1. Заполните таблицу.
Форма врожденного поведенияОтличительные чертыЗначениеПримеры Безусловный рефлекс постоянны для каждого вида. Присущи особям данного вида любого возраста и пола и появляются у всех одинаково т.к. рефлексы — это ответная реакция на какое-либо раздражение, то значение их огромное. Без них живое существо не могло бы существовать глотательный, моргательный рефлексы Инстинкты цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов инстинкты составляют основу поведения большинства животных инстинкт самосохранения, материнский инстинкт Запечатление врожденная способность к запоминанию увиденного с помощью запечатления животные запоминают необходимую для выживания информацию запоминание детенышом матери Условные рефлексы ответная реакция на раздражитель, которая вырабатывается путем многократного сочетания безразличного раздражителя с появлением жизненно важного дают возможность намного лучше и точнее приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях дрессированная собака не возьмет крм от постороннего, т.к. это действие систематически не подкреплялось Динамический стереотип система условно-рефлекторных связей, сложившихся в головном мозге путем многократного повторения одних и тех же действий за счет динамического стереотипа человек или животное выполняют какое-либо действие «на автомате», по привычке обучение ребенка письму, чтению, привычка грызть ногти Рассудочная деятельность заключается в возможности на основе прошлого опыта находить новые пути для достижения желаемых результатов позволяет лучше адаптироваться к изменяющимся условиям среды чтобы потушить огонь, необученная обезьяна использовала воду из пруда
ГДЗ по другим предметам
Условные и безусловные рефлексы | Пути замыкания временных связей | Нормальная физиология
Источник: www.pobio.ru
ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По И. П. Павловым (в 1901 г..), В основе деятельности высшей нервной системы, поведения, лежат врожденные и приобретенные в процессе жизни рефлексы.
Врожденные (безусловные) рефлексы
Врожденные (безусловные) рефлексы — это наследственная генетически закреплена реакция организма осуществляется благодаря нервной системе, в ответ на адекватный раздражитель. Все они возникают по принципу «стимул — ответная реакция». Например, сосательный рефлекс у младенца при дотрагивании губ к грудной железы, или слюноотделительный — при вложении в рот пищи. Безусловные рефлексы обеспечивают координационную деятельность внутренних органов, направленную на поддержание гомеостаза, взаимодействие организма с внешней средой и согласованную деятельность различных функциональных систем.
Безусловный и условный рефлексы
Большинство безусловных рефлексов формируется и проявляется после рождения (например, клювальний рефлекс у птиц), другие — в процессе созревания (половые) под влиянием эндокринных и нервных факторов. В процессе онтогенеза безумовнорефлекторна деятельность совершенствуется и может видоизменяться в соответствии с условиями существования.
К врожденным безумовнорефлекторних форм поведения можно отнести большую группу сложных безусловных рефлексов, называются инстинкты.
Инстинкты — это совокупность стереотипных Видоспецифические двигательных реакций и сложных форм поведения, которые осуществляются на фоне высокой возбудимости нервных центров и направлены на удовлетворение внутренней потребности организма. Например, строительство гнезда птицами, перелет птиц в теплые края для вывода потомства, защитный, родительский т.
Они образуются по жестким программам, имеют цепной характер, где конец одной рефлекторной звена является началом другой. Под влиянием внешних и внутренних раздражителей (продолжительности дня, температуры внешней среды, гормонального фона) в нервных центрах накапливается специфическая энергия действия, которая приводит поисковое поведение, направленное на удовлетворение определенной потребности (жажды, голода, полового влечения). По данным этологов, эти инстинктивные реакции происходят под влиянием релизеров — ключевых стимулов, имеющих химическую или физическую природу.
Приобретенные (условные) рефлексы
Толчком к проведению исследований условных рефлексов, считал И. П. Павлов, была работа и. М. Сеченова
«Рефлексы головного мозга» (186В), в которой он выдвинул гипотезу о рефлекторную природу психической деятельности человека. Условные рефлексы, описанные И. П. Павловым (1901), были исследованы в экспериментах на собаках. Они принадлежат к ассоциативным процессов головного мозга, благодаря которым возникают связи между несколькими стимулами.
Условный рефлекс — это приобретенная в течение индивидуальной жизни реакция организма осуществляется благодаря образованию в высших отделах ЦНС временных рефлекторных путей в ответ на действие любого раздражителя на существующий соответствующий рецепторный аппарат. Условный рефлекс образуется в результате сочетания действия двух раздражителей — условного и безусловного. В классических опытах
И. П. Павлова выделение слюны у голодного собаки вызвали кормлением его мясом. Затем перед каждым кормлением хотя бы за несколько секунд раньше звенел звонок ( индифферентный раздражитель, ранее не вызывал выделение слюны) и вслед за ним кормили мясом ( безусловный раздражитель, который всегда вызывал слюноотделение). Такое многократное сочетание двух раздражителей повторяли до тех пор, пока только звонок (без последующего кормления) стал вызывать выделение слюны, потому что он превратился в условный раздражитель. Условный раздражитель предупреждает животное на подачу пищи и приводит к появлению у нее слюноотделение.
Условия образования условных рефлексов такие:
1 Сочетание индифферентного и безусловного раздражителей во времени.
2 Индифферентный раздражитель должен предшествовать хотя бы на доли секунды безусловном раздражителю, чтобы стать сигналом
3 По биологической силой безусловный раздражитель должен быть больше, чем индифферентный раздражитель.
4 Критерием выработки условного рефлекса есть 80% правильных реакций животного на условный сигнал. Количество сочетаний условного и безусловного раздражителей для достижения критерия выработки условных рефлексов неодинакова для разных рефлекторных реакций и различных животных.
Условный раздражитель имеет сигнальное значение — позволяет предположить следующую приспособительную реакцию организма к условиям внешней среды.
Таким образом, условные рефлексы — это индивидуальные приобретенные системные приспособительные реакции, возникающие на основе образования преимущественно в коре головного мозга временной связи между сенсорными центрами условного (сигнального) и сенсорными центрами безусловного раздражителя, приводит к формированию условнорефлекторной приспособительной реакции индивида (рис . 8.3).
Источник: studbooks.net
Тест «Поведение и психика человека» 8 класс
Тест по биологии 8 класс по теме «Поведение и психика человека».
1 Безусловный рефлекс – это :
А) приобретенная программа поведения
Б) врожденные формы поведения
В) сложная форма врожденного поведения
Г) положительные побудительные инстинкты
2 Условный рефлекс – это :
А) самая простая форма приобретенной программы поведения
Б) врожденные формы поведения
В) положительные безусловные рефлексы
Г) реакция на сигнал, предупреждающий о появлен ии значимого события
3 Динамический стереотип :
А) вырабатывается на определенные сигналы
Б) лежит в основе различения внешних сигналов
В) группа ориентировочных рефлексов (рефлексы «что такое»)
Г) условно — рефлекторные связи, сложившиеся в головном мозге путем многократного
повторения одних и тех же действий в одной и той же последовательности
4 Инстинкт – это :
А) цепь последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов
Б) передается по наследству
В) передача возбуждения к рабочему органу
Г) безусловный рефлекс
5 Запечатление
А) приобретается в процессе жизни
Б) вырабатывается на определенные сигналы
В) врожденная способность к запоминанию в раннем возрасте
Г) передается по наследству
6 В нейронах нервной системы действуют процесс ы:
А) возбуждение
Б) торможение
В) возбуждение и торможение
Г) возбудимость и проводимость
7 Безусловное торможение:
А) является врожденным
Б) передается по наследству
В) вырабатывается в течение жизни
Г) верны все варианты
8 Состояние доминанты – это :
А) возникновение в головном мозге мощного временного очага возб уждения, вызванног о
какой — то потребностью
Б) образование условно — рефлекторных связей между сигнальным раздражителем и
безусловным подкреплением
В) обеспечение согласованной деятельности всех органов
Г) проведение возбуждения от ЦНС к рабочему органу
9 Закон взаимной индукции – это:
А) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на двигательные
Б) переключение возбуждения с чувствительных нейронов на вставоч ные
В) согласованная деятельность органов
Г) возбуждение в одном органе вызывает торможение в другом
10 Во время сна биотоки головного мозга можно зарегистрировать с помощью прибора:
А) осцифоллографа
Б) электроэнцефаллографа
В) томографа
Г) тонометра
2 А, Г 7 А, Б
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Биология — еще материалы к урокам:
- Технологическая карта урока «Биосфера, её структура и функции» 9 класс
- Презентация «Палеозойская эра» 11 класс
- Конспект урока «Клеточное строение живых организмов» 5 класс
- Контрольная работа по биологии «Жизнь растений», «Классификация растений» 6 класс
- Конспект урока «Высшие споровые растения» 6 класс
- Конспект урока «Нуклеиновые кислоты» 10 класс
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 13-06-2018, 02:12 Тестовая оценка «Неорганическая и органическая химия. Обобщение»
- 3-02-2018, 13:37 Презентация «Химия в рисунках или эта удивительная химия»
- 25-12-2017, 20:17 Зачетная работа «Органическая химия»
- 14-12-2017, 20:12 Контрольная работа «Органическая химия» 9 класс
- 17-12-2016, 23:33 Химия по Гоголю
- 16-07-2016, 17:22 Презентация «ХИМИЯ»
- 16-09-2015, 16:26 Презентация «ХИМИЯ В КОСМЕТИКЕ»
- 16-09-2015, 16:17 Презентация «ХИМИЯ В ПИЩЕ»
Источник: uchitelya.com