Чем отличается короткая и произвольная программа

Структура современных международных соревнований по фигурному катанию такова: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное катание, танцы на льду. В каждом виде фигурного катания оценка производится по двум видам программы (короткой и произвольной), в танцах на льду – по трем (обязательный, оригинальный и произвольный танец). Рассмотрим особенности выполнения элементов и построения программ в каждом из видов.

Короткая программа (англ. Short program ; сокр. SP) в фигурном катании — первая часть соревнований в одиночном (мужском и женском) и парном катании.

Все заявленные на турнир участники исполняют короткую программу. Если участников набирается очень много (это обычно бывает в одиночном катании на чемпионатах Европы и мира), то для исполнения короткой программы их делят на две группы. В «утреннюю» группу попадают слабейшие спортсмены (имеющие наименьший рейтинг ИСУ) и порядок их выступлений определяется жеребьевкой. В «вечернюю» попадают участники с более высоким рейтингом, причем последние две разминки обязательно составляют 12 самых высокорейтинговых спортсменов. В парном катании в последние годы разделения на группы не требуется, т.к. число участников редко превышает 15-20 пар.

3 Axel от 6 заявленных участниц олимпийских игр 2022. Сравниваем!

Продолжительность короткой программы и у одиночников и у пар — максимум 2 минуты 50 секунд, может быть меньше. Все элементы, начатые после отметки 2:50 не будут засчитаны. Если спортсмен (пара) не закончит программу в указанное время, то за каждые лишние 5 секунд с общего результата судьи снимут 1 балл.

По результатам короткой программы, 24 лучших участника, затем исполняют произвольную программу. Составление коротких и произвольных программ имеет специфические особенности, учет которых важен как с точки зрения соблюдения правил соревнований и рекомендаций ИСУ, так и с точки зрения надежности, стабильности исполнения элементов и эстетического воздействия на зрителя

В короткой программе есть восемь предписанных элементов:

· три прыжковых элемента

· либо две дорожки, либо одна дорожка и комбинация спиралей (для одиночников); прыжок, поддержка, подкрутка, выброс, тодес, два вращения и либо дорожка, либо спирали (для пар)

Взрослые спортсмены, в отличии от юниоров имеют возможность выбирать удобные им элементы. У юниоров требования жестче, у них оговариваются виды прыжков, а у юниорских пар, кроме того, оговариваются и тип выброса, а так же вариации захода на поддержку. В коротких программах ввиду их непродолжительности и заданности элементов, которые надо исполнять, обычно используют два-три коротких музыкальных отрывка, разных по темпу.

Дополнительные технические условия.

Прыжки: в короткой программе мужчины могут исполнять только один четверной прыжок (либо в каскаде, либо в качестве прыжка с дорожки шагов). Если в программе исполяется тройной аксель, в качестве сольного акселя, то он не может использоваться как часть каскада или как прыжок с дорожки шагов.

Комбинация прыжков: Прыжки, включаемые в каскад, должны отличаться от прыжка, исполняемого с дорожки шагов. В каскад запрещается вставлять шаги и повороты между прыжками.

6 попыток тройного акселя в короткой программе у женщин на ЧР-2023 #shorts

Вращения: За исключением обязательного прыжка во вращение, остальные вращения не могут начинаться с прыжка. Для женщин при исполнении заклона позиция бильман учитывается как усложнение только после выполнения 8 оборотов в позиции классического заклона.

Произвольная программа (англ. Free skating; сокр. FS) в фигурном катании — вторая часть соревнований в одиночном (мужском и женском) и парном катании, исполняемая после короткой программы.

Продолжительность произвольной программы у мужчин и пар 4 минуты 30 секунд +\- 10 секунд (у юниоров 4:00 +\- 0,10), а у женщин 4 минуты +\- 10 секунд (у юниорок 3:30 +/- 0:10). Произвольные программы одиночников и спортивных пар всегда разнообразны, они характерны и несколькими сменами ритма, подбором разнообразных мелодий.

В произвольной программе спортсмен и тренер имеют относительную творческую свободу в определении последовательности исполнения элементов, выборе оптимального варианта подхода к этим элементам, а также создании цельной по замыслу оригинальной композиции. Количество выполняемых в произвольной программе элементов ограниченно только «сверху»:

У одиночников:

· не больше 8 (мужчины и юноши) или 7 (женщины и девушки) прыжковых элементов, один из них обязательно должен быть акселем и можно включать до трех каскадов, один из которых может состоять из трех прыжков;

Читайте также:
В программе фестиваля реконструкция пышного бала эпохи барокко какую букву

· не больше 3 вращений;

· 2 разные дорожки шагов у мужчин (одна у юниоров) и 1 дорожка шагов с 1 комбинацей спиралей у женщин (только дорожка у юниорок);

· один параллельный прыжок и один каскад или комбинация прыжков;

· два разных выброса;

· три поддержки и одна подкрутка или две поддержки и две подкрутки (с разных заходов). У юниоров максимум две поддержки и одна подкрутка;

· одно параллельное и одно парное вращение;

· одна дорожка шагов.

В произвольной программе у парников базовая ценность всех прыжковых элементов, выбросов, поддержек и подруток, выполненных во второй половине программы, умножается на коэффициент 1.1, так как во второй части программы выполнять элементы сложнее. Наиболее сложные прыжки, подкрутки и выбросы чаще всего выполняются в начале программы.

Все спортсмены пытаются выполнить максимально разрешенный набор элементов, поскольку за каждый из них начисляются баллы. Решать какие именно прыжки стоит прыгать каждый может сам со своим тренером. Так как каждый элемент имеет свою базовую стоимость, а количество элементов ограничено, кроме того, ограничено время, то имеется множество комбинаций элементов, варьируя которыми возможно набрать в программе наибольшее количество баллов.

Отдельно стоит рассмотреть структуру программ для танцев на льду, так как она существенно отличается от структуры программ других видов фигурного катания.

Спортивные танцы на льду — самый молодой вид фигурного катания. Соревнования по спортивным танцам на льду проводятся как троеборье и включают следующие виды программ[1]:

1. Обязательный танец. На каждый сезон Технический комитет ИСУ избирает две группы танцев, которые жеребьёвкой распределяются на соревнования.

2. Оригинальный танец. На весь сезон задается музыкальная тема. Например, вальс,народная,танго и т.п. Во время соревнований по оригинальному танцу танцоры должны исполнить несколько серий шагов, утвержденных Техническим комитетом ИСУ.

По сумме результатов обязательного и оригинального танца отбираются 24 лучших пары, которые допускаются к исполнению следующего вида программы:

3. Произвольный танец. В произвольном танце содержаться такие элементы, как поддержки, вращения, арабески, спирали, шаги и др., связанные в единое целое. Музыку к произвольному танцу выбирают спортсмены с тренерами и хореографами.

Каждый танец оценивается отдельно, и по сумме баллов за все три программы определяется расстановка мест на турнире.

Обязательный танец. Обязательный танец — одна из программ соревнований в спортивных танцах на льду, в которой танцоры выполняют стандартные шаги и придерживаются заданного темпа музыки. Обязательный танец катается как первая фаза соревнований в танцах на льду. Международный союз конькобежцев издает описание танца и пошаговую диаграмму, а также подбирает музыку для каждого танца.

На каждый сезон выбирается две группы по три обязательных танца в каждой (для юниоров и взрослых спортсменов). Затем посредством жеребьёвки из каждой группы выбирается обязательный танец на каждый турнир. Список танцев, которые в настоящее время выполняются на соревнованиях как обязательные:

· Американский вальс (American Waltz)

· Аргентинское танго (Argentine Tango)

· Австрийский вальс (Austrian Waltz)

· Ча-ча-ча Конгеладо (Cha Cha Congelado)

· Европейский вальс (European Waltz)

· Золотой Вальс (Golden Waltz)

· Полуночный блюз (Midnight Blues)

Источник: smekni.com

Короткая и произвольная программы фигуристов

Как смотреть фигурное катание, если я в нем ничего не понимаю

женское катание

женское катание

танцы на льду

танцы на льду

мужское катание

мужское катание

пары

пары

сборная России

сборная России

Алина Загитова

Алина Загитова

чемпионат мира по фигурному катанию

чемпионат мира по фигурному катанию

Фигурное катание

Алексей Авдохин поможет разобраться. Сегодня фигуристы начнут борьбу за медали чемпионата мира. Лучшее время, чтобы научиться отличать аксель от тулупа.

Разве это спорт?

Начнем с самого важного вопроса, без ответа на который следить за фигурным катанием бессмысленно. Если на первом месте для вас тонкая пластика тела, воплощение музыки на льду, дизайнерские костюмы, хореография, красота и гармония – просто наслаждайтесь.

Находите фигуристов, которые точнее отражают ваше понимание прекрасного и смотрите – с трибун (это, конечно, более аутентично) или по телевизору. Вы счастливый зритель! Если для вас важнее противостояние характеров и мышц, преодоление, арифметика программ и элементов, нервы, стресс и битва за медали, вам тоже сюда.

В фигурном катании порой этого не меньше, чем в футболе или биатлоне. Ну и, пожалуй, пара азбучных вещей для тех, кто совсем не в теме. Фигурное катание – не «Ледниковый период», и не «Звезды на льду». Здесь не ставят оценки за любовь, не спасают смс-голосованием и не оперируют понятиями молодец/большой молодец.

Читайте также:
Обучающая программа это автоматизированная обучающая система

Это соревнование с четкой и прописанной в деталях структурой, требованиями, правилами и запретами. Каждая дисциплина (их четыре – мужчины, женщины, спортивные пары и танцевальные дуэты) состоит из двух программ – короткой и произвольной. Фигуристов оценивают 9 арбитров, над ними есть главный судья, технический контролер и два технических специалиста.

Их общая задача – оценить каждую программу в баллах. Ну и самое очевидное – побеждает набравший наибольшую сумму за две программы. Ну а теперь к нюансам.

Как отличить один прыжок от другого? Их так много!

Не заморачивайтесь – это не пригодится. Да, прыжки (существует их 6 разновидностей) визитная карточка фигурного катания, но распознать их без специальной подготовки почти нереально. Визуально выделяется только самый сложный – аксель, единственный из прыжков, который фигуристы выполняют, катясь вперед. Заход на остальные происходит в движении назад.

Формально эти прыжки делятся на две группы: реберные (аксель, риттбергер, сальхов) и зубцовые (лутц, тулуп, флип). Названия говорят за себя – в первом случае отталкивание от льда происходит с ребра конька, во втором – при помощи зубцов в передней части конька.

А уже внутри групп они отличаются заходами – с левой или правой ноги, с внешнего или внутреннего ребра конька. Аксель: как он прыгается Каждый прыжок имеет свою базовую стоимость. Самый дорогой после акселя – лутц (за тройной дают 6 баллов, за четверной 13,6), меньше всего весит тулуп (4,3 и 10,3).

Как видите, разница увеличивается с количеством оборотов – 1,7 балла за тройные, 3,3 балла за четверные. Еще есть каскады – серия из двух или трех прыжков, выполняемых один за другим сразу после приземления. Их базовая стоимость складывается из баллов за каждый прыжок, входящий в каскад.

Все, что нужно для понимания на первое время: в короткой программе всего три прыжковых элемента (каскад прыжков – о нем ниже – считается за один элемент) и нельзя делать одинаковые прыжки. В произвольной элементов 8 (у женщин 7) и можно повторяться – но не чаще двух раз и не больше двух одинаковых прыжков, причем второй непременно должен исполняться в каскаде. Об этом за нас позаботились тренеры и постановщики программ – каждый прыжок на своем месте, а если вдруг что-то пошло не по сценарию, фигурист должен в уме просчитывать все возможные варианты.

Медведева vs Загитова: кто действительно сильнее?

Тогда что важно знать о прыжках?

Главная характеристика прыжка – количество оборотов. Их как раз легко считать даже интуитивно – тройной смотрится иначе, чем четверной, а двойной визуально отличается от тройного.

Если разница в базовой оценке двух разных четверных прыжков не так существенна (хотя порой от нее зависит многое), то разрыв между четверным и тройным прыжками одного типа достигает 7,6 балла (как в случае с лутцем), а между двойным и тройным – 5,2. Чем больше в программе сложных прыжков, тем выше потенциальная оценка.

В современном мужском катании все топ-фигуристы владеют несколькими четверными прыжками. В женском нормой для звезд стало умение прыгать все тройные прыжки кроме акселя. Но это еще не все. Если базовая стоимость прыжков неизменна, то для чего тогда за бортиком 9 судей? Вот и первый тонкий момент в судействе фигурного катания.

Арбитры оценивают уровень исполнения каждого элемента (это называется «Grade of Execution» или GOE) оценкой в диапазоне от -3 до +3 баллов. После отсечения одной высшей и низшей оценки вычисляется средний GOE, умножается на коэффициент элемента и плюсуется (или отнимается, если он отрицательный) от базовой стоимости прыжка.

Здесь все просто – понравилось/не понравилось судье качество исполнения. Учитывается многое – заход на прыжок, отталкивание, пролет, амплитуда, группировка, синхронность (для пар), приземление, выезд. И последнее, что нужно знать о прыжках. За исполнение во второй половине программы (короткая у мужчин длится 2 минуты 50 секунд, произвольная – 4,5 минуты) его базовая стоимость автоматически увеличивается на 10 процентов.

А падения? Фигурист не упал, но почему-то проиграл

Частый случай – фигурист упал несколько раз, но оказался выше откатавшего чисто. Здесь все по правилам. На самом деле одно или два падения не так критичны – за них фигуриста наказывают одним баллом штрафа и максимальным снижением GOE. Но базовая стоимость прыжка от падения не меняется.

Часто лучше не падать – за третье и четвертое падение в программе снимают уже два балла, за каждое следующее – три. Немного занимательной арифметики. Представьте, что фигурист упал на четверном лутце с базовой стоимостью 13,6 балла. Ему снизят GOE с максимальным коэффициентом минус 4 GOE и еще балл отнимут за факт падения. Итог – 8,6 (13,6-5) балла.

Читайте также:
Как списать антивирусную программу

А вот другой фигурист, идеально (очень редкий случай) исполнивший тройной лутц стоимостью 6 баллов. Он с учетом максимального GOE за тройной прыжок получит меньше – 8,1 (6+2,1) баллов. На первый взгляд нелогично, но так Международная федерация стимулирует фигуристов на сложные прыжки.

Но оцениваются же не только прыжки?

Конечно. В короткой программе одиночников 7 обязательных элементов, в произвольной – 13 (у девушек 12). Кроме прыжков это три вращения, дорожка шагов и хореографическая дорожка в произвольной программе. Здесь система еще путанее. Технический специалист (это второй по значимости судья в бригаде) присваивает каждому непрыжковому элементу уровень – с 1-го по 4-го.

От этого будет зависеть его стоимость. Остальные судьи выполняют прежнюю работу – оценивают уровень исполнения GOE. Для сравнения – вращение максимального четвертого уровня весит около 3 баллов – как двойной аксель или каскад из двух других двойных прыжков. Крутая дорожка шагов стоит немного больше – примерно 4 балла.

Это те самые цифры, которые появляются во время телетрансляции в углу экрана. Все технические элементы суммируются в одну – это итоговая оценка за элементы. Но не спешите выдыхать!

А артистизм – от него что-то зависит?

О, и еще как! В древней 6-балльной системе судейства, о которой уже мало кто помнит (ее забраковали полтора десятка лет назад, поэтому больше о ней ни слова), итоговая оценка складывалась из двух половинок – за технику и за артистизм. Все так и осталось, только вместо артистизма в ходу другой термин – общее впечатление.

Оно возникает у судей из пяти компонентов – владение коньком, связующие элементы, красота исполнения, построение программы и передача музыки и образа. Каждый из них оценивается по 10-балльной шкале, выводятся средние значения и суммируются. Понятия, как вы догадались, довольно абстрактные, которые не измерить линейкой или секундомером.

Разумеется, судьи оперируют какими-то инструментами, но без вкусовых оттенков и банальных нравится/не нравится не обойтись. Здесь часто спрятан и еще один ответ на вопрос, почему падавший фигурист набрал больше выступившего без падений. У топ-фигуристов вторая оценка всегда выше, благодаря этому у них есть фора в пару ошибок перед спортсменами без бэкграунда. И еще деталь об оценке за общее впечатление – в произвольной программе у нее двойной коэффициент по сравнению с короткой.

Русские фигуристки лучше всех. И это надолго

И в парах все то же самое?

Принципы те же, но есть и отличия. Во-первых, новые элементы: выброс (девушка выполняет прыжок с помощью мужчины), подкрутка (мужчина выбрасывает женщину вверх, ловит и ставит на лед), поддержки (мужчина поднимает руками девушку выше плеч) и тодес (мужчина держит девушку за руку, вращаясь вокруг собственной оси).

Во-вторых, прыжковые программы здесь существенно легче. Пары не прыгают сложных тройных, ограничиваясь тулупом и сальховым – как правило из-за партнеров. В силу специфики – им нужно удерживать партнершу на вытянутых руках, они обладают приличной мышечной массой, но теряют в легкости и прыгучести. В-третьих, отдельно ценится синхронность – крутая пара отличается идеальной точностью в движениях.

Есть же еще танцы. Почему там совсем не прыгают?

Танцы – отдельный мир фигурного катания. Здесь действительно нет прыжков, а главный навык – владение коньком. Танцевальный дуэт вы всегда отличите от спортивной пары – здесь место как высоким и статным партнершам, так и субтильным партнерам. Дуэты исполняют два танца – короткий и произвольный.

Для первого перед каждым сезоном международная федерация выбирает музыку и секцию стандартного танца. В произвольном у танцоров абсолютная свобода выбора – музыки, танца, ритма.

Тут свои обязательные элементы (тоже четырех уровней) – вращения, дорожки шагов, твизлы и поддержки, главное отличие которых от парных в том, что поднимать партнершу выше уровня плеч не обязательно. Еще одно отличие танцев – разные коэффициенты компонентов в оценке за общее впечатление.

Например, интерпретация музыки оценивается с коэффициентом 1 и в коротком, и в произвольном танце, а баллы за связующие элементы в коротком танце умножаются на 0,7, а в произвольном на 1,75. Но не забивайте голову. Большие ошибки вы заметите сами – падение, потерю равновесия. Все остальное судьи сделают за вас.

7 вопросов о хоккее, после которых его поймет каждый

P.S. Этот текст впервые был опубликован на Sports.ru в феврале 2018 года Фото: РИА Новости/Александр Вильф; Global Look Press/Pravda Komsomolskaya/Russian Look, Andrew Chin/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Brian Snyder

Источник: www.sports.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru