Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка — к учебному году, теме и текущая — к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.
Подготовка к учебному году включает изучение преподавателя квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы своего предмета, программы производственного обучения, а также других смежных предметов учебного плана.
По дисциплине «История костюма и моды», нами был разработан перспективно-тематический план для первого курса обучения, по профессии «Закройщик» (прил. А).
При составлении перспективно-тематического плана нами были зафиксированы объекты материально-технического оснащения по каждому уроку (учебно-наглядные пособия, кино- и диафильмы, задания для лабораторно-практических работ и т.д.). Нами были отражены межпредметные связи материала темы, выделена самостоятельная работа обучающихся на уроках, продуманы виды домашних заданий.
Кайдзен планирование V/S список дел To-Do
2.3 Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»
В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности.
Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения. Применение наглядности в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных и схематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей.
Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала, во время проведения уроков по дисциплине «История костюма и моды», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядных пособий на уроках повышает их дидактическую ценность.
По данным ЮНЕСКО, человек запоминает: слушая-15%, глядя-25%, слушая и глядя одновременно-65% информации. Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессов долговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30% услышанной информации, 28% увиденного, только 15% одновременно услышанного и увиденного. Через 3 дня соответственно забываем 90, 80 и 35% информации [14, с.215].
Необходимо демонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими урок.
В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.
Методическое объединение «Календарно-тематическое планирование учителя-предметника» КТП
Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобрать изобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительно проинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.
Дидактические пособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся при рассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.
Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объекты лучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание обучающихся.
При изучении нового материала на доске следует записать тему, специальные термины. Надписи должны быть отчетливы, сделаны крупным шрифтом. Чтобы выделить отдельные термины, следует использовать цветные мелки.
Для преподавания учебной дисциплины «История костюма и моды» широко применяются технические средства обучения, что обусловлено исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся; повышения производительности и облегчения труда преподавателей и обучающихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений.
Эффективность технических средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на уроке.
Технические средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью технических средств обучения.
Применение технических средств обучения влияет на методы организации познавательной деятельности обучающихся и руководства ею Слово преподавателя, несмотря на его огромное значение в учебном процессе, в данном случае перестает быть единственным источником информации.
Во время проведения урока по дисциплине «История костюма и моды» широко используют учебное кино, оно позволяет демонстрировать объекты в движении, анализировать и осуществлять переход от конкретного восприятия действительности к абстрактному. Учебный филь применяется как иллюстрация к изложению учебного материала преподавателем, а также, как средство самостоятельного его изучения обучающимися. При изучении дисциплины «История костюма и моды» учебное кино используется, как введение в изучение нового учебного материала, когда обучающиеся не имеют ясного представления о теме, которую начинают изучать, фильм помогает познакомиться с фактическим материалом, вызвать интерес, создать необходимый эмоциональный настрой. Он служит иллюстрацией к изложению материала преподавателя, что позволяет обучающимся представить, то, что излагает преподаватель.
Диафильмы, как учебное кино могут быть средством иллюстрации и первоисточником знаний обучающихся. При проведении дисциплины «История костюма и моды», диафильмы чаще всего используются как средство наглядности, и в этом случае к ним полностью относятся требования, предъявляемые к демонстрации плоскостных наглядных пособий. Преподаватель во время демонстрации диафильма может подробно комментировать материал, задавать вопросы обучающимся, отвечать на их вопросы.
В настоящее время в ведении дисциплины «История костюма и моды», широко применяется видеомагнитофон. Он дает возможность записывать и воспроизводить на уроках в необходимое время показа мод. Ценность его применения в том, что с его помощью можно оперативно сделать несколько вариантов, записей, а затем отобрать для демонстрации наиболее удачные или характерные моменты. Применение использования данного технического средства обучения в значительной степени повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
В процессе обучения не только передаются знания обучающимся, но и осуществляется сложное воздействие личности преподавателя на них, в результате чего формируется их мировоззрение, нормы поведения, происходит становление характера. Поэтому центральной фигурой сложного и многогранного педагогического процесса был, есть и будет преподаватель. Все технические средства, в том числе и так называемые обучающие машины, — лишь орудие в руках преподавателя, увеличивающее возможности его воздействия [40 с.126].
Исследование межпредметных связей по дисциплине «История костюма и моды» Читать далее: Разработка методических указаний к лабораторно-практическим занятиям
Информация о работе «Разработка учебно-методического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды»»
Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 134353 Количество таблиц: 7 Количество изображений: 0
Похожие работы
Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине «История костюма и моды»
Источник: xn——6kcac1awclcdpjihjeti82a.xn--p1ai
Вопросы и ответы
Календарный план составлен по инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 6-е издание, 2020 год.
2) Как оформлен календарный план?
Календарный ежедневный план представлен в виде таблицы с указанием совместной деятельности воспитателя и детей (с учётом интеграции образовательных областей): групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане есть столбец «Организация предметно-пространственной развивающей среды, обогащённые игры в центрах активности» в которой представлен примерный перечень пособий для самостоятельной деятельности дошкольников, а также отражено взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.
3) В каком формате написан план?
План написан в формате «Microsoft Word» с возможностью редактирования, приложения в формате «PDF». Для удобства передачи материала по сети файлы запакованы в архив формата «Zip». Для того, чтобы пользоваться скаченным материалом, необходимо извлечь файлы из архива при помощи программ «WinRar» или «WinZip».
4) Что входит в комплект тематической недели?
В комплект тематической недели входит непосредственно план с понедельника по пятницу, а также приложение с утренними кругами, в котором прописаны приветствия, коммуникативные игры и упражнения на каждый день в соответствии с темой недели. В приложении представлен примерный ход вечернего круга.
5) Чем план по инновационной программе отличается от плана 2016 года?
В соответствии с инновационной программой дошкольного образования от 2020 года воспитателю необходимо ежедневно планировать утренний и вечерний круги, создавать пространство для детской реализации, применять технологии развивающего общения (развивающий диалог), что открывает новые возможности как для детей, так и взрослых, участвующих в воспитании дошкольников. Все рекомендуемые новые технологии отражены в календарном планировании 2020 года.
Так же в календарный план внесены мероприятия, рекомендованные примерной парциальной программой «Экономическое воспитание дошкольников», разработанной Министерством образования науки Российской Федерации совместно с Банком России. Мероприятия направлены на формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников.
6) Что такое утренний круг?
Утренний круг или утренний сбор – это часть режимного момента, наполненная эмоциональными и сенсорными играми, направленная на стимуляцию активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей.
В инновационной программе в режиме дня выделено специальное время для утреннего круга, в рамках которого дети настраиваются на предстоящий день, вырабатываются доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.
7) Какая литература использовалась при написании плана?
При составлении календарного ежедневного плана использовалась литература, рекомендованная инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» 2020 года. Список литературы можно скачать ниже:
8) Можно ли использовать литературу 2014-2016 года при планировании образовательной деятельности и разработке перспективных планов к инновационной программе?
В предисловии к инновационной программе прописано следующее: «Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому, все ранее изданные пособия по-прежнему актуальны и необходимы.»
9) Почему нет ООД?
В представленном планировании графа ООД не заполнена, так как воспитатели заполняют её самостоятельно, опираясь на образовательную программу детского сада, свою сетку занятий, имеющуюся литературу и особенности дошкольного учреждения.
10) Пишете ли вы календарные планы на заказ?
§ 36. Планирование работы на уроках русского языка. Календарное и тематическое планирование
В практике работы школьного учителя используются три вида планирования: годовые (= календарные), тематические и поурочные планы. Первые два носят «стратегический» характер, определяя перспективу изучения материала на весь период работы — учебный год.
Календарные планы являются типовыми, они составлены, как правило, методистами и едины для всех учителей школы, района и т. д. Отсюда очевидна их вызванная объективными причинами приблизительность. В отличие от календарных планов тематическое планирование решает более широкий круг вопросов и полностью относится к компетенции учителя. Остановимся на нем подробнее.
Тематическое планирование может иметь форму:
а) табличного планирования;
б) обычно очень подробного планирования по отдельным раз- делам темы;
в) предварительных набросков поурочных планов по всей теме. Таблица содержит следующую информацию:
Учитель в такой таблице распределяет поурочную нагрузку в соответствии с программой, указывает темы, необходимые для повторения, намечает виды работы (словарный диктант, опрос по карточкам, контрольный диктант с грамматическими заданиями и т. д.), распределяет материал учебника для домашних упражнений.
Планирование по отдельным разделам темы может содержать лингвометодический анализ материала, включающий все необходимые теоретические сведения и конкретный языковой материал. Например:
План (лингвометодическая разработка)
уроков по русскому языку по теме:
Причастие. Образование причастий действительного и страдательного залогов (7 класс).
а) дать учащимся представление о взаимосвязи глагольных катего- рий внутри глагольного слова;
б) сформировать у учащихся умение образовывать все возможные типы причастий от русских глаголов.
- Постановка задачи.
- Повторение основных сведений о глаголе. Две модификации гла- гольной основы и способы ее определения.
- Причастие как особая форма глагола: типы причастий, формооб- разующие суффиксы причастий.
- «Причастный квадрат».
- Причастие — специфическая форма письменного литературного языка. Лакуны в системе причастий.
- Закрепление материала.
- Образование причастий, как правило, вызывает у учащихся опре- деленные трудности. Во-первых, это связано со спецификой данных форм: они являются фактом письменной формы кодифицированного литературного языка, нормами которого учащиеся овладевают в про- цессе обучения (а не естественного усвоения, как это происходит с раз- говорным языком). Во-вторых, при образовании причастий оказывается необходимым «увязывать» сразу несколько звеньев морфологической цепи: правильное определение используемой в конкретном случае гла- гольной основы, выбор нужного формообразующего суффикса (что в свою очередь определяется и характеристиками основы, и спряжением глагола), учет таких грамматических признаков глагола, как вид, пере- ходность и возвратность. И наконец, нельзя не принимать во внимание многочисленные факты отсутствия в системе глагольного слова прича- стных форм (теоретически возможных, но не представленных в языке), а также случаи нарушения закономерностей в образовании причастий.
- К постоянным грамматическим признакам русского глагола (при- знакам, характеризующим глагол в любой его форме) относятся вид, переходность и возвратность.
Характеристика глагола по виду влияет на образование его форм (обусловливает наличие или отсутствие некоторых словоформ (СФ) в парадигме глагола): как известно, глаголы несовершенного вида (НСВ) имеют в изъявительном наклонении формы всех времен — настоящего, прошедшего и будущего (сложного) и полный, возможный в системе причастий, набор их временных форм (иначе говоря, возможны причастные формы и настоящего, и прошедшего времени). Глаголы совершенного вида (СВ) не имеют в изъявительном наклонении форм настоящего времени (что связано со значением СВ — указание на завершенность действия или на ограниченность времени его протекания, то есть действие ограничено началом или концом) и, следовательно, не будут образовывать причастия настоящего же времени. Отдельного разговора заслуживают так называемые двувидовые глаголы. От них образуются страдательные причастия прошедшего времени только совершенного вида (обычно это страдательные причастия: обещать — обещанный, атаковать — атакованный), а действительные причастия прошедшего времени могут быть двух видов: Недавно женившийся сын наконец уехал (СВ), Он встретил друга, в тот самый день как раз женившегося: свадьба должна была быть вечером (НСВ). Причастия настоящего времени образуются, как уже было сказано, только от глаголов НСВ, поэтому, даже если они образованы от двувидовых глаголов, они всегда будут относиться к несовершенному виду (обещающий, атакующий; обещаемый, атакуемый). Переходные глаголы обозначают действие (или отношение), направленное на объект. Повторить все три способа выражения прямого дополнения в русском языке: формой винительного падежа имени (в широком смысле этого термина) без предлога, формой родительного падежа без предлога — при отрицании и для выражения количественного значения. Важно помнить, что: а) переходность — это способность глагола иметь при себе в качест- ве зависимой словоформы винительный или родительный падеж имени без предлога, то есть переходным глагол является даже в том случае, если в конкретном примере это его свойство и не реализовывается (ср.: Старик уже плохо слышал, где слышал — глагол переходный, хотя при нем и нет прямого дополнения); б) чтобы признать глагол переходным, прямое дополнение должно быть выражено именем существительным (или местоимением) именно со значением объекта действия (ср.: пролежать целый вечер на диване, где глагол не является переходным, хотя при нем есть существительное в винительном падеже). Возвратными называются глаголы, имеющие постфикс (= «стоящий после», и окончания в том числе) -ся (-сь). Вопрос о статусе -ся (как формо- или словообразовательной морфемы) решается в пользу последней. Следовательно, возвратный глагол характеризуется наличием постфикса во всех формах. Интересно и такое свойство глагола (противопоставляющее его всем другим словам языка), как наличие не одной, а двух основ (= двух 126 127 модификаций основы), от которых образуются многочисленные его формы. Первая — основа настоящего времени, которая вычленяется путем отсечения личного окончания в форме 3-го лица мн. числа (вар-ят, чи-тай-ут) и от которой образуются: формы настоящего и простого будущего времени изъявительного наклонения, формы повелительного наклонения, формы действительного и страдательного причастий настоящего времени, форма деепричастия глаголов НСВ. Вторая — основа прошедшего времени, которая для подавляющего большинства глаголов совпадает с основой инфинитива и вычленяется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ти (-ть) (нес-ти, чита-ть). От этой основы образуются: формы сложного будущего и формы прошедшего времени изъявительного наклонения, формы сослагательного (условного) наклонения, формы действительного и страдательного причастий прошедшего времени, форма деепричастия глаголов СВ. Не совпадает с основой инфинитива основа прошедшего времени у некоторых глаголов на -ста, у глаголов на -чь и у целого ряда других, например у глаголов идти, увянуть, привыкнуть, запереть (цвести — цвет-, беречь — берег-,идти — шед-, увянуть —увяд-, привыкнуть — привык-, запереть — запер-). 3. Полезно вспомнить, что еще М. В. Ломоносов так характеризовал причастия: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Причастие — особая форма глагола, которая называет: а) признак предмета; б) по действию. (Иллюстративным приемом, ставшим хрестоматийным, является демонстрация мячика с описанием его признаков как предмета — «круглый, блестящий, желтый, резиновый, Машин», — а затем в результате всевозможных манипуляций с этим предметом установление таких признаков, связанных с действием, как «прыгающий, улетевший, подносимый, брошенный» и т. д.) Очевидно, что, исходя из данного определения, причастие обладает морфологическими признаками и имени прилагательного, и глагола. Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие (ср.: Малыш, мечтавший о щенке и Ручей,сбегающий в овраг). Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи формообразующих суффиксов -ущ- (-ющ-) от глаголов I спряжения и суффиксов -ащ- (-ящ-) от глаголов II спряжения. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени при помощи суффиксов -вш- (если основа заканчивается на гласный) и -ш- (если основа заканчивается на согласный звук). 128 Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие ср.: Урок, проводимый в вашем классе и Урок, проведенный новым учителем. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ем- (иногда -ом-) от глаголов I спряжения и суффикса -им- от глаголов II спряжения. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени с помощью суффиксов -нн- (от глаголов на -ать, -ять, -еть), -енн- (от основ на согласный и от глаголов на -ить) и -т- (от глаголов на -путь, -оть, -ереть, от односложных глаголов типа би-ть, мы-ть и производных от них). 4. Количество причастий определяется такими признаками глагола, как вид и переходность. Отметим, что речь идет о типах причастий, так как реальное количество причастных словоформ у русских глаголов может насчитывать от 24 до 104. Максимальное количество причастий имеют переходные глаголы НСВ: у них представлены все возможные причастия. Непереходные глаголы НСВ не будут иметь форм страдательных причастий (в силу своей непереходности). Переходные глаголы СВ не образуют действительные и страдательные причастия настоящего времени (что связано с категорией вида). Непереходные глаголы СВ не могут иметь ни страдательных причастий, ни причастий настоящего времени. Представим схематически систему причастий в виде квадрата, в котором выделим две горизонтальные оси — настоящее и прошедшее время и две вертикальные — действительные и страдательные причастия. Тогда количество типов причастий, которые можно образовать от глаголов с разными «наборами» указанных глагольных признаков, будет представлено следующим образом: 1. НСВ переходный — 4 видеть:видящийвидимыйвидевшийвиденный 2. НСВ непереходный — 2 улыбаться:улыбающийсяулыбавшийся 3. СВ переходный — 2 выдумать: — выдумавшийвыдуманный 4. СВ непереходный — 1 рассмеяться:рассмеявшийся — 129 Сравнение примеров 2 и 4 выявит еще одну закономерность, демонстрирующую взаимосвязь глагольных категорий: абсолютное большинство возвратных глаголов — глаголы непереходные. Практический вывод для учащегося очевиден: если глагол возвратный, то пытаться образовать от него страдательные причастия не стоит! 5. Однако такая схема является в большой степени идеальной, не от- ражающей реальной картины под названием «Причастие». Теорети- чески возможные, на практике могут отсутствовать, как хорошо извест- но каждому учащемуся, страдательные причастия как настоящего, так и прошедшего времени. Такие «пустоты» не будут вызывать недоумения или раздражения у учеников, если мы подчеркнем сферу «обитания» причастий, а именно письменную. Речевой узус не разрабатывал, не закреплял указанные формы. Замечательно иллюстрируется эта особенность русских причастий в книге «Русский язык. Экспериментальные учебные материалы для средней школы» (ч. 3) под редакцией И. С. Ильинской, М. В. Панова (М., 1980). Там приводится довольно большой по объему отрывок из повести А. Гайдара «Тимур и его команда», где представлен диалог сестер — Оли и Жени, то есть разговорный язык в обстановке непринужденного общения. Задание: найти в этом тексте все причастия. А их нет! Не образуются страдательные причастия настоящего времени от таких частотных глаголов, как писать, мести, бить, шить и др. Не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени глаголы брать, искать, полюбить и др. 6. Для закрепления материала наряду с типовыми, «нормальными» глаголами необходимо предложить учащимся образовать причастия и от таких глаголов, у которых нарушены те или иные закономерности в образовании причастий. Эта работа будет являться одновременно и работой над культурой речи, что в русле данной темы оказывается компонентом обязательным и необходимым. Так, например, образование действительных причастий прошедшего времени от глаголов типа обрести, увлечь происходит не от «правильной» основы прошедшего времени, а от основы настоящего/простого будущего времени. Глаголы идти, увянуть, как уже говорилось, образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим. От некоторых глаголов могут образовываться два действительных причастия прошедшего времени от разных основ, например от глагола высохнуть: высохший — от основы прошедшего времени и высохнув- — от основы инфинитива (при этом выбор суффикса осуществляется в соответствии с приводившимся выше правилом). Страдательные причастия настоящего времени могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы именно от непереходных глаголов руководить и управлять. У глагола давать подобное причастие образуется от особой основы: дава-емый. Глагол двигать имеет в настоящем времени два разных вида основы — двигай- и движ- и кроме образуемого по правилам от первой из них причастия двигаемый образует также форму движимый с использованием суффикса -им-, характерного для глаголов II спряжения. Страдательные причастия прошедшего времени от некоторых глаголов на -сти (-стъ) образуются от основы настоящего/будущего времени (ср. с такими же случаями у действительных причастий прошедшего времени): украденный, заплетенный. Лингвометодический анализ темы имеет целью получить полное представление об изучаемом материале, который затем может быть подвергнут необходимому сокращению, упрощению с учетом его изложения в школьном учебнике и ознакомления с методическими рекомендациями по данной теме; такой анализ должен учитывать преемственность и перспективность данной темы (то есть ее место в общем курсе русского языка). Как уже говорилось выше, тематическое планирование может иметь вид поурочного планирования по всей теме. При таком предварительном составлении планов уроков по всей теме можно использовать тетрадь, где на одной (например, левой) странице будет содержаться «планируемый» план урока, составленный перспективно, а на другой будет фиксироваться реальный план, куда будут вноситься некоторые изменения и поправки, обязательно возникающие в ходе работы учителя. В заключение обзора видов тематических планов отметим, что ни по одной из тем, как бы мала она ни была, весь цикл учебных занятий выполнен быть не может. Именно поэтому так необходима продуманная система уроков, с тем чтобы каждый урок, имея свою цель, служил продолжением предыдущих и одновременно готовил к урокам последующим. Без тематического плана невозможно обеспечить непрерывное повторение наиболее трудных тем и вопросов, выстроить тщательно продуманную систему занятий по развитию речи, систему словарной работы. Тематический план обеспечивает и равномерность нагрузки учащихся. 130131
Источник: studfile.net