Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам ФДПО.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
ФДПО осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется профессиональной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование [45]
Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы
При разработке методики дополнительной профессиональной программы мы исходили из базовых принципов концепции дополнительного профессионального образования, основывающейся на опережающем характере содержания обучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизме и демократичности образования, изложенной А. Н. Блеером в концепции развития дополнительного профессионального образования [7]. Для учета концепции при реализации профессиональной программы рекомендуется решать две взаимосвязанных проблемы:
— во-первых, с позиции социального конструктивизма инициировать процесс развития социальных компетенций («запуск» субъективного процесса собственного личностного развития/саморазвития слушателя), адекватного требованиям изменяющейся социокультурной среды, субъективных потребностей самой личности и требованиям работодателя. Этот процесс направлен на освоение слушателями, наряду с профессиональными знаниями, комплекса стандартных социально-ориентированных технологий, обеспечивающих обучаемому в процессе его профессиональной деятельности раскрытие и оптимального развития своего личностного потенциала.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
Образовательные программы: виды и требования к реализации
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, — в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, — в области противодействия коррупции;
5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, — в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, — в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности;
7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, — в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);
8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, — в области пожарной безопасности.
7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
Источник: www.zakonrf.info
К сфере высшего образования относятся дополнительные профессиональные программы, для обучения по которым требуется высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К сферам среднего и начального уровней профессионального образования относятся дополнительные программы, для обучения по которым соответственно необходимо среднее или, как минимум, начальное профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.
Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ. Отсюда особую важность представляет опора на теоретические основы проектирования содержания ДПО.
его концептуальная идея, закономерные связи, методологические и дидактические принципы;
фиксирование в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (внутренней организации, связях между элементами), общественных и личностных функциях передаваемого социокультурного и социопрофессионального опыта, профессиональной культуры в их педагогической интерпретации.
Важно, чтобы уровень общего теоретического представления содержания ДПО являлся результатом его коллективного философского и социально-педагогического осмысления обучающимися и преподавателями системы ДПО.
2. Уровень учебного предмета. На этом уровне обосновываются функциональное назначение, роль и место каждой из учебных дисциплин в системе содержания ДПО, определяются ее ценности, выявляется состав, структура основных элементов содержания учебного предмета.
Важно, чтобы каждый учебный предмет (учебный курс, учебное пособие) наряду с ориентацией на выполнение своей особой функции в системе содержания ДПО выстраивался согласно его общему составу и структуре. Особую значимость приобретает преемственность частного содержания учебных предметов в реализации ведущих функций общего содержания ДПО. Построение содержания учебного предмета осуществляется с учетом ценностей конкретной профессии, ее предмета, объектов, системы профессиональных задач, содержания, структуры и технологии деятельности, объективных профессионально-личностных потребностей и образовательных возможностей обучающихся. В связи с этим важное место отводится профессионально-личностной рефлексии субъектов учения.
Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть продиктована Требованиями к минимуму содержания ДПО и уровнем профессиональной подготовки по конкретной специальности, которые разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования.
Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте и личностном саморазвитии, удовлетворить их профессиональные интересы, оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей. Особенностью этого уровня содержания ДПО является междисциплинарный опережающий характер образовательных курсов, их динамизм, многоуровневость, возможность индивидуализации обучения.
3. Уровень учебного материала, предназначенного для усвоения обучающимися в системе ДПО, фиксируется в учебных пособиях, методических рекомендациях, опубликованных курсах лекций, в видеопрограммах, сборниках практических заданий и др. На этом уровне обозначаются конкретные, подлежащие усвоению ключевые профессиональные компетентности специалиста, входящие в курс обучения по определенному учебному предмету.
4. Субъектно-личностный уровень. На этом уровне осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование своих образовательных маршрутов – индивидуальных образовательных программ – самими обучающимися.
Проектирование содержания ДПО требует определения «ключевых компетентностей» специалиста-профессионала. «Ключевая компетентность» является «узловым» понятием, включая: во-первых, аксиологическую, мотивационную, рефлексивную, когнитивную, операционно-технологическую, этическую, социальную и поведенческую составляющие содержания ДПО; во-вторых, идеологию формирования содержания ДПО «от результата»; в-третьих, результаты обучения, выражающие «приращивание» знаний, умений, навыков, опыта профессионально-личностного саморазвития, творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений; в-четвертых, интегративный характер ее источника – различных сфер культуры и других сфер деятельности человека.
Ключевые профессиональные компетентности являются базовыми, универсальными. Их характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, значительная интеллектуалоемкость, многомерность, включающие широкий спектр аналитических, коммуникативных, прогностических и других умственных процессов.
Так, в структуре ключевых профессиональных компетентностей управленческих кадров образования можно выделить:
специальную компетентность – способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
социальную компетентность – способность заниматься совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью, сотрудничать и использовать принятые в профессии управленца приемы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
личностную компетентность – способность использовать приемы личностного самовыражения и саморазвития, средства противостояния профессиональным деформациям личности;
индивидуальную компетентность – способность использовать приемы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил.
Особенно важна в управленческой профессии роль образовательной компетентности, которая обеспечивает содержательную и технологическую стороны профессионально-личностного роста специалистов. Образовательная компетентность включает Я-концепцию в непрерывном профессиональном образовании: сформированность ценностного отношения к нему, интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, целеполагание в образовательной деятельности, мотивацию развития субъектности и креативности в образовательной деятельности, удовлетворенность образовательной деятельностью. Это составляет мотивационную сферу образовательной компетентности. Ее операционная и рефлексивная сферы обеспечиваются знаниями о способах и технологии непрерывного профессионального саморазвития в процессе образования, развитием когнитивных способностей, осмыслением процесса и результата образовательной деятельности, степенью профессиональной обучаемости (готовности к непрерывному профессиональному образованию), образовательной продуктивностью.
Определение ключевых профессиональных компетентностей специалиста может быть представлено на двух уровнях: на обобщенном (например, исходя из обобщенного образа управленца-профессионала) и субъектно-личностном (на основе Я-концепции в образовательной деятельности), когда планируемые результаты обучения определяются самими обучающимися.
В состав содержания ДПО специалистов входит система их ключевых профессиональных компетентностей (специальных, социальных, личностных, индивидуальных, образовательных). Ее ведущими подсистемами выступают:
система интегрированных профессиональных знаний, умений, навыков, усвоением которых обеспечивает философское осмысление миссии и предмета профессии, ее ведущих ценностей, идеалов, определение направленности профессиональной деятельности, ее содержания, технологии и др.;
опыт профессионально-личностного саморазвития, предполагающий способность к профессионально-личностной рефлексии, моделированию профессии, освоению технологий непрерывного профессионального образования, самоорганизации образовательной деятельности;
опыт творческой деятельности, позволяющий наряду с системой профессиональных знаний, ценностных ориентации, рефлексией, духовно-нравственным самосовершенствованием, профессиональным саморазвитием освоить профессиональную культуру, выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности и осуществить «вклад» в профессию, в ее обогащение; опыт гуманистического эмоционально-ценностного отношения к миру, к профессиональной деятельности, к людям, к себе, к своему профессионально-личностному становлению и саморазвитию; названный опыт наряду с другими компонентами содержания ДПО является условием «разрушения» устаревших стереотипов, формирования и развития системы гуманистических ценностей и идеалов.
Важная роль в формировании содержания ДПО принадлежит его самопроектированию обучающимися. Самопроектирование содержания ДПО выступает как одно из важнейших звеньев самоорганизации обучающимся своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект мотивированного самоуправления профессионально-личностным саморазвитием. В этом случае самопроектирование способно приобрести личностный смысл.
* Андрагогический (от греч. aner, andros – человек, мужчина и ago – вести, учить) – относящийся к андрагогике – обучению взрослых. Подробнее см.: Основы андрагогики: Учеб. пособие / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.; Под ред. Колесниковой И. А. – М., 2002. – Примеч. ред.
Группа социально-педагогических факторов объединяет: коренные преобразования в ведущих сферах жизни страны в связи с утверждением демократических норм, формированием правового государства, рыночной экономики, с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному (в котором процессы создания и распространения знания становятся ключевыми); социальные требования в области непрерывного образования; стратегию модернизации российского образования; социальные требования к системе ДПО; качество федеральной и региональной систем непрерывного профессионального образования и др.
Группа научно-теоретических факторов объединяет современные достижения науки об образовании, в том числе о непрерывном образовании, а также образовании взрослых; новейшие данные наук о построении образовательного процесса в системе ДПО; нормативные требования в сфере ДПО; результаты научных исследований в профессиональной деятельности специалиста, в педагогическом проектировании и др.
Группа субъектно-личностных факторов объединяет: осрзнаваемые личностью потребности в непрерывном профессиональном образовании, профессионально-личностном саморазвитии; человеческий потенциал специалиста; рефлексию профессионализма и профессиональной компетентности обучающегося; рефлексию качества профессионального образования; объективные затруднения в профессиональной деятельности; объективные затруднения в образовательной деятельности, в профессионально-личностном саморазвитии; мотивацию профессиональной и образовательной деятельности; осознаваемый обучающимися уровень продуктивности ДПО и др.
Группа андрагогических факторов включает: закономерности обучения взрослых, их позиции по отношению к непрерывному образованию, отбору его содержания, форм, методов, технологий; общие дидактические принципы и дидактические принципы, продиктованные спецификой обучения взрослых, особенностями образовательной деятельности обучающихся в системе ДПО; дидактические и андрагогические требования к преподавателю и его профессиональной деятельности в системе ДПО; образовательная среда в системе ДПО; критерии эффективности ДПО и результаты обучения в системе ДПО.
В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессионально-личностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.
В контексте личностно ориентированного подхода обучающийся предстает как субъект общей, духовной, гражданской, патриотической, национальной и профессиональной культуры, общественной и собственной жизни, жизнетворчества. Возникает необходимость учитывать в определенной мере его личную, семейную, педагогическую, управленческую и общественную стороны жизни, деятельности, поведения, отношения, общения.
Широкое распространение в системе ДПО находит модульное построение образовательных программ, т.е. наличие четко очерченной совокупности унифицированных обучающих модулей в содержании этой системы, каждый из которых направлен на решение конкретной профессиональной задачи. Унифицированный обучающий модуль включает в себя комплекс теоретических и практических, коллективных и индивидуальных занятий унифицированного назначения, объема и структуры, поддерживаемый учебно-методическим и информационно-техническим обеспечением.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru