Центральным звеном в финансово-кредитной системе является бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты – различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет – это годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельских советов). Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы.
Основой формирования бюджетов в Республике Беларусь служат разработанные и утвержденные Министерством финансов Правила составления и использования республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования (1998). Правила разработаны в соответствии с действующей в республике законодательной базой: Законами Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» (1998); «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (1998); «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» (1993); «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» (1998); «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (1991); Постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь» и др.
Популярный словарь бюджетных терминов
Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.
Организацию бюджетной системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в Республике Беларусь предопределено ее административно-территориальным делением.
Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Он обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение в области хозяйственного, культурного строительства и обороны.
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. К ним относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. В соответствии с территориальными уровнями местных Советов бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские – городов районного подчинения), базового (районные и городские – городов областного подчинения) и областного.
Как проходит конкурс аттестатов в колледже
Республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.
Бюджет Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, полноты, реальности, гласности. Принцип единства обусловливает единую бюджетную систему в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации и обеспечивается единой законодательной базой.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления. Принцип реальности требует правдивого отражения в бюджете доходов и расходов государства исходя из объема реально поступающих доходов и средств. Принцип гласности обязывает информировать население об основных расходах и источниках доходов бюджета через средства массовой информации.
Бюджет выполняет три основные функции:
- фискальную – создание финансовой базы функционирования
- экономическую – реализация экономической политики государства,
- социальную – перераспределение доходов, решение проблем соци-
- налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение
- прямое бюджетное финансирование общегосударственных про-
- субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнива-
- выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для бан-
- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов
- налоги на доходы и прибыль;
- налоги на собственность;
- налоги на товары и услуги;
- налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие налоги, сборы (пошлины).
- К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося
- доходы от осуществления приносящей доходы деятельности;
- штрафы, удержания;
- прочие неналоговые доходы.
- пояснительная записка к проекту бюджета;
- основные направления бюджетной и налоговой политики на очеред-
- проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на плани-
- основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета
- оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидирован
- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюдже-
- уровень централизации средств в бюджете;
- соотношение между республиканским и местными бюджетами;
- дефицит бюджета;
- соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными
- структура государственного бюджета по источникам поступления
Источник: studfile.net
Статья 87. Бюджетные программы
Бюджетный Кодекс РБ
1. К бюджетным программам относятся программы, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов.
2. Бюджетная программа включает в себя комплекс мероприятий, увязанный по ресурсам, заказчикам и срокам выполнения, обеспечивающий реализацию поставленных программой задач для достижения цели программы.
Бюджетная программа может включать в себя подпрограммы.
3. Ответственным за достижение цели бюджетной программы является определенный программой заказчик-координатор.
4. При формировании бюджетной программы и подпрограммы, внесении в них изменений и (или) дополнений, в других установленных законодательством случаях составляются паспорта бюджетной программы и подпрограммы.
5. Формирование, финансирование и выполнение бюджетных программ осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.
Источник: belzakon.net
Бюджетный Кодекс Республики Беларусь
Статья 87. Государственные программы
1. К государственным программам относятся программы, финансирование которых полностью или частично предусмотрено за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов и (или) которые предусматривают оказание государственной финансовой поддержки.
2. Достижение цели государственной программы обеспечивается путем выполнения задач, определенных ее подпрограммами.
Ответственными за достижение цели государственной программы, выполнение задач и характеризующих их показателей являются определенные государственной программой заказчики.
3. Формирование, финансирование, выполнение, оценка эффективности государственных программ, а также меры ответственности за невыполнение показателей государственных программ осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.
4. При использовании программно-целевого метода в бюджетном процессе расходы бюджетов формируются, как правило, в соответствии с государственными программами и подпрограммами и являются программными расходами. Расходы бюджетов, формируемые по направлениям деятельности государственных органов, не отражаемым в государственных программах и подпрограммах, являются непрограммными.
Источник: kodeksy-by.com