Блок схемы программ для эвм

Блок-схемы — это схемы, на которых показаны этапы процесса. Простые блок-схемы легко создавать, а благодаря простоте и наглядности фигур они также удобны для восприятия.

Примечание. Вы также можете автоматически создать простую блок-схему на основе данных, используя визуализатор данных в Visio. Дополнительные сведения см. в статье Создание схем с помощью визуализатора данных .

Шаблон «Простая блок-схема» в Visio содержит фигуры, которые можно использовать для наглядного представления разнообразных процессов. Он особенно полезен для отображения простых бизнес-процессов, таких как процесс разработки предложения, показанный на рисунке ниже.

В дополнение к шаблону «Простая блок-схема» в Visio доступны различные шаблоны схем более узкого назначения, таких как схемы потоков данных, временные шкалы и модели программного обеспечения.

Запустите приложение Visio.

Дважды щелкните значок Простая блок-схема .

Чтобы соединить элементы блок-схемы, наведите указатель мыши на первую фигуру, и щелкните стрелку, указывающую на фигуру, с которой требуется создать соединение. Если вторая фигура находится не рядом с первой, необходимо перетащить маленькую стрелку к центру второй фигуры.

Word: Создание блок-схем Word 2016

Чтобы изменить направление стрелки соединительной линии, выберите соединение, а затем на вкладке в группе Стили фигур щелкните пункт Линия Стрелки и выберите нужное направление и вид стрелки.

Автоматическое выравнивание и интервалы

Нажмите сочетание клавиш CTRL+A, чтобы выбрать все объекты на странице.

На вкладке Главная в группе Упорядочение нажмите кнопку Положение и выберите пункт Автовыравнивание и определение интервалов .

Если это не привело к нужному результату, отмените ее, нажав сочетание клавиш CTRL+Z, и воспользуйтесь другими параметрами меню кнопок Выравнивание и Положение .

Что представляют блок-схемы

При открытии шаблона Простая блок-схема открывается набор элементов Фигуры простой блок-схемы . Каждая фигура в этом наборе представляет собой тот или иной этап процесса. Но фигуры не имеют какого-то универсального смысла, их значение определяется создателями и пользователями блок-схем. В большинстве блок-схем используется три или четыре вида фигур, и этот диапазон расширяется только по специфической необходимости.

При этом названия фигур в Visio указывают на их применение. Ниже описаны наиболее распространенные фигуры.

Что представляют блок-схемы

В Visio 2010 есть множество других, специализированных наборов элементов и фигур, которые можно использовать в блок-схеме. Дополнительные сведения о других фигурах см. в статье .

Примечание: Не удается найти нужную фигуру? Дополнительные сведения о том, как найти другие фигуры, см. в статье Упорядочение и поиск фигур с помощью окна «Фигуры» .

Создание блок-схемы

Откройте вкладку Файл .

Вкладка Файл не отображается

Если вкладка Файл не отображается, перейдите к следующему шагу процедуры.

Основы программирования / Урок #6 – Блок схемы и алгоритмы действий

Выберите команду Создать и пункт Блок-схема , а затем в списке Доступные шаблоны выберите элемент Простая блок-схема .

Нажмите кнопку Создать .

Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

Примечание: Сведения об использовании фигур для представления каждого шага процесса см. в разделе .

По умолчанию используются прямоугольные

Прямые соединительные линии

Для возврата к обычному редактированию на вкладке Главная в группе Сервис нажмите кнопку Указатель .

Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

Чтобы изменить направление стрелки соединительной линии, выберите соединение, а затем в группе щелкните стрелку справа от надписи Линия , наведите указатель на пункт Стрелки и выберите нужное направление.

Печать большой блок-схемы

Перед началом печати нужно убедиться в том, что отображаемая в Visio страница документа содержит блок-схему полностью. Все фигуры, которые выходят за пределы страницы в Visio, не будут напечатаны.

Чтобы распечатать большую блок-схему, сделайте следующее:

Что представляют блок-схемы

Когда вы открываете шаблон «Простая блок-схема», также открывается набор элементов «Фигуры простой блок-схемы». Каждая фигура в наборе элементов соответствует конкретному шагу процесса.

Из фигур, входящих в набор элементов «Фигуры простой блок-схемы», широко используются только некоторые. Именно эти фигуры описаны ниже. Дополнительные сведения об остальных фигурах см. по ссылке (Менее популярные фигуры блок-схемы) в конце этого раздела.

Менее популярные фигуры блок-схемы

Динамическая соединительная линия. Эта соединительная линия проходит в обход фигур, лежащих на ее пути.

Это соединительная линия с настраиваемой кривизной.

Это текстовое поле с рамкой, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Эта фигура не представляет этап процесса, но ее удобно использовать для размещения надписей на блок-схеме.

Примечание. Это поле в квадратных скобках, размер которого изменяется в зависимости от объема введенного текста. Ширину можно задать, перетащив боковые стороны фигуры. Как и «Поле с автоподбором высоты», эта фигура не представляет этап процесса. Используйте ее для добавления примечаний к фигурам блок-схемы.

Ручной ввод. Это этап, на котором человек предоставляет информацию процессу.

Ручная операция. Это этап, который должен быть выполнен человеком.

Внутреннее хранилище. Эта фигура представляет данные, которые хранятся на компьютере.

Читайте также:
Долго работает программа 1с

Прямые данные. Эта фигура представляет данные, которые хранятся таким образом, что к каждой отдельной записи возможен прямой доступ. Это соответствует способу хранения данных на жестком диске компьютера.

Последовательные данные. Эта фигура представляет данные, которые сохраняются последовательно (например, данные на магнитной ленте). Считывать такие данные можно только последовательно. Например, чтобы обратиться к записи 7, нужно сначала просмотреть записи 1–6.

Карта и бумажная лента. Эта фигура представляет перфокарту или бумажную ленту. В ранних компьютерных системах перфокарты и бумажные ленты использовались для записи и чтения данных, а также для хранения и запуска программ.

Дисплей. Эта фигура представляет данные, отображаемые для пользователя (обычно на экране компьютера).

Подготовка. Эта фигура обозначает инициализацию переменных при подготовке к выполнению процедуры.

Параллельный режим. Эта фигура показывает, где два разных процесса могут работать одновременно.

Предел цикла. На этой фигуре показано максимально возможное количество повторений цикла до перехода к следующему этапу.

Передача управления. Эта фигура обозначает этап, на котором при выполнении некоторых условий происходит переход не к следующему, а к другому этапу.

Создание блок-схемы

В меню Файл Создать , затем на пункт Блок-схема и выберите пункт Простая блок-схема .

Для каждого этапа документируемого процесса перетащите в документ соответствующую фигуру блок-схемы.

Соедините фигуры блок-схемы одним из указанных ниже способов.

Соединение двух фигур друг с другом

Соединение одной фигуры с несколькими с помощью одной точки соединения

По умолчанию используются прямоугольные соединительные линии, и соединение точки на фигуре с тремя другими фигурами выглядит как на рисунке ниже.

Чтобы соединительные линии исходили прямо из центральной точки первой фигуры и вели к точкам на всех других фигурах, необходимо задать Прямые соединительные линии , как показано на приведенном ниже рисунке.

На панели инструментов Стандартная щелкните инструмент Указатель , чтобы вернуться в обычный режим правки.

Чтобы добавить текст для фигуры или соединительной линии, выделите ее и введите текст. По завершении ввода текста щелкните в пустой области страницы.

Чтобы изменить направление соединительной линии, в меню наведите указатель мыши на пункт Операции и выберите пункт Обратить концы .

Печать больших блок-схем

Наиболее простой способ вывести на печать блок-схему, размеры которой превышают размеры бумаги, — распечатать ее на нескольких листах, а затем склеить их.

Перед началом печати нужно убедиться в том, что отображаемая в Visio страница документа содержит блок-схему целиком. Все фигуры, которые выходят за пределы страницы в Visio, не будут напечатаны. Чтобы проверить, помещается ли блок-схема на страницу документа, используйте предварительный просмотр в диалоговом окне Параметры страницы (меню Файл , пункт Параметры страницы , вкладка Настройка печати ).

1. Блок-схема. размер которой слишком велик для страницы документа Visio.

2. Блок-схема, которая помещается на страницу документа Visio.

Изменение размера страницы документа Visio в соответствии с размером блок-схемы

Когда открыта блок-схема, в меню Файл выберите пункт Параметры страницы .

Откройте вкладку Размер страницы .

На вкладке Размер страницы щелкните .

Чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати, в меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр . На рисунке ниже показана блок-схема, которая будет распечатана на четырех листах формата Letter.

Печать больших блок-схем на нескольких листах бумаги

В меню Файл выберите пункт Параметры страницы .

На вкладке Настройка печати в поле Бумага в принтере выберите нужный размер бумаги, если он еще не задан. Не нажимайте кнопку ОК .

Откройте вкладку Размер страницы и щелкните Изменять размеры по содержимому . В окне предварительного просмотра теперь видна разница между новой страницей и бумагой в принтере.

Нажмите кнопку ОК .

В меню Файл выберите пункт Предварительный просмотр , чтобы увидеть, как блок-схема будет выглядеть на печати.

Примечание: Между страницами могут отображаться затененные поля. Они соответствуют тем областям, которые будут распечатаны на обоих листах. Это позволяет склеить листы таким образом, чтобы на блок-схеме не было пустых промежутков.

После завершения печати можно обрезать поля, расположить страницы надлежащим образом и склеить их.

дискретностью, массовостью, определенностью, результативностью, формальностью.

Дискретность (разрывность) — это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят «Делится на шаги».

Массовость — применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных. Например,алгоритм решения квадратного уравнения в области действительных чисел должен содержать все возможные исходы решения, т.е.,рассмотрев значения дискриминанта, алгоритм находит либо два различных корня уравнения, либо два равных, либо делает вывод о том, что действительных корней нет.

Определенность (детерминированность, точность) — свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований. Также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов.

Результативность — свойство, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов. Формальность — это свойство указывает на то, что любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции. Рассуждать «что, как и почему?» должен разработчик алгоритма, а исполнитель формально (не думая) поочередно исполняет предложенные команды и получает необходимый результат.

1.2.Способы описания (виды) алгоритмов.

Читайте также:
Как с телефона скинуть программу на планшет

Рассмотрим следующие способы описания алгоритма: словесное описание, псевдокод, блок-схема, программа.

Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке. Например, любой прибор бытовой техники (утюг,электропила, дрель и т.п.) имеет инструкцию по эксплуатации, т.е.словесное описания алгоритма, в соответствии которому данный прибор должен использоваться. Никаких правил составления словесного описания не существует. Запись алгоритма осуществляется в произвольной форме на естественном, например, русском языке. Этот способ описания не имеет широкого распространения, так как строго не формализуем (под «формальным» понимается то, что описание абсолютно полное и учитывает все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе решения); допускает неоднозначность толкования при описании некоторых действий; страдает многословностью.

Псевдокод — описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, позволяющее выявить основныеэтапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и общепринятая математическая символика. Строгих синтаксических правил для записи псевдокода не существует.

Это облегчает запись алгоритма при проектировании и позволяет описать алгоритм, используя любой набор команд. Однако в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором используемых слов и конструкций.

Блок-схема — описание структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями-связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций. Этот способ имеет ряд преимуществ. Благодаря наглядности, он обеспечивает «читаемость»алгоритма и явно отображает порядок выполнения отдельных команд. В блок-схеме каждой формальной конструкции соответствует определенная геометрическая фигура или связанная линиями совокупность фигур.

Описания алгоритма в словесной форме, на псевдокоде или в виде блок-схемы допускают некоторый произвол при изображении команд. Вместе с тем они настолько достаточны, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм. На практике исполнителями алгоритмов выступают компьютеры. Поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке, такой формализованный язык называютязыком программирования .

Программа — описание структуры алгоритма на языке алгоритмического программирования.

Задание алгоритмов с помощью блок-схем оказалось очень удобным средством изображения алгоритмов и получило широкое распространение.

Блок-схема алгоритма — графическое изображение алгоритма в виде связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) и блоков — графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.

В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.

Название символа

Обозначение и пример заполнения

Источник: bar812.ru

Департамент образования и науки

В пособии рассматриваются основные вопросы алгоритмизации и программирования. Предлагаются варианты заданий для выполнения по курсу «Программирование и основы алгоритмизации», требования и рекомендации по их оформлению.

1. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЭВМ. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. БЛОК-СХЕМЫ. 4

2. Назначение системы программирования. 7

3.Связь функция — клавиатура в интегрированной среде Turbo Pascal 7

4.1 Команды перемещения курсора 8

4.2 Команды вставки/удаления 9

4.3 Команды работы с блоками 9

5. ТЕХНОЛОГИЯ КОМПИЛЯЦИИ 9

6. ТЕХНОЛОГИЯ ОТЛАДКИ ПРОГРАММЫ 10

7. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ 11

8. ПРОГРАММИРОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЯЮЩИХСЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 14

9. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ С ПАРАМЕТРОМ 19

10. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ С УСЛОВИЕМ 23

11. РАБОТА С ВЕКТОРАМИ 25

12. РАБОТА С МАТРИЦАМИ 28

13. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНЫХ СТРОК 33

14. ЗАПИСИ. ФАЙЛЫ. 37

15. ПРОЦЕДУРЫ 41

1. Этапы решения задач на эвм. Алгоритмизация. Блок-схемы.

Этапы решения задач на ЭВМ:

  • Чёткая формулировка задачи;
  • Постановка задачи;
  • Разработка сценария;
  • Разработка алгоритма решения задачи;
  • Программирование;
  • Тестирование и отладка программы;

Постановка задачивключает в себя определение входных и выходных данных, выбор метода решения и языка программирования, подготовка контрольного примера для проверки правильности работы программы. Сценарий– это описание интерфейса между пользователем программного продукта и персональным компьютером. Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи за конечное число шагов. Программирование– это перевод алгоритма на выбранный язык программирования, создание текстового файла, который при запуске через соответствующий транслятор выдает решение задачи; Тестирование и отладка программы подразумевает работу с транслятором того языка программирования, который выбран в постановке задачи: запуск программы, анализ полученных результатов, исправление ошибок. В конце данного этапа получается программный продукт, отвечающий всем требованиям постановки задачи. Алгоритм — это и есть совокупность строгих предписаний-приказов для исполнителя, выполняя которые он (исполнитель) может достичь цели, в частности решить задачу, составив программу на языке Паскаль (Исполнитель — это объект, который может выполнять какое-то действия, выполняя заданный алгоритм). Каждое такое предписание называется командой. Порядок команд в алгоритме очень важен. При составлении алгоритма требуется знать систему команд исполнителя, а ни его устройство, то есть множество предписаний, которые понимает и умеет выполнять исполнитель нашего алгоритма. Исполнители можно разделить на неформальные (человек) и формальные (робот, компьютер или язык программирования). В дальнейшем мы будем иметь дело только с формальными исполнителями. Важным качеством алгоритма является то, что от исполнителя не требуется понимание метода решения задачи, все, что от него требуется – понимание инструкций и умение их выполнять. Свойства алгоритма К алгоритму решения задач предъявляются высокие требования. Он должен обладать дискретностью,массовостью, компактностью, детерминированностью и результа­тив­ностью. Дискретность алгоритма определяет то, что всякий алгоритм имеет прерывистый, дискретный характер, т.е. представляет собой последовательность выполненных один за другим отдельно законченных шагов. Массовостьюалгоритма называется его способность быть пригодным для решения широкого класса задач данного типа. Компактностьюалгоритма называется его краткость, свойство минимальности инструкций. Наиболее удачно составленным алгоритмом считается алгоритм, обладающий компактностью и минимальностью количества вычислений при обязательной массовости алгоритма. Детерминированность алгоритма — это строгая определенность (однозначность предписываемых действий в каждой инструкции алгоритма), конкретность, чтобы в его записи не оставалось место двусмысленности и произвольному толкованию. Результативностьюалгоритма называется свойство обеспечения нужного результата за конечное число шагов, если данные принадлежат области исходных данных, которыми определена массовость алгоритма. Понятность алгоритма – это обязательность составления алгоритма учетом системы команд исполнителя, т.е. алгоритм должен быть зафиксирован в той форме, которая будет понятна исполнителю. Алгоритмы можно разделить на следующие виды:

  • Вычислительные (задающие процессы вычислений)
  • Диалоговые (алгоритмы ведения диалога с PC)
  • Графические (алгоритмы построения графических изображений на дисплеях)
  • Обработки данных
  • Управления роботами, станками и т.д.
Читайте также:
Как установить программу через безопасный режим

Алгоритмы бывают 3 типов (типы вычислительных процессов):линейные, разветвляющиеся, циклические. Линейный алгоритм– это алгоритм, в котором последовательность операций при исполнении совпадает с порядком их следования в записи алгоритма и не зависит от конкретных значений входных данных (выполняются сверху вниз). Разветвляющийся алгоритм– это алгоритм, в котором последовательность операций определяется проверкой условия. Циклический алгоритм– это алгоритм, в котором неоднократно повторяются одни и те же предписания. Способы записи алгоритмов Существует несколько способов записи алгоритмов, отличающихся друг от друга наглядностью, компактностью, степенью формализации и другими показателями. Наибольшее распространение получили способы: графичес­кий, словесный, на алгоритмическом языке, в виде программ для ЭВМ. Графический– в виде блок-схем. Словесный – на естественном языке. На алгоритмическом языке– то есть на специальном языке. Алгоритмический язык – это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения. В виде программ для ЭВМ– значит на любом алгоритмическом языке программирования (Бейсик, Паскаль,Си++ т.д.), когда исполнителем является компьютер. Блок-схема — самый распространенный и понятный способ записи алгоритмов. Блок-схема– последовательность блоков, соединенных линиям и передачи. Элементы блок-схемы

Начало или конец алгоритма Обработка данных
Ввод/вывод данных Проверка условий
Начало цикла Указание перехода от блока к блоку, если схема разбита на части
Линии потока и изменение направлений Слияние линий потока

Пример составления алгоритма: Составим алгоритм нахождения НОД двух чисел по алгоритму Евклида. началоВвод m, nm=n да нет m>n да n:=n-mнет m:=m-nНОД:=nконецВывод m, n

Источник: studfile.net

Блок-схема ЭВМ

В этой главе рассмотрим архитектуру вычислительной машины, в том числе и персонального компьютера (ПК). Архитектура определяет принципы организации вычислительной системы и функции отдельных устройств системы, не уточняя, как эти принципы реализуются внутри ЭВМ. Основные принципы и схему устройств первых вычислительных машин (рис.2.1.) предложил коллектив ученых во главе с Джоном фон Нейманом. Эти принципы работы во многом сохранились и в современных компьютерах.

Принципы Джона фон Неймана:

1. Принцип двоичного кодирования. В соответствии с этим принципом вся информация кодируется с помощью двоичных сигналов (битов). Ранее для этой цели использовалась десятичная система счисления. 2. Принцип программного управления.

Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором друг за другом в определенной последовательности. 3. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. 4. Принцип адресуемости памяти. ОП состоит из пронумерованных ячеек и процессору в любой момент времени доступна любая ячейка.

Разработанные фон Нейманом основы архитектуры вычислительных устройств оказались настолько фундаментальными, что получили в литературе название «фон-неймановской архитектуры». На базе структуры ЭВМ фон Неймана проектировались вычислительные машины с первого по четвертое поколений. В дальнейшем центральные устройства АЛУ и УУ были объединены в единый блок, называемый центральным процессором (ЦП),

Рис. 2.1. Блок – схема ЭВМ по Нейману

который непосредственно осуществляет процесс обработки данных и программное управление этим процессом. (Если ЦП реализован в виде большой интегральной схемы, то он называется микропроцессором МП). Такая блок-схема представлена на рис. 2.2. с указанием минимального набора функциональных блоков.

· Процессор, который включает арифметико-логическое устройство (АЛУ), служащее для выполнения арифметических и логических операций, и устройство управления (УУ).

· Память для хранения программ, исходных данных и результатов расчета (ЗУ – запоминающее устройство).

· Устройства для ввода исходных данных и для вывода результатов (УВВ).

В ЭВМ (рис. 2.2) происходит последовательное считывание команд из памяти и их выполнение. Номер (адрес) очередной ячейки памяти, из которой будет извлечена следующая команда программы, указывается специальным устройством – счетчиком команд в УУ. Его наличие также является одним из характерных признаков рассматриваемой архитектуры.

Подавляющее большинство вычислительных машин на сегодняшний день – фон-неймановские машины. Исключение составляют лишь отдельные разновидности систем для параллельных вычислений, в которых отсутствует счетчик команд, не реализована классическая концепция переменной и имеются другие существенные принципиальные отличия от классической модели (примерами могут служить потоковая и редукционная вычислительные машины). Вероятно, в ЭВМ пятого поколения будет другая архитектура,

Рис.2.2. Структура ЭВМ

отличная от фон-неймановской, учитывая тот факт, что в основе обработки информации будут использоваться не вычислительные алгоритмы, а алгоритмы искусственного интеллекта, логические выводы и т.п.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru