Билингвальное обучение или классическое: как выбрать лучшее для своего ребенка?
Билингвальное обучение как перспективный метод воспитания и образования сегодня переживает второе рождение. Свободное владение вторым языком наряду с родным из моды превращается в необходимость. О плюсах такого подхода к образованию рассказала Елена Мурина — методист, эксперт по билингвальным программам начальной школы BKC Newton School, филолог английского и французского языка.
Из истории билингвального обучения
Многим кажется, что тренд на билингвальное образование — новое веяние в нашей стране, но это не так. У данного вида обучения многовековая история. Еще в царской России в аристократических семьях было принято свободно владеть как минимум одним иностранным языком. Как правило, отвечали за этот запрос гувернантки и гувернеры из Англии и Франции.
В результате весь двор изъяснялся по-французски, что прекрасно отражено в романе «Война и мир». Впоследствии в обычных школах и гимназиях также было введено изучение иностранных языков. Заниматься начинали с самого детства. Учеников заставляли практиковать речевые навыки и вне уроков, что способствовало свободному говорению.
Теория и методика билингвального обучения иностранным языкам
В XIX веке популярность французского языка постепенно снижалась. Ему на смену пришел английский: свободно разговаривать на нем стало модно. В советское время культура билингвального образования пришла в упадок. Простым людям негде было тренировать навыки речи, поэтому уровень знаний находился на низком уровне. Лишь единицы свободно владели языками.
Пожалуй, ярчайшим примером «продукта» билингвального подхода к обучению является Владимир Набоков, который о себе говорил так: «Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на 15 лет переселиться в Германию». Автор знаменитой «Лолиты» не просто владел двумя языками, но и одинаково виртуозно писал как на русском, так и на английском, по праву заняв почетное место в антологии мировой литературы. Сегодня в связи с информационной доступностью и тесными межкультурными связями билингвальное образование в России возрождается. Появляются школы и детсады, где родителям предлагают такую услугу, а в качестве преподавателей нередко выступают носители языка.
Билингвальное обучение и его принципы
На первый взгляд все просто: «bi» переводится с латыни как «двойной», а «lingua» — это «язык». Предполагается, что человек равнозначно знает и использует два языка. В реальности, конечно, немного сложнее, ведь человеческий мозг не компьютер, в который можно загрузить некое количество слов и конструкций. Билингвальное образование базируется на ряде принципов.
Последовательность
Просто отправив своего ребенка в билингвальный сад на пару лет, а потом, отдав его в обычную школу, ожидать свободного владения иностранными языками не стоит. Мы же не бросаем изучение русского, всю жизнь развиваясь в нем и используя его как инструмент для достижения самых различных целей — от покупки продуктов до написания дипломной работы. Это значит, что и для второго языка нужно создать необходимое социокультурное пространство: книги, кино, музыка, круг общения.
Что такое билингвальное обучение?
Гибкость
Это второй «столп» билингвального обучения. Если рассматривать ситуацию, когда малыш родился и живет в России, и оба его родителя не являются носителями английского языка, этот факт необходимо учитывать педагогам. Просто говорить с ребенком на языке и надеяться, что со временем он «втянется», недостаточно.
Уровень владения — не только то, насколько хорошо человек умеет разговаривать. Важно, как он пишет, воспринимает информацию на слух и читает — для удовольствия или с целью поиска конкретной информации. В этом смысле оптимальной является следующая комбинация: элементы обучения английскому как второму языку (ESL), как иностранному (EFL) и британская школьная программа (British national curriculum).
Зачем нужен билингвизм?
В современном мире он не редкость. Количество билингвальных семей с каждым годом увеличивается, как за счет миграции и смешанных браков, так и благодаря глобализации. Так что этот вопрос можно назвать одним из самых актуальных в нынешнем поликультурном обществе.
Иностранный язык — теперь не только средство коммуникации, но и необходимый инструмент для академической и профессиональной деятельности. С прагматической точки зрения, свободное владение, например, английским — бесспорное конкурентное преимущество и ключ от многих дверей.
А если говорить о высоком, то, например, чтение книг и просмотр фильмов на языке оригинала — ни с чем не сравнимое удовольствие. Не стоит бояться, что ваш ребенок утратит свою национальную идентичность. При грамотно выстроенном учебном плане родная культура не только не отходит на второй план, но и подчеркивается в сравнении с традициями и реалиями второго языка. Кроме того, у ребенка с детства формируется иной способ мышления, мозг получает мощный толчок к развитию. Если профессионально и грамотно подойти к организации обучения, трудностей на этом пути не будет.
С какого возраста начинать билингвальное обучение?
Будущей маме стоит задуматься об этом уже во время беременности. Приступать к обучению в форме игры можно сразу после рождения малыша. Младенцы очень чувствительны к вибрациям и интонациям и быстро усваивают в том числе иностранную речь. Есть много методик, позволяющих развивать ребенка в домашних условиях.
Даже в русскоговорящих семьях можно найти игровой подход, который поможет создать для детей языковую среду. Билингвальное обучение — хороший «старт» для малыша. Это ценный багаж знаний, с которым он сможет быть более успешным в жизни и полнее раскрыть и реализовать свои способности. Фото: открытые интернет-источники
Источник: dzen.ru
Билингвальная школа и обучение: что это и какие преимущества
Частные школы ориентированы на высококачественное обучение, которое откроет перед выпускниками большие перспективы. Образование должно обеспечить выпускнику свободный доступ в мировое образовательное пространство. Выбор учебного заведения и дальнейшего места работы должен выходить за границы одной страны. Поэтому в последнее время все более востребованным становится билингвальное обучение. Оно расширяет границы мышления, позволяет глубже осваивать предмет и выбирать социальную среду.
Двуязычное обучение успешно внедрено в Австралии, Канаде, Бельгии, Швейцарии, Финляндии. Западная Европа считает его условием для диалога между культурами и средством формирования национальной терпимости.
Частная школа One! International School использует в своей работе методику билингвального обучения. Тем самым она поможет вашему ребенку развить собственный потенциал и выбрать свое будущее.
Суть билингвального обучения
Билингвальная система в процессе обучения использует одновременно два языка. Характерной особенностью является то, что второй язык становится средством изучения предмета. Поэтому часть предметов преподается на русском, часть – на другом выбранном языке, как правило, на английском.
Смысл изучения иностранного языка заключается не в накапливании языкового материала. Задачей обучения становится овладение языком на разговорном уровне. Следующим этапом является мышление на этом языке и усваивание понятийной базы на двух языках. Фонетическая система одного языка позволяет развиваться фонетике другого языка.
Так иностранный становится вторым родным для ученика. Выбор русского или иностранного диктует та или иная ситуация. В ее контексте школьник осознанно переключается на другой язык.
Благодаря одновременному изучению двух языков школьник понимает их логику и механизмы, а не просто заучивает материал. Система позволяет успешно внедрять авторские методики. Педагогический состав частной школы One! International School применяет уже разработанные методики и создает собственные технологии.
Преимущества билингвальной системы
Билингвальное обучение имеет множество преимуществ, остановимся на некоторых из них:
- Школьники-билингвы обладают более широким кругозором и открыты для культурного обмена.
- Могут более полно выразить себя и свои мысли, пользуясь возможностями двух (и более) языков.
- Билингвам доступна информация на любом из двух языков. А ведь не все необходимое публикуется на русском.
- Способствует развитию коммуникативных способностей, позволяет чувствовать себя комфортно в многоязычном пространстве.
- Открыта дорога в любое зарубежное учебное заведение, обучение в котором ведется на английском. Уровень подготовки билингвов позволяет им без особого труда получать сертификаты TOEFL и IELTS.
- Свободное владение языками увеличивает шансы получить высокооплачиваемую работу в соответствии со способностями. Билингвизм – начало многоязычия. Каждый следующий язык ребенок осваивает быстрее и качественнее, особенно если это родственный уже выученному языку. Это дает ребенку возможность максимально полно реализовать себя и заниматься делом своей мечты в дальнейшем.
Мифы о билингвальном обучении
Некоторые родители опасаются новых систем и их возможного негативного влияния на детей. Какие опасения могут возникать и соответствуют ли они действительности?
Миф 1. Двуязычие может стать причиной задержки речевого развития или логопедических проблем.
Многочисленные исследования зарубежных педагогов доказывают, что для детей параллельное изучение двух языков является естественным. При этом процесс речевого развития аналогичен процессу одноязычных ровесников. Путаница слов и суржик, возникающие на первых порах, со временем проходят, и ребенок учится разделять языки. Зато одновременно формируется артикуляционная база сразу двух языков, взаимно их обогащая.
Что касается возможного недоразвития речи, это связано с индивидуальными особенностями ребенка, а не системой обучения. При изучении одного языка ребенок столкнулся бы с теми же трудностями, и причина их – отнюдь не билингвизм.
Миф 2. Дети будут путать языки.
Учеными было установлено, что переход в одном разговоре с языка на язык свидетельствует о свободной степени владения обоими языками. Сам ребенок обычно выбирает более простые слова, что со временем проходит.
Что касается выбора языка, то умение переключаться улучшает возможность школьников концентрироваться на задачах, повышает самоконтроль и самоорганизацию.
Миф 3. Иностранный язык нужно учить только после того, как освоен русский
Изучение иностранного языка с детства делает для ребенка оба языка равными. Поэтому чем раньше общаться с ребенком на иностранном языке, тем быстрее он его усвоит как родной.
Билингвальное обучение в целом повышает способности ребенка. Зная это, родители могут позаботиться о своем ребенке, доверив его частной школе с внедренным билингвальным обучением. Такой билингвальной школой в Москве и за ее пределами является сеть частных школ One! International School.
Источник: oneischool.com