Раздел 1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ АУДИТА Лекция 2. Структура программы аудита 1. Общие подходы к разработке программы 2. Цели и объём программы аудита 1.Общие подходы к разработке программы Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.
Организация может разработать более одной программы аудита. Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита. Ответственные за управление программой аудита должны: a) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита, b) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие. Рис.
7. Аудиты и сертификация системы менеджмента качества
1.Блок-схема процесса управления программой аудита. Примеры программ аудита Программы аудита могут включать следующее: a) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему управления персоналом организации в текущем году (аудит кадровой документации, отбора, подбора и найма персонала, обучения персонала и т.д.); b) аудиты второй стороной системы управления персоналом c) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы 2. Цели и объём программы аудита Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов.
Эти цели (критерии) могут основываться на: a) приоритетах менеджмента (например, повышение качества продуктов и услуг); b) коммерческих намерениях ( увеличение объёма продаж); c) требованиях системы менеджмента (соблюдение требований стандартов); d) законодательных, нормативных и контрактных требованиях; e) необходимости оценивания поставщика (уровень организации обучения в учебном заведении, где обучаются целевики предприятия) ; f) требованиях потребителя; g) потребностях других заинтересованных сторон; h) рисках организации. Примеры целей программы аудита Цели программ аудита могут включать: a) подтверждение соответствия требованиям к системе управления персоналом в целях сертификации; подтверждения соблюдения законодательства, соответствия лучшим производственным практикам. b) подтверждение соответствия трудовых отношений требованиям международных стандартов ( SA 8000, ISO26000 и др.); c) содействие улучшению системы управления персоналом.
Объем программы аудита Объем программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов: a) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита; b) частоты проведения аудитов; c) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов; d) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита; e) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации; f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов; g) языковых, культурных и социальных аспектов; h) мнения заинтересованных сторон; i) существенных изменений в организации или ее деятельности. Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать специальные и технические вопросы в области УЧР и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться. Лица, ответственные за управление программой аудита, должны: а) устанавливать цели и объем программы аудита; b) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов; c) обеспечивать выполнение программы аудита; d) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита; e) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.
Аудит в Windows 10 (Audit in Windows 10)
В закладки
Разместил пособие
EleonoKotts
Эксперт по предмету «Управление персоналом»
Поделись лекцией и получи скидку 30% на платформе Автор24
Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту
Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас
Загрузить еще лекции
Поделись лекцией и получи промокод на скидку 30% на платформе Автор24
Заполни поля и прикрепи лекцию. Мы вышлем промокод со скидкой тебе на почту
Твоя лекция отправлена! Жди скидку на почте. Есть еще материалы? Загрузи прямо сейчас
Источник: spravochnick.ru
Программа аудита. Управление программами аудита. Ответственность. Ресурсы. Процедуры. Ведение записей.
Мониторинг и анализ. Типовая блок-схема проведения аудита
Институт Экономики Управления и Права г.Нижнекамск (Казанский филиал), ст. преподаватель Мухаметшина Р.З., 36 стр.
Дисциплина — «Аудит Качества»
Содержание
Введение
Сущность и понятие аудита
Аудит качества: его цели и задачи
Суть проведения аудита
Принципы проведения аудита
Программа аудита качества и механизм управления в процессе аудита
Программа аудита
Управление программой аудита
Ответственность, необходимые ресурсы и процедуры, ведение
записей, мониторинг и анализ при проведении аудита качества
Проведение аудита
Планирование и подготовка к аудиту
Подготовка и проведение аудита « на месте»
Завершение аудита и подготовка отчетности
Заключение
Список использованной литературы
Источник: www.studmed.ru
12.6. Организация проведения аудиторской проверки
На рис. 12.2 приведены основные блоки осуществления аудиторской проверки.
Рис. 12.2. Общая блок-схема аудиторской проверки
- общее и детальное планирование аудиторской проверки;
- сбор аудиторских доказательств;
- завершение аудиторской проверки.
Этап 1. Общее и детальное планирование
- сбор и анализ информации об аудируемом лице;
- подготовка общего плана аудиторской проверки;
- подготовка детальных программ проведения аудиторских процедур по существу, а также тестов средств контроля.
На первом этапе изучаются особенности бизнеса аудируемого лица, порядок ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, системы документооборота и системы внутреннего контроля; анализируются внутренние и внешние факторы, которые могут оказать влияние на появление существенных искажений в бухгалтерской отчетности.
Проводится анализ рисков — общеэкономических, финансовых и отраслевых, которые влияют на аудируемое лицо при осуществлении хозяйственной деятельности. Рассматриваются существенные события текущего года, влияющие на достоверность отчетности, а также анализируются результаты хозяйственной деятельности, которые связаны с потенциальными рисками.
Знакомство с бизнесом аудируемого лица, особенностями его деятельности, а также оценка рисков позволяют подготовить обоснованный план и программу аудита.
На втором этапе готовится общий план аудиторской проверки; предполагается использовать процедуры аналитической проверки.
- отраженные в бухгалтерской отчетности активы, обязательства, доходы и расходы действительно имеют отношение к деятельности предприятия и должным образом подтверждены первичными документами;
- все реально существующие активы, обязательства, доходы и расходы предприятия отражены в бухгалтерской отчетности; активы, обязательства, доходы и расходы отражены в его бухгалтерской отчетности в правильных суммах в соответствии с первичными документами;
- в бухгалтерской отчетности раскрыта вся требуемая в соответствии с российским законодательством информация об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятий, и эта информация представлена в бухгалтерской отчетности должным образом.
Этап 2. Сбор аудиторских доказательств
На этой стадии проводятся проверка системы внутреннего контроля и проверка операций по существу.
Обе процедуры позволяют выявить в финансовой отчетности существенные искажения.
Проверка системы внутреннего контроля необходима для того, чтобы определить, насколько эффективны принятые на предприятиях методы контроля, призванные уменьшить риск присутствия в отчетности существенных искажений.
Эта проверка включает проверку системы бухгалтерского учета, которая используется аудируемым лицом, и тестирование средств контроля, используемых аудируемым лицом.
Проверки операций по существу выполняются для выявления существенных искажений по отдельным статья бухгалтерской отчетности.
Этап 3. Завершение аудиторской проверки
По завершении аудита предоставляются рекомендации для того, чтобы помочь аудируемому лицу усовершенствовать систему внутреннего контроля, внести необходимые корректировки в данные бухгалтерского учета, бухгалтерской и налоговой отчетности (в пределах проаудированных операций).
Результаты аудиторской проверки представляются в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и отчете (письменной информации руководству) о результатах аудиторской проверки.
Принципы организации аудиторской работы. Аудиторская проверка предусматривает обеспечение достаточного объема людских, материальных и информационных ресурсов; организацию механизма управления конкретной аудиторской проверкой; разработку внутрифирменной методологии и организацию предварительного, текущего и последующего контроля.
- достаточное количество высококвалифицированных специалистов;
- обеспечение специалистов информацией;
- наделение специалистов персональными компьютерами с информационной базой, оргтехникой, средствами связи.
- формулирование целей и задач проверки, определение формы представления результата;
- назначение кураторов проверки из числа топ-менеджеров аудиторской организации;
- назначение менеджеров проверки из числа ведущих специалистов соответствующей специальности;
- составление плана-графика проверки;
- определение количественного и качественного состава специалистов, определение потребностей в информационных и материальных ресурсах;
- формирование бюджета проверки;
- реализация аудита, обеспечение текущего контроля со стороны менеджеров и кураторов проверки;
- оформление результатов, последующий контроль со стороны менеджеров и кураторов проверки с привлечением в необходимых
- случаях других специалистов;
- доработка результатов проекта;
- представление результатов заказчику.
- составление схемы организации работ (определение перечня лиц, ответственных за конкретные участки работы; разработка плана и программы подготовки и проведения аудита; обеспечение механизма взаимодействия между департаментами; определение порядка работы с документацией по проекту, порядка согласования и утверждения итоговых материалов);
- документирование работ на всех этапах подготовки, проведения и завершения аудита с обязательным последующим контролем по схеме «аудитор — руководитель аудиторской группы — менеджер по проекту» с использованием системы типовых рабочих бланков;
- выработка внутрифирменной позиции по отдельным вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, связанным с изменением нормативной базы;
- согласование позиций и выработка единой методологии с соответствующими отделами, управлениями аудируемого лица;
- проведение на регулярной основе внутрифирменных совещаний менеджеров для своевременного выявления возникающих проблем и доведения необходимой информации до исполнителей;
- выработка единой позиции фирмы по сложным и неоднозначным проблемам.
Состав группы и задания каждому члену группы:
Директор проекта — планирование работ; курирование проекта, организация взаимодействия служб аудиторской компании; решение наиболее сложных вопросов, выявленных в ходе аудита предприятия; утверждение отчетов и заключений;
старший менеджер — планирование работ; общее руководство аудитом; корректировка заданий группе; согласование отчетов и заключений; контроль рабочих документов аудиторов и менеджера;
менеджер — планирование работ, расчет уровня существенности; подготовка запросов на предоставление информации; оперативное руководство проектом; распределение заданий по проверке; контроль рабочих документов аудиторов; общая оценка системы внутреннего контроля; общая оценка учетной политики; проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства; оценка условных фактов хозяйственной деятельности; оценка событий после отчетной даты; подготовка проектов отчетов и заключений;
ведущий аудитор — аудит формирования результатов и распределения прибыли; аудит капитала (за исключением добавочного); определение доли РФ и прочих акционеров в уставном капитале, в том числе по объявленным акциям; аудит внешнеэкономической деятельности; оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
старший аудитор — аудит затрат на производство; аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, возмещение НДС; проверка наличия производственного и финансового плана на текущий и следующий годы; оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
ведущий аудитор — аудит реализации продукции; аудит расчетов с покупателями;
старший аудитор — аудит налогов и расчетов с бюджетом; аудит расходов для целей налогообложения; аудит отложенных налоговых обязательств; оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
старший аудитор — аудит внеоборотных активов за исключением финансовых вложений; аудит счета 001 «Арендованные основные средства»; аудит счета 010 «Износ основных средств»; аудит счета 011 «Основные средства, сданные в аренду»; аудит расчетов с поставщиками по основным средствам и капитальным вложениям; аудит НДС входного по основным средствам и капитальным вложениям; аудит земельных участков, налога на землю и арендных платежей; аудит налога на имущество; аудит счета 005 «Оборудование, принятое для монтажа»; аудит добавочного капитала (в части переоценки); оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
старший эксперт — аудит финансовых вложений; аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами; аудит счета 005 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов»; аудит счета 006 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»; аудит счета 007 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»; аудит расчетов с подотчетными лицами; аудит расчетов по заработной плате; аудит расчетов по социальным платежам; оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
эксперт — аудит денежных средств; аудит производственных запасов; аудит расчетов с поставщиками ТМЦ и товаров; аудит возмещения НДС входного по ТМЦ; аудит счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; аудит счета 003 «Материалы, принятые в переработку»; оценка СВК и учетной политики по проверяемым участкам; подготовка замечаний к отчету;
ведущий юрисконсульт — аудит учредительных документов, предприятий; анализ договорной работы; анализ претензи- онно-исковой работы; анализ хозяйственных операций предприятия на соответствие законодательству РФ; проверка данных о соответствии фактического количества членов совета директоров — представителей РФ нормативному количеству;
руководитель направления — корпоративные системы управления — Оценка системы компьютерной обработки данных;
заместитель управляющего директора — руководитель отдела контроля качества — тестирование качества наиболее важных направляемых клиентам документов; оценка эффективности работы сотрудников аудиторской компании;
ведущий эксперт отдела контроля качества — тестирование полноты выполненных работ; тестирование обоснованности выводов и наличия аудиторских доказательств; тестирование качества направляемых клиентам документов, составляемых по результатам аудита (заключений, отчетов); оценка эффективности работы сотрудников аудиторской компании;
директор по правовым вопросам — оказание консультационных услуг аудиторскому персоналу, занятому на проекте, в письменной и устной форме;
директор по методологии бухгалтерского учета — оказание консультационных услуг аудиторскому персоналу, занятому на проекте, в письменной и устной форме;
директор по налоговому учету — оказание консультационных услуг аудиторскому персоналу, занятому на проекте, в письменной и устной форме;
заместитель генерального директора — трактовка возможности применения норм международных стандартов финансовой отчетности при подготовке бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности.
- сообщение аспектов аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями, — применяется Международный стандарт аудита № 260;
- подписание письма-обязательства на проведение аудита аудитором и клиентом;
- порядок оформления документации аудитора, направляемой клиенту;
- регламент передачи клиенту выполненной работы по результатам проведенного аудита;
- получение информации от клиента в отношении оценки качества и управления аудита.
Осуществление аудита проводится в постоянном взаимодействии с уполномоченными представителями клиента. С самого начала подготовки аудиторской проверки большой объем предварительной работы осуществляется во взаимодействии с клиентом. График работы аудиторов у клиента согласовывается заранее, учитывая все потребности и пожелания клиента.
- получать необходимые и своевременные пояснения и аргументацию аудиторов по выявленным нарушениям;
- представлять и формировать дополнительные документы по хозяйственным операциями, по которым возникли замечания либо уточнения в ходе проверки со стороны аудиторов;
- устранять выявленные нарушения в ходе проверки, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
Согласно сложившейся практике оказания аудиторских услуг, а также в рамках договора на проведение аудита даются консультации клиенту по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Консультации по указанным вопросам предоставляются на основании письменных запросов клиента. Подобный способ взаимодействия с клиентом позволяет получить четкую формулировку поставленного вопроса и описание ситуации. Ответы на запросы предоставляются также в письменной форме во избежание неоднозначных толкований, которые могут иметь место при устных консультациях относительно применения тех или иных нормативных актов.
Проект отчета по результатам проведенного аудита направляется в бухгалтерскую службу клиента для получения всех возможных возражений и уточнений, которые могут иметь место в силу того, что аудиторская проверка отдельных разделов бухгалтерского учета проводится на выборочной основе в соответствии с установленным уровнем существенности.
После согласования с клиентом окончательного варианта отчета предлагаются возможные варианты исправления выявленных нарушений и высказывается мнение относительно возможных последствий, которые могут иметь место по результатам проверок, проводимых внешними контролирующими органами по указанным нарушениям.
В некоторых случаях внешние контролирующие органы выносят решения по отдельным вопросам бухгалтерского и налогового учета, которые могут отличаться от мнения аудиторов и самого клиента. При этом аудиторская организация начинает помогать клиенту еще до того момента, когда единственным способом защиты интересов клиента становится судебное разбирательство.
Источник: tepka.ru