Чем индивидуальная программа отличается от индивидуального маршрута

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики

В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Представлен краткий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута. Сформулированы проблемы, требующие дальнейшего решения.

Афанасьева И.В. , директор ГБОУ лицей №373

Московского района Санкт-Петербурга

Васильева Э. В. , зам. директора по УВР

ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга,

Технология построения индивидуального образовательного маршрута дошкольника в соотв

методист ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга

Файншмидт И. В. , зам. директора по УВР

ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга

В педагогической практике сегодня можно всё чаще услышать информацию о том, что учащиеся имеют возможность выбирать индивидуальный образовательный маршрут. С чем связано использование этого понятия? Как оно трактуется в нормативно-правовых документах и педагогической литературе? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Изучение Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказов Минобрнауки, которыми утверждены федеральные государственные образовательные стандарты от уровня начального общего до среднего общего образования, привели нас к выводу, что действующее законодательство в сфере образования не регламентирует понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и не устанавливает обязательность его разработки.

В то же время Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» относит к трудовым действиям педагога «определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся» [6].

Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, предусматривает как активную учебно-познавательную деятельность учащихся, так и построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей. По нашему мнению, активное использование термина «индивидуальный образовательный маршрут» в рамках реализации ФГОС на разных уровнях образования обусловлено необходимостью построения образовательной деятельности для каждого учащегося.

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута

Считается, что в активную практику данный термин был введён Е. И. Казаковой и А. П. Тряпициной в книге «Диалог на лестнице успеха» [5]. Сегодня исследователи в области педагогической науки приводят отличия индивидуального образовательного маршрута от индивидуальной образовательной траектории и индивидуальной образовательной программы [2]. Не повторяя многочисленных публикаций об этих отличиях, представим три определения индивидуального образовательного маршрута:

  1. Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [5].
  2. Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения (встречается во многих положениях образовательных учреждений об ИОМ).
  3. Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного учащегося [7].

Второе определение вступает в противоречие со ст. 17 ФЗ №273 «Об образовании в РФ», где описаны три формы обучения: очная, заочная, очно-заочная [8]. Поэтому третье определение нам представляется более кратким, удобным для усвоения и использования в работе.

Компонентами содержания образования при построении индивидуального маршрута выступают, с одной стороны, предметы учебного плана, курсы внеурочной деятельности, занятия по программам дополнительного образования, с другой стороны – темы и разделы рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. В таком делении компонентов есть возможность выстраивания маршрута как внутри каждого предмета (курса), так и внешнего.

При построении внешнего индивидуального образовательного маршрута лицей обеспечивает право учащегося на «обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы» (ст.34 п.1.пп 3 Закона «Об образовании в РФ») [8]. В пп. 23 ст. 2 ФЗ №273 сказано, что «индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося». Можем сделать вывод, что обучение по индивидуальному учебному плану – это один из вариантов реализации образовательного маршрута, но не единственный.

Читайте также:
Как часто нужно менять программу в зале

На практике мы апробируем следующий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута:

  1. Диагностика учащегося, выявление индивидуальных способностей и потребностей.
  2. Дифференциация учащихся со схожими потребностями и возможностями.
  3. Постановка целей обучения (важнейший момент, для чего это ребёнку?)
  4. Определение срока достижения цели
  5. Отбор содержания
  6. Отбор форм обучения
  7. Определение этапов (расписание)
  8. Образовательная деятельность (этап реализации)
  9. Диагностика промежуточных результатов
  10. Коррекция
  11. Подведение итогов (в соответствии с п.3)

Среди множества условий для построения индивидуального образовательного маршрута главными, по нашему мнению, являются:

  1. Позиция учащегося как субъекта выбора образовательной деятельности.
  2. Избыточность компонентов содержания (для обеспечения их выбора).

Реализуя с 2018/2019 учебного года в лицее ФГОС на уровне среднего общего образования отмечаем, что нормативная база действительно обеспечивает старшекласснику вариативность содержания и позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты. Однако, у нас остаются вопросы и проблемы, требующие дальнейшего изучения. Среди них:

  • Как соотнести разные потребности учащихся с ограниченными ресурсами образовательного учреждения?
  • Как измерить трудозатраты учителя при выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов в рамках компонентов содержания учебного предмета (курса)?
  • Как свести к минимуму дополнительную бумажную работу, которая сопровождает деятельность по построению и реализации ИОМ.

Список использованных источников

Источник: nsportal.ru

Чем индивидуальная программа отличается от индивидуального маршрута

Что такое индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа?

11 Январь 2019 8:16:47

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» не имеют устоявшегося определения в теории педагогики. Их появление в практике современного образования связано с внедрением принципа индивидуального подхода к развитию обучающимся своих способностей и знаний, направлено на осознание (рефлексию) обучающимся своих способностей и поиска своего места в обществе. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Индивидуальная образовательная программа не самостоятельный объект в образовательных программах (существуют базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т.д.). Она, скорее, способ индивидуального освоения одной из существующих программ, поэтому составляется на основе выбранного общего учебного плана и соответствующего ему соотношения между различными образовательными областями и видами учебной работы.

Следует отметить, что понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» не определены законодательством в отличие от понятия «индивидуальный учебный план». Поэтому на сегодняшний день понятие «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная программа» применяется только в теории педагогики и являются вариантами методических подходов к освоению обучающимся образовательной программы. Соответственно, их составной частью может быть индивидуальный учебный план.

Источник: www.finexg.ru

cogito, ergo sum

По следам очень интересного обсуждения в «Точке кипения» АСИ, захотелось поделиться своими терминологическими представлениями об индивидуальной образовательной .

Тут должен стоят термин. Андрей Комиссаров начал с «траектории». Его поддержал Максим Дулинов. Татьяна Ковалева продекларировала выбор тьюторами «программы» и полное отрицание «траектории». Анатолий Сторожев отстаивает «маршрут».

Кроме того, всплывала «карта» в разных представлениях.

Можно было бы пропустить, но мне кажется, что удачная терминология облегчает взаимопонимание и развитие ситуации. На встрече времени было мало для подобных погружений.

Полемика по терминам

Оттолкнусь от позиции Татьяны Ковалевой, как я ее понял.

Траектория– путь пройденный пассивным телом, а тьюторы ставят перед собой задачу активного самоопределения ребенка (тьюторанта), поэтому они исключают траекторию из своего вокабуляра. Они выводят ребенка на построение индивидуальной образовательной программы. Для этого они вместе с ребенком строят его личную (индивидуальную) ресурсную карту (топика, векторность, масштаб), а программой называют выбор очередного образовательного (развивающего) шага. В их логике у программы нет конечной точки, ибо человек постоянно развивается: «Программа– это личная свертка ресурсной карты в данный момент». На вопрос о том, что такое определение термина «программа» заметно отличается от общепринятого, было дано подтверждение: да, они этот термин трактуют по своему, опираясь на позицию философа и культуролога Вадима Марковича Розина.

Читайте также:
В какой программе делают визитки на компьютере

Похожее отношение к траектории у Анатолия Сторожева: «Образовательная траектория — это когда меня запулили и я лечу по инерции мышления. Образовательный маршрут — это когда я его прохожу, это мой жизненный Путь, я строил его карту, я могу изменить свои планы, посидеть и осмотреться, принять новые решения.»

Четкий доклад Ковалевой позволяет опереться на ее тезисы и обозначить свои. Прежде всего, она сразу обозначила свою позицию как тьютора. Это облегчает мои рассуждения, потому что позиций может быть много и моя не тьюторская. Моя позиция– конструктора новой системы образования, в которой тьютор является одной из важных ролей, но далеко не единственной. Мне важно понять ролевой ассортимент системы и модель отношений между ролями, чтобы вся совокупность максимально отвечала целям всех участников:

  • Траектория– кинетический термин, имеющий весьма четкую коннотацию в физике: след движения тела. Никаких указаний на его активность или пассивность нет. В задачах часто фигурируют управляемые объекты.
  • Маршрут– логистический термин: предполагаемый вариант движения. В идеале траектория должна совпасть с маршрутом, но это редко случается. Кроме того, маршрут не всегда прорабатыватся настолько четко, чтобы траектория могла с ним совпасть: маршрут может содержать только контрольные точки с предполагаемым диапазоном времени.
  • Программа в традиционном понимании– план действий с описанием ожидаемых результатов и используемых ресурсов. Маршрут может быть частным случаем программы.

Другими словами, образовательная траектория– это пройденный путь в личном образовании, а программа (маршрут)– это планируемый путь.

При такой трактовке, как мне кажется, не могут тьюторы игнорировать образовательную траекторию, ибо «здесь и сейчас» любого человека определяется накопленным багажом, отталкиваясь от которого можно строить планы (программы, маршруты). В такой логике, на первый взгляд, невозможно строить образовательную траекторию– только планы. И второе замечание– планы могут быть любыми, а траектория исключительно индивидуальная, ибо у каждого она своя, уже пройденная.

Следует обратить внимание, что подобное заимствование терминов из другой сферы происходит только тогда, когда появляются новые смыслы, для которых нет адекватных терминов. Тогда по ассоциации из другой области берется термин, который аналогичен неопределенному новому смыслу.

Но дальше происходит расширение ассоциаций– экспансия слова из другой сферы в гораздо большем объеме. Например, траектория начинает трактоваться не только как след от движения, но и как возможность прогноза этого движения на основании расчетов, хотя в нашем случае такая ассоциация становится предельно неопределенной, в отличие от понятных задач баллистики. Или накладываются непонятные дополнительные ограничения типа пассивности объекта– так воспринимается термин специалистом в другой сфере знаний. Поэтому нужно либо строже договариваться о введении новых понятий, либо игнорировать их произвольное употребление и каждый раз уточнять, кто какой смысл в него вкладывает.

Вчера– не сегодня

Почему мы все время говорим о программах? Потому что воспитаны в культуре стабильного общества, привыкшего и считающего правильным обстоятельное планирование и проектирование будущего. Обучение и воспитание, которые в совокупности мы привыкли называть образованием, тоже выстроены в логике социального проектирования: мы– взрослые– знаем, что и как правильно делать, и научаем этому неумелых детей. В логике проектирования образовательного процесса образовательная программа абсолютно органична. Особенно в логике традиционного для классической школы образовательного конвейера, когда все одновременно обучаются по единой программе.

Однако с некоторого момента в середине прошлого века этот конвейер начал давать сбои– общество, повысив уровень грамотности, стало постепенно требовать большей гибкости. Это выразилось в появлении спецшкол, расширении сети дополнительного образования.

Потом и этого перестало хватать– опыт педагогов новаторов вылился в новый закон «Об образовании», дающий право школе самой создавать образовательную программу, ориентируясь на своих детей и педагогов. С этим не справилась устаревшая система управления образованием, начались попытки ограничивать свободу школ по созданию индивидуальных программ, но полностью кран перекрыть уже невозможно. Аналогичные процессы идут и в обществе– традиционные процессы проектирования перестали удовлетворять разработчиков, т.к. при таком подходе проект устаревает к моменту окончания проектирования. Благодаря Грефу, название одного из новых гибких проектных подходов Agile стало известно широкому кругу.

Читайте также:
Прекращена работа программы swrepubliccommando exe

Самое важное, что всем, включая детей, стало ясно, что никаким сакральным знанием «правильности» взрослые не обладают. Раз так, возникает вопрос: чему они могут научить? Почему дети должны прислушиваться к их мнению и учиться по их программам?

Они прекрасно знают от своих родителей и старших родственников, друзей, что школьная «галиматья» практически никому не нужна, а в новых устройствах эти горделивые учителя и вовсе «не копенгаген». Чем они могут быть полезны? Что они пасут их на время отсутствия родителей на работе?

К такому свержению с пьедестала учителя не готовы: они привыкли почитать своих Учителей (с большой буквы) и надеялись на такой же пиетет по отношению к себе, а их даже Председатель Правительства послал заниматься бизнесом, если что-то не устраивает в школе. Если образовательная программа перестает работать или работает исключительно при подавлении воли учеников, что можно делать?

Индивидуализация

Наиболее адекватным ответом на новые проблемы в организации образования стала индивидуализация– опора на личные особенности и пристрастия ученика. Для этого учитель и ученик должны оказаться созвучны, взаимоинтересны и полезны. Вариантов может быть много.

Для тьютора это акцент исключительно на формирование личного позыва ребенка (тьюторанта)– он сам является источником образовательной программы. На западе это часто называют персонализацией. Но есть и более технологичный вариант, когда можно выбрать из набора– это более традиционный вариант индивидуализации, в противовес строго персональному (заказному) подходу.

Во втором варианте всегда есть образовательная программа в традиционном смысле, но набор учебных курсов у каждого получается свой– все траектории разные. В первом варианте образовательная программа может быть как традиционная, так и в специфическом понимании тьюторов. А траектория тоже индивидуальная.

Итак, 3 варианта формирования образовательной программы в разных смыслах, но во всех формируется индивидуальная образовательная траектория.

Если предположить, что с учетом стремительного расширения способов и каналов обучения каждый ученик окажется перед широчайшим разнообразием выбора, то проблемой станет акт выбора. Что услуги консультантов будут остро востребованы и что искусственный интеллект будет с живыми консультантами успешно конкурировать, уже понятно. Интересно, что будет первично, программа (маршрут) или траектория?

Берусь утверждать, что в условиях быстрых изменений и широкого выбора, каждый следующий образовательный выбор будет в значительной мере ситуативен и спонтанен. Могу предположить манипулятивные управляющие действия на молодежь, но этот вариант рассматривать не хочу– это социальные риски. В открытой среде на выбор смогут влиять значимые субъекты.

В профессии останутся только значимые для ребенка люди, имеющие вес своими эмоциональными, социальными, профессиональными компетенциями. Именно они смогут выстраивать ситуации, в которых дети с удовольствием будут что-то осваивать. Именно они смогут через серию успехов и формирования уверенной компетенции подвести их к целевому поведению, в котором требуется построение маршрутов и программ, а не только сиюминутных образовательных продвижений.

Учитывая, что и для старшего поколения, воспитанного в проектной логике, она не стала определяющей для всех, надеяться на всеобщий охват программным (проектным) мышлением не приходится. Но он не всем нужен, как выясняется по жизни, несмотря на постоянное давление рекламой про лидерство и организованность.

А раз так, основным в образовании получается освоенное (траектория), а не программа (маршрут)! Но учителя проектную логику все равно вынуждены вести, даже если подготовленные планы приходится все время корректировать, т.е. будут продолжать строить программы (с учетом возрастающей гибкости), а ученики и родители– траекторию: учителя проективно, а ученики с родителями– ситуативно, по факту, на один-два шага «здесь и сейчас», в тьюторском понимании программы.

Из этого совсем не следует хаотичность образовательного процесса и ненужность учителей, тьюторов, консультантов: они действуют проективно, их предложения по построению и реализации образовательных маршрутов важны именно внятностью перспектив. Именно это дает разумный выбор ученикам и их родителям. Но с их стороны выбор происходит не раз и навсегда, а итерационно, шаг за шагом. И никто не знает, будет ли следующий шаг продолжением прошлого выбора или он окажется на новом образовательном маршруте.

Источник: medwk.blogspot.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru