Чем отличается ктп от рабочей программы

В предыдущих статьях ( ФГОС. Часть 1: обзор , ФГОС. Часть 2: история создания , ФГОС. Часть 3: стандарты ) я рассказал, какие события предшествовали появлению Федерального Государственного Образовательного Стандарта, какие документы стоит почитать, чтобы в нём разобраться, как мог подробно описал сам стандарт.

В этой статье, как и обещал ранее, расскажу про образовательные программы.

Образовательные программы

Образовательная программа (иногда рабочая программа, далее — ОП) — очень любопытный документ.

В школе всегда учат по конкретной ОП, составленной в этом заведении для этого заведения. И надо понимать, что чиновники к составлению программ не имеют никакого касательства.

Во-первых. Их много. Очень много. Программа есть в каждом учебном заведении (от яслей до ВУЗов), по каждому предмету и направлению. Учитель волен выбирать программу по своему усмотрению: хочет — берёт уже готовую, составленную каким-нибудь учителем или методистом, хочет — составляет свою. Все программы структурируются в иерархическом порядке: программы учителя составляют программу предмета, программы предметов составляют программу цикла, затем идёт программа образовательного учреждения, далее программа муниципалитета, далее областная программа, и наконец федеральная программа. (возможны вариации)

Проектирование рабочей программы предмета. География. 24.06.22

Во-вторых. ОП регламентирует, как и что будет делать учитель на уроках, и все методы проверки. В неё входят КТП (календартно тематические планы), всевозможные КИМы (контрольно измерительные материалы) и КОСы (контрольно оценочные средства). Формально отступать он программы учитель может лишь на 20%. (За цифру не ручаюсь, нигде не нашёл чёткого регламента, но все говорят, что 20.

Буду благодарен, если кто-то в комментариях напишет ссылку на документ.) Это значит, что если в КТП написано, что на уроке 20 апреля изучается сила Ампера, а 27 — сила Лоренца, то учитель, конечно, может поменять темы местами, но в пределах этих процентов. А если для контрольной возьмёт варианты задания не из тех, что выложены на сайте школы, то легко схлопотать кляузу в министерство от родителей.

В-третьих. ОП, конечно, важнейший документ для учителя, но на деле подавляющее большинство учителей видят его лишь во время проверки или аттестации на категорию . В лучшем случае, каждый год в августе-сентябре (или даже в июне) они подправляют КТП для нового учебного года, да титульную страницу меняют. Конечно, в каждом кабинете пылится в шкафу экземпляр программы.

Да и в учительской (у методиста) тоже есть. Такое забвение, в принципе, понятно — зачем часто туда заглядывать? Можно подумать, там что-то поменялось с прошлого десятилетия!

В-четвёртых , и это самое странное. Некоторые родители отдают детей в школы, совершенно не интересуясь этими программами. Создаётся впечатление, что они даже не подозревают о существовании ОП. (Справедливости ради отмечу, что когда возникает какой-нибудь конфликт, они живо о ней вспоминают.) И это при том, что сейчас программу по любому предмету в любой школе можно скачать с официального сайта школы.

Методическое объединение «Календарно-тематическое планирование учителя-предметника» КТП

Стандарт и программы

Сам ФГОС выдвигает требования лишь к структуре ОП. Содержание и прочие элементы регламентируются в примерных образовательных программах , которые можно скачать с сайта fgosreestr.ru . Основных программ на момент написания статьи там было 7, и ещё куча адаптированных. Как и стандарты, они делятся по периодам образования: дошкольное образование, начальное общее образование (1 – 4 кл.), основное общее образование (5 – 9 кл.), среднее общее образование (10 – 11 кл.) и т.д.

Я настоятельно рекомендую скачать и ознакомиться с этими масштабными документами хотя бы в рамках Ваших интересов.

Читайте также:
Как узнать модель телефона через программу

В содержательной части каждой примерной ОП перечислены все предметы, которые надо изучать на соответствующем уровне образования. По каждому предмету написано, какие темы должны быть затронуты в образовательном процессе.

Надо обратить внимание на то, что примерная ОП (в отличие от рабочей программы) охватывает все предметы разом , а не по отдельности. Это показывает концепцию современного образования: не важно, что мы изучаем, важно, чтобы на этом материале дети научились учиться. Математика, ИЗО, физкультура — всё едино. Ещё преимуществом такого нагромождения физики и лирики в одном документе является то, что методисту гораздо легче проследить межпредметные связи и составить программу школы так, чтобы учителя не скакали в разнобой.

Немного о глубине

В программах написано, что проходить, но не указано, как глубоко это надо изучать. Глубина изучения каждой темы — это выбор учителя (методиста), который составляет программу. Можно сказать, что Диофантовы уравнения существуют, а можно полгода изучать их, начиная с биографии Диофанта и культурно-историсеского периода, заканчивая теорией графов.

Например, я считаю, что в процессе изучения физики больше внимания надо уделять величинам, чем заучиванию конкретных законов. Поэтому я бы посвятил три урока величинам, характеризующим движение, и один законам Ньютона. А ещё напихал бы измерительных лабораторных работ.

Вариативность школьных программ допускается в очень широком смысле.

Учителя, отзываясь о ФГОС, говорят, что их зажали в жесткие рамки. Порой они имеют в виду именно эти примерные ОП. Тут учителя слегка лукавят, потому что эти же люди, когда речь заходит том, чтобы с детьми восполнить пробелы в обучении, или потратить урочное время на ВПР, внезапно вспоминают, что им некогда ерундой заниматься, ведь надо проходить программу. Программу, которую составляют сами из года в год. Неужели так трудно учесть, что 2-3 недели из учебного года каждый год внезапно выпадают?

Справедливости ради отмечу, что в некоторых учительских программах предусмотрены резервные часы на такие случаи.

Кстати, если глянуть на примерную программу начального общего образования, в предметный раздел математики, и посмотреть на учебники, например, моей «любимой» Петерсон, то можно найти много любопытных вещей. В частности, что учебники пересекаются с примерной программой лишь на 8-10%.

Источник: dzen.ru

Сообщение по составлению рабочей программы и календарно-тематического плана в начальной школе

Планирование является одной из важнейших функций управления. Спланировать будущую деятельность по каждому предмету – значит определить цели, состав, структуру, формы и сроки выполнения действий, необходимых для их достижения, т.е. устанавливается, что, когда и как должно быть сделано.

Рабочая программа – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Рабочая программа – это предметная программа, составная часть образовательной программы. Эта программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Об этом в первую очередь должен думать учитель, предлагая свою рабочую программу.

— календарно-тематический план, включающий разделы и темы программы, планируемые результаты образования, способы и формы оценки достижения этих результатов, формы занятий (теоретические занятия, практические занятия), приемы и методы преподавания, виды деятельности обучающихся;

— перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая перечень основной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсы, электронные приложения и контрольно-измерительные материалы.

Порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ

В титульном листе указывается:

  • полное наименование учредителя и образовательной организации в соответствии с уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая программа;
  • наименование учебного предмета;
  • указания на принадлежность рабочей программы к уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы;
  • Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую программу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема урока Дата Кол-во ч. Планируемые результаты Форма организации познавательной деятельности Формы контроля Организация самостоятельной работы Наглядность, ИКТ примечание
предметные Метапредметные (УУД) Личностные
знать уметь
Читайте также:
Программы чтобы изменить формат на mp4
№ п/п Наименование раздела, тем Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности учащихся Планируемые результаты (УУД) Формы контроля Д/з Дата проведения СОТ
предметные метапредметные личностные план факт
1.
n

№ урока Раздел, тема Кол-во часов Дата Оборудование Формы работы Виды деятельности Осваиваемые учебные навыки Осваиваемые метапредметные умения ДЗ примечание

Источник: kopilkaurokov.ru

Календарно-тематическое планирование по ФГОС
статья по теме

Статья содержит рекомендации по составлению важной составляющей рабочей учебной программы — календаро-тематического планирования — по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к. (сл 2) Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме;
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

Наименование разделов и тем

Дата проведения занятий

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  • наименование разделов и тем;
  • количество часов;
  • вид занятия;
  • виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела.

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Название темы

Дата проведения занятия

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

ТЕМА 1: Введение

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Физические величины. Погрешность измерений.

работа с приборами

Физика и техника.

,,Определение цены деления измерительного прибора.

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

Наименование разделов и тем

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Мои планы на этот учебный год.

Мои планы на этот учебный год.

Различные стратегии чтения.

Новости из школы Святого Давида.

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание;
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты;
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты;
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты;
— по географии — контрольные и практические работы;
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты;
— по черчению — контрольные и графические работы;
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты;
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний;
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся;
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты.

Читайте также:
Как восстановить удаленные программы из реестра

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ о рабочей учебной программе по предметам, курсам, дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— дополнительные разделы по усмотрению учителя. Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами.

На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций.

Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru