Одной из проблем, стоящих перед методистом является неумение молодых специалистов правильно определять цели и ставить задачи к мероприятиям и занятиям. На данном семинаре молодые специалисты имеют возможность не только получить теоретические знания о способах формулировки целей и задач, актуальности проблемы целеполагания, но также принять участие в работе по выявлению типичных ошибок при постановке целей и задач мероприятия.
Оценить 22428 0
Содержимое разработки
Татаринцева Елена Владимировна
МБУ ЦРДПиМ «Факел» г.Ноябрьск, ЯНАО
«Цели, задачи и результат мероприятия»
Цель: повышение компетентности начинающего педагога-организатора по формированию умений грамотно ставить цели и задачи мероприятия и занятия.
Задачи:
Выявить уровень сформированности умения ставить цели и определять задачи.
Провести теоретическую подготовку самообразовательной деятельности по постановке целей мероприятия, отбора содержания материала в соответствии с целями.
Show Программа на Мероприятии. 4 Совета как сделать лучше
Раскрыть связь конечного результата с поставленными целями и задачами.
Форма проведения: семинар.
Участники мероприятия: педагоги-организаторы, тренеры-преподаватели, специалисты по работе с молодёжью.
Материалы, необходимые для проведения упражнений: листы формата А4, ручки, раздаточный материал «Алгоритм постановки цели мероприятия (занятия)» (Приложение 1 ), «Требования к формулировке цели» (Приложение 2).
План проведения:
1.1.Формирование целей и задач мероприятия
1.4.Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания
Одной из проблем, стоящих перед методистом учреждения сферы молодёжной политики является неумение молодых специалистов, не имеющих специального образования, правильно определять цели и ставить задачи к мероприятиям и занятиям. Поэтому возникла необходимость проведения специального семинара, на котором были даны определение понятия «цели мероприятия», требования к постановке задач; представлены алгоритм и способы постановки целей. На данном семинаре молодые специалисты имеют возможность не только получить теоретические знания о способах формулировки целей и задач, актуальности проблемы целеполагания, но также принять участие в работе по выявлению типичных ошибок при постановке целей и задач мероприятия.
Вы не можете попасть в цель, которую не видите.
Но если вы видите ясную цель и продолжаете в нее стрелять,
то, в конце концов, в нее попадете.
Брайан Трейси
1.Теоретическая часть
1.1.Формирование целей и задач мероприятия
Принимая решение о проведении мероприятия, любой организатор должен задуматься о том, для чего он это делает, то есть определить цели и задачи. Это разные понятия, поэтому сначала нужно разобраться, чем они отличаются.
Цели – то, чего хочет достичь организатор в результате проведения мероприятия. Это глобальные достижения, ради которых проводятся мероприятия, стратегическое направление.
Платформа для регистрации участников на мероприятия Check-in — чем отличается от других платформ?
Задачи – конкретные, измеряемые достижения мероприятия. Они локальные, указывают тактическое направление для действий.
Формирование целей и задач мероприятия – ключевой момент для начала работы. Это совершенно обязательный этап. Во всей литературе, посвященной организации мероприятий, он проходит красной нитью. Пропустив его, можно потерять смысл и направление всей остальной работы.
Это не пустые слова. Организация мероприятий – в целом творческая работа и увлекательный процесс. Тут много деталей, возможностей для реализации идей и фантазий, и всегда хочется скорее заняться обсуждением и подготовкой чего-то конкретного. Поэтому риск упустить связь идей с целями и задачами проведения мероприятия очень велик.
Как-то известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». А много веков тому назад римский писатель и философ Сенека утверждал, что «для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе она сводится к утверждению: без цели – нет управления, без цели – нет результата. Почему?
Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Обратите внимание! Это самая распространенная ошибка! Весь процесс подготовки мероприятия должен постоянно сверяться на соответствие сформулированным целям и задачам. Мелкие огрехи при подготовке и реализации исправить просто. Куда хуже, если вы упустите главное – цель, зачем все это делается.
Цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения, она является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности, ясность цели помогает всегда найти в работе «главное звено» и сосредоточить на нем усилия.
Говоря о технологии целеполагания занятия или мероприятия, необходимо четко и конкретно представлять себе не только и не столько средства, но, прежде всего, четко сформулированные цели, и, соответственно, конкретные, зафиксированные результаты, которые легко поддаются анализу учителя.
Если специалист забудет поставить цель, то, естественно, он не будет искать средства их осуществления, а потому идея, которая могла быть заложена в цели, не появится в результатах. Требования специалистов к самим себе и к воспитанникам в постановке целей должны быть максимально четкими и ясными.
1. Поймите, зачем вы делаете мероприятие.
2. Поймите, зачем люди идут на мероприятие.
Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями воспитанников. Педагог-организатор должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен.
Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на мероприятии, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных технологий является, прежде всего, диагностика целей. т.е. каждый специалист, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена. Педагог-организатор должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.
Каждый этап мероприятия может иметь свою цель.
При постановке целей следует обращать внимание на следующее:
— воздействие на эмоции и чувства;
— применение знаний на практике;
— развитие способностей воспитанников;
— совокупность решений множества задач.
1.2. Виды целей
Цели мероприятия и занятия: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательные цели
Вы пишите, что воспитанники узнают на занятии или мероприятии (конкретно): факты, события, термины, даты.
На основе анализа фактов. подвести воспитанников к пониманию того, что.
Обеспечить освоение воспитанниками следующих фактов. понятий. идей. терминов.
Выявить и осмыслить причины. сущность. значение.
Воспитательные цели
Это — эмоции, чувства, убеждения, отношение. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»; «способствовать воспитанию».
Примеры формулировок воспитательных целей:
1. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта. отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму. наркомании, стремление к физическому здоровью;
2. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
3. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями.
Способствовать формированию чувств. или эмоций, показав …
Укрепить взгляд в том, что.
Воспитание бывает разным: нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое воспитание и т.д.
Развивающие цели
Делятся на две категории:
Развитие мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение).
Навыки-умения (речь, память, воображение, составление плана, хронология, конспект, работа с красками).
Примеры формулировки развивающих целей занятия:
1. Способствовать развитию логического мышления;
2. Развивать память:
3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
4. Развивать умение выделить главные свойства ..;
5. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
6. Развивать наблюдательность
7. Pa звивать внимание.
8.С целью развития умения. организовать систему познавательных заданий.
1.3. Результат
— выполнение поставленных задач
— использование знаний в новых ситуациях
— использование знаний в жизни
— качество знаний и умений
— саморазвитие, самообучение, самообразование.
3. Планируемый результат:
1.4.Ошибки, связанные с нарушением логики целеполагания
1. Воспитательные задачи не соответствуют целям. Например, задача развития познавательных интересов не соответствует цели формирования у воспитанников активной гражданской позиции, поскольку решение задачи напрямую не связано с достижением поставленной цели.
3. Форма воспитательного мероприятия не соответствует целям и задачам.
Пример. Цель – «воспитывать культуру общения, формировать навыки общения». Форма построена на монологическом информировании: сначала педагог-организатор рассказывает аудитории о культуре общения, затем рассказывают, что они узнали на мероприятии о культуре общения. Возможно, что при такой форме воспитанники много узнают о нормах культурного общения, но они не получат навыков, отвечающих этим нормам: избранная форма просто не позволяет достичь поставленной цели.
4. Цели и задачи не соответствуют возрасту воспитанников.
Пример. Для детей 10-11 лет цель «Помочь воспитанникам в выборе профессии» неактуальна, потому что преждевременна для данного возраста, а в 16-18 лет цель «Познакомить с миром профессий» неактуальна, потому что от «знакомства» давно пора перейти к выбору профессии. В этом примере правильней было бы поменять цели местами.
5. Цели и задачи заведомо невыполнимы на одном-единственном мероприятии.
Например, бессмысленно ставить на мероприятии цели типа «воспитать коллективизм», «научить демократии», «сформировать толерантность» и т.п.
Вышеперечисленные ошибки возникают из-за отсутствия у специалиста чётких представлений о цели мероприятия и способах её достижения, т. е. фактически мероприятие лишено цели и не рассчитано на достижение какого-либо прогнозируемого результата.
Обобщая вышесказанное можно сформулировать требования к формулировке цели:
Цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
Цель должна легко «раскладываться» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
Цель может быть достигнута в определённый период времени.
Цель может быть достигнута усилиями вашего коллектива или вашими усилиями.
Вы легко можете определить достигнута цель или нет.
2. Практический блок
1. Выявление типичных ошибок при постановке целей и задач;
2. Выработка рекомендаций по постановке целей и задач.
Список использованной литературы
Кириллова, Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения, М. Просвещение, 1980.
Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока», М. Просвещение, 2002 г.
Инернет-ресурсы
Материалы сайта http://www.kakprosto.ru
Материалы сайта http://www.totfip.ru
Материалы сайта http://sch25.minsk.edu.b
Алгоритм постановки цели мероприятия (занятия)
Не совершайте главной ошибки большинства молодых специалистов. Цель мероприятия ставится до составления основного конспекта, а не после. Постановка цели как вывод из уже готового плана – это отписка и формальность. Именно из цели мероприятия должен вытекать его формат, ход заданий, которые вы дадите детям, а не наоборот.
Поймите, что такое цель мероприятия. Цель – это то, к чему вы стремитесь, то, чего хотите добиться, проведя данное мероприятие.
Определите тип цели, которую хотите поставить. Все цели можно условно разделить на четыре большие группы – образовательные, воспитательные, коррекционные и развивающие. Возможно, вы собираетесь поставить сразу все эти цели, а может быть, вам хватит и какой-то одной.
К образовательным относятся цели, ориентированные на обучение детей. То есть, такие цели начинаются словами «объяснить», «дать», «научить».
К воспитательным – те цели, которые направлены на воспитание духовного и морального облика. Это цели «сформировать отношение», «узнать, какие эмоции вызывает…», «способствовать развитию… (того или иного чувства)».
К развивающим относятся те, которые направлены на развитие того или иного навыка. Например, «Научить анализировать лирическое произведение» или «Привить навыки работы с красками».
Коррекционные цели ставятся лишь в крайних случаях, например, в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Поставьте цель. Умейте отличать цель от задачи. Если говорить в общем и целом, то задачи – это пути достижения цели, это те пункты, выполняя которые вы добьетесь поставленной цели.
Требования к формулировке цели
Цель выражается простыми словами, желательно одним предложением.
Цель должна легко «раскладываться» на последовательные шаги – задачи, которые необходимо решить, чтобы добиться результата.
Цель может быть достигнута в определённый период времени.
Цель может быть достигнута усилиями вашего коллектива или вашими усилиями.
Вы легко можете определить достигнута цель или нет.
Источник: www.prodlenka.org
Технологии для «новой школы»: образовательное событие
В школьной практике слово «мероприятие» почему-то используется гораздо чаще, чем «событие».
Дословно мероприятие — принятие мер, направленных на осуществление каких-то целей. Эти меры — способы действия — придумываются кем-то свыше и спускаются на исполнителей. Полная иерархия и отсутствие свободы.
В Словаре русской ментальности В.В. Колесова мероприятие определяется как «совокупность конкретных действий с целью любым путем обеспечить осуществление заранее составленной программы, с общей установкой на поддержание существующей власти» (Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности: В 2 т. Т. 1. СПб., 2014. С. 437). В результате проведения мероприятия может быть достигнута лишь видимость деятельности — осмысленной последовательности действий, характеризующих исполняющих их как деятелей, «проявляющих активность, энергичность и предприимчивость» (там же, с. 202).
В отличие от мероприятия, событие — категория онтологическая. Это совместная жизнедеятельность, со-бытие его участников и результат их поступков, который невозможно запрограммировать, он может лишь предчувствоваться. Когда этот предчувствие неожиданно исполняется, тогда и происходит событие.
Приведу пример из нашей школьной жизни. Каждый год мы проводим для подростков летнюю школу «Едем на дачу!» — исключительно событийный проект. В один из дней мы решили повеселиться и снять небольшое видео, на котором были бы запечатлены все участники. Идею мы позаимствовали у лагеря «Камчатка», то есть «предчувствуемый результат» у нас был. И даже сценарий был написан.
Но участникам флешмоба предлагалось сниматься в видео так, как они захотят. Иначе говоря, основное действие определялось деятельностью участников, о которой организаторы имели весьма размытое представление. В итоге все получилось даже лучше, чем мы ожидали.
В чем особенность образовательного события?
Образовательное событие помогает избежать монотонности школьной жизни за счет своей неожиданности и непредсказуемости. Как и любое иное событие, оно может принимать разные формы: урок, праздник, проект, квест, экскурсия, поход, путешествие, спектакль, концерт — все, что объединяет людей (со-бытие) и оставляет сильное эмоциональное впечатление в памяти.
В романе Пауло Коэльо «Пятая гора» есть такие рассуждения о природе события: “Одни события происходят в нашей жизни для того, чтобы вернуть нас на истинный путь Судьбы. Другие нужны для того, чтобы мы применили в жизни свои познания. А некоторые события призваны научить нас” .
Главное отличие образовательных событий от любых иных в том, что они ориентированы на образовательные результаты. Проведя одно событие, мы, разумеется, никаких результатов не получим, только продвинемся в их направлении, но при удачном стечении обстоятельств ощутим то самое “неожиданное исполнение предчувствуемого результата”, которое может стать триггером личностных изменений в душе или сознании участников. Вот почему, говоря о целях образовательных событий, я бы делал акцент на личностных результатах.
Надо ли готовиться к событию?
Несмотря на то, что “события редко развиваются именно так, как ты это себе представляешь, и еще реже – так, как ты планируешь” (М. Фрай), потребуется сценарий. Он нужен, чтобы собрать воедино все мысли и качественно подготовиться: прописать идею, составить план, перечислить необходимые ресурсы, распределить роли и проч.
Идея образовательного события — самое главное. Если событие тиражировать, останется идея, остальное может измениться.
Мой совет: за идеями идите к детям, они креативнее нас взрослых.
При описании идеи ответьте на 4 вопроса: Что? Зачем? Для кого? и Как? и ограничьте себя объемом в полстраницы. Чем меньше — тем яснее.
Каков будет формат/жанр вашего события? В чем его уникальность?
Какую проблему / затруднение / потребность участников решает / восполняет ваше событие?
Кто будет вашей целевой аудиторией, чье затруднение вы будете решать, а кто будет просто участниками? Или этого разделения не будет? Почему выбрана именно эта целевая аудитория? Какова будет ценность события для них?
Когда и где будет проводиться событие? Какие ресурсы (человеческие, временные, интеллектуальные, материальные) понадобятся? Каковы будут ключевые этапы? Можно ли тиражировать это событие?
Ответ на последний вопрос крайне важен: он даст вам понять степень сложности задуманного события. Если оно слишком громоздкое, его обязательно надо упростить.
Сформулировав идею, посмотрите на нее глазами ученика. Возможно, придется все перечеркнуть и написать заново.
Подготовка к событию занимает больше времени, чем оно само, но это оправдано. Во-первых, подготовительный этап — часть самого события. Во-вторых, успех образовательного события зависит от степени вовлеченности его участников, прежде всего детей. А ребенок не может присвоить себе вашу идею моментально, у него должен созреть внутренний запрос, а еще лучше — вопрос.
Именно с вопросов начинается любое образовательное событие или проект. Прежде всего с вопросов к самому себе: «Чем это событие может быть ценно для ваших учеников / их родителей / коллег / выпускников? Для вас для школы в целом?»
А как вопросы появляются в голове у ребенка? Только в соприкосновении с чем-то интересным, непонятным, доселе не виданным. Сходите на экскурсию по городу или в музей, посмотрите фильм, сыграйте в игру, встретьтесь с интересным человеком, но так, чтобы у ребят после этого остались вопросы. Одним словом, увлеките их. Их увлеченность заставит гореть и вас.
То, что образовательное событие — со-бытие детей и взрослых, принципиально. Потому что этот формат позволяет нам работать с зоной ближайшего развития ребенка: ставить вместе с ним все более сложные сложные задачи и решать их в сотрудничестве.
Кто чем занят?
Событие предполагает множество участников. И ни один из них не должен оказаться зрителем. Для этого надо распределить роли: кто-то пишет сценарий, кто-то рисует афишу, кто-то занимается приглашениями, кто-то закупает материалы, кто-то готовит призы, кто-то оформляет помещение и т.д.
Не забывайте, что главные участники события — дети. Они же и главные помощники. Особенно это касается старшеклассников: у них есть потребность самореализации, признания и успеха. Расскажу об одном случае.
Наши 6-классники принимали участие в Турнире по решению проектных задач «МетаГор», на который мы пригласили и учеников из других школ. Наши показали не очень высокие результаты, идея состязания со сверстниками их не захватила. Они испытывали сложности как с выполнением задания, так и с координацией работы в группе.
Учтя эти трудности, мы пригласили их стать капитанами команд в Рыцарском турнире, который проводили для наших абитуриентов, учеников 4-х классов. С поставленными задачами (сопровождение команд, помощь при выполнении задания, наблюдение за командной работой и проч.) 6-классники справились великолепно. А главное — они почувствовали себя ответственными за происходящее.
В начале самого события сценарий лучше отложить в сторону, потому что хорошие события случаются, когда пускаешь все на самотек. Дайте участникам свободу и отойдите в сторонку. Событие, действительно, подхватывает тебя и несет по течению эмоций. Не случайно в русском языке есть фразеологизм «водоворот событий». Но в этом есть и свои риски.
Захваченные событием, мы можем забыть фиксировать его или не заметить, как кто-то из участников «выпал». Чтобы избежать этого, стоит пригласить наблюдателей. Они дадут вам понять, если что-то пойдет не так.
Все пойдет «так», если вы будете придерживаться трех принципов:
- В центре образовательного события не учитель-ведущий, а ученики-участники.
- Образовательное событие — пространство со-творчества.
- Результат события может, а порой и должен быть непредсказуем, неожидан для участников.
Как оценить эффекты события?
Первыми ощущениями о событии нужно поделиться в ходе рефлексии, на которой можно использовать метод пяти пальцев:
Источник: dzen.ru
Чем отличается мероприятие от проекта. Различие между проектами, портфелями, этапами и процессами
Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?
Что такое проект и программа
Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Программа развития здравоохранения предполагает выполнение ряда проектов: строительство больниц, проведение исследований, обучение персонала и многое другое.
Разница между проектом и программой
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.
Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.
TheDifference.ru определил, что отличие проекта от программы заключается в следующем:
Объём понятия. Программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов.
Продолжительность. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные, измеримые.
Результат. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию. Таким образом, даже её частичная реализация может оказаться успешной, а полученный эффект превзойти все ожидания.
Сложность. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все слагаемые задачи нуждаются в координации.
В современном мире побеждает лишь тот, кто лучше всех подготовлен к предстоящим действиям. Программа и план – две важных части проектного менеджмента, реализация идей которого позволяет привести к успеху любое предприятие. Понимание разницы между ними очень важно для будущих руководителей, которые хотят не просто быть винтиком системы, а грамотно управлять ресурсами и определять своё будущее.
Программа – последовательный алгоритм действий, реализация которого позволит исполнителю достигнуть определённой цели. Программа может быть компьютерной, предвыборной, рабочей. Всех их объединяет одно: набор взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
План – ряд действий, объединённых единой целью и предназначенных к выполнению до определённой даты. План позволяет создать рабочий график, который дисциплинирует как отдельного индивида, так и группу людей, помогая им ориентироваться во времени и пространстве.
Разница между программой и планом
Таким образом, программа – широкое понятие, обозначающее стратегию достижения результата. Без неё не обходится деятельность ни одной крупной компании и организации, руководитель которой действительно хочет добиться успеха. Программа – гибкая, ради достижения целей отдельные пункты могут изменяться, адаптироваться под реальные условия. При этом она может иметь несколько планов, выполняемых параллельно.
План – устаревший способ реализации задач проектного менеджмента. Он детализирован, а каждое событие обладает временными рамками, но далеко не факт, что выполнение всех задач приведёт к достижению целей.
TheDifference.ru определил, что отличие программы от плана заключается в следующем:
Широта понятия. Программа – более широкая категория, которая может включать в себя несколько планов.
Прогрессивность. Программа является более гибкой, нежели план, и её можно корректировать, направлять в процессе реализации.
Гибкость. Отдельные пункты программы могут выполняться независимо друг от друга, возможно несколько исходов. План всегда линеен, а потому должен реализовываться последовательно.
Детализация. Программа содержит лишь общие положения, цели, а план – детальную проработку каждого шага, временные рамки, ресурсы.
Оценка результата. Чтобы понять результативность плана, необходимо сопоставить запланированные мероприятия с реально выполненными. Оценить эффективность программы можно лишь по достижении цели.
Программа (англ. — Program) – в рамках управления проектами, это последовательность из связанных друг с другом проектов , управляя которыми появляется возможность централизованной координации ими с целью достижения степени управляемости и преимуществ, что недоступно при управлении проектами по отдельности.
Некоторые программы могут включать в себя элементы работ, имеющих к этим программам отношение, но в тоже время лежащих за пределами содержания проектов этой программы. Проект может быть включен или не включен в программу, в то время, как программа всегда содержит проекты.
Централизованное и скоординированное управление несколькими проектами для достижения стратегических целей компании и преимуществ программы определяется как управление программой. Через достижение общих целей и совместных функциональных возможностей проекты должны быть связанны между собой в программе. Проекты имеющие связь только лишь в наличии общего клиента, технологии или ресурса следует расценивать как портфель проектов .
В управлении программами необходимо уделять главное внимание зависимостям между проектами и формированию оптимального подхода к управлению. Для этого используют следующие подходы:
- снимаются ограничения по ресурсам и/или руководитель программы стремится разрешить конфликты, которые затрагивают некоторые проекты в рамках системы
- проводится согласование организационного/стратегического направления ориентированное на цели и задачи проекта и программы
- в рамках общей структуры управления руководителем программы производится решение вопросов и проводится управление изменениями
Управление программами в классическом понимании пришло из сферы управления большими программами оборонного комплекса США (область аэрокосмических разработок — NASA — American National Aeronautics and Space Administration). Для управления программой назначают опытного руководителя, параллельно этому назначению, производятся назначения руководителей для каждого проекта входящего в эту программу. Объединение взаимосвязанных проектов в программы в итоге является полезным т.к. появляется возможность управлять всеми ресурсами проектов программы, консолидировать данные со всех проектов, вырабатывать общие подходы, перераспределять финансирование между проектами и т.д.
Сходства и различия программ и проектов
В некоторых случаях программы не имеют своего жизненного цикла, т.к. состоят из нескольких проектов, каждый из которых имеет свой жизненный цикл. Программы отличаются от проектов большей продолжительностью и могут иметь неограниченную длительность, т.к. некоторые проекты программы завершаются, а некоторые добавляются. Что касается руководителя программы, то это должность долгосрочная в отличие от руководителя проекта. Проекты внутри программ и операции внутри проектов в некоторых случаях связанны между собой тремя способами:
- Через результат операции. Конечный результат конкретной операции является входом для другой операции в этом или смежном проекте.
- Через общую единицу ресурсов. Назначенный ресурс на определенную работу не сможет преступить к следующей работе этого проекта или смежного проекта, пока не закончит текущую работу.
- Через норму расходов общих ресурсов. Проекты становятся зависимыми друг от друга, когда расход некоторых ресурсов превышает возможности общего пула т.к. общие ресурсы в конечном итоге ограничены.
Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?
Что такое проект и программа
- Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
- Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Программа развития здравоохранения предполагает выполнение ряда проектов: строительство больниц, проведение исследований, обучение персонала и многое другое.
Разница между проектом и программой
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.
Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.

Отличие проекта от программы заключается в следующем:
- Объём понятия. Программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов.
- Продолжительность. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные, измеримые.
- Результат. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию. Таким образом, даже её частичная реализация может оказаться успешной, а полученный эффект превзойти все ожидания.
- Сложность. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все слагаемые задачи нуждаются в координации.
Прийти к пункту назначения можно лишь тогда, когда верно задан курс движения, а все участники знают, куда и зачем они идут. Проект и программа – категории западного менеджмента, где повышенное внимание уделяется грамотному планированию. Как понять разницу между ними и на что влияют отличия?
Определение
Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной задачи. Его главные атрибуты – наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно (поставленные цели достигнуты либо провалены).
Программа – группа проектов, объединённых единой целью, управлением, ресурсами, миссией. Их результат – качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Программа развития здравоохранения предполагает выполнение ряда проектов: строительство больниц, проведение исследований, обучение персонала и многое другое.
Сравнение
Итак, важнейшее отличие между указанными понятиями – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы.
Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза (борьба с алкоголизмом или наркоманией), которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым.
Выводы сайт
- Объём понятия. Программа – понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов.
- Продолжительность. Сроки реализации программы – широкие, проекта – конкретные, измеримые.
- Результат. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы – изменение состояния, влияние на ситуацию. Таким образом, даже её частичная реализация может оказаться успешной, а полученный эффект превзойти все ожидания.
- Сложность. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все слагаемые задачи нуждаются в координации.
Источник: mhitufa.ru