Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
Мозаика и витражи. Эрмитаж. Авторская программа Михаила Пиотровского @SMOTRIM_KULTURA
Программа должна обладать такими качествами, как:
- актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
- прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
- рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
- реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
- контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
- чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекция психофизического и умственного развития детей;
- профилактика асоциального поведения детей и подростков
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Свободное программное обеспечение: что это? Чем отличается от Open Source? Лицензии и заблуждения
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:
- удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
- приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.
В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Модифицированная программа дополнительного образования детей объединения «Семицветик» рассчитана на 4 года обучения для детей начального и среднего школьного возраста.
В основе программы лежат несколько взаимосвязанных разделов: рисунок, роспись игрушек, основы живописи и батик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся.
Образовательная программадополнительного образования детей«Mr.English»(Мистер Английский)» Возраст обучающихся по программе: среднийшкольный возрастСрок реа.
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по рукопашному бою (далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский .
ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.
Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб.
Образовательная программа дополнительного образования детей «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА».
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол»( модифицированная ).
Классификация образовательных программ Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить, и для этого целесообразно познакомиться с возможными критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей. Классификацию программ можно провести по различным основаниям. Наиболее распространенная в дополнительном образовании детей классификация образовательных программ подразделяет их на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
- Примерная (типовая) программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Эти программы ориентированы на достижение детьми определенного уровня освоения знаний, умений и навыков с соответствующей традиционной формой проведения оценочного этапа – зачет, экзамен, контрольная работа и пр. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.
- Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.
- Экспериментальная программа – это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведет неудовлетворенность педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы (А. Сиденко, В. Чернушевич); такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная программа – это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации – в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
- Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно – новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская»требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной
Нет связанных сообщений
Источник: motorevive.ru
Примерные образовательные программы. В отличие от авторских (вариативных) программ (основные; дополнительные) примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ образовании» организацию разработки примерных образовательных программ (далее – примерные программы) обеспечивают государственные органы управления образованием на основе Госстандартов. Цель разработки примерных программ – реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования между всеми его ступенями. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ при отсутствии Госстандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приложение № 2 к приказу Минобразования Российской Федерации от 22.08.96 № 448).
В 2003 г. вышла первая «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (авторы Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.).
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских основных общеобразовательных программ, разработки календарно-тематических планов и создают необходимые условия для творчества воспитателя, свободного выбора форм и методов воспитания и обучения ребенка в детском саду.
Примерные программы в обязательном порядке устанавливают соотношение между федеральным и региональным компонентами дошкольного образования, предусматривают выделение необходимого времени на реализацию регионального компонента образования.
Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений. Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями, которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В процессе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в выборе образовательных программ. Выбор программы подкрепляется согласием родителей.
Источник: studopedia.su
Реализация творческого и профессионального потенциала педагога через авторские программы
При выстраивании стратегии развития дошкольного образовательного учреждения необходимо, с одной стороны. Учитывать особенности воспитания современных детей и запросы их родителей, а с другой стороны — постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. Сохранить высокий уровень воспитательно-образовательных услуг возможно при грамотно подобранных образовательных программах, высоком профессионализме педагогов, созданных условиях, обеспечивающих качество дошкольного образования.
Современная динамика развития дошкольного образования ставит ДОУ и воспитателей перед необходимостью составления авторских или модифицированных образовательных программ, т.к. существующие программы иногда не отвечают возможностям детского контингента группы или не отражают требования образовательной программы ДОУ (например: региональный компонент). Однако коллектив дошкольного учреждения по разным причинам оказывается не готов к такой сложной деятельности. Возникает противоречие между потребностью в составлении авторских и модифицированных программ и отсутствием необходимых знаний и умений у воспитателей для осуществления этой деятельности. Разрешить данное противоречие можно только через практическую деятельность. Нельзя научиться чему-либо без накопления знаний и навыков.
И так о знаниях: что необходимо знать об авторских программах и их особенностях.
1. В чем отличие авторских и модифицированных программ.
2. Как построить структуру программы.
3. Какова необходимость той или иной программы.
4. С какой целью создается программа.
5. При каких условиях может быть реализована та или иная программа.
6. Как оценить оправданность и эффективность программы.
Структура программы – это одно из основных требований к любой программе:
1. Пояснительная записка, содержащая актуальность ,цели задачи программы, её новизну и прогнозируемую эффективность, условия реализации программы.
2. Методики и технологии обучения и воспитания по данной программе, сроки обучения, планирование по часам и темам.
3. Мониторинг, включающий предполагаемые результаты и критерии их оценивания.
4. Список используемой литературы.
5. Приложения в виде конспектов, наглядных пособий и пр.
Программа оформляется титульным листом, содержащим название программы, фамилии авторов, указания на кого рассчитана программа.
Необходимость составления той или иной программы вытекает, прежде всего, из уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего воспитательно-образоательный процесс, его умения работать с каждым конкретным ребенком и с конкретной группой, умения планировать. Прогнозировать результаты и выстраивать оптимальные педагогические способы достижения желаемых результатов. Воспитание ребенка – это творческий процесс, требующий профессиональных знаний и высокой ответственности педагога.
Цель составления авторских программ — это прежде всего возможность каждого педагога реализовать свой творческий и профессиональный потенциал в ответственном деле – воспитании будущего поколения, это все возрастающее качество дошкольного образования. Это возможность удовлетворить социальный заказ родителей и общества на оказание образовательных услуг дошкольным учреждением.
Однако необходимо помнить, что прежде чем какая-либо авторская программа получит право на апробирование и реализацию она должна пройти рецензирование и утверждение. Рецензером программы может быть специалист в данной области, имеющий ученую степень или высшую профессиональную квалификацию и работающий в дошкольном учреждении.
Утверждение на использование программы может осуществляться на педагогическом совете ДОУ или городском методическом объединении. Решение на одобрение программы должно содержать формы и сроки отчетности по результатам апробации программы.
Авторские программы могут быть как комплексными так и парциальными, обеспечивающими основное или дополнительное образование. По объему программы могут быть разными, например, парциальная программа может быть рассчитана, самое меньшее, на 9-12 занятий, а целью её будет расширение какой-либо тематической информации или развития у детей определенных навыков. Так, в рамках развития у детей элементарных математических представлений, может быть включена авторская программа по обучению детей шахматной игре или разгадыванию ребусов и т.п.
Любая авторская программа отражает в первую очередь индивидуальность самого педагога, его интеллект, область интересов, эрудицию и общую образованность. Программа ДОУ свидетельствует о специфике и индивидуальности образовательного учреждения.
Наше дошкольное учреждение, в рамках своей образовательной программы, достаточно конкретно определилось с комплексными, парциальными программами основного и дополнительного образования. Реализация поставленных задач программой развития нашего ДОУ поставила нас перед необходимостью составления своих программ.
Так нами разработана комплексная программа по работе с родителями «Партнерство». Данная программа является комплексной, так как поставленные цели и задачи направлены на решение общих вопросов взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии ребенка. Программа стала победителем городского конкурса программ по профилактике детской безнадзорности и беспризорности ,победителем всероссийского конкурса «Детский сад будущего» в номинации «родитель тоже педагог».Признание нашей программы на таком высоком уровне дает нам право на её распространение, а педагогам возможность творчески на научной основе стоить свою профессиональную деятельность. В нашем дошкольном учреждении уже несколько авторских и модифицированных программ, которые позволяют педагогам развивать потенциальные возможности каждого ребёнка, совершенствовать качество образования и обеспечивать хорошую подготовку к школе каждому воспитаннику.
Источник: dohcolonoc.ru