Один из самых острых вопросов России в 2-ой четверти 19 века заключался в национальном развитии страны. Национальная политика Николая 1 была достаточно гибкой. Это выражалось в том, что к каждому народу страны предъявлялись свои требования и давались свои права. Для некоторых прав было больше, для некоторых меньше.
В целом политика заключалась в том, чтобы сохранять порядок в государстве и по возможности предоставлять более либеральные условия народностям, проживающим на окраинах государства. Правительство наделяло особым административным статусом территории, которые имели пограничное расположение, поскольку в большинстве своем это были территории, присоединенные не так давно, а также потому, что на большей части этох территорий проживали люди, которые стремились воссоздать государства, независимые от России.
При изучении национальной политики эпохи правления Николая 1 важно рассмотреть события, которые касаются следующих направлений:
- Финляндия.
- Польша.
- Западные окраины.
- Еврейский вопрос.
Политика в отношении Польского царства
В эпоху правления Александра 1 Польское царство пользовалось значительными привилегиями. В частности в 1815 году на этой территории была принята очень либеральная Конституция. Существенные изменения происходили уже в эпоху правления Николая 1. Дело в том что Конституция польского царства воспринималась по-разному.
Вопрос Ребром — Павел Деревянко
Если Император воспринимал ее как законченный и достаточный элемент, то польское дворянство воспринимал ее как первый шаг для воссоздания независимой Речи Посполитой. Причём не просто воссоздания. Поляки рассчитывали, что Россия передаст им земли западной Белоруссии и Украины. Особенно они усугубились с началом французской революции июня 1830 года.
Николай Первый планировал отправить войска во французскую столицу для поддержки монархии, как было обусловлено Священным союзом, но столкнулся с резкой угрозой со стороны Польши. Польская знать отказалось участвовать в этом заграничном походе армии. В основном этим и были обусловлены причины обострения польского вопроса в 1830 году.
Эти события и волна польского патриотизма привели к тому, что в Польше произошла революции 1830 года. Длилась она без малого 2 года. Восстание началось в ноябре 1830 года с покушения на убийство князя Константина в польской столице.
В ходе восстания местное дворянство объявило, что Конституция 1815 года больше не действительна, Польша объявляет себя самостоятельным государством во главе которого становится Правительство во главе с Чарторыйским. Для подавления мятежа Николай 1 отправил армию под командованием Дибича. Численность армии составляла 120 000 человек.
Они одержали победу над поляками при Гроховом, Однако вскоре после победы Дибич умер от холеры. Ему на смену назначили генерала Паскевича, который в сентябре 1831 года занял в Варшаву. На этом революция закончилась. Подавление польского восстания вынудило Николая 1 ввести целый ряд корректив в национальную политику Польши:
Как искусственный интеллект управляет городами Китая
- Полностью отменялась Конституция 1815 года. Вместо Конституции применялся документ под названием Органический статус.
- Сейм был полностью ликвидирован. Все вопросы, которые ранее обсуждались на сейме, переходили под контроль местному генерал-губернатору.
- Польская армия ликвидировалась. Полякам запрещалось иметь свою армию. В этом регионе могла находиться только русская армия.
- Польское царство сохраняло свою автономию, а также местные советы.
- В наказание за проведение революции в Польше был закрыт целый ряд образовательных учреждений. В частности были закрыты университеты в Виленском и в Варшаве.
Николай 1 отчетливо понимал, что Польша является огромной проблемой для Российской империи, поскольку поляки продолжают вынашивать идею в создание Речи Посполитой. Любые Конституции и любые послабления здесь воспринимались не как попытка России лишить национальную проблему в Польше, а как первый шаг. Польское дворянство было уверено, что Россия обязана воссоздать Речь Посполитую. Для решения польского вопроса Николай 1 приказал возвести цитадель, пушки которой могли бы обстреливать Варшаву.
Национальная политика в Финляндии и Прибалтике
Немногочисленные, но важные перемены произошли при Николае 1 в национальной политике Финляндии и прибалтийских земель. Финляндия по-прежнему сохраняла статус автономии. Ещё Александр Первый, при присоединении территории в 1809 году, понимал, что финские и шведские народы, которые населяют эту территорию, обладают различным менталитетом и различной культурой со славянами.
Поэтому вести здесь жесткую национальную политику нельзя. Во многом из-за этого здесь была создана автономия, где Великое княжество Финляндское обладало практически всеми функциями государства. При Николае Первом эти функции расширились. Например, в столице Российской империи теперь находился министр-статс-секретарь Финляндии, который избирался из финского дворянства, и который имел право личного доклада царю.
Коренных изменений в политике Финляндии Николай 1 не вводил. Достаточно сказать, что финский сейм за годы его правления собирался всего несколько раз по незначительным вопросом. Этот регион жил своей полноценной жизнью и никаких существенных изменений здесь не происходило.
Прибалтийские земли также имели особый статус и в эпоху правления Николая 1 приобрели статус важных экономических районов страны. Прежде всего за счёт того что здесь активно развивалась торговля. Губернии имели прямой выход к морю и важным торговым путям, что этому способствовало. В это время стали образовываться такие крупные торговые и экономические города как Вильно, Рига и Ревель.
Политика в отношении Западного края
Западный край включал в себя большинство западных земель вдоль границы. Этот район состоял из земель 3-х провинций:
- Украинские губернии: Подольская, Киевская и Волынская.
- Литовские губернии: Ковенская и Виленская.
- Белорусские губернии: Витебская, Минская, Могилевская, Гродненская.
Эти земли располагались вдоль границы и обладали обособленным статусом. Причины этого мы частично оговаривали выше. Можно только отметить, что любое государство, особенно такое больше как Россия, ведет мягкую политику на окраине, особенно в отношении народов, которые склонны к бунтам. Для таких народов издают отдельные законы, налоги и так далее. В том числе создаются и отдельные экономические условия.
Для экономического развития и общественного движения в Украине было характерно, что на этой территории нашли большое количество полезных ископаемых. Прежде всего, железа и угля. Следовательно здесь был заложен фундамент для развития этих отраслей промышленности. Это очень хорошо прослеживается если рассматривать цифры по количеству работающих предприятий в этом регионе.
Если в 1825 году на территории украинских губерний работало 650 промышленных предприятий, то к концу правления Николая 1, в 1850 году этих предприятий было уже 1650. Очень влажными для развития экономики региона были торговые морские пути. Для этих целей здесь развивались морские порты. Большими темпами шло развитие портов в Одессе, Николаеве и Херсоне.
Еврейский вопрос
Важнейшие тенденции, проводимой властями политики, в отношении к еврейскому населению, проживающему на территории России заключались в ассимилировании евреев. Для этих целей в 1835 году было принято специальное Положение, которое описывала правовой статус еврейского населения в Российской империи. Согласно этому положению:
- Евреи имели льготы и пользовались широкими правами.
- Евреи подвергались воинской повинности. Напомним, что до 1827 года евреи были освобождены от воинской повинности в России. Теперь уже евреи обязаны были служить в армии, но оставалась возможность замены рекрута. Рекрута можно было заменить мальчиком из школы кантонистов. Такие мальчики служили в армии 25 лет. Евреи активно пользовались этой возможностью, направляя в армию сирот и бедных детей, забирай из армии детей богатых семей.
- Евреям было разрешено переселение в Сибирь. Это был важный момент, поскольку переселения было не масштабным, и в результате него происходила ассимиляция с русским населением, с культурой и традициями. При переселении евреи получали русские имена и фамилии, что раньше было запрещено.
В противовес этому выступала еврейская община. Она была сильной и хорошо организованной, делая всё возможное, чтобы сохранить свою идентичность. Многом из-за этого возможность переселение в Сибирь была закрыта. Переселение предполагало возможность работы на земле, но согласно правилам еврейских общин сельскохозяйственные работы являются недостойными.
В конце хочу подчеркнуть, что еврейский вопрос для Российской империи стоял остро, поскольку еврейское население было четвертым по численности в стране. Больше всего евреев проживало в Польше.
Источник: istoriarusi.ru
Национальная политика Александра 1
В эпоху правления императора Александра 1 Россия уже была крупнейшей страной мира по размерам, поэтому на ее территории проживало огромное количество различных народов и наций. Постоянное присоединение новых земель приводило к тому, что в Российскую империю входили территории со своей культурой, традициями и обычаями. Всё это нужно было учитывать при проведении внутренней политики страны. Поэтому национальная политика Александра 1 это очень важная тема, которая позволяет понять процессы, происходившие в России первой четверти 19 века, а также продемонстрировать позицию власти в отношении присоединенных земель и народов.
Применение категории национальной политики осуществлялось в следующих регионах:
Каждый из этих регионов уникален, у каждого свои традиции и обычаи. Поэтому изучим особенности внутренней политики Российской империи эпохи Александра 1, направленной на национальные окраины страны.
Великое княжество Финляндское
Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было.
В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.
Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:
- Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке. Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
- Управление княжеством осуществлял сейм — сбор представителей различных категорий населения. Сейм — это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
- Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.
- Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
- Княжество сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.
Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.
Польское царство
В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось — Польское царство. В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли.
С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.
Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:
- Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
- Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
- На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
- Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.
Конституция Польского царства — важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному.
Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.
Сравнительное положение Польши и Финляндии
Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.
Официальный язык и язык делопроизводства | Польский | Шведский |
Право принимать законы | Император | Местный сейм |
Система образования | Зависимая | Полностью независимая |
Глава региона | Император | Генерал-губернатор. Его часто выбирали из Прибалтики. |
На ключевых должностях были | Поляки | Финны и шведы |
Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы.
Прибалтийские земли
В западной национальной окраине России, Прибалтике, очень остро стоял национальный вопрос. В основном этот вопрос касался земли. Начать следует с того, что Прибалтика на момент царствования Александра 1 состояло из 3-х губерний:
- Курляндская. Вошла в состав Российской империи с распадом Речи Посполитой.
- Лифляндская. Присоединена к Российской империи в 1721 году.
- Эстляндская.
Прибалтика не обладала такими широкими национальными привилегиями, какие были у Польши или у Финляндии. Основной вопрос в этом регионе касался земли. Вопрос был очень острым, поскольку крестьяне в основном были эстонцами и латышами, а помещики, в силу исторических причин, были германцами.
Поэтому национальные конфликты в данном регионе носили не русский характер, а исключительно немецко-прибалтийский. Для решения этой проблемы в 1804 году Александр фактически отменяет крепостное право в Прибалтике. По Указу, изданному императором, каждый крестьянин получал в распоряжение землю, которую имел право передавать по наследству. Помещики утратили право продавать или обменивать крестьян без земли. Вместе с этим были значительно сокращены земельные и иные повинности крестьян перед помещиками.
Проведение такой национальной политики со стороны Александра 1 привело к противоречиям с прибалтийскими помещиками. Для их устранения в 1816-1819 годах на территории всех 3-х прибалтийских губерний осуществили частичные контрреформы, которая частично откатила то, что было сделано ранее.
Крестьяне сохранились независимость от помещиков, однако утратили право на землю даже личную, не говоря уже о наследуемой. Вся земля вернулась к помещикам. Крестьяне получили только право арендовать эту землю. Все органы управления и исполнения для крестьян были своими, но контролировали теперь их помещики.
Территория Кавказа
Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:
- Иранская. Представители — таты, курды и осетины.
- Армянская. Представителя — армяне.
- Тюркская. Представители — балкарцы, кумыки, азербайджанцы, карачаевцы, ногайцы.
- Карельская. Представители — грузины.
- Северо-кавказская. Представители — ингуши, черкесы, абазины, лезгины, сокуры, абхазы, даргинцы, рутульцы и другие.
Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе.
Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.
Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.
Сибирь
Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток.
В это время все сибирские народы назывались инородцы. Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:
- Бродячие. К ним относились ненцы, коряки и другие. Они жили по племенным правилам. Лидерами этих инородцев были князья из местной знати.
- Кочевые. К ним относились буряты, якуты хакасы и другие. По системе управления они были похожи на бродячих.
- Оседлые. К ним относились татары, алтайцы, манси и другие. Это люди, которые «осели на земле», поэтому их приравняли в правах с крестьянами. Но это были не крепостные. а государственные крестьяне.
Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян. Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы. Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались.
Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.
Источник: istoriarusi.ru
Россия и страны Азии в 1991-2004 годах
К числу важных направлений внешнеполитического курса Российской Федерации также всегда относились дальневосточный и тихоокеанский регионы.
Значимость восточного направления в рассматриваемые годы определялась резервом наращивания Россией своей внешнеэкономической деятельности.
Замечание 1
Однако все же стоит отметить второстепенность данного направления для внешней политики РФ по сравнению с западным.
В целом, Россия сохранила прямой выход на мировой рынок в дальневосточном и тихоокеанском регионе, причем именно здесь были сосредоточены ее неосвоенные экспортные ресурсы.
В 90-е годы складываются значимые перспективы для дальнейшего развития сотрудничества с:
Также стали постепенно налаживаться торговые отношения с Японией и странами АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), причем в том числе и в сфере продажи вооружения.
Как известно, одним из ключевых партнеров Российской Федерации среди стран Азии стал Китай.
Отношения с Китаем
В период 90-х годов Россия и Китай отказались от политики противостояния друг другу, и потому их отношения в экономической и иных сферах стали более тесными.
Замечание 2
В те годы Москва и Пекин активно отвергали проявления силового диктата в мировой внешней политике и выступали против утверждения однополюсного мира. Их позиции по многим вопросам стали идентичны.
К примеру, речь идет о ситуациях агрессии НАТО на Балканах, одностороннем выходе США из договора по ПРО, а также военной операции США против Ирака.
Несмотря на положение третьего по значению торгового партнера, доля Китая в общем товарообороте России составляла лишь около 5 %. Тем не менее, наша страна стала активно участвовать в строительстве крупных промышленных объектов Китая, развивая сотрудничество и в военно-технической сфере.
«Россия и страны Азии в 1991-2004 годах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В 2001 году было подписано соглашение о возведении нефтепровода «Россия—Китай» общей протяженностью 2400 км.
Также с условием раздела продукции начали реализовываться нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина.
Отношения с Японией
Особую важность в тихоокеанском регионе, конечно, представляло выстраивание российско-японских отношений.
Проблема заключалась в их недостаточной зрелости по сравнению с отношениями Москвы со странами Европейского Союза и США. Однако отношения активно развивались все 90-е годы.
Значимым событием в общении двух стран стало объявление руководства Японии в 1997 году о введении концепции новой дипломатии в отношении Российской Федерации.