В 1952 году окончила воронежскую Центральную музыкальную школу по классу фортепиано, в 1956 году — Воронежское музыкальное училище, в 1961 году — вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). Из-за потери голоса ей пришлось отказаться от певческой карьеры. С 1961 по 1994 годы работала на Центральном телевидении. С декабря 1962 года по декабрь 1993 года — ведущая программы «Музыкальный киоск». «Киоск» выходил в эфир тридцать два года.
В 1984 году в паре с писателем Юрием Филиновым вела передачу «Песня года».
Участница различных музыкальных фестивалей, ведущая концертов из цикла «Новые звезды России» и абонементов «Звезды классического балета».
Первый супруг — знаменитый баянист, народный артист России Анатолий Владимирович Беляев (род. 1931).
Музыкальный киоск. Музыкальная прогулка по Москве (1986)
призы и награды
Лауреат Всесоюзной премии Союза журналистов «Золотое перо» (1968).
последнее обновление информации: 15.05.20
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Источник: www.kino-teatr.ru
Красота, не принесшая счастья: судьба советской «Катрин Денев» Элеоноры Беляевой
Ведущая легендарного «Музыкального киоска» много лет была на виду у миллионов телезрителей. Но никто даже не догадывался, насколько непростой была ее судьба.
Элеонора Беляева на протяжении трех десятилетий бессменно вела популярнейшую в свое время телепрограмму «Музыкальный киоск». Пожалуй, лишь «Утренняя почта» Юрия Николаева могла соперничать с ней по рейтингам.
Однако, две эти передачи в корне отличались друг от друга. «Утренняя почта» это был просто концерт в записи с небольшим представлениями звезд от ведущего.А Беляева в своем «киоске» не просто предлагала послушать хорошую музыку, но и много и красиво о ней рассказывала. Да и у Юрия Николаева в тренде была экстрада, а у Беляевой – классическая и камерная музыка.
А ведь когда-то красавица Элеонора сама мечтала о сцене, больших залах и славе певицы. Ее великолепная внешность здорово сочеталась с замечательным голосом. И главное, она была необычайно трудолюбива. И всегда, в любом возрасте, не ленилась и не стеснялась учиться чему-то новому.
Ушла Из Жизни Ведущая ‘Музыкального Киоска’ Элеонора Беляева
У нее действительно был роскошный голос. Не зря же девушку из глухой воронежской деревни без всяких экзаменов взяли в музыкальное училище. А после того, как она закончила его с красным дипломом, легко поступила в престижный столичный институт имени Гнесиных.
После окончания ВУЗа Элеонора Беляева получила то, о чем мечтала — диплом концертно-камерной и оперной певицы. Но так распорядилась судьба, что стать звездой оперной сцены ей так и не было суждено.
А всему виной оказались неудачи на личном фронте. Элеонора только-только закончила институт, когда ее бросил супруг, Анатолий Беляев. Но почве стресса девушка лишилась голоса, и даже когда его более-менее удалось восстановить, о выходе на сцену уже можно было и не мечтать.
Правда, некоторые биографы называют и другую причину потери Беляевой голоса. Якобы это была ошибка педагогов, которые неверно определили ее лирическое сопрано как колоратурное, и допустившие фатальные ошибки в преподавании. В результате связки были сорваны, а карьеры певицы погублена.
Сама Беляева никогда не раскрывала причин, по которым так и не стала примой оперной сцены. Не рассказывала она и о своей, порой бурной личной жизни. Одних только мужей было трое. И что любопытно, все они были тезками. Первый муж Анатолий, второй – Анатолий, и третий тоже – Толик.
Однако, ни с одним из них очень красивой Элеоноре Беляевой счастья найти так и не удалось.
Еще в первом браке Элеонора родила дочку Марию, которая много позже подарит своей звездной маме внучку Настю. Но это действительно будет позже. А тогда после потери голоса и ухода мужа нужно было чем-то заняться, чтобы не сойти с ума. Сначала Элеонора давала частные уроки музыки и переписывала ноты. А потом один хороший товарищ помог ей устроиться на телевидение.
Простым редактором текстов для ведущих.
Но тут вмешался его величество Случай. Неожиданно заболела ведущая одной из программ, и начальство в отчаянии ткнуло пальцем на самую красивую сотрудницу и погнало ее в эфир. А Элеонора настолько достойно вела себя на программе, что ее тут же заметили, и чуть погодя пригласили вести «Музыкальный киоск». Тот самый, который потом прославит Беляева, а он прославит ее.
Именно телевизионная карьера стала для нее главной, несмотря даже на то, что в ее карьере если несколько фильмов. Например, она снялась в эпизодических ролях в картинах «Женщина, которая поет» и «Путешествие будет приятным».
Но Беляева никогда не говорила о себе много. Не любила делать себе рекламу. До конца жизни звезда телевидения жила очень скромно, в обычной «двушке» вместе с дочкой и внучкой.
В начале двухтысячных из-за проблем со здоровьем она решила пройти медобследование, и у нее диагнострировали рак. Врачи предложили операцию, но предупредили, что гарантий никаких. Беляева очень любила жизнь, поэтому под нож хирурга легла. Операция оказалась удачной, и судьба подарила ей еще десять лет жизни рядом со своими близкими.
К этому времени «Музыкальный киоск» уже прекратил свое существование. Но Беляева не оставалась без дела. Несмотря на перенесенную болезнь и уже весьма преклонный возраст, она с радостью соглашалась быть ведущей различных музыкальных фестивалей и конкурсов.
Элеонора Беляева дожила до 79 лет, и умерла неожиданно. 20 апреля 2015 года у нее оторвался тромб в тот момент, когда она занималась домашним хозяйством. Не могла сидеть без дела ни минуты.
Проводить легендарную телеведущую пришли многие, включая ее первого супруга, которого она, несмотря на его предательство, простила и общалась в течение всей жизни.
Беляеву часто называли советской Катрин Денев, она была настоящим украшением советского ТВ. Ей пытались подрожать тысячи женщин огромной страны, но сама ведущая говорила о себе так: «Женщины писали мне, что хотели выглядеть как я. Но, увы! Моя красота мне счастья так и не принесла».
Источник: www.infox.ru
Почему хозяйка «Музыкального киоска» Элеонора Беляева не стала оперной дивой, а имя Анатолий считала роковым
Многие из нас помнят ведущую «Музыкального киоска» Элеонору Беляеву , ставшую на телевидении эталоном элегантности и утонченного музыкального вкуса. Интеллигентную блондинку называли «гранд-дамой советского телевидения». Её прическа, наряды и украшения после каждой воскресной передачи жарко обсуждались зрительницами, её сравнивали с французскими известными актрисами и хотели быть похожими на неё. Но совсем мало кто догадывался о том, что жизнь у этой улыбчивой женщины отнюдь не безоблачна.
Старшее поколение с ностальгией вспоминают ту эпоху, когда на телевидении практически каждый ведущий становился звездой эфира. Когда речь шла о путешествиях, то сразу же подразумевался Юрий Сенкевич, о науке — Сергей Капица; об удивительном мире животных мы узнавали из уст Николая Дроздова, а о кино — от Эльдара Рязанова. А вот мир музыки разделили между собой «Утренняя почта» с её ведущим Юрием Николаевым и «Музыкальный киоск» с очаровательной и гостеприимной его хозяйкой — Элеонорой Беляевой.
Как помним, «Утренняя почта» носила исключительно развлекательный формат, а вот программа Беляевой была куда серьезнее. Телеведущая интересно и подробно рассказывала о классической и камерной музыке, открывая телезрителям новые имена и развивая их вкус. Впервые «Музыкальный киоск» вышел на экраны страны в декабре 1961 года и в течение 32 лет его бессменной ведущей оставалась Элеонора Валериановна, которую на телевидение по иронии судьбы привело крушение собственных надежд и его высочество — случай.
Впервые «Музыкальный киоск» вышел на экраны страны в декабре 1961 года.
Она получила превосходное классическое музыкальное образование, но мечта стать оперной певицей оборвалась буквально в одно мгновение. Сорвав голос на выпускном экзамене, Элеоноре пришлось отказаться от певческой карьеры.
Мечта посвятить свою жизнь музыке
Элеонора Беляева (в девичестве Матвеева) родилась 1 декабря 1935 года в Воронежской области в семье военнослужащего. Благодаря своей матери, которая мечтала о музыкальной карьере для маленькой Эли, девочка с детских лет проявляла неординарные вокальные способности. Музыкальную школу и училище она окончила с отличием. У Эли был редкой красоты голос, гармонично сочетающийся с привлекательной и благородной внешностью. Она буквально грезила большой сценой, поэтому после окончания училища отправилась покорять столицу.
Элеонора Беляева и Анатолий Беляев. Конец 50-х годов
Приехав в Москву, Элеонора стала студенткой знаменитой Гнесинки, где ей все пророчили блистательную карьеру оперной певицы. Но певческой карьере не суждено было сложиться — личная трагедия нарушила все планы Беляевой (к тому времени она вышла замуж и носила фамилию мужа).
У подающей большие надежды артистки неожиданно пропал голос. Объяснялось это во-первых — ошибкой педагогов, неправильно определивших диапазон голоса студентки (колоратурное сопрано, вместо лирического), что отчасти и привело к серьезным последствиям.
А во-вторых — неожиданный поворот в личной жизни, поставивший крест на её замужестве, существенно повлиял на её душевное состояние и усугубил проблему голосовых связок. Элеонора вышла замуж совсем юной девушкой, родила дочь Машу. А к моменту окончания Гнесинки между парой произошел разрыв — муж оставил её одну с маленькой дочуркой на руках.
Элеонора Беляева на заре своей карьеры.
И как результат — во время защиты диплома у Элеоноры были сорваны связки: «Когда пела диплом, у меня случился паралич верхних связок. Это была ужасная трагедия: 16 лет учиться и ничего не добиться» , – позже с горечью вспоминала Беляева. Больше петь она не могла, и о карьере певицы ей пришлось забыть навсегда. Но и бросать любимую музыку Элеонора тоже не собиралась.
Чтобы прокормить себя и ребёнка, Беляева бралась за любую работу: переписывала ноты, давала частные уроки игры на фортепиано. А однажды по рекомендации своего сокурсника Владимира Федосеева она оказалась на телевидении, где ей в скором времени предложили вести передачу «Музыкальный киоск», идея создания которой принадлежала режиссёру-документалисту Алексею Габриловичу.
Таким образом, в конце 1961 года зрители впервые увидели очаровательную Элеонору в роли телеведущей необычной музыкальной программы, которая несла весьма познавательный характер. И уже в 1968 году за свой вклад в культурную сферу телеведущая получила премию «Золотое перо России», а спустя четырнадцать лет на пике своей популярности Беляева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР.
Чем очаровывала и покоряла зрителя «примадонна советского телеэфира»
Хозяйка «Музыкального киоска» оказалась идеальной ведущей: она прекрасно разбиралась в классической музыке, проводила интересные беседы с приглашёнными на передачу музыкантами. А зрители настолько привыкли к воскресным встречам с Беляевой, что даже далекие от классики, слушали её с немалым любопытством и постепенно приобщаясь к настоящему искусству.
Хозяйка «Музыкального киоска» Элеонора Беляева в начале своей карьеры.
Как уже говорилось выше, за элегантной блондинкой пристально следила вся страна. Мужчины видели в ней красивую эрудированную женщину, а женщины — пример для подражания. Над её безукоризненным имиджем работала вся студия, над ее прическами колдовали лучшие парикмахеры. Впрочем, и сама Элеонора Валериановна, обладавшая безупречным вкусом, неизменно дополняла свои элегантные наряды то роскошной брошью, то изысканными серьгами и бусами, а то текстильным цветком у плеча.
Но любили «Музыкальный киоск» зрители не только за это. Многие были покорены тем, что ведущей иногда удавалось «протащить» на телеэкраны запрещенную музыку. Поскольку чиновничий аппарат старался контролировать всё, что транслировалось по ТВ для советских граждан, «Киоск» также не избежал цензуры. Беляеву неоднократно строго предупреждали: «Макаревича — нельзя!
Леонтьева — нельзя! Это не советская музыка. Рахманинова и Шаляпина тоже нельзя — эмигранты. » и т.д.
Хозяйка «Музыкального киоска» Элеонора Беляева.
Но Беляева, как-бы не понимая, почему нельзя, час от часу делала попытки вставить в свою передачу то, что категорически запрещалось. При этом она, всегда лелеяла надежду: пусть не с первого и даже не с седьмого, а уж с десятого раза точно должно пройти. И ведь действительно — проходило! Так для «Музыкального киоска» была сделана запись выступления «Машины времени», а позже в передаче были представлены и другие новинки рок-музыки и эстрады.
Закрытие «Киоска» и возвращение к зрителю
Но, как позже оказалось, цензура была не такой уж и страшной: гораздо страшнее оказался дикий рынок, заполонивший страну вначале 90-х. По решению нового телевизионного руководства «Музыкальный киоск» должен был приносить прибыль, чтобы оплачивать эфирное время.
А это значило, что каждый музыкант от певца — до композитора должен был платить за показ своих произведений на телевидении. Беляева была в глубоком отчаянии, она даже ездила в Сибирь искать спонсоров. Но все было зря. Цена эфирного времени зашкаливала, и каналу за него «Киоску» нужно было платить чуть ли не космические суммы. Из этих соображений в 1993-м «Музыкальный киоск» из-за своей нерентабельности был закрыт.
Элеонора Беляева — течение 32 лет его бессменная ведущая телепрограммы «Музыкального киоска» на ЦТ.
Элеонора Валериановна сильно заболела, оставшись без работы. Ей диагностировали онкологию. Путь к выздоровлению был нелегок. Только лишь благодаря близким друзьям и коллегам ей удалось встать на ноги. Мало того — она даже вышла на большую сцену в качестве ведущей концертной программы.
И когда это случилось в первый раз, неожиданно весь зал встал и долго ей аплодировал: так зрители встречали любимую ведущую. Беляевой, к её счастью, удалось вернуться в профессию, она стала вести концерты, фестивали, конкурсы. Но это было уже не совсем то…
Личная жизнь. Пророчество гадалки
Элеонора Валериановна в меру своего характера и воспитания никогда не позволяла себе «выносить сор из избы», потому никто из зрителей ничего не знал о ее личной жизни. Между тем, еще в 16 лет ей одна нагадала гадалка, что у нее будет три мужа, и всех будут звать Анатолиями. Так в её жизни и случилось. Три Анатолия — три мужа, три развода. Одна дочь и одна внучка.
Она искренне хотела быть счастливой женой и матерью — но мужья, один за другим оставляли её. Но на свою жизнь Беляева никогда и никому не жаловалась, а отвечая репортерам на вопрос, почему не сложился ни один из браков, как-то однажды обмолвилась: не каждый муж вытерпит всесоюзную славу своей жены. Скорее всего, в этом и крылась тайна ее разрушенных отношений.
По жизни ей одной пришлось растить дочь Машу, потом — внучку Настю. Мария стала художницей и вышла замуж за дипломата, внучка Анастасия — стала известной стилисткой, ей по наследству передался тонкий вкус бабушки. Спасала Элеонору Валериановну от одиночества, разумеется, и любимая работа.
Она искренне хотела быть счастливой женой и матерью.
Для многих до сих пор так и осталось загадкой — как Беляевой удавалось десятилетиями поддерживать высокую планку, заданную ею же самой много лет тому назад. Умерла звезда советского телеэкрана внезапно, вследствие оторвавшегося тромба 20 апреля 2015 года, несколько месяцев не дожив до своего 80-летия.
Так уж сложилось, что судьбы телеведущих, всегда интересовали зрителей не менее, нежели судьбы известных актеров или музыкантов. Вначале 1990-х Наталья Дарьялова была одной из тех, кто делал новое телевидение. Кроме неё на Первом канале было еще множество кумиров-телеведущих , олицетворявших собой перемены, происходившие в стране. Их передачи тогда смотрели миллионы зрителей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru