Чем отличается проект от программы в библиотеке

Проектная деятельность библиотеки: сущность, виды, методика осуществления

Центральным понятием, связанным с термином «проектная деятельность», является проект.

Под проектом понимается целенаправленное создание продукта, отвечающего заданным требованиям и имеющего научную, техническую, художественную или общественную значимость.

Определение 1

Библиотечное проектирование представляет собой деятельность по подготовке и реализации проектов, связанных с популяризацией библиотеки как информационно-культурного центра, продвижению ее фондов, а также традиций чтения в среде пользователей всех возрастов.

Библиотечные проекты решают также и другие задачи:

  1. Развитие и совершенствование информационной культуры пользователей.
  2. Привлечение в библиотеку новых читателей.
  3. Внедрение в сферу библиотечно-информационного обслуживания инновационных форм работы.
  4. Развитие творческого потенциала сотрудников и читателей.
  5. Создание благоприятного климата, атмосферы сотрудничества между библиотекарем и читателем.
  6. Привлечение в библиотеку дополнительных источников финансирования.

Сдай на права пока

Фреймворк и библиотека. Отличия.


учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Проекты, реализуемые библиотеками, могут быть классифицированы по разным основаниям:

  1. По назначению выделяют образовательные проекты, социальные, инновационные, культурно-досуговые, маркетинговые и так далее.
  2. По характеру функционирования проекты могут быть федерального, регионального или муниципального уровня.
  3. По срокам реализации проекты могут быть краткосрочными, реализуемыми в течение ограниченного времени, и долгосрочными, рассчитанными на перспективную работу.

Подготовка проекта включает ряд этапов, которые отражают его «жизненный цикл»:

  1. Формирование концепции проекта, его целей и задач. Проектные цели должны быть измеримыми, ясными и достижимыми. В противном случае конечный результат – проектный продукт – не будет достигнуть входе реализации проектной деятельности.
  2. За определением сути будущего проекта следует отбор целевой аудитории и анализ сведений о тех пользователях, которые станут участниками проекта. Необходимо учесть информацию, касающуюся их возраста, социального положения, уровня образования, наличия возможностей участия в проекте и значимости его темы для данного типа пользователей.
  3. Разработка проекта, которая предполагает написание его плана, включающего информацию о концепции проекта, его целях и задачах, аудитории, на которую он рассчитан, а также о предполагаемых методах достижения заявленных целей, средствах и ресурсах для осуществления, планируемых результатах и рисках.
  4. Реализация проекта связана с эффективным менеджментом, то есть управлениями организационными, информационными, кадровыми и иными процессами, от которых зависит успешность проекта. Так, необходимо определить зону ответственности каждого, кто принимает участие в проектной деятельности, установить сроки выполнения тех или иных задач, обеспечить коммуникацию между участниками проекта, предусмотреть возможность корректировки действий в случае изменения ситуации.
  5. На завершающем этапе происходит оценка полученного проектного продукта с точки зрения его качества, эффективности, экономичности, соответствия ожиданиям аудитории. После процедуры оценки делаются выводы о том, какие ошибки и недочеты были допущены в ходе проектной деятельности, а также определяются пути, которые помогут предотвратить их появление в будущем.

«Проектная деятельность библиотеки»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Примеры библиотечных проектов

Проекты в библиотеках многообразны, их конкретные виды и формы реализации зависят от направленности самого проекта и от потребностей целевой аудитории. Обобщив опыт библиотек, можно выделить следующие виды проектов:

Чем отличается фреймворк от библиотеки?

  1. Проекты, направленные на популяризацию чтения. К ним относят литературные квесты, создание интерактивных литературных карт, клубов детского и семейного чтения, а также циклов мероприятий, объединенных общей тематикой. В отличие от разовых мероприятий, направленных на продвижение книги, проекты осуществляются систематически, имею конкретную целевую направленность и вовлекают в сферу реализации значительное количество пользователей.
  2. Образовательные проекты, которые направлены на формирование у пользователей различных информационных и творческих умений и навыков. Таковы, например, проекты по созданию на базе библиотек киностудий, сценарных мастерских, театральных клубов, студий рисования, «школ скетчинга» и так далее. Данные проекты обычно связаны с популяризацией книг и чтения косвенно, но позволяют организовать досуг пользователей, сделать библиотеку центром притяжения для творческих, активных и инициативных людей.
  3. Краеведческие проекты, связанные с популяризацией и развитием знаний о родном крае. Они могут ставить разные цели: создание фотоотчета о значимых с исторической точки зрения местах, сбор информации о местных поэтах и прозаиках, составление карты памятников литературным героям в регионе, исследование истории названий улиц и так далее.

Проектная деятельность библиотеки разнообразна и служит различным целям, помогая библиотекам оставаться значимыми центрами информационной и культурной жизни.

Источник: spravochnick.ru

Проектная деятельность библиотек: как выбрать тему проекта и получить грант

Интересные проекты помогают привлечь в библиотеку новую аудиторию, начать эффективное сотрудничество с другими образовательными организациями и сделать досуг читателей более разнообразным. В публикации мы даем советы как выбрать тему библиотечного проекта, найти и получить грант на его реализацию.

Одним из перспективных направлений в работе библиотек является программно-проектная деятельность. Библиотечный проект может стать одним из наиболее эффективных инструментов продвижения библиотеки и повысить ее престиж. Чаще всего проектная деятельность библиотеки подразумевает получение гранта, выделение средств на реализацию программы или проекта.

Читайте также:
Как программа для root Андроид

Грант помогает профинансировать более масштабные и интересные мероприятия для посетителей и сотрудников библиотеки, повысить книгообеспеченность или заключить необходимые соглашения с другими организациями. Особенно это актуально при сокращении объемов финансирования библиотеки государственными структурами. Выигранный грант является визитной карточкой библиотеки и способствует развитию библиотечной деятельности.

Что же такое проектная деятельность?

Прежде чем перейти к определению библиотечного проекта и перечислению его видов, давайте разберемся, что такое проектная деятельность и проект в целом. Проектирование представляет собой целенаправленную деятельность по поиску новых решений, включающих комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения результата (например, повышение книгообеспеченности).

Результатом проектирования становится проект или программа. Различие между ними заключается в объекте исследования. У проекта есть один объект исследования, у программы их несколько. По сути, программа состоит из нескольких проектов и решает более сложные задачи. Целевая программа, в свою очередь, содержит комплекс взаимосвязанных проектов, имеющих общую цель.

Библиотечный проект: виды и структура

Библиотечная программа является общественным некоммерческим проектом, главной целью которого обычно становится достижение более широкого доступа к информации или расширение кругозора у определенной аудитории. Все библиотечные проекты условно можно разделить на несколько видов:

  • проекты по просветительской работе с группами населения;
  • проекты историко-краеведческой направленности;
  • проекты информационно-документационного обеспечения субъектов местного самоуправления, региональной власти, местного бизнеса, малого предпринимательства;
  • проекты по развитию культуры города или региона за счет участия в культурных программах.
  • целеориентированность и результативность;
  • четкие временные рамки;
  • четко распределенный бюджет, материальные и трудовые ресурсы;
  • уникальность.

Что нужно сделать, чтобы получить грант?

Шаг 1: найти гранты и грантодателя

Найти организации, предоставляющие гранты, или источники, которые содержат информацию о грантовых конкурсах. Легче всего это сделать с помощью интернет-ресурсов, но можно воспользоваться и возможностями ресурсных центров, а также посетить специальные мероприятия.

Интернет-ресурсы, где размещается информация о грантах

Культура. Гранты России. Агрегатор сведений о федеральных, региональных, муниципальных и частных грантах для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства.

Теории и практики. Гранты. Раздел сайта «Теории и практики» — платформы для повышения личной и профессиональной ценности.

Вестник НКО. Конкурсы. Раздел сайта «Вестник НКО» — портала, занимающегося освещением деятельности некоммерческих общественных организаций РФ.

RSCI.RU. Гранты. Страница сайта проекта RSCI — базы данных авторитетных российских журналов, отобранных ведущими российскими учеными.

Все конкурсы. Гранты. Рубрика сайта, посвященного различным конкурсам.

Обучающие семинары

В крупных городах частым событием являются семинары по оформлениям заявок на грант и встречи с представителями благотворительных организаций. Постарайтесь регулярно посещать эти мероприятия, чтобы иметь актуальную информацию.

Далее нужно выбрать грантодателей, ориентируясь на то, какие фонды скорей всего захотят финансировать библиотечную программу или проект.

Важно! При определении грантодателя нужно исходить из ограничений гранта. Грант может ограничиваться географией реализации проекта или статусом заявителя. Например, на грант Президента РФ на развитие гражданского общества могут подаваться только некоммерческие неправительственные организации, а фонд Михаила Прохорова дает гранты исключительно заявителям из Сибирского, Уральского и Дальневосточного федерального округа; Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской, Самарской, Тамбовской и Белгородской областей.

Шаг 2: выбрать тему проекта

Тема проекта определяется в результате анализа ситуации и формулируется через проблему, которая в настоящий момент стоит перед библиотекой. Проблема должна решать конкретные и измеримые задачи. Существует несколько методик, которые помогут выбрать правильную тему.

  • Необходимо проанализировать темы проектов, которые чаще всего получают грант, и изучить интересы грантодателя. Бывает, что грантодатель ориентируется на определенную аудиторию, например молодых читателей или мам с детьми. Также он может выбирать проекты по конкретным проблемам или по четко прописанной структуре заявки.
  • Найти, если это возможно, заявки предыдущих лет. Если тема вашего проекта похожа на предыдущие, то, скорей всего, они не пройдут отбор. Грантодателю будет нецелесообразно давать грант на одно и то же.

Шаг 3: составить и оформить заявку

Заявка является письменным обращением с описанием проекта и просьбой выделить грант. Из заявки грантодатель должен понять, насколько библиотека способна эффективно и вовремя реализовать проект. Все требования к заявкам обычно размещены на сайте грантодателей.

Примеры библиотечных конкурсов и грантов

Всероссийский конкурс библиотечных проектов в Год Памяти и Славы «Великая война — Великая Победа. Библиотека как место памяти»
Конкурс направлен на выявление лучших проектов по патриотическому воспитанию и историческому просвещению пользователей библиотек. Библиотеки-победители получают подборку новых исторических книг, выпущенных центральными издательствами, возможность участия в работе Всероссийского библиотечного конгресса в 2021 году и другие подарки от спонсоров.

Грантовый конкурс «Помогать просто»
Конкурс направлен на поддержку волонтерства. Одна из основных задач проекта — вовлечь активных граждан в добровольческую и общественно полезную деятельность, сформировать культуру волонтерства и благотворительности в обществе.

Областной конкурс проектов «Библиотека Большого Проекта: старт в будущее»
Проект занимается созданием на базе муниципальных и межпоселенческих библиотек комфортного, удобного и дружественного к различным категориям жителей Иркутской области пространства для активизации общественной жизни местных сообществ.

Читайте также:
Программы для сведения треков на ПК

Заключение

Поиск грантов и оформление заявок — довольно трудоемкий процесс, однако это может принести пользу как для сотрудников библиотеки, так и для ее посетителей. Чтобы упростить задачу, вы можете выбрать две или три программы, наиболее подходящие для библиотеки, и подаваться на эти программы каждый год. Это позволит не делать слишком много ненужных заявок. Также обычно конкурсы, которые проходят из года в год, имеют одинаковые требования. Поэтому вам не нужно будет изучать весь массив рекомендаций по оформлению заявки. С более подробными советами по созданию и оформлению проектов и программ вы можете ознакомиться в следующих источниках:

    Внедряем новые проекты: из опыта работы библиотек [Текст] / Российская государственная библиотека; [куратор проекта Е. Н. Гусева]. — Москва : Пашков дом, 2013. — 52 с. — (Библиотека библиотекаря)

Источник: lala.lanbook.com

Чем отличается проект от программы в библиотеке

Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Сложность поставленных задач вызывает необходимость совершенствования информационно — библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые невозможно осуществить, не используя методику проектирования.

Проектирование представляет собой деятельность по составлению проекта.

В современной трактовке проект — это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.

С точки зрения системного подхода, проект — это процесс перехода исходного состояния в конечное (результат) при наличии определенных механизмов и ряда ограничений.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки — это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов. Злотникова З.И. в своей работе привела примеры практически всех видов и типов библиотечных проектов.[14]

Существуют различные классификации проектов, например:

по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:

краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);

среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

монопроекты (для одного учреждения культуры);

мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);

мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);

Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты интегрированы в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации.

Мегапроекты для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекты обладают:

отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды.

Такой тип программированного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.

Третий класс проектов составляют монопроекты.

Монопроекты в библиотечной сфере создаются и осуществляются на уровне одной библиотеки, в них четко обозначены круг задач и направления развития конкретной библиотеки. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения — от одного месяца до года. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и, не требуют для достижения своих целей формирования других проектов.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В период их выполнения возможно кратковременное перераспределение всех ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, эффективность — вот основные особенности малого проекта.

Пурник А.А., применительно к библиотечной сфере, выделяет следующую классификацию проектов: [58;с.59-62]

1) Тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект. Это технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.2) Класс проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области. Это монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований,включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

Приведем примеры мегапроекта, мультипроекта и монопроектов.

Пример мультипроекта — Республиканский мультипроект-выставка «Венок Максиму», посвященный 120-летию со дня рождения Максима Богдановича. Мультипроект «Венок Максиму» включает в себя отдельные проекты: республиканскую художественную выставку, фотобиографическую выставку «Максим Богданович», юбилейную книжную выставку «І зорка гарыць, і не вяне вянок. «, презентацию мультимедийного издания «Паэт красы і гармоніі» и энциклопедии «Максім Багдановіч» издательства «Белорусской энциклопедии имени П.Бровки», выставку «Я не самотны, я кнігу маю…» в Музее книги НББ.

Читайте также:
Для чего нужна программа Microsoft framework

Пример мегапроекта — «Летопись подвига». Проект «Летопись подвига» разработан для его реализации во всех библиотеках ЦБС и посвящен празднику Великой Победы. Используя все информационные ресурсы, участники проекта, в том числе школьники осуществляют поиск памятников, мемориальных досок, обелисков, на которых увековечены имена участников и героев Великой Отечественной войны и биографических сведений о них.

К монопроектам можно отнести проекты создания специализированных центров, служб; внедрения системы электронной обработки документов; разработки сайта и т.д.

3) Длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 3-х лет); среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет); долгосрочные (свыше 5-ти лет).

4) Вид проекта — по характеру предметной области проекта: инвестиционный, инновационный; научно-исследовательский; учебно-образовательный; смешанные.

Приведенная выше классификация может быть применена к большинству существующих проектов.Библиотечные проекты могут быть также классифицированы по масштабу, по источникам финансирования.

5) По масштабу (охвату) — размер самого проекта, количество участников и влияние на окружающий мир: одной организации; муниципального образования; региона; страны; международные.

6) По источникам финансирования: собственные средства; частное (фонды, частные компании); муниципальное (город и управления культуры); государственное (государственные программы); смешанные.

Применение приведенной классификации при реализации проектов в библиотечной сфере позволит точно понять саму суть проекта, вычленить основные цели и задачи.

Таким образом, по признаку масштабности библиотечные проекты делятся на мегапроекты, мультипроекты, монопроекты. Многообразие библиотечных проектов зависит от их содержания: целей, задач, факторов, влияющих на разработку и реализацию. Новыми типами проектов, разрабатываемых в библиотеках, являются: пилотные, инвестиционные, информационные, инновационные, маркетинговые, стратегические, экономические, социальные, образовательные, культурно — досуговые.

Пилотный проект — пробный проект.

Инвестиционные проекты. В инвестиционных проектах важным параметром является ресурсный потенциал. Использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов, короткие сроки реализации — вот основные признаки инвестиционных проектов.

Информационные проекты. Быстрый рост объемов информации и развитие информационных технологий значительно влияют на способы получения доступа к информации, что сказывается на библиотеках и их услугах. Внедрение новых технологий, автоматизация процессов привели к появлению информационных проектов для библиотек.

Инновационные проекты. К ним относят «проекты, где главная цель — разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие систем. Инновационная деятельность в библиотечной сфере сегодня разнопланова, включает освоение новых информационных технологий, создание новых услуг, модернизацию всех направлений библиотечной деятельности: комплектования, обслуживания, хранения.

Особенностью инновационных проектов является то, что процесс планирования и корректировки в них идет одновременно. Инновационные проекты в библиотеках могут быть небольшими и крупными. Небольшие инновационные проекты обычно реализуются при создании новых библиотечно-информационных услуг и, как правило, не требуют больших затрат. Крупные инновационные проекты требуют достаточного финансирования, имеют большую степень риска, но в случае их выполнения библиотеки оказываются на новой ступени развития.

Маркетинговые проекты. Цель маркетинговых проектов — разработка стратегии развития библиотеки, методики приоритетных направлений библиотечной деятельности. При реализации данного типа проектов разрабатывается нормативная, научная, регламентирующая документация; анализируются данные социологических и маркетинговых исследований, анкетирования и т. д. для выработки дальнейшей стратегии развития библиотеки. Такие виды проектов характерны для республиканских и областных библиотек, одним из видов, деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на их осуществление обычно бывают очень ограниченными.

Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т. д. Цели здесь четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее предвидеть, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта установлены, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют экономического обоснования, а также корректировки по мере его реализации.

Организационные проекты тесно связаны с экономическими, так как формируются главным образом за счет бюджетных ресурсов.

Образовательные проекты реализуются в рамках образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.

Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности и привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе.

Кулътурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга в библиотеке, которая становится культурно-досуговым центром, местом проведения встреч, вечеров, дискуссий, организации клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не в том только, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.

Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru