Чем модель отличается от программы в педагогике

В условиях современной образовательной системы, характеризующейся возрастающими потребностями в формировании свободно мыслящей, творческой личности, актуальной проблемой становится распространение теории и практики управления, применяющего системный подход в педагогическом процессе. В статье рассматриваются теоретико-методологические основания моделирования сложных педагогических объектов.

Ключевые слова: модель, педагогическое моделирование, объект, образовательный процесс.

Poskrebysheva T. A.

PhD in Pedagogics, Nizhny Novgorod State Technical University

MODELLING AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON THE MODEL CONCEPT

Abstract

In today’s educational system, characterized by the increasing needs in the formation of a free-thinking, creative personality, the actual problem is the extension of the theory and practice of management, applying a systematic approach to the pedagogical process. The article considers the theoretical and methodological foundation for complex educational objects modelling.

Система воспитания детей — модель развития ребенка

Keywords: model, pedagogical modelling, object, educational process.

Современное функционирование педагогической системы испытывает огромные трудности, связанные с тем, что способы, используемые для решения таких важных задач, как воспитание целеустремленной, разносторонне-развитой и независимой личности, формирование нестандартного, непредвзятого, креативного мышления, не в полной мере соответствуют данным требованиям.

В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогического моделирования, позволяющих рассматривать его как эффективное средство развития и совершенствования педагогического процесса.

Многие ученые считают, что комплексный подход к образованию, а также его практическое применение – это важнейшее условие достижения указанной цели. Сущностью данного подхода является более полное использование знаний, умений и навыков, которыми владеет педагогика, при этом связывание их в единое целое, применяя к конкретному объекту, будет называться моделью, цель которой – выявить и в высшей степени широко раскрыть сущность данного объекта. Любое научное исследование ставит перед собой задачи установить связи между изучаемым объектом и действительностью, окружающей его, а также определить их влияние на характерные особенности данного объекта.

Среди первых исследователей, считающих проблемы такого характера чрезвычайно важными в педагогической науке, был Г.П. Щедровицкий. [6] В своей работе «Педагогика и логика» ученый анализирует принцип обобщения передового опыта, выдвинутый еще в 30-е годы.

Данный принцип идеально подходил условиям того времени и с его помощью удалось значительно повысить уровень развития педагогики. Но задачи педагогики настоящего времени существенно отличаются от прежних, и условия науки являются принципиально новыми, в которых принцип обобщения опыта превращается в значительное препятствие дальнейшего эффективного развития педагогики. Ученый считает данный факт очевидным и понятным, объясняя это тем, что следствием влияния этого принципа на научно-исследовательскую работу будет являться уничтожение самой науки. Г.П. Щедровицкий подчеркивает важность развития научных исследований, самой педагогической науки и проектирования.

ПОЧЕМУ ФИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШАЯ В МИРЕ? 1/2

Педагогическое моделирование и его значение в образовательном процессе было изучено и описано в своих работах следующими учеными: П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Н.Г. Салминой, Г.П. Щедровицким и многими другими.

В своих трудах исследователи считают важным определить функции моделей и уделяют внимание рассмотрению трансляционной, иллюстративной, предсказательной и объяснительной функций. Д. Брунер считал отражение эмпирических свойств объектов существенной характеристикой процессов познания и учения. Как пишет Н.Г.

Салмина, в учебном процессе необходимо не только использовать моделирование, но и включать в него знако-символическую деятельность. [5, с. 105] Моделирование, относящееся к теоретическому познанию, позволяет осуществлять исследование структуры объекта, а также изучать составляющие данной структуры. Это, в свою очередь, способствует ясному пониманию наилучшей цели, необходимой для достижения данным объектом.

Следовательно, даже этап исследования дает возможность оценить существующую систему образования и результаты ее деятельности. Это является мощным стимулом совершенствования образовательного процесса. Дальнейшие действия, основанные на полученном в модели результате и связанные с проведением его материализации и фиксации, опираются на знако-символические средства и способствуют созданию проекта части структуры объекта, необходимой педагогу-исследователю. Частью структуры объекта может являться любая его характеристика, особенность, знание или умение. Данный проект необходим для реализации работ, призванных привести педагога к вышеуказанному результату.

Полезность научного моделирования демонстрируется следующим значимым примером, касающимся интегрирования данного метода Л.С. Выготским в педагогическую психологию. [1]

В.В. Давыдов утверждал, что психология как дисциплина сделала большой прорыв в своем развитии именно благодаря данному исследованию. В развитии детской и педагогической психологии можно выделить два главных этапа. Основу первого составлял констатирующий метод исследования, при этом психология как дисциплина носила преимущественно описательный характер. Основные стадии сформировавшегося детства формулировались, опираясь на такие концепции, как «развитие психики» и «законы развития психики». Данный этап развития психологии еще не характеризовался наличием методов, нужных для решения задач выявить и объяснить внутренние механизмы усвоения знаний и умений ребенка. [2]

Только применение способа, предлагающего такие возможности, с точки зрения В.В. Давыдова, можно считать поворотным моментом в развитии педагогической психологии, и именно это сделало возможным оказывать влияние на становление психики и выбирать средства ее развития. Также ученый говорит о важности проектирования наравне с экспериментированием в изучении образовательного процесса и о возможности, которую дают данные методы, изучения развивающегося образования и его деятельностной основы. [2]

Моделированием называется метод исследования объектов познания, используя их модели. Моделью является искусственно созданный объект в виде схемы, формы, формулы или физической конструкции. Данный объект имеет способность отображения и воспроизведения структуры и взаимосвязей элементов этого объекта и является подобным изучаемому явлению.

Отличительная особенность знако-символической системы – это превосходное хранение любой информации об объекте. Использование такой системы будет незаменимо в процессе проектирования. Методы моделирования прошлого времени характеризовались отсутствием идеализации объекта, при этом процесс создания моделей основывался на таких существующих понятиях, как «структура» и «процесс». Следовательно, совершенствование объекта было ограничено некоторыми границами. И, несмотря на оправданность применения такого подхода в моделировании определенных простых устройств, изучение сложных структур требовало принципиально иного, более широкого подхода, а именно – системного.

Определение причины, связывающей в систему все ее составляющие и являющейся ее идейным стержнем, есть первостепенная задача при системном моделировании. В соответствии с убеждениями Г. П. Щедровицкого, выражение целостности системы подразумевает следующие условия: выделение ее процессуальной сущности и функционального значения с дальнейшим нахождением признаков развития системы (доказательством того, что выделенные процессы и функции приводят к какому-то результату). Существование таких признаков, демонстрирующих работоспособность систем, стало только одной из причин, благодаря которым системное моделирование получило прикладное значение в научных исследованиях.

Читайте также:
Лучшие программы для творчества

Педагогика не стала исключением, и описанные исследователями педагогические системы на данный момент разделены на категории: структурно-функциональных подразделений, процессуально формирующих образований, формообразующих, личностно-ориентированных систем.

Будучи системами социальными, открытыми (что обусловлено непреложной связью с обществом, часть которого постоянно является их элементом), они являются динамично функционирующими по причине постоянно претерпевающего изменения окружающего мира, социума – в частности. Цель педагогических систем (обучение, воспитание) позволяет охарактеризовать их как целеустремленные и развивающие. Сточки зрения В. А. Якунина, любые целеустремленные системы, в том числе и педагогические, имеют основное существенное отличие, состоящее в многофункциональности их природы, а также независимости от внешнего окружения. [7]

Тот факт, что использование результатов, полученных в этих системах, имеет место за их пределами (во всех слоях общества), дал основание Г. П. Щедровицкому сделать следующий вывод: деятельность преподавателей социотехнологична. Идеализация модели, заданной обществом, с последующим ее проектированием, и непосредственная работа педагога по достижению результата определяют первый уровень такой деятельности, нормативный. Второй, рефлексивный уровень – оценивание результата путем сопоставления его с созданным ранее идеалом.

Конечно, главным препятствием на пути моделирования педагогических систем (а тем более создания проектов, которые должны привести к идеальному состоянию этих систем), стоит их сложная структура. С точки зрения философа В. С. Степина, любая саморазвивающаяся система нуждается в особом осмыслении таких категорий, как времени и пространства, причинности, части и целого. [3] Методы, применяемые ранее в моделировании объектов, строение которых было на порядок проще, скажем, социальных структур, будут практически бесполезны в моделировании обширной организации педагогической системы.

Двести-триста лет назад, при описании несложной механической системы, использования детерминации было достаточно для объяснения функциональной зависимости между частями устройства, и характера связи этого устройства с прочими механизмами. В этих случаях не требовалось исследовать свойств целого, так как совокупность качеств элементов модели представляла все ее качества. Имея дело с саморазвивающимися, открытыми и пр. системами, основанными на иной структуре, исследователи ощутили потребность в новых понятиях, способных адекватно выразить сущность подобных объектов. Стали необходимы определения, которые способствовали бы познанию таких систем.

На пути исследователей, занимавшихся описанием сложных, динамически функционирующих систем, вставало немало проблем, вынудивших применять новое понятие — системообразующий или упорядочивающий фактор, обсуждать характер возникновения (изменения) систем, выносить предположения о методе оценивания их деятельности. Таким образом, лишь сравнение с поставленной задачей и достигнутым результатом даст понятие о том, упорядоченными ли были метаморфозы системы. Рассуждения же Б. Ф. Ломова ведут к тому, что система организуется функционально. [4]

Основными этапами моделирования являются:

  1. Выделение роли и положения объекта, который подлежит моделированию, в педагогическом процессе (эти данные послужат отправной точкой при моделировании).
  2. Создание «каркаса» модели из блоков, отражающих функционирование каждого из элементов строения объекта. Тщательная проверка соответствия получившейся системы организации ее прототипа.
  3. Нахождение всех возможных связей между элементами модели, выделение элемента (или элементов), являющегося ее стержнем. Найденная основная часть должна менее остальных подвергаться изменениям, что позволит, сверяясь с ее состоянием, при необходимости корректировать курс работ с моделью.
  4. Разработка модели динамики объекта исследования:

а) всестороннее исследование объекта с целью получения о нем максимально подробной информации;

б) определение закономерностей функционирования системы, которые включают те, что описывают ее параметры и способы управления; в) определение влияния, оказываемого любым изменением внешней среды на функционирование объекта;

г) установление параметров окружающей среды, при которых функции объекта не поддаются исследованию.

Следующим образом резонно выразить последовательность педагогического проектирования:

– определение задачи, требующей неотложного решения;

– установление элемента педагогической системы, работа над которым должна привести к устранению проблемы;

– создание модели установленного элемента (с учетом существующих общественных требований);

– подробное планирование возможных путей решения задачи;

– установление наиболее подходящего для существующих условий плана проектирования;

– четкое определение вопросов, требующих решения при претворении плана в жизнь;

– осуществление проекта, ведущееся под постоянным наблюдением и контролем педколлектива;

– сравнение результата с идеальной моделью, подведение итогов.

В заключение важно отметить, что идеальность, требуемая при моделировании, есть следствие условности осуществляемой деятельности. И все же наглядность модели, ее непосредственная связь с реалиями общественного функционирования позволяют добиваться значительных успехов при решении педагогических задач.

При нынешнем темпе развития науки, обуславливающего изменения общественных задач, моделирование должно способствовать адекватному реагированию педагогики на новые требования, возникающие перед ней со стороны социума.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Интервью с акад. РАН Степиным B.C. // Вопросы философии. 2004, № 9. – С. 16 – 71.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с.
  5. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 288 с.
  6. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический аспект) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. – 119 с.
  7. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 349 с.

Источник: research-journal.org

Технологии и модели обучения

Термин модель означает некоторую систему (образец, пример, образ, конструкцию), которая отображает и выражает некоторые свойства и отношения другой системы (называемой оригиналом) и в указанном смысле заменяющая его. Если говорить об информационных моделях, то они представляют описание исходных объектов на языке кодирования информации.

В сфере социальных науки, в частности, педагогики, модель может представлять:

– мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической или предметной форме их основные типические черты;

– формализованную теорию, на основе которой может быть сделан или проверен ряд предположений;

– систематизированную форму инновационного эксперимента;

– способ организации жизнедеятельности школьного сообщества, социальной группы;

– образ ( образец) опыта, в котором осмысливается и переосмысливаются педагогическая деятельность и опыт обучения/учения;

– тип альтернативного образования и архитектуры его конструкций и новых форм;

– концептуальное основание запуска проектировочного режима развития учреждения;

– организационную систему, транслирующую и развивающую культурные нормы.

В данной книге модель чаще всего будет обозначать или определенный образ, или вариант данной образовательной технологии.

Технология, педагогическая техника, мастерство

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями с большим или меньшим мастерством, более или менее технично, точно по инструкции или творчески, что и обусловливает различие результатов. Здесь на сцену выступают педагогическое мастерство, педагогическая техника исполнителя, учителя.

Читайте также:
Программа курса подготовка экспертов в образовании

Понятия педагогическое мастерство, педагогическаятехника до сих пор не имеют общепринятой трактовки идостаточно четкого разграничения ни в теории, ни на практике.

Педагогическое мастерство – 1) высокий уровень развития профессиональных умений (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), 2) комплекс качеств (способностей) личности (Ю.Н. Ку­лют­­кин), 3) мастерство часто отождествляют с понятием «искусство» (С.И. Ожегов).

В гуманистической педагогике мастерство учителя включает признание детства, заботу о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации.

И.А.Зязюн определяет педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности и выделяет следующие его элементы:

– гуманистическую направленность (интересы, ценности, идеалы);

– профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии);

– педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность);

– педагогическую технику (умение управлять собой, умение взаимодействовать).

Современная трактовка и применение понятия педагогическая техника также достаточно широка: 1) комплекспрофессиональных умений, приемов, методов и средств взаимодействия с объектами обучения или воспитания (пример: техника урегулирования конфликтов); 2) педагогическое мастерство; 3) методика или локальная технология (пример: техника демонстрационного эксперимента); 4) микротехнология (пример: техника интервьюирования).

Итак, в исполнении технологии (процессов обучения, воспитания) неизбежно присутствует индивидуальность, личностная специфика учителя (его мастерство, педагогическая техника), хотя определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Естественно, результаты применения одной и той же технологии различными педагогами будут различными, однако близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Таким образом, педагогическая технология опосредуется педагогической техникой и свойствами личности педагога, его мастерством.

Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога.

К сожалению, сегодня в педагогике отсутствует общепринятый категориальный тезаурус, в педагогической практике встречается применение не совсем корректных терминов-ярлы­ков, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ воспитания, система Базарного, методика Макаренко и др.). Поэтому избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, удается далеко не всегда.

Основные качества современных педагогических технологий

Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть.

Для описания таких сложных объектов, какими являются педагогические технологии, следует прежде всего выделить их основные общие качества.

Системность.

Важнейшим качеством любой технологии выступает системность как особое качество множества определенным образом организованных компонентов, выражающееся в наличии у этого множества интегральных свойств и качеств, отсутствующих у его компонентов. Технологический процесс включает цели, содержания, методы и формы взаимодействия участников, достигаемые при этом результаты. Между ними существуют многообразные причинно-следственные, генетические, исторические и другие содержательные и функциональные связи. Новые интегральные качества технологии как системы проявляются в новых образовательных результатах, отношениях, качествах субъектов деятельности и т.д.

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогические технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия различных педагогических, психологических, организационно-управленческих и др. элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у нее общих интегративных качеств при сохранении специфических свойств составляющих элементов. Целостность представляет также единство компонентов технологии на основе общей цели и концептуальной основы и структурную взаимосвязь входящих в нее обособленных подсистем.

Научность.

Педагогическая технология как научно-обоснованное решение педагогической проблемы включает анализ и использование опыта, концептуальность, прогностичность и др. качества, представляет собой синтез достижений науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда совершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе:

· представлений о процессе и его закономерностях;

· выбора методологических, идейно-философских позиций, на которых основывается технология;

· выдвижения гипотезы о механизме освоения общественного опыта.

Эта основа и составляет концепцию технологии — систему взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий состоит в:

· направленности на совершенствование педагогического процесса, на развитие личности ребенка;

· выделении и использовании психогенных факторов развития индивида;

· выборе и использовании личностного подхода к ребенку и личностной ориентации воспитательного процесса;

· разработке направлений развития (модернизации) процесса.

Структурированность.

Структурированность означает наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчиненных класса (уровня) педагогических технологий, о которых говорилось выше, адекватных организационным уровням социально-педагогических структур деятельности и образуют модель «матрешки» (рис. 15).

Рис. 15. Иерархия педагогических технологий.

1) Метатехнологии (социально-политический уровень).

2) Отраслевые макротехнологии (общепедагогический и общеметодический уровень).

3) Модульно-локальныемезотехнологии: частнометодический (модульный) и узкометодический (локальный) уровни.

4) Микротехнологии (контактно-личностный уровень).

Логичность. Формально-описательный аспект технологии выражается в логике и четкости действий, зафиксированных в различных документах (проект, программа, положение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое пособие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержательные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определенном пространственном и временном порядке, по алгоритму.

Преемственность. Любая из нижерасположенных в иерархии технологий является частью вышерасположенной, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определенную часть общей задачи, координируется по содержанию, времени и другим параметрам.

Системные качества педагогических технологий выступают также в единстве научного, процессуально-действенного и формально-описательного аспектов.

В деятельностном аспекте технологии выступают также качества субъекта (профессионализм) и качества объекта (способности, потребности).

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществления технологии.

Процессуальность

Процессуальность (временной алгоритм). Педагогическая технология рассматривается как процесс — развивающееся во времени взаимодействие его участников, направленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправленного и управляемого технологического процесса включает последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Управляемость. Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой ее ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами с целью коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как системообразующие факторы педагогических технологий.

Читайте также:
Как сделать программу многопоточной

Инструментальность – инструментальная обеспеченность комплексом учебно-методи­чес­ких, дидактических средств и инструментов, сопровождающих основные операции образовательного процесса (учебники, методические материалы на всех видах носителей информации, оборудование, ИКС и т.п.)

Диагностичность выражается в диагностически сформулированных целях, в возможности получения информации о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, возможности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщенным качеством любой технологии, и выражается в частности в «гарантированности» достижения определенных целей.

Своеобразие обучения как системы управления состоит прежде всего в том, что управляемый процесс учения, усвоения осуществляется всегда конкретной личностью, но сложность и многообразие личностных факторов так велики, что при осуществлении основной технологии обучения они не всегда могут быть учтены.

Поэтому педагогические процессы отличаются вероятностным характером и подчиняются статистическим законам, а не детерминистским. Прогнозируемый результат характеризуется степенью его вероятности и допустимыми отклонениями. Гарантия может быть дана лишь с определенной степенью вероятности и в пределах определенного доверительного интервала значений результата.

Эффективность. Под эффективностью технологии понимается отношение результата к количеству израсходованных ресурсов. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность – это достижение максимума результата при минимуме затрат; оптимальная технология представляет лучшую из возможных для данных условий.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других условиях и другими субъектами.

Источник: megalektsii.ru

Моделирование образовательных процессов

Модель образовательного процесса: сущность и разновидности

Определение 1

Модель образовательного процесса – это образно-знаковое представление учебной деятельности, формируемое в сознании проектировщика и, отображающее учебный процесс в виде графических образов, слов и чисел.

Определение 2

Модель – это образ реального объекта, наделенный идентичными существенными параметрами и свойствами, но отличающийся от реального объекта несущественными характеристиками.

Создание модели образовательного процесса требует его детального изучения.

Моделирование играет важное значение в образовательной деятельности. Оно дает развивающий эффект, мотивирует учащихся к познанию, расширяет межпредметные связи.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Модель образовательного процесса состоит из следующих компонентов:

  1. Взаимодействие педагога с детьми, направленное на удовлетворение потребностей и интересов каждого учащегося, уровень его развития, социальный статус и условия жизнедеятельности.
  2. Способы построения образовательного процесса, а именно формы реализации его содержания.
  3. Изменение предметно-пространственной сферы образовательной деятельности, отвечающее требованиям конкретных обстоятельств и ситуации.
  4. Разнообразные методы и приемы работы, позволяющие увеличить количество вариантов детской активности.

Моделирование реализуется на основе принципа свободы выбора, дающего каждому ребенку возможность использовать предпочтительный предметный материал. Педагог не навязывает учащимся свою точку зрения, по поводу правильности выбора. Он только направляет деятельность детей, давая им максимальную свободу и самостоятельность в совершении действий.

Построение модели образовательного процесса реализуется педагогом на основании комплексного подхода к планированию образовательной деятельности, детального анализа текущего развития образовательного процесса и конкретной педагогической ситуации, составление прогнозов развития учащихся. По сути, моделирование образовательного процесса отражается в плане работы педагога на текущий период.

«Моделирование образовательных процессов»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Рисунок 1. Модель структуры учебного процесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Модель образовательного процесса характеризуется следующими признаками:

  1. Непрерывность т.е. модель должна отражать свойства непрерывного образовательного процесса.
  2. Случайность –означает наличие случайных параметров и признаков, а также возможностей применения.
  3. Динамичность – модель должна быть развивающейся.
  4. Информационная оснащенность – в модели должны быть отображены все сущностные характеристики реального объекта и все значимые данные.

Каждая модель образовательного процесса, независимо от того, на каком уровне и этапе обучения она формируется, должна отражать специфику образовательной деятельности, особенности организации учебно-воспитательной работы, принципы, формы, методы обучения и инструментарий.

Существуют следующие разновидности моделей образовательных процессов:

  • Модель развивающего обучения. Она базируется на концепции развивающего обучения и предполагает построение учебного процесса на основе принципов, утвержденных концепцией.
  • Модель проблемного обучения. Она основана на использовании проблемных методов при построении образовательной деятельности т.е. в ее основе лежит постановка проблемы и поисково-исследовательская деятельность, направленная на ее решение.
  • Игровая модель обучения. В ее основе лежит дидактическая игра, способствующая развитию учащегося и мотивирующая его к познанию.
  • Кибернетическая модель обучения. Она основана на рассмотрении образовательной деятельности, как системного процесса, связанного с поиском, передачей, обработкой и сохранением информации. Модель базируется на закономерностях существования разнообразных информационных процессов.
  • Педагогическая модель обучения. Основывается на авторитете педагога в образовании.
  • Андрагогическая модель обучения. Основана на авторитете учащегося в образовании.
  • Личностно-ориентированная модель обучения. Основывается на ценности личности, ее потребностей и интересов и построении учебного-процесса, с учетом ее потребностей, интересов, особенностей.

Методы построения моделей образовательного процесса

Построение модели образовательной деятельности начинается с определения целевого назначения т.е. педагогу необходимо определить для чего необходимо организовывать образовательную деятельность, к каким итогам она должна привести, чему необходимо научить учащихся конкретной возрастной группы. Проводится исследование учебного процесса, выявляется его специфика, а затем выбираются рациональные средства и методы моделирования.

Моделирование реализуется следующими основными методами:

  • Дедуктивное моделирование. Имеется определенная шаблонная модель реализации образовательной деятельности. На ее основе выстраивается конкретная модель. При этом, используются общие научные данные, теоретические исследования в области образования, практический опыт, отыскивается специфическая информация по поводу организации образовательной работы на конкретном уровне образования, проверяется и уточняется.
  • Индуктивное моделирование. Оно предполагает построение модели на основе каких-то предположений, идей, которые не имеют научного обоснования, не проверены и не доказаны их продуктивность использования. Проводится экспериментальная работа, которая направлена на проверку данных предположений и идей. В ее ходе происходит подтверждение их эффективности, либо, отвержение данных идей и их замена новыми, которые снова проверяются. В ходе работы осуществляется уточнение значений конкретных параметров модели и учебной деятельности, разрабатываются алгоритмы построения модели, уточняются и корректируются.
  • Комплексное моделирование. Оно основано на одновременном использовании дедуктивного и индуктивного метода.

Основным требованием, предъявляемым к моделированию образовательного процесса, является правильность модели. Модель должно отражать реальные, достоверные факты и свойства образовательной деятельности и быть максимально приближенной к реальному образовательному процессу и его основным характеристикам.

Замечание 1

Модель должна быть удобной в применении и отвечать принципам рационального использования.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru