За рулем — без руля. Как машинное обучение и искусственный интеллект заботятся о нашей безопасности
В последние несколько лет беспилотные технологии на транспорте получили больше развития, чем за предыдущие несколько десятилетий. Как учат ездить «машины без водителей» и когда они выйдут на дороги вокруг нас? Какую роль в этом играет искусственный интеллект? Naked Science разобрался в деталях.
В августе 2022 года Минпромторг объявил конкурс на создание технологий по замене второго авиапилота на «виртуального». Срок окончания разработки — 2024 год (и он беспрецедентно короткий для такой непростой задачи).
Однако вопрос стоит еще шире — не только о пилотировании самолетов. Ведь беспилотные технологии сегодня затрагивают как воздух, так и землю. Может ли искусственный интеллект справиться и здесь?
Автомобильная история
В Китае и США (компании Waymo, Cruise и другие) уже действуют полностью беспилотные такси: они ездят прямо по городу, перевозят пассажиров, за рулем при этом никого нет. А в Иннополисе есть беспилотное такси «Яндекса» без человека за рулем, оно перевозит людей. Чтобы заказать его, достаточно воспользоваться приложением, как в случае с обычным такси. Ведется проработка и проекта по выводу подобных «робошоферов» на улицы Москвы.
удаленная папка снова появляется
Впрочем, среди российских компаний беспилотниками, конечно, занимается не только «Яндекс». «Сберавтотех» разрабатывает технологию автономного вождения, адаптируемую к разным видам транспорта. Парк компании насчитывает 180 легковых беспилотных автомобилей, открытое тестирование которых проводили летом этого года в дни Петербургского международного экономического форума.
Вместе с тем инженеры «Сберавтотеха» разработали несколько прототипов беспилотников на базе грузовиков различных моделей, а также ФЛИП — полностью автономный электромобиль, который уже сейчас наряду с беспилотниками на базе серийных автомобилей работает в формате сервиса на территории «Сберуниверситета».
Летом 2022 года научно-технический центр «КамАЗа» совместно с МГТУ имени Баумана запустил в опытную эксплуатацию карьерный самосвал КамАЗ-6559 (он же — «Юпитер-30»). У него исходно отсутствует кабина водителя, что в чем-то даже хорошо: за счет этого машине не нужно разворачиваться в начале и конце маршрута, ведь сенсоры у нее и спереди, и сзади. Зато вместо этой кабины у самосвала есть пылегрязевлагозащищенные (без чего в карьере никак) камеры, а также набор лидаров, ультразвуковые датчики, радары, ГЛОНАСС-навигация и специальная GSM-антенна, позволяющая удаленному оператору подключиться к машине.
Вообще, подобный набор сенсоров типичен и для многих легковушек-беспилотников. Большинство из них сочетает видеокамеры, без которых трудно распознавать знаки, радары, определяющие расстояние до объектов, и лидары. Лидар (от слов Light Detection and Ranging) использует импульс лазера, чтобы точно измерить расстояние до объекта и узнать его форму. За счет фиксации отраженного излучения лидар может «увидеть» объекты, которые сложно распознать видеокамере. Причем это не только другие машины, но еще разметка на дороге и многое другое.
Скрытая папка в Windows с компроматом на тебя! Найди ее и отключи!
Особенно важны эти свойства лидаров в сочетании со специальными картами, которые разработчики закладывают в память беспилотников. Такие карты городов, как правило, довольно детальны, могут включать каждый светофор и знак. Лидар позволяет программному обеспечению транспортного средства определять точное расстояние до каждого такого объекта, сверять его с заложенной в память бортового компьютера цифровой картой и достоверно определять свое положение на местности с максимальной точностью. Причем даже в условиях низкого или неустойчивого сигнала GPS / ГЛОНАСС, что может быть весьма важно в туннелях или на узких улицах между высотными зданиями.
Именно «доводкой» таких карт часто объясняют тот факт, что компании — испытатели беспилотных такси эксплуатируют их в каком-то одном месте. Чтобы разметить карту для ее оптимального использования ИИ, нужны усилия программистов. Чтобы убедиться, что все сделано правильно, зачастую требуется время.
По рельсам и по воздуху
Аналогичные тенденции заметны в других видах транспорта. «Российские железные дороги» делят поезда на четыре уровня по автоматизации. При уровне GoA1 автоматические системы помощи водителю помогают предотвращать аварии, предупреждая о внезапном появлении объекта на путях. На уровне GoA2 поезда уже перемещаются от станции к станции самостоятельно, но машинист отвечает за закрытие дверей. В случае GoA3 он находится в кабине, но вмешивается в управление только в чрезвычайных ситуациях. GoA4 отличается от предшественницы тем, что в ее случае автоматизация уже полная, машиниста в кабине нет.
Уровень GoA3 Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте уже освоил: в 2019-2020 годах первые экземпляры «Ласточек» с такими возможностями пошли в опытную эксплуатацию. Но с 2023 года РЖД намерены пустить «Ласточки» с уровнем автономности GoA4, в которых машиниста не будет. В случае непредвиденных ситуаций операторы из центра дистанционного контроля смогут вмешаться и отдать поезду нужную команду.
Отдельная сфера, в которой ИИ сделал очень и очень много, — авиация. Здесь развитие началось раньше, поскольку основную часть маршрута самолеты проводят в воздухе, где вероятность столкновений куда ниже, чем на земле. Поэтому «самолетный» автопилот давно зарекомендовал себя как надежный помощник пилотов, и для реактивных самолетов с числом мест более 20 международные правила требуют его наличия обязательно — как раз для снижения риска аварий. Ведь пилот во время многочасового полета может устать или отвлечься, а автопилотам это несвойственно.
Обычно его включают после взлета и выключают перед посадкой, так как и то, и то делают пилоты. Однако в 2020 году Airbus впервые продемонстрировала взлет без участия пилотов, а в 2020-х надеется достичь и посадки в полностью беспилотном режиме.
Как работает машинное обучение для «беспилотников» на дорогах
Само словосочетание «машинное обучение» появилось еще в 1950-х и означает методы обучения ПО решению задач, которые сложно формализовать в виде алгоритмов. Поэтому программу «натаскивают» на решение той или иной задачи на множестве примеров — обучающей выборке.
Каждый из нас ежедневно сталкивается с плодами машинного обучения. Ленты в соцсетях, «товары, похожие на этот» в онлайн-магазинах, даже системы принятия решений о кредитах в банке — сегодня все они используют машинное обучение. Но при общих базовых принципах конкретные реализации машинного обучения могут существенно отличаться друг от друга.
Кстати, есть одна из сфер, в которой многие из нас уже поучаствовали в машинном обучении беспилотника лично, но сами об этом так и не узнали. Например, каждый раз, когда вы «разгадываете» капчу Google, выбирая светофоры или велосипеды на разных снимках, вы выполняете задачу по ручной разметке массива данных, которые затем, по неофициальным данным, используются и Waymo — разработчиком беспилотных автомобилей, контролируемого Google.
До 2010-х попытки создать «машины без водителя» были довольно прямолинейны: разработчики пытались заложить алгоритмы, при соблюдении которых автомобили, как предполагалось, смогут решить все задачи, обусловленные дорожной обстановкой. Распознавая по данным с камер другие машины или пешеходов, программа «автопилота» должна была принять решение о том, может ли она повернуть, ехать дальше и так далее.
Однако формализовать все эти задачи оказалось довольно сложно. Поэтому с 2010-х подход изменился: доминировать в нем стало машинное обучение. Вначале применялась «симуляция езды», а затем автомобили-беспилотники стали проезжать сотни тысяч и миллионы километров, чтобы встретить на дороге максимальное количество ситуаций, на которых алгоритмы самостоятельно обучаются принимать решение.
Сегодня они еще научились прогнозировать развитие всех дорожных ситуаций. И если вдруг водитель соседней машины или едущий чуть в стороне велосипедист в сложной дорожной ситуации повели себя не так, как прогнозировала система на основе машинного обучения, с этого момента делается «снапшот», запись с камер и датчиков, на основе которой потом инженеры-разработчики попытаются понять, что именно пошло не так, и попробуют научить систему прогнозировать такие ситуации точнее.
Особую ценность в таких системах представляют именно наборы данных реального вождения. Учитывая это, «Яндекс» сделал общедоступным для каждого набор данных (датасет) с 1600 часов вождения по дорогам разных стран в снег, дождь и в обычных условиях.
Обосновывая необходимость перевода таких данных в открытый формат, «Яндекс» поясняет: «Сдвиг данных возможен везде, где модели машинного обучения сталкиваются с неопределенностью: незнакомыми ситуациями и неизвестными данными». Сдвиг данных, о котором идет речь, — большая проблема в машинном обучении. Человек легко и интуитивно преодолевает его, но для машины это невозможно без значительной выборки.
Сегодня перед целым рядом российских компаний стоит задача тиражирования беспилотных решений на автомобили, уже присутствующие на рынке. Чем быстрее они решат эту задачу — тем больше жизней смогут спасти подобные технологии. И здесь обнародование открытых датасетов, как это сделал «Яндекс», — важный шаг в нужном направлении.
Ключевая задача — безопасность
Практически все компании — разработчики беспилотных автомобилей активно используют программные симуляторы реального вождения. В них в том числе воспроизводятся реальные сцены из реального мира, те, что машина-беспилотник встретила на дороге, чтобы обучиться правильно в них себя вести.
Почему это важно? Основные, типичные случаи, возникающие на дорогах у беспилотников, уже отработаны. Чтобы достичь идеала, ПО нужно научиться разбираться с очень нетипичными, редкими ситуациями. Но чтобы машина хорошо обучилась на них реагировать, нужно, чтобы она встретила их на дороге много раз. Вот только это ситуация редкая, то есть часто встретить ее в реальном мире не получится.
Совсем не так дело обстоит с симуляционным обучением. В нем подобные редкие сцены загружают в симулятор и сколь угодно количество раз прогоняют машину через нее. Причем поведение других объектов в симуляции ( «агентов») тоже генерируют нейросети, поэтому их поведение практически не отличается от поведения на дорогах обычных водителей.
Автопилоты в воздухе
В 2021 году гонконгская авиакомпания Cathay Pacific и концерн Airbus объявили о намерении обойтись без второго пилота на дальних пассажирских линиях. Сразу отметим: это далеко не то же самое, что инициатива Минпромторга России, поскольку Cathay Pacific говорит именно об очень дальних перелетах — как минимум 17 часов. Проект Минпромторга же предусматривает использование виртуального второго пилота на авиалиниях разной длины, то есть более широкое применение ИИ, чем у Cathay Pacific.
В случае гонконгской компании для таких полетов и сегодня нужны не два пилота, а три-четыре. Те, что не в дежурной смене, просто спят, ожидая своей очереди. Естественно, если у воздушного судна есть второй пилот, который спит и которого в принципе можно разбудить и посадить на место первого, это существенно упрощает задачу «виртуальному» пилоту, который должен подменять командира корабля в сложной ситуации. Ведь тогда ему придется подменять полностью лишь какой-то небольшой отрезок времени.
Впрочем, на авиационную индустрию влияют и другие технологии, связанные с ИИ, делая ее лучше и удобнее для пассажиров. Например, так происходит с интернетом вещей. Эта концепция подразумевает задействование сети передачи данных между физическими объектами («вещами»). Уже идут активные работы по отслеживанию с помощью подобных сетей неисправных деталей самолетов. Это позволит выявлять неполадки еще на земле, что не даст им нанести ущерб безопасности в воздухе.
Но возможности интернета вещей не ограничиваются безопасностью. Отслеживание багажа при помощи микросхем-наклеек позволит пассажиру со своего смартфона видеть, где находятся его вещи, и не терять их, как это, увы, все еще происходит в наши дни.
Итак, уже в обозримом будущем на дорогах России и мира появится множество беспилотных автомобилей с лидарами, способными серьезно снизить аварийность, так как, по ряду оценок, до 90% ДТП провоцирует именно человеческий фактор. Работы над «виртуальным вторым пилотом» для авиалайнеров, несомненно, тоже перспективны. Они не только сократят нагрузку на человека, но и существенно повысят уровень безопасности людей, перемещающихся из одной точки нашей планеты в другую.
Источник: naked-science.ru
iSharing: семья всегда на связи
XXI век подарил нам огромное количество инноваций. Кто бы мог подумать 50 лет назад, что родители будут присматривать за детьми на большом расстоянии. А теперь это не только реально, но и не требует особых усилий. Смартфон и приложение iSharing — вот и всё, что понадобится.
iSharing — приложение для трекинга по GPS. С его помощью можно по одному клику увидеть, где находится тот или иной человек. По нынешним меркам ничего удивительного. Но программа обладает более широким спектром возможностей.
При этом все основные функции доступны бесплатно.
Приложение в режиме реального времени присылает уведомления о том, когда член семьи покидает или, напротив, посещает определённую локацию. Задаём в качестве такого места школу — и теперь всегда знаем, добрался ли ребёнок до учёбы и во сколько ушёл с уроков. Это, пожалуй, самое очевидное применение, но любому понятно, что такая функция способна решить больше задач.
Кстати, карта доступна и в режиме спутника, а не только в виде схемы. Кроме того, iSharing может присылать вам уведомления, если рядом оказался член семьи. Больше не надо отправлять сообщения вроде «Ну ты где?». Вдобавок ничто не мешает превратить телефон в рацию, чтобы бесплатно обмениваться голосовыми сообщениями. Доступен и просмотр истории местоположений.
А опция «Отчёты о вождении» покажет как историю поездок, так и скорость, а также резкие или опасные торможения.
Словом, это универсальное решение для трекинга членов семьи и не только. Пользоваться им просто, а настройка занимает буквально пару минут. Регистрируемся по номеру телефона, добавляем друзей (или родственников) и готово. Приложение iSharing способно принести пользу любой семье. Больше не надо беспокоиться о перемещениях детей, ведь за ними можно следить в реальном времени. ПЛАТФОРМА Android РУССКИЙ ИНТЕРФЕЙС да ТРЕБОВАНИЯ Android 4.4 или выше КАТЕГОРИЯ связь ЦЕНА бесплатно, есть покупки в приложении Скачать для Android
Источник: 4pda.to
Электронная подпись от ФНС. Как получить и настроить ЭЦП от налоговой
Многие уже слышали, что с 1 июля ФНС начала бесплатно выдавать электронные подписи, а с 2022 года ЭЦП будут выдавать только налоговики и несколько прошедших аккредитацию Удостоверяющих центров. Мы успешно получили в ФНС подпись для индивидуального предпринимателя и готовы поделиться своим опытом.
Перед покупкой обязательно изучите описание «флешки» и отзывы. Многие магазины сейчас прямо в описании пишут подходит конкретный токен для ФНС или нет.
Но есть и другой взгляд на ситуацию с сертификатами. Например, в Архангельской области ходит слух, что налоговики могут записать ключ на токен без сертификата. В том числе и здесь, на Клерке обсуждалась возможность получения подписи без сертификата на токен.
В нашем телеграм-чате тоже писали, что некоторые инспекции могу закрыть глаза на отсутствие сертификата. В общем, чтобы точно быть уверенным в успехе, лучше, конечно, купить токен с сертификатом.
Возможно, непонятки с этими сертификатами вызваны тем, что налоговая занимается выдачей ключей всего несколько месяцев. В таком случае до конца года все, кто «косячил» получат по шапке и с 1 января правила станут общими для всех. Поживём — увидим. Помимо токена для записи ЭЦП, вам нужен паспорт и СНИЛС. Убедитесь, что они у вас есть и можете идти дальше.
Этап 2. Подача заявления на выпуск подписи
Этап 3. Получение подписи в ФНС
Наверное, не стоило выделять этот пункт в отдельный раздел статьи, т. к. сказать что-то умнее, чем «идите в выбранную налоговую и делайте то, что говорит инспектор» сложно. Но стоит как минимум проговорить что с собой взять.
- Паспорт. Куда же без него.
- USB-токен. Не зря же мы его покупали.
- Сертификат на токен. Мы помним, что не все налоговые его требуют, но лучше перебдеть, чем недобдеть.
- СНИЛС. Без него ключ не выдадут
Ну и чтобы этот параграф не был совсем смехотворно мал, несколько слов о продлении ключа. Он действует 15 месяцев. За 2 недели до окончания его можно будет продлить в личном кабинете. Причем повторно ехать в ФНС для этого не потребуется, всё можно будет сделать со своего компьютера (по крайней мере так нас заверил инспектор, который выдавал подпись).
Этап 4. Настройка компьютера для работы с ЭЦП
Если вы до сих пор не работали с электронными подписями, то необходимо настроить компьютер.
Оговоримся сразу, если у вас в штате есть специально обученные люди, то лучше доверить настройку им. Это не значит, что у вас ничего не получится, просто вы сэкономите себе нервы, т. к. процедура настройки рабочего места для работы с ЭЦП — это для неподготовленного человека тот ещё стресс.
Для примера мы будем рассматривать подключение по ЭЦП к личному кабинету ИП. К личному кабинету ООО подключение происходит примерно так же.
Пара слов про криптопровайдер
Для тех, кто уже работал с подписями, и у кого настроен компьютер, будет полезно знать, что на данный момент налоговая выдаёт подписи для Крипто Про. В интернете есть информация о том, что они планируют наладить работу и с VipNet, но пока работа идёт исключительно с Крипто Про. А это значит, что если ваш компьютер настроен для работы с VipNet, воспользоваться ключом от ФНС так просто вы не сможете, т. к. два этих криптопровайдера между собой не дружат.
Выбор браузера
Установка криптопровайдера
Для того, чтобы вы могли работать со своей подписью на интернет-ресурсах, необходимо установить криптопровайдер и плагин для браузера. Это можно сделать по ссылке.
Установка личного сертификата
Вставьте ключ в компьютер. Откройте программу Крипто Про CSP. Перейдите в раздел Сервис. Нажмите кнопку Просмотреть сертификаты в контейнере. Выберите свой ключ.
В открывшемся окне нажмите кнопку Установить сертификат.
Настройка браузера
Зайдите в настройки Яндекс браузера, перейдите в раздел Системные и поставьте галочку рядом с пунктом Подключаться к сайтам, использующим шифрование по ГОСТ.
Добавление сервисов ФНС в список надежных сайтов
Откройте Панель управления компьютером. Выберите пункт Свойства браузера. В открывшемся окне перейдите в раздел Безопасность. Нажмите на значок Безопасные узлы, затем на кнопку Сайты. Добавьте в список два сайта:
- http://lkul.nalog.ru
- https://lkul.nalog.ru
Подключение к личному кабинету
Перейдите в личный кабинет, найдите кнопку Проверка выполнения условий доступа к личному кабинету и выполните проверку. Если все хорошо, то сервис запросит у вас разрешение на доступ к ключу, соглашаемся.
Если что-то пошло не так
Если подключиться к сервису не удалось, то мастер проверки скажет на каком этапе произошла ошибка и что можно попытаться предпринять. Очень часто ошибки возникают из-за работы антивируса, можно попробовать его временно отключить.
Если ничего не помогает — лучше обратится к экспертам.
Где можно использовать подпись от ФНС
Помимо доступа к личному кабинету, подпись можно использовать для работы в сторонних сервисах, например, в программе СБИС. Нам подтвердили в техподдержке, что в СБИС-е можно работать с подписью от ФНС.
Сами налоговики пишут про подпись так:
- Через операторов электронного документооборота;
- Через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме».
Кстати, многие думают, что личный кабинет для ИП и ООО — это бесполезная штука, в которой можно только долги по налогам смотреть. Это немного не так. Через личный кабинет можно направлять обращения в ФНС, подавать Уведомление о переходе/смене УСН и даже вносить изменения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Правда, для того, чтобы вносить изменения придется освоить специальную программу, но оно того стоит.
Бесплатно сдавать отчетность с помощью электронной подписи тоже можно. Для этого есть сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме». Но если вы привыкли работать с каким-нибудь СБИС-ом или Контуром, этот сервис может вас культурно шокировать. Он предназначен исключительно для отправки отчётности, сформировать в нём декларацию невозможно. А чтобы отправить через него декларацию, необходимо её сформировать в особом формате, для чего вам потребуется программа Налогоплательщик ЮЛ.
В общем, с помощью ЭЦП от налоговой можно при помощи бесплатных сервисов ФНС сдавать отчётность и вносить изменения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Но для этого необходимо освоить дополнительные программы, которые не всегда интуитивно понятны. Но если есть на это время и настрой, то справиться сможет любой.
В порядке заключения
В этой статье мы постарались поделиться всем нашим опытом по работе с электронными подписями от налоговой. Т.к. мы всё-таки бухгалтерия, возможно, в технической части были допущены какие-то неточности, поэтому если более сведущие люди нас в комментариях поправят — мы с удовольствием внесём исправления.
Будем рады видеть вас у нас на канале — https://youtube.com/csbsov
Ещё у нас есть телеграм-чат для предпринимателей и экспертов, в котором можно обсудить последние новости и поделиться опытом, будем рады вас видеть и там — https://t.me/csbsov_chat
- электронная цифровая подпись
- ФНС
- индивидуальный предприниматель
- усиленная квалифицированная ЭЦП
- флеш-накопители
Источник: www.klerk.ru
Водород оказался нелегким газом для России
Об авторе: Ирина Вернеровна Гайда – эксперт Центра по энергопереходу и ESG Сколковского института науки и технологий.
Выступление заместителя председателя правительства РФ Александра Новака на межведомственной рабочей группе по развитию водородной энергетики. Фото с сайта www.government.ru
26 октября межведомственная рабочая группа по развитию в Российской Федерации водородной энергетики, которую возглавляет заместитель председателя правительства Александр Новак, одобрила доработанный проект соответствующей Комплексной программы, которая будет определять становление отрасли до 2035 года. Как ожидается, уже в ближайшее время, пройдя все необходимые процедуры согласования, эта программа будет утверждена. В нее войдут несколько документов стратегического планирования, которые существуют на сегодняшний день, в частности Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации и План мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации, а также соглашения с ключевыми компаниями – «Газпромом» и «Росатомом» – по развитию высокотехнологичных направлений. В результате получится сбалансированный документ, подготовленный при участии большого количества экспертов.
Без водорода никуда
С точки зрения перспектив развития мировой энергетики водород рассматривается в качестве одного из инструментов и потенциальных энергоносителей, способных обеспечить решение проблемы борьбы с изменением климата и энергоперехода, несмотря на все те изменения, которые сейчас происходят (и даже благодаря им). На международном рынке перспективы развития водородной энергетики преобразовались только в положительную сторону. В масштабах мира геополитика сыграла очень серьезную роль в дальнейшем «озеленении» экономик, что привело к ускорению темпов развития зеленой экономики и энергетики, включая водородную. Вот некоторые цифры, которые показывают, что водородная энергетика сейчас заключается не только в планах, но и в возможностях, и на каких-то рынках это уже не просто какие-то планы, а реальные инвестиции:
240 млн долл. – общий объем инвестиций в производство водорода, уже объявленный на горизонте 2030 года;
22 млрд долл. – это объем принятых инвестиционных решений и проектов в процессе реализации;
в мире на текущий момент реализуется огромное количество водородных проектов – до 700;
90 млн т – рынок «серого» водорода сегодня;
40 тыс. т – текущий объем производства низкоуглеродного водорода.
Как показывают цифры последнего отчета Международного совета по водороду, дисбаланс во внутреннем производстве и потреблении водорода будет существовать, и он будет достаточно большим: к 2030 году ожидается порядка 65 млн т водорода, транспортируемого на дальние расстояния между странами. Это практически удвоение рынка только за счет международных поставок новых объемов водорода, и это будет в основном низкоуглеродный водород.
Есть ли место для России?
Каково место России на мировом рынке водорода – это действительно большой вопрос. В правительстве отталкиваются от цифры в 1 млн т, то есть около 2% глобальных поставок. При более благоприятном сценарии стоит рассчитывать на долю рынка как минимум в 5–10%. При любом раскладе правительство обещает уделять большое внимание развитию водородной энергетики, и даже если в 2022 году произошло некоторое вынужденное «торможение» внимания к климатической повестке, в долгосрочном периоде все эти процессы не уйдут на второй план и впоследствии активизируются.
Стоит отметить, что Комплексная программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в Российской Федерации до 2035 года изначально разрабатывалась с привлечением экспертизы со стороны игроков рынка: в ней принимали участие 25 компаний разных направлений деятельности, от потенциальных производителей и потребителей водорода и до банковского сектора. Уже к началу 2022 года программа была в высокой степени готовности, но затем пришлось ее скорректировать с учетом сместившихся приоритетов и прочих реалий сегодняшнего дня.
Акцент на разработку и экспорт технологий
Несмотря на ощутимое влияние санкций, в том числе на проекты в области водородной энергетики, в правительстве по-прежнему считают, что направление развития водородных технологий является одним из самых приоритетных. В проекте программы целевые показатели были скорректированы в пользу увеличения доли отечественных технологий и сокращения экспортных планов.
Среди приоритетов развития водородной энергетики в условиях новых экономических вызовов, кроме уже упомянутого фокуса на развитие отечественных технологий производства, хранения и транспортировки водорода для внутреннего и международного рынков, было названо создание национальной системы квалификации и сертификации водорода, а также серийное производство линейки промышленной продукции с использованием водорода и создание испытательных полигонов.
Если ранее приоритетами были экспорт водорода и завоевание достойных позиций на мировых энергетических рынках, то в текущей ситуации ставить себе такую амбициозную цель будет избыточно оптимистично. Основными приоритетами с точки зрения развития водородной энергетики в России должны стать развитие технологий и поставка технологий на экспорт в качестве конечного продукта.
Действительно, на перспективу до 2035 года на дружественных РФ рынках формируется спрос объемом более 30 млн т водорода. Поэтому очевидно, что в этих странах будет серьезно увеличиваться спрос на технологическую составляющую: технические решения, компоненты для оборудования. И акцент на развитие, наращивание в России технологического потенциала путем стимулирования НИОКР и производственных объектов – совершенно логичный ход.
Разворот на Восток
Правительством поставлена и задача развития международного сотрудничества в области водородных проектов. Ключевым направлением станет сотрудничество со странами БРИКС и БРИКС+, для этого тоже есть соответствующие необходимые инструменты. На сегодняшний день на базе Российского энергетического агентства (РЭА) функционирует платформа энергетических исследований стран БРИКС, и в рамках этой платформы уже достигнуты соответствующие договоренности с партнерами по БРИКС.
На текущий момент в нашей стране существует довольно большой задел по развитию технологий производства, транспортировки, хранения и применения водорода. Многие из этих технологий находятся на стадии опытных образцов, многие – на стадии пилотных проектов. По мере того как эти технологии будут отработаны, водород будет востребован как на внутреннем, так и на внешнем рынках, включая такие перспективные (в силу энергодефицита) страны с точки зрения экспорта/импорта энергоносителей и низкоуглеродного водорода, как Индия и Китай.
«Индокитайское» направление в правительстве называют в качестве одного из приоритетных направлений деятельности как в формате БРИКС, ШОС, ЕАЭС, так и в формате двустороннего сотрудничества. Несмотря на то что в Китае на сегодняшний день достаточно бурно уже развиваются в практической плоскости технологии производства «зеленого» водорода, с учетом прогноза по развитию экономик стран БРИКС и Китая в частности, уже понятно, что Россия определенно может претендовать на свою долю в экспорте водорода в Китай.
Поддержка есть, но надо больше?
Чтобы работать с реалиями водородного рынка РФ, на горизонте 2030 года необходима ключевая роль государства и (не в последнюю очередь) крупных корпораций. Внутри страны это подразумевает структурную поддержку создания внутреннего рынка. Крупные государственные и частные компании и институты способны разделить риски государства при реализации пилотных проектов и обеспечить их реальное масштабирование. Поддержка необходима и для развития отечественных технологий.
Соответствуют ли целевые показатели по производству водорода для внутреннего рынка, которые сейчас заложены в Комплексной программе, целям технологического развития? По мнению экспертов Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) – нет. Эксперты призывают к более агрессивным шагам для стимулирования локальных производителей.
О недостаточности господдержки – и в плане нормативных решений, и не только – говорили и сами игроки рынка на недавней конференции International Hydrogen Conference (IH2CON) в Москве. Их деятельность в начале года четко разделилась на «до» и «после»: если «до» активно разрабатывались проекты, связанные с производством/генерацией, то уже в марте европейские партнеры приостановили сотрудничество, и многие проекты были поставлены на паузу. Тем не менее работа со странами Азиатско-Тихоокеанского региона развивается, но по большей части не в плане производства/генерации водорода, а по привлечению оттуда наиболее доступных технологий.
Российские компании, развивающие водородное направление, ищут типовые проекты для дальнейшего тиражирования решений, фокусируются на новых низкоуглеродных технологиях, делая ставку на техническое развитие в период неопределенности на рынке. Разработав локальные решения по получению низкоуглеродного водорода, отечественные производители смогут создать технологический задел для возможного рывка, когда соответствующий рынок появится.
Приоритетами на внутреннем рынке РФ сейчас являются ускоренное развитие технологий – не просто конкурентоспособных, а опережающих лучшие зарубежные образцы, – и реализация пилотных проектов.
Источник: www.ng.ru
Эта нейросеть рисует голых людей. Можно самому настраивать параметры
В 2022 году образовался настоящий тренд на нейросети по генерации изображений из текста: DALL-E 2, MidJourney, Stable Diffusion и их творения постоянно обсуждаются в соцсетях и СМИ. Последняя из вышеописанной «большой тройки» отличается от первых двух тем, что имеет открытый исходный код — этим не могли не воспользоваться энтузиасты для создания нейросети, генерирующей откровенные изображения без какой-либо цензуры. Она получила название Unstable Diffusion.
Подписывайтесь на наш Телеграм
Лара Крофт от Unstable Diffusion | Цензура добавлена автором новости
Упоминания Unstable Diffusion начали появляться ещё в середине ноября, но по-настоящему большую известность она обрела только сейчас, в первой половине декабря. Это отчётливо видно по краудфандингу на Kickstarter — разработчики открыли сбор средств на улучшение нейросети и менее чем за 24 часа перевыполнили свой план, сейчас они собрали уже больше 45 тыс. долларов из необходимых 25 тыс. долларов.
Генерации от Unstable Diffusion | Цензура добавлена автором новости
Unstable Diffusion открыта для пользователей, взаимодействие с ней происходит через Discord — достаточно присоединиться к нужному серверу. Нейросеть рисует картинки по текстовому запросу на английском языке: пользователям нужно написать, кого программа должна изобразить, и при необходимости описать нужные параметры, стиль рисунка, локацию и подобное. После отправки запроса Unstable Diffusion сгенерирует нужное изображение.
Генерация от Unstable Diffusion | Цензура добавлена автором новости
На момент написания новости бот Unstable Diffusion был отключён со стороны Discord — разработчики убеждены, что причина в чрезмерно быстром росте популярности сервера (сервис подумал, что идёт накрутка ботов). Они уже разбираются в проблеме и пообещали «скоро вернуться».
- Производители электрокаров врут: как измеряется запас хода и почему он всегда завышен
- ИИ вместо психолога и дирижабль для Арктики: изобретения России в августе
- Cпутниковая система и компактный ускоритель частиц: изобретения России в июне
- От магнитных бурь людям не становится плохо. А вот техника реально страдает
- Настоящий ИИ появится на 13 лет раньше — в 2029. По каким критериям его признают
Источник: trashbox.ru