Беседа что это за программа

Структура занятия – беседы

Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.

Беседа– активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.

В беседе вместе с мышлением развивается речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения. Формируется диалогическая и монологическая речь. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дис­куссию».

В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.

Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.

Россияне останутся без жилья?

Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Классификация бесед.

Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач:

1. Вводная беседа, предваряющая получе­ние новых знаний, является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Цель — узнать, что дети знают по данной теме, создать интерес к предсто­ящей деятельности. Эти беседы успешны, если они кратки, эмоцио­нальны, проводятся в непринужденной обстановке, ряд вопросов оста­ется неразрешенным («Посмотрим. Увидим… Проверим…»).

3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.

Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.

С точки зрения содержания можно условно выделить бе­седы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обще­стве и дома).

Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:

А) выбор темы беседы;

Б) определение программного содержания и воспитательных задач;

В) составление плана проведения беседы (микротемы);

Г) подбор иллюстративного материала.

Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.

День триста седьмой. Беседа с @arestovych Алексей Арестович

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья).

Тематика бесед определяется зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением. Напр.,

— природоведческие темы (вводится со средней гр.):

Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.

Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)

— морально-этические : (проводятся со старш. гр.)

Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии последовательного расположения материала.

Структура занятия – беседы

I. Начало беседы (вводная).

Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.

Начать беседу можно с воспоминания, загадки, стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. Беседу об осени можно начать с вопроса: «Почему осень называют золотой?». Беседу «О культуре поведения» с проблемного вопроса: «О каком человеке можно сказать, что он культурный человек?»

В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.

Основная часть делится на микротемы. В каждой микротеме решается частная задача. Напр., общая задача беседы «О здоровье» в старш.гр.: закрепить знания о тех условиях, которые помогают сохранить крепкое здоровье.

Выделяем 4 микротемы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.

2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.

Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.

III. Окончание беседы небольшое по времени.

Чаще всего это обобщающие вы­воды по всей беседе. Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

Беседа может быть закончена загадкой, сти­хотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.

Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.

Прямо сейчас студенты читают про:

Практические рекомендации по стилистике документов, образующих деловую переписку 1. Деловые документы пишутся в отстраненном тоне: изъявление чрезмерной любезности.
Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение Революция-качественный скачек в развитии общества, сопровождающийся изменениями в политической системе общества и.
Категории работ в электроустановках в отношении мер безопасности Работы в электроустановках в отношении мер безопасности подразделяются на три категории.
Объект, предмет и задачи психологии Психология. С греч. psyche – душа, logos – учение, наука, изучает закономерности возникновения, развития и.
Государство и гражданское общество Гражданское общество — это система внегосударственных об­щественных отношений и институтов.

Источник: studopedia.ru

1.2. Метод беседы

Из истории метода беседы. Беседа — один из опросных методов исследования личности в психологии. Психологи различ­ных школ и направлений широко используют ее в своих исследо­ваниях. Среди них — Ж. Пиаже и представители его школы, гумани­стические психологи, основоположники и последователи «глубин­ной» психологии [4].

Историческое прошлое беседы следует искать в диалогах Сократа и софистов, где формы беседы были связаны с различны­ми позициями, которые предписывалось занимать участникам, и целями, которые беседа могла преследовать. Главной целью со­фистического диалога является беседа как таковая; задача спраши­вающего — заставить отвечающего противоречить самому себе, а задача отвечающего — любой ценой избежать этой ловушки. Глав­ная цель в беседе Сократа — поиск и нахождение истины, сущности вещей. Задача отвечающего состояла в том, чтобы, отталкиваясь от интуитивного представления о каком-либо качестве, добродетели, дать его словесное определение как понятия. Задача спрашиваю­щего заключалась в том, чтобы навести собеседника на путь рас­крытия тех понятий, которыми владеет определяющий, но на­столько смутно, что не в состоянии дать им точное определение [1].

Создание научной психологии в середине 19 века началось с разработки методов исследования, на основе которых можно бы­ло бы построить научную теорию: эксперимент, сравнительный метод, а также методы опроса, к числу которых относиться анкета и беседа (интервьюирование). Источником этих методов была па­раллельно развивающаяся социология и практика массовых опро­сов населения.

В это время очень широко в психологическом ис­следовании стала применяться анкета. Ф. Гальтон одним из первых применил ее для изучения умственных способностей и условий развития ученых; несколько позже А. Бине разработал анкету для исследования интеллекта детей; С. Холл активно пользовался ан­кетным методом в рамках генетической психологии. В настоящее время метод беседы получил признание и широкое распростране­ние благодаря Карлу Роджерсу, предложившему «клиентцентрированный» подход в терапии. В рамках этого подхода наи­более полно рассматриваются условия успешной терапевтической беседы [10].

Читайте также:
Что за программа пап

Психологическая характеристика беседы. Беседа — ме­тод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседа как метод психологического исследования может применяться самостоятельно, а может использоваться как дополнительный метод в структуре эксперимента на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструктаж, моти­вация и т.д.), и на последнем этапе — в форме постэксперименталь­ного интервью, либо дополнять результаты наблюдения. Примене­ние этого метода имеет возрастные ограничения. Связаны они с особенностями возраста детей: до определенного возраста ребенок не всегда может дать словесный отчет о своих переживаниях, чув­ствах, объяснить свои предпочтения и действия. Способность к внеситуативно-личностному общению со взрослым проявляется у ребенка лишь к середине дошкольного возраста; в ходе беседы ис­пытуемый может сознательно или неосознанно искажать истинную информацию, в связи с чем возрастает значение невербальных средств общения, интерпретация которых предъявляет дополни­тельные требования к квалификации исследователя, его мастерству и профессионалбной зрелости [7].

Объектом беседы является человек; предметом могут стать самые различные психические явления, отношения и стороны жизни человека. В зависимости от конкретных целей в качестве предмета беседы могут выступать:

• индивидуально-психологические свойства личности (особен­ности познавательной сферы; способностей; характера);

• особенности мотивационной сферы (потребности, интересы, склонности);

• система социальных отношений личности;

• самосознание (Я-концепция, самооценка, самоотношение);

• смысловая сфера личности (ценности, смыслы, экзистенциаль­ные проблемы) и т.д.

Общая направленность беседы зависит от целей и задач конкретного исследования. Беседа может выступать в роли диагно­стического инструмента, основная функция которого — получение как можно более богатой, полной, верной по содержанию инфор­мации. Беседу можно рассматривать и как психотерапевтический инструмент. В этом случае данный метод является средством вер­бализации, осмысления, осознания, трансформации индивидуаль­ного опыта, ее основная функция — помочь клиенту в процессах самоизменения и личностного роста.

Типы беседы. Одним из основных критериев отнесения беседы к определенному типу являются особенности предвари­тельно подготовленного плана (программы и стратегии) и характер стандартизации беседы, т.е. тактика. Под программой и стратеги­ей подразумевают составленный психологом в соответствии с це­лями и задачами беседы набор смысловых тем и последователь­ность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов психолога в ней, т. е. тем более жесткой и ограниченной является его тактика. Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону психолога, задающего вопросы [1].

Полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а практически свободная беседа -отсутствие заранее сформулированной программы и наличие ини­циативной позиции в беседе у того, с кем она проводится. Помимо представленных типов, существуют следующие основные типы беседы (см. табл. 1).

Некоторые исследователи в рамках метода беседы выде­ляют клиническую беседу. Термин «клиническая беседа» закрепил­ся за способом исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его соз­нания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в контекст психологической консультации или психологического тренинга.

Особое место клинической беседе в своей работе отводила Б.В. Зейгарник. Клиническую беседу можно рассматривать в ши­роком смысле слова, потому что «это не беседа врача, это беседа экспериментатора-психолога с психически больным, с соматиче­ски больным, с человеком, заболевшим и находящимся в стацио­наре или приходящим в диспансер». «Беседа не проводится вооб­ще.

Беседа проводится всегда на основании многих индикаторов, условий, параметров, которые вы получили от врача, с которым вы беседовали, из истории болезни. Но это не означает, что беседа должна касаться самих симптомов болезни, самой болезни. Бесе­да должна проводиться в зависимости от тех проблем, которые стоят перед практическим патопсихологом. Характер наших во­просов, нашей беседы, должны зависеть от того, как больной отно­сится ко всей ситуации беседы. Вошел ли он угрюмый или весе­лый, или с открытой душой».

Источник: studfile.net

Как вести светскую беседу

Фото автора Татьяна Шахматова

Кандидат филологических наук, преподаватель, автор серии книг «Филологическое расследование» издательства «Эксмо».

Светская беседа, или small talk, зародилась во Франции и Англии. В XIX веке российский высший свет перенял мастерство диалога ассоциаций (ещё одно название small talk), но за годы советской истории оно было утрачено. Однако корни отечественного неумения вести светскую беседу ещё глубже: ни к чему не обязывающий разговор для установления контакта отсутствует не только в нашей культуре, но и в языковом коде.

Речевых образцов жанра small talk в нашем арсенале попросту нет, и лёгкую беседу нам строить не из чего. Более того, сама наша ментальность как будто сопротивляется «маленьким разговорам». В беседе мы любим глубину, и английский разговор о погоде кажется нам пустым, а китайский small talk о еде — глупым.

Между тем в России активно развивается этикет бизнеса, который предполагает общение на деловых встречах, форумах, бизнес‑завтраках. В этих форматах слишком серьёзные и личные разговоры неприемлемы. Как же за несколько минут расположить к себе незнакомого или малознакомого человека, установить контакт и при этом не оттолкнуть? Выход один: нам придётся придумать русский small talk. Но прежде чем придумывать своё, стоит обратить внимание на то, что уже изобретено.

Что можно позаимствовать из английского small talk

В английской беседе масса тематических табу, потому что в таком формате общения нельзя спорить, нарушать границы собеседника, портить ему настроение или заставлять скучать. Жители Туманного Альбиона не любят говорить о личной жизни и отношениях внутри семьи, о религии, состоянии здоровья, проблемах на работе, политике, заработке, Брекзите, мигрантах, философии, футболе (особенно если вы из Манчестера, а ваш визави из Ливерпуля).

Проще перечислить приличные для разговора темы, чем вспомнить все английские темы‑табу. Однако столь тщательный отбор говорит о том, что перед нами совершенно безопасные и беспроигрышные варианты, которые будут уместны практически в любой ситуации и с любым собеседником.

Безопасные темы для лёгкой беседы

1. Погода

Типичный разговор англичан о погоде выглядит так:

— Сегодня довольно тепло.
— Да, замечательный выдался день.
— Кажется, впервые на этой неделе выглянуло солнце.
— Да, не припомню, чтобы солнце показывалось более чем на десять минут в эти дни.
— Кажется, позапрошлым летом тоже было много пасмурных дней.
— Отлично помню то лето, мы с семьёй как раз сняли прелестный коттедж в Сассексе недалеко от побережья, но даже ни разу не выехали на пикник…

Возможно, для русскоговорящих эта тема не самая удачная, но если подойти к вопросу с юмором и смекалкой, то и погода может вполне сгодиться. Приведу примеры, которые слышала сама:

  • «Кажется, бессмысленно брать такси: льёт так, что уже пора приступать к строительству ковчега».
  • «Проходите, садитесь. Здесь довольно тепло». — «Да, сниму шапку, как только она отмёрзнет от головы».

Здесь действует знаменитое английское правило создания комизма not too bad — «не так уж и плохо».

2. Домашние животные

Англичане — собачники. Моду на псов поддерживает сама королева‑мать, поэтому отпустить замечание о породе проходящего мимо животного или справиться о здоровье терьера коллеги — это вполне приемлемое начало разговора в Туманном Альбионе.

— У меня собака той же породы, что и на этом календаре.
— О, правда? У моей мамы была точно такая же, это чудесная порода.
— Вы совершенно правы, с этими собаками почти нет хлопот. Правда, они очень подвижные.
— Но с какой‑то стороны это даже плюс.

3. Предмет в руках собеседника

В качестве примера приведу случай, который произошёл со мной лично и поначалу озадачил.

«Вы одна будете есть этот торт?» — спросила меня продавщица в небольшой кондитерской рядом с нашим домом в Уоррингтоне.

Читайте также:
Настройка Google partner что это за программа на Андроид

Я успела обидеться, причём дважды: неужели я похожа на человека, которому не с кем есть торт? Или сотрудница намекает на то, что мне пора завязывать с поеданием выпечки ночью на тёмной кухне?

Но тут до меня дошло, что со мной пытаются завязать small talk и за этим странным вопросом стоит вполне конкретный смысл. В сущности это вопрос о составе семьи (тот самый слишком личный вопрос‑табу вроде «Есть ли у вас дети?»), но задан он очень корректно. Увидев новое лицо, продавщица захотела выяснить, как часто я буду приходить в её кондитерскую и покупать сладости.

«Мой муж не слишком любит сладкое, но я обязательно дам ему попробовать», — ответила я после неприлично затянувшейся паузы.

Леди облегчённо выдохнула. Задеть собеседника — худшее из зол в английской беседе, а моё лицо, видимо, выражало напряжённые размышления.

«Надеюсь, вам обоим понравится. Хорошего дня, приходите вместе с мужем, у нас есть ещё орехи и сладости на основе стевии!» — улыбнулась она. Вуаля, цель достигнута: обмен информацией состоялся, контакт есть.

Вопрос о предмете хорош тем, что имеет чёткие ситуативные рамки, из которых не так‑то просто перейти в личную зону. Необычная ручка или стикер на ноутбуке, программа конференции — всё может стать поводом для начала лёгкой беседы. С одной из своих будущих учениц я заговорила, пытаясь выяснить, кто такой Тоторо, в виде которого был выполнен чехол её телефона. В итоге мы с ней занимались почти два года, а всё началось с предмета у неё в руках.

Правила, которые можно взять на вооружение

  1. Соглашайтесь с собеседником. Даже если была высказана банальность, всегда приятно услышать в ответ «да»: «Хорошая погода так поднимает настроение!» — «С этим нельзя не согласиться».
  2. Используйте юмор. Если всё плохо, представьте, что могло быть и хуже. Если же всё ослепительно прекрасно, сделайте вид, что не придаёте этому слишком большого значения. Правило «не так уж и плохо» работает в small talk и в том, и в другом случае.
  3. Делайте комплименты и задавайте вопросы. Даже если вы не любите животных, коль уж речь зашла о них, похвалите собачку собеседника. Или его котика (эта тема точно беспроигрышная). Также уместно задать вопрос, высказать замечание или сделать комплимент предмету в руках собеседника.

Что ещё поможет вести small talk по‑русски

У русскоговорящих гораздо меньше запретных тем для общения с незнакомцами, чем у англичан. С уверенностью можно назвать следующие неуместные темы:

  • национальность;
  • состав семьи, семейный статус;
  • уровень доходов;
  • вероисповедание и отношение к религии;
  • состояние здоровья, болезни, смерть;
  • остросоциальные вопросы (например, мои студенты называли среди таких тем феминизм, так как он часто понимается и воспринимается неоднозначно).

С одной стороны, слабая тематическая регламентация — это плюс, так как легче найти общую тему для беседы. С другой стороны, — минус, потому что даже в коротком разговоре может возникнуть конфликтная ситуация. Из этой особенности следует первое важное умение для того, чтобы успешно вести светскую беседу.

1. Переключение темы

— У вас есть дети?
— Нет.
— Обычно отвечают, что есть, поэтому я задаю этот вопрос, чтобы найти общие темы.
— Я могу соврать, если хотите. Спросите ещё раз.
— М‑да. Ужасное начало.

Это не диалог из пьесы театра абсурда, а реальный разговор, который я слышала собственными ушами. Человек выбрал неудачный вопрос для начала беседы, а получив отрицательный ответ, попытался объясниться, что ситуацию не улучшило. Тем не менее ход разговора удалось скорректировать с помощью юмора. Предложение соврать и комментарий «ужасное начало» уже были произнесены с улыбкой. В данном случае сработал приём предельного заострения ситуации, превращения её в пародию на саму себя.

Для переключения темы можно использовать шутку или вопрос, который будто бы внезапно пришёл вам в голову. А если с собеседником у вас есть общие знакомые, переключить тему ещё проще:

  • «А я ведь недавно встретил нашу одноклассницу!»
  • «Как поживает твой начальник? Мы с ним когда‑то работали в одном проекте».
  • «Совсем забыла, Алексей просил передать привет».

2. Вопросы, которые предполагают развёрнутый ответ

Используйте их вместо «закрытых» вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Например: «Если честно, никогда не разделял идею о том, что проверки вроде теста Рэндса действительно могут определить жизнеспособность команды. А как вам кажется?» Подобный вопрос, заданный коллегам, может породить целую дискуссию.

3. Развёрнутые ответы

Даже если на вопрос можно ответить односложно, для поддержания беседы важно дать собеседнику зацепку. Введите в ваш ответ любую новую информацию, на которую он мог бы отреагировать.

— Я заметил, что ты любишь готовить.
— Да, особенно мне нравится пробовать новые рецепты. Каждый раз, приезжая в новую страну, стараюсь выведать у местных какие‑то кулинарные секреты.
— О, ты ещё и путешественница? Я вот в этом году впервые побывал на Камчатке — осуществил наконец мечту.

4. Эрудиция и быстрота реакции

Назовите пару‑тройку имён из области, о которой вы говорите, или из сферы ваших общих профессиональных интересов, приведите интересный факт. Это всегда производит хорошее впечатление.

Как пример приведём такой разговор на кофе‑брейке конференции, посвящённой книжному маркетингу:

— Интересную идею о творческом подходе в продажах озвучил Иванов: о том, как продать человеку книгу, которую тот и не думал покупать.
— Особенно забавно этот подход работает, когда продать нужно книгу Дейла Карнеги.

— Не посоветуете интересные места, куда можно сходить у вас в Казани?
— Обычно рекомендуют посетить кремль, улицу Баумана, Старо‑Татарскую слободу. А я бы ещё посоветовала сходить в театр имени Качалова. Вы не разочаруетесь, только билеты надо бронировать заранее.
— О, вы любите театр?

На мой взгляд, small talk — это один из самых важных, но и самых непростых жанров делового общения. Надо приспосабливаться и к моменту, и к собеседнику, и при этом не забывать о собственных интересах. Однако, если знать ключевые особенности такой беседы и регулярно практиковаться, можно выработать свои приёмы ведения разговора и стать настоящим гуру общения.

  • Как вежливо ответить человеку, если он лезет не в своё дело
  • Не только о работе: с кем и о чём поговорить на корпоративе
  • 18 умных вопросов, которые стоит задать в конце собеседования

Источник: lifehacker.ru

Беседа как метод психологического исследования

Беседа как метод психологического исследования

Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Беседа широко применяется в медицинской, возрастной, юридической, политической и в других отраслях психологии. Как самостоятельный метод она особенно интенсивно используется в практической психологии, в частности в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе. В деятельности практического психолога беседа часто играет роль не только профессионального метода сбора психологической информации, но и средства информирования, убеждения, воспитания.

Беседа как метод психологического исследования неразрывно связана с беседой как способом человеческого общения, поэтому квалифицированное ее применение немыслимо без фундаментальных социально-психологических знаний, навыков общения, коммуникативной компетентности психолога.

В процессе общения происходит восприятие людьми друг друга, понимание окружающих и своего «Я», поэтому метод беседы теснейшим образом связан с методом наблюдения (как внешнего, так и внутреннего). Невербальная информация, получаемая при собеседовании, зачастую не менее важна и значима, чем информация вербальная. Нерасторжимая связь беседы с наблюдением – одна из характерных ее особенностей. При этом беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена наряду с самонаблюдением к наиболее специфичным для психологии методам.

Отличительной особенностью беседы в ряду других вербально-коммуникативных методов является свободная, непринужденная манера исследователя, стремление раскрепостить собеседника, расположить его к себе. В такой атмосфере искренность собеседника значительно повышается. Вместе с этим возрастает адекватность данных по исследуемой проблеме, получаемых в ходе беседы.

Читайте также:
Программа zimbra что это

Исследователь должен принимать во внимание наиболее распространенные причины неискренности. Это, в частности, опасение человека показать себя с плохой или смешной стороны; нежелание упоминать о третьих лицах и давать им характеристики; отказ раскрывать те стороны жизни, которые респонденту представляются интимными; боязнь, что из беседы будут сделаны неблагоприятные выводы; антипатия к собеседнику; непонимание цели беседы.

Для успешного проведения беседы очень важное значение имеет начало разговора. Для установления и поддержания хорошего контакта с собеседником исследователю рекомендуется демонстрировать свой интерес к его личности, его проблемам, его мнениям. Следует избегать при этом открытого согласия или несогласия с собеседником. Свое участие в беседе, интерес к ней исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами, специфическими замечаниями. Беседа всегда сопровождается наблюдением за обликом и поведением испытуемого, которое дает дополнительную, а подчас и основную информацию о нем, его отношении к предмету разговора, к исследователю и сопутствующей обстановке, о его ответственности и искренности.

В психологии выделяют следующие виды беседы: клиническую (психотерапевтическую), вводную, экспериментальную, автобиографическую. В ходе клинической беседы главная цель состоит в оказании помощи клиенту, вместе с тем она может использоваться для сбора анамнеза. Вводная беседа, как правило, предшествует эксперименту и нацелена на привлечение испытуемых к сотрудничеству. Экспериментальная беседа проводится для проверки экспериментальных гипотез. Автобиографическая беседа позволяет выявить жизненный путь человека и применяется в рамках биографического метода.

Различают управляемую и неуправляемую беседу. Управляемая беседа проводится по инициативе психолога, он определяет и поддерживает основную тему разговора. Неуправляемая беседа чаще возникает по инициативе респондента, а психолог лишь использует полученную информацию в исследовательских целях.

В управляемой беседе, служащей для сбора информации, отчетливо проявляется неравенство позиций собеседников. Психологу принадлежит инициатива в проведении беседы, он определяет тематику и задает первые вопросы. Респондент обычно отвечает на них. Асимметричность общения в этой ситуации может снизить доверительность беседы. Респондент начинает «закрываться», намеренно искажать сообщаемые им сведения, упрощать и схематизировать ответы вплоть до односложных высказываний типа «да-нет».

Управляемая беседа не всегда эффективна. Иногда более продуктивна неуправляемая форма беседы. Здесь инициатива переходит к респонденту, а беседа может принимать характер исповеди. Такой вариант беседы типичен для психотерапевтической и консультативной практики, когда клиенту необходимо «выговориться».

В этом случае особое значение приобретает такая специфическая способность психолога, как умение слушать. Проблеме слушания уделяется особое внимание в руководствах по психологическому консультированию И. Атватера, К.Р. Роджерса и др.

Слушание

Слушание – активный процесс, требующий внимания и к тому, о чем идет речь, и к человеку, с которым беседуют. Умение слушать имеет два уровня. Первый уровень слушания – внешний, организационный, он обеспечивает правильное восприятие и понимание смысла речи собеседника, но недостаточен для эмоционального понимания самого собеседника. Второй уровень – внутренний, эмпатийный, это проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие, эмпатия.

Данные аспекты слушания должны учитываться профессиональным психологом при проведении беседы. В некоторых случаях вполне достаточно первого уровня слушания, и переход на уровень сопереживания даже может быть нежелательным. В других случаях без эмоционального сопереживания не обойтись. Тот или иной уровень слушания определяется задачами исследования, складывающейся ситуацией и личностными особенностями собеседника.

Беседа в любой форме всегда представляет собой обмен репликами. Они могут носить как повествовательный, так и вопросительный характер. Реплики исследователя направляют разговор, определяют его стратегию, а реплики респондента поставляют искомую информацию. И тогда реплики исследователя можно считать вопросами, даже если они выражены не в вопросительной форме, а реплики его собеседника – ответами, даже если они выражены в вопросительной форме.

При проведении беседы очень важно учитывать, что некоторые типы реплик, за которыми стоят определенные психологические особенности человека и его отношение к собеседнику, могут нарушить ход общения вплоть до его прекращения. Крайне нежелательными со стороны психолога, проводящего беседу с целью получения информации для исследования, являются реплики в форме: приказа, указания; предупреждения, угрозы; обещания – торговли; поучения, нравоучения; прямого совета, рекомендации; несогласия, осуждения, обвинения; согласия, похвалы; уничижения; брани; успокоения, утешения; допроса; увода от проблемы, отвлечения. Такие реплики часто нарушают ход мысли респондента, заставляют его прибегать к защите, могут вызвать раздражение. Поэтому свести вероятность их появления в беседе к минимуму – обязанность психолога.

При ведении беседы различают техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Техника рефлексивного слушания заключается в управлении беседой с помощью активного речевого вмешательства исследователя в процесс общения. Рефлексивное слушание применяется для контроля однозначности и точности понимания исследователем услышанного. И. Атватер выделяет следующие основные приемы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Выяснение – это обращение к респонденту за уточнениями, помогающее сделать его высказывание более понятным. В этих обращениях исследователь получает дополнительные сведения или уточняет смысл высказывания.

Перефразирование – это формулировка высказывания респондента в ином виде. Цель перефразирования – проверка точности понимания собеседника. Психолог по возможности должен избегать точного, дословного повторения высказывания, поскольку при этом у собеседника может возникнуть впечатление, что его невнимательно слушают. При умелом перефразировании у респондента, напротив, возникает убеждение, что его внимательно слушают и стремятся понять.

Отражение чувств – это словесное выражение слушающим текущих переживаний и состояний говорящего. Подобные высказывания помогают респонденту почувствовать заинтересованность исследователя и внимание к собеседнику.

Резюмирование

Резюмирование — это подытоживание слушающим мыслей и чувств говорящего. Оно помогает закончить беседу, свести отдельные высказывания респондента в единое целое.

При этом психолог получает уверенность в том, что адекватно понял респондента, а респондент осознает, насколько ему удалось передать свои взгляды исследователю.

При нерефлексивном слушании психолог управляет беседой с помощью молчания. Здесь значительную роль играют невербальные средства общения – контакт глаз, мимика, жесты, пантомимика, выбор и изменение дистанции и т. п. И. Атватер выделяет следующие ситуации, когда применение нерефлексивного слушания может быть продуктивным:

  1. собеседник стремится высказать свою точку зрения или выразить свое отношение к чему-либо;
  2. собеседник хочет обсудить наболевшие проблемы, ему необходимо «выговориться»;
  3. собеседник испытывает трудности в выражении своих проблем, переживаний (мешать ему не следует);
  4. собеседник испытывает неуверенность в начале беседы (необходимо дать ему возможность успокоиться).

Нерефлексивное слушание – достаточно тонкая техника, использовать ее надо осторожно, чтобы излишним молчанием не разрушить процесс общения.

Вопрос фиксации результатов беседы решается по-разному в зависимости от цели исследования и индивидуальных предпочтений психолога. В большинстве случаев применяется отсроченная запись. Считается, что письменная регистрация данных в ходе беседы препятствует раскрепощению собеседников, в то же время она более предпочтительна по сравнению с использованием аудио– и видеоаппаратуры.

Резюмируя вышеизложенное, можно сформулировать профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность использования беседы как метода психологического исследования:

– владение приемами рефлексивного и активного слушания;

– умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное;

– способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;

— умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;

— умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;

— стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;

— внимательность к уровню утомления и тревожности респондента.

Используя беседу в качестве метода психологического исследования, психолог может гибко сочетать различные ее формы и техники ведения.

Источник: psiheya-market.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru