Буран причины закрытия программы

Ровно 34 года назад состоялся первый и единственный полет советской системы «Энергия — Буран» — симметричный ответ американцам с их Space Shuttle.

15 ноября 2022

О том, что пошло не так у соотечественников, рассказал пользователь Twitter с ником «Кукуруза как у Тома Круза» (в описании профиля — Ex.NVIDIA, Ex.Guardian).

И правда похожи?

15 ноября 1988 года советские инженеры запустили с космодрома Байконур космический челнок в рамках программы «Энергия — Буран». В разгар холодной войны систему постоянно сравнивали с американским челноком Space Shuttle. И неудивительно, ведь они были похожи.

Бытует версия, что облик советского челнока, до боли напоминающий американский, возник не на пустом месте. Инженеры в США активно выкладывали информацию о системе в открытый доступ, а некоторые чертежи агентам КГБ якобы даже удалось выкрасть, организовав первые хакерские атаки.

Даже габариты у челноков были почти одинаковые. На этом сходства заканчивались, и начинались принципиальные различия.

Буран. Рождение и смерть

Двигатели Space Shuttle

Space Shuttle представлял собой единую систему, элементы которой отдельно не функционировали.

У американского шаттла было три маршевых двигателя RS-25 — дорогая и сложная инженерная конструкция, которую нужно было снимать и обслуживать после каждого полета. В то же время их мощности не хватало, поэтому по бокам установили два твердотопливных ускорителя.

На орбите ни один из них не использовался, так как для этого существовали отдельные двигатели OMS. Иными словами, три движка представляли собой мертвый груз, который нельзя было быстро заменить после полета. Похожий изъян в дизайне твердотопливных ускорителей в итоге стал причиной гибели шаттла Challenger в 1986 году.

Кстати, в трагедии с шаттлом Columbia в 2003 гоу виновата оказалась изоляционная пена на водородном топливном баке.

Кроме того, у американского челнока, с которым сравнивали советский, не было атмосферных двигателей, а значит, существовал лишь один шанс на посадку, что ставило под угрозу жизни пилотов.

Как бы то ни было, 60 раз в год летать в космос на Space Shuttle не вышло бы. Полеты в итоге были редкими, дорогими и опасными.

Двигатели «Энергии» и «Бурана»

«Буран», в отличие от американского конкурента, просто крепился сбоку к носителю «Энергия». По сути, они представляли собой две отдельные системы, которые могли работать в отрыве друг от друга.

«Вообще, это совершенно безумная ракета», — признается автор твита.

Ракета-носитель «Энергия» была такой мощной, что к ней запросто крепился челнок весом в 100 тонн. У «Бурана» же маршевых двигателей не было, зато были орбитальные.

Боковые ускорители «Энергии» инженеры оснастили двигателями РД-170 — самыми мощными жидкостными двигателями в истории. Каждый из них представляет собой единую конструкцию, разделенную на четыре камеры. Увы, РД-170 далеко не пошел, впоследствии он использовался только в украинских ракетах «Зенит», летавших до 2013 года. Их планировала применять авиакомпания S7, однако после присоединения Крыма к России об этих планах пришлось забыть.

Читайте также:
Слетела программа ворд как восстановить

«Русский шаттл»: триумф, забвение и срач в соцсетях / Редакция

У «Энергии» в довесок было еще четыре двигателя РД-0120 — это единственный успешный водородный двигатель в Советском Союзе, наработки которого были позже проданы китайцам.

Ракета «Энергия» успела успешно слетать в космос два раза. В первый раз она доставила на орбиту космический аппарат «Полюс» с боевым лазером, который, правда, из-за ошибки развернулся, начал тормозить и сгорел в атмосфере. Как бы то ни было, «Энергия» была первой и последней успешной сверхтяжелой советской ракетой.

Кстати, к «Бурану» инженеры хотели добавить и реактивные двигатели, но к первому полету проблему их нагрева в атмосфере решить не успели. Если бы это получилось, челнок смог бы лучше приземляться в разных регионах и совершать повторную попытку для посадки.

Автопилот Space Shuttle

Американский шаттл был способен почти весь полет провести в автоматическом режиме, но для посадки на борту все еще требовались два пилота, которые проходили сложнейшие тренировки.

Дело в том, что разработка челноков и системы автопилота стартовала в 70-х и полной системы Fly-by-Wire к моменту запуска не существовало. Позже «допиливать» ее не стали, чтобы не повлиять на работоспособность процессов.

Системы катапультирования из шаттла в итоге убрали.

Источник: www.maximonline.ru

Почему закрыли космическую программу «Энергия-Буран»?

Давно хотел обсудить Советскую космическую программу Буран, которая была очень даже успешна, но ее по какой-то причине закрыли. Сейчас об этом поговорим, и еще я хочу увидеть ваши истории, мнения по статье и вопросы к автору в комментариях.

Начнем с того, что Буран это первый русский вариант многоразового корабля, был разработан и протестирован во времена Советского Союза.

Источник — википедия. Старт комплекса «Энергия — Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур.

У него было много предназначений и большой потенциал. Первый пробный полет прошел успешно, был выполнен в автономном режиме без экипажа. Корабль покинул атмосферу Земли, вышел на орбиту и вернулся обратно на аэродром. Да посадка была как у самолета и сам корабль по большей части на самолет больше похож.

В воздух он поднимался благодаря большой ракете Энергия, в ней было много топлива и его хватало, после ракетоплан Буран сам нес себя на своих двигателях.

Посмотрите какой красавец. Очень схож с американскими шаттлами, но дизайн конечно отличался.

Источник — Википедия

Предназначался многоразовый Буран для выведения на орбиту аппаратов, космонавтов и различных грузов. Очень удобен для доставки экипажа на МКС.

Так же он мог использоваться для проведения различных военных опытов и тестирования оружия.

Первый и последний полет.

Увы Буран побывал на орбите всего раз, после их больше не производили.

Но в истории Буран запомнился не только удавшейся миссией облета Земли два раза которая длилась 205 минут, но также и ситуацией при посадке.

На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте около 11 км «Буран», получивший с наземной станции информацию о погоде в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр, выполнил дополнительный вираж влево от полосы перед расчётным разворотом на 180º направо. Заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, с южного конца против ветра. Из-за крепкого ветра у полосы автоматика корабля гасила таким образом скорость посадки.

И так мы дошли до самой важной части статьи.

Читайте также:
Программа саморазрушения у человека как остановить

Почему закрыли проект?

Была одна очень важная причина. И как всегда все кроется в деньгах. Разработка корабля и его запуск был таким же затратным как и у Американцев. Разработка достигала 10 млрд долларов, а один запуск обходился примерно в 75 млн долларов. Это очень большие затраты.

Вспомним обстановку 90-х годов в стране. Все позабыли о космосе, произошел развал Советского Союза. Очень много проектов свернули.

Свернутым оказался и Буран.

Вот во что превратился некогда прекрасный корабль, на который были большие надежды.

Источник: dzen.ru

Почему закрыли проект космического корабля «Буран». Интервью с профессором Вениамином Смирновым

Ровно тридцать лет назад в ноябре 1988 года произвели первый и единственный запуск многоразового космического корабля «Буран». Его разработка началась в 70-х. Это был ответ нашей космонавтики на американскую программу Space Shuttle. И сегодня у нас в гостях профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе — Вениамин Смирнов.

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Здравствуйте, Вениамин Васильевич».

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Здравствуйте».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Говорят, что среди задач «Бурана» была возможность противодействовать противнику для того, чтобы он не мог использовать космос в военных целях».

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«У нас посчитали, что это угроза безопасности нашей страны».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Space shuttle серьезная угроза. Почему? Он мог использоваться в военных целях?»

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Обычно спутники запускаются на высоту 200 километров, а он мог маневрировать, и одна из страшилок была в том, что шаттл нырнул над Москвой на высоту там, 90 километров. Считалось, что он мог нести оружие и в то время мер противодействия не было».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Говорили, что американские эти челноки могли быть использованы для доставки наших ракет и для того, чтобы они даже похищали наши спутники».

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Они могли с помощью манипуляторов подхватывать спутники, инспектировать и забирать. Даже было место на корабле, куда этот спутник можно было разместить».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Это физически?»

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Да. Физически».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Буран» поднимала в космос сверхтяжелая ракета «Энергия». Скажите, у нее были еще какие-нибудь задачи, кроме поднятия корабля?»

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Ракета могла выводить и другие грузы, то есть, необязательно «Буран». Говорили, прикидывали, что чуть ли ни масс-габаритный там макет боевого лазера она могла бы вывести».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«Боевой лазер?»

Читайте также:
Linux в какую папку устанавливать программы

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Ну, о боевом лазере все говорят. Поэтому и страшилки. Они нас пугали, мы, наверно, тоже их. Но у них такой ракеты не было».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«В 1993 году эту программу закрыли насовсем. Как вы считаете, с чем это было связано?»

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Утрачивались связи с предприятиями, которые были в других республиках, ведь, еще раз, это целая страна работала».

ЕЛЕНА БОЛДЫШЕВА, ведущая:

«А возможен сейчас возврат к этому проекту в каком-нибудь новом виде?»

ВЕНИАМИН СМИРНОВ, профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе:

«Я думаю, это слишком дорого. Вот американцы работают над небольшим кораблем. У нас отработаны другие, более простые и надежные вещи. Ведь, все-таки, МКС без нас не может существовать. В десятки раз дешевле то, что уже отработано».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Лента новостей
«Петр Первый», «Чумной» и «Кроншлот»: петербургские реставраторы посетили «Остров фортов»
1 июля 18:32
Дожди, грозы и сильный ветер ждут петербуржцев в выходные
1 июля 18:14
Новости Петербурга к 18:00
1 июля 18:00
В Петербурге средняя температура в июне стала самой низкой за 4 года

1 июля 17:26
С 1 июля в поликлиниках Петербурга откроются кабинеты психологов
1 июля 17:17

«Петр Первый», «Чумной» и «Кроншлот»: петербургские реставраторы посетили «Остров фортов»

«Петр Первый», «Чумной» и «Кроншлот»: петербургские реставраторы посетили «Остров фортов»

День реставратора отмечают сегодня в Петербурге – с праздником специалистов поздравил губернатор. Александр Беглов подчеркнул, что их труд требует особых профессиональных качеств и таланта. В городских организациях, мастерских, музеях трудятся специалисты высочайшего класса, глубоко понимающие свою ответственность.

1 июля 18:32

Как будет работать зона платной парковки на Петроградке

Как будет работать зона платной парковки на Петроградке

Зона платной парковки расширилась. Сегодня система заработала на всей территории Петроградского района. Найти место можно более чем на 140 улицах Петроградки. Для автомобилистов подготовили около 10000 парковочных мест. Изменился короткий номер для оплаты через смс – сейчас 30-65.

Старый номер 53-03 больше не работает.

1 июля 12:05

На Дворцовой площади прошел парад в честь 220-летия пожарной охраны Петербурга

На Дворцовой площади прошел парад в честь 220-летия пожарной охраны Петербурга

220 лет с момента основания отмечает пожарная охрана города. На Дворцовой площади сегодня состоялся грандиозный парад с прохождением пеших колон сотрудников и спецтехники во всех смыслах чрезвычайно важного министерства. В торжествах приняли участие глава МЧС России Александр Куренков, его коллега из республики Беларусь Вадим Синявский и губернатор Петербурга Александр Беглов. После они также наградили участников пожарной эстафеты.

30 июня 19:57

На Дворцовой площади прошел парад в честь 220-летия пожарной охраны Петербурга

На Дворцовой площади прошел парад в честь 220-летия пожарной охраны Петербурга

На Дворцовой площади прошел грандиозный парад в честь 220-летия пожарной охраны города. В торжествах приняли участие глава МЧС России Александр Куренков, его коллега из республики Беларусь Вадим Синявский и губернатор Петербурга Александр Беглов. После торжеств они также наградили участников пожарной эстафеты.

30 июня 17:24

В «Пулково» заработал киоск по продаже проездных

В «Пулково» заработал киоск по продаже проездных

В аэропорту «Пулково» заработал киоск по продаже проездных билетов: в нем можно приобрести «подорожник», оформить льготный проездной учащегося и пополнить действующие карты. Подробнее – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург».

Источник: tvspb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru