Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике в трех смыслах:
1. Как синоним понятий «методика» или «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы, технология организации групповой деятельности, технология общения и т.д.).
2. Как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.).
3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.
Несмотря на то, что в отечественной педагогике понятие образовательной технологии было надолго забыто, исследования в области реализации технологического подхода к организации учебного процесса продолжались как в дидактике, так и в частных методиках преподавания отдельных предметов. Конструировались модели учебного процесса той или иной степени общности, называемые не технологиями, а методическими системами.
Преимущества технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет преимущества.
Чем отличается закон об иноагентах в США от российского
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной системе обучения степень достижения цели определяется неточно. В технологии же цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Классы педагогических технологий
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Однако, в отличие от поколений людей или компьютеров, все они продолжают существовать и развиваться, вследствие чего лучше говорить о классах технологий. Сегодня известны четыре класса образовательных технологий, особенности которых представлены на рисунке 1.2. (Гузеев В.В., Бершадский М.Е.).
Рисунок 1.2 – Классы педагогических технологий
Объясним смысл названия этого поколения технологий. Анализ методологической, педагогической, научно-методической, психологической литературы показывает, что значительная часть результативных исследований в области образовательной технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей.
Укрупнение дидактических единиц. Концепция укрупнения дидактических единиц (далее УДЕ), выдвинутая П.М.Эрдниевым, ныне общепризнанна. Отчасти ее следствием было внедрение лекционно-семинарской и вообще цельноблочных технологий. Аналогичные работы ведутся и за рубежом.
Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения и языке такого планирования. Собственно планирование результатов обучения относится к технологии постановки целей. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением.
На какую специальность поступать в 2021 / Чем отличаются направления подготовки в IT?
Психологизация образовательного процесса. Здесь имеется в виду не столько учет в обучении психологических феноменов, сколько построение самого учебного процесса на их основе.
Компьютеризация. Компьютер сегодня рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения. Он становится, прежде всего, средством усиления интеллекта обучаемых, их развития.
Кроме того, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом и информационных машин, а также средств коммуникаций, в частности – телекоммуникации. Фактически следует говорить не о компьютеризации образования, а об освоении в образовании новых информационных и коммуникационных технологий, новых технологий интеллектуальной деятельности. Широкое освоение возможностей техники может иметь следствием изменение лица целых образовательных систем. Образовательные технологии, предшествовавшие интегральной, не включали компьютер как естественный элемент, фактически не нуждаясь в этом средстве.
Конкретную образовательную технологию, соединяющую результаты этих направлений в единое целое, естественно назвать интегральной.
Интегральная технология как система обязательно должна включать некоторые элементы. Эти элементы могут в совокупности служить признаками интегральной технологии:
представление планируемых результатов обучения в виде многоуровневых систем диагностично и операционально заданных целей (то есть задач) для каждого возможного профиля обучения;
крупная структура образовательного процесса с блоком уроков в качестве минимальной единицы, группирующаяся вокруг укрупненных единиц содержания образования;
групповое обучение с четко простроенной динамикой в составе и деятельности групп на основе мониторинга успешности процесса: каждый следующий шаг проектируется в зависимости от результатов предыдущего;
компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.
Технологии пятого поколения (класса) будут не только личностно ориентированными, но и основанными на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций, сопровождаемой взаимодействием педагогов. Работы по созданию таких технологий уже активно ведутся в современных педагогических исследованиях.
Банк педагогических технологий
В таблице 1.1. представлен банк педагогических технологий, который дает возможность ознакомиться с сущностными характеристиками и особенностями каждой технологии, а также узнать авторов и разработчиков этих технолологий.
Таблица 1.1. Банк педагогических технологий (по Е.В. Попковой)
Продолжение таблицы 1.1
Источник: studfile.net
Чем отличается программа от технологии
Изобретатель Виктор Кайе
01:40 am October 31st, 2007
Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?
Последнее десятилетие XX века отразилось на развитии дошкольного образования самым противоречивым образом: с одной стороны, детские сады еле выжили (и, надо заметить, с большими потерями); с другой стороны, педагогическая мысль никогда еще не была настолько смелой и продуктивной, как в эти годы.
Однако среди наших теоретических приобретений встречаются такие, которые ставят практиков в тупик. Ни одна образовательная область не изобилует таким количеством программ, как дошкольное образование: все они обычно начинаются многообещающими вступлениями и ссылками на одни и те же гуманитарные ценности: развитие, личностно-ориентированный подход, самоценность детства и т.п. Но как выбрать из них именно ту, по которой данному педагогу или педагогическому коллективу можно и должно работать?
Чаще всего выбор осуществляется случайно: такой-то представитель науки первым доехал до данного региона, а здесь городские власти отпустили деньги на повышение квалификации — и как раз к моменту набора на определенные курсы. Конечно, к случайностям можно относиться мистически: раз так случилось, значит, тому и быть суждено… Но все-таки хотелось бы научиться выбирать сознательно.
Однако обилие программ — это лишь одна проблема.
Вторая — это новое словечко «технология», которое пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» — более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методики, от педагогической системы — понять невероятно трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий, — в книге ярославского ученого Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» — даются десять определений этого понятия.
Но терминологическая путаница — обычное явление для теоретической педагогики. А слово «технология», кажется, довольно прочно обжилось в педагогическом словаре.
Поэтому практику — увы! — придется выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.
Итак, внимание — на вопросы отвечает заведующая лаборатории педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования Ксения Белая.
Вопрос: Как можно объяснить практическому работнику, что такое технология и чем она отличается от программы и методики?
Вопрос: Тогда сразу два вопроса: во-первых, можно ли для реализации одной и той же программы использовать разные технологии, и, во-вторых, чем в этом случае отличается технология от методики?
Ответ: Вопрос действительно непростой. Но можно попробовать дать на него ответ. Педагогика традиционно делилась на части, существующие как бы отдельно друг от друга: например, методика преподавания математики, методика развития речи и так далее. Технология же — это некий общий подход к преподаванию, который должен увязать все методики в единую систему.
Вопрос: То есть, если ты понял, как решать образовательные задачи, — ты открыл для себя какие-то общие приемы объяснения, взаимодействия с детьми, виды заданий и т.п. и сможешь реализовать это и на занятиях по развитию речи, и по математике, и по физическому воспитанию?
Ответ: Да. Кроме того — и в этом отличие технологии от методики, — технология дает гарантированный результат, который методика обещать не может. Технология же говорит: «Чтобы достигнуть такого-то результата, надо делать то-то и то-то в такой-то последовательности».
В качестве примера можно привести программу Натальи Крыловой «Дом радости», которую она разрабатывала совместно с воспитателем Ивановой. В этой программе подробно прописаны все двести с лишним дней в году для каждой возрастной группы. Автор говорит: «Будете так делать, получите такой-то результат». Мы действительно можем это подтвердить.
Но такую жесткую технологию примет не каждый воспитатель. Возможно, это хорошо для начинающих педагогов. Бывает, что педагог настолько заинтересовывается программой — просто влюбляется в нее, — что полностью идентифицируется с автором и готов следовать каждому его указанию. Автор для него — непререкаемый авторитет. Каждая рекомендация воспринимается как собственная.
В этом случае результат реализации технологии обычно бывает высоким.
А некоторые педагоги говорят: «Как это: я должна заучивать свои собственные действия на каждый день? Но я чувствую ситуацию совершенно иначе. И я хочу делать то-то и то-то по-своему, по-другому». Поэтому здесь очень важно разводить два принципиальных подхода: что хорошо для одних воспитателей, невозможно для других. В первую очередь речь идет о творчески работающих педагогах, с большим авторским стажем работы.
Вопрос: Замечательное выражение — «авторский стаж работы».
Ответ: Наверное. Так вот, по отношению к этим педагогам недопустима жесткая регламентация действий. Конечно, они должны следовать инструкциям, определяющим санитарно-гигиенические нормы работы с детьми. В остальном же — педагог должен иметь возможность творить.
Вопрос: Вы с этого начали: педагог — создатель собственной авторской технологии.
Ответ: У нас на конкурсе «Воспитатель года» существует даже специальная номинация — «Авторские технологии». Под авторскими технологиями мы понимаем не только и не столько научные разработки, сколько то, что раньше обозначали более простыми словами: «опыт работы» воспитателя, хорошего воспитателя.
Другое дело, что педагог может чудесно работать с детьми, а описать свой опыт — свою за многие годы наработанную технологию — не может. Иногда даже рассказать о ней затрудняется.
Вопрос: В этом нет ничего удивительного: работать с детьми и писать — это совершенно разные виды деятельности, прямо друг с другом не связанные.
Ответ: Конечно. Но какой отсюда следует вывод? И старший воспитатель, и наука, и журналистика — все должны оказаться на службе у самого главного, не считая ребенка, участника педагогического процесса — воспитателя. Ему нужно помочь описать свой опыт, чтобы сделать его доступным для других педагогов.
Вопрос: Технология рождается из опыта?
Ответ: Да. Возьмем для примера ту программу «Дом радости» с разработанной технологией, о которой я уже говорила. Автор программы Наталья Крылова говорила: «Как родилась моя технология? Я познакомилась с прекрасным воспитателем Ивановой и описала все ее двести с лишним рабочих дней — в младшей и в средней группах». Безусловно, как человек науки, Крылова не просто зафиксировала действия педагога и его занятия, а обработала их, обобщила, систематизировала, соотнесла с последними научными изысканиями психологии, педагогики, методики.
В этом, собственно, и заключается основная задача методической службы — работать с опытом интересных педагогов. Кстати, по моим наблюдениям, очень часто из технологии рождается образовательная программа. Так было и с программой «Дом радости» — изначально Н.Крылова разрабатывала технологию. Такой же путь проделал Зайцев со своими кубиками: обучение детей грамоте по кубикам Зайцева — это технология. На ее основе потом была создана программа.
Вопрос: Тогда неудивительно, что дошкольное образование сегодня так богато программами.
Ответ: Да, в настоящее время у нас 50 программ, имеющих гриф Министерства образования России.
Вопрос: И это не считая локальных экспериментальных программ, развивающихся, например, в рамках ФЭП.
Поэтому один из злободневных вопросов: как выбирать программу для детского сада?
Ответ: Было время, когда мы придерживались принципа «настоятельной рекомендации» применения той или иной программы в наших детских садах. Теперь наша позиция изменилась. Мы считаем, что детский сад может и должен сам выбирать программу, по которой ему работать.
Вопрос: Есть такой термин: «парциальная программа».
Ответ: Термин, к сожалению, неудачный. Но суть его в том, что детский сад может принять программу в основном, а какие-то ее разделы заменить «парциальной программой» с учетом своих потребностей или возможностей. Ведь выбор программы зависит от множества причин: от района, в котором детский сад расположен, от социального состава детей, от количества проблемных детей и от запросов родителей; от возрастного и квалификационного состава педагогов; от территориальных и финансовых возможностей. Субъективные факторы тоже нельзя со счетов сбрасывать: привычки, пристрастия, склонности воспитателей и заведующей.
Вопрос: А кто выбирает программу — заведующая?
Ответ: Программу должен выбирать педагогический коллектив, а не заведующая со старшим воспитателем в тиши кабинета. Реализовывать-то эту программу воспитателям! Поэтому от таланта и такта заведующей зависит, как она будет убеждать педагогов в целесообразности принятия той или иной программы, как она сумеет показать выигрышные стороны реализации именно этой программы для отдельных творческих воспитателей и ее влияние на перспективы развития сада.
Но выбрать программу — это полдела. Сколько раз мы сталкивались с ситуацией: выбрали в детском саду программу, а через год бросили: «Мы, — говорят, — лучше по другой программе работать будем. По этой не получается».
Чтобы программа заработала, должна быть четко организована методическая служба дошкольного учреждения. Воспитателей надо учить. Не всегда есть деньги послать всех педагогов на курсы, если курсы платные, тем более авторские.
Но ты, как заведующая, как методист, продумай серию консультаций в течение года, семинаров-практикумов, «круглых столов», на которых возможен обмен мнениями, систему открытых занятий с детьми. И я думаю, что в течение двух лет можно сделать так, что педагоги влюбятся в программу, увидят ее сильные и слабые стороны, перспективы и преимущества. Начинать реализацию должны самые подвижные и творческие люди, и только потом можно распространить их опыт на работу всего детского сада. Следующий этап — создание в рамках используемой программы собственных наработок. Это тот самый опыт, который впоследствии, может быть, выльется в целостную технологию.
И эта технология, возможно, войдет в золотой фонд практического опыта отечественной педагогики.
Источник: viktor-kaye.livejournal.com
Вопрос 3. Соотношение педагогической технологии и методики обучения (воспитания). Критерии технологично организованного педагогического процесса
Основные отличия педагогической технологии от методики обучения (воспитания) даны в таблице:
Критерии технологично организованного педагогического процесса:
1. Результативность, когда высокий результат достигается каждым обучающимся.
2. Экономичность, когда в единицу времени прочно усваивается большой объем учебного материала без избыточных усилий со стороны как преподавателя, так и ученика.
3. Психогигиеничность (эргономичность), когда обучение происходит в благоприятной среде, обстановке сотрудничества, положительном эмоциональном микроклимате, а также при отсутствии перегрузки и переутомления.
4. Создание высокой мотивации к изучению предмета, что позволяет выявлять и развивать положительные личностные качества учащихся, раскрывать резервные интеллектуальные и психологические возможности.
5. Управляемость (педагогическая технология всегда предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, варьирования педагогических средств, контроль и коррекцию результатов).
Вопрос 4. Структура и классификация педагогических технологий.
Структурные компоненты педагогической технологии:
1. Целевой компонент (диагностически сформулированные цели обучения, воспитания, развития учащихся).
2. Концептуальный компонент (философская, психологическая, педагогическая концепция или концепции, составляющие методологическую основу данной технологии).
4. Процессуальный компонент (этапы и стадии сопряженной деятельности учителя и учащихся и применяемые на каждой стадии методы, приемы, средства и формы организации обучения или воспитания).
5. Диагностический компонент (набор диагностических методик для измерения степени достижения поставленных целей обучения и воспитания).
Рассмотрим вопрос: каково соотношение понятий «педагогическая технология» и «образовательная технология»? На этот счет существуют три взаимоисключающие точки зрения.
Первая: понятие «педагогическая технология» шире, чем «образовательная технология». Образовательная технология рассматривается как синоним технологии обучения, то есть педагогические технологии подразделяются на образовательные технологии и технологии воспитания.
Вторая: понятие «образовательная технология» шире, чем «педагогическая технология». Сторонник этой точки зрения подразделяют образовательные технологии на собственно педагогические и информционно-коммуникативные (компьютерные).
Третья: «образовательная технология» – то же самое, что и «педагогическая технология». В наших лекциях мы будем придерживаться именно этой точки зрения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru