Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Внедряем и используем Федеральные адаптированные общеобразовательные программы
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа коррекционной работы | Адаптированная образовательная программа | |
Направление деятельности в рамках реализации программы | Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ; оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО | Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация |
Срок реализации | 4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся | 1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий |
Контингент обучающихся, для которых разрабатывается | Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие. | 1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид» |
Разрабатывается и реализуется | Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) | Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк |
Утверждается | Управляющим Советом ОО | Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ |
Механизм реализации | Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство | Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач |
Направления коррекционной работы | Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное | Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) |
Планируемые результаты коррекционной работы | Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения | Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей |
Адаптированная рабочая программа
Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.
Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:
-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:
- Анализ и «купирование» содержания предметной области на данном этапе обучения;
- Изменение структуры и временных рамок;
- Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
- Использование тех или иных технологических приемов;
- Использование тех или иных дидактических материалов.
Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Адаптированной образовательной программы:
1. Педагогическая диагностика
2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).
1. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.
— «обязан знать» — информация, обязательная к усвоению и существенная;
— «должен знать» — информация важная, но не существенная;
— «может знать» — информация несущественная и не слишком важная.» (1).
В нашем случае категория «обязан знать» будет соответствовать требованиям программ для коррекционных школ VIII вида, «должен знать» — инвариантной части общеобразовательной программы, «может знать» — вариативной части авторской образовательной программы. Результаты освоения ребенком инвариантной части общеобразовательной программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов начального (основного, среднего) общего образования.
4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего.
5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.
Распределение объема содержания различных программ можно схематически представить следующим образом (рис. 1):
В случае, когда учитель понимает, что Примерная учебная программа и Авторская учебная программа по тому или иному предмету не удовлетворяют условиям преподавания в классе, особенностям контингента обучающихся в целом, в том числе – обучающегося с ОВЗ, он может разработать Рабочую учебную программу (см. методические материалы). При этом следует отметить, что Рабочая учебная программа может быть разработана как для класса, так и индивидуально для отдельного обучающегося с учетом Индивидуального учебного плана и специальных образовательных условий в части обеспечения специальными приспособлениями, техническими средствами обучения, использования тех или иных форм и режима обучения, рекомендаций ПМПК об использовании той или иной адаптированной основной образовательной программы.
Источник: studopedia.ru
3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа коррекционной работы
Адаптированная образовательная программа
Направление деятельности в рамках реализации программы
Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ;
оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО
Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация
4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся
1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий
Контингент обучающихся, для которых разрабатывается
Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие.
1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»
Разрабатывается и реализуется
Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)
Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк
Управляющим Советом ОО
Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ
Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство
Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач
Направления коррекционной работы
Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное
Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)
Планируемые результаты коррекционной работы
Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения
Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей
Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.
Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:
-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:
- Анализ и «купирование» содержания предметной области на данном этапе обучения;
- Изменение структуры и временных рамок;
- Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
- Использование тех или иных технологических приемов;
- Использование тех или иных дидактических материалов.
Источник: studfile.net
Чем отличаются аооп и аоп по овз в доу
В чём же отличие адаптированной основной общеобразовательной программы (далее — АООП) и адаптированной образовательной программы (далее — АОП)? Давайте попробуем с вами в этом разобраться.
В п. 28 ст. 2 Закона об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорится, что
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Хохлова Инна Анатольевна
заместитель директора по УВР
МОУ сош с.Новая Кука
Читинский район Забайкальский край
Место АОП и АООП в сфере общего образования
АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.
АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.
АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.
АООП разрабатывается на каждого ребенка.
АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.
АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.
АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.
АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.
АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.
АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).
АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
АОП – это рабочая программа учителя.
— к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);
— до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.
образовательная организация — самостоятельно
Основа для разработки
четко не регламентируется
в соответствии с ФГОС
в соответствии с примерной АООП
Рабочая программа учителя
учитываются специальные требования, включенные в стандарты, предъявляемые для реализации программы для лиц с ОВЗ
составляется с учетом примерной АООП
Применяется к лицам
Приказы Минобрнауки России
№ 29/2065-п от 10.04.2002
№ 1312 от 09.03.2004
№ 373 от 6. 10.2009
№ 1897 от 17.12.2010
№ 413 от 17.05. 2012
№ 1598 от 19.12.2014
№ 1599 от 19.12.2014
Рис. №1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.
Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). С 01 сентября 2016 года коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом: глухие — 1.1., 1.2., 1.3., 1.4; слабослышащие — 2.1., 2.2., 2.3.; слепые — 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.4.; слабовидящие — 4.1., 4.2., 4.3.; с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1., 5.2.; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 6.1., 6.2., 6.3., 6.4.; с задержкой психического развития (ЗПР) — 7.1., 7.2.; с расстройствами аутистического спектра (РАС) — 8.1., 8.2., 8.3., 8.4.; с легкой умственной отсталостью — Пр. №1598, вар.1.; с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) — Пр. №1599, вар.2.
Предоставленное в образовательное учреждение заключение ПМПК, является основанием для создания специальных образовательных программ и других условий для обучения и воспитания ребенка.
П риказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дарья, спасибо что уточнили, что это одно и то же. Тогда у меня вопрос — если я пишу на группу дошкольников с одним диагнозом это называется АОП, а если в этой группе у меня ребенок с еще другим диагнозом (например, группа с ТНР, а один ребенок с ТНР и ЗПР), то я пишу опять АОП только индивидуальную на этого ребенка. Правильно?
т.е. все дети у меня занимаются по одной программе, а этот ребенок по другой программе индивидуально. Или у него должно быть две программы ТНР и ЗПР?
А вообще у меня такой странный вопрос, а где прописано про АОП у дошкольников? ФГОС ДО я нашла только коррекцию (коррекционный блок в основной программе), а ФГОС для ОВЗ рассчитан я так понимаю для школьников
Катя, АООП касается только основного общего образования. На дошкольников Фгос для детей с ОВЗ не распространяется, т. к. он касается создания условий для обучения, освоения ООП. Садик обучения не ведет, соотвественно вам АООП разрабатывать не надо, т.к. она касается образования ребенка, а не воспитания
Дарья, всю ночь копалась нашла! АОП касается и детских садов — Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 №1014 Порядок организации и осуществления обр. деятельности по основным ОП ДО
там прописано, что на деток ОВЗ должны быть АОП (вот структуры их нет, к сожалению)
Катя, видимо вы правы, т.к. я ФГОС для садов не знаю. Я поищу про структуру. Но ФГОС для детей с ОВЗ на вас не распространяется т.к. он для началки. В любом случае придерживайтесь той структуры, которая в Обычном ФГОС для обычной ОП. И кстати АОП и АООП это все таки одно и тоже, как например иногда говорят образовательная программа или основная образовательная программа. В законе дается определение ОП и АОП
Дарья, СПАСИБО ВАМ! Можно еще вернусь к предыдущему вопросу, вдруг вы где-то наткнетесь на такое
**Тогда у меня вопрос — если я пишу на группу дошкольников с одним диагнозом это называется АОП, а если в этой группе у меня ребенок с еще другим диагнозом (например, группа с ТНР, а один ребенок с ТНР и ЗПР), то я пишу опять АОП только индивидуальную на этого ребенка. Правильно?
т.е. все дети у меня занимаются по одной программе, а этот ребенок по другой программе индивидуально. Или у него должно быть две программы ТНР и ЗПР?**
И начитавшись информации встал еще один вопрос: Надо ли согласовывать АОП индивидуальную или групповую с родителями этих детей? (Просто где-то наткнулась на информацию, что АОП индивидуальная согласовывается с родителями этого ребенка. но опять же каким документом это регламентировано, я не нашла)
Катя, если родители принесли справку от ПМПК где указано «Рекомендовано обучение по АОП или АООП», то в этом случае они пишут заявление на имя руководителя ОО о том, что дают свое согласие на обучение их ребенка по АОП. И после этого согласия вы разрабатываете АОП. И еще нет понятия индивидуальная АОП, есть форма обучения по АОП индивидуальная или групповая, а еще есть инклюзия
Дарья, спасибо! А есть где-то в документах где регламентируется, что **они пишут заявление на имя руководителя ОО о том, что дают свое согласие на обучение их ребенка по АОП** (у нас ПМПК родители с детьми проходят прямо в саду и подписываются под заключением ПМПК, что они согласны). но чтобы они заявление на имя заведущей писали, я не слышала. т.е. если родители не пишут заявления о согласии обучения по АОП, то мы не работаем с их детьми по АОП?. Просто может где-то в законе прописано это, что родители или мы должны согласовывать программу с родителями.
тогда по-другому сформулирую этот вопрос. у меня один ребенок из всей группы (ЗПР+ТНР), а остальная группа ТНР. мне на него надо одну программу написать ЗНР+ТНР или две отдельные (отдельно на ЗПР и отдельно на ТНР)?
Дарья, т.е. если я правильно вас понимаю в законе нигде не говорится, что мы согласовываем АОП с родителями и подписываем с ними какой-либо документ по этому поводу.
А заявление — это чисто по нашей воле и для подстраховки. Если у меня заведующая не собирает такие заявления (может она не захочет так делать, например, такое же тоже может быть) могу ли я как психолог подписать с родителями например, информированное согласие на то, что их дети будут заниматься с психологом по АОП?
я вот тоже думаю, что две если честно. но тогда с этим ребенком получается я занимаюсь в два раза больше (так он идет сразу по двум программам)
Спасибо, за приглашение! Я бы с радостью, потому что много вопросов появляется, но к сожалению в этот день работаю (а на работе интернета нет((( ).
Дарья, *И кстати АОП и АООП это все таки одно и тоже, как например иногда говорят образовательная программа или основная образовательная программа. В законе дается определение ОП и АОП* — спасибо за разъяснение, а то я голову ломала. в одних местах АОП написано, в других АООП. я уже подумала, что это разные программы
АОП должна каждый год меняться — например, у меня группа детей с ТНР 5-6 лет. на след год, я опять наберу группу других детей с ТНР 5-6 лет ( я могу использовать для них одну и ту же программу)?
Катя, при тнр зпр вторична, так, что программа пишется на тнр. Попробую для вас найти сейчас ссылку программ для детей с ОВЗ
Зачастую педагоги и специалисты испытывают трудности в написании программы. В помощь предлагаю небольшую, но емкую информацию в виде шпаргалки для написания АОП.
АОП и АООП: отличия
Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10детей)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.
АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.
АОП и АООП: отличия
Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.
АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.
АОП и АООП: отличия
Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.
АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.
- Как взаимосвязаны потребности и способности 6 класс обществознание кратко
- Как получить объемное изображение в технике маркетри кратко
- Что такое канавка в машиностроении кратко
- Анализ годового плана в доу
- Как сделать закладки для книг своими руками в школу
Источник: obrazovanie-gid.ru