Библиотечные программы что это

Библиотечные программы что это

Сегодня библиотеки занимают ведущие позиции в решении глобальной задачи построения информационного общества. Сложность поставленных задач вызывает необходимость совершенствования информационно — библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые невозможно осуществить, не используя методику проектирования.

Проектирование представляет собой деятельность по составлению проекта.

В современной трактовке проект — это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования.

Библиотечные фонды: проблемы и решения 08.10.21

С точки зрения системного подхода, проект — это процесс перехода исходного состояния в конечное (результат) при наличии определенных механизмов и ряда ограничений.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки — это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов. Злотникова З.И. в своей работе привела примеры практически всех видов и типов библиотечных проектов.[14]

Существуют различные классификации проектов, например:

по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:

краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года);

среднесрочные (программы от 1 года до 5 лет);

долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).

монопроекты (для одного учреждения культуры);

мультипроекты (для нескольких учреждений культуры);

мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);

Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно- и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты интегрированы в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации.

Мегапроекты для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, краевом, областном. В отличие от других проектов мегапроекты обладают:

отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

К мулътипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды.

Такой тип программированного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.

Такие разные библиотеки

Третий класс проектов составляют монопроекты.

Монопроекты в библиотечной сфере создаются и осуществляются на уровне одной библиотеки, в них четко обозначены круг задач и направления развития конкретной библиотеки. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения — от одного месяца до года. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и, не требуют для достижения своих целей формирования других проектов.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В период их выполнения возможно кратковременное перераспределение всех ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, эффективность — вот основные особенности малого проекта.

Пурник А.А., применительно к библиотечной сфере, выделяет следующую классификацию проектов: [58;с.59-62]

1) Тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект. Это технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.2) Класс проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области. Это монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований,включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).

Приведем примеры мегапроекта, мультипроекта и монопроектов.

Пример мультипроекта — Республиканский мультипроект-выставка «Венок Максиму», посвященный 120-летию со дня рождения Максима Богдановича. Мультипроект «Венок Максиму» включает в себя отдельные проекты: республиканскую художественную выставку, фотобиографическую выставку «Максим Богданович», юбилейную книжную выставку «І зорка гарыць, і не вяне вянок. «, презентацию мультимедийного издания «Паэт красы і гармоніі» и энциклопедии «Максім Багдановіч» издательства «Белорусской энциклопедии имени П.Бровки», выставку «Я не самотны, я кнігу маю…» в Музее книги НББ.

Пример мегапроекта — «Летопись подвига». Проект «Летопись подвига» разработан для его реализации во всех библиотеках ЦБС и посвящен празднику Великой Победы. Используя все информационные ресурсы, участники проекта, в том числе школьники осуществляют поиск памятников, мемориальных досок, обелисков, на которых увековечены имена участников и героев Великой Отечественной войны и биографических сведений о них.

К монопроектам можно отнести проекты создания специализированных центров, служб; внедрения системы электронной обработки документов; разработки сайта и т.д.

3) Длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 3-х лет); среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет); долгосрочные (свыше 5-ти лет).

4) Вид проекта — по характеру предметной области проекта: инвестиционный, инновационный; научно-исследовательский; учебно-образовательный; смешанные.

Приведенная выше классификация может быть применена к большинству существующих проектов.Библиотечные проекты могут быть также классифицированы по масштабу, по источникам финансирования.

5) По масштабу (охвату) — размер самого проекта, количество участников и влияние на окружающий мир: одной организации; муниципального образования; региона; страны; международные.

6) По источникам финансирования: собственные средства; частное (фонды, частные компании); муниципальное (город и управления культуры); государственное (государственные программы); смешанные.

Применение приведенной классификации при реализации проектов в библиотечной сфере позволит точно понять саму суть проекта, вычленить основные цели и задачи.

Таким образом, по признаку масштабности библиотечные проекты делятся на мегапроекты, мультипроекты, монопроекты. Многообразие библиотечных проектов зависит от их содержания: целей, задач, факторов, влияющих на разработку и реализацию. Новыми типами проектов, разрабатываемых в библиотеках, являются: пилотные, инвестиционные, информационные, инновационные, маркетинговые, стратегические, экономические, социальные, образовательные, культурно — досуговые.

Пилотный проект — пробный проект.

Инвестиционные проекты. В инвестиционных проектах важным параметром является ресурсный потенциал. Использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов, короткие сроки реализации — вот основные признаки инвестиционных проектов.

Информационные проекты. Быстрый рост объемов информации и развитие информационных технологий значительно влияют на способы получения доступа к информации, что сказывается на библиотеках и их услугах. Внедрение новых технологий, автоматизация процессов привели к появлению информационных проектов для библиотек.

Читайте также:
Watch что это за программа на Айфоне

Инновационные проекты. К ним относят «проекты, где главная цель — разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие систем. Инновационная деятельность в библиотечной сфере сегодня разнопланова, включает освоение новых информационных технологий, создание новых услуг, модернизацию всех направлений библиотечной деятельности: комплектования, обслуживания, хранения.

Особенностью инновационных проектов является то, что процесс планирования и корректировки в них идет одновременно. Инновационные проекты в библиотеках могут быть небольшими и крупными. Небольшие инновационные проекты обычно реализуются при создании новых библиотечно-информационных услуг и, как правило, не требуют больших затрат. Крупные инновационные проекты требуют достаточного финансирования, имеют большую степень риска, но в случае их выполнения библиотеки оказываются на новой ступени развития.

Маркетинговые проекты. Цель маркетинговых проектов — разработка стратегии развития библиотеки, методики приоритетных направлений библиотечной деятельности. При реализации данного типа проектов разрабатывается нормативная, научная, регламентирующая документация; анализируются данные социологических и маркетинговых исследований, анкетирования и т. д. для выработки дальнейшей стратегии развития библиотеки. Такие виды проектов характерны для республиканских и областных библиотек, одним из видов, деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на их осуществление обычно бывают очень ограниченными.

Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т. д. Цели здесь четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее предвидеть, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта установлены, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют экономического обоснования, а также корректировки по мере его реализации.

Организационные проекты тесно связаны с экономическими, так как формируются главным образом за счет бюджетных ресурсов.

Образовательные проекты реализуются в рамках образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.

Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности и привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе.

Кулътурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга в библиотеке, которая становится культурно-досуговым центром, местом проведения встреч, вечеров, дискуссий, организации клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не в том только, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.

Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования.

Источник: studbooks.net

ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Проектный подход к организации деятельности библиотеки является средством, обеспечивающим достижение конкретных результатов в сжатые сроки с использованием ограниченных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Говоря о развитии библиотечной деятельности, следует учесть, что проекты представляют собой творческую работу по отношению к обычной, «рутинной» практике.

Существенное отличие текущей работы библиотеки от работы над проектом состоит в том, что по завершении работы над проектом появляются принципиально новые результаты.

Проект представляет собой сочетание последовательных и управляемых целенаправленных действий, позволяющих достигать результатов в условиях ограниченных ресурсов и жестких сроков 1.

Часто библиотекари ошибочно полагают, что работа над проектами развития библиотек начинается из-за отсутствия финансовых средств и необходимости их привлечения. Как показала практика последних лет, финансирование библиотечной деятельности — одна из наиболее существенных проблем, стоящих перед руководством библиотек не только России, но и других стран. Однако в качестве проблемы, решением которой и станут результаты проекта, недостаточное финансирование или его отсутствие назвать трудно.

Обычно проблема (потребность), для решения которой предпринимается проект, затрагивает не только организационные вопросы библиотеки (низкая заработная плата, отсутствие молодых специалистов, необходимость реконструкции здания, приобретение компьютеров и др.), но заключается в предоставлении новых информационных услуг для населения (доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, развитие определенных услуг и пр.). Поэтому можно говорить о том, что решение проблемы всегда находится за пределами библиотеки и позволяет позитивно изменить социокультурную ситуацию в городе или регионе.

При определении круга проблем, требующих первоочередного решения для развития библиотечной деятельности, следует обратить внимание на то, чтобы их решение не стало невозможной задачей для коллектива библиотеки или библиотечной сети. Так, например, в проекте одной из региональных библиотечных ассоциаций России, в рамках которого предполагается провести региональную конференцию по вопросам повышения статуса молодых библиотекарей, планируется изменить отношение местного сообщества к профессии. Конечно, изменение отношения общества к статусу библиотекаря — важная и благородная задача. Но общество все же ждет от библиотеки и библиотекарей не столько определения профессиональных прав, сколько новых услуг и возможностей для пользователей. Практика показывает: как только в постановке приоритетов развития появляется не внутри библиотечный, а внешний, социальный фактор, библиотека развивается быстрыми темпами и проблема доказательства собственной необходимости для общества отходит на второй план.

Проекты представляют собой отдельную от текущей работы библиотек деятельность. Поэтому наряду с решением внешних, социальных вопросов следует обратить внимание на другие проектные свойства. К отличительным особенностям библиотечного проекта относятся:

  • • конкретные сроки начала и окончания работ;
  • • специально выделенные для осуществления проекта ресурсы (специалисты, финансы, оборудование);
  • • возможность определения количественных и качественных результатов до начала работы над проектом.

Существует ошибочное мнение, что проекты и программы развития представляют собой одно и то же. В отличие от проектов, программы развития могут быть рассмотрены как комплекс различных проектов. При этом проекты можно представить в качестве механизма реализации комплексной программы. Принято разделять проекты по объему работ. Характерно, что «большие» проекты (например, создание центра правовой информации) заметны чаще, чем «маленькие» проекты (новые виды услуг).

Следует отметить, что большинство проектов библиотек носит отчетливо некоммерческий характер. Поэтому библиотечные проекты часто представляют собой проекты некоммерческих организаций по характеру работ, постановке целей и задач, отсутствию прибыли. Однако у библиотечных проектов есть свои профессиональные особенности.

Прежде всего отметим, что основная социальная задача библиотеки заключается не столько в организации социальной работы, сколько в обеспечении открытого и равного доступа к информации населения города, региона. Поэтому эффективные библиотечные проекты в большей степени ориентированы на предоставление доступа к информации самых разных групп общества, в том числе «групп риска» — социально незащищенных слоев населения. Эта направленность позволяет не только предоставлять новые информационные услуги для населения, реализовать социальные задачи, стоящие перед библиотеками, но и активно развивать профессиональную библиотечную деятельность, внедряя новые информационные технологии, инновационные формы работы.

Читайте также:
Jira software что это за программа и нужна ли она

Однако в отечественной практике библиотеки чаще останавливаются на выборе различных форм организации досуга для социально незащищенных групп в качестве приоритетных направлений профессионального развития. Так, организация и проведение вечеров, конкурсов, а также использование других форм «массовой работы» являются предпочтительными для активизации социальной деятельности.

В то же время подобный подход, несмотря на определенную востребованность в обществе, заметно сдерживает развитие библиотечной деятельности, направленной на обеспечение новых возможностей доступа к информации разных групп населения. Организация «массовой работы» не может заменить адресные, целевые информационные услуги, потребность в которых растет.

Наряду с этим следует учесть особенности проектного развития библиотек, зависящие от статуса, роли библиотеки в городе и регионе. Так, проект развития городской ЦБС, расположенной в небольшом городе удаленного от центра региона, изначально будет отличаться от проекта крупной федеральной библиотеки, расположенной в Москве или Санкт-Петербурге. Наряду с различными региональными особенностями, историей развития конкретной библиотеки, объемом фондов и сложившейся читательской аудиторией в качестве одного из ключевых отличий в проектах крупных и небольших библиотек следует указать опыт проектной деятельности.

Как показывает практика, крупные региональные библиотеки предпринимают активные шаги по развитию информационной деятельности; библиотеки малых городов в большинстве случаев только приступают к работе в этом направлении. Поэтому в небольших библиотеках каждый новый шаг в развитии заметен и библиотекарям, и читателям, в то время как в практике активно развивающихся крупных библиотек проекты трудно отличить от ежедневной, текущей работы.

В связи с этим, приступая к организации проекта развития, и опытным, и начинающим руководителям важно разделить проектную деятельность и текущую работу. Для этого в качестве упражнения можно заполнить табл. 4.1.

Этапы организации проекта

Сроки начала и окончания

Анализ плана работ

Обычно после заполнения таблицы и проведения сравнительного анализа становятся более понятными основные направления проектной работы, возможности и условия дальнейшего развития.

Наряду с этим даже первый опыт проектной работы позволяет видеть общие показатели успеха и возможных неудач. Так, к «обреченным юо на успех» можно отнести проекты с четкими для организаторов и потенциальных потребителей целями и задачами, наличием реального и гибкого плана работ. Помимо того, показателями успеха становятся опыт и готовность персонала библиотеки работать в проекте, а также наличие внешней поддержки (властей, партнеров, пользователей).

Следует также учесть тот факт, что библиотечные проекты (в отличие, например, от научных проектов) осуществляют команды и организации, поэтому умение работать в команде является одним из ключевых условий успешной реализации проекта наряду с лидерскими качествами его руководителя.

Как правило, основной мотив участия в проектной команде (наряду с получением дополнительных средств, выполнением профессиональной работы) состоит в предоставлении больших полномочий. Работа над проектом позволяет сотрудникам библиотеки не только «обозначить» возможности карьерного роста, но дает руководителям уникальный шанс усилить ресурсный потенциал коллектива.

Говоря о роли руководителя проекта, прежде всего подчеркнем, что в этом качестве могут выступать не только директор библиотеки, но и руководители структурных подразделений, в рамках которых будет осуществляться большинство работ. Например, в проектах региональных тренинг-центров библиотек России, как правило, в качестве руководителей выступали заведующие методическими отделами, которые традиционно осуществляли консультативную и учебную работу для библиотек региона. В свою очередь, в проектах организации доступа к редким коллекциям научных библиотек вузов руководителями были заведующие отделами редкой книги. Чаще всего в проектной практике российских библиотек руководителями выступают первые лица. Во всех случаях руководитель проекта отвечает за ход работ, распределение обязанностей и конечные результаты.

В качестве основных требований к руководителю проекта отметим личностные и профессиональные качества: способность управлять в меняющейся ситуации, принимать компромиссные решения, уметь формировать команду и работать в ней, привлекать внебюджетные средства. Наряду с этими особенностями подчеркнем необходимость четкой ориентации на интересы пользователей и других заинтересованных в проекте лиц (партнеров, спонсоров, общественности), видение краткосрочных и долгосрочных преимуществ организации, установку на развитие библиотеки и персонала.

Нестандартный для библиотечной практики проект может вызвать отсутствие поддержки заинтересованных лиц и сотрудников библиотеки, что потребует дополнительных усилий и времени для разрешения ситуации.

К анализу степени риска стоит отнести непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть на этапах реализации проекта (например, отказ от участия ведущих специалистов, совпадение сроков различных мероприятий, не менее важных для городской или библиотечной жизни). Следует также заранее определить конкурентоспособность проекта, возможности партнерского взаимодействия с другими структурами города или региона. Важно понимать, что любой проект даже на самых первых стадиях разработки имеет свой жизненный цикл, который будет завершен.

Источник: bstudy.net

БИБЛИОТЕ́КА ПРОГРА́ММ

БИБЛИОТЕ́КА ПРОГРА́ММ, организованная совокупность компьютерных программ, доступ к которым осуществляется по их именам (или индексам). Б. п. ускоряет и облегчает процесс создания пользовательской программы, позволяя применять в качестве составных частей уже готовые функции, подпрограммы, программы, входящие в Б. п. Для этого достаточно указать имя соответствующей функции. Благодаря Б. п. процесс программирования становится более технологичным, а сама пользовательская программа легче для восприятия. Существенной частью программного обеспечения Б. п. является набор сервисных программ (утилит), обеспечивающих создание библиотеки, включение и исключение функций, вывод оглавления и др.

Источник: bigenc.ru

Технологии автоматизации библиотечных систем

Более удобное обслуживание библиотек — это не только комфорт и эффективность для посетителей. Но также значительное уменьшение рутины для сотрудников, удобство обработки фондов с помощью современных инструментов. Достигнуть этого позволит автоматизация библиотек, в результате которой традиционные технологии соединяются с новейшими.

Технологии автоматизации библиотечных систем

Автоматизация и современные функции библиотек

Автоматизированные библиотечно-информационные системы ( АБИС ) получили распространение в последние десятилетия. Накоплен опыт по внедрению инновационных методов. Каталоги стали электронными, данные систематизируются, книжный фонд подлежит автоматизированному учету. Удобно организован поиск в плане доступа и предоставления информации по заказам.

Исторически сложилось: работа библиотеки осуществляется через каталог, состоящий из карточек. Есть три следующих его формы.

  • Алфавитный поиск по фамилиям авторов или названию.
  • Систематический — по области знания.
  • Предметный каталог ищет книги по городам, персоналиям и другим подобным признакам.

Интересно! Крупные библиотеки практикуют размещение хотя бы одной из этих форм на собственном сайте в сканированном виде.

Значение библиотек информационный функционал не ограничивает. С появлением электронных книг увеличивается их роль, как памятника культуры и национальных традиций. Другое призвание — коммуникационные задачи, превращение в место для творчества, встреч людей по интересам.

Читайте также:
Что за программа тестер

Основные задачи автоматизации

Автоматизация библиотечных процессов соответствует следующему перечню задач.

  • Быстрота обслуживания посетителей.
  • Эффективное управление фондами.
  • Защита библиотек от хищений.

Каждая конкретная библиотека ориентируется на свои финансовые возможности при выборе системы. Администрация может закупить оборудование или создать свою разработку. При этом всегда существуют первостепенные задачи и очередность решаемых проблем. Большинство библиотечных специалистов считают нужным начинать автоматизацию с создания электронного каталога. Но разработчики могут предложить учет читателей, систематизацию запросов.

Внимание! Важно то, как реализуется технология, вытекающая из функций и потребностей, интересов посетителей.

Информатизация и автоматизация

Оба термина можно объединить понятием «информационные технологии». Автоматизацией может быть названо развитие аппаратного и программного обеспечения на практике. Так, для предоставления посетителю библиотеки возможности ознакомления с новыми поступлениями в учреждении должен быть установлен компьютер. Но этим этапом система автоматизации библиотек не ограничивается. Возможно, сетевое соединение библиотек через интернет, что будет именно информатизацией.

Создание читательских мест, повышение комфорта сервиса, уменьшение объема ручной работы для библиотекарей систематизируется компьютерными системами. Во всех случаях автоматизация будет представлять собой часть информатизации. Она может быть представлена в виде:

  • использования телекоммуникаций;
  • работы онлайн в интернет;
  • применения штрих-кодов для идентификации книг и читательских билетов;
  • технологий для издания книг и издательств;
  • баз текстов;
  • цифровых библиотек электронных книг.

Все это может быть названо информатизацией, если добавить методики обучения для персонала и посетителей. В зависимости от того, какие внедряются технологии, будут уместны те или иные термины, описывающие процессы модернизации библиотечного дела.

Какие процессы нуждаются в автоматизации

Процессы в библиотеках, требующие автоматизации, может отразить следующий перечень.

  1. Заказ литературы от издательств. Информация приходит с книжных выставок, по интернет и прайс-листам. Необходимо наличие конверторов, с помощью которых автоматизированная библиотека будет преобразовывать форматы из одного в другой. Это позволит оформить заказ по интернет в стандарте, независимом от того, что применяют издательства.
  2. Обработка поступающих изданий. Каталогизаторы должны составить описание с указанием параметров: автор и название книги, издательство, число и размер страниц.
  3. Формирование электронного каталога, включающего библиографию, описание изданий. Записанные на карточках экземпляры должны быть включены в него, наряду с новыми. Поисковые возможности автоматизированной, а также информационно-библиотечной систематизации достаточно велики. Печатный каталог представлен в трех типах:
    • алфавитный;
    • систематический;
    • предметный.
    • Его электронная форма легка в использовании, ускоряет поиск книги, реализуется сразу в нескольких вариантах.

    • Хранение документации в электронном виде должно быть организовано, как единое библиографическое пространство. Только при таких условиях может развиваться автоматизированная новыми технологиями библиотечная система. Все ресурсы описываются в одном классифицированном по уровням доступа каталоге.
    • Работа с читателями включает выдачу и прием книг. Автоматизировать можно и этот процесс путем нанесения на экземпляры штрих-кодов, считываемых сканером. Автоматизированные таким способом библиотечно-информационные системы обрабатывают данные, что исключает необходимость ручного ввода. Читательский билет выполняется в виде пластиковой карточки, также снабженной кодом. Благодаря этому библиотекарь выводит на экран данные о посетителе с фотографией.
    • Работа абонемента между библиотеками организовывается на тот случай, если в данном учреждении искомая книга отсутствует. Фонд 2 перешлет ее, но это требует финансовых платежей (почта и другие расходы). При объединении электронных каталогов читателю будет несложно определить, где следует заказывать книгу.

    Отечественные и импортные разработки

    Библиотечная системная автоматизация зарубежного производства стоит гораздо дороже. Покупая ее, учреждение должно учитывать затраты на:

    • техническую поддержку;
    • обновление;
    • доработку под конкретные условия;
    • модификацию;
    • специальное обучение персонала.

    Дополнительные поправки требуются русификации, если она выполнена не совсем качественно. Финансовые затраты, общая высокая стоимость зачастую приводит к отказу от приобретения системы.

    Автоматизированные библиотечно-информационные отечественные системы разработаны с учетом запросов российских книжных фондов по тем или иным функциональным возможностям. Расходы при этом гораздо меньшие по стоимости продукта и дальнейшему обслуживанию, а служба поддержки находится в России. Многие библиотеки делают выбор в пользу отечественных разработчиков, что позволяет успешно и оптимально реализовывать задачи автоматизации.

    Технологии

    Автоматизированные системы современных библиотек по одному из методов применяют оборудование RFID (Radio Frequency IDentification — определение радиочастот). Это устройства, с помощью которых возможно бесконтактное считывание информации с электронных меток. Подобные комплекты используются:

    • на этапах выдачи и приема книг;
    • для сохранности фондов;
    • для учета.

    Ручной труд сводится к минимуму, качество работы библиотекарей улучшается. Разработаны целые станции автоматической книговыдачи, контроля несанкционированного выноса экземпляров и инвентаризации. Автоматизация библиотечных процессов в современной библиотеке включает маркировку оригиналов книг метками. Подобные носители информации привязаны к данным учета, благодаря чему можно контролировать перемещение изданий внутри учреждения, защищать их от краж, собирать статистику. Управление фондами будет более эффективным.

    Применение интернета

    Использование интернета для библиотек заключается в том, что они могут разместить там свои каталоги и воспользоваться чужими для удовлетворения интересов читателей. Первичной информацией будет база данных, а тексты — второстепенны. На практике библиотеки создают свои Web-сервера, включающие ряд страниц, представляющих данное учреждение. Удаленный поиск и возможность заказывать литературу встречается редко. В связи с этим можно назвать эффективность использования интернет весьма малой.

    В РФ существует несколько серверов, служащих функции АБИС. Но открытие каталогов для всех категорий пользователей остается лишь желаемой задачей. Можно лишь оценивать результативность использование интернет тем или иным библиотечным учреждением.

    • Имеется ли собственный электронный каталог на сервере.
    • Используется ли интернет для автоматизации.
    • Имеются ли дополнительные услуги для пользователей сервера.

    По этим же параметрам библиотека может сделать вывод о наличии преимуществ интернет.

    Пока в рамках автоматизации российских библиотек 2018 осуществляется лишь учет, каталогизация. Но применение информационных систем может позволить автоматизировать все функции этих учреждений. Библиотеки, стараясь динамично развиваться, сберегают традиции, отличные от возможностей интернет. Функция хранения книг остается основной.

    Существующие проекты уже помогли освоить правильные подходы к задаче. Имеются планы по созданию единой федеральной программы. Однако, следует учитывать реальные возможности отдельных учреждений.

    Важно! Даже небольшие успехи по внедрению технологий целесообразно будет опубликовывать для обмена опытом, применения к менее успешным книжным фондам.

    Источник: arprime.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru