, а подготовка специалиста к целому спектру профессиональных навыков и умений, позволяющих максимально эффективно и быстро приступить к выполнению собственных обязанностей.
Источник: spravochnick.ru