Чистая правда про болонскую систему образования
Относительно недавно, а именно в 2003 году, в России заговорили о никому неизвестном Болонском процессе. На тот момент многие не понимали, что это такое и для чего этот процесс нужен. Вопреки всей критике в свой адрес, сегодня болонская система образования пользуется большой популярностью. Давайте более подробно поговорим о том, что это такое, разберем все плюсы и минусы, а также, сравним ее с советской системой образования.
ЧТО ТАКОЕ БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА
Официальной датой зарождения болонской системы образования принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. А формироваться данная идея начала с 1998 года по инициативе министров нескольких стран, а именно Германии, Франции, Англии и Италии. В итоге данное начинание поддержали лидеры других 29 государств.
Болонская система образования — это своего рода единое пространство высшего европейского образования, которое было создано для гармонизации и сближения всех типов образования стран Европы. Благодаря болонской системе национальные программы получили возможность обмениваться накопленным опытом партнеров, брать только самое лучшее и прогрессивное.
Что такое Болонская система и почему нам необходимо от нее отказаться
СРАВНЕНИЕ БОЛОНСКОЙ И СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Когда наша страна начала интегрироваться в экономическое международное пространство, болонская система начала активное внедрение в Россию. Переход России на болонскую систему образования осуществлялся с целью приобщения к европейским образовательным стандартам. Наши отечественные специалисты хотели доказать, что они могут быть востребованы в мире не менее остальных.
Само собой переходу к болонскому процессу были рады далеко не все, до сих пор мы можем слышать споры о преимуществах советской системы. Но что плохого в том, что способные российские студенты могут получать образование не только у себя в стране, но еще и в ведущих европейских учреждениях высшего образования. У Болонской системы огромное количество преимуществ, которые, как кажется, не могут не нравиться. Но для действительности России данная система выглядит неорганично и имеет достаточное количество минусов.
В определенный период времени в России была очень сильная система образования и признавалась одной из самых успешных в мире. Система образования в СССР ставила перед собой задачу обучить и воспитать подрастающее поколение в соответствии с коммунистической идеологией. Советскую систему было принято считать системой народного образования. Данная система преследовала определенную нравственную цель — воспитать достойного члена общества для своей страны, который впоследствии будет помогать строить “светлое будущее” для своей державы. В целях доступности получения высшего образования даже была введена заочная форма обучения, СССР впервые в мире стал применять данную форму в образовании.
То есть если советская система образования была направлена на то, чтобы воспитать высококлассного специалиста для своей страны, то болонская система в какой-то степени провоцирует утечку талантливой молодежи за границу. Конечно же это не очень хорошо для отечественной экономики, но болонская система открывает дорогу тем студентам, у которых не получилось реализоваться у себя на Родине, будь то Россия или другая страна. Многие ругаются, что болонская система — это инструмент для выкачивания талантливой молодежи за границу, но тогда возникает вопрос, с которым было бы неплохо разобраться, почему Россия не может обеспечить возможность развития своих специалистов в рамках своих границ? Безусловно, наша отечественная система образования имеет большое количество преимуществ, но в современных реалиях их становится недостаточно.
Болонская система образования
НЫНЕШНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Сегодня, помимо достоинств, существует определенный ряд проблем в современном образовании.
В наше время на плечи преподавателей ложится огромное количество дополнительной работы, которая по сути никак не связана с преподавательской деятельностью. Каждый день преподаватели сталкиваются с постоянным заполнением различных бумаг, разнообразных документов, отчетов и так далее. Это отнимает огромное количество времени и сил, которые могли бы быть потрачены на более качественную подготовку к уроку. Безусловно данную проблему можно и нужно решить, например, путем расширения специализированных кадров, которые будут заниматься всей бумажной волокитой.
Еще одна проблема состоит в том, что сегодняшнее образование достаточно шаблонное и поэтому преподаватель вынужден говорить только то, что требует от него заранее подготовленная учебная программа. Это влияет не только на качество образования студентов, но и на самих преподавателей. Ведь очень важно, чтобы человек, который обучает той или иной дисциплине, умел качественно и понятно доносить материал до ученика, демонстрируя всю разносторонность и важность предмета на своем опыте. Но в нашей стране, к сожалению, мы все чаще встречаемся с ситуациями, когда преподаватель просто зачитывает текст по заготовленной заранее бумажке или, что еще хуже, просто читает параграф из учебника и пересказывает его.
С каждым днем все чаще возникает необходимость осуществлять более качественный отбор педагогов при приеме их на работу, но есть подозрение, что проблема не только в учителях. Есть вероятность, что предыдущая проблема вытекает из-за другой, а конкретнее, недостаточного финансирования системы образования. Возможно, следовало бы усилить как материальную, так и не материальную заинтересованность преподавателей в повышении качества образования.
ПЛЮСЫ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ
За достаточно длительное время использования болонской системы образования были выявлены как плюсы, так и минусы, которые смогли выделить преподаватели и студенты.
Говоря о достоинстве болонской системы можно выделить тот факт, что она обеспечивает абсолютное признание дипломов. Эта идея изначально и легла в основу создания данной системы. Это очень важный момент для студентов, которые хотят продолжать обучаться в магистратуре или аспирантуре в Европейском союзе или других странах. Такое безусловное и полное признание дипломов позволяет сэкономить не только время, но и деньги, которые раньше
пришлось бы тратить на нострификацию. Нострификация — это когда российский диплом о высшем образование, например, приходится согласовывать с соответствующими органами, чтобы он подходил по всем параметрам необходимой квалификации в той или иной страны, в которую человек приехал работать или продолжать учиться. Это касается не только студентов из России, которые хотят уехать в другие страны, но и студентов, которые напротив хотят приехать работать и учиться к нам. Таким образом, люди могут не затрачивать лишнюю энергию на походы по нотариальным конторам и переводческим бюро. Таким образом, высшее образование приобрело студенческую международную мобильность и скоординированность функционирования европейских вузов.
Также, данная система обеспечивает возможность получать пожизненное и непрерывное образование, то есть в течение жизни человек имеет право получить неограниченное количество дипломов и ученых степеней, что положительно влияет не только на жизнь человека, но и на материальное благополучие вузов, так как для учебных заведений появляется дополнительный доход от предоставления базы для обучения всех желающих.
Сегодня в болонском процессе участвуют 47 стран, в том числе Россия и несколько стран СНГ.
МИНУСЫ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ
У данной системы образования есть явный минус, который заключается в разделении образования на некие ступени и уровни, а оценивание знаний происходит по специальным кредитам или баллам. Также, очень многие студенты заканчивают свое обучение на ступени бакалавриата, которая считается самой первой, а это значит, что они не имеют широкого образования и разностороннего кругозора. Получается, что такие студенты выступают в качестве определенной функции, так как у них нет такой свободы выбора и ими легко можно манипулировать.
Как мы упоминали ранее, болонская система подразумевает под собой студенческую мобильность, то есть у студентов есть возможность свободного перемещения по всему миру. Но на деле лишь малая часть студентов уезжают учиться за границу. Но даже те, кому удается попасть в иностранные вузы, очень часто возвращаются в свою страну раньше запланированной даты, так как у них возникает проблема с адаптацией в новой среде, проблема с деньгами, а иногда и все сразу.
Вернемся к системе оценивания. В каждом вузе есть своя определенная база оценивания студентов, которая имеет “обязательные” баллы, их студент должен набрать за определенный период обучения.
Так называемые обязательные баллы студент может получить с помощью выполнения каких-то специальных заданий или посещения определенных учебных курсов, а остальные баллы можно получить основываясь на своих предпочтениях и интересах. А так как нужно набрать какое-то определенное количество баллов, то любой студент постарается сделать это наиболее простым и быстрым способом, чтобы лишний раз не перетрудиться. А это значит, что студент будет записываться на наиболее простые курсы, а не на те, на которых у профессуры непосильно строгие требования. Таким образом, болонская система убирает наиболее требовательных, знающих и серьезных профессоров, давая волю студентам и оставляя лишь легкие курсы, что скорее всего понижает общий уровень образования.
Споры о плюсах и минусах болонской системы образования существуют по сей день и будут существовать дальше. А как вы считаете, можно ли болонскую систему назвать настоящей бомбой замедленного действия?
Первоисточник статьи опубликован на сайте Кто сказал.
Источник: dzen.ru
Болонская система образования в россии что это за программа
Артём Васильев
Известные события вокруг отношений России и Запада привели к неожиданным последствиям – российские официальные лица объявили, что страна выходит из Болонского образовательного процесса. Мы разобрались, что это за система, как к ней присоединялась Россия, а также разобрали аргументы за и против выхода из системы.
Как работает Болонская система образования
Советская система высшего образования достаточно сильно отличалась от систем западных стран. В СССР все образование было бесплатным и массовым, но по-настоящему качественным считают среднее специальное и высшее техническое образование. К гуманитарному уже есть вопросы – прежде всего, из-за упора на идеологию.
Но главное – советская, а потом и российская системы не были готовы к полноценному образовательному взаимодействию с другими странами. Примерно те же проблемы испытывали и другие страны. Еще с 1970-х годов тянулся так называемый Болонский процесс, в рамках которого страны Европы готовились к взаимному сближению своих систем высшего образования.
Итогом процесса стали две декларации – Сорбонская (подписана в 1998 году министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии) и Болонская (подписана в 1999-м представителями 29 стран). Основная цель Болонской декларации – повышение конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. А достигается это за счет совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования с установлением определенных стандартов.
- во всех странах применяются сопоставимые научные степени – напрямую или через приложение к диплому. Например, российский статус кандидата наук может быть сопоставим со статусом доктора философии (но официально этого пока нет);
- двухцикловое обучение – оно состоит из предварительного и выпускного обучения. То есть, на первом цикле (от 3 лет) можно получить диплом бакалавра, а на втором – магистра или доктора (то есть, кандидата наук);
- система зачетных единиц трудоемкости для обеспечения мобильности студентов. В рамках ECTS (European Credit Transfer System) студенты набирают зачетные единицы, которые затем могут перезачитываться в других странах. То есть, пройдя курс в одной стране, его можно использовать в другой для получения диплома;
- расширение мобильности студентов , преподавателей и иного персонала (зачет времени, затраченного на работу);
- содействие европейскому сотрудничеству в сфере качества образования;
- содействие европейским принципам в высшем образовании – начиная от учебных планов и заканчивая практической подготовкой и научными исследованиями.
Как видно, основная цель Болонской системы образования – это объединение систем высшего образования на уровне стран Европы. Фактически это касается не только и не столько качества образования, сколько общих принципов и сопоставимости систем. В идеале студенты смогут переходить из вуза одной страны в вуз другой без каких-либо препятствий (но до этого, очевидно, еще далеко).
Сейчас в Болонский процесс включены 48 стран. Кроме стран Европы, это также 11 стран бывшего СССР, Турция и Великобритания. Соответственно, в Болонском процессе находится и Россия – по крайней мере, пока.
Россия и Болонская система
Россия присоединилась к Болонскому процессу еще в 2003 году – то есть, всего лишь спустя 4 года после его запуска. Любая страна присоединяется к процессу на добровольной основе – подписав соответствующую декларацию. При этом присоединение означает, что страна обязуется провести определенные реформы национальной системы образования, а также начать бесплатно выдавать выпускникам вузов европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра.
Полностью Россия перешла на этот процесс только с 2011 года. Если до вступления в Болонскую систему студенты в России учились 5-6 лет, получая диплом специалиста, то сейчас применяется система «бакалавриат» – «магистратура». Некоторые вузы все еще сохранили программы специалитета, но с точки зрения европейской системы их выпускники – бакалавры.
Еще до полного перехода на Болонскую систему в России у нее были свои сторонники и противники. Отсутствие единого мнения по этому вопросу актуально и сейчас – споры о пользе и вреде европейской системы идут до сих пор.
Те, кто за и против Болонской системы, приводят свои аргументы:
Сложнее всего российским работодателям оказалось принять тот факт, что отучившийся 4 года бакалавр получает то же полноценное высшее образование, что раньше получал специалист за 5-6 лет.
Отдельный вопрос – это ЕГЭ (возможно, он и становится поводом выйти из Болонского процесса). Прямого отношения Единый государственный экзамен к Болонскому процессу не имеет, однако его внедрение происходило примерно в те же годы (впервые школьники сдавали его в 2001 году, а обязательным для всех он стал с 2009-го). ЕГЭ – это аналог стандартизированных выпускных экзаменов в других странах (включая страны бывшего СССР), который призван обеспечить равный доступ к поступлению в вузы для жителей всех регионов страны.
Соответственно, ЕГЭ связан с Болонским процессом скорее идеологически – единый для всех школьников экзамен уравнивает их шансы, что в целом соответствует принципам европейской системы высшего образования.
Критика и выход из Болонской системы
Присоединение России к Болонской системе критиковали уже давно. В основном, речь идет не обо всем Болонском процессе, а только о двухуровневой системе обучения с 4-летним курсом для бакалавра и 2-летним для магистра. Отдельно критикуют ЕГЭ, хотя он формально с Болонской системой и не связан.
Выйти из Болонского процесса России предлагали сразу несколько высокопоставленных лиц. Это депутаты Петр Толстой и Олег Смолин, бывший министр образования Ольга Васильева, лидер партии СРЗП Сергей Миронов, ректор МГУ Виктор Садовничий, глава Ассоциации юристов России Сергей Степашин. А отменить ЕГЭ не так давно предлагал директор Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Но теперь в пользу отказа от Болонской системы прозвучало еще два голоса – это секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев и министр высшего образования и науки Валерий Фальков. По словам Патрушева, российская образовательная модель – лучшая в мире, а из Болонского процесса России лучше выйти, потому что российских студентов «выдавливают» из западной образовательной сферы. А учитывая, что глава Минобрнауки имеет непосредственное отношение к высшему образованию, можно констатировать – решение отказаться от Болонской системы де-факто уже принято.
Чуть позже идею поддержали в Министерстве просвещения – там считают, что отказ от Болонской системы и переход обратно на специалитет улучшит подготовку педагогов.
На данный момент уже известно о следующем:
- в Госдуме обсуждается вопрос двухуровневой модели высшего образования . Представитель профильного комитета Сергей Кабышев подтвердил журналистам, что власти просчитывают плюсы и минусы возвращения полноценного специалитета;
- по словам депутата Олега Смолина, он готовит законопроект, в котором именно специалитет будет основной формой получения высшего образования. При этом вузы получат право устанавливать и двухуровневую модель образования – там, где не требуется высокой квалификации, или где бакалавриат и магистратура объединены между собой;
- в Совете федерации разработали свой законопроект . Как рассказала глава комитета по науке и образованию Лилия Гумерова, специалитет станет приоритетной формой высшего образования (хотя обсуждался вариант, где двухуровневой модели нет вообще). Сенатор согласилась, что одномоментно уйти из Болонской системы не получится, переход займет какое-то время.
Самое главное – признание российских дипломов за границей – может сохраниться и после выхода из системы, однако это будут уже отдельные соглашения между отдельными вузами.
Что касается ЕГЭ, его судьба пока не обсуждается, хотя и слышны отдельные голоса в пользу его отмены. Но даже они соглашаются с тем, что введение единого экзамена позволило обеспечить единые условия для поступления в вузы для абитуриентов из всех регионов России. И в случае отмены экзамена нужно срочно готовить альтернативу ему – возможно, тоже в виде единого для всех экзамена. В противном случае есть риск, что престижные вузы снова будут «торговать» доступом к образованию.
Почему есть голоса против выхода из Болонского процесса
Аргумент за выход из Болонского процесса от секретаря Совбеза РФ поддерживают далеко не все представители образовательной сферы. Критика двухуровневой модели выглядит пока как способов «закрыть» российским студентам выход за пределы страны – ведь образовательный уровень специалиста понимают только в России.
Так, непосредственные представители сферы высшего образования привели целый ряд аргументов в пользу того, что из Болонской системы выходить не стоит:
- бывший глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов считает, что деление на бакалавров и магистров в законе появилось еще в 1992 году, а РУДН начал учить по ней среди первых – чтобы обеспечить сопоставимость дипломов. Например, именно Болонская декларация позволяет студенту закончить бакалавриат в России, а магистратуру – за границей. При выходе России из системы, считает Болотов, российские дипломы будут признавать за границей и дальше, но ограниченно;
- доцент кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН РАНХиГС Николай Кульбака напоминает, что Болонская система – это не только двухуровневая модель, но еще и свободный выбор образовательных траекторий (то есть, право выбирать интересные курсы и отказываться от неинтересных), а также система кредитов для возможности взаимозачета курсов при переводе между университетами. Впрочем, отмечает эксперт, в России система кредитов почти не работает. Переход от схемы «бакалавр – магистр» обратно к специалитету потребует ломать и переделывать учебные планы и программы. А те абитуриенты, которые пока планируют поступать в вуз в России, могут передумать и поступить сразу за границей;
- ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко напомнил, что Болонская система дает возможность регулярно встречаться профильным министрам разных стран. И на этих встречах участники договариваются о дальнейшей синхронизации образовательных процессах.
Ясно пока лишь одно – процесс быстрым не будет, но в конечном счете система вернется к более привычному для России формату – вместо выбора между уровнем бакалавра (4 года) и магистра (4 + 2 года), у абитуриента будет только один вариант – специалитет на 5-6 лет.
Как именно все это будет происходить – покажет время, причем есть вероятность, что на скорость выхода России из европейского образовательного пространства будут влиять не только образовательные аспекты.
Источник: bankstoday.net
Болонская система образования – что это такое?
24 мая 2022 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о том, что Россия выйдет из Болонской система высшего образования. А 6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. В данном материале разберёмся, что такое болонская система образования, говоря простыми словами.
Что такое Болонская система?
Болонский процесс – это движение по созданию Европейского пространства высшего образования (то есть единой системы образования), стартовавшее 19 июня 1999 года в университете Болоньи (Италия).
Болонская система образования – это единый стандарт получения высшего образования, состоящий из трёх ступеней:
- Первая ступень – бакалавриат. На этом этапе студент получает широкую специализацию. Обучение обычно занимает 3 или 4 года. Закончивший бакалавриат студент становится бакалавром.
- Вторая ступень – магистратура. На этом этапе бакалавр получает уже более узкую специализацию по направлению, которое он выбрал. Обучение занимает от 1 до 3 лет. Закончивший магистратуру бакалавр становится магистром.
- Третья ступень – докторантура. Этот этап больше похож на российскую аспирантуру, нежели на российскую докторнатуру. На этом этапе магистр получает своем уж узкую специализацию, исследует малоизученную тему и пишет докторскую диссертацию. Закончивший докторнатуру магистр получает степень доктора наук.
Также стоит отметить, что Болонская система затрагивает и школу. Те же ЕГЭ и ОГЭ — это плоды ввода Болонской системы в России. Чиновники уже заявили, что эти тесты вместо экзаменов останутся и после отмены Болонской системы, что несколько печально…
Принципы
В 1986 году старейший в мире Болонский университет предложил на подпись Хартию (документ), который поспособствовал бы упрощению движения научных и преподавательских кадров и специалистов. Говоря простыми словами, идея о единой системе образования для ряда стран, зародилась уже тогда.
Основные принципы Хартии:
- Автономия и независимость университетов.
- Преподавательский и исследовательский процесс не должны быть разделены.
- Свобода в исследованиях и профессиональной подготовке, а также отсутствие нетерпимости в образовательных учреждениях.
- Университет занимает ведущую роль по сохранению наследия европейского гуманизма, стремится к достижению универсальных знаний, а также обладает свободой действий вне географических, политических и культурных границ.
Кстати, когда по ряду развитых стран мира пошла волна русофобии, об этих принципах, особенно о третьем и четвертом, все благополучно забыли.
На начало 2022 года в Болонском процесс участвовало 48 стран. Россия присоединилась к нему в 2003 году (официальный переход на Болонскую систему состоялся в 2011 году) и, как мы знаем, покинула его в 2022 году.
Основные положения Болонской системы
Как же стандартизируется образование?
Плюсы и минусы Болонской системы
- Единые стандарты высшего образования.
- Возможность для студентов, преподавателей, исследователей и административных чиновников без проблем переходить в другие ВУЗы.
- Возможность составления своего собственного учебного плана, персонализация получаемых знаний.
- Улучшение образования в европейских ВУЗах Болонской системы высшего образования. Грубо говоря, концентрация лучших специалистов в лучших ВУЗах за счёт простого перехода.
- Возможность составления ошибочного плана образования. Полученные знания и опыт могут оказаться не нужны ни одному работодателю. Образование может оказаться несистемным.
- Низкая оценка работодателями диплома младшей степени. Бакалавры часто считаются студентами, которые не смогли полностью окончить ВУЗ, став магистрами. Это свойственно не только России, но и странам Европы, где ставка заработной платы для бакалавров может быть существенно ниже, чем для магистров.
- Единая система образования и контроля подразумевает тестовую систему. Такая система позволяет зазубрить весь материал, а затем пройти тест. При подобной системе нет необходимости развивать критическое мышление и умение задавать вопросы. Нужно лишь поставить галочку в нужном месте, причём ответы на некоторые вопросы можно банально угадать.
- Отток специалистов, получивших образование в одной стране, в другие, более развитые страны. Это порождает дефицит образованных кадров в менее развитых странах, дающих, тем не менее, достойное образование. Для самих выпускников это, пожалуй, плюс, но для не самых развитых государств, состоящих в Болонской системе – явный минус.
Проблемы Болонской системы в России
С 2003 по 2011 год проходила подготовка к переходу на Болонскую систему, но назвать её качественной довольно сложно. Вместо переформатирования под европейский бакалавриат была урезана программа специалитета (предыдущий вариант образования – 5 лет, на выходе получался специалист). И так вышло, что выпущенные ранее специалисты котировались намного выше, чем бакалавры. В России специалисты приравнивались к магистрам (по новой системе). В Европе же прошлые «специалисты» были по оценкам ближе всё-таки к бакалаврам.
В России бакалавры так и не стали полноценными выпускниками, готовыми применять полученные знания, поэтому рынок труда оценивал бакалавриат как «неполное высшее».
В России ввели балльную систему, но совсем не такую, как в Европе. В ряде ВУЗов ввели балльно-рейтинговую систему, которая подразумевала частичный набор баллов во время семестра, а затем «донабор» на экзамене. Сдавая только экзамен (без посещения лекций и сдачи работ) закрыть предмет возможным не представлялось.
Возможность составлять для себя учебный план, выбирая только необходимые предметы, в России не прижилась. Лишь некоторые ВУЗы предложили совсем немного повлиять студенту на набор его предметов.
Говоря простыми словами, на бумаге Болонскую систему в России ввели, но действительно единую по европейским меркам систему образования выстроить так и не удалось. Поэтому, видимо, дипломы российских ВУЗов не были приравнены к дипломам европейских. При этом считается, что качество высшего образования снизилось.
Отказ от Болонской системы в России.
Эксперты, как это обычно и бывает, разделились на два лагеря. Одни считают, что выход из Болонской системы – отличное решение, другие – что нет.
Обобщённое мнение за выход из системы. Болонская система ничего не дала российскому образованию. Признания российский дипломов на Западе так и не произошло. За счёт этой системы лишь упростилась утечка мозгов. Система «бакалавр + магистр» лишь путала людей. Закончил ВУЗ – специалист, не закончил – уж извини.
Промежуточные стадии не нужны, для остального есть колледжи (техникумы).
Обобщённое мнение против выхода из системы. Система позволяла перебираться студентам из России в Европу, а из Европы – в Россию, прямо во время обучения. То же касалось и работы преподавателей, исследователей и т.п.
Болонская система позволяла получить междисциплинарных специалистов, когда после бакалавриата студент мог существенно изменить специальность и продолжить обучение в магистратуре. Специалист на выходе мог придумать нечто на стыке изученных им областей. Ещё один важные минус – необходимо реформировать всё обратно, осуществлять очередной переход.
Стоит отметить, что обобщённое мнение «за выход» отталкивается от реальных проблем, а мнение «против выхода» отталкивается в основном от потенциальных возможностей.
Источник: proslo.ru
Выход из Болонской образовательной системы: что это может значить для России и при чём тут ЕГЭ
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на этой неделе заявил, что Россия готова отказаться от Болонской образовательной системы и создать свою. А в соцсетях тут же появились спекуляции: в этом случае школы и от ЕГЭ откажутся. Разбираемся, что происходит на самом деле.
Что такое Болонский процесс
То, что сегодня называют Болонской системой, или Болонским процессом, появилось не так давно: министры образования 29 европейских стран подписали в стенах Болонского университета в Италии декларацию «Зона европейского высшего образования» 19 июня 1999 года.
Болонская декларация была попыткой создать единый протокол высшего образования, унифицирующий стандарты обучения в университетах разных государств. Она стала логичным продолжением инициативы Совета Европы, который принял Лиссабонскую конвенцию о признании университетских квалификаций. Фактически Болонская система стала началом новой глобальной образовательной структуры Европы.
Это отвечало актуальным на тот момент процессам экономического развития ЕС, усилению глобализации, потребности в мобильных и универсальных специалистах, которые уже не были заточены на то, чтобы строить карьеру на одном месте.
Бакалавры и магистры
Изначально Болонский процесс предполагал, что к 2010 году в Европе появится единое пространство высшего образования. Это должно было быть достигнуто за счёт введения единообразных систем школьного (12 классов) и высшего (бакалавриат, магистратура, докторантура) образования.
Бакалавром считается выпускник, окончивший первую ступень высшего образования: он учится 3–4 года в зависимости от страны, вуза и направления. Степень бакалавра, конечно, будет говорить о наличии у своего обладателя профильных знаний, но считается, что для успешного трудоустройства лучше все-таки финализировать обучение в магистратуре. Там нужно провести 1–2 года.
Самые стойкие могут получить докторскую степень, защитив кандидатскую. Таким образом, суммарно на образование нужно потратить 7–8 лет.
Болонская система позволяет сравнивать университеты по единой системе, фактически стирая разницу между обучением в Германии и, например, в Турции. Она же увеличивает мобильность между вузами и странами: выпускник стамбульского бакалавриата может поступить на магистратуру в Гамбург, главное — иметь унифицированное приложение к диплому своей страны.
Упростить мобильность призваны программы Erasmus и Erasmus Mundus, которые действуют и в России: они позволяют получить стипендию для обучения за границей. Благодаря опыту мобильности, причем не только внутриевропейской, ценность европейского диплома увеличивается. В идеале каждый студент внутри Болонской системы должен иметь возможность проучиться в другой стране по крайней мере семестр.
Еще один важный элемент Болонской системы, помимо унифицированности образовательных ступеней, мобильности и единого приложения к диплому, — система учебных кредитов (ECTS). Каждый университет назначает определенную ценность всем своим курсам, которые «стоят» то или иное количество кредитов, то есть единиц трудоемкости (за один учебный год можно набрать 60 ECTS-баллов, что равняется примерно 1500–1800 учебным часам).
Таким образом, студент может получить диплом, только если наберет определенное количество баллов, — для получения диплома бакалавра обычно нужно получить 160–240 кредитов.
Сегодня к Болонскому процессу присоединилось 48 стран, большинство которых находится в Европе. Соглашение имеет вес и за океаном: в США, Канаде, Австралии, Бразилии, Китае и Японии.
Как было раньше
Не все страны легко адаптировали локальные системы высшего образования к Болонскому образцу. Например, сильную корректировку пережили образовательные системы Испании, Германии и Финляндии. Там на получение высшего образования изначально отводилось больше времени, чем те 3–4 года, после которых «болонский» студент уже получает первый диплом. С такой же ситуацией столкнулась Россия.
Наша страна присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. К тому времени в России существовала частично сохранившаяся система советского высшего образования. В итоге Болонская система была введена в вузах, а в школе сохранили одиннадцатилетку.
В наших университетах до этого была специфическая форма обучения — специалитеты, на которых учились 5–6 лет. В Болонскую систему они не вписывались и сразу пошли под «нож». Сегодня специалитеты существуют только на некоторых факультетах и в некоторых вузах, но университетами других стран — участниц Болонской системы — они рассматриваются как бакалавриаты, а не бакалавриаты плюс магистратуры.
Еще одна проблема, связанная с наследием специалитета, — недостаточная проработка в курсе бакалавриата вопросов, связанных с прохождением практики. Система бакалаврского образования в России была создана с опорой на программы специалитетов, которые предполагали сначала изучение теории, и лишь потом — практику, которая начиналась на 5–6-м курсах. Поэтому сегодня российский бакалавриат в самой России считается, по сути, неполным высшим, только одной из двух частей необходимого минимума.
Вместе с Болонской системой в России появился и ЕГЭ. Как объективный способ проверки знаний, он стал заменой старой системе вступительных экзаменов, которая не отвечала международным стандартам. Впрочем, сама Болонская система напрямую ввода ЕГЭ не требовала. Главное было обеспечить равные права при поступлении в вузы для всех абитуриентов, а инструменты и средства для этого страны могли предлагать сами. В Германии, например, такую функцию выполняет экзамен Abitur.
Веских оснований полагать, что при выходе из Болонской системы Россия должна будет отказаться от ЕГЭ, нет. Экзамен не является частью Болонского образовательного процесса и имеет к нему довольно косвенное отношение.
Мнения: за и против
Нельзя сказать, что за 19 лет Болонская система идеально прижилась в России. Ее критикуют за излишнюю узкоспециализированность и исключение из программы некоторых советских курсов, особенно в инженерных специальностях. Объем академической мобильности из России и в Россию тоже не так велик, но хотя бы возможен.
Сергей Степашин, который еще в марте предлагал выйти из Болонского образовательного процесса, заявлял, что западные университеты все еще не признают дипломы российских вузов «автоматически», а мы за прошедшие 19 лет утратили качество образования, унаследованное после Советского Союза.
«На протяжении долгих лет Россия и СССР выпускали огромное количество первоклассных специалистов, что подтверждается высочайшим уровнем российской и советской науки и промышленности. Поэтому необходимо все преимущества Болонского процесса и классической школы сохранить и усовершенствовать под современные реалии», — цитирует «РИА Новости» слова Степашина.
Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина при этом в интервью «МК» назвала возвращение к старой системе неадекватным и подчеркнула: «Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит обречь себя на полную изоляцию и непризнание».
Мы попросили Александра Молчанова, куратора кластера «Высшее образование» ММСО, кандидата педагогических наук, прокомментировать эти мнения.
«Изначально вхождение России в Болонский процесс подразумевало, как и в остальных странах, подписавших Болонское соглашение, увеличение мобильности через стандартизацию основных вузовских процедур. Страны-участницы договариваются, что в организациях высшего образования вводится двухуровневая система, кредиты. Это стандартизирует процесс и позволяет реализовать мобильность студентов.
Студент может проучиться некоторое количество времени в одном университете, потом — в другом. Проучился в России два года, поехал в одну из 48 стран, подписавших Болонское соглашение. Набрал кредиты, вернулся обратно, закончил обучение. На выходе это не должно было приводить к ухудшению качества подготовки — скорее наоборот.
Каждый студент получал возможность реализовывать индивидуальную образовательную траекторию
Если говорить о высказывании Сергея Степашина о том, что Россия может выйти в том числе из Болонского процесса, это, скорее всего, имеет под собой две составляющие.
Негативного фона просто от выхода из Болонского процесса у нас не произойдёт, если не будет меняться двухуровневая система «бакалавриат — магистратура». Внутренний обмен будет осуществляться так, как осуществлялся до этого — можно будет пользоваться сетевыми программами, выбирать учебные курсы не только своего, но и других российских вузов. Такая система есть во многих российских вузах, где широко распространяется практика индивидуальных образовательных траекторий.
Что касается академического обмена с европейскими странами, то будем честны: часть наших российских университетов так и не была признана за рубежом. Результаты обучения не признавались, не происходило перезачета в кредитах, как это было в других странах — участницах Болонского процесса. С одной стороны, это снижало потенциал мобильности российских студентов. С другой, комментируя ситуацию с выходом, можно сказать, что выход из Болонского процесса проблем не прибавит: развитой академической мобильности с основными европейскими университетами и до этого не существовало.
Большая часть наших вузов работала и работает по двусторонним соглашениям — речь о двойных дипломах, когда студенты учатся часть года в России, а другую — за рубежом. Думаю, что на такие программы выход из Болонского процесса никак не повлияет: они так и так управлялись в ручном режиме. Поэтому сказать, что это будет прямо совсем негативный сценарий, нельзя. Значительно мы ничего не потеряем».
Источник: mel.fm