Чем индивидуальный маршрут иом отличается от индивидуальной программы иоп

За последние годы применение ИОМ в организации образования обучающихся с ОВЗ прочно вошло в практику образовательных организаций города Москвы. Однако нерешенными остаются еще многие вопросы:

– Определение понятия ИОМ и соотнесение его с другими понятиями, такими как «адаптированная образовательная программа», «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», используемыми в отечественных и зарубежных научных исследованиях и методических разработках.

– Определение потребности в ИОМ и его назначения для разных категорий обучающихся (ИОМ нужен только обучающимся с особыми образовательными потребностями или он является механизмом индивидуализации для любого ученика?).

– Определение структурных компонентов ИОМ.

– Определение участников разработки ИОМ и их задач:

  • создание и апробация технологии разработки ИОМ междисциплинарной командой ППк;
  • исследование возможностей включения в разработку ИОМ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и их родителей;
  • процесс формирования образовательного запроса у ребенка и родителей;
  • соотнесение индивидуального образовательного запроса обучающегося, родителей и требований образовательных стандартов.

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.

Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л.В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой.

М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 343 с.

Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учеб. пос. для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 250 с.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. 383 с.

Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. С. 1–8.

Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3).

С. 79–90.

Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.

М.: ЧеРо, 2000. С. 128–139.

Рындак В.Г., Утепов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7 (25). С. 39–44.

Тимофеева Ю.Ф. Современная модель развивающей образовательной системы в вузе / Ю.Ф. Тимофеева, Ю.А. Судник, А.Я. Голубчиков // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина».

2013. № 4. С. 83–89.

Файзуллаева Е.Д., Медова Н.А. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможности здоровья как открытое совместное рефлексивное действие сопровождающих взрослых // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). C. 15‒21.

Burgstahler, S. Who needs an accessible classroom? // Academe. 2007. № 93 (3). P. 37‒39.

Johnstone, C. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education / C. Johnstone, A. Svajan, V. Yesayan // Tichá, R., Abery, B., Johnstone, C., Poghosyan, A., Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia Hunt, P. (Eds.) (2018). Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN, USA: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia https://www.inclusive-edu.ru/nauchno-metodicheskoe-obespechenie-inklyuzivnogo-obrazovaniya-2/individualnyj-obrazovatelnyj-marshrut/» target=»_blank»]www.inclusive-edu.ru[/mask_link]

Теоритические аспекты ИОМ в системе индивидуального образования

Индивидуальный образовательный маршрут и его ценность

Определение 1

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это специально разрабатываемая программа обучения, отвечающая потребностям, возможностям и уровню развития отдельного учащегося, ставящая его в позицию субъекта образовательного процесса и открывающая путь к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Образовательная деятельность каждого учащегося открывает ему широкий перечень возможностей, позволяющих выбрать свой путь обучения и достичь конкретных результатов.

Чтобы учащийся мог выбрать свой путь в обучении, ему требуется помощь педагога. Для этого, в системе образования должны быть созданы все необходимые условия, позволяющие сделать обучение дифференцированным и личностно-ориентированным т.е. оно должно строится с учетом потребностей и интересов каждого учащегося, применением разнообразных методов и технологий, позволяющих их достичь и удовлетворить.

Читайте также:
Перспективное планирование по программе веракса средняя группа

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Рисунок 1. Индивидуальный образовательный маршрут. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Образовательные интересы и потребности каждого учащегося выступают основой построения индивидуального образовательного маршрута.

На выбор конкретного образовательного маршрута оказывают воздействие следующие показатели:

  1. Наличие определенных потребностей и желаний учащегося, а также стремлений его родителей к достижению им конкретных успехов в образовательной деятельности и приходу к конкретному ее результату.
  2. Наличие профессиональных навыков деятельности педагогов, их квалифицированный труд, позволяющий реализовать стремления и интересы каждого учащегося.
  3. Наличие мастерства педагога и творческого подхода к своему делу.
  4. Наличие педагогических, материальных, технических и кадровых возможностей образовательного учреждения для реализации ИОМ.

«Теоритические аспекты ИОМ в системе индивидуального образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

ИОМ ориентирован на конкретного учащегося. Обучение строится таким образом, чтобы раскрыть личностный потенциал и задатки конкретного ребенка в течение определенного временного промежутка и получить определенные итоговые показатели образовательной работы.

Ценность ИОМ можно охарактеризовать рядом положений:

  1. Разработка неповторимой технологии реализации образовательной деятельности.
  2. Развитие у каждого учащегося ценностных ориентаций и системы мировоззрения.
  3. Обеспечение условий для диагностирования и развития творческой индивидуальности каждой личности.
  4. Развитие у каждого учащегося своего взгляда на мир, убеждений, нравственных ориентиров, идей и воззрений.
  5. Ориентация на социальное развитие личности учащегося, его самореализацию в социальной сфере, посредством комплексного использования урочной и внеурочной деятельности.
  6. Развитие допрофессиональных навыков, опыта деятельности.

Структура индивидуального образовательного маршрута

ИОМ состоит из следующих компонентов:

  • Целевое назначение образовательной деятельности. Цели обучения ставятся, исходя из потребностей, стремлений, желаний, интересов и уровня развития учащихся. Они не могут противоречить законодательной базе страны, образовательным стандартам и должны максимально соответствовать параметрам индивидуального развития учащегося;
  • Содержание образовательной деятельности по данному маршруту. Оно должно отвечать его целевому назначению и включать определенный перечень учебных дисциплин и их курсов, тем, которые будут изучены учащимся. Сюда входит систематизация и подразделение предметов, построение их связей с иными дисциплинами, связи между темами и курсами внутри одной дисциплины и междисциплинарные связи. Учащийся имеет право самостоятельного выбора сложности содержания образовательной программы;
  • Технология и методы реализации индивидуального образовательного маршрута. Производится выбор способов и приемов, средств реализации индивидуальной образовательной программы. Она должна быть целесообразной и рациональной, оптимально сочетать в себе формы и методы организации учебного процесса, соответствующие интересам и потребностям учащегося;
  • Диагностическое сопровождение педагога. Учащемуся оказывается индивидуальная помощь по различным аспектам и направлениям образовательной деятельности;
  • Самостоятельная работа учащихся. Каждый учащийся должен быть заинтересован в реализации своего ИОМ, самостоятельная активная работа учащегося является его основой;
  • Организационные вопросы педагогической деятельности. педагогу необходимо построить процесс обучения таким образом, чтобы достичь его образовательных целей и задач. Для этого, осуществляется согласование его целей и задач с мотивами и интересами учащихся и возможностями образовательного пространства. Педагог сопровождает разработку маршрута и его практическую реализацию и контролирует продуктивность использования конкретных методов и приемов деятельности;
  • Итоговые результаты образовательной деятельности. Они отражают определенные параметры реализации ИОМ, степень достижения прогнозируемых итогов деятельности.

Направления применения ИОМ

Индивидуальные образовательные маршруты являются таким способом организации образовательной деятельности, который дает учащимся широкий спектр возможностей, различные пути достижения своих образовательных задач и разнообразные возможности реализации своего образовательного потенциала.

ИОМ реализуется по следующим направлениям:

  1. Различные варианты учебных программ и учебных планов деятельности, входящие в состав ИОМ.
  2. Использование специальных педагогических технологий.
  3. Выбор определенных способов построения образовательного пространства, разнообразие организационных моментов образовательной деятельности.
  4. Восполнение пробелов в знаниях и практических навыков отстающих учащихся.
  5. Разработка индивидуальных программ обучения для учащихся с плохо развитыми способностями и возможностями: слабое здоровье, низкая работоспособность, слабое восприятие информации, быстрая утомляемость, противопоказания различных перегрузок.
  6. Программы обучения для учащихся с низким уровнем интеллектуального развития и отсутствующей мотивацией к обучению.
  7. Программы обучения для одаренных детей.
  8. Программы обучения для детей, имеющих свои особенности характера: гиперактивность, эмоциональная вспыльчивость или сдержанность, сложности в построении коммуникативных связей и др.

Источник: spravochnick.ru

РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

по разработке и оформлению индивидуального образовательного маршрута.

Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей, и носит рекомендательный характер.

Читайте также:
Как найти счет в программе 1с

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА»

РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

СЕРИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ»

РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

МОУ ДОД ДЮЦ УКМО

Печатается по решению

Программно- методического совета

МОУ ДОД ДЮЦ УКМО

Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методическое пособие. Усть-Кут, 2015г., стр.27

Методическое пособие, составленное методистом Детско-юношеского центра

Будаевой Надеждой Алексеевной, включает теоретические и практические рекомендации

по разработке и оформлению индивидуального образовательного маршрута.

Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей, и носит рекомендательный характер.

1.Индивидуализация процесса обучения _____________________________________ 5

2. Теоретические подходы к конструированию ИОП ____________________________ 5

3. Создание индивидуального образовательного маршрута______________________ 8

4. Одарённые дети и талантливая молодёжь: выявление, развитие, сопровождение__ 9

5. Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детей______________ 13

6. Методика построения ИОМ ______________________________________________ 14

7. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей

с ограниченными возможностями здоровья ___________________________________ 15

8. Нормативно-правовые и организационно-педагогические условия проектирования

индивидуальных образовательных программ и маршрутов______________________ 16

9. Список использованной литературы _______________________________________ 17

10. Приложения ___________________________________________________________18

Индивидуализация процесса обучения

Особенностью последних десятилетий двадцатого века является рост много и разнообразия педагогических систем, теорий, концепций, ориентированных на саморазвитие личности ребенка и педагога, на различные способы поддержки его проявления.

Отличием нынешней ситуации является то, что повсеместно или локально происходит смена ведущих педагогических концепций, или осуществляется их существенная коррекция в сторону гуманизации и индивидуализации.

Гуманизм в образовании — прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека,

обеспечение его внутренней и внешней свободы. Достойной гуманизма задачей образования становится познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил. Развиваясь, юный человек действует, но не без проблем. Как только возникает желание приобщиться к чему-то у самого ребенка, и у него возникают трудности — вступает в силу педагогическая поддержка. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач — к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Развитие обучающегося может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • целевой — постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного
  • содержательный — обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их
  • технологический — определение используемых педагогических техноло­гий, методов, методик,
  • диагностический — определение системы диагностического сопровождения;
  • организационно-педагогический — условия и пути достижения педаго­гических целей.
  • структурирование педагогического процесса — согласование мотивов, целей, образовательных
  • сопровождение — осуществление консультативной помощи при разработке и реализации
  • регулирование — обеспечение реализации индивидуального образователь­ного маршрута через
  • результативный — формулируются ожидаемые результаты.
  • Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или
  • Групповые занятия. Для группы оучащихся, перешедших на индивидуальное обучение,
  • Самостоятельное изучение является основной формой индивидуального обучения, которое
  • Текущая проверка и тестирование достижений необходимы, прежде всего, самому ребенку,
  • Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.
  • в рамках НОУ, интеллектуально-личностный потенциал талантливого подростка будет
  • включение в совместную исследовательскую деятельность закрепляет осознание личной
  • в противоречиях между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы,
  • отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в
  • высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей,
  • социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
  • огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка;
  • низким уровнем культуры социума;
  • специфичностью и проблемностью развития одарённых детей;
  • недостатком психолого-педагогических знаний педагогов и родителей.
  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества, в качестве
  • очно — заочные школы;
  • каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • детские научно-практические конференции и семинары.
  • Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны,
  • Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но
  • Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко
  • Организация индивидуального стиля деятельности.
  • Создание мотивации к развитию и обучению.
  • разработка гибких, индивидуализированных программ;
  • создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
  • стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
  • использование различных стратегий обучения и воспитания;
  • уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;
  • поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
  • Номинация (называние) — имена кандидатов в одаренные;
  • Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на
  • Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений — сведения
  • Оценка учащегося его сверстниками — сведения о способностях, не проявляющихся в
  • Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов,
  • Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений;
  • Психологическое тестирование — показатели интеллектуальных особенностей абстрактного и
  • чрезвычайно любопытные в отношении того, как устроен тот или иной предмет.
  • обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать
  • соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;
  • отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;
  • обладают большим словарным запасом;
  • не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
  • имеют обострённое чувство справедливости;
  • предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • обладают отличным чувством юмора;
  • нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной
  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов),
  • оформление маршрутного листа.
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения и воспитания
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить роль самостоятельной
  • обеспечить развитие целостной структуры личностных свойств ученика, позволяющих наиболее
  • определить уровень развития ребенка — диагностика (в т.ч. его качества и способности);
  • очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
  • определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой
  • определение роли родителей;
  • разработка учебно-тематического плана;
  • определение содержания;
  • определить способы оценки успехов ребенка.
  • темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы
  • методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту
  • особенности развития ребенка;
  • описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
  • особенности организации образовательного процесса;
  • ожидаемые результаты;
  • критерии результативности;
  • формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
  • предложить подборку заданий определенной сложности (повышенной или упрощенной)
  • представить тематику исследовательских или творческих проектов.
  • наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой
  • согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной
  1. Титульный лист (см. выше).
  2. Перечень программ, входящих в данный индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Определение временных рамок реализации маршрута.
  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  • Подходите ко всему творчески.
Читайте также:
Почему компьютер сам по себе удалил программы

Приложение 5 Образец составления индивидуального маршрута для детей (вид направленности)
Актуальность: Цель: Задачи: Количество занятий в неделю Учебный план

№ п/п Дата, время Тема занятия, количество часов Используемые технологии, формы и методы Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru