Программа — совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. Главное отличие проектной деятельности от операционной деятельности — это время деятельности. Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или результатов. Операционная деятельность — это функция, направленная на непрерывное выполнение действий по предоставлению повторяющейся услуги или по производству одного и того же продукта.
Проекты отличаются от операционной деятельности следующим:
- · у проектов ограниченный срок, т.е. проекты имеют временной характер;
- · у проектов большое количество критических рисков;
- · проекты могут принимать большое количество существенных изменений;
- · команда, как правило, формируется для одного проекта.
Бизнес-процесс — это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат.
Урок/занятие: типы уроков
Табл.1. Отличия проектов от бизнес-процессов
Работы, взаимодействия, ресурсы, роли.
Привычные, повторяющиеся, ограничены утвержденными регламентами.
Новые, изменяющиеся разовые, разнородные, межфункциональные
Работы выполняются в стабильных организационных структурах
Работа выполняются во временно созданных структурах, действующих в пределах проектного цикла
Приоритеты и оценка эффективности деятельности
Воспроизводство, эффективность определяется дост. промежуточных функциональных результатов
Достижение цели, эффективность определяется достижением установленных конечных целей
Основ. элементы жизн. цикла
Планирование, реализация, контроль, завершение
Превращение ресурсов в продукт
Цел. изм. внутренней среды, в которой реализуется проект
Программа (англ. — Program) – в рамках управления проектами, это последовательность из связанных друг с другом проектов , управляя которыми появляется возможность централизованной координации ими с целью достижения степени управляемости и преимуществ, что недоступно при управлении проектами по отдельности.
Некоторые программы могут включать в себя элементы работ, имеющих к этим программам отношение, но в тоже время лежащих за пределами содержания проектов этой программы. Проект может быть включен или не включен в программу, в то время, как программа всегда содержит проекты.
Централизованное и скоординированное управление несколькими проектами для достижения стратегических целей компании и преимуществ программы определяется как управление программой. Через достижение общих целей и совместных функциональных возможностей проекты должны быть связанны между собой в программе. Проекты имеющие связь только лишь в наличии общего клиента, технологии или ресурса следует расценивать как портфель проектов .
Четвёртый образовательный эфир «Отличие андрагогической и педагогической модели проектирования»
В управлении программами необходимо уделять главное внимание зависимостям между проектами и формированию оптимального подхода к управлению. Для этого используют следующие подходы:
- снимаются ограничения по ресурсам и/или руководитель программы стремится разрешить конфликты, которые затрагивают некоторые проекты в рамках системы
- проводится согласование организационного/стратегического направления ориентированное на цели и задачи проекта и программы
- в рамках общей структуры управления руководителем программы производится решение вопросов и проводится управление изменениями
Управление программами в классическом понимании пришло из сферы управления большими программами оборонного комплекса США (область аэрокосмических разработок — NASA — American National Aeronautics and Space Administration). Для управления программой назначают опытного руководителя, параллельно этому назначению, производятся назначения руководителей для каждого проекта входящего в эту программу. Объединение взаимосвязанных проектов в программы в итоге является полезным т.к. появляется возможность управлять всеми ресурсами проектов программы, консолидировать данные со всех проектов, вырабатывать общие подходы, перераспределять финансирование между проектами и т.д.
Сходства и различия программ и проектов
В некоторых случаях программы не имеют своего жизненного цикла, т.к. состоят из нескольких проектов, каждый из которых имеет свой жизненный цикл. Программы отличаются от проектов большей продолжительностью и могут иметь неограниченную длительность, т.к. некоторые проекты программы завершаются, а некоторые добавляются. Что касается руководителя программы, то это должность долгосрочная в отличие от руководителя проекта. Проекты внутри программ и операции внутри проектов в некоторых случаях связанны между собой тремя способами:
- Через результат операции. Конечный результат конкретной операции является входом для другой операции в этом или смежном проекте.
- Через общую единицу ресурсов. Назначенный ресурс на определенную работу не сможет преступить к следующей работе этого проекта или смежного проекта, пока не закончит текущую работу.
- Через норму расходов общих ресурсов. Проекты становятся зависимыми друг от друга, когда расход некоторых ресурсов превышает возможности общего пула т.к. общие ресурсы в конечном итоге ограничены.
Случалось ли вам путать термин этап с термином процесс ? А термин портфель с термином конечный результат ? Возможно, нет, но терминология в области управления проектами может вызвать затруднения. Эта статья поможет найти ответы на интересующие вопросы.
В этой статье
Знакомство с основами: этапы, процессы, портфели и продукты
Проекта — просто набор действий, которые встречаются согласно расписание и создают какой-либо выходных данных. Некоторые проекты автономный, отношением «Нет» другие рабочие переход в организации. С другой стороны некоторые проекты являются частью большего мероприятиях, например этапы, процессы, программ и портфолио.
Этапы
Проекты могут планироваться на основе этапов , что позволяет совместно управлять несколькими проектами, относящимися к одной цели. Предположим, что благотворительная организация должна каждый год проводить сбор средств. Чтобы управлять всеми проектами, связанными с этой задачей, благотворительная организация подразделяет проекты на три этапа: планирование, мероприятие и дальнейшие действия. Каждый этап содержит несколько проектов.
Результат этапа
Выбор докладчиков и получение от них согласия
Источник: 101roll.ru
Проектное обучение: что это и как работает
«Свободу-свободу, мне дайте свободу — я птицею ввысь улечу!» — пела Забава в «Летучем корабле». Свобода нужна многим. Например, школьникам и студентам, которые не хотят зубрить материал. Рассказываем о проектном обучении и его отличительных особенностях.
- Проектное обучение: что это
- Основные принципы
- Цели методики
- Классификация технологий обучения
- Этапы реализации проекта
Проектное обучение: что это
Технология проектного обучения (PBL) — это образовательная методика, в которой центр — учащийся, а цель — сделать его самостоятельным, креативным и инициативным. Студент или школьник развивает в себе эти качества через собственные действия во время изучения интересных и значимых тем.
Проектный практикум — это не про зазубривание параграфов учебника и бездумное чтение произведений классиков русской литературы. Это обучение через интерактивы: разработку программы и ее презентации в игровой форме.
В проектном обучении парадигма сдвигается:
- от пассивного изучения к практике;
- от готовых знаний к разработке новых решений;
- от передачи информации к трансляции опыта.
Проект в данной методике — человек. Процесс начинается с выявления у него проблем в реальной жизни, а завершается их решением.
Проектное обучение в педагогике — это способ:
- вовлечь ребенка в ситуации, которые ему близки и понятны;
- дать ему возможность прожить их на своем опыте;
- найти варианты решения поставленных задач;
- освоить умения и способы коммуникации.
Вся суть PBL заключается в тезисе «Все, что я познаю, — я знаю, для чего это мне надо, а также где и как я могу эти знания применить».
Основные принципы
Процесс работы может варьироваться от ученика к ученику. PBL — гибкая и разнообразная система, которая позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку или подростку.
Проектные методы обучения основаны на следующих принципах:
- Интегративность. Формирование целостной картины мира.
- Диалогичность. Обеспечивает усвоение информации через диалог, который организовал педагог. Как правило, общение происходит с собственным «Я» и другими участниками, чтобы раскрыть особенности личности.
- Контекстность. Трансформация знаний в практику. Идея подхода в том, чтобы ученики не получали готовую информацию, а открывали ее сами с помощью исследования.
- Проблемность. Учитель создает проблемную ситуацию, а студент сам ее решает.
Дополнительное образование: цены, опыт, форматы
Цели методики
Суть технологии в педагогике — научить ребенка поиску решений без помощи взрослых. Преподавать только предоставляет направление и мотивацию, изредка давая подсказку, где найти необходимую информацию.
Какие еще цели преследует PBL:
- создание мотивации к получению знаний;
- привлечение каждого ученика к самостоятельности;
- улучшение организаторского таланта, когнитивных и умственных способностей;
- повышение самооценки;
- развитие творческого, критического и дивергентного мышления;
- обучение использованию полученных знаний для решения проблем на практике.
Эффективность метода в том, что ребенку приходится вести самостоятельную деятельность. Он ищет информацию во всевозможных источниках — от школьной библиотеки до интернета.
Дети учатся управлять временем (привет, тайм-менеджмент) и взаимодействовать с данными, которые они получили. Они сами организуют групповую работу, совершенствуют навыки принятия индивидуальных и коллективных решений.
Чтобы создать проект, ученик должен иметь представление о его этапах и конечном результате.
В современном мире множество образовательных онлайн-платформ. Обучиться той или иной профессии можно не выходя из дома: купили курс, ознакомились с ним и дистанционно сдали выпускную работу. Оплатить обучение можно в рассрочку с картой «Халва» — универсальным финансовым инструментом.
Лучшее вложение — в себя. Востребованные профессии и навыки дадут возможность заработать в любое время и в любом месте. Не нужно больше откладывать новую жизнь на завтра. В рассрочку до 10 месяцев оплачивайте Халвой курсы иностранных языков, обучение топовым IT-специальностям, развитие творческих способностей и новых навыков. Выберите подходящую школу из сотен партнеров карты.
Начинайте менять жизнь к лучшему уже сегодня!
Классификация технологий обучения
Каждый проект — это уникальная и оригинальная программа, которая направлена на разрешение сложных ситуаций. Работа над ним ограничена по времени и подразумевает выполнение действий, которые связаны между собой.
В основе современных лежит проектная деятельность. Она также выступает в роли одного из приемов .
Все проекты можно разделить по пяти основаниям.
Классификация
Виды
- Монопредметные. Преподаватель выстроил программу на базе одной учебной дисциплины
- Межпредметные. В учебном процессе задействовали знания нескольких предметов
- Непредметные. В основе работы — информация, которая не входит в образовательную программу
По главному методу действия
- В игровом формате. Учитель устраивает ролевую игру, которая основана на событии из истории или литературном произведении. Можно сымитировать морское путешествие или раскопки. Обычно нет четкого финала
- Исследование или творчество. Есть четкая цель и понятные этапы. Такой формат обучения схож с научным исследованием. Например, соцопрос на тему, которая вызывает интерес у участников
- Информационные проекты. Их цель — получить практический результат. Они затрагивают вопросы, интересные ученикам. Например, театральная постановка, субботник, разработка справочника
По характеру согласования
- Явное координирование. Педагог активно включен в действие
- Скрытое координирование. Руководитель проекта подсказывает и направляет учеников
- Текущие проекты. Их реализация проходит в учебное время
- Итоговые — проверка усвоенного материала
По сроку реализации
- Мини-проект. Как правило, на них уходит 2–3 урока
- Средняя длительность. Продолжительность от нескольких уроков до двух недель
- Долговременный — от двух недель до нескольких месяцев. Обычно дети участвуют в таких проектах в свободное время
По количеству обучающихся
- Частный проект. В нем принимает участие один человек
- Групповой — несколько школьников или студентов
- Коллективный — участвуют несколько классов или вся школа
Этапы реализации проекта
Образовательный процесс в PBL разделен на несколько этапов. В каждом из них преподаватель и учащийся играют свои роли. Классическая модель содержит пять ступеней.
- Подготовка. Учитель подбирает несколько тем и обсуждает их с классом. Если это групповая работа, то все вместе выбирают одну из предложенных. У ребят тоже есть возможность порекомендовать что-то интересное.
После обсуждения педагог делит основную тему на подтемы. На этом этапе в работу снова включаются дети и выбирают наиболее заинтересовавшую их задачу.
Далее преподаватель делит учеников на подгруппы, либо они самостоятельно набирают команду. Учитель находит нужные материалы, задает вопросы. Дети по желанию принимают участие в работе. После беседы они коллективно решают, как оформят результаты проекта.
- Мозговой штурм. Самый продолжительный по времени этап. Ребята активно трудятся, а наставник направляет, консультирует и мотивирует.
- Подведение итогов и их оформление. Все результаты команда формирует отдельным списком и оформляет в соответствии с принятым ранее решением. Например, в виде фильма, альбома, доклада и т. д.
- Презентация. Коллектив рассказывает ученикам других классов или школ, учителям, родителям о проделанной работе: какие были трудности, как они с ними справились, что для этого использовали. Уместен игровой формат. Например, в виде сценки, кукольного представления.
- Анализ или рефлексия. Дети вместе с преподавателем подводят итоги, рассказывают о своих впечатлениях и ставят оценки. Обычно количество критериев не превышает 10 пунктов.
По завершении проекта учитель смотрит, насколько хорошо класс выполнил работу, смогли ли ребята полностью раскрыть тему, что тормозило процесс. К важным моментам можно отнести влияние на развитие личности, умение отвечать на вопросы и доступность изложения.
Не экономьте на своем саморазвитии. Решили получить второе высшее, но на пути встали финансовые трудности? Не повод отчаиваться. Образовательный кредит от Совкомбанка решит любые проблемы.
Обучение — одна из самых выгодных инвестиций в себя и свои знания. Если не хотите откладывать обучение, воспользуйтесь образовательным кредитом от Совкомбанка. Выгодные условия займа до 5 млн рублей помогут подобрать тариф для максимально комфортной учебы без большой нагрузки на семейный бюджет.
Проблемы проектного метода обучения
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок выпорхнул из школы и вуза с багажом знаний за спиной. Он хочет видеть свое чадо успешным и влиятельным человеком, который нашел свое пристанище в профессиональной сфере.
Образовательный процесс не всегда удовлетворяет потребности как родителей, так и детей. Вспомнить хотя бы уроки литературы в школе: учитель задает классу прочитать «Войну и мир». Цель — понять, что Лев Толстой вкладывает в понятия «война» и «мир», какие нормы отрицает, а какие принимает.
Что преподаватель получает в итоге — нежелание детей читать произведение со множеством героев на 1300 страниц, потому что это скучно.
Технология проектного обучения как раз направлена на вовлечение детей и подростков в образовательный процесс. В ход идут игры, постановки, танцы, презентации и т. п.
Когда ребенку интересно участие, он лучше воспринимает информацию. Она откладывается у него в голове за счет приятных ассоциаций и ярких воспоминаний.
Но и у этого, казалось бы, идеального метода есть свои недостатки:
- Нехватка мотивации. Не все педагоги корпят над работой и придумывают новые способы стимулирования учебной деятельности. Как правило, ученикам просто дежурно ставят оценку.
- Длительная реализация. От первого этапа исполнения проекта до последнего может пройти не один месяц.
- Формирование команд из учеников одной сферы. Чтобы работа была увлекательной, необходимо создавать многопрофильные группы. Например, объединить студентов юридического факультета с журналистами.
- Отсутствие обмена опытом. Проект завершается в рамках одного класса, школы, группы или факультета. Дальнейшее развитие замедляется.
Чем PBL отличается от обычных проектов
Все программы обучения в какой-то мере схожи. Преподаватель выдает задание, советует учебник и ждет выполнения работы от учеников. Они, в свою очередь, ходят на уроки или лекции, получают информацию, которую не всегда можно применить на практике, читают материалы, написанные канцелярским языком.
Главное отличие проектного обучения от классического — в самостоятельной работе и свободе выбора. Но есть и другие.
Проектное обучение
Традиционное
Есть связь с реальным миром. Все знания можно использовать в жизни
Информация остается в тетрадке и классе. Ее практически нельзя применить на практике
Результаты проекта не сконцентрированы в одном месте. Презентация выходит за рамки класса, школы, аудитории
Проект показывают на уроке или семинаре, а потом забывают про него
Обучение направлено на развитие активной, творческой личности
Главная цель — усвоить материал
Ключевой мотив — самосовершенствование, уверенность в себе, радость от творчества
Способы мотивации — оценка, наказание, соревнование, приказ
Обучение происходит посредством активизации творческого мышления
Методы работы — заучивание и повторение
Учитель выступает в роли советчика, консультанта, старшего друга
Преподаватель — всезнающий и всевластный начальник
По итогу обучения ребенок становится творческой личностью, которая сама принимает решения
Знания ученика соответствуют требованиям стандарта
Возможность выбирать проекты, предметы и способы получения знаний — перспективное направление современных образовательных программ. Проектное обучение — движение в правильном направлении.
Источник: sovcombank.ru