Государственный бюджет как система экономических отношений имеет специфическую особенность, которая состоит в том, что эти отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником выступает государство и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств. Аккумулирование денежных средств в руках государства обусловлено необходимостью бесперебойного финансирования национальной экономики, удовлетворения общественных потребностей его субъектов. Являясь финансовым планом страны, госбюджет отражает источники формирования и направления использования его доходов и расходов, показатели которых обязательны для неукоснительного исполнения в соответствии с утверждаемым законом о республиканском бюджете.
В рамках реализации задач фискальной политики финансовые ресурсы государства необходимо распределить таким образом, чтобы обеспечитьмаксимально эффективное и полное выполнение функций государственного управления. Для этого необходимо создать целостную систему экономического и бюджетного планирования, адаптированную к условиям рыночной экономики. Новизной в бюджетном планировании является составление прогноза бюджета на предстоящий трехлетний период, который ориентирован на результат, обеспечивающий рациональное использование бюджетных средств. Эффективное управление бюджетными средствами напрямую связано с бюджетным процессом, который включает планирование, рассмотрение, утверждение, исполнение, а также контроль за исполнением бюджета.
бюджетные программы пос Заводской
Бюджетная система- это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан: бюджетная система – это совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. По типу национально–государственного устройства. Казахстан относится к унитарным и бюджетная система, повторяя его, включает два звена: центральный бюджет и местные бюджеты.
В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят бюджеты следующих уровней:
местные бюджеты: областной, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).¹
В Казахстане в соответствии с административно – территориальным делением насчитывается 14 областей (Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Кызылординская, Карагандинская, Мангыстауская, Талды — Курганская, Северо – казахстанская и др), каждая из которых имеет свой бюджет и соответствующие структурные бюджетные звенья.
Бюджетная система претерпела существенные изменения на каждом этапе своего реформирования. Важным этапом в процессе формирования бюджетной системы является принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении.
Приняв Декларацию о государственном суверенитете, Казахстан приступил к выработке собственной бюджетной политики. Одним из первых законов, принятых суверенной республикой, стал Закон «О бюджетной системе». Законодательное регулирование межбюджетных отношений в Республике Казахстан начинает свою историю с этого законодательного акта.
Бюджет и бюджетная система
Этот закон зафиксировал независимость местных бюджетов от республиканского бюджета. Кроме того, закон запрещал вышестоящим органам вмешиваться в процесс формирования бюджетов нижних уровней, объявлял незаконным изъятие излишков средств, остающихся в местных бюджетах, в республиканский бюджет. Местным органам власти предоставлялось право самостоятельно решать вопрос о том, как они будут использовать свои средства, независимо оттого, из какого источника эти средства получены.
В 1996 г. был принят новый Закон РК «О бюджетной системе». Принятие этого закона стало еще одним шагом развития бюджетной системы. В нем были четко обозначены принципы бюджетной системы, регламентирован порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета.
В бюджетную практику вводилась новые понятия и термины: субвенции, государственные гарантии, займы, заимствование, долг и т.д. Введено деление доходов государственного бюджета на общегосударственные налоги, сборы, платежи и местные налоги и сборы. В этот период создан Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета как орган, осуществляющий контроль за эффективностью использования бюджетных средств.
В 1999г. принят третий закон «О бюджетной системе». В этом законе сбалансированность местных бюджетов обеспечивалась единым для всех регионов распределением доходов и установленным механизмом бюджетных изъятий и субвенций. В соответствии с этой редакцией закона осуществлено разделение доходной части между республиканским и местным бюджетами по видам поступлений, финансируемые, соответственно, из республиканского и местных бюджетов, установлены долговременные размеры официальных трансфертов между бюджетными уровнями.
В организационном плане бюджетная система основывается на следующих принципах:
- принцип единства — обеспечение применения единого бюджетного законодательства, использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан;
- принцип реалистичности — соответствие параметров бюджета показателям текущего состояния экономики, а также параметрам и направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов;
- принцип транспарентности — обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля;
- принцип последовательности — соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;
- принцип эффективности и результативности — разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ;
Источник: studfile.net
Библиотека /
Какие госпрограммы для МСБ и среднего бизнеса работают на сегодняшний день
11 июня 2021 · 7 мин оқу
Многие предприниматели знают о наличии госпрограмм поддержки бизнеса, но чем они отличаются друг от друга и какую госпрограмму выбрать, знает не каждый
В этой статье мы расскажем об основных параметрах госпрограмм, чтобы действующий бизнесмен или начинающий предприниматель мог выбрать одну, две подходящих для себя.
Однако, следует понимать, что для дальнейшего получения более детальной информации о выбранной программе лучше будет обратится к Оператору реализации госпрограмм поддержки бизнеса – АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»
Согласно данным Ассоциации финансистов Казахстана, в стране реализуются более 20 госпроектов республиканского уровня. Программы поддержки со стороны квазигосструктур и акиматов также можно назвать «государственными». К примеру, «ДАМУ» с акиматами реализует 24 региональных проекта.
Поддержка МСБ в основном сфокусирована на «Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек», «Дорожной карте бизнеса-2025» и «Экономике простых вещей». Рассмотрим эти три основные программы. Для наглядности и облегчения сравнения программ соберем все основные их условия в одну таблицу.
.png)
Примечание: На 2021 год 1 МРП составляет 2 917 тенге. Указаны условия по госпрограммам на момент публикации — 07.06.2021
«Енбек»
В рамках программы Енбек кредит могут получить как начинающие, так и действующие предприниматели. Программа не предусматривает отраслевых ограничений, есть лишь ограничение по максимальному размеру кредита в зависимости от региона. Эта бюджетная программа призвана развить рынок микро- и малого предпринимательства, помочь самозанятым, которые желают/планируют открыть и развивать собственный бизнес.
«Дорожная карта бизнеса-2025»
Программа «Дорожная карта бизнеса-2025» продолжение программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и является одной из самых востребованных программ фонда «ДАМУ». В 2021 году в рамках ДКБ-2025 было поддержано 12689 проектов на общую сумму кредитного портфеля 258,68 млрд тенге. Предприниматели по этой программе оплачивают кредиты по ставке 6% годовых, так как остальную часть ставки банка субсидирует государство. Если начинающий предприниматель, работает на рынке менее 3 лет, и у него не хватает залогового обеспечения, то он должен предоставить 15% от размера залогового обеспечения, так как остальное гарантирует Фонд «Даму».
Для предпринимателей, работающих более трех лет, Фонд «Даму» может гарантировать 50% от суммы залога.
«Экономика простых вещей»
Суть данной программы заключается в стимулировании отечественного производства, создание конкурентоспособных производств с целью обеспечения нужд населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.
Программа имеет перечень товаров для кредитования приоритетных проектов. Кредитование осуществляется при условии выпуска не менее одного товара из данного Перечня. Перечень включает более 800 видов товаров, привязанных к более 100 видам экономической деятельности.
В рамках Программы через банки государство субсидирует процентную ставку по банковскому займу.
Ставка вознаграждения кредита — 15% годовых. Размер субсидирования — до 9% от номинальной ставки вознаграждения. Срок субсидирования — на инвестиции — 7 лет, на пополнение оборотных средств — 3 года. Льготный кредит предприниматель может получить при полном соответствии проекта условиям Программы «Экономика простых вещей».
Почему госпрограммы по кредитованию лучше
Отметим, что казахстанские БВУ также имеют собственные продукты по кредитованию бизнеса, но условия госпрограмм, как правило, выгоднее. Есть несколько выгод получения кредита по госпрограмме:
- Банк не будет вас обучать заниматься бизнесом, а госпрограммы предоставляют бесплатные курсы
- Банк не будет помогать вам собирать требуемые документы, а в НПП «Атамекен» или фонде «ДАМУ» помогут
- Банк не выдаст вам кредит, если вашего залогового имущества будет недостаточно. Фонд «ДАМУ» же в рамках госпрограмм даст Банку гарантии по вашему проекту и это позволит вам получить кредит
- Банк не снизит вам прописанный в договоре процент по кредиту, а по госпрограмме с поддержкой фонда «Даму» вы сможете субсидировать часть ставки вознаграждения по кредиту
- По госпрограммам можно выиграть денежный грант
ПРИМЕРЫ
Предпринимательница из г.Нур-Султан мечтала начать свой бизнес по реализации косметического масла через интернет-магазин. Обратилась со своим проектом в фонд «ДАМУ». Проект молодой предпринимательницы был профинансирован АО «Народный банк Казахстана» при поддержке Фонда «Даму» по первому направлению «Дорожной карты бизнеса-2025».
Была субсидирована часть ставки вознаграждения в размере 11,5% из 17,5%, а также предоставлено залоговое обеспечение в виде гарантии в размере 85% от суммы займа. В результате бизнесвумен благополучно реализует масло по столице и другим регионам Казахстана, несмотря на то, что изготовление стартовало только весной текущего 2021 года. Уже более тысячи женщин и мужчин стали потребителями бренда Предпринимателя.
Или вот еще пример — в Алматинской области предприниматель наладил производство стульев. Мебельный цех, открылся благодаря государственной поддержке и выпускает ежемесячно до трех тысяч стульев. Житель Илийского района стал предпринимателем благодаря проекту по основам предпринимательства «Бастау Бизнес», который проводится в рамках государственной программы «Енбек».
В 2018 году он через Палату предпринимателей Алматинской области записался на обучение по проекту «Бастау Бизнес». По окончанию занятий выиграл грант в размере 505 тысяч тенге по программе «Жас кәсіпкер». А в прошлом году получил кредит в размере 6 млн тенге через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства на развитие цеха по производству мебели.
В заключение отметим, что список доступных госпрограмм кредитования шире, и включает в себя и специализированные направления, например, такие как предоставление займов МСБ в обрабатывающей промышленности. Также есть деление на общереспубликанские и региональные программы. В случае последних софинансирование идёт частично из средств акиматов, поэтому они и определяют приоритетные отрасли по потребностям региона.
Например, для городов Нур-Султан и Алматы – это сфера услуг, общепита, туризма и торговли. Для Туркестанской области – это обрабатывающая промышленность, а для Кызылординской или Павлодарской областей – сельхозпроизводители. Каждая из программ имеет свою специфику и условия, которые указаны на сайте «Даму» и БВУ. Там же есть и контактные данные для уточнения информации.
Источник: buhta.com
По дисциплине: Финансовое право Тема: Бюджетная система Республики Казахстан Выполнил: Ермагамбетов Т.Т(ТД-226) Проверил: д.ю.н, профессор Жусупов А.Д. — презентация
Презентация на тему: » По дисциплине: Финансовое право Тема: Бюджетная система Республики Казахстан Выполнил: Ермагамбетов Т.Т(ТД-226) Проверил: д.ю.н, профессор Жусупов А.Д.» — Транскрипт:
1 По дисциплине: Финансовое право Тема: Бюджетная система Республики Казахстан Выполнил: Ермагамбетов Т.Т(ТД-226) Проверил: д.ю.н, профессор Жусупов А.Д Нур — Султан 2020
2 Введение ……………………………………………………………..3 Понятие и принципы бюджетной системы РК …………………4-5 Предмет и источники бюджетного права РК Бюджетные правоотношение РК Источники бюджетного права РК Классификации бюджетных правоотношений РК Структура бюджетной системы РК Бюджетная классификация РК ……………………………… Республиканский бюджет РК Стабилизационный фонд РК Бюджетный процесс РК Отчет об исполнении бюджета РК ………………………………
3 Бюджет ( от старо нормандского bougette в знач. кошелёк, сумка, мешок с деньгами ) смета доходов и расходов определённого субъекта ( семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Подходы к изучению и использованию бюджетов различаются в зависимости от сектора экономики : корпоративного сектора, государственного сектора или сектора домохозяйств в каждом из них бюджет имеет свои отличающиеся от других характеристики. Слово бюджет происходит от гало « bouge » а затем бывшего фр. « bougette », что обозначало небольшой кошелек, прикрепленный к поясу и содержащий разменные монеты, которые расходовались на повседневные расходы [1]. гало фр. [1] 3
4 Бюджетная система – это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему. Бюджетные системы могут быть 2 видов : 1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета ; 2) бюджетные системы, основанные на принц. автономности бюджетов административно — территориальных единиц. 4
5 « Бюджетный Кодекс РК », устанавливает, что бюджетная система РК основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается использованием единой правовой бюджетной классификации, утверждаемой МФ РК, единством форм государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством денежной системы.
Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений. Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в т. ч. поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством РК. Реальность бюджетов достигается проведением их в соответствии с параметрами индикативного плана социально — экономического развития РК с учетом ежегодного послания Президента РК народу Казахстана. Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об их исполнении. Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетов различных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств. 5
6 Бюджетное право представляет собой совокупность финансово — правовых норм, регламентирующих бюджетное устройство государства и бюджетную систему, регулирующих общественные отношения по образованию, распределению, использованию фондов денежных средств. Предмет бюджетного права составляют определенные группы общественных отношений, возникающие при аккумулировании, распределении и последующем использовании централизованных денежных фондов государства 6
7 Бюджетные правоотношение возникают на основе НПА в процессе планового образование, и распределения и использование государственных и муниципальных ( акиматовских ) финансов, то есть в процессе финансовой деятельности государства т муниципальных образований 7
8 Бюджетный кодекс РК определяет круг правоотношений, подпадающих под регулирование кодекса. Это отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе — формирование доходов и осуществление расходов бюджетов и бюджетной системы РК — осуществления государственных и муниципальных заимствований — регулирование государственного и муниципального долга, а так же возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РК 8
9 Источниками бюджетного права является Конституция РК, так же Бюджетный кодекс РК от 4 декабря 2008 года, закон РК от 23 января 2001 года * О местном государственном управлении и самоуправлении РК * К числу источников бюджетного права так же относятся правовые акты Министерства финансов и НБРК. 9
11 Субъекты бюджетных правоотношений 1) РК ( как таковая ) 2) муниципальные образования Субъекты бюджетных правоотношений действуют в лице органов власти 11
13 Бюджетная система — это совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах 13
14 Для бюджетной системы характерно выполнение следующих функций : — фискальная функция — обеспечение через изъятие налогов и необходимых ресурсов для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов различные государственные программы — функция экономического регулирование – использование налогов и расходов как рычагов управления экономической деятельностью и осуществление определенных целей экономической политики. — функция выравнивания доходов – перераспределение доходов благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей малообеспеченным и безработным гражданам 14
15 Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней, а так же государственных долгов по однородным признакам с присвоением объектам классификации установленных группировочных кодов 15
16 Бюджетная классификация РК включает — классификацию доходов бюджетов — Функциональную классификацию расходов бюджетов — Экономическую классификацию расходов бюджетов — Классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета — Классификацию видов государственных внутренних долгов РК и его местных образований — Классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РК 16
17 Республиканский бюджет РК – это ведущее звено бюджетной системы РК, в котором объединены основные финансовые категории ( налоги, государственный кредит, государственные расходы ) 17
18 Доходы республиканского бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РК в распоряжение органов государственной власти РК. Расходы республиканского бюджета – это денежные средства, направляемые из республиканского бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства 18
19 Стабилизационный фонд РК — часть средств республиканского бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой 19
20 Бюджетный процесс — это регламентированная бюджетным законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов. Включает следующие стадии 1) составление проектов бюджетов.
2) Рассмотрение проектов бюджетов. 3) Утверждение проектов бюджетов. 4) Исполнение утвержденных бюджетов. 5) Отчет об исполнении утвержденных бюджетов. 20
22 Спасибо за внимание 22
Источник: www.myshared.ru