Чем отличается адаптированная программа от рабочей программы

Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

Внедряем и используем Федеральные адаптированные общеобразовательные программы

Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.

Программа коррекционной работы Адаптированная образовательная программа
Направление деятельности в рамках реализации программы Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ; оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация
Срок реализации 4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся 1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий
Контингент обучающихся, для которых разрабатывается Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие. 1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»
Разрабатывается и реализуется Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк
Утверждается Управляющим Советом ОО Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ
Механизм реализации Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач
Направления коррекционной работы Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)
Планируемые результаты коррекционной работы Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей

Адаптированная рабочая программа

Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.

Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:

-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:

  • Анализ и «купирование» содержания предметной области на данном этапе обучения;
  • Изменение структуры и временных рамок;
  • Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
  • Использование тех или иных технологических приемов;
  • Использование тех или иных дидактических материалов.

Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Адаптированной образовательной программы:

1. Педагогическая диагностика

2. Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в освоении того или иного учебного предмета (это не обязательно должны быть все предметы).

1. Анализ образовательной программы по предмету (предметной области) с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения ребенком с ОВЗ.

— «обязан знать» — информация, обязательная к усвоению и существенная;

— «должен знать» — информация важная, но не существенная;

— «может знать» — информация несущественная и не слишком важная.» (1).

В нашем случае категория «обязан знать» будет соответствовать требованиям программ для коррекционных школ VIII вида, «должен знать» — инвариантной части общеобразовательной программы, «может знать» — вариативной части авторской образовательной программы. Результаты освоения ребенком инвариантной части общеобразовательной программы будут соответствовать базовому уровню планируемых результатов начального (основного, среднего) общего образования.

4. Календарно-тематическое планирование по предмету, выделение в каждой теме дидактических единиц, универсальных учебных действий, соответствующих той или иной категории («обязан, должен, может»), сопоставление содержания той или иной темы с программами школ VIII вида, выделение общего.

5. Постановка цели и задач урока по той или иной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.

Распределение объема содержания различных программ можно схематически представить следующим образом (рис. 1):

В случае, когда учитель понимает, что Примерная учебная программа и Авторская учебная программа по тому или иному предмету не удовлетворяют условиям преподавания в классе, особенностям контингента обучающихся в целом, в том числе – обучающегося с ОВЗ, он может разработать Рабочую учебную программу (см. методические материалы). При этом следует отметить, что Рабочая учебная программа может быть разработана как для класса, так и индивидуально для отдельного обучающегося с учетом Индивидуального учебного плана и специальных образовательных условий в части обеспечения специальными приспособлениями, техническими средствами обучения, использования тех или иных форм и режима обучения, рекомендаций ПМПК об использовании той или иной адаптированной основной образовательной программы.

Читайте также:
Программа барс медицина инструкция по применению

Источник: studopedia.ru

3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.

Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.

Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.

Программа коррекционной работы

Адаптированная образовательная программа

Направление деятельности в рамках реализации программы

Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ;

оказание помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для реализации ООП ОО

Освоение ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация

4 года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого контингента обучающихся

1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании специальных образовательных условий

Контингент обучающихся, для которых разрабатывается

Дети различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети, имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной жизненной ситуации и другие.

1 ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или «ребенок-инвалид»

Разрабатывается и реализуется

Под руководством администрации ОО специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)

Под руководством администрации ОО (координатора по инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ППк

Управляющим Советом ОО

Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ

Взаимодействие специалистов ОО; социальное партнерство

Взаимодействие в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач

Направления коррекционной работы

Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное

Диагностическое; коррекционно-развивающее; профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)

Планируемые результаты коррекционной работы

Освоение ООП всеми категориями детей, требующими организации психолого-педагогического сопровождения

Положительная динамика развития ребенка; освоение ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей

Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.

Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:

-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;

— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;

— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.

В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:

  • Анализ и «купирование» содержания предметной области на данном этапе обучения;
  • Изменение структуры и временных рамок;
  • Использование тех или иных форм организации учебной деятельности;
  • Использование тех или иных технологических приемов;
  • Использование тех или иных дидактических материалов.

Источник: studfile.net

Чем отличаются аооп и аоп по овз в доу

В чём же отличие адаптированной основной общеобразовательной программы (далее — АООП) и адаптированной образовательной программы (далее — АОП)? Давайте попробуем с вами в этом разобраться.

В п. 28 ст. 2 Закона об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорится, что

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Хохлова Инна Анатольевна

заместитель директора по УВР

МОУ сош с.Новая Кука

Читинский район Забайкальский край

Место АОП и АООП в сфере общего образования

АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.

АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

АООП разрабатывается на каждого ребенка.

АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

Читайте также:
Как удалить программу амми админ

АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

АОП – это рабочая программа учителя.

— к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);

— до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.

образовательная организация — самостоятельно

Основа для разработки

четко не регламентируется

в соответствии с ФГОС

в соответствии с примерной АООП

Рабочая программа учителя

учитываются специальные требования, включенные в стандарты, предъявляемые для реализации программы для лиц с ОВЗ

составляется с учетом примерной АООП

Применяется к лицам

Приказы Минобрнауки России

№ 29/2065-п от 10.04.2002

№ 1312 от 09.03.2004

№ 373 от 6. 10.2009

№ 1897 от 17.12.2010

№ 413 от 17.05. 2012

№ 1598 от 19.12.2014

№ 1599 от 19.12.2014

Рис. №1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.

Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). С 01 сентября 2016 года коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом: глухие — 1.1., 1.2., 1.3., 1.4; слабослышащие — 2.1., 2.2., 2.3.; слепые — 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.4.; слабовидящие — 4.1., 4.2., 4.3.; с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1., 5.2.; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) — 6.1., 6.2., 6.3., 6.4.; с задержкой психического развития (ЗПР) — 7.1., 7.2.; с расстройствами аутистического спектра (РАС) — 8.1., 8.2., 8.3., 8.4.; с легкой умственной отсталостью — Пр. №1598, вар.1.; с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) — Пр. №1599, вар.2.

Предоставленное в образовательное учреждение заключение ПМПК, является основанием для создания специальных образовательных программ и других условий для обучения и воспитания ребенка.

П риказ Минобразования РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дарья Соловьева

Екатерина Нотик

Дарья, спасибо что уточнили, что это одно и то же. Тогда у меня вопрос — если я пишу на группу дошкольников с одним диагнозом это называется АОП, а если в этой группе у меня ребенок с еще другим диагнозом (например, группа с ТНР, а один ребенок с ТНР и ЗПР), то я пишу опять АОП только индивидуальную на этого ребенка. Правильно?

т.е. все дети у меня занимаются по одной программе, а этот ребенок по другой программе индивидуально. Или у него должно быть две программы ТНР и ЗПР?

А вообще у меня такой странный вопрос, а где прописано про АОП у дошкольников? ФГОС ДО я нашла только коррекцию (коррекционный блок в основной программе), а ФГОС для ОВЗ рассчитан я так понимаю для школьников

Дарья Соловьева

Катя, АООП касается только основного общего образования. На дошкольников Фгос для детей с ОВЗ не распространяется, т. к. он касается создания условий для обучения, освоения ООП. Садик обучения не ведет, соотвественно вам АООП разрабатывать не надо, т.к. она касается образования ребенка, а не воспитания

Екатерина Нотик

Дарья, всю ночь копалась нашла! АОП касается и детских садов — Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 №1014 Порядок организации и осуществления обр. деятельности по основным ОП ДО
там прописано, что на деток ОВЗ должны быть АОП (вот структуры их нет, к сожалению)

Дарья Соловьева

Катя, видимо вы правы, т.к. я ФГОС для садов не знаю. Я поищу про структуру. Но ФГОС для детей с ОВЗ на вас не распространяется т.к. он для началки. В любом случае придерживайтесь той структуры, которая в Обычном ФГОС для обычной ОП. И кстати АОП и АООП это все таки одно и тоже, как например иногда говорят образовательная программа или основная образовательная программа. В законе дается определение ОП и АОП

Екатерина Нотик

Дарья, СПАСИБО ВАМ! Можно еще вернусь к предыдущему вопросу, вдруг вы где-то наткнетесь на такое

**Тогда у меня вопрос — если я пишу на группу дошкольников с одним диагнозом это называется АОП, а если в этой группе у меня ребенок с еще другим диагнозом (например, группа с ТНР, а один ребенок с ТНР и ЗПР), то я пишу опять АОП только индивидуальную на этого ребенка. Правильно?

т.е. все дети у меня занимаются по одной программе, а этот ребенок по другой программе индивидуально. Или у него должно быть две программы ТНР и ЗПР?**

И начитавшись информации встал еще один вопрос: Надо ли согласовывать АОП индивидуальную или групповую с родителями этих детей? (Просто где-то наткнулась на информацию, что АОП индивидуальная согласовывается с родителями этого ребенка. но опять же каким документом это регламентировано, я не нашла)

Дарья Соловьева

Катя, если родители принесли справку от ПМПК где указано «Рекомендовано обучение по АОП или АООП», то в этом случае они пишут заявление на имя руководителя ОО о том, что дают свое согласие на обучение их ребенка по АОП. И после этого согласия вы разрабатываете АОП. И еще нет понятия индивидуальная АОП, есть форма обучения по АОП индивидуальная или групповая, а еще есть инклюзия

Читайте также:
Понятие бюджетной программы ее структура и порядок разработки рб

Екатерина Нотик

Дарья, спасибо! А есть где-то в документах где регламентируется, что **они пишут заявление на имя руководителя ОО о том, что дают свое согласие на обучение их ребенка по АОП** (у нас ПМПК родители с детьми проходят прямо в саду и подписываются под заключением ПМПК, что они согласны). но чтобы они заявление на имя заведущей писали, я не слышала. т.е. если родители не пишут заявления о согласии обучения по АОП, то мы не работаем с их детьми по АОП?. Просто может где-то в законе прописано это, что родители или мы должны согласовывать программу с родителями.

тогда по-другому сформулирую этот вопрос. у меня один ребенок из всей группы (ЗПР+ТНР), а остальная группа ТНР. мне на него надо одну программу написать ЗНР+ТНР или две отдельные (отдельно на ЗПР и отдельно на ТНР)?

Дарья Соловьева

Екатерина Нотик

Дарья, т.е. если я правильно вас понимаю в законе нигде не говорится, что мы согласовываем АОП с родителями и подписываем с ними какой-либо документ по этому поводу.
А заявление — это чисто по нашей воле и для подстраховки. Если у меня заведующая не собирает такие заявления (может она не захочет так делать, например, такое же тоже может быть) могу ли я как психолог подписать с родителями например, информированное согласие на то, что их дети будут заниматься с психологом по АОП?

я вот тоже думаю, что две если честно. но тогда с этим ребенком получается я занимаюсь в два раза больше (так он идет сразу по двум программам)

Спасибо, за приглашение! Я бы с радостью, потому что много вопросов появляется, но к сожалению в этот день работаю (а на работе интернета нет((( ).

Екатерина Нотик

Дарья, *И кстати АОП и АООП это все таки одно и тоже, как например иногда говорят образовательная программа или основная образовательная программа. В законе дается определение ОП и АОП* — спасибо за разъяснение, а то я голову ломала. в одних местах АОП написано, в других АООП. я уже подумала, что это разные программы

Екатерина Нотик

АОП должна каждый год меняться — например, у меня группа детей с ТНР 5-6 лет. на след год, я опять наберу группу других детей с ТНР 5-6 лет ( я могу использовать для них одну и ту же программу)?

Светлана Литвинова

Катя, при тнр зпр вторична, так, что программа пишется на тнр. Попробую для вас найти сейчас ссылку программ для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачастую педагоги и специалисты испытывают трудности в написании программы. В помощь предлагаю небольшую, но емкую информацию в виде шпаргалки для написания АОП.

АОП и АООП: отличия

Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10детей)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

АОП и АООП: отличия

Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

АОП и АООП: отличия

Если в группе один ребёнок с ОВЗ, то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа. Если в детском саду есть группа (или более 10)со схожими нарушениями, например, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата, то для целой группы компенсирующей направленности пишется адаптированная основная образовательная программа, потому что задачи будут для всей группы детей одинаковыми.

АОП и АООП – разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и на основе особенностей этих детей разрабатывать адаптированные программы. В группах комбинированной направленности вместе с обычными детьми находятся дети с ОВЗ, поэтому необходимо рассматривать каждого ребёнка индивидуально – для каждого писать адаптированную образовательную программу. Для детей инвалидов соответственно обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.

  • Как взаимосвязаны потребности и способности 6 класс обществознание кратко
  • Как получить объемное изображение в технике маркетри кратко
  • Что такое канавка в машиностроении кратко
  • Анализ годового плана в доу
  • Как сделать закладки для книг своими руками в школу

Источник: obrazovanie-gid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru