Школа сегодняшнего дня призвана не только решать вопросы, направленные на обучение школьников, но и серьезным образом готовить их к реальной жизни, ожидающей за стенами учебного заведения. Осуществление такой задачи возможно только при комплексном подходе к обучению учащихся. Именно интеграция образовательного и воспитательного компонентов позволит обеспечить подготовку самодостаточной личности, способной к самообразованию и успешной реализации в дальнейшем.
Необходимы ли программы дополнительного образования?
Компонентом, позволяющим учитывать потребности индивидуального развития каждого ребенка, является дополнительное образование, осуществляемое в учебных заведениях во внеурочное время. Оно призвано способствовать закреплению и углублению материала, изучаемого в общем образовании, расширять границы познаваемого в школе, самоидентификации ребенка в социуме, реализации способностей детей, дифференциации потребностей в обучении, практическому использованию полученных в школе знаний.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы
Характеристика дополнительного образования
Программа дополнительного образования в школе по ФГОС предусматривает личностно ориентированный подход к учащимся, который обеспечивает условия для реализации их склонностей и способностей.
Говоря о занятиях, следует понимать, что внеурочная деятельность в школе может проводиться педагогами самого учреждения, что предусматривает взаимодействие классного педагога, психолога, логопеда, социального педагога, а также сюда могут привлекаться педагоги учреждений дополнительного образования. Учитывая сверхнагрузки учащихся и их родителей, привлечение к дополнительному образованию на базе школы позволит оптимизировать учебный процесс, сделать его более результативным.
Общие особенности дополнительного образования
Отличие дополнительного образования от общего заключается в добровольности выбора предмета изучения, вариативности форм и содержания выбранной дисциплины. Такой подход позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, нацелить на самоподготовку, повысить уровень социализации. Важно, что дополнительное образование позволяет углубить знания, внедрить их в практику.
Основная школьная программа является лишь набором теоретических знаний, использование которых для многих детей затруднительно на практике. Дополнительное образование призвано именно к тому, чтобы приобретенные в рамках общего обучения знания способствовали личностному росту ребенка, побуждали к более глубокому исследованию и в конечном итоге стали помощником в выборе профессии.
Кроме всего названного, особенностью дополнительного образования является объединение разновозрастных детей по принципу их заинтересованности каким-либо предметом. Такой подход расширяет круг общения детей, повышает их коммуникативные способности, уровень социализации.
Обязательный учебный предмет «Физическая культура»: 2 или 3 часа? Школьные спортивные клубы.
Специфика дополнительного образования в младшей школе
Образовательная программа дополнительного образования детей в начальной школе является важнейшим инструментом, позволяющим на ранних этапах формирования личности ребенка определиться с его склонностями, способностями и, развивая их, содействовать развитию гармоничной личности. Учитывая, что учащиеся начальной школы еще слабо позиционируют себя в социуме, дополнительное образование для этой возрастной категории является своеобразным идентификатором внутреннего я, источником повышения самооценки и трамплином для дальнейшей самореализации.
Программы дополнительного образования в начальной школе должны раскрывать весь творческий потенциал ребенка, «будить» его внутренние резервы, что в случае успеха будет способствовать его ранней профориентации. Кроме того, дополнительное образование должно способствовать реализации физической активности детей младшего школьного возраста, что возможно при использовании игровых форм внеурочной деятельности.
Направления реализации дополнительного обучения в школе
Программа дополнительного образования в школе по ФГОС ООО формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующей материально-технической базы. Помощником при составлении такой программы станет анкетирование, которое позволит определиться с компонентами программы в рамках общепринятой рекомендуемой структуры.
Таким образом, предусматриваются спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное и духовно-нравственное направления. Каждое из них может осуществляться в конкретных видах деятельности учащихся: познавательной, развлекательной, спортивно-оздоровительной, художественного творчества, социального творчества, туристическо-краеведческой, проблемно-ценностного общения.
Формы осуществления дополнительного образования
Наиболее эффективными формами организации внеурочной деятельности учащихся признаны кружки, секции, школьные научные общества и т. п. Говоря о формах дополнительного образования в школе, следует напомнить, что наиболее действенными являются креативные, демонстрирующие нетрафаретное отношение к подаче материала. Востребованными детьми остаются экскурсии, походы, концерты, представления.
Отдельно стоящими формами (олимпиады, конкурсы, выставки, соревнования) охватываются одаренные дети, таланты и способности которых находят свою реализацию именно во время внеурочной деятельности, что обусловлено большими возможностями для индивидуальной работы с учениками.
Физкультура в дополнительном образовании
Включение спортивно-оздоровительного компонента в дошкольное образование обусловлено общими тенденциями к значительному ухудшению уровня здоровья учащихся. Основными причинами, приводящими к снижению уровня здоровья детей, являются гиподинамия, загрязненность окружающей среды, неправильный образ жизни.
Названные нами негативные факторы, способствующие высокому уровню заболеваемости детей, преодолимы. Программа дополнительного образования в школе по физкультуре будет тем стимулом для учащихся, который позволит перебороть склонность к гиподинамии, привязанность к электронным средствам коммуникации и развлечений. Наиболее часто используемые модули дополнительного образования по физкультуре предусматривают занятость детей в кружках по шашкам, шахматам, боевым искусствам (каратэ, айкидо, тхэквондо), футболу, волейболу, баскетболу.
Искусство как форма познания окружающей действительности
Программа дополнительного образования в школе по ФГОС должна стимулировать развитие талантов на ниве художественно-эстетического направления. Наиболее представленным предметом в основном общем образовании, исследующим историю, теорию и практику искусств, является литература. К сожалению, большим пробелом в образовании сегодняшних школьников являются такие сферы, как музыка, изобразительное и сценическое искусство. В этом смысле неоценимую помощь в заполнении указанной лакуны в знаниях оказывают компоненты дополнительного образования. Кружковая работа, направленная на формирование духовной личности, осуществляется с учетом способностей учащихся и подразумевает включение в нее модулей музыки, хореографии, балета, театра и т. п.
Программа дополнительного образования в школе по музыке требует особенного внимания. Помимо образовательной функции, эта программа должна осуществлять оздоровительную и психологическую. Это подразумевает, что занятия пением позволяют разработать дыхательную систему, артикуляционный аппарат, а также способствуют снятию психологических барьеров.
Место русского языка в дополнительном образовании
Научно-познавательное направление призвано расширять горизонты знаний учащихся, стимулировать их познавательную активность, стремление к проектной деятельности, обучать принципам самоподготовки.
Программа дополнительного образования в школе по русскому языку предполагает более углубленное рассмотрение изученного материала, совершенствование речевых навыков, практическую реализацию изученного в проектной деятельности. Внеклассное изучение русского языка наиболее интересно в форме театральной студии, которая будет осуществлять межпредметные связи литератур и языка, обучать актерскому мастерству, повышать уровень коммуникативной деятельности учащихся.
Экология — важнейший компонент дополнительного образования
Важнейшим направлением дополнительного образования в школе является экологическое. Потребность во включении данного направления в программу обусловлена необходимостью воспитания любви к природе, Родине. Программа дополнительного образования в школе по экологии занимает отдельное место. Такое положение вещей обусловлено тем, что проблемы экологии касаются абсолютно каждого, живущего на планете.
Вовлечение значительного количества учащихся во внеклассную работу, направленную на защиту окружающей среды, позволит воспитывать ответственных граждан, заботливо относящихся к дарам природы. Наиболее перспективными формами обучения по экологии будут натуралистические кружки, экологические десанты по уборке территорий, ее озеленению.
Цели дополнительного образования
Подводя итоги, следует отметить, что программы дополнительного образования в школе по ФГОС призваны обогатить школу, позволить детям самореализоваться, включиться в социально значимую деятельность. Именно такой подход позволит повысить мотивацию школьников к обучению, поисковой научной деятельности, развитию их талантов и в конечном итоге будет способствовать их будущей профессиональной подготовке.
Особенно значимым вопросом при подготовке программы дополнительного образования в начальной школе является выявление сферы интересов младших ребят, развитие их способностей, что послужит залогом их успешной самореализации в дальнейшем. Ключевым моментом дополнительного образования является его установка на успех и практическую деятельностную направленность.
Источник: fb.ru
Программа дополнительного образования «Спорт для всех»
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная аудитория: учащиеся начального и среднего звена. Основные разделы программы: легкая атлетика, гимнастика, игровые виды.
Скачать:
![]() |
78.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление народного образования г. Мичуринска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска Тамбовской области
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МБОУ СОШ №19
от « »_________20___г. __________/Солончева Е.В./
Протокол № ___________ «____»___________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст обучающихся: 7 – 15 лет
Срок реализации: 3года
Захарова Виктория Родионовна,
учитель физической культуры
г. Мичуринск, 2016
Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы «Спорт для всех» — физкультурно-спортивная .
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.
Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней.
Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана для желающих заниматься в секции на основе современных научных данных и является отображением единства теории и практики. Программа « Спорт для всех » призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Отличительная особенность: программа «Спорт для всех» дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с волейболом, баскетболом. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики и развитию физических способностей. Занятия по программе «Спорт для всех» даёт возможность во внеурочное время углубленно заниматься:
— видами спорта, которые учащиеся осваивают в ограниченном по времени уроке физической культуры;
— учащимся, которые не могут освоить объём двигательных навыков на уроке физической культуры;
— подросткам, у которых наблюдается гиперактивность и проблема организации своего времени.
Адресат программы : заниматься в секции могут учащиеся 1-4 и 5-9 классов, прошедшие медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Объем программы: 113часов в год; 339 часов за 3 года обучения.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу в каждой группе после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН.
Формы обучения и режим занятий : материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: баскетбола, волейбола, а также техники элементов легкой атлетики и гимнастики, и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка. Для каждой группы программой предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов при переходе в следующие группы. В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала. Форма организации занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Формы проведения занятий и виды деятельности
Посвящены только одному из компонентов подготовки: техники, тактики или общефизической подготовке.
Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий)
Новизна программы : программа состоит из нескольких модулей, которые повторяют общеобразовательную программу по физической культуре, но при этом позволяют более углубленно освоить виды спорта, включенные в нее и повысить свою общефизическую подготовленность. Упражнения, включенные в программу «Спорт для всех» способствуют подготовке к сдаче норм ВФСК ГТО.
Программа дополнительного образования по общей физической подготовке «Спорт для всех» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Цель программы «Спорт для всех»: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья учащихся.
Цель конкретизирована следующими задачами:
— формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
— обучение основам техники различных видов двигательной деятельности;
— развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
— пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;
— популяризация спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики как видов спорта и активного отдыха;
— воспитание моральных и волевых качеств.
1-й год обучения
Наименование раздела, темы
Источник: nsportal.ru
Что означают медицинские группы здоровья у детей по физкультуре, и какая группа здоровья у вашего ребенка?
Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.
Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.
- Сколько физкультурных групп здоровья у школьников?
- Основная группа здоровья учеников школы в России
- Подготовительная группа здоровья школьников
- Специальная группа — подгруппы «А» и «В»
Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья
Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же.
- Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
- Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.
Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:
- Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
- Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
- Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.
Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.
Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.
Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?
- Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
- Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
- Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
- Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.
Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.
Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.
Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России
К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:
- Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
- Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.
Детей из данной группы допускают до…
- Сдачи норм ГТО.
- Учебных занятий в полном объеме.
- Сдачи нормативов.
- Тренировок в спортивных секциях.
- Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах. Как собрать ребенка в поездку на соревнования в другом городе?
- Участия в туристических походах.
- Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.
Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.
В частности:
- При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
- При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
- При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.
Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре
В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):
- Слабо подготовленных в физическом плане.
- С морфофункциональными нарушениями здоровья.
- Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
- Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.
Детей из данной группы допускают до:
- Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
- Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.
До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.
Также им запрещены:
- Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
- Длительный бег.
- Большое количество повторений упражнений.
Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.
В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.
Детям из данной группы рекомендуется:
- Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
- Замена бега на ходьбу.
- Проведение спокойных игр без резких передвижений.
- Увеличение пауз для отдыха.
Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:
- Печать и подпись.
- Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
- Диагноз.
- А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.
Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?
Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.
В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
- С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
- Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.
Детей из специальной группы А допускают до:
- Занятий по специально разработанной программе.
- Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
- ЛФК.
В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:
- Акробатические.
- Силовые.
- Скоростные.
- Умеренно-интенсивные подвижные игры.
Запрещено:
- Участие в соревнованиях.
- Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
- Посещение спортивных секций.
- Сдача нормативов.
Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.
В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.
То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.
Детей из специальной группы Б допускают до:
- Занятий ЛФК.
- Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.
В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами с нашими читательницами!
Источник: www.colady.ru