«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.
Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что влияние…начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать выступление…в условиях, благоприятных для наших врагов. влияние…растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.
Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.
Говорят: 1)за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.
Что, если бы большевики не пришли к власти? (Выпуск 1) | История
В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если теперь дело дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира… Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас…
Но поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточно, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».
69. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление.
70. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания.
71. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.
72. Ниже приведены две из существующих точки зрения на причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 года:
1. Большевики пришли к власти в России в октябре 1917 г. только благодаря лозунгу «Долой войну!».
2. Большевики пришли к власти благодаря тому, что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своему решительному курсу на немедленное построение в стране социализма, благодаря своей лучшей организованности.
Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.
Из воспоминаний современника.
«Попытки Г.Е. Львова, А.Ф. Керенского и даже генерала Л.Г. Корнилова включить Плеханова в состав правительства, к чему он сам вроде бы тоже склонялся, считая это своим революционным и гражданским долгом, закончились безрезультатно. Дело в том, что Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, игравший до июля роль чуть ли не второй власти в России, отказался дать Георгию Валентиновичу свое «благословение» на участие в правительстве, поскольку он [Плеханов] представлялся лидерам Совета слишком «буржуазным» и уже не популярным в народе политиком, а заговор Корнилова провалился.
Гражданская война в России 1917-1922. История на карте
«Апрельские тезисы», где был провозглашен курс на социалистическую революцию, Плеханов назвал бредом, а их автора считал целесообразным арестовать за подстрекательство к несвоевременному государственному перевороту, хотя и оговаривался что у него нет фактов, которые свидетельствовали бы о связях лидера большевиков с германской разведкой. Основным аргументом Плеханова в споре с Лениным был ортодоксальный марксистский взгляд на необходимость отказа от преждевременного установления диктатуры пролетариата, если для этого не созрели объективные (высокий уровень развития капитализма) и субъективные (достаточный уровень культуры и сознательность пролетариата) условия».
73. Назовите год описываемых событий. Укажите название правительства, о котором идёт речь в тексте.
Кто возглавлял это правительство в марте – июле определенного вами года?
74. Используя знания по истории, объясните, почему в октябре 1917 г. произошел захват власти большевиками,
несмотря на аргументы Г.В. Плеханова. Назовите не менее трёх причин.
75. Используя текст документа и своё знание истории, объясните, каким было отношение Г.В. Плеханова к курсу В.И. Ленина на социалистическую революцию. Приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего объяснения.
Из статьи Г.В. Плеханова «Открытое письмо к петроградским рабочим».
«Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальную революцию, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко назад от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года.
Наш рабочий класс ещё далеко не может с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти. Навязать ему такую власть – значит толкать его на путь величайшего исторического несчастья, которое было бы величайшим несчастьем и для всей России… В стране наш рабочий класс составляет меньшинство…Сама экономика нашей страны осудила бы его на жесточайшее поражение… Власть должна опираться на коалицию всех живых сил страны, то есть на все классы и слои, которые не заинтересованы в восстановлении старого порядка».
76. Назовите год написания данной статьи. Взгляды какой политической партии отражает автор статьи?
77. Какова точка зрения автора о готовности России к социалистической революции?
Приведите не менее трёх положений, её аргументирующих.
78. Привлекая знания по истории, укажите, какие из доводов автора были подтверждены, а какие – опровергнуты дальнейшим
политическим развитием России. Приведите не менее трёх положений.
79. Вам необходимо написать историческое сочинение
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 400.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин, Мягков §5. Большевики берут власть
Временное правительство было свергнуто в октябре 1917 года из-за ряда факторов, в том числе его неспособности положить конец войне и разрешить экономический кризис, отсутствия поддержки со стороны русского народа, а также растущей мощи и влияния большевистской партии. Большевики смогли воспользоваться ситуацией, воспользовавшись массовым недовольством и беспорядками, и смогли захватить власть в Петрограде после неудачной попытки Временного правительства подавить восстание под руководством большевиков.
1. Какие меры предпринимали большевики, готовясь к захвату власти?
Большевики предприняли ряд мер в рамках подготовки к захвату власти, включая создание прочной сети партийных организаций, создание крупных и хорошо организованных вооруженных сил и работу по завоеванию поддержки русского народа посредством пропаганды и политической активности. Они также работали над подрывом авторитета Временного правительства и тщательно планировали и координировали захват ключевых государственных учреждений.
2. Кто из лидеров большевиков наиболее реалистично, на ваш взгляд, оценивал сложившуюся в стране обстановку? Почему вы так считаете?
Трудно определить, кто из большевистских лидеров реально оценивал ситуацию в стране, так как среди высших руководителей партии были разные мнения и взгляды. Однако Ленину часто приписывают ясное и реалистичное понимание политической и экономической ситуации в России, и он смог эффективно мобилизовать партию и население в поддержку дела большевиков.
Когда произошло событие, изображённое на картине? Все пи делегаты II съезда Советов его приветствовали?
1. В чём вы видите причины слабости Временного правительства? Почему захват власти большевиками не встретил сопротивления жителей Петрограда?
Временное правительство было слабым по ряду причин, в том числе из-за его неспособности эффективно решать основные проблемы, стоящие перед Россией, такие как продолжающаяся война, экономический кризис, повсеместная нищета и голод. Кроме того, правительству не хватало народной поддержки, поскольку считалось, что оно не соответствует потребностям и желаниям россиян. Большевистский захват Петрограда не встретил значительного сопротивления жителей, потому что большевики смогли представить себя в качестве жизнеспособной альтернативы Временному правительству, а также потому, что они смогли воспользоваться повсеместным недовольством и беспорядками в городе.
2. Как события 24—26 октября 1917 г. в Петрограде повлияли на решение меньшевиков и эсеров покинуть II съезд Советов?
События 24-26 октября 1917 года в Петрограде повлияли на решение меньшевиков и эсеров покинуть II съезд Советов, так как они видели в большевистском перевороте явное нарушение демократического процесса и угрозу будущему Советского государства. Кроме того, применение большевиками силы для захвата власти и подавление ими голосов оппозиции затруднило работу других политических партий в рамках советской системы.
Декреты, принятые Вторым съездом Советов, представляли собой серию радикальных реформ, направленных на решение основных проблем, стоящих перед Россией, включая продолжающуюся войну, экономический кризис, повсеместную нищету и голод. Наиболее заметными из этих декретов были Декрет о мире, призывавший к немедленному прекращению войны, и Декрет о земле, национализировавший всю землю в России и перераспределивший ее крестьянам. Необходимость в таких радикальных решениях была вызвана глубинными проблемами, стоящими перед Россией, и верой большевиков в то, что только решительные и немедленные действия смогут решить эти проблемы и привести к прочным изменениям.
Из кого состояли первые отряды красногвардейцев?
Первые части Красной гвардии состояли из рабочих и солдат.
Дайте определение понятия «советская власть». Можно ли считать установление советской власти в стране в ноябре—декабре 1917 г. «триумфальным шествием»? Аргументируйте свою точку зрения.
Термин «советская власть» относится к политической системе и государственному устройству, установленному в России в 1917 году, после Октябрьской революции. Можно ли считать установление Советской власти триумфальным шествием — это вопрос интерпретации и политической точки зрения. Кто-то может возразить, что это был триумф, поскольку он ознаменовал решительные перемены в истории страны и установление новой формы правления, направленной на усиление рабочего класса и угнетенных групп. Другие могут возразить, что это не был триумф, поскольку он был достигнут за счет насилия и подавления политической оппозиции, и что это привело к десятилетиям репрессий и эрозии гражданских свобод.
1. Расположите в хронологическом порядке следующие события: создание объединённого ВЦИК; создание СНК; создание ВЧК; образование Партии левых эсеров; свержение Временного правительства.
2. Как вы думаете, какую идею выражает картина, помещённая в начале параграфа? Почему художник выбрал именно этот сюжет, чтобы отобразить события октябрьского переворота 1917г.?
3. Назовите декреты, принятые на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Назовите основные положения одного из них.
Декреты, принятые на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов, включали Декрет о мире, Декрет о земле и Декрет о Красной гвардии. Один из этих декретов, Декрет о земле, устанавливал национализацию всей земли в России и переход в собственность государству.
4. Почему осенью 1917 г большевикам удалось занять лидирующие позиции среди революционных партий России? Сформулируйте не менее трёх объяснений.
Осенью 1917 г. большевики смогли завоевать господствующее положение среди революционных партий России по ряду причин. Одно из объяснений состоит в том, что у них была хорошо организованная и дисциплинированная партийная структура, которая позволяла им эффективно мобилизовать поддержку и взять под контроль ключевые институты, такие как армия и государство. Другое объяснение состоит в том, что их политическая программа, призывавшая к немедленному прекращению войны и передаче власти рабочим и крестьянам, нашла отклик у населения, страдавшего от экономических и социальных последствий войны. Кроме того, большевики смогли воспользоваться раздробленностью и разобщенностью других революционных групп и движений.
5. Охарактеризуйте В. И, Ленина как политического деятеля до и после захвата власти большевиками Выделите черты сходства и отличия.
6. Составьте на основе текста параграфа схему «Высшие органы государственной власти в Советской России».
7*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) «История крейсера „Аврора»».
8*. Существует точка зрения, что «большевики пришли к власти в октябре 1917г. благодаря тому, что их программа оказалась наиболее близкой и понятной населению».
Опираясь на исторические факты, приведите два-три аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же — против неё.
9″. Составьте сложный план (не менее трёх пунктов с детализирующими их подпунктами) по теме «Установление советской власти в России».
Источник: izi-otvet.ru
Тема №35: Провозглашение и утверждение советской власти. Внутренняя и внешняя политика Советского правительства в 1917-1920 гг. Формирование однопартийной системы
Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.
1. Могут быть названы следующие декреты:
1) Декрет о мире;
2) Декрет о земле;
3) «Декрет о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового правительства),
2. Могут быть приведены следующие основные положения:
А) Декрета о мире:
1) провозглашение выхода России из войны;
2) призыв к воюющим сторонам о немедленном начале переговоров о заключении мира;
3) призыв к миру без аннексий;
4) призыв к миру без контрибуций.
Б) Декрета о земле:
1) отмена частной собственности на землю (ликвидация помещичьего землевладения);
2) безвозмездность отчуждения земли;
3) передача земли в пользование всех трудящихся на ней;
4) запрет наемного труда;
5) распределение земли по трудовой или потребительской норме;
6) уравнительное землепользование;
7) распределение земли поручается местным органам самоуправления.
В) «Декрета о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового правительства):
1) переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;
2) передача исполнительной власти Совету Народных Комиссаров (СНК);
3) установление контроля над СНК со стороны Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).
Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в октябре 1917г.:
1. Большевики пришли к власти в октябре 1917г. благодаря тому, что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, а также благодаря своей лучшей организованности и своему решительному курсу на немедленное решение актуальных проблем, стоявших перед страной.
2. Большевики пришли к власти в России только благодаря лозунгу «Долой войну!».
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех Фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
При выборе первой точки зрения:
1) большевики были единственной крупной партией, обещавшей немедленный переход к радикальным преобразованиям;
2) все лозунги большевиков были понятны и близки населению, так как демагогически обещали простое решение сложных социально-политических и экономических проблем;
3) Временное правительство оказалось недееспособным, а после августа 1917г. военная диктатура была невозможна, в то время как к октябрю 1917г. представления о твердой власти ассоциировались исключительно с большевиками;
5) большевики были наиболее популярны в рабочей среде, а так как рабочие составляли большинство населения крупных городов, то именно там решалась судьба власти;
6) в партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революционной борьбы.
При выборе второй точки зрения:
1) продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны;
2) именно продолжение участия России в войне не позволило Временному правительству приступить к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет;
3) в октябре 1917 г. большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт.
Ниже приведены две точки зрения на заключение Брестского мира с Германией весной 1918 г.:
1. Подписание мира — предательство интересов России.
2. Мир был необходим для выживания Советской России. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется
более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
При выборе первой точки зрения:
1) мир был подписан в условиях, когда победа Антанты уже не вызывала сомнений;
2) по условиям мирного договора от России отторгались огромные территории;
3) подписание мира позволило Германии перебросить силы на Западный фронт;
4) подписав мирный договор, Россия нарушила свои союзнические обязательства перед Антантой.
При выборе второй точки зрения:
1) Россия не имела боеспособной армии, чтобы продолжать военные действия;
2) договор позволял выиграть время для создания новых вооруженных сил;
3) В. И. Ленин исходил из того, что поражение Германии в Первой мировой войне неизбежно, следовательно, мирный договор заключается на кратковременный срок и его можно будет нарушить.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Накануне и в первое время после взятия власти большевики предполагали проводить постепенные преобразования в экономике: установить контроль над производством и распределением произведенной продукции, ввести рабочий контроль на предприятиях. Однако вскоре они начали «красногвардейскую атаку» на капитал. В чем заключался новый курс? Укажите не менее трех положений.
Чем была вызвана такая смена политики? Назовите не менее трех причин.
1. Может быть отмечено, что «красногвардейская атака» на капитал включала:
1) национализацию всех промышленных предприятий (без компенсаций, выкупа);
2) национализацию банков;
3) национализацию транспорта;
4) введение монополии внешней торговли.
2. Могут быть названы следующие причины смены политики:
1) сопротивление владельцев предприятий попыткам установить над ними контроль;
2) саботаж указаний новой советской власти;
3) неготовность рабочих к управлению производством;
4) начавшаяся Гражданская война.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В феврале-марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В. И. Ленин считал, что мир с Германией нужно подписывать на любых условиях.
Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему В. И. Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее трех причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира?
Назовите не менее трех последствий.
1. Могут быть названы следующие причины, по которым В. И. Ленин настаивал на заключении мира:
1) полный развал армии, которая не была способна воевать дальше;
2) большевики должны были выполнить свое обещание о заключении мира, данное в 1917 г.;
3) усталость населения от войны;
4) по мнению некоторых историков, большевики были связаны с германским правительством, от которого получали определенную поддержку;
5) Ленин ожидал, что в Германии вскоре произойдет социалистическая революция, в результате которой несправедливые условия мира будут отменены.
2. Могут быть приведены следующие последствия заключения мира:
1) Россия потеряла большие территории (Польшу, Прибалтику, часть Белоруссии и Украины);
2) тяжелые условия мира осложнили экономическую обстановку в стране;
3) левые эсеры в июле 1918г. выступили против большевиков;
4) против большевиков выступили патриотические силы России;
5) Брестский мир стал одной из причин Гражданской войны.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В июле 1918 г. в Москве левые эсеры выступили против большевиков. Создалась реальная угроза для большевистской власти, был захвачен один из большевистских лидеров — Ф. Э. Дзержинский. Какие последствия имело выступление левых эсеров? Назовите не менее двух последствий. Укажите не менее трех причин такого результата выступления.
1. Могут быть названы следующие последствия выступления левых эсеров:
1) выступление было подавлено;
2) левые эсеры были изгнаны из Советов и правительства (СНК);
3) в стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.
2. Могут быть указаны следующие причины поражения левых эсеров:
1) план выступления не был продуман и подготовлен, носил в достаточной степени стихийный характер;
2) левые эсеры не заручились поддержкой других антибольшевистских сил и не могли получить такой поддержки, так как «запятнали» себя союзом с большевиками и поддержкой Октябрьского переворота (революции);
3) большевики имели достаточно сильные позиции в армии и ВЧК;
4) левые эсеры выступали за возобновление войны с Германией, что не соответствовало устремлениям подавляющего большинства населения;
5) левые эсеры, возможно, и не ставили перед собой цель реально захватить власть, а только хотели подтолкнуть большевиков к пересмотру их внешнеполитических позиций.
Сравните позиции В. И. Ленина и Н. И. Бухарина (лидера группы левых коммунистов) по вопросу о заключении сепаратного мира с Германией весной 1918 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.
С7.1В качестве общего могут быть названы:
1) оба лидера заявляли о необходимости использовать сепаратные переговоры с Германией для агитационных целей;
2) оценивали перспективы заключения сепаратного мира с точки зрения интересов мировой революции;
3) считали сепаратный мир унизительным и позорным.
Позиция В.И. Ленина
Позиция Н.И. Бухарина
Немедленно заключить сепаратный мир с Германией
Отказаться от заключения сепаратного мира с Германией
Интересам мировой революции отвечает немедленное заключение сепаратного мира
Интересам мировой революции отвечает развязывание революционной войны
Отказ от сепаратного мира приведет к военной катастрофе (поражению советской власти)
Отказ от сепаратного мира приведет к развязыванию революционной войны
Защитить советскую власть может только мир с Германией
Защитить советскую власть может только поддержка мирового пролетариата, мировая революция
Источник: studfile.net