Биология программа средняя школа

Понятие о содержании школьного предмета. Содержание образования — это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру (И.Д. Лернер, Н.В. Бочкина). Содержание каждой учебной дисциплины учебного плана школы конкретизируется в образовательных программах, учебниках и учебных пособиях.

Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности.

Уровень развития биологии как науки постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.

Тест по БИОЛОГИИ

Для биологии двадцатый век был чрезвычайно плодотворным. Выделены новые царства и надцарства живой природы; раскрыты многие сущностные законы жизни: процесса эволюции, передачи наследственности и воспроизводства, фотосинтеза, биосинтеза; установлены законы устойчивого развития биосферы; выявлены взаимосвязи в системе «Человек-Природа-Общество». Сформулированы важные в мировоззренческом отношении теории: теория о происхождении жизни на Земле, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория биогеоценоза и экосистем, теория антропогенеза, теория структурных уровней организации живой материи и многие другие. Установлены тесные связи между биологической и другими естественными науками, их активное взаимопроникновение и обогащение, что привело к возникновению новых наук синтетического характера (биохимия, биофизика, молекулярная биология, биотехнология, зооинженерия, биоэтика и т.п.).

Именно в XX в. биология из ряда натурфилософских описательных областей знания перешла в ряд фундаментальных наук и заняла среди них лидирующее положение.

Преобладающее большинство открытий биологической науки и практики нашло отражение в школьном предмете «Биология».

Содержание школьной биологии включает понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности. Менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, окружающей живой природе, иметь представления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, о собственном организме (строении, функциях, закономерностях развития), о ценности жизни, об истории развития живой природы, экосистемном характере жизни, биосфере, роли живых организмов в природе, о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и роли человека в биосфере.

Все эти знания в учебном предмете средней школы выстраиваются в стройную систему знаний, если они объединены научными понятиями и основополагающими идеями науки, главными из которых выступают историческое развитие живой природы, ее биологическое разнообразие, стуктурно-уровневая организация живой материи. На этих основах школьный предмет должен формировать научное миропонимание, эмоционально-ценностные отношения к живому миру, развивать экологическую культуру личности и осуществлять подготовку школьников к жизни.

Читайте также:
Программа для зала на рельеф для новичков

Изучить биологию за 360 секунд

Школьный предмет по биологии включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.

Структура школьного предмета «Биология». Учебный предмет — это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Она имеет определенную логическую структуру.

В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Изучению биологии предшествует пропедевтический курс природоведения (или естествознания) в 5 классе, который, в свою очередь, опирается на знания учеников начальной школы (1 — 4 кл.) о предметах и явлениях окружающей природы, элементарные сведения об организме человека. На базе начальных знаний о неживой природе строится программа изучения растений, бактерий, грибов и особенностей природных сообществ.

В 6 классе начинают систематическое изучение основ биологической науки. Учащиеся узнают о том, что растение — живой организм, имеющий особые органы, которые выполняют в жизни растения определенные функции; знакомятся с многообразием растений, их усложнениями в процессе исторического развития, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах.

Изучение курса биологии в 6 классе подготавливает учеников к восприятию материалов о животном мире, как о царстве живых существ, более сложных по сравнению с растениями, бактериями и грибами.

Жизненные процессы животного организма, особенно его размножение и поведение, а также вопросы разнообразия животных и их участия в природных сообществах оказываются сложными для усвоения и требуют опоры на знания, полученные в предыдущем курсе. Кроме того, изучение растений предшествует изучению животных еще и потому, что жизнь животных во многом зависит от растений.

Изучение животных готовит школьников к освоению курса «Человек» («Человек и его здоровье»); возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью. Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология».

В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие и зависимости. При этом общие биологические свойства природы рассматриваются на примере представителей всех царств органического мира. Для этого привлекаются (актуализируются и применяются в новой ситуации) знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах, полученные в предшествующих курсах. Определенная последовательность в содержании биологического образования в средней школе позволяет возвращаться к обсуждению сложных и важных вопросов общебиологического плана в заключительном курсе биологии на новом этапе обучения, углубляя, расширяя и обобщая круг необходимых научных знаний и способов деятельности. При этом на деле реализуется преемственность биологических курсов и уровней обучения (начального, базового и полного среднего образования).

Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.

Читайте также:
Антивирусные это программы перехватывающие вирусоопасные ситуации

Такая последовательность системы курсов по годам обучения с постепенно возрастающей сложностью учебного материала является объективной, научной и дидактически обоснованной, так как позволяет изучать предмет в условиях постепенного развития системы биологических понятий и постепенного повышения сложности учебного содержания (от фактологического материала к закономерностям живой природы). Кроме того, такая последовательность учебного содержания позволяет комплексно раскрывать научные понятия в системе, заданной определенной областью биологической науки (ботаника, зоология, наука о человеке, цитология, генетика, учение об эволюции, экология и др.).

Напомним, что примерно такая же последовательность курсов в предмете «Естествознание» была заложена в свое время В.Ф. Зуевым (1786) в учебнике «Начертание естественной истории» (неживая природа, растения, животные и человек), ей следовал А.Я. Герд в своих программах, статьях и учебниках по естествознанию (1875- 1879). В последующие годы практически все программы биологического образования сохраняли эту последовательность курсов. Исключение составили лишь программа Д. Н. Кайгородова (1902) и программы ГУСа (1923-1930).

Сложившаяся система курсов на протяжении многих лет сохранялась в указанной выше последовательности при установившейся единой структуре содержания предмета по годам его изучения: растения, бактерии, грибы и лишайники — 6 и первая половина 7 класса (115 ч), животные — конец 7 и весь 8 класс (91 ч), человек и его здоровье — 9 класс (68 ч) и общая биология — 10 — 11 классы (94 ч). Такая структура предмета «Биология» была определена в 1965 г. В это же время школа получила новую программу, созданную авторским коллективом под руководством Ю.И. Полянского.

Однако в настоящее время в разных авторских программах эта структура предмета биологии представлена иначе. В одних программах (авторский коллектив под руководством И.Н. Пономаревой и авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника) сохранена та же последовательность учебных курсов, но изменены сроки их изучения. Все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (по 68 ч): растения, бактерии, грибы и лишайники (6 кл.), животные (7 кл.), человек (8 кл.); в 9 классе, завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления (соответственно курсы «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и экологию»).

В других авторских программах (авторский коллектив под руководством В.И. Сивоглазова) базовый уровень биологического образования также завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс «Биология. Общие закономерности»), но в 6 классе изучается курс «Живой организм» с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе — «Многообразие организмов», в 8 классе, как и в других программах, — «Человек».

Имеются и другие варианты структуры содержания биологического образования в виде интегрированных курсов для естествознания 5 — 7 классов и биологии для 8-10 классов (авторский коллектив под руководством А.Г. Хрипковой и А.Н. Мягковой); в виде построения курсов по областям биологической науки (авторский коллектив под руководством М.Б. Беркинблита): «Введение в биологию» (6 кл.), «Флора» (7 кл.), «Зоология» (8 кл.), «Общая биология» в 2 частях (10 кл.).

Как видим, структура предмета «Биология», характеризующая расположение системы курсов по годам изучения, сохранявшаяся в отечественной школе более 200 лет, в настоящее время меняется. Она не одинакова, а является выражением идей авторов программ как в отборе учебного содержания биологического образования, так и в последовательности его раскрытия в средней школе по годам обучения и по логике изложения предмета.

Читайте также:
Как устройство управления процессор выполняет программу

В соответствии с этим программы базовой школы (6 — 9 кл.), созданные коллективами авторов под руководством В. В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, В.И. Сивоглазова и Ю.И. Полянского, характеризуются спиралеобразной структурой; М. Б. Беркинблита и А. Г. Хрипковой — линейной.

Источник: studfile.net

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 класса в соответствии с обновленными ФГОС.

08.07.23 в 09:16 Бородина Ирина Владимировна 0

Рабочая программа «Разговоры о важном» 7 класс

В помощь классному руководителю
06.07.23 в 14:28 Татьяна 0

Рабочая программа по родному (русскому) языку.

В программе даны темы занятий и количество часов на каждую тему.
30.06.23 в 15:35 Демина Светлана Викторовна 0
Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

Рабочая программа по литературе для студентов первого курса колледжа.

В рабочей программе по литературе приведены темы занятий и количество часов на каждую тему.
30.06.23 в 10:57 Демина Светлана Викторовна 0
Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

Рабочая программа естественнонаучная функциональная грамотность

Рабочая программа внеурочной деятельности естественнонаучная функциональная грамотность
30.06.23 в 10:01 Бородина Ирина Владимировна 0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

30.06.23 в 06:56 Шедикова Анна Ивановна 0

Рабочая программа по русскому языку .

В рабочей программе даны темы занятий, а также количество часов на конкретную тему.
29.06.23 в 21:22 Демина Светлана Викторовна 0
Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 211193) учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1-4 классов

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа по биологии 10 класс

Рабочая программа базового курса «Биология» для 10 класса средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой. Календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов-2 часа в неделю.

Оценить 3716 0

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Цели изучения курса биологии в 10 классе

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Характеристика учебного предмета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru