Чем отличается программа от плана по самообразованию

Методические рекомендации включают в себя основные понятия по Самообразовательной теме педагога, раскрывают структуру, этапы разработки и примерный план реализации.

11 апреля 2021 Марина Сергеевна Хозяшева
239 37 0 0

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА.РУ» Г.ПЕРМИ

Методические рекомендации по разработке и реализации процесса самообразования

ЛИЧНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГА

Заместитель заведующего МАДОУ

«Детский сад «Сказка.ру» г.Перми:

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.) и о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий преподавателя, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности преподавателя, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Простой способ планирования

Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.

Самообразование– это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование рассматривалось учёными-педагогами Е.Н.Волковым, С.Т.Шацким, М.М.Рубинштейном, В.А.Сластёниным, Г.М.Коджаспировой, Т.П.Колодяжной, К.Ю. Белой и другими.

Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО

Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

 анализ возрастных особенностей группы;

 внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;

 организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества в соответствии с выбранной темой.

Формы самообразования педагога детского сада

 работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;

 проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников;

 освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;

Как я учусь онлайн. Полная инструкция для самообразования

 создание методического кейса по выбранной теме.

Отражение индивидуальности программы развития — тема самообразования в контексте бренда ДОУ

Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема самообразования — личный проект педагога в МАДОУ “Детский сад “Сказка.ру” г.Перми выбирается, разрабатывается и внедряется с учетом отражения основных и приоритетных направлений Программы Развития ДОУ. А именно, включает в себя использование сказочных технологий при реализации темы самообразования со всеми субъектами образовательного процесса.

Сказочные технологии отражаются в самой программе самообразования и плане. По результатам реализации личного проекта у педагога формируется банк авторских разработок: картотеки, дидактические игры, конспекты и т.п.

Включение сказочных технологий в тему самообразования носит индивидуальный характер: педагог может взять как одно, так и несколько направлений.

Название темы самообразования — личный проект педагога ОБЯЗАТЕЛЬНО включает в себя контекст бренда ДОУ.

Например: “Развитие мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности с использованием дидактических и моторных сказок”, “Развитие двигательной активности детей с использованием двигательных сказок и нетрадиционного физкультурного оборудования”, “Математические сказки в развитии познавательной активности детей” и т.п.

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определенной документации. Педагог заводит методическую папку , куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Обязательно разрабатывается программу (на весь период реализации) и план работы по самообразованию на год : это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

 с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);

 с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);

 с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);

 о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Необходимо отметить, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Программа и план личного проекта педагога.

Что такое программа личного проекта (темы самообразования) и чем она отличается от плана работы по реализации проекта (темы самообразования)

Программа– последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач. 1

Программарассчитана на длительный период (от года до 3х, 5ти лет), это более сложный по структуре и содержанию документ, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу всего намеченного на перспективу.

План – ряд действий, объединенных единой целью и предназначенных к выполнению до определенной даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве. 2

План составляется, как правило, на учебный год. Это конкретные шаги к достижению результата и реализации одного из этапов программы.

План является частью Программы по достижению результатов самообразования.

Структура программы ЛИЧНОГО ПРОЕКТА ПЕДАГОГА

Титульный лист. Титульный лист оформляется согласно общеизвестным канонам. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это Личный проект педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему (Тема формулируется исходя из рекомендаций с учетом отражения сказочных технологий), срок работы и возрастную группу детей;

Пояснительная записка (актуальность) Обосновывается краткая суть темы самообразования, почему именно эту тему выбрал педагог, почему включает те или иные формы и методы реализации темы самообразования, в чем имеет практический опыт, в чем требуется повысить компетентность, почему так важно брать именно эту тему самообразования в данный период и что в итоге это даст педагогу.

Срок реализации программы (год, два, три учебных года), рекомендуем брать один учебный год, по результатам которого простроить самообразование на следующий период.

Цель программы, исходит напрямую от темы. Это конечный результат, к которому вы стремитесь.Цель отвечает на вопрос «ЧТО нужно сделать?», задачи подсказывают, КАК добиться нужного результата. Для достижения необходимого результата можно использовать разные методы. Самый универсальный — технология SMART.

Задачи: конкретные шаги по достижению планируемого результата.

Задачи такие, например: повысить уровень компетенции в вопросе …., путем изучения соответствующей литературы, внедрения практик…, использования технологий…, форм и т.п., посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику этапов самообразования. С количеством формулируемых задач сообразуется количество этапов, использование методов и форм.

Ожидаемые (предполагаемые) результаты. Результат предполагает как повышение квалификации в конкретном направлении, изучение методической, научной литературы, презентацию опыта, так и практические наработки: например, создание картотек, кейса дидактических, интерактивных игр и т.п.

Результат прописывается в рамках того, какова практическая значимость для педагога и отдельно для воспитанников.

В программе/плане обязательно указывается диагностический материал, с помощью которого педагог будет проводить оценку результата (динамика, анализ)

Составляем таблицу

“Основные этапы реализации Личного проекта”

Форма представления результата

Диагностический

1Анализ педагогической

деятельности и затруднений.

2 Знакомство с

методическими

рекомендациями по

организации самообразования.

3 Определение темы,

постановка проблемы сбор библиографии по данной теме.

4 Постановка целей и задач.

5 Прогнозирование

результатов.

Разработан… Проработан… Изучен.

План работы над

самообразования. Оформление программы Личного проекта педагога

1 Изучение нормативно-

правовой документации,

психолого-педагогической,

научной и методической

2 Подбор теоретического

материала, практических

методов; формирование

научной основы будущей

3 Знакомство с передовым

педагогическим опытом,

наработанным коллегами.

Получен опыт. Изучен опыт.. проработан .

Сформирован методический комплекс и т.п.

1 Формирование

картотеки по

3 Презентация, выступление

Практический/внедренческий

1 Внедрение

передового педагогического

опыта и системы мер,

направленных на решение

2 Адаптация теоретического

материала к конкретной

ситуации (учебной группе,

3 Апробирование на практике

выбранных методов работы,

отслеживание процесса,

текущих и промежуточных

результатов.

4 Формирование

методического комплекса.

Читайте также:
Программа своя технология как пользоваться

5 Корректировка работы.

6 Создание собственных

наработок в русле выбранной

темы с опорой на

теоретический материал.

7 Апробация, коррекция,

отслеживание

результативности,

рекомендации.

выписки, доклад,

выступление.

Конспекты, картотеки, практический опыт, презентация, методические кейсы, публикации

выступление,

мероприятия и

1 Мониторинг,

анкетирование.

2 Систематизация

материала по теме,

обобщение, оформление

результатов в виде

творческой работы

3 Представление

4. Оформление результатов

рекомендации для

коллег. Выбор

представления

результатов

опыта в виде

работы, мастер-

класс, участие в

занятие и пр.)

План по самообразованию

Период работы

Деятельность по реализации темы

Прогнозируемый

август-сентябрь 2020г

Изучение психолого-педагогической,

научно-методической литературы,

изучение передового педагогического

опыта работы

Составление

информационных ресурсов

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

2. План по самообразованию , который включен в программу .

По результатам реализации Личного проекта педагога (темы самообразования) педагог ведет системно таблицы (приложения к программе Личного проекта/темы самообразования).

3. Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

Издательство//ссылка на интернет ресурс

4. Участие в методической деятельности, распространение опыта по теме.

Дата выступления, посещения мероприятия

Вид, Форма, суть мероприятия, название темы выступления

Роль участия (слушатель, участник, организатор, куратор)

* К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, семинары, педагогический совет, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.

5. Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

6. Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности и р езультаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

7. Аналитические материалы.

Предоставляются аналитические материалы ежеквартально (как промежуточный результат с корректировкой плана работы, рекомендациями) и в конце учебного года, как итоговый к педагогическому совету, как результат реализации Личного проекта педагога/темы самообразования.

Источник: www.art-talant.org

Самообразование педагога в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

П. 22. ФГОС ( Раздел IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования) гласит: «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают:
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В системе образования должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации основной образовательной программы основного общего образования…»

Одним из путей непрерывного профессионального развития педагога является самообразование.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова.

Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин трактуется более широко, не только как приобретение новых знаний путем самостоятельной работы, но и как самовоспитание, саморазвитие, самосозидание, самооценка, самостроительство собственной личности. Чтобы понять насколько весом феномен самообразования достаточно представить чаши весов. На одну можно положить всевозможные формы методической работы, а на другую — только самообразовательную деятельность учителя. Чаши уравновесятся, а у многих самообразование перевесит.

Сама по себе, даже хорошо организованная методическая работа, без самообразования никогда не может достичь оптимального эффекта. Ключ к ответу прост. Самообразование это – один из добровольных путей повышения профессионального мастерства педагога.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования: — «выживание» (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

— «адаптация» (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием учителя к своей профессиональной деятельности);

— «зрелость» (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).

Формы самообразования различны:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

— эпизодичность прохождения курсов;

— время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

— качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

— возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к.

структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

— система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые специалисты.

— нехватка у педагогов свободного времени;

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

— Главные достоинства такой формы самообразования:

— возможность пройти их в удобное для педагогов время;

— возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для

конкретного педагога вопросам.

— дистанционные курсы проводятся на платной основе;

— документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

— научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

— посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

— участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

— посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

— теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков,

внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

— использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

— самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

— освоение информационных концепций, знаний и навыков;

— наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

— обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

— методическая помощь является персональной и адресной;

— попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Главным в самообразовании является наличие мотива, равноценного наличию личностного смысла в этой деятельности. Мотив – это то, что является побудительной причиной самостоятельной работы учителя над собой, он (мотив) всегда связан с удовлетворением потребностей педагога в профессиональном личностном росте.

Тот факт, что педагог ДОБРОВОЛЬНО участвует в методических мероприятиях, делает их (мероприятия) частью самообразования учителя (недобровольность исключает эти мероприятия из числа факторов профессионального роста педагога ввиду их бесполезности).

Мотив, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – это главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования.

Что же может служить источником самообразования? Полного перечня нет. Источником самообразования, в широком смысле этого слова, является ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ.

-его детство, юность, его жизненный опыт,

— прочитанные книги, телевидение,

— общение с разными людьми, театр, спорт,

— все способы самопознания (созерцание, медитация, молитва),

— пережитое (счастье, горе, удачи, неприятности),

— выбор (профессии, друга, спутника жизни, ценностей, идеалов, решения, поступки, позиции),

— анализ своей профессиональной деятельности, способов разрешения конфликтных ситуаций,

— размышления о каждом удавшемся и неудавшемся уроке,

Каждый учитель сам выбирает, какие из источников для него приоритетны, какие дополнительные, какие второстепенные. Выбирает из того, что он больше любит, какие у него (учителя) возможности, какие мотивы и цели.

Итак, учитель – субъект своего развития и постоянного профессионального самодостраивания.

Всех педагогов по тому, как они реализуют самообразование, как используют источники, можно (условно) дифференцировать.

Одни – назовём их «люди, укорененные в культуре», никак не планируют свое саморазвитие и специально о нем не думают вообще, специально его не организовывают, НО… заняты самообразованием постоянно. Для них «думанье» (размышление, анализ, рефлексия, медитация) – естесвенный процесс, они жить без этого не могут. Образ их жизни – постоянное саморазвитие.

Таким образом, для одних педагогов, самообразование – процесс самопроизвольный, неуправляемый, возникающий силой внутренних причин, без внешнего воздействия, поэтому абсолютно естественный и не планируемый.

Читайте также:
Прекращена работа программы диспетчер realtek hd что делать

Другие – назовем их «рационалистами — алгоритмистами», тоже понимают самообразование как профессиональную необходимость. Но им необходимо предварительно продумывать, и, возможно, письменно планировать всю эту работу, в чем ничего плохого нет. Просто это другой психотип педагогов.

Для других педагогов, самообразование является самопроектируемым процессом. Как нельзя откуда-то списать проект собственной жизни, так нельзя списать проект профессионального саморазвития, самообразования. Эти учителя не любят спонтанность, им импонирует четкость, проективность работы над собой, письменная фиксация ДЛЯ СЕБЯ своих намерений.

Есть те, кто совмещает в себе черты и одной группы, и другой.

Есть и те, кому ничего не нужно…

Самообразовательная деятельность для учителя незаменима, причем главная в ней часть САМО.

Можно спроектировать работу над собой по следующим направлениям:

— расширение культурного кругозора;

— подготовка в сфере ИКТ

Можно спроектировать план самообразования на основе своих ответов на вопросы диагностической анкеты «Требования к современному уроку»

Можно взять перечень компетенций из любого источника, оценить степень владения ими и на этой основе сделать план своего профессионального роста.

Общим для таких планов является то, что они составляются на учебный год и являются выстроенным перечнем задач для себя и действий по их реализации.

Есть учителя, для которых простого плана самообразование, как плана мероприятий на год недостаточно, они способны выстраивать стратегию своей жизнедеятельности в той части, которая зависит от них самих. Эти учителя умеют рассчитывать: через сколько лет они смогут достичь высшей аттестационной категории, когда они могут создать свой целостный опыт, обобщить. издать. защитить… чтобы все успеть, они сначала в мыслях, а потом и письменно, моделируют уже не план, а программу своего развития.

Чем же программа отличается от плана по самообразованию?

Назовем главные отличия.

Во-первых, время их действия. План составляется, как правило, на учебный год, а программа – на длительный период (пять – десять лет). Она не всегда получается четкой сразу, но вехи, рубежные моменты, важные этапы в ней формируются.

Во-вторых, программа – более сложный по структуре и содержанию документ, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу всего намеченного на перспективу. Чаще всего педагоги выбирают какую-то модель требований, предъявляемых к личности учителя. («Я — идеальное») далее оценивают себя, формулируют проблемы саморазвития, задачи, определяют этапы и только потом пишут план мероприятий по реализации очередного этапа программы профессионально-личностного самообразования на предстоящий год.

Можно ли управлять самообразованием учителя, иначе говоря, стимулировать его, или его активность? Да:

— это личный пример руководителя,

— это прием, который можно назвать «эффект заражения» (когда в школе разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором участвует большинство педагогов и детей, в этом случае даже противникам самообразования некуда деваться),

— другой прием — действенная личностная проблематизация (учителю подбрасывается идея, которая побуждает заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста, так как, новое знание привлекает, соблазняет и увлекает любого человека),

— еще прием: приглашение в школу для выступления ярких людей (они выступают в роли внешнего побудителя к саморазвитию),

— часто используемый прием: посещение и последующий анализ урока учителя,

— просвещение, разъяснение, логические, рациональные аргументы в пользу заняться самообразованием.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

В заключении отмечу, что получение вузовского диплома – лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным – значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного школьника, но и педагогическое сообщество.

  1. Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival.1september.ru/articles/..

2. Ценарева, Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5.

3.Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на

муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.

4. Норенко, Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение

внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко //Школьное

5. Трунцева, Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3.

6. Ермоленко, Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7.

11. Ясвин, В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№2

Источник: nsportal.ru

План по самообразованию: как составить начинающему воспитателю?

Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.

То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.

алгоритм

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!

Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…

самообразование

Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…

Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.

Интернет-магазин «УчМаг» – скорая методическая помощь

Детский сад – это платформа для подготовки детей к сложной жизни в школьный период, когда формируется жизненная позиция и личность гражданина. Хочу заметить, что, несмотря на мой иногда шутливый тот и не совсем научный язык изложения в статьях, я как педагог вполне осознаю ту ответственность, которая лежит на мне. Что я дам сегодня каждому воспитаннику, с тем он пойдет в первый класс.

Благодарить будут меня учителя начальной школы или ругать, зависит от моей компетентности и заинтересованности в эффективности приложенных усилий. Поэтому прошу молодых коллег не рассматривать планирование работы, в том числе самообразование как никому ненужную трату времени, отписки для начальства. Мы работаем не от себя, не как частная лавочка, а как представители государственной системы образования.

Пусть она далеко не совершенна, но другой нет. В связи с вышесказанным, предлагаю серьезно относиться к разработке индивидуального плана работы и постараться, чтобы он отражал наше стремление дать детям солидный багаж для сложного путешествия из детства в отрочество. Эх, как я закрутила?

Итак, не буду голословной моралисткой, а помогу молодым коллегам практическим советом: купите в «УчМаге» пособие «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е. и др.). К ней прилагается ежедневное планирование. Есть отдельно рабочая программа средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет) и подготовительная группа (6-7 лет).

Читайте также:
Как удаленно запустить программу

работа

ФГОС весьма строг по вопросам планирования деятельности, но именно эта программа полностью одобрена и рекомендована всеми, кому не лень в нашей системе образования. Кстати, здесь есть и готовый примерный план самообразования.

Также рекомендую вам принять участие в офлайн-вебинаре «Планирование методической работы по программе «Радуга», что тоже весьма благоприятно скажется на вашем кругозоре как педагога.

Как составить план самообразования

Выясните, почему хотите изучить именно этот навык

Это подготовительный шаг, к которому стоит отнестись очень серьезно. Мы часто делаем необдуманные поступки, которые стоят много: как времени, так и денег. В плане обучения все еще критичней: вы можете потерять впустую несколько месяцев, а то и лет.

Это особенно актуально в том случае, если вы хотите изучать программирование. Для того чтобы начать зарабатывать в этой сфере, говорят, нужно обучаться от шести месяцев до полутора лет. Поэтому если вы не чувствуете достаточной мотивации и не переполняетесь энтузиазмом, то, возможно, это не ваше.

Все дело в том, чтобы быть внутренне мотивированным. Вот некоторые вопросы, которые стоит себе задать:

  • Вы хотите найти работу, которая будет более значимой и важной, чем нынешняя?
  • Вы хотите найти более высокооплачиваемую работу?
  • Вы хотите изменить мир?

Даже если ответы будут немного пафосными, важно, чтобы вы понимали, что они честные и откровенные.

Подготовительный этап завершен. На втором этапе вам потребуется лист бумаги А4 или электронный файл. Это обязательное условие. Вам нужно создать пошаговую инструкцию для себя, чтобы она постоянно маячила перед глазами и не позволяла отвлечься на что-либо несущественное.

Составьте список целей

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вы должны придумать как можно больше целей, чтобы иметь возможность позже их сравнить и выбрать наиболее важную (важные). Так что не ограничивайтесь чем-то вроде «Я хочу научиться создавать сайт на WordPress» или «Хочу научиться вязать свитер».

Итак, список целей готов. Как выбрать самые важные? В первую очередь нужно выяснить, есть ли среди них комбинированные.

Комбинированная цель – это такая цель, которая открывает перед вами большее количество возможностей:

  • Изучение нового языка может помочь вам переехать в другую страну или получить более высокооплачиваемую работу.
  • Изучение языка Java увеличит ваш доход в несколько раз.

Если же вы научитесь вязать свитер, то, скорее всего, это будет самоцель.

Поэтому в идеале вы должны выбирать те цели, которые значительно продвинут вас вперед. Это также положительно влияет на мотивацию.

Выберите от одной до трех целей. Их не должно быть слишком много. При этом они могут быть достаточно амбициозными, но не запредельными.

План самообразования

Составьте список ресурсов

Вы можете либо найти все необходимое в интернете. Вот ресурсы, на которые вам стоит обратить внимание:

  • МООК-курсы;
  • книги;
  • журналы;
  • блоги;
  • образовательные видео;
  • посещение конференций и лекций;
  • стажировка;
  • волонтерская работа;
  • путешествия;
  • нахождение наставника.

При этом вы должны понимать, что на все времени не хватит. Важно выбрать 3-5 основных ресурсов и сделать на них упор. Остальным стоит заниматься лишь в том случае, если вы целенаправленно выделите время на то, чтобы попробовать что-нибудь новое.

Установите ключевые моменты в обучении

Это те моменты, по которым вы можете отслеживать прогресс. Обучение – процесс долгий, а порой и скучный, но главная сложность заключается в том, что вы не сразу будете получать результаты.

К тому же амбициозная цель может легко подавить вашу психику, особенно в моменты, когда мотивация будет стремиться к нулю. Поэтому установите ключевые моменты:

  • определенное количество написанных страниц;
  • создание сайта;
  • уровень Intermediate в английском языке;
  • создание приложения для телефона.

Установите расписание и распорядок дня

Обучение – это не то, что можно впихнуть в свою жизнь и надеяться, что такой способ сработает. Это основа, Солнце, вокруг которого должны крутиться все планеты. Не забывайте, что вы учитесь, чтобы сделать свою жизнь значительно лучше, а значит, именно это становится главным приоритетом.

Создайте временные рамки для каждой цели. Что вы собираетесь делать сегодня, завтра, на следующей неделе, через полгода, чтобы достичь своей цели? Убедитесь, что овладели навыками тайм-менеджмента и научились правильно распоряжаться своим временем.

Создайте распорядок дня. Вы должны изменить свою жизнь, потому что прежней уже не будет – наивно надеяться на это. Многое изменится, потому что вы будете выделять большое количество времени на обучение.

Итак, повторим: вы должны изменить распорядок дня, забронировать время на обучение своему навыку. А также установить крайний срок для того, чтобы держать себя в тонусе.

Отслеживайте прогресс

Отслеживание прогресса – это тот самый процесс, который положительно влияет на уровень мотивации. Как уже было сказано, в процессе обучения вы далеко не сразу начнете получать практические результаты, а значит, можете в любой момент опустить руки. Но не в том случае, если отслеживаете свои успехи.

Под отслеживанием стоит понимать в первую очередь ведение дневника. Вы записываете в него все, что и как изучали, а также, сколько времени на это ушло. Документируйте любые мелочи. Спустя несколько недель можно будет делать определенные выводы на основе этой информации. Вы научитесь выявлять тенденции, понимать свои сильные и слабые стороны, плохие и хорошие привычки.

И наконец, станете делать правильные выводы, корректируя как свое поведение, так и план самообразования.

Англоязычный интернет предлагает большое разнообразие приложений, которые можно использовать для отслеживания прогресса в обучении, чтобы корректировать свой план в том случае, если в нем имеются неточности и пробелы.

  • Degreed. Учащиеся используют Degreed для количественной оценки, отслеживания и организации обучения из любого источника: как формального, так и неформального.
  • Diigo. Упрощает работу вашей информационной системы и улучшает производительность. Также добавляет цифровые отметки и заметки в PDF-файлы, сохраняет ссылки, изображения и страницы, а также поощряет сотрудничать и делиться информацией с другими учениками.
  • TopTracker. Это приложение можно использовать для отслеживания времени, которое вы проводите в Photoshop или других цифровых инструментах (а значит, подойдет для веб-дизайнеров и программистов).

Говорят, однажды писатель Айзек Азимов сказал: «Самообразование – это единственное образование, которое у вас есть». Тяжело с этим спорить, ведь именно вам лучше знать, что вы хотите изучать. Главное – создать эффективный план и неукоснительно ему следовать.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Лучшее за год. Часть третья
  • Должен ли у вас быть план Б?
  • Модель бизнес-мотивации
  • Планирование личных финансов: 11 советов
  • Планирование на случай непредвиденных обстоятельств
  • Правила и секреты самообразования
  • Как конвертировать свои способности в деньги
  • Руководство по созданию личного плана развития
  • Секреты самообразования
  • Четыре шага для создания персонального плана развития

Составляем план по самообразованию: пошаговая инструкция

Как правильно составить план работы по самосовершенствованию:

  • Титульный лист оформляем согласно общеизвестным канонам, его можно просто скачать в Интернете. Но обязательно указываем название дошкольного учреждения, пишем, что это план по самообразованию педагога такого-то (ФИО, стаж, категория), прописываем тему, срок работы (с сентября 2021 по май 2017) и возрастную группу детей;
  • Следующие страницы: тема, цель, задачи. Тему знаем, цель исходит напрямую из темы. Задачи такие: повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Также к задачам относится разработка перспективного плана работы в соответствии с темой самообразования, подготовка диагностики в начале и конце года, создание учебной программы, организация кружка для детей и другая практическая деятельность, которую вы планируете провести. Это еще может быть оформление уголка, проведение консультаций, семинара, лекции.

  • Предполагаемые результаты по самообразованию. Их пишем, исходя из задач. Просто другими словами и добавляем про достижения детей.
  • Конкретные этапы работы по самообразованию. Здесь уместна таблица: разбиваем по месяцам учебного года, распределяем работу с детьми, родителями, коллегами, самостоятельная работа. Вписываем все, что будем проводить и делать по теме: изучение литературы, занятия, семинары, консультации, оформление стенда, выставки, папки-передвижки и т.п.
  • Выход темы: конечные результаты. Здесь можно указать открытое занятие, мастер-класс для коллег, консультация для родителей, оформление выставки или папки-передвижки, отчет на педсовете.

Как видите, ничего сложного. А еще проще – скачать специальную форму плана и по образцу составить свой план.

Пока я вас не утомила, буду заканчивать. На прощание попрошу сделать мне одолжение: поделитесь ссылочкой с товарищами и если еще не оформили подписку – милости прошу в нашу компанию!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Четыре типа планов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru