Под бюджетной программой понимаются расходы, обеспечиваемые бюджетными средствами, принятые для реализации функций государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона. Бюджетная программа должна иметь цель, задачи и индикаторы, отражающие результаты ее реализации.
Целью бюджетной программы является определенный конечный результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы. Она должна быть четкой, реалистичной и достижимой и разбиваться на отдельные задачи, которые представляют собой пути ее достижения.
Бюджетная программа определяет направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа и объемы финансирования расходов бюджета.
Необходимо отметить, что бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ, утверждаются в составе стратегического плана государственного органа и подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
2021.10.15 вебинар: Бюджетирование (расчет расходов к бюджетной заявке)
В целях конкретизации направлений расходов бюджетные программы могут подразделяться на подпрограммы (рисунок 6.2).
К бюджетным программам, направленным на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, относятся:
1) трансферты между уровнями бюджетов. Данный вид трансфертов представляют собой безвозмездные и невозвратные платежи из одного уровня бюджета в другой.
2) трансферты физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений. Они представляют собой денежные выплаты физическим лицам, предназначенные для увеличения их располагаемого дохода либо для полной или частичной компенсации определенных видов затрат или ущерба, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан;
3) бюджетные субсидии физическим и юридическим лицам — это невозвратные платежи из бюджета, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, в том числе крестьянским или фермерским хозяйствам, только при отсутствии другого способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Бюджетные программы направлены на предоставление целого ряда бюджетных инструментов, которые способствуют повышению эффективности использования бюджетных средств. К их числу относятся бюджетные кредиты, инвестиции, капитальные расходы, выполнение обязательств государства и др.
Рассматривая структуру бюджетных программ, направленных на предоставление бюджетных кредитов, следует отметить, что бюджетные кредиты направляются на:
• реализацию бюджетных инвестиционных проектов;
• осуществление внешнеэкономической деятельности государства;
• реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами;
Грудинин: бюджетная программа ЭТО ПРОГРАММА ДЕГРАДАЦИИ
• покрытие дефицита наличности нижестоящих бюджетов.
Бюджетные инвестиции осуществляются посредством реализации бюджетных инвестиционных проектов, концессионных проектов на условиях софинансирования из бюджета, а также посредством участия в уставном капитале юридических лиц. Содержание бюджетных программ, направленных на осуществление капитальных расходов, позволяет отметить, что к капитальным расходам относятся расходы, направленные на создание либо укрепление материально-технической базы, проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций.
Как было отмечено выше, бюджетные программы в зависимости от уровня государственного управления подразделяются на две категории — республиканские и местные бюджетные программы. Местные программы в свою очередь подразделяются на три субкатегории бюджетных программ:
1) областные и городов Астана и Алматы;
2) районные и городские;
3) района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского)округа.
Подразделение бюджетных программ в зависимости от уровня государственного управления схоже с административно-территориальным разделением населенных пунктов, а значит, существенно только для определенного города, села, области и т.д. Учитывая высокий уровень централизации государственного управления, не часто можно встретить программы, которые от населенного пункта к населенному пункту отличались бы коренным образом, однако, такие программы существуют, и чем ниже уровень государственного управления от области к аулу (селу), тем выше вероятность наличия различий в бюджетных программах. Отметим слабую сторону в этом вопросе — отсутствие/нехватка высококвалифицированных специалистов на низовых уровнях госуправления, которые могли бы качественно разработать соответствующие бюджетные программы.
Следующая категория, группа бюджетных программ, в зависимости от способа реализации бюджетной программы подразделяется на индивидуальные и распределяемые. Под индивидуальными бюджетными программами понимаются программы, которые реализуются одним администратором бюджетной программы.
К подобным программам можно отнести программу социального обеспечения инвалидов или пенсионного обеспечения граждан Казахстана, достигших пенсионного возраста. По этим программам единственным администратором является Министерство труда и социальной защиты населения РК, соответственно, бюджетная программа будет характеризоваться как индивидуальная. К распределяемымбюджетным программам относятся такие программы, которые утверждаются в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежат распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ. То есть даже при наличии основного администратора бюджетной программы есть и дополнительные администраторы, которые реализуют компоненты программы, получая от основного администратора программы финансовые ресурсы для ее реализации. К такой программе можно отнести государственную программу развития здравоохранения, которая может включать основного администратора бюджетной программы в лице Министерства здравоохранения РК, а также областные управления здравоохранения, учреждения пеницитарной системы (тюрьмы), где оказывается медицинская помощь больным в местах заключения и другие государственные учреждения, предусматривающие оказание медицинских услуг.
Последняя категория бюджетных программ подразделяется на две подгруппы: бюджетные программы развития и текущиебюджетные программы. К текущим бюджетным программам относятся все программы, не имеющие инвестиционного компонента, а также направленные на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления и обязательств государства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющими постоянный характер.
Отметим, что большая часть бюджетных программ являются текущими. К программам развития относятся программы, результаты которых напрямую влияют на степень достижения цели, решение задач и мероприятий стратегических, среднесрочных программ, планов развития республики или региона, направленных на получение экономических выгод или социально-экономического эффекта. Бюджетные программы развития заключают в себе инвестиционный компонент. К бюджетным программам развития можно отнести программу развития космической отрасли либо строительство социальных объектов, например, школ и больниц.
Администратором бюджетных программ является государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ. Следует отметить, что администратор бюджетных программ определяется согласно возложенным на него функциям и полномочиям, а также самостоятельно использует бюджетные средства в случае, если он является одновременно администратором бюджетной программы и государственным учреждением. Структурные и территориальные подразделения государственных органов не могут быть администраторами бюджетных программ, за исключением органов внутренних дел области, города республиканского значения, столицы, которые являются администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы.
Администраторами республиканских бюджетных программ являются центральные исполнительные и иные центральные государственные органы. Необходимо отметить, что администраторы местных бюджетных программ определяются исходя из типовой структуры местного государственного управления, утверждаемой Правительством Республики Казахстан. Администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ города республиканского значения, столицы являются аппараты акимов и областных маслихатов, маслихатов города республиканского значения, столицы, исполнительные органы, уполномоченные акима-тами областей, города республиканского значения, столицы, и органы внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы.
Администраторами районных (городских) бюджетных программ являются аппараты акима и маслихата района (города областного значения), исполнительные органы, уполномоченные акиматом района (города областного значения). На уровне района, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа администраторами бюджетных программ являются аппараты акимов данных административно-территориальных единиц.
Виды бюджетных программ
1. В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства.
2. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:
1) республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
2) областные, города республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы;
3) районные (городские), утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения);
4) бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, утверждаемые в составе бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджета района (города областного значения).
Областные, города республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа являются местными бюджетными программами.
3. В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на:
1) индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором;
2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
4. Бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам.
Источник: stydopedia.ru
Бюджетные программы
Бюджетная программа — это совокупность мер, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата; направление расходов бюджета.
Бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ и утверждаются в составе стратегического плана государственного органа.
1. В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства;
вложение целевого вклада.
2. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:
1) республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
2) областные, города республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы;
3) районные (городские), утверждаемые в составе бюджета района (города областного значения);
4) бюджетные программы района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, утверждаемые в составе бюджетов города республиканского значения, столицы, бюджета района (города областного значения).
3. В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на:
1) индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором;
2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
4. Бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития. К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам.
Целью бюджетной программы является определенный конечный результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы. Цель бюджетной программы должна быть четкой, реалистичной и достижимой.
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил.
Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах.
Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют.
Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов.
Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения.
В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник.
Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви.
Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость.
Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации.
Источник: studopedia.info
Сущность бюджетных программ
Согласно международной методологии и практике зарубежных стран система планирования бюджета на основе программ — это система принятия решений относительно разработки, анализа, внедрения программ и распределения ресурсов, которая включает формирование программ и составление бюджета.
Бюджетная программа — это систематизированный перечень мероприятий, направленных на достижения единой цели и задачи, выполнение которых предлагает и осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями.
Применение программно целевого метода предусматривает разработку целей и заданий бюджетной программы, направлений ее деятельности и показателей результативности ее выполнения в соответствии с миссией главного распорядителя бюджетных средств.
Главная цель деятельности главного распорядителя бюджетных средств определяется как цель его существования, ради которой он осуществляет свою деятельность, а также и пользу или блага, которые получает от этой деятельности общество.
В соответствии с главной целью деятельности и учитывая стратегические приоритеты, определенные правительством, главные распорядители бюджетных средств планируют бюджетные программы, расходы которые могут быть предусмотрены в проекте государственного бюджета на следующий год.
Следует подчеркнуть, что название бюджетной программы должно отображать ее основную суть.
Также следует заметить, что название программы должно быть:
• конкретной и четкой;
• понятной не только для людей, которые ознакомлены с данной темой, но и для широкой общественности;
• лаконичной, потому что в другом случае она уже будет отображать скорее или направления деятельности, или цель программы.
Важнейшим при формировании бюджетных программ является определение основной цели выполнения бюджетной программы и главных задач на текущий и следующие бюджетные годы.
Цель бюджетной программы отображает законодательно определенные основные цели, которых необходимо достичь в результате выполнения конкретной бюджетной программы. Цель бюджетной программы обязательно должна согласовываться с миссией главного распорядителя. Она остается одинаковой годами и, как правило, программа имеет лишь одну цель (хотя бывают исключения).
Задачи программы — это задачи бюджетной программы — конкретные цели, которых необходимо достичь в результате выполнения бюджетной программы в течение соответствующего бюджетного периода и оценить которые можно с помощью результативных показателей.
Задачи должны иметь следующие характеристики:
1. Ориентированность на результат. Хорошо сформулированные задачи четко указывают на то, что необходимо сделать. Они не связаны с тем, какие ресурсы можно задействовать, собирается ли организация, которая отвечает за выполнение программы, провести реорганизацию или улучшить свое материальное состояние — это все производные проблемы.
2. Выражение результатов в количественных измерениях. Для того, чтобы иметь возможность определить, выполнено ли задание, или нет, необходимо иметь способ измерения результатов. Показатели результативности являются средствами измерения результата.
3. Определенность сроков выполнения задания. Задачи, связанные с годовым текущим бюджетом, как правило, формулируют на один год. Однако, каким бы не был конечный срок выполнения, должна существовать конкретная дата для осуществления оценки результатов именно на этот момент.
4. Конкретность. Хорошо сформулированные задания точно указывают на то, что будет сделано. Они не содержат общих и декларативных утверждений вроде цели программы или миссии (главной цели деятельности) ведомства.
Этапы формирования бюджетных программ
1. Формирование программ — это разработка, анализ и отбор программ, которые необходимо реализовать главным распорядителям бюджетных средств для достижения целей, определенных на этапе стратегического планирования в программных и прогнозных документах. На этом этапе главные распорядители бюджетных средств вместе с отраслевыми управлениями Министерства финансов разрабатывают программы, какие они должны реализовывать в соответствии с программными и прогнозными документами правительства, определяют четкие цели, конкретные задачи и сроки относительно их реализации (однолетние или многолетние программы). То есть каждое министерство, другой центральный орган исполнительной власти должны иметь проект четкого плана своей деятельности на краткосрочный (1 год) и среднесрочный (от 3 до 5 лет) периоды, который состоит из отдельных программ.
2. Составление бюджета — это определение и анализ ресурсов, необходимых для реализации программы и соответственно достижения поставленных целей, и оценка ожидаемых результатов. На этом этапе главный распорядитель на основании плана своей деятельности на коротко- и среднесрочный периоды более четко распределяет трудовые, материальные и другие ресурсы, необходимые для выполнения определенной бюджетной программы, обсчитывает их стоимостную оценку, и приводит в соответствие с ресурсами бюджета. В итоге подается бюджетный запрос Министерству финансов для включения соответствующей программы в бюджет. При этом объем расходов на соответствующую бюджетную программу определяется, исходя из результатов работы главного распорядителя в прошлых и текущему годах, оценки плана его деятельности на коротко- и среднесрочный периоды относительно соответствия программным и прогнозным документам правительства, ожидаемых результатов реализации программы на плановый и следующие годы, и предельного объема расходов главного распорядителя, доказанного Минфином.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru