8 волонтеров подали заявку на это доброе дело
МКУК»РКДЦ» Репьевский район
Воронежская обл, Репьевский р-н, село Бутырки, ул Дружбы, д 4
Показать на карте
23 июля 2020 , 12:00 — 14:00
Подать заявку
Организатор быстро отвечает на заявки
Познавательно-развлекательная программа «Чем может гордиться человек»
Основная информация
МКУК»РКДЦ» Репьевский район
Воронежская обл, Репьевский р-н, село Бутырки, ул Дружбы, д 4
Показать на карте
23 июля 2020 , 12:00 — 14:00
Описание
На мероприятии ведущая расскажет о примерах для подражания, о людях, на которых хочется быть похожими. В ходе мероприятия ведущая расскажет что гордость, пока она не сверх меры, хороша и полезна, и о том что можно ожидать, когда её сменяет горделивость.
Порассуждают на тему «Чем можно гордиться, и что такое гордыня?» Будут показаны видео ролики о сверстниках, которые в наше время совершили героические поступки. Вспомнят великих людей земли русской, которыми до сих пор гордится каждый человек. Закончится мероприятие просмотром тематического фильма. Мероприятие пройдет в теплой дружеской обстановке. Мероприятие пройдет с привлечением волонтеров.
ТЕСТ Правда или ЛОЖЬ 😀 Тесты на логику от бабушки Шошо
Источник: dobro.ru
Конспект факультативного занятия «Моё Отечество» по теме «Поступки, которыми может гордиться человек»
В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе. Цель представленного занятия — научить учащихся обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции
22 января 2020 Баланович Ольга Генриховна
1141 53 1 0
Содержимое публикации
Факультативное занятие «Моё Отечество»
Тема: «Поступки, которыми может гордиться человек».
Цель: научить учащихся обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции.
1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям.
2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.
3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.
4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.
На доскецитаты:
«Относись к другому так же, как ты хотел, чтобы относились к тебе». Конфуций;
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,
что рядом с тобой человек». (Сухомлинский В. А.)
«Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению».
Лев Николаевич Толстой
Оборудование:
Презентация «Мои поступки»
Плакат со словами Толстого: «Люди различаются еще тем, что одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают».
Почему мозг человека уменьшается и во что он эволюционирует — Станислав Дробышевский
«Дерево добрых поступков»:на плакатеизображено дерево без листьев.
Конверты с разрезанными пословицами, с пазлами «Поступки-последствия», карточки с ситуациями.
Выставка детских рисунков.
Заповеди для работы в группах:
1) Умей уважать мнение других.
2) Не перебивай говорящего.
3) Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
4) Дай возможность высказаться каждому.
5) В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры.
6) Ваш успех – в соединении ваших усилий.
Ход занятия.
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.
— Обменявшись добрыми приветствиями, мы как будто сделали что-то хорошее, правда?
2. Вступительная беседа
— Всем вам известны слова из стихотворения В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо?». Название этого произведения говорит о том, что каждый человек должен учиться различать плохое и хорошее, делать осознанный выбор в пользу того или другого, и ваши поступки являются доказательством выбора.
Но, к сожалению, иногда мы, не задумываясь, совершаем такие поступки, которые причиняют боль и страдания другим людям. И при этом мы действуем не со зла, а … просто так. Просто так обзываем друг друга, придумывая обидные дразнилки. Просто так кидаем камень в голубя. Просто так, не задумываясь.
Никто не станет отрицать, что если бы каждый из нас делал выбор в пользу хорошего, правильного, наша сегодняшняя жизнь могла бы быть совершенно иной. Поэтому здесь (обратить внимание на плакаты с высказываниями) и написаны эти высказывания (чтение высказываний).
В поведении, в поступках проявляются особенности нашего характера, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.
3. Ознакомление с темой
Тема нашего классного часа – «Мои поступки» (Приложение: слайд 3)
-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)
-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём? (Приложение: слайд 4)
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
4. Чтение и анализ рассказа. «Я – позиция». Причина «Я – позиции».
— Послушайте, ребята, небольшой рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.
Мальчик в лифте.
«Мальчик вошел в лифт на 9 этаже. Ехать до первого было долго и скучно. Перед глазами на панели сияли белизной кнопки. Мальчик от нечего делать поковырял кнопки ключом. На одной из них было углубление, мальчик заклеил его жвачкой и воткнул спичку. Получилось очень смешно.
А лифт все еще полз, тихо поскрипывая, вниз. Мальчик поднес к спичке зажигалку. Спичка вспыхнула, как бенгальский огонь, но прогорела так быстро, что он опомниться не успел, как огонь добрался до кнопки и превратил ее в мягкое месиво. Мальчик похлопал рукавицей по кнопке, и она застыла уродливым грязным комком.
“Подумаешь, — вяло успокоил себя мальчик, выходя из лифта, — кому она нужна”.
На площадке первого этажа стояла, прислонившись к стенке, бабушка его друга с 5 этажа.
— Ой, Миша, — обрадовалась она, помоги, пожалуйста, сердце опять прихватило, а таблетки дома забыла, да и вызвать “Скорую” надо. Вызывай лифт, а то я шаг не могу сделать. Мишка вбежал в лифт, нажал кнопку – она не нажималась. Это была та самая, искалеченная им кнопка 5-го этажа. Он давил, стучал по ней кулаком – лифт не работал.
Вдруг на его глазах старушка начала медленно сползать по стене, ее лицо покрыла страшная бледность.
Бабушка! Что с вами? – мальчик бросился к квартирам первого этажа, звонил, кричал. Зазвучали шаги, заговорили люди, подъехала машина скорой помощи. А мальчик все стоял у открытого лифта, из которого зияющими черным глазком смотрела злополучная кнопка. А дома Миша рассказал маме обо всем случившемся. Она, всплеснув руками, спросила:
Сынок, зачем ты это сделал?
Какие мысли и чувства вызвал рассказ?
Были ли случаи, когда вам делали больно, вас обижали? Что вы при этом чувствовали?
— Необходимо отметить, что «красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения».
— Проанализируем ещё одну ситуацию.
Инсценирование отрывка из сказки Н.Носова.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(подходит Сиропчик и Пончик)
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка: (замахивается и начинает драться)
Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу! Какое доброе дело пропало даром.
Кнопка: А может ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это — бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А, для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто бы не знаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь – а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
— Какой вывод сделаете?
— А вы сами задумываетесь о том, как ведёте себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеете ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать?
Высказывания детей.
5.Работа в группах. «Я – позиция» и общественно значимая норма.
— В народе говорят: «Семь раз отмерь…» (продолжить).
— Работая в группах, выберите из данных на карточках пословиц те, в которых говорится, что нельзя делать что-то необдуманно, «просто так», если это может причинить кому-то неприятности. Прокомментировать свой выбор (2 минуты обсуждения, один из группы обосновывает выбор).
Не узнавши броду, не суйся в воду;
Дорога ложка к обеду;
За худом пойдешь — не добро найдешь;
Других не суди — на себя погляди;
Плохо, коль слово сказано, не спросясь разума;
Близок локоть, да не укусишь;
Поспешишь – людей насмешишь;
Когда рак на горе свистнет.
— Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценилось умение повелевать своим словом и своими поступками.
— Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. (Приложение: слайд 5)
-По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)
— Перед кем вы несете ответственность?
— А были у вас такие случаи, когда вы были не очень ответственны?
Ответы детей.
6. Обсуждение ситуаций. «Ответственность и безответственность»
На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 6).
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
Петя не любит учиться, но готовится к урокам. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
Вася аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ему в будущем. Он не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
— Представьте себе такую ситуацию. (Приложение:слайд 7)
Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит одноклассник и приглашает пойти поиграть в футбол. Очень хочется пойти. Он идёт на площадку и играет там до позднего вечера, забыв об уроках.
— Как повлияет этот поступок на самого ученика?
— Подумал ли мальчик о последствиях?
— Можно ли назвать этот поступок ответственным?
— Как нужно было поступить?
— Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может плохо повлияет на него самого и на других людей.
Рядом со словом «ответственность» можно поставить слово «самостоятельность»(Приложение: слайд8)
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
— Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого. Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
7. Игра «Собери пазл». «Поступок – последствия».
Задача ребенка — соединить карточки попарно, основываясь на противопоставлении плохих и хороших поступков, результат этих поступков.
— Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, испортить книгу. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
— Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
— А сейчас снова поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
Как вы поступите:
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
Как вы поступите:
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в) пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
Как вы поступите:
а) подскажу товарищу
б) подниму руку и отвечу
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
8. Решение проблемных ситуаций.
— Каждый должен поступать ответственно, т.е. думать о том, как повлияет его поступок на него самого и окружающих его людей. Обсудите в группах следующие ситуации.
1группа. К чему может привести безответственное решение врача?
2группа. К чему приведет безответственное решение пилота?
— Какой вывод можно сделать из этого?
Вывод:Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.
— Легко ли быть ответственным?
Замечательные слова сказал поэт Н. Заболоцкий:
Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
— Да, мы сами творим свой мир, своими поступками, делами, делая его прекрасным, добрым или жестоким.
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
2:
Они борются годами
В сказках, фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать
Кому в этом помогать.
3:
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
4:
Ну, а если ты улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
1:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
9. Творческое задание.
-Ребята, давайте сейчас вырастим дерево хороших поступков. (На доске прикреплён лист ватмана с нарисованным деревом без листьев).
— Запишите на зелёных листочках добрые поступки, которые вы совершили. Прикрепите свои листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых, ответственных поступков.
Выполнение задания.
— Всякий раз, когда вы совершаете поступок, вспоминайте о нашем дереве и поступайте правильно. А потом прикрепите очередной листочек на это дерево.
10. Итог.Свободный выбор, советы учащимся.
— Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность? Ответы детей.
— Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
— А ведь задумайтесь, ребята, кто больше всего страдает от необдуманных ваших поступков? Люди, близкие вам, переживающие за вас – бабушки, мамы, сестренки, друзья по школе, учителя. Неужели вам хочется, чтобы у мамы стали печальные глаза, чтобы схватилась за сердце ваша бабушка, ушла в слезах домой ваша одноклассница?! А что, если привычка делать «просто так» мелкие гадости приведет к тому, что, став взрослым, вы будете делать гадости большие. Ведь гораздо проще и приятнее просто так улыбнуться друг другу, подарить тепло взгляда, сказать доброе слово незнакомому человеку, поблагодарить учителя за урок… просто так, чтобы всем было радостно и тепло оттого, что вы рядом.
— Закончить наше факультативное занятие я хочу словами педагога В.А. Сухомлинского: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо». ( Приложение: слайд 9)
— Давайте, ребята, возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу добра и успеха.
Исполнение песни «Доброта».
Источник: www.art-talant.org
Познавательно-развлекательная программа «Русский язык-нам есть чем гордиться»
Мероприятия приурочено ко Дню Родного языка. Воспитанники с пользой проведут свободное время: вспомнят пословицы, разучат стихотворения, закрепят правильное произношение слов.
Картинками
Познавательно — развлекательная программа «Русский язык – нам есть, чем гордиться» слайд №1
Цели:
— формирование представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
— формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди воспитанников;
— воспитание культуры речи средствами художественной литературы.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предками. И.С.Тургенев.
Слайд №2
Воспитатель: В современном мире нет такой науки, такой сферы деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. То, что родной язык изучать надо, знают все, но часто наша лень, следование моде мешают этому. Мы хотим, чтобы «великий и могучий русский язык» оставался красивым, ярким, образным, живым языком – давайте прислушаемся к своей речи, давайте начнем с себя. Это очень важно.
Ведущий 1: Давно доказано, что русский язык — один из богатейших языков мира. Но именно поэтому овладеть им так непросто. Для того, чтобы наша речь стала правильной и красивой, чтобы она помогала поворачивать душу собеседника к добру, нужно многое знать, понимать и чувствовать! Но как разобраться во всём этом?
Слайд №3
Ведущий 2: На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Ведущий 1: «Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами», — писал известный русский учёный Н. Бердяев.
Послушайте, как отзывались о русском языке наши писатели. Об этом поведают воспитанники Орлов Вячеслав, Поздеев Роман, Карапетян Рустам и Братухин Сергей. (Слайд №4 на 2 высказывания, затем слайд №5)
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Иван Тургенев)
«Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени».
(В.А. Сухомлинский).
Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (К. Д. Бальмонт)
Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира. (К.Г.Паустовский)
Ведущий 2: Язык, на котором мы говорим, настолько для нас привычный, что мы не задумываемся о его значении в нашей жизни, о его культурной ценности. А между тем, язык – это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь. Слайд №6
Ведущий 1: Слова рождают в нашем воображении зрительные образы. Мы легко можем представить себе тёплый летний вечер, нудный осенний дождик, на который хочется смотреть в окно из тёплой комнаты, вороного коня, который разыгрался, разрезвился на просторе и одинокого человека, стоящего у могильной плиты.
Ведущий 2: А речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые, она прививается, воспитывается, требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека.
Ведущий 1: Русский народ всегда ценил и бережно относился к слову. В его истории есть немало пословиц и поговорок о слове, языке и о речи, ведь на Руси всегда человека встречали по одёжке, а провожали…. Правильно, …по уму, потому что свои мысли люди всегда выражали и выражают при помощи слов. Всем известно: чем больше у человека словарный запас, тем выше его интеллект.
Ведущий 2: А сейчас я вам предлагаю пошевелить своими извилинами и вспомнить пословицы. Я буду говорить начало пословицы, а вы – её заканчивать, обязательно перед этим молча поднимите руку.
Красно поле пшеном, а беседа …. (умом)
Живое слово дороже мёртвой … (буквы)
Мал язык, да всем телом….. (владеет)
С умным разговориться, что ….. (мёду напиться)
Говорит, что рублём … (дарит)
Без языка и колокол … (нем)
Правдивое слово — ….. (лекарство): горько, зато …. (излечивает)
Ласковым словом и камень …. (растопишь)
Ведущий 1: Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов – ручей, роща, поляна, ягода, тропинка и многих других. Торжественно, с душевным трепетом произносим мы такие слова, как Россия, Москва, мир. Есть и дорогие для нас слова: мама, школа, класс, дружба. И среди многих слов есть самое важное, дорогое – Родина!
Читает стихотворение Михаила Крюкова воспитанник Мануленко Данил
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
Ведущий 2: В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов. Кто из вас скажет, в какой книге собраны все слова русского языка? (конечно же, это словари Даля и Ожегова) Слайд №7
Ведущий 1: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов! Сколько раз приходится переписывать письмо, чтобы его было не стыдно отправить. А вы знаете, что в русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, и называются … омографами.
(показ сценки)
Эмиль : Очень болит голова, а так хочется пойти на футбол. Надоело болеть. Нужно лекарство принять. (берёт бутылочку с лекарством, читает шепотом) Принимать 3 раза в день по 1 чайной ложке, после приёма пищи.
(Эмиль принимает лекарство и начинает пищать)
Ведущий 2: Что случилось, Эмиль? Почему ты пищишь?
Эмиль: Я лекарство принял. Там написано…(читает вслух)
Ведущий 2 : Эмиль, ты неверно прочитал. Принимать после приёма пищи, а не пищи.
Эмиль: Ой, и правда. Учительница в школе нам говорила, что от постановки ударения может меняться смысл слова.
Ведущий 2: В русском языке существуют нормы ударения. А сейчас задание для вас. Мне нужны по 2 человека с первого ряда из каждой команды. Ваше задание: правильно расставить ударение в словах и затем прочитать нам.
(Банты верба щебень камбала торты статуя туфля пахота
Дремота брала ломоть взяла эксперт сверлит танцовщица звонит
Алфавит баловать диспансер завсегдатай мещанин жалюзи кладовая некролог)
Ведущий 1: Ещё в русском языке встречаются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное. Эти слова называются… омонимы. Слайд №8
Ваше задание: прочесть и пояснить значения слов с экрана
ПЕНОЧКА – птица, ПЕНОЧКА — ….
НОРКА – животное, НОРКА — …..
БОКС- стрижка, БОКС- ….
КОСА – для скашивания травы, КОСА — ….
КЛЮЧ – родник, КЛЮЧ — ….
ОВСЯНКА – каша, ОВСЯНКА-…..
Ведущий 2: Проверим, как выполнили своё задание ребята. Слушаем внимательно, всё ли верно они сделали? (ребята читают свои задания, ведущие указывают на ошибки) лишь потом слайд №9 и слайд №10
А на закрепление: прочтите с экрана правильное ударение в словах и всё это в стихотворной форме.
Ведущий 1: «Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, а можно – вражде и ненависти». В подтверждение этому приведу такой исторический пример.
Ведущий 2: Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, почему он подает только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?»
Ведущий 1: В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны. Слово – удивительный дар, которым владеет только человек. В русском языке великое множество слов, ни один специалист не даст их точного количества. Слайд №11
Ведущий 2: 200 тыс. русских слов собрал в своем словаре Владимир Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тыс. слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.
Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.
Ведущий 1: К большому сожалению, сегодня наш русский язык болен, правильная речь стала редкостью. Что же происходит с нашим великим, могучим, свободным языком? Мы стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS».
Язык в опасности! Почему же это происходит? (звучат ответы ребят)
Ведущий 2: Во – первых, в нашей повседневной жизни, особенно в молодежной среде, используются жаргонные слова, молодежный сленг. Жаргон – речь отдельной группы людей с общими профессиональными или другими интересами, отличающийся от разговорного языка. Жаргон — это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка. Он нередко бывает скудным и примитивным средством общения неразвитого человека, не владеющего литературным языком.
(просмотр видеоролика «Почему мы так говорим?») слайд №12
Ведущий 2: Жаргон не может иметь слишком обширный словарный запас. Очень часто жаргонные слова используются бездумно. Прежде чем, употреблять жаргонные слова, задумайтесь над их значением, стоит ли их употреблять?
Ведущий 1: Во-вторых , наша речь засорена «словами-пустышками», «словами-паразитами», мешающими что-либо сообщить: «как бы», «типа того», «значит», «в смысле», «ну-у», «э-э». Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.
Сатирик Р. Кривицкий поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» наполнил словами-паразитами. Что же получилось?
Ведущий 2: «Короче, у Лукоморья, типа того, дуб, значит, зеленый. Такая история. Златая, как бы, цепь э-э… на дубе том. Ну-у-у и днем, как бы, и ночью кот, понимаешь, ученый вроде как ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом».
Да, все это вызывает улыбку. Но!
Все это было бы смешно
Когда бы не было так грустно.
Послушайте стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах» в исполнении Никиты Купреева
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий 1: И ещё одна проблема существует в русском языке. Присутствует она и у нас – это сквернословие, звучит оно даже как – то скверно… Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?
Ведущий 2: А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
Слайд №13
Ведущий 1: Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей.
Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
Слайд №14
Ведущий 2: Есть такое мнение: «У современной молодёжи нет ничего святого. Подростки безразличны, бесчувственны как к радости, так и к горю других. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодые люди бравируют сленговыми, нецензурными словами. Потому что в их памяти нет больше слов, которыми можно назвать то, что они увидели, услышали, прочувствовали».
Ведущий 1: Думаю, что вы не согласны с этим мнением. Зачем же всех стричь под одну гребёнку?
Что же мы должны делать, чтобы наша речь была красивой, многогранной, понятной всем.
1. Много читать книг.
2. Пользоваться словарями.
3. Не давать слову опережать мысли.
Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» вам прочтёт Максим Суслин.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная — живуч.
Для больших и для малых стран
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
(видеоролик «Песня о Русском Языке») слайд №15
Ведущий 2: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки русские, былины, сборники песен, классиков. Читайте Афанасьева, Аксакова, Тургенева, Чехова. Кое-что покажется вам скучновато — читайте! Вникайте в прелесть простонародной речи и строение фразы в песне, сказке.
Ведущий 1: Вы увидите тут поразительное богатство образов, меткость сравнений, простоту — чарующую силой, и изумительную красоту определений. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образ двумя-тремя словами».
Так говорил Алексей Максимович Горький.
Слайд №16
Ведущий 2: Да, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем и должны. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.
Вместе: Берегите наш язык!
Источник: znanio.ru