Технология модульного обучения базируется на парадигме, сущность которой состоит в том, что учащийся обязан учиться самостоятельно, а учитель должен выполнять руководство его обучением: подкреплять доводами, организовывать, направлять, советовать, проверять. Данная технология интегрирует в себе почти все современные мысли, накопленные в преподавательской теории и деятельности.
Задача модульного обучения состоит из содействия формированию самостоятельности учащихся, их умению заниматься с учетом личных методов проработки учебного материала.
Определение
Модуль — это базовое средство модульного обучения, которое представляется законченным блоком информации, и кроме того содержит в себе целевую программу мероприятий и методическое описание, обеспечивающее достижение назначенных дидактических целей.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Программа обучения в условиях использования данной технологии показано в законченных независимых комплексах (информационных блоках). Их воспринятые осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая заключает в себе указание не только на объем исследуемой темы, но и на степень изучения. Помимо этого, каждый учащийся получает от педагога рекомендации в письменной форме, как разумнее поступать, где найти необходимый учебный материал и т. д.
Блочно модульная котельная 16 МВт для Торгового центра.
Специфики блочно-модульной технологии:
- смысл обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), проработка которых исполняется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для учащегося и имеет в себе не только установку на количество изучаемой темы, но и на уровень его изучения.
- учащийся полностью или выборочно может собственными силами заниматься с рекомендованной ему учебной программой, которая включает в себя целевую программу шагов, основы информации и методическое описание для достижения дидактических целей.
- осмысливать себя в деле, лично установить степень изучения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
- модульная технология гарантирует индивидуализацию обучения: по теме, по скорости изучения, по степени самостоятельности, по способам и приемам учения, по способам контролирования и самодисциплины. (Блочно модульная технология позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося — характер, быстрота мышления, исходный уровень знаний по дисциплине).
- немаловажным новым элементом возникает работа специалистов на занятиях. Это может быть постоянная группа учащихся, или подгруппа распределяется на группы специалистов по разным вопросам темы. Занятие со специалистами — это работа по системе «консультант» специалисты
- нововведением является рефлексия. Учащиеся обязаны производить оценку своей работы на занятиях, определив, что эта работа дала им на занятии. Эта рефлексия дает возможность установить только внешнюю сторону итогов работы.
Распознают несколько видов модулей:
Технология модульного обучения
- Познавательные
- Операционные
- Смешанные
Организация учебной работы
Блок входа — перед каждым модулем нужно осуществлять входную проверку знаний и умений. Это нужно для того, чтобы обладать информацией о степени готовности к занятию по новому модулю. При обнаружении недостатков в знаниях учащихся, нужно провести соответствующую корректировку.
Информационный блок — описывание учебного материала постановка задачи, на разрешение которой и направлен этот модуль, системное представление структуры данного модуля. Изложение основной темы, данный блок подразумевает растолковывание основных вопросов, раскрытие узловых понятий. Материал может быть предложен учащимся в виде опорных схем, конспектов.
Методический блок — вариативность приемов и путей изучения темы изучения, выбор индивидуальных троп. Это методическая инструкция для достижения дидактических целей. МБ содержит — целевую программу действий.
Блок контроля и оценки знаний — реализация протекающего и окончательного контроля, обеспечивающего в комплексе циклическое управление на всех его этапах.
При работе с любым модулем нужно выполнять настоящий и промежуточный контроль, с целью выявления пробелов для их ликвидации непосредственно в ходе, чаще всего это мягкий контроль. Как одна из форм — самодисциплина.
При модульном обучении каждый учащийся вливается в активную и эффективную учебно-познавательную работу, работает в системе дифференцированного подхода к учебе. Происходит индивидуализация контроля, самодисциплины, корректировка, экспертиза.
Модуль выступает технологическим средством модульного обучения, так как в него входят целевой план действий, банк сведений, методические инструкции по достижению дидактических целей.
В первоосновных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от иных систем обучения.
- Программа обучения изображена в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), исследование которых осуществляется в соответственно цели. Дидактическая цель формулируется для учащегося и заключает в себе не только установку на количество изучаемого содержания, а также и на степень его изучения. Кроме этого, каждый учащийся получает от педагога рекомендации в письменной форме как разумнее действовать, где найти необходимый учебный материал и т. д.
- Изменяется форма общения педагога и учащегося. Оно осуществляется через модули и личное, персональное общение. Именно модули дают возможность свести обучение на субъект субъектную основу.
- Учащийся работает максимум времени собственными силами, учится планировать свою деятельность, самоорганизации, самодисциплине и оценке само себя. Что дает ему возможность постичь себя в работе, самостоятельно определить степень изучения знаний, находить пробелы в своих познаниях и умениях. Бесспорно, наставник также управляет учебно-познавательной деятельностью учащегося через модули и непосредственно, и это наиболее мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
- Наличие модулей с печатной основой разрешает учителю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
Превосходства блочно-модульной технологии:
- цели обучения точно сопоставляются с достигнутыми итогами каждого учащегося;
- разработка модулей разрешает уплотнить учебную информацию и продемонстрировать ее блоками;
- задается персональная скорость учебной деятельности
- метод «погружения в дисциплину» увеличивает мотивацию учащегося к изучению дисциплины;
- постепенный модульный контроль знаний и практических умений приносит конкретную гарантию действенности обучения;
- возможность рейтингового контроля;
- инициирует учебную деятельность студента;
- дает возможность осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход к обучению;
- осуществлять широкие межпредметные связи;
- происходит пошаговая подача учебного материала
- достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в наименьшей степени зависит от мастерства педагога (роль педагога меняется — расширение диапазона этих ролей — диагност, наставник, консультант, мотиватор, источник информации). Модифицируется форма общения учащегося и педагога. Осуществляется общение через модули и личное и индивидуальное общение. Именно модули дают возможность перевести на субъект субъектную основу.
- поочередное исполнение модулей, позволяет интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
- создание и предъявление модулей позволяют совмещать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
Источник: spravochnick.ru
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шаталина Надежда Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Должность: учитель русского языка и литературы.
Краткая информация о себе:
Стаж работы в должности учителя русского языка и литературы – 30 лет.
Хобби: поэзия и театр.
Педагогическое кредо: каждый шаг педагога должен быть результативным.
Профессиональная устремлённость: реализация цели и достижение результатов, активность и стремление к самосовершенствованию.
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования, которое всегда было в центре внимания российской педагогики. Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. определила, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Качественное образование во многом зависит не только от успешного функционирования образовательного учреждения, но и от деятельности каждого педагога, от совокупности приёмов, методов, способов обучения, то есть от использования педагогических технологий учителем, направленных на достижение планируемых результатов обучения.
Сегодня в связи с введением единого государственного экзамена и системы мониторинговых исследований качества образования, в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, педагог понимает, что обучение должно быть эффективным, личностноориентированным. А это значит, что учителю очень важно определить для себя педагогическую технологию, соответствующую требованиям ФГОС, задачам обучения, потребностью общества и целям модернизации образования в целом.
Одной из технологий, позволяющей построить учебный процесс в максимальном соответствии целям обучения и имеющимся ресурсам и потребностям рынка труда, обеспечивающей формирование компетентностей обучающихся, способствующей повышению качества обучения, учитывающей способности, потребности и особенности учащихся, является технология блочно-модульного обучения, которая имеет следующие преимущества:
- изучение теоретического материала через блоки-модули;
- понимание учащимися цели урока;
- развитие коммуникативных навыков учащихся и формирование ключевых компетенций;
- развитие способности самостоятельно получать знания и обрабатывать полученную информацию;
- использование разнообразных видов и форм деятельности учащихся;
- изменение роли учителя (учитель консультирует и управляет учебной деятельностью учащихся);
- осуществление индивидуального подхода;
- определение уровня усвоения нового материала и работа над ошибками и пробелами в знаниях.
Модуль №1. Содержание модуля: изложение учителем основного теоретического содержания учебного материала, раскрытие основных понятий, опора на ранее изученный материал, постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций, формирование мотиваций к учебной деятельности на следующем уроке.
Модуль№2 — это выполнение практических упражнений и задач. Под руководством учителя учащиеся работают с различными источниками информации. Учитель определяет методику (способы, методы и приёмы) усвоения материала, ориентирует на результаты, создаёт ситуации успеха, организует смену видов деятельности, использует разные формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную, парную), формирует компетентности, осуществляет обратную связь.
Модуль №3 – это предварительный контроль знаний и умений, повторение и обобщение изученного учебного материала. Учитель работает над устранением пробелов в знаниях, осуществляет индивидуальный подход.
Модуль №4 – контроль знаний и умений, это конкретный результат работы учащихся и педагога над всем учебным материалом, содержащимся в блоке.
Как видим, данная технология направлена на усвоение учащимися учебного материала в соответствии с дидактической целью, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию и умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной учебной деятельности.
Использование блочно-модульных технологий позволяет
- повысить мотивацию учащихся;
- реализовать дидактические цели;
- сформировать ключевые компетенции;
- осуществлять дифференцированный подход;
- гарантировать достижение результатов обучения;
- формировать способность самооценки, самокоррекции, самоконтроля, самообразования учащихся;
- повысить качество обучения в целом.
Блочно-модульная технология способствует самообразованию, глубокому усвоению базовых знаний, умению анализировать и обобщать изученный материал, учит самостоятельному отбору и использованию необходимой информации и объективности оценивания результатов учебного труда. Данная педагогическая технология – способ повышения обучения.
Список использованной литературы:
- Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования / В.А. Ермоленко, В.К. Баринов, С.Е. Данькин и др.; Под ред. В.А.Ермоленко; РАО. Ин-т теории образования и педагогики. Центр пробл. непрерыв. образования. — М., 2000. — 92 с.
- http://festival.1september.ru/articles/588216/ Блочно-модульная система.
Источник: nsportal.ru
Блочно-модульное обучение
Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии. Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д.
Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.
Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением — мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося.
При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
- гарантированное достижения результатов обучения;
- паритетное отношение учителя и учеников;
- возможность работы в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Почему модульное обучение называют технологией?
Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.
Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики. В зависимости от объема учебного материала в модульном обучении выделяют:
Модульный урок имеет свои особенности:
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:
Алгоритм составления модульного урока:
- Определение места модульного урока в теме.
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности учащихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 — включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам. УЭ-n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
- Составление модуля данного урока.
- Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.
Модульные программы — это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы. Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы:
- Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
- Отбор содержания.
- Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
- Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Распечатка модульных программ для каждого ученика.
Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.
Деятельность учителя при использовании модульной технологии
Значение модульной технологии
- На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
- Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя.
- Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.
- Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся
Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии
- Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.
- Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.
- Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
- Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.
Литература
- Шамова Т. И. «Модульное обучение: сущность, технология». //Биология в школе, 1994, №5
- Тихонова А. Е., Диденко Т. И., Нащечина М. М. «Обучающие модули: способ построения». //Биология в школе, 1995, №6
- Берсенева Л. А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996, №1
- Бурцева О. Ю. «Модульная технология обучения», 1999, №5
Источник: biouroki.ru