Даётся сравнительный анализ реализации целевых программ в Удмуртии и некоторых других регионах, рассмотрены недостатки внедрения программно-целевого метода в практику бюджетного планирования в УР, отражены некоторые пути решения рассмотренных проблем.
В субъектах РФ субфедеральные и ведомственные целевые программы включаются в документы государственного планирования. При этом документы разделяются на 2 группы: документы, разрабатываемые в процессе прогнозирования социально-экономического развития, и документы, разрабатываемые в процессе программно-целевого планирования. Реализация республиканских и ведомственных целевых программ позволяет решать задачи социально-экономического развития субъекта РФ.
В Удмуртской Республике порядок организации государственного планирования социальноэкономического развития регулируется законом «О государственном планировании социальноэкономического развития Удмуртской Республики» №33-РЗ от 17 июля 2008 г. Согласно закону республиканская целевая программа — это взаимоувязанный по задачам, ресурсам, срокам осуществления, участникам комплекс мероприятий, описываемый измеряемыми целевыми индикаторами, обеспечивающий эффективное решение приоритетных межведомственных (межотраслевых) проблем социально-экономического развития и повышение результативности использования бюджетных средств Удмуртской Республики.
Тетрис – школа как территория выбора – модель профилактики делинквентного поведения
Порядок разработки и реализации республиканских целевых программ определен Правительством Удмуртской Республики в Положении о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ (Постановление Правительства Удмуртской Республики № 151 от 30 июня
Республиканские целевые программы (РЦП), предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, утверждаются Правительством Удмуртской Республики не позднее четырех месяцев до дня внесения проекта закона Удмуртской Республики о бюджете в Государственный совет Удмуртской Республики. После чего Правительство Удмуртской Республики представляет в Государственный совет Удмуртской Республики перечень республиканских целевых программ, утвержденных в установленном порядке и намеченных к финансированию за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Кроме республиканских целевых программ разрабатываются и ведомственные целевые программы. Согласно вышеназванному закону ведомственная целевая программа — это комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики (государственным органом Удмуртской Республики), осуществляющим в соответствии с его компетенцией координацию, контроль и регулирование в определенной отрасли (сфере управления), описываемый измеряемыми целевыми индикаторами и обеспечивающий повышение результативности использования средств бюджета Удмуртской Республики. Динамика развития целевых программ в Удмуртии представлена в табл. 1.
В 2008 г. на территории Удмуртской Республики действовало 37 республиканских целевых программ и 2 ведомственных программы. Общий объем финансирования республиканских целевых программ 17057,7 млн. руб., в том числе: из бюджета Удмуртской Республики — 1250,692 млн. руб. (на 5% меньше, чем в 2007 г.), из федерального бюджета — 1178,807 млн. руб. Основную долю в финансировании программных мероприятий занимают внебюджетные источники — 85 %. Причем за последние годы наблюдается снижение финансирования за счет средств регионального бюджета с 8,74% в 2006 г. до 7,33% в 2008 г. Доля внебюджетных источников, наоборот, ежегодно растет. Доля финансирования из федерального бюджета по сравнению с началом периода к 2010 г. сократилась.
Запись эфира по ЦА и презентация клуба I Целевая Аудитория — зачем надо знать сваю ЦА + телеграм
84 С.Ф. Федулова
2010. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Динамика развития целевых программ в Удмуртии за 2008-2010 годы
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Республиканские целевые программы:
— количество 37 39 39
— сумма финансирования из республиканского бюджета, млн.руб. 1250,69 1841,385 1991,899
Ведомственные целевые программы:
— количество 2 11 16
— сумма финансирования из республиканского бюджета, млн.руб. 429,56 112,364 225,086
Итого: Количество, ед. Сумма, млн.руб. 39 1680,25 50 1953,749 55 2216,985
Из предусмотренных в бюджете на 2008 г. 1 680 258 тыс. руб. на ведомственные и республиканские целевые программы было выделено 1 255 580,4 тыс. руб. Процент исполнения в 2008 г. составил 74,73%. Таким образом, фактически объем финансирования составил лишь 3,46% от расходов бюджета региона вместо запланированных 6,02%. В 2007 г. — 4,29% и 5,72% соответственно. Средний объем финансирования одной программы в 2008 г. составил 32194,37 тыс. руб. (в 2007 г. — 42477,58 тыс. руб.) На
2009 г., согласно бюджету, на одну программу будет предусмотрено в среднем 39 млн. руб., а в 2010 более 40 млн. руб. В соответствии с докладом заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики, министра экономики В.В.
Богатырева, «Об итогах выполнения федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ в 2008 году по Удмуртской Республике и задачах на 2009 год» (http://www.udmurt.ru) из 39 целевых программ в 2008 г. только по 15 достигнуты все запланированные целевые индикаторы. По 8 программам процент выполнения составил более 70%. По 7 программам — от 50 до 70%. В 4 программах целевые индикаторы отсутствуют.
Основная доля расходов по программам приходится на социальную сферу — более 50 % от предусмотренного объема финансирования в разные годы. Однако в расчёте на одну программу наиболее крупными являются программы развития экономики. В 2010 г. наиболее крупными программами являются следующие.
Наиболее крупные по объёмам финансирования из республиканского бюджета целевые
программы УР в 2010 году
Наименование программы Сумма на год, тыс.руб. Уд. вес, %
Развитие автомобильных дорог в УР (2010-2015 гг.) 100000,0 4,51
Социальное развитие села до 2010 г. 175760,0 7,93
Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в УР на 2009-2012 гг. 519128,0 23,4
Жилище (на 2005-2010 гг.) 315000 14,21
Детское и школьное питание (на 2010-2014 гг.) 190203,0 8,57
Как видно из табл. 2, всего 5 программ из 55 (что составляет 9 % ) принимают на себя более половины всего объёма финансирования, что свидетельствует об умении властей выделять приоритеты и не распылять средства по большому количеству мелких программ. Доля расходов на финансирование целевых и ведомственных программ в республиканском бюджете УР динамично растёт и в бюджете на 2010 г. она составила 7,16 % расходной части бюджета. На приведённых ниже диаграммах представлена сравнительная характеристика долей бюджетного финансирования субфедеральных программ в Удмуртии, Башкортостане, Кировской области, Чувашской Республике и Республике Татарстан (рис. 1 — 4).
Источник: uchimsya.com
«Основные отличия областных целевых программ и ведомственных целевых программ » Тюльпин Денис Витальевич Центр экономического и финансового консалтинга. — презентация
Презентация на тему: » «Основные отличия областных целевых программ и ведомственных целевых программ » Тюльпин Денис Витальевич Центр экономического и финансового консалтинга.» — Транскрипт:
1 «Основные отличия областных целевых программ и ведомственных целевых программ » Тюльпин Денис Витальевич Центр экономического и финансового консалтинга 14 ноября 2007 г.
2 Примеры программ Областная целевая программа «Дети области Х» на гг. ведомственная целевая программа «Первоочередные меры по развитию туризма в регионе Y на период годы»
3 Задачи Областная Целевая Программа обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика детской заболеваемости, инвалидности и смертности; развитие системы выявления и поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения; Ведомственная Целевая Программа формирование в Ямало- Ненецком автономном округе современного и конкурентоспособного туристского продукта и его информационного поля на рынке туризма; создание нормативно- правовой базы туризма; кадровое обеспечение развития туризма в Ямало-Ненецком автономном округе; научно-методическое обеспечение развития туристской отрасли;
4 Мероприятия Областная Целевая Программа Приобретение медицинского оборудования для проведения эндоскопических операций в педиатрической практике (видеосистема, цистоскоп, гистероскоп, фибросигмоскоп, фибробронхоскоп и фибробронхоскоп универсальный, озонатор) Подготовка материально-тех- нической базы загородных оздоровительных лагерей ми- нистерства по физической культуре, спорту и туризму области Ведомственная Целевая Программа мероприятия, направленные на создание нормативно- правовой базы туризма в Ямало-Ненецком автономном округе; мероприятия, направленные на переподготовку и подготовку кадров для сферы туризма, повышение квалификации имеющихся кадров; мероприятия, направленные на создание научно- методического обеспечения развития туризма; мероприятия, обеспечивающие маркетинговые исследования;
5 Деление на подпрограммы Областная Целевая Программа «Здоровое поколение»; «Одаренные дети»; «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»; «Дети и семья», в том числе по направлениям: «Семья с детьми- инвалидами»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Дети-сироты» Ведомственная Целевая Программа отсутствуют
6 Группы расходов Ведомственная Целевая Программа Капитальные расходы Текущие расходы на приобретение товаров, работ, услуг Оплата труда и премирование Областная Целевая Программа Капитальные расходы Текущие расходы на приобретение товаров, работ, услуг.
7 Срок реализации Областная Целевая Программа 4 года ( гг.) Ведомственная Целевая Программа 3 года ( гг.)
8 Бюджет Областная Целевая Программа тыс. рублей из бюджета принимаемых обязательств Ведомственная Целевая Программа тыс. рублей из бюджета действующих обязательств
9 Утверждение Областная Целевая Программа Утверждена Законом области Х Ведомственная Целевая Программа Утверждена Постановлением Правительства субъекта Y
10 Региональные целевые программы: Могут (и должны) быть направлены на решение межведомственных задач; Рассчитаны на реализацию мероприятий, носящих срочный характер (имеющих определенные сроки реализации) Могут разделяться на подпрограммы; Могут быть направлены на заказ товаров, работ, услуг; Срок реализации жестко не ограничен; Претендуют только на бюджет принимаемых обязательств; Как правило, утверждаются законодательными органами или высшим органом исполнительной власти субъекта Ведомственные целевые программы: Не могут быть направлены на решение межведомственных задач; Рассчитаны как на реализацию мероприятий, носящих срочный характер, так и на совершенствование исполнения постоянных функций субъекта бюджетного планирования Не могут разделяться на подпрограммы; Могут быть направлены на любые расходы в рамках экономической классификации (в т.ч. на оплату труда); Срок реализации не более 3 лет; Финансируются из бюджета действующих обязательств (иногда с учетом дополнительных средств БПО); Утверждаются субъектом бюджетного планирования Резюме
Источник: www.myshared.ru
Федеральные и ведомственные целевые программы.
Федеральная целевая программа (ФЦП) в России — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.
Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 — 2018 годы)» (с изменениями и дополнениями) Цели и задачи Программы
— сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
— создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, модернизация работы учреждений культуры;
обеспечение возможности реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
— модернизация системы художественного образования и подготовки кадров в сфере культуры и искусства, отвечающей сохранению традиций лучших российских школ и требованиям современности;
— выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов Российской Федерации;
— создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе.
Статья 179.3. Ведомственные целевые программы
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Источник: mydocx.ru