Чем отличается адаптивная программа от адаптированной

Содержание

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / HIGHER EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS / STUDENTS WITH DISABILITIES / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крепс Т.В.

В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования . В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

Чем отличается обучение по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крепс Т.В.

Сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском национальном исследовательском технологическом университете

Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Обеспечение доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском федеральном округе

Обеспечение специальных образовательных условий для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: актуализация требований

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education . In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ»

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Как писать адаптированную программу? Адаптированная программа ОВЗ

Т.В. Крепс, канд. пед. наук

Гуманитарный колледж Кубанского государственного университета физической культуры

(Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В статье рассматривается разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Рассмотрены нормативно-правовая база и алгоритм внедрения адаптированных образовательных программ высшего образования. В процессе реализации АОП в рамках деятельности КГУФКСТ анализируется, как осуществляется развитие адаптивной модели, в которой обучение, воспитание, развитие каждого студента с ОВЗ и инвалидностью исполняется через модернизацию приоритетов деятельности профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: высшее образование, инклюзивное образование, специальные образовательные условия, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, адаптированные образовательные программы.

Критерии АОП рассмотрены О.Ю. Муллером, Ф.Д. Рассказовым и Н.А. Ротовой [2]. Вариативности методов обучения и обеспечению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью электронными образовательными ресурсами посвящены исследования М.В. Ростовцевой и В.Т.

Ковалевич [3]. Вариативность форм проведения текущего контроля, промежу-

точной и государственной итоговой аттестации и разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков для обучающихся с ОВЗ анализирует К.М. Грабчук [1, с. 115]. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса рассмотрено Т.А. Ярая и Л.О. Рокотянской [5]. А.Т. Хакимова и С.В.

Абзалова [4] исследуют установление особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура» обучающимися с ОВЗ.

Абитуриенту с ОВЗ или инвалидностью необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) — если достиг совершеннолетия. В заключении будут обозначены специальные образовательные условия для обучающегося, что позволит более точно учесть его образовательные потребности. Обучающийся также пишет личное заявление, в котором указывает, что желает обучаться по адаптированной или индивидуальной образовательной программе. Если обучающийся несовершеннолетний, то заявление принимается от одного из родителей или опекуна.

Читайте также:
Как пользоваться программой basic

Механизм внедрения адаптивной образовательной программы высшего образования представлен на рисунке.

Выпускающая кафедра т

Утверждение АОП ВО

Внесение изменений в ОП ВО, экспертиза АОП

^ Сбор первичных данных (ОВЗ, инвалидность). Выявление потребностей в специальных образовательных условиях Рис. Механизм внедрения АОП ВО

При этом рекомендуется сформировать центр инклюзивного образования в учебном учреждении, направленный на выявление у каждого студента с ОВЗ и инвалидностью личной потребности в специальных образовательных условиях.

Выпускающая кафедра и учебно-методический совет образовательного учреждения разрабатывают и проводят экспертизу адаптированной образовательной программы. Выверенный документ, изменения которого внесены в пояснительную записку и учебный план направления подготовки, утверждается на учебно-методическом совете и ученом совете, размещается как официальный документ, регламентирующий образовательный процесс, в том числе на официальном сайте образовательного учреждения высшего образования.

Виды АОП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:

— адаптированная образовательная программа высшего образования (АОП ВО) по направлению подготовки;

— АОП ВО для обучающихся отдельных нозологий;

— индивидуальная образовательная программа (ИОП) как комплекс документов, позволяющий выработать индивидуальный образовательный маршрут с изменением сроков обучения и с изменением образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Проектирование АОП ВО учитывает:

1. ФГОС ВО — изменяться могут только условия освоения;

2. Особые образовательные потребности обучающихся, когда адаптируются учебные материалы с учетом нозологии;

3. Рекомендации и требования к организации образовательного процесса;

4. Реальные условия образовательной организации.

Адаптация образовательных программ содержит изменение структуры и временных рамок образовательной деятельности, использование разнообразных форм, методов и средств учебной деятельности, ресурсное обеспечение образовательной программы, например, мультимедийное оборудование, и организацию дистанционного обучения, образовательную среду вуза, способствующую адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Разработка АОП ВО регламентируется методическими рекомендациями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья в образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн), и внутренними локальными актами, регламентирующими процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) занимается практической разработкой вопросов доступности среднего и высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

АОП ВО разрабатывается университетом самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС ВО на основе основной профессиональной образовательной программы высшего образования по соответствующему направлению подготовки и в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

В учебный план Гуманитарного колледжа КГУФКСТ включены адаптационные дисциплины, направленные на совершенствование самосознания, развитие личностных эмоционально-волевых, интеллектуальных и познавательных качеств у обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Адаптационные дисциплины включены в часть учебного плана в качестве факультативных занятий по специальностям. Конфигурация учебного плана в этом случае не изменяется, а дополняется дисциплинами, улучшающими адаптационный потенциал обучающихся. Так, для обучающихся колледжа на 2 курсе проводится факультатив «Технологии инклюзивного образования», объемом 36 академических часов, целью является овладение технологическими основами обучения и развития личности в инклюзивной среде, основами эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными нуждами.

1. Грабчук К.М. Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2017. — № 2. — С. 115-119.

2. Муллер О.Ю., Рассказов Ф.Д., Ротова Н.А. Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2016. — № T8. — С. 41-45.

3. Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т. Технология и методы инклюзивного образования // Современное образование. — 2018. — № 2. — С. 140-148.

4. Хакимова А.Т., Абзалова С.В. Проблемы применения адаптивных курсов на занятиях по физической культуре для студентов с ОВЗ // Вопросы педагогики. — 2020. — № 3-1. -С. 222-225.

5. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Методика оценки эффективности внедрения модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. № 3. — С. 3-17.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 14.10.2020).

В программы практик и государственной аттестации внесена информация об адаптации к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

В КГУФКСТ преподаватели, реализующие АОП ВО, прошли специальную подготовку в виде курсов повышения квалификации в области инклюзивного образования и работы с лицами с ОВЗ, на начало учебного года это три четверти профессорско-преподавательского состава, к марту 2021 года эта работа будет завершена в целом. Учебно-методическое и информационное обеспечение находит отражение в изготовлении материалов в доступной форме для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, с применением элементов дистанционного обучения на платформах Microsoft Teams и Moodle.

Читайте также:
Как попасть в программу по строительству дома

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ADAPTED EDUCATIONAL

PROGRAMS AT THE UNIVERSITY

T.V. Kreps, Candidate of Pedagogic Sciences

Humanities college of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article deals with the development of adapted educational programs of higher education for people with disabilities, taking into account the peculiarities of their psychophysical development and individual capabilities. The article considers the legal framework and algorithm for implementing adapted educational programs of higher education. In the process of implementing adapted educational programs in the framework of Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism analyzed how is the development of an adaptive model in which learning, education, development of each student with special needs and disabilities is being implemented through the modernization priorities of the faculty.

Keywords: higher education, inclusive education, special educational conditions, students with disabilities, adapted educational programs.

Источник: cyberleninka.ru

Обучаясь по программам 7.1 и 5.1, ваш школьник получит обычный аттестат. Поступит в массовый колледж. Надо получить их вовремя

Сейчас много детей, которым трудно учиться в школе. К школе тоже много вопросов, образование изменилось по сравнению с СССР. Масса домашних заданий, контрольных, проверочных. Напрягается и абсолютно здоровый человек, а если есть особенности.

Провал на ОГЭ 2021 года только подтверждает то, что родителям нужно внимательно относиться к детям. Например, вовремя переводить на адаптированные программы.

Что такое адаптированные программы?

Это программа обучения ребенка, приспособленная под его особенности, для обучения школьника с ОВЗ, это ограниченные возможности здоровья.

Разрабатывается она на базе основной общеобразовательной школы. То есть обучается ученик в обычной школе, а не в коррекционной.

Оговорюсь, что все нижесказанное не относится к детям с умственной отсталостью. Сейчас предусмотрена инклюзия, когда эти дети могут учиться в обычной школе, по программе для умственно отсталых. Но ОГЭ они не сдают, аттестат не получают.

Не повредит ли адаптированная программа моему ребенку?

Этот вопрос заставляет родителей не спешить к врачам. Даже если они понимают, что обучение свыше возможностей их сына или дочери. Дотягивают с этим до 9 класса и школьник не получает аттестат вообще. И это уже совсем другой уровень истраченных нервов.

А между тем, аттестат выдается тот же самый, как у всех. В нем нет ни одной строчки, ни одного знака, намека, что выпускник учился как-то не так.

Как правило, просто требования к ученику в школе меньше, есть послабления.

Виды адаптированных программ.

Я не буду останавливаться на тех, которые распространяются на учеников со сниженным зрением, слухом, у которых нарушен опорно-двигательный аппарат. Такие ребята все же чаще ходят в коррекционные школы и имеют инвалидность.

Дети на инвалидности, все до одного, имеют право на облегченный экзамен! Он называется ГВЭ, в этом году такие сдавали один экзамен.

Родители не всегда знают об этом или поддаются на уговоры завучей. Сын моей читательницы в этом году сдавал два экзамена, как для здоровых. Все потому что завуч открестился: в нашей школе это не принято, сдают все обычные экзамены.

Ученикам без инвалидности в массовой школе чаще всего оформляют два вида программ:

-по тяжелым нарушениям речи, 5.1

С ЗПР все как бы и ясно. Задержка развития. С тяжелыми нарушениями речи (ТНР) не все так однозначно. Ваш ребенок может говорить как великий оратор, но на письме допускать чудовищные ошибки, то есть иметь дисграфию.

Или в математике совсем не понимать цифр. Это называется дискалькулией.

Оформлять эти программы нужно заранее, в 9 классе не дадут!

Надо идти к врачам, устанавливать диагнозы и на ПМПК получать адаптированную программу. Тогда в 9 классе выпускник будет сдавать облегченный экзамен.

Источник: dzen.ru

Консультация «Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ»

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы с учётом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.

Публикация «Консультация „Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • ОВЗ. Проекты, планы, консультации
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Темочки

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать детям равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению. Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка.

Читайте также:
Как изменить голос с помощью программы в дс

АОП могут быть разных видов: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи, РАС.

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ. Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства.

Успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП, также связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты. Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих программ, методик, электронную библиотеку.

С каждым годом совершенствуется нормативно-правовая база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АОП для детей с ОВЗ.

• Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок, ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения.

Структура Адаптированной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

1. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. ;

2. Условия реализации работы программы;

3. Индивидуальный учебный план .Определяет объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.

5. Основные требования к результатам реализации АОП.

В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.

6. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.

7. Заключение и рекомендации специалистов.

Условия реализации адаптированной образовательной программы.

Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.

Для создания этих условий необходимы:

• учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);

• реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;

• предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;

• привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Реализация АОП в образовательной организации осуществляется с привлечением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и педагогов-психологов.

Список используемых сайтов и полезных ссылок

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru