Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману, текст романа.
-знакомство с текстом Достоевского «Бедные люди»;
-развитие навыков аналитического чтения, выразительного чтения;
-воспитание в учащихся чувства сострадания, гуманного отношения к окружающим.
Тема нашего сегодняшнего урока «Что же, что же делать?»
Таким вопросом задавались многие литературные герои писателя. Сам же Федор Михайлович тоже ищет ответ на этот мучительный вопрос «Что же, что же делать?», чтобы в мире не было страданий, боли, жестокости и угнетения человеческой личности. Его книги нельзя читать спокойно, без духовного напряжения, его жестокий реализм захватывает, пугает, поражает.
По мнению поэта Д. Мережковского, «книги Достоевского нельзя читать, их надо пережить, выстрадать, чтобы понять и потом они уже не забываются».
«В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности и гуманизму», — так считает русскоязычный писатель Ч. Айтматов.
Краткое содержание «Бедные люди» Ф. М. Достоевский
Горький утверждал: «Толстой и Достоевский — два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы».
Запишите эти высказывания в тетрадь.
- Какое из них мы могли бы взять в качестве эпиграфа к уроку?
Ответить на данный вопрос мы сможем несколько позже.
Итак, роман «Бедные люди» был опубликован в 1845 году.
По мнению Некрасова, в лице Достоевского новый Гоголь явился.
Известный литературный критик Белинский считал, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него никому не снилось».
- Обращаясь к Достоевскому, вопрошал: «Да вы понимаете ль сами-то что вы такое написали. осмыслили вы сами-то всю эту страшную правду, на какую вы нам указали?
Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась, как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим художником». Эти слова критика оказались пророческими.
В письме к брату Михаилу Достоевский рассказывает о своем успехе: «. Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное».
Чем объяснить такой успех романа? ( Следуют ответы учащихся)
Какое впечатление произвел роман на вас? ( Следуют ответы учащихся)
Предметом изображения писателя становится маленький человек, его внутренний мир.
Дается определение «маленького человека»
Какие писателю 19 века обратились к теме «маленького человека» в своих произведениях
«Станционный смотритель» — А.С Пушкин. «Шинель» — Н.В.Гоголь
Почему повесть о человеке названа «Шинель»? — Вещь заменила человека
Мундир заменил личность, чин заменил человека.
Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным — одежде, чину, дому. Но иначе быть не может: такова суть государственного устройства.
Таким образом, Достоевский в своем романе продолжает традиции русской литературы в изображении «маленького человека», неслучайно сам автор утверждает, что «все мы вышли из «Шинели» Гоголя»
Русская литература. 9 класс. Ф.М. Достоевский «Бедные люди». Жанровое своеобразие романа
Один из рецензентов романа Константин Аксаков считал, что произведение Достоевского написано решительно под влиянием Гоголя и, следовательно, ничего нового автор «Бедных людей» не привнес в изображение «маленького человека».
Согласны ли вы с этим мнением? — Нет, так как Достоевский показал внутренний мир героев, их душевные переживания, способность к состраданию, готовность прийти на помощь, тогда как у Гоголя Н.В. Акакий Акакиевич одинок, очень замкнут.
Что нового привнес в раскрытие данной темы Достоевский? — Герои говорят о себе сами, в письмах.
Для чего нужно было героям романа переписываться, ведь они живут в одном дворе, даже видят друг друга в окно. Зачем же надо было писать? – Девушкин боится, что его встречи с девушкой дадут повод для сплетен и пересудов. — Чтобы показать внутренний мир героев, ведь герои говорят в письмах о себе сами. — «Маленький человек» сам поверяет нам свои переживания и думы
Это письма — исповеди, письма — признания, письма — откровения.
Какими же предоставлены герои романа Достоевского Варенька Доброселова и Макар Девушкин?
Всего героями написано 55 писем, полных страдания, горя, надежд на лучшее. «Что же, что делать?», чтобы хоть что-то к лучшему изменилось в жизни героев.
О чем же письма М. Девушкина и каким предстает он в этих письмах?
Очень хорошо характеризует героев их речь. Что мы можем сказать о речи М. Девушкина?
Многие обвиняли Достоевского в многословии главного героя, в косноязычии, на что автор ответил … Им невдогад, что говорит Девушкин, а не я и что Девушкин иначе говорить не может. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Современный лингвист Виноградов отметил эту манеру, как достоинство произведения: «Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями».
Переход к Вареньке Доброселовой – Что можно сказать об этой девушке?
- Что мы узнали о ее жизни в родительском доме?
- Что она рассказала о своей жизни в пансионе?
- Каково ей жилось в доме Анны Федоровны?
Вывод . Впервые в романе Достоевского показана жизнь маленьких людей изнутри раскрыта так правдиво и подробно. Убедительно показано внутреннее богатство «маленького человека», красота, высокая культура чувств. Любовь к Вареньке выпрямляет его, в нем происходит настоящий переворот: « и я обрел душевный покой и узнал, что я не хуже других, что только так, не блещу ничем. Лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек.»
Так Достоевский показал нам, как много прекрасного, благородного и светлого лежит в самой ограниченной человеческой натуре.
Что же делать? Для себя Достоевский решил этот вопрос таким образом:
-старался выразить тайну человеческой души.
А как вы бы ответили на этот вопрос, прозвучавший в начале урока?
Подготовить сообщения «Двойники М. Девушкина»
Источник: nsportal.ru
В помощь школьнику. Ф. М. Достоевский. «Бедные люди» (1846). 10 класс
2-я неделя февраля. В середине февраля, прежде чем прочесть роман «Преступление и наказание», десятиклассники знакомятся с более скромным по объёму, но не менее душераздирающим произведением Достоевского — повестью «Бедные люди»
Текст: Ольга Разумихина
Так уж сложилось, что переживания маленького человека всегда были — да и остаются — животрепещущей темой для русских писателей. В современной литературе похожие герои населяют творческие миры таких прозаиков, как, например, Роман Валерьевич Сенчин, Людмила Стефановна Петрушевская и Татьяна Никитична Толстая. (Познакомиться с их творчеством, а заодно посмотреть на маленьких людей века нынешнего, можно, прочитав рассказы «Володька», «Мост Ватерлоо» и «Соня» соответственно.)
Откуда всё это взялось, мы разбирали не раз: из «Медного всадника» и «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина, из «Шинели» и «Записок сумасшедшего» Н. В. Гоголя. Так что перед Фёдором Михайловичем Достоевским, который в 1840-х годах делал первые шаги в литературе, стояла нелёгкая задача: обратиться к той же теме, над которой работали величайшие писатели-реалисты, — и привнести в неё что-то своё.
Стоит ли говорить, что Достоевский справился с этим мастерски! Его маленькие люди, как и Самсон Вырин, и Евгений из «Медного всадника», и Акакий Акакиевич Башмачкин, и Поприщин, не тянутся за журавлём в небе — и до поры до времени счастливы со своими синицами в руках. Вот только каждый из них по нелепой, трагической случайности теряет самое дорогое: Вырин — дочку, Евгений — невесту, Башмачкин — шинель, Поприщин — любимую девушку и, вследствие этого, рассудок.
Но Достоевский пошёл ещё дальше: его «маленькие люди» самое дорогое не теряют, а отдают добровольно. Прекрасно понимая, что жизнь их после этого, как сказал некогда Пушкин, будет тянуться
- Без божества, без вдохновенья,
- Без слёз, без жизни, без любви.
Явление героя
Главный герой повести «Бедные люди» — мелкий чиновник Макар Девушкин. Этот человек уже немолод, особенно по меркам XIX века, когда смертность от различных заболеваний, особенно инфекционных, была намного выше: ему немногим меньше 50 лет. Но в столь почтенном возрасте Девушкин всё так же беден, как и в юности. Как и большинство «маленьких людей» в русской литературе, он живёт в съёмной комнатушке и едва наскребает денег, чтобы оплатить аренду. Жилплощадь его, которая представляет собой ограждённую ширмой часть кухни, никуда не годится, — но герой старательно убеждает самого себя, что его жизнь — сплошное удовольствие:
«Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас <. >кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный. то есть, или ещё лучше сказать, кухня большая в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы ещё комната, нумер сверхштатный; всё просторное, удобное, и окно есть, и всё <. >. Ну, вот это мой уголочек. <. >Поставил я у себя кровать, стол, комод, стульев парочку, образ повесил. Правда, есть квартиры и лучше, — <. >да удобство-то главное <. >. Моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде [когда снимал другую комнату] ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал».
На этом моменте школьник может прийти в недоумение: если человеку так мало платят, почему бы ему не найти другую работу? Ладно бы Девушкин жил в деревне, но дело-то происходит в Петербурге! Но и с этим в XIX веке было куда больше трудностей, чем сейчас. Тем более что высшего образования главный герой не получил (что понятно уже из его манеры изложения, изобилующей тавтологиями), связями не обзавёлся, а «продавать» себя не умеет категорически:
«. было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился, и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу. Ну, нечего сказать, износил я вицмундиров довольно; возмужал, поумнел, людей посмотрел; <. >меня хотели даже раз к получению креста представить. <. >Так что же <. >— нашлись на всё это злые люди!
<. >А оттого, что я смирненький, а оттого, что я тихонький, а оттого, что добренький! Не пришёлся им по нраву, так вот и пошло на меня. Сначала началось тем, что, «дескать, вы, Макар Алексеевич, того да сего»; а потом стало — «что, дескать, у Макара Алексеевича и не спрашивайте». А теперь заключили тем, что, «уж конечно, это Макар Алексеевич!» <. >И ведь это всё с незапамятных времён каждый божий день повторяется. Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это всё? <. >»
Как и Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели», Девушкин работает переписчиком документов; это — самое простое и, соответственно, наименее благодарное занятие, которое только могли поручить чиновнику. Ситуация усугубляется тем, что герой «Бедных людей» то и дело попадает в комичные, постыдные ситуации. Например, однажды он, переписывая бумагу, пропустил целую строчку; за это его тотчас же повели «на ковёр» к его превосходительству, то есть чиновнику как минимум пятого класса (сам же Девушкин был титулярным советником — это чин «позорного» девятого класса, а всего этих классов было 12). И вот Девушкин, ожидая выговора, стоит перед «значительным лицом» — и тут с его заношенного мундира падает пуговица:
«Моя пуговка — ну её к бесу — пуговка, что висела у меня на ниточке, — вдруг сорвалась, отскочила, запрыгала (я, видно, задел её нечаянно), зазвенела, покатилась и прямо, так-таки прямо, проклятая, к стопам его превосходительства, и это посреди всеобщего молчания! Вот и всё было мое оправдание, всё извинение, весь ответ, всё, что я собирался сказать его превосходительству!
Последствия были ужасны! Его превосходительство тотчас обратили внимание на фигуру мою и на мой костюм. Я вспомнил, что я видел в зеркале: я бросился ловить пуговку! Нашла на меня дурь! <. >Наконец поймал пуговку, приподнялся, вытянулся, да уж, коли дурак, так стоял бы себе смирно, руки по швам!
Так нет же: начал пуговку к оторванным ниткам прилаживать, точно оттого она и пристанет; да ещё улыбаюсь <. >».
Поняв, в сколь стеснённом положении находится Девушкин, высокопоставленный чиновник пожалел его — и вместо того, чтобы объявить выговор, протянул бедняге сторублёвую купюру. От этого жеста герой пришёл в восторг. «Если бы дети у меня были, — написал он впоследствии, — то <. >им бы повелел, чтобы богу молились, то есть вот как: за родного отца не молились бы, а за его превосходительство каждодневно и вечно бы молились!»
Безответный, тихий и скромный, Макар Девушкин в чём-то похож на Мечтателя из более позднего произведения Ф. М. Достоевского — повести «Белые ночи», которую десятиклассник, читающий эту статью, проходил годом ранее. Но если Мечтатель обитает в мире фантазий и представляет себя то непризнанным поэтом, то воином времён Ивана Грозного, то нежным супругом, у Макара Девушкина — другая отдушина. Каждый день после службы он пишет письма Вареньке — барышне, с которой его связывает нежнейшая душевная дружба. Но кто это такая — и почему их с Макаром отношения такие странные? Казалось бы, если главный герой испытывает чувства, отчего бы не поспешить с предложением руки и сердца?
Явление героини
Варенька (или, как почтительно обращается к ней главный герой, Варвара Алексеевна) — девушка с чистой, отзывчивой и ранимой душой. Увы, к своим семнадцати годам она прошла через множество травмирующих ситуаций. Хотя начиналось всё неплохо:
«Детство моё было самым счастливым временем моей жизни. Началось оно не здесь, но далеко отсюда, в провинции, в глуши. Батюшка был управителем огромного имения князя П-го <. >. Батюшка беспрерывно был занят делами, матушка занималась хозяйством; меня ничему не учили, а я тому и рада была. Бывало, с самого раннего утра убегу или на пруд, или в рощу, или на сенокос, — <. >дома после бранят, а мне и ничего. <. >»
«Мне было ещё только двенадцать лет, когда мы в Петербург переехали. Ах, как я грустно помню наши печальные сборы! <. >Старый князь П-й умер. Наследники отказали батюшке от должности. У батюшки были кой-какие деньги в оборотах в руках частных лиц в Петербурге. Надеясь поправить свои обстоятельства, он почёл необходимым свое личное здесь присутствие.
Всё это я узнала после от матушки. <. >»
«Как тяжело было мне привыкать к новой жизни! <. >Окна наши выходили на какой-то желтый забор. На улице постоянно была грязь. Прохожие были редки, и все они так плотно кутались, всем так было холодно. А дома у нас по целым дням была страшная тоска и скука».
Варенька, в силу юности и непосредственности, перенесла этот удар судьбы более или менее стойко. А вот отец девушки не смог смириться с полуголодной жизнью в незнакомом городе: стараясь позаботиться о воспитании дочери и отдать её в пансион, он «накопил долги» и начал срывать злость на родных.
Но и на этом Варенькины беды не кончились. Приехав однажды из пансиона на выходные, девушка заметила, что её маменька похудела и начала «дурно кашлять». Вскоре Варе пришлось похоронить обоих родителей: первым умер отец семейства, после чего женщины перебрались к дальней родственнице Анне Фёдоровне, — но вскоре разболелась и матушка, так что главной героине приходилось денно и нощно дежурить у её постели.
В такой трагический момент у Вареньки была одна отдушина: дружба с бывшим студентом Покровским, который учил дочку Анны Фёдоровны и саму Варю, но долгое время воспринимал своих подопечных как детей, непослушных и порой жестоких. Однако, увидев, с какими тяготами пришлось столкнуться главной героине и как мужественно она с ними справляется, молодой человек переменил мнение. И вот, казалось бы, перед Варенькой открылся путь к трудному, но всё-таки счастью: выйти замуж за Покровского, жить в бедности, но зато — в любви и согласии. Но и этому не суждено было сбыться. Молодой человек умер от чахотки — и даже раньше, чем Варина мама.
И вот — довершающий удар: в дом, где вынужденно проживала Варенька, однажды явился знакомый хозяйки, некто по фамилии Быков — человек настолько же богатый и влиятельный, насколько безнравственный. Он растлил Вареньку, и бедняга была вынуждена сбежать. Но как платить за съёмную квартиру, не имея работы? Тут-то на помощь и пришёл Макар Девушки — её дальний-предальний родственник. Главный герой провёл целый месяц, ухаживая за девушкой, которая от горя заболела и впала в беспамятство, — но, как только та оправилась, приходить перестал: по округе уже расползались сплетни.
Трудное решение
И всё-таки, почему Макар Девушкин не сделал Вареньке предложение руки и сердца? Конечно, в какой-то мере он её родственник, — но родство их настолько дальнее, что ничего зазорного в таком союзе не было бы.
На это есть как минимум три причины.
Первая заключается в том, что Девушкин понимал: он не сможет обеспечить любимую девушку. О какой семье может идти речь, если денег не хватает даже на сахар к чаю? А ведь от любви, как водится, появляются дети. Что же им — умирать с голода?
Вторая причина — разница в возрасте. Девушкину, как уже говорилось, около 50, а Вареньке всего 17. Главный герой понимает, что — опять же из-за стеснённых бытовых условий, а также плохого климата — долго не проживёт, и не допускает даже мысли о том, чтобы оставить несчастную вдовой.
Но третья — и самая главная — причина в том, что Варенька не любит Девушкина. Поэтому главный герой старательно убеждает и её, и самого себя в том, что относится к сиротке как к дочери. Не случайно Достоевский вставляет в повесть эпизод, где Макар читает «Станционного смотрителя» — и сравнивает себя с Самсоном Выриным, а Вареньку — с Дуней.
Но, увы, благие намерения нередко приводят к плачевным последствиям. Варенька, не смея даже думать о том, что Девушкин когда-нибудь сделает ей предложение, отдаёт руку и сердце другому. И есть все основания полагать, что новая жизнь, в которую вступает героиня, окажется ничем не слаще, чем брак с человеком почти нищим, но зато искренне любящим.
Источник: godliteratury.ru
Анализ «Бедные люди» Достоевский
Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. В романе описано превращение «маленького ничтожного человека» в личность, достойную сочувствия и глубокого уважения.
Главный герой смог взрастить в себе самоуважение благодаря любви к девушке. Информация, которую содержит наша статья, поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.
История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.
Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.
Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.
Жанр – эпистолярный роман.
Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.
История создания
Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.
Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.
Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.
Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков.
В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.
Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
для самых компанейских —
для самых крутых —
Тема
Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.
Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.
Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.
Композиция
На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедных людей».
Жанр
Источник: obrazovaka.ru