Цифровая трансформация госведомств: вызовы и возможности
В 2020 году в сфере государственного управления был введен новый подход: в федеральных и региональных государственных органах назначены руководители цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO, — прим. ред.), разработаны новые показатели результативности и обозначен трехлетний план мероприятий. Это стало большим вызовом для управленцев и ИТ-поставщиков, при этом успешная реализация намеченных планов позволит государству стать цифровой платформой для обеспечения нужд населения, считают эксперты.
Андрей Пиджуков
Андрей Пиджуков
В 2020 году в сфере государственного управления был введен новый подход: в федеральных и региональных государственных органах назначены руководители цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO, — прим. ред.), разработаны новые показатели результативности и обозначен трехлетний план мероприятий. Это стало большим вызовом для управленцев и ИТ-поставщиков, при этом успешная реализация намеченных планов позволит государству стать цифровой платформой для обеспечения нужд населения, считают эксперты.
Цифровая трансформация: как делать не надо
Новые правила
В октябре 2020 года правительство утвердило новое положение о ведомственных программах цифровой трансформации, которое пришло на замену постановления 2010 года «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов».
Старая программа не устраивала чиновников по нескольким причинам. Хромало управление процессом информатизации, у федеральных госорганов не было целостной картины финансирования мероприятий и их учета, а также понимания удобства информационных систем и централизованного мониторинга данных, бюджетного планирования.
Ранее госорганам было необходимо составлять планы информатизации на очередной финансовый год и плановый период с последующим согласованием с Минкомсвязи (ныне — Минцифры, — прим. ред.). Новое положение предполагает планирование на три года с установлением целевых показателей, правда, утверждать такие программы все равно необходимо каждый год с последующей ежеквартальной отчетностью. Таким образом, у каждого ведомства появилась своя программа цифровой трансформации.
Контроль и мониторинг показателей исполнения программ останется за Минцифры, а ответственность за достижение установленных целей теперь возложена на профильных руководителей цифровой трансформации. Предполагается, что такой подход в целом улучшит контроль за ходом цифровизации ведомств и обеспечит гибкость в принятии дополнительных решений в случае возникновения рисков невыполнения установленных показателей.
Цифровая трансформация.
Государственные структуры в последние годы действительно стремятся к улучшению предоставляемых услуг и сервисов, тем более сейчас практически каждый федеральной орган исполнительной власти должен дополнить сервисный портфель продукта «Госуслуги», говорит директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Цифровая экономика» Сергей Сошников. По его мнению, развитие этой практики позволит государству стать цифровой платформой для обеспечения нужд населения. Кроме всего прочего, лидеры цифровой трансформации госорганов единовременно реализуют еще и внутренние программы трансформации. Это большой вызов для управленцев и ИТ-поставщиков, так как зачастую сроки исполнения проектов не позволяют представителям федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) быть полностью ответственными за успешность изменений.
Директор по анализу процессов цифровой трансформации компании J’son https://telesputnik.ru/materials/gov/article/tsifrovaya-transformatsiya-gosvedomstv-vyzovy-i-vozmozhnosti/» target=»_blank»]telesputnik.ru[/mask_link]
Руководителей цифровой трансформации оценят по-новому
Минцифры России совместно с РАНХиГС разрабатывают новую методику оценки эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Ведомство выберет ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры представить показатели до конца мая.
Ирина
Приборкина
Во время совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти и регионов России, которое прошло в Координационном центре правительства РФ, вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры изменить методику оценки эффективности деятельности руководителей цифровой трансформации.
«Представить предложения по изменению методики оценки РЦТ Минцифры должно до конца мая. В перечень ключевых результатов теперь войдут достижения по импортозамещению и обеспечению кибербезопасности. Это те направления, на которые президент Владимир Путин обратил особое внимание и от которых зависит технологический суверенитет страны», — сказал Дмитрий Чернышенко. Он добавил, что сейчас идет пересмотр всех ведомственных программ цифровой трансформации. Его необходимо завершить до 1 июля.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев отметил, что в целом оценка методики показывает, что в ведомственных программах цифровой трансформации бывает больше 100 показателей, но в итоге выходит так, что ключевые точки изменений, которые нужны, которые ждут пользователи госуслуг, растворяются и нивелируются в таком количестве показателей. Получается, что 95% показателей выполнено, а условно, пять главных — нет. Минцифры России планирует выбирать ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Они будут иметь 80% доли веса от общей оценки программ.
Пресс-служба Минцифры сообщила, что при оценке эффективности и результативности РЦТ учитывается степень достижения показателей результативности цифровой трансформации, предусмотренных ведомственными программами цифровой трансформации (вес 0,4); финансовая дисциплина исполнения программ; оперативный рейтинг выполнения показателей эффективности и результативности, формируемый на основании оценки, проводимой Центром подготовки руководителей цифровой трансформации Института «Высшая школа государственного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
«Новая методика в настоящее время разрабатывается. Общие для всех показатели результативности цифровой трансформации определяются типовой формой ведомственной программы цифровой трансформации, однако ведомства могут применять специфические показатели», — уточнила пресс-служба Минцифры.
Также представители ведомства рассказали, что по итогам 2021 г. всего на мониторинге РЦТ 63 ведомства. 35 ФОИВ показали средний результат, 18 — высокий и 10 — низкий. «Среди 18 ФОИВ, которые показали высокий результат, значатся Росаккредитация, Росрезерв, Казначейство, ФТС, Минприроды, Росархив, Минпромторг, Россельхознадзор, Минюст, Росгвардия, Минстрой и ряд других.
Однако 10 ответственных за цифровую трансформацию в органах власти показали низкие результаты. Среди них Росалкогольрегулирование, Роснедра, Роскомнадзор, Минспорт, ПФР, Ростехнадзор, Федеральная пробирная палата, ФСС, Минсельхоз, Росрыболовство. Смена РЦТ в 2021 г. произошла в 50% из 10 вышеперечисленных ведомств. ПФР и Федеральная пробирная палата попали в список из-за отсутствия руководителей цифровой трансформации. Этим ведомствам необходимо решить проблему с РЦТ в кратчайшие сроки», — уточнила пресс-служба Минцифры.
Заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, руководитель программы РЦТ София Павлова отмечает, что специалистов в области цифровой трансформации готовит Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. «Наша учебная программа «Руководитель цифровой трансформации» постоянно актуализируется и совершенствуется с учетом новой повестки. Темы импортозамещения и информационной безопасности изучаются слушателями и входят в число приоритетных не первый год. Также в числе важнейших тем программы «РЦТ» в этом году — искусственный интеллект, кибербезопасность, управление данными, этические аспекты в использовании цифровых технологий, клиентоцентричность, платформа «ГосТех». Поскольку нужна реализация быстрых антикризисных проектов, отдельный блок программы посвящен антикризисному управлению проектами с теми знаниями и навыками, которые нужны здесь и сейчас», — рассказала София Павлова.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак рассказал, что для достижения высокого результата в ведомстве занимались выполнением задач по цифровой трансформации государственных услуг и наиболее востребованных мер поддержки промышленности. «Уже 43 меры поддержки, в том числе получение субсидий и помощи, формализованы в электронном виде, и можно онлайн подать заявку, чтобы их получить. В настоящее время на ЕПГУ по 14 госуслугам Минпромторга России можно подать заявление в электронном виде, из них две государственные услуги оптимизированы в рамках проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, еще три государственные услуги будут выведены уже в 2022 г.», — рассказал Василий Шпак. Он сообщил о планах в этом году перевести в цифровой формат не менее 90% мер финансовой поддержки предприятий, а также завершить цифровую трансформацию контрольно-надзорной деятельности министерства.
Директор Главного информационно-вычислительного центра Росрезерва (ГИВЦ Росрезерва) Михаил Яковлев рассказал, что ведомству удалось получить высокий результат за счет системного подхода в вопросе перехода на использование преимущественно отечественной продукции при создании и развитии ведомственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, который осуществляется в Росрезерве с 2016 г. «В 2022 г. работа по цифровой трансформации ведомства будет направлена на достижение показателей ведомственной программы цифровой трансформации с учетом современных вызовов и угроз. С учетом специфики деятельности Росрезерва приоритетными будут являться мероприятия по импортозамещению и повышению уровня информационной безопасности, что напрямую корреспондируется с указами президента РФ от 30 марта 2022 г. №166 и от 1 мая 2022 г. №250», — заключил Михаил Яковлев.
Заместитель директора департамента цифровизации и управления делами Минприроды России Антонио Иглесиас-Алонсо рассказал, что важнейшей составляющей высокого результата стала четкая и слаженная работа небольшого сплоченного коллектива единомышленников. «Значительным подспорьем стал выстроенный в 2021 г. оперативный и конструктивный процесс взаимодействия с находящимися в ведении Минприроды России федеральными службами и агентствами, а также подведомственными учреждениями, решающими каждый в своей части общие вопросы цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования», — отметил представитель Минприроды. По его словам, основной акцент в рамках цифровой трансформации министерства сделан на такие значимые проекты, как перевод в электронный вид государственных услуг, ввод в эксплуатацию решения по автоматизации деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ), реализация решений на базе искусственного интеллекта, создание витрин данных в НСУД. Кроме того, осуществлены мероприятия по вводу в эксплуатацию ФГИС «Наша природа», внедрение платформы обратной связи Единого портала государственных услуг.
«При этом особое внимание уделялось вопросам постоянного мониторинга достижения показателей ведомственной программы цифровой трансформации и рейтинга руководителей цифровой трансформации, анализа имеющихся проблем и совместного с руководством оперативного принятия решений по исправлению ситуации. И здесь необходимо отметить важную роль Минцифры России, обеспечившего нам методологическую и системную поддержку в указанном вопросе чуть ли не в круглосуточном режиме», — сказал Антонио Иглесиас-Алонсо.
По его словам, в 2022 г., кроме продолжения ранее начатых проектов в части перевода в цифру государственных услуг и продолжения совершенствования процесса цифровизации ООПТ, в том числе за счет внедрения искусственного интеллекта, Минприроды предстоит обеспечить эксплуатацию системы учета отходов от использования товаров, приступить к созданию федеральной государственной информационной системы экологического мониторинга и информационной системы учета твердых коммунальных отходов. «Отдельная немаловажная задача — цифровизация ведения государственного охотхозяйственного реестра. Особое внимание мы уделяем вопросам импортозамещения и защиты от киберугроз. Важным треком на этот год видится решение задач по достижению показателей, входящих в оценку уровня цифровой зрелости отраслей экономики и социальной сферы, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Полноправным участником данного процесса наша отрасль стала в прошлом году», — заключил Антонио Иглесиас-Алонсо.
Заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьев отметил, что Росаккредитация — это молодое ведомство. «Наша задача — сделать работу национальной системы аккредитации максимально прозрачной и эффективной. Мы трудимся под руководством Минэкономразвития, что обеспечивает грамотную постановку целей и задач. А достигать их нам позволяет сильная команда специалистов, прошедших обучение в центре по подготовке руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и настроенных на достижение высоких результатов в цифровизации и информационной безопасности Росаккредитации», — сказал он.
Пресс-служба Минстроя рассказала, что высокие результаты в области цифровой зрелости ведомства — результат слаженной работы всего ведомства, а также подведомственных и смежных организаций, деятельность которых была направлена на повышение качества оказания дистанционных услуг (в том числе с пользованием Единого портала государственных услуг, ЕПГУ). Одной из основных задач 2021 г. был перевод государственных услуг, оказываемых Минстроем России, в цифровой формат, а также перевод отдельных услуг на платформу ЕПГУ с одновременным сохранением высоких показателей надежности функционирования внутренней ИТ-инфраструктуры министерства. В 2022 г., в дополнение ко всем указанным мероприятиям, решено сделать упор на повышение цифровой грамотности широкого круга работников ведомства и смежных организаций, а также на развитие систем аналитики показателей и начало перехода к управлению на основе данных (цифровой трансформации самого процесса управления).
«В рамках реализации политики импортозамещения, а также в связи с уходом ключевых иностранных разработчиков, таких как AutoDesk и Nemetschek, Минстрой России совместно с Минцифры России оказывают содействие разработчикам отечественного программного обеспечения, проводится масштабная деятельность по разработке отечественных аналогов программного обеспечения (ПО), покрывающего все этапы жизненного цикла объекта капитального строительства по направлениям линейного, промышленного и гражданского строительства», — отметили представители Минстроя.
По их словам, в целях исполнения указанной задачи разрабатывается ведомственный проект «Отечественное программное обеспечение в области технологий информационного моделирования объектов капитального строительства», включающий в себя план работы до 2027 г. К обозначенному сроку планируемая доля отечественных программно-аппаратных средств и ПО для формирования и ведения информационных моделей составит 100%. Вместе с тем полный переход компаний — участников ведомственного проекта на российское ПО запланирован к концу 2024 г. Минстрой России совместно с Минцифры России ведет активную работу по формированию адресных мер поддержки субъектам градостроительной деятельности в части разработки и внедрения российского ПО с применением технологий информационного моделирования, а также мер поддержки регионов и субъектов рынка для приобретения отечественных решений. Минстрой России уже сформировал перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для электронно-вычислительных машин, который опубликован на официальном сайте Минстроя России.
«В ходе мероприятий по цифровой трансформации планируется реализация следующих вертикалей стратегических направлений в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. №3883-р: развитие применения технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры; развитие цифровой экспертизы и создание цифровой вертикали Госстройнадзора; мероприятия по внедрению информационной системы управления проектами госзаказчиков; перевод перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в электронный вид, в том числе предусмотрено оказание указанных мероприятий проактивно, с применением реестровой модели оказания государственных и муниципальных услуг; создание и внедрение суперсервиса «Цифровое строительство»; переход к целевой модели эксплуатации и развитию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение функционирования цифровой вертикали градостроительных решений, а также ГИСОГД РФ», — рассказала пресс-служба Минстроя.
По словам директора Центра стратегического развития компании «Ланит-Интеграция» (входит в группу «Ланит») Павла Сварника, цифровизация и цифровая трансформация в органах государственной власти — интегративная функция, которая пронизывает все направления деятельности. «С учетом общего запроса на цифровизацию национальной экономики этому аспекту необходимо уделять максимум внимания, и в конкретных субъектах у этого процесса должны быть свои ответственные. Именно для этих целей и создана позиция РЦТ, который выступает инициатором преобразований, их координатором и главным архитектором, учитывающим особенности деятельности предприятия», — отметил эксперт.
Директор по персоналу компании «Т1 Интеграция» Вероника Еликова считает, что при постановке целей критериев не должно быть большое количество. «Необходимо определить топ главных критериев, от которых зависит цифровая трансформация, и выполнять оценку по ним. Обычно при наличии большого количества целей выделяют верхнеуровневые — около пяти, а далее применяют принцип каскадирования.
Цели спускаются на конкретные подразделения с углублением и захватыванием других критериев. При этом каждой цели назначается определенный вес. Сумма всех весов вместе составляет 100%. Не рекомендовано ставить вес цели ниже 10%, поскольку внимание сотрудника на такой цели не будет сфокусировано», — отметила эксперт.
По мнению Павла Сварника, роль РЦТ нельзя недооценивать. «Это топ-менеджеры, которые выступают не только экспертами в области технологий, но и аналитиками по всему спектру видов деятельности их организации. Однако надо понимать, что цифровизация и цифровая трансформация обеспечиваются не только конкретным человеком, а всей системой организации: ее ресурсами, процессами, мотивацией, стратегией развития. В любом случае эффективный и результативный лидер «цифры» будет полезен органу государственной власти, но без соответствующих условий он едва ли сможет достичь ожидаемых от него результатов», — уверен Павел Сварник.
Источник: www.comnews.ru
Руководителей цифровой трансформации оценят по-новому
Минцифры России совместно с РАНХиГС разрабатывают новую методику оценки эффективности и результативности руководителей цифровой трансформации (РЦТ). Ведомство выберет ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры представить показатели до конца мая
Во время совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти и регионов России, которое прошло в Координационном центре правительства РФ вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры изменить методику оценки эффективности деятельности руководителей цифровой трансформации.
«Представить предложения по изменению методики оценки РЦТ Минцифры должно до конца мая. В перечень ключевых результатов теперь войдут достижения по импортозамещению и обеспечению кибербезопасности. Это те направления, на которые президент Владимир Путин обратил особое внимание и от которых зависит технологический суверенитет страны», – сказал Дмитрий Чернышенко. Он добавил, что сейчас идёт пересмотр всех ведомственных программ цифровой трансформации. Его необходимо завершить до 1 июля.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев отметил, что в целом, оценка методики показывает, что в ведомственных программах цифровой трансформации бывает больше 100 показателей, но, в итоге, выходит так, что те ключевые точки изменений, которые нужны, которые ждут пользователи госуслуг, растворяются и нивелируются в таком количестве показателей. Получается, что 95% показателей — выполнено, а, условно, 5 главных — нет. Минцифры России планирует выбирать ключевые показатели, которые главным образом влияют на изменения работы ведомств. Они будут иметь 80% доли веса от общей оценки программ.
Пресс-служба Минцифры сообщила о том, что при оценке эффективности и результативности РЦТ учитывается степень достижения показателей результативности цифровой трансформации, предусмотренных ведомственными программами цифровой трансформации (вес 0,4); финансовая дисциплина исполнения программ; оперативный рейтинг выполнения показателей эффективности и результативности, формируемый на основании оценки, проводимой Центром подготовки руководителей цифровой трансформации Института «Высшая школа государственного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
«Новая методика в настоящее время разрабатывается. Общие для всех показатели результативности цифровой трансформации определяются типовой формой ведомственной программы цифровой трансформации, однако ведомства могут применять специфические показатели», — уточнила пресс-служба Минцифры.
Также представители ведомства рассказали о том, что по итогам 2021 года всего на мониторинге РЦТ 63 ведомства. 35 ФОИВ показали средний результат, 18 — высокий и 10 — низкий. «Среди 18 ФОИВ, которые показали высокий результат значатся Росаккредитация, Росрезерв, Казначейство, ФТС, Минприроды, Росархив, Минпромторг, Россельхознадзор, Минюст, Росгвардия, Минстрой и ряд других.
Однако 10 ответственных за цифровую трансформацию в органах власти показали низкие результаты. Среди них: Росалкогольрегулирование, Роснедра, Роскомнадзор, Минспорт, ПФР, Ростехнадзор, Федеральная пробирная палата, ФСС, Минсельхоз, Росрыболовство. Смена РЦТ в 2021 году произошла в 50% из 10 вышеперечисленных ведомств. ПФР и Федеральная пробирная палата попали в список из-за отсутствия руководителей цифровой трансформации. Этим ведомствам необходимо решить проблему с РЦТ в кратчайшие сроки», — уточнила пресс-служба Минцифры.
Заместитель директора Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, руководитель программы РЦТ София Павлова отмечает, что специалистов в области цифровой трансформации готовит Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. «Наша учебная программа «Руководитель цифровой трансформации» постоянно актуализируется и совершенствуется с учетом новой повестки. Темы импортозамещения и информационной безопасности изучаются слушателями и входят в число приоритетных не первый год. Также в числе важнейших тем программы «РЦТ» в этом году: искусственный интеллект, кибербезопасность, управление данными, этические аспекты в использовании цифровых технологий, клиентоцентричность, платформа «ГосТех». Поскольку нужна реализация быстрых антикризисных проектов, отдельный блок программы посвящён антикризисному управлению проектами с теми знаниями и навыками, которые нужны здесь и сейчас», — рассказала София Павлова.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак рассказал о том, что для достижения высокого результата в ведомстве занимались выполнением задач по цифровой трансформации государственных услуг и наиболее востребованных мер поддержки промышленности. «Уже 43 меры поддержки, в том числе получение субсидий и помощи, формализованы в электронном виде, и можно онлайн подать заявку, чтобы их получить. В настоящее время на ЕПГУ по 14 госуслугам Минпромторга России можно подать заявление в электронном виде, из них 2 государственные услуги оптимизированы в рамках проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, еще 3 государственные услуги будут выведены уже в 2022 году», — рассказал Василий Шпак. Он сообщил о планах в этом году перевести в цифровой формат не менее 90% мер финансовой поддержки предприятий, а также завершить цифровую трансформацию контрольно-надзорной деятельности министерства.
Директор Главного информационно-вычислительного центра Росрезерва (ГИВЦ Росрезерва) Михаил Яковлев рассказал о том, что ведомству удалось получить высокий результат за счет системного подхода в вопросе перехода на использование преимущественно отечественной продукции при создании и развитии ведомственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, который осуществляется в Росрезерве начиная с 2016 года. «В 2022 году работа по цифровой трансформации ведомства будет направлена на достижение показателей ведомственной программы цифровой трансформации с учетом современных вызовов и угроз. С учетом специфики деятельности Росрезерва, приоритетными будут является мероприятия по импортозамещению и повышению уровня информационной безопасности, что напрямую корреспондируется с Указами Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 и от 1 мая 2022 г. № 250», — заключил Михаил Яковлев.
Заместитель директора департамента цифровизации и управления делами Минприроды России Антонио Иглесиас-Алонсо рассказал о том, что важнейшей составляющей высокого результата стала четкая и слаженная работа небольшого сплоченного коллектива единомышленников. «Значительным подспорьем стал выстроенный в 2021 году оперативный и конструктивный процесс взаимодействия с находящимися в ведении Минприроды России федеральными службами и агентствами, а также подведомственными учреждениями, решающими каждый в своей части общие вопросы цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования», — отметил представитель Минприроды. По его словам, основной акцент в рамках цифровой трансформации министерства сделан на такие значимые проекты, как перевод в электронный вид государственных услуг, ввод в эксплуатацию решения по автоматизации деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ), реализация решений на базе искусственного интеллекта, создание витрин данных в НСУД. Кроме того, осуществлены мероприятия по вводу в эксплуатацию ФГИС «Наша природа», внедрение платформы обратной связи Единого портала государственных услуг.
«При этом особое внимание уделялось вопросам постоянного мониторинга достижения показателей ведомственной программы цифровой трансформации и рейтинга руководителей цифровой трансформации, анализа имеющихся проблем и совместного с руководством оперативного принятии решений по исправлению ситуации. И здесь необходимо отметить важную роль Минцифры России, обеспечившую нам методологическую и системную поддержку в указанном вопросе чуть ли не в круглосуточном режиме», — сказал Антонио Иглесиас-Алонсо.
По его словам, в 2022 году, кроме продолжения ранее начатых проектов в части перевода в цифру государственных услуг и продолжения совершенствования процесса цифровизации ООПТ, в том числе за счет внедрения искусственного интеллекта, Минприроды предстоит обеспечить эксплуатацию системы учета отходов от использования товаров, приступить к созданию федеральной государственной информационной системы экологического мониторинга и информационной системы учета твердых коммунальных отходов. «Отдельная немаловажная задача – цифровизация ведения государственного охотхозяйственного реестра. Особое внимание мы уделяем вопросам импортозамещения и защиты от киберугроз. Важным треком на этот год видится решение задач по достижению показателей, входящих в оценку уровня «цифровой зрелости» отраслей экономики и социальной сферы, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Полноправным участником данного процесса наша отрасль стала в прошлом году», — заключил Антонио Иглесиас-Алонсо.
Заместитель руководителя Росаккредитации Александр Соловьев отметил, что Росаккредитация – это молодое ведомство. «Наша задача – сделать работу национальной системы аккредитации максимально прозрачной и эффективной. Мы трудимся под руководством Минэкономразвития, что обеспечивает грамотную постановку целей и задач. А достигать их нам позволяет сильная команда специалистов, прошедших обучение в центре по подготовке руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС, и настроенных на достижение высоких результатов в цифровизации и информационной безопасности Росаккредитации», — сказал он.
Пресс-служба Минстроя рассказала, что высокие результаты в области цифровой зрелости ведомства – результат слаженной работы всего ведомства, а также подведомственных и смежных организаций, деятельность которых была направлена на повышение качества оказания дистанционных услуг (в том числе с пользованием Единого портала государственных услуг, ЕПГУ). Одной из основных задач 2021 года был перевод государственных услуг, оказываемых Минстроем России, в цифровой формат, а также перевод отдельных услуг на платформу ЕПГУ с одновременным сохранением высоких показателей надежности функционирования внутренней ИТ-инфраструктуры Министерства. В 2022 году, в дополнение ко всем указанным мероприятиям, было решено сделать упор на повышение цифровой грамотности широкого круга работников ведомства и смежных организаций, а также развитие систем аналитики показателей и начало перехода к управлению на основе данных (цифровой трансформации самого процесса управления).
«В рамках реализации политики импортозамещения, а также в связи с уходом ключевых иностранных разработчиков, таких как AutoDesk и Nemetschek, Минстрой России совместно с Минцифры России оказывают содействие разработчикам отечественного программного обеспечения, проводится масштабная работа по разработке отечественных аналогов программного обеспечения (ПО), покрывающего все этапы жизненного цикла объекта капитального строительства по направлениям линейного, промышленного и гражданского строительства», — отметили представители Минстроя.
По их словам, в целях исполнения указанной задачи разрабатывается ведомственный проект «Отечественное программное обеспечение в области технологий информационного моделирования объектов капитального строительства», включающий в себя план работы до 2027 года. К обозначенному сроку планируемая доля отечественных программно-аппаратных средств и ПО для формирования и ведения информационных моделей составит 100%. Вместе с тем полный переход компаний-участников ведомственного проекта на российское ПО запланирован к концу 2024 года. Минстрой России, совместно с Минцифры России, ведет активную работу по формированию адресных мер поддержки субъектам градостроительной деятельности в части разработки и внедрения российского ПО с применением технологий информационного моделирования, а также мер поддержки регионов и субъектов рынка для приобретения отечественных решений. Минстрой России уже сформировал перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными единого реестра российского программного обеспечения для электронно-вычислительных машин, который опубликован на официальном сайте Минстроя России.
«В ходе мероприятий по цифровой трансформации планируется реализация следующих вертикалей стратегических направлений в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 № 3883-р: развитие применения технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства и инфраструктуры; развитие цифровой экспертизы и создание цифровой вертикали Госстройнадзора; мероприятия по внедрению информационной системы управления проектами госзаказчиков; перевод перечня мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства в электронный вид, в том числе предусмотрено оказание указанных мероприятий проактивно, с применением реестровой модели оказания государственных и муниципальных услуг; создание и внедрение суперсервиса «Цифровое строительство»; переход к целевой модели эксплуатации и развитию государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение функционирования цифровой вертикали градостроительных решений, а также ГИСОГД РФ», — рассказала пресс-служба Минстроя.
По словам директора Центра стратегического развития компании «Ланит-Интеграция» (входит в группу «Ланит») Павла Сварника, цифровизация и цифровая трансформация в органах государственной власти – интегративная функция, которая пронизывает все направления деятельности. «С учетом общего запроса на цифровизацию национальной экономики этому аспекту необходимо уделять максимум внимания, и в конкретных субъектах у этого процесса должны быть свои ответственные. Именно для этих целей и создана позиция РЦТ, который выступает инициатором преобразований, их координатором и главным архитектором, учитывающим особенности деятельности предприятия», — отметил эксперт.
Директор по персоналу компании «Т1 Интеграции» Вероника Еликова считает, что при постановке целей критериев не должно быть большое количество. «Необходимо определить топ главных критериев, от которых зависит цифровая трансформация и выполнять оценку по ним. Обычно при наличии большого количества целей выделяют верхнеуровневые – около пяти, а далее применяют принцип каскадирования.
Цели спускаются на конкретные подразделения с углублением и захватыванием других критериев. При этом каждой цели назначается определенный вес. Сумма всех весов вместе составляет 100%. Не рекомендовано ставить вес цели ниже 10%, поскольку внимание сотрудника на такой цели не будет сфокусировано», — отметила эксперт.
По мнению Павла Сварника, роль РЦТ нельзя недооценивать. «Это топ-менеджеры, которые выступают не только экспертами в области технологий, но и аналитиками по всему спектру видов деятельности их организации. Однако надо понимать, что цифровизация и цифровая трансформация обеспечиваются не только конкретным человеком, а всей системой организации: ее ресурсами, процессами, мотивацией, стратегией развития. В любом случае эффективный и результативный лидер «цифры» будет полезен органу государственной власти, но без соответствующих условий он едва ли сможет достичь ожидаемых от него результатов», — уверен Павел Сварник.
Источник: ict-online.ru
Руководитель цифровой трансформации ⚖️ — роль и функции Chief Digital Officer
Директор по цифровой трансформации (также говорят «руководитель цифровой трансформации», Chief Digital Officer) — это ключевой специалист, который отвечает за внедрение новых цифровых технологий в бизнес и их развитие.
Получите все наши материалы — бесплатно
Кто такой Chief Digital Officer
Это эксперт, который отвечает за цифровизацию бизнеса и внедрение цифровых инноваций.
Зачем нужен директор цифровой трансформации
Цифровизация очень важна для современного бизнеса. Она позволяет снижать затраты и повышать прибыль. Без руководителя цифровую трансформацию в большом бизнесе совершить невозможно.
Навыки директора цифровой трансформации
Список компетенций достаточно широк. Такому специалисту нужно как обладать хорошими техническими навыками (работа с IT системами, архитектура и т.д.), а также менеджерскими (создание и управление командами, трансформация команд и т.д.)
Директор по цифровой трансформации
Компетенции этого эксперта находятся на стыке технологий, человеческих ресурсов и менеджмента.
Цифровую трансформацию (ЦТ) иногда ошибочно путают с внедрением новых технологий в работу компании.
Цифровизация организации – это не только инвестирование в освоение технических инноваций, но и преобразование стратегии развития, модернизация продуктов и услуг, трансформация структуры компании.
Она захватывает большинство производственных отраслей, сферу медицины и образования, сельское хозяйство, государственные органы и строительство.
Значение цифровизации для предприятия
Ускорение темпов развития компьютерных технологий подогревает потребительский спрос. Сегодня люди хотят получать товары и услуги в сжатые сроки с высокой точностью.
Прорывные технологии предназначены для адаптации организаций к новому типу цифрового потребителя и выживания в обновленных условиях конкурентной среды.
Если не двигаться вместе со всеми, компанию ждет вытеснение с рынка высокотехнологичными конкурентами, сумевшими освоить новые технологии.
Сегодня даже рентабельные предприятия делают огромные финансовые вливания в поддержание устаревшего программного обеспечения и технологий.
Есть проблема. Мало того, что содержать и обслуживать их достаточно дорого, а модернизировать и того дороже.
Опытный топ–менеджер сможет быстро обнаружить нерентабельные технические решения и избавиться от них навсегда. Вероятно поэтому сегодня на рынке труда спрос на цифровых директоров опережает предложение.
Получите наш и Miro — бесплатно
Кто такой директор по цифровой трансформации
Одна из высших административных должностей компании – руководитель ЦТ. Этот человек отвечает за цифровую стратегию организации.
Chief Digital Transformation Officer (CDO) пришел в нашу страну с Запада. Там профессия оформилась в переходных 2000-х годах в связи со скачком компьютерных технологий и появления социальных сетей. Возникла острая необходимость расширить видение управления компанией и государственными структурами.
Изначально он отвечал за информационные системы и эволюцию технологий. Сегодня директор CDO инициирует и проводит единую политику в цифровой сфере, контролирует реализацию проектов и внедряет национальные платформы в деятельность компаний.
Главная цель его работы – стимулировать развитие организации с помощью преобразования традиционных методов работы в инновационные, соответствующие требованиям времени.
Роль директора по цифровой трансформации в компании – стратегическая, лидерская, новаторская и даже революционная.
Еще двадцать лет назад считалось, что деятельность компании в Интернете ограничивается созданием и администрированием официального сайта. Сегодня сеть – это не только средство коммуникации с покупателем, а также инструмент продаж и взаимодействия с партнерами.
Цифровой директор – это не системный администратор или специалист по информационным технологиям. Он обладает глубокими познаниями в таких отраслях как маркетинг и финансовая сфера, а также имеет широкий управленческий кругозор.
Важнейшее качество топ–менеджера – умение общаться, искусство ведения переговоров и решения конфликтов.
Задачи директора по цифровой трансформации
Широкий спектр компетенций руководителя цифровизации усложняет выявление типовых обязанностей. В каждом отдельном случае перед ним стоят цели по конвергенции технологий, модернизации бизнеса и структуры компании.
Ключевые задачи CDO связаны с разработкой и внедрением:
- производственно–технологических процессов на основе данных;
- стратегии компании в сфере ЦТ;
- инновационных бизнес моделей;
- современной цифровой культуры для сотрудников;
- технологий в продуктовую и процессную деятельность организации.
Основная цель деятельности цифрового директора – плавно вплетать расширяющиеся цифровые стратегии в деятельность компании.
Специалист должен обладать рядом умений и навыков, но кадровые работники сходятся на том, что немалую роль играют талант и личные качества.
Топ–менеджер, занимающийся вопросами ЦТ, изыскивает возможности продвинуть компанию в технологическом смысле и оптимизировать работу персонала. Большую роль он играет в моменты финансовых кризисов и драматических происшествий в отраслях.
Знания и умения специалиста по ЦТ
Топ–менеджер должен обладать обширными познаниями и профессиональными навыками, а также регулярно повышать свою квалификацию. Ключевые технические компетенции:
- работа с данными;
- тренды цифровых технологий;
- проектирование, эксплуатация и внедрение IT–систем;
- отраслевые знания;
- планирование, моделирование и прогнозирование.
Специалист должен быть экспертом по профильному направлению деятельности компании, регулярно получать дополнительное образование по цифровым технологиям и привлекать к этой деятельность других сотрудников.
К управленческим навыкам директора по цифровой трансформации относятся:
- знание нормативных актов, относящихся к отрасли
- лидерство
- методы управления организационными изменениями
- коммуникационные навыки
- сбор команды профессионалов для определенного проекта
- формирование подразделений
- управление проектами
- реструктуризация бизнес–процессов
Навыки по работе с кадрами имеют для должности директора по цифровой трансформации не меньшее значение, чем технологические и отраслевые знания.
Собрать и удержать в своем кругу профессионалов своего дела – сложная задача. Совместными усилиями переключиться на новую бизнес–модель компании будет гораздо проще.
Место директора по цифровизации в компании
В стандартной управленческой схеме организации он занимает пост заместителя или вице–президента по цифровой трансформации. Иногда используется кадровая должность «директор».
Он отчитывается непосредственно перед руководителем предприятия и в большинстве случаев состоит в Совете директоров.
Для эффективной работы дополнительно определяется его рабочее взаимодействие и распределение полномочий со специалистами по:
- работе с данными
- информационным технологиям
- инновационному и организационному развитию
- исследованиям и разработкам
- маркетингу
Функции цифрового директора могут брать на себя другие заместители из смежных отраслей. Но в крупных корпорациях это всегда отдельная должность и подчинение исключительно первому лицу компании.
Ключевые компетенции цифрового директора
Управление брендом, развитие электронной коммерции, транзакций, привлечение новых клиентов и предотвращение финансовой катастрофы – все эти функции ложатся на плечи директора по ЦТ.
Помимо профессиональных знаний и умения их применить CDO должен обладать рядом характерных черт, в которых перемежаются профессиональные и личностные качества.
- Должен чувствовать себя комфортно в качестве возможного преемника генерального директора. Цифровой директор должен быть в состоянии развивать глобальную культуру иметь опыт деловых взаимодействий, принимать и удерживать лучшие кадры в компании. Он – провидец будущего технологического мира.
- Должен действовать как проводник перемен и знать психологию урегулирования конфликтов и внедрения инноваций.
- Должен иметь опыт работы на всех уровнях и навыки общения на них.
- Должен знать, как внедрить и реализовать разумные бизнес–стратегии, то есть иметь опыт менеджера проекта.
- Такой специалист имеет глубокие познания в области высоких технологий, электронной коммерции, потребительского поведения и социальных сетей. Это особенно важно для медиа–организаций, так как им часто поручают преобразование аналоговых технологий в цифровые.
Спрос рынка на нужного специалиста
Огромное количество умений и навыков и отсутствие подобного профиля в образовательных учреждениях определяют сложность поиска подходящего специалиста для компании.
Цифровые директора появляются в результате карьерного взлета представителей сферы PR, маркетинга или коммуникаций. Чаще к этому времени они успевают поработать в передовых инновационных компаниях.
В условиях спроса на подобного рода мультиспециалистов, кадровики рассматривают на эту должность талантливых кандидатов часто без многоуровневого опыта работы. Высокая заработная плата оправдывает себя очень быстро, ведь один сотрудник способен открыть громадные потоки доходов, получаемые через цифровые каналы.
Директор по цифровой трансформации в России
Должность официально закрепилась в деловой среде после появления Распоряжения Минкомсвязи России «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» №1632-р от 28 июля 2017 года.
В мае 2018 года вышел Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а 4 июня 2019 года была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Эти три документа сегодня определяют деятельность CDO в нашей стране.
В соответствии с государственными нормами, в России директор со статусом CDO занимается стратегиями ЦТ организации и реализации ее через авторские проекты. Он создает в корпорациях (в том числе государственных) центры компетенции соответствующего направления.
На начальных этапах совместно с руководителем компании разрабатывается общая стратегия цифровизации, составляется календарный план ее реализации. К команде могут привлекаться технические эксперты самого высокого класса и дизайнер клиентского опыта.
На следующем этапе принимается решение о приобретении или разработке продукта, привлекаются специалисты по безопасности, облачным технологиям, аналитики и профессионалы промышленных коммуникаций.
Далее работа строится вокруг сотрудников организации – с ними строится работа по повышению их квалификации и выведению технологий в массы.
Профессиональная адаптация может занять время и должна вестись планомерно. Директор по ЦТ должен грамотно расставить приоритеты.
Ключевая проблема для развития цифровизации в России состоит в том, что приоритетами для руководителей корпораций является цена и скорость, а не сами технологические продукты, их ценность и качество.
Большая часть топ–менеджеров обладают консервативными качествами, а нехватка компетентных специалистов в штате усложняет ситуацию с внедрением, принятием и освоением.
По последним исследованиям Bain https://leadstartup.ru/db/digital-transformation-officer» target=»_blank»]leadstartup.ru[/mask_link]