Балет дон кихот в мариинском описание программа

Авторы хореографической и музыкальной партитур

Балет своим рождением обязан двум талантам. Один из них — хореограф Матиус Петипа, создавший хореографическую партитуру балета, вложил в нее удивительные качества испанских танцев, как темпераментность и зажигательность. Второй – Людвиг Минкус, знаток специфики балетной музыки, создатель музыкальной партитуры.

У авторов не было цели, создать сценический образ идальго с его философским подходом к жизни в балете «Дон Кихот», продолжительность которого три часа. В спектакле фигурируют главы романа Сервантеса, посвященные развитию отношений между Камачо и Катери. В балетной интерпретации у героев имена Базиль и Китри.

Балет — часть романа Сервантеса

А вот главным героям романа рыцарю печального образа и его добродушному оруженосцу отведена в балете второстепенная роль. Остается до сих пор непонятно, почему балет, созданный на части материала книги, не имеющий стройного сюжета, пользуется признанием и любовью взыскательного зрителя. А может быть, и не стоит над этим задумываться. Ведь занавес поднят, и зрители уже присутствуют на площади Барселоны, где кипит жизнь, веселится молодежь и своенравная Китри кокетничает с цирюльником Базилем. С этой сцены начинается действие балета «Дон Кихот».

Дон Кихот в Мариинке 04.02.2021

И среди этого шумного веселья появляются на сцене рыцарь и его оруженосец. Взгляд Дон Кихота устремлен на Китри, не ее ли в грезах он видел в образе Дульсинеи. А между тем, отец Китри имеет навязчивую идею выдать дочь за Гамаша, которого она не любит, и всячески пытается убедить отца помолвить ее с Базилем. Отец не соглашается. Китри и Базиль убегают из дома.

В цыганском таборе

На их пути цыганский табор, где они объясняют причину своего побега. Цыгане их радушно встречают. И вновь зажигательные цыганские танцы, рассказывающие о жизни вольной, о любви цыганской. В партитуре музыки слышны проблески цыганских мелодий. Неожиданно в таборе появляется рыцарь на коне в сопровождении оруженосца. Это, конечно же, идальго и его оруженосец.

Их также цыгане приветливо встречают и приглашают на импровизированный спектакль, в котором Дон Кихот видит людей с мечами, и ввязывается в драку. Больное воображение рисует рыцарю и ветряную мельницу в виде врага, на которую он бросается с копьем.

События на площади

А в это время на площади у гостиницы фиеста — время веселья, время выплеска эмоций. Спектакль продолжает разворачиваться дальше, и танцы естественно вытекают из сценических событий. Увернувшись от преследований Лоренцо и Гармаша, наши герои в кругу друзей, вместе с ними принимают участие в фиесте. На сцене зажигательно выплясывают тореадор с Мерседес.

Лоренцо возвращается в город и на площади видит дочь. Развязка близится к концу. Свадьбы с нелюбимым Гамашем не миновать. Лоренцо неумолим.

продолжительность балета дон кихот

Дон Кихота, как почетного гостя, усаживают за стол. Начинается танцевальный перепляс. Пары сменяют группы, тореадоры пляшут с танцовщицами, как и в начале спектакля музыка заводит зрителя. Хлопают с такт испанским танцам не только на сцене, но и зал рукоплещет к такт музыки.

Пожелав молодым счастья, рыцарь уходит искать новые приключения и совершать подвиги во имя Дульсинеи Тобосской.

Заключение

Спектакль закончен. Занавес опущен. На последние поклоны, как всегда выходят артисты ведущих партий. Потихоньку из зала выходят зрители и делятся своими впечатлениями.

балет дон кихот отзывы

Какие можно ожидать отзывы о балете «Дон Кихот», если люди с момента первой постановки постоянно ходят на этот спектакль. Это как книгу, которая тебе дорога, перечитываешь и находишь для себя всегда что-то новое. Так и спектакль. В балете «Дон Кихот» слабых выступлений не бывает.

И если зрители что-то говорят, так это сравнения, как играла та или иная прима, как именно в этом спектакле танцевал тот или иной солист балета. И только оды звучат в адрес этого прекрасного балета.

Источник: fb.ru

Балет «Дон Кихот»

Музыка Людвига Минкуса
Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа
Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова

Декорации Александра Головина и Константина Коровина
Костюмы Константина Коровина
Реставрация декораций Михаила Шишлянникова
Художник по адаптации света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Фото by baranovsky

Доставшийся нам в наследство от золотого века классического балета «Дон Кихот» – яркий образец балетной Испании с зажигательными ансамблевыми танцами, кастаньетами, веерами, юбками в горох, розами и гребнями в женских прическах.
Несмотря на название, это не интерпретация романа Сервантеса. Основой сюжета и поводом для танцев стал лишь один эпизод из многочисленных приключений хитроумного идальго – история о несостоявшейся свадьбе богача Камачо (в балете – Гамаш) с красавицей Китерией (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). И Дон Кихот в спектакле – далеко не главный герой по балетным меркам, его роль – пантомимно-пешеходная, а все танцевальные свершения отданы другим персонажам.
Праздничный, увлекающий темпераментом и виртуозностью спектакль был поставлен в 1900 году (а в 1902-м перенесен из московского Большого в Мариинский театр) Александром Горским по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа, украшавшего петербургскую афишу с 1871 года. Молодой и пылкий хореограф Горский на заре ХХ века был очарован идеями Станиславского (только что открывшего Московский художественный театр) и во имя «жизненной правды» в балете превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок своего старшего коллеги Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Первые зрители спектакля вспоминали: «На площади эта живая страстная толпа заставляет верить до полнейшей иллюзии в солнце, под которым так хочется влюбляться, дразнить друг друга, гоняться за убегающей, прячущейся за веером красавицей. »
Сохранив в своей версии контуры либретто, написанную Минкусом для Петипа музыку и многие хореографические куски, Горский пересмотрел некоторые сцены существовавшего спектакля. Современный «Дон Кихот» – пожалуй, чемпион балетного репертуара по танцевальной разноголосице: он хранит голоса Мариуса Петипа, Александра Горского, Федора Лопухова, в 1923-м сочинившего «в духе фольклора» испанское фанданго, и Нины Анисимовой, в 1946-м добавившей свой цыганский танец. Да и многие танцовщики-исполнители партии Базиля вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа – не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всем блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» – это не только планка виртуозности, это и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок. А зрителей этот спектакль, в котором на равных соседствуют жанрово-бытовые сценки, характерная хореография и чистая классика, неизменно очаровывает щедрой танцевальностью и атмосферой беззаботной праздничности. Ольга Макарова

Читайте также:
Примеры программ с str

Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года

Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами
Возрастная категория 6+

Источник: www.bileter.ru

Музыка Людвига Минкуса
Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа
Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова

Декорации Александра Головина и Константина Коровина
Костюмы Константина Коровина
Реставрация декораций Михаила Шишлянникова
Художник по адаптации света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

Действие I
Картина первая
На площади у кабачка Лоренцо в Барселоне веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль. Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.
Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду. Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.
Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульсинеи являлась ему в грезах?

Действие II
Картина вторая
Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор.
Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот. Его приглашают посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забывая, что это театр, бросается защищать обиженных. Увидев ветряную мельницу, он принимает ее за злого волшебника, которого должен поразить, и вступает с ней в бой.

Картина третья
Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульсинеи.

Картина шестая
Свадьба Китри и Базиля. Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.
Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.

О спектакле

Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа – 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского – 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре – 20 января 1902 года

Продолжительность спектакля 2 часа 55 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

балет Дон Кихот

Бессмертное творение Сервантеса нашло свое отражение в балете композитора Людвига Минкуса и либреттиста Мариуса Петипа . Однако, это вовсе не инсценировка шедевра, в сюжете использована лишь небольшая его часть, а сам главный герой Дон Кихот является даже в некотором роде второстепенным персонажем.

Минкус Дон Кихот

В центре внимания – взаимоотношение двух героев Китри и Базиля, которые пылко любят друг друга. Они не могут быть вместе из-за воли отца девушки – трактирщика Лоренцо, который хочет выдать дочь за богатого жениха, и слышать ничего не хочет про простого юношу, работающего цирюльником. Отважный и благородный рыцарь Дон Кихот становится на сторону возлюбленных и помогает им соединить свои сердца.

Читайте также:
Лучшая программа поиска дубликатов файлов на Андроид

Этот балет заметно выделяется на фоне других спектаклей, в нем нет острых драматических коллизий с кучей интриг, коварством и прочими атрибутами. Нет глубоких психологических персонажей с постепенным развитием образа и четкой сюжетной линии. Прелесть этого спектакля в другом, в его яркой эмоциональности, подчиненной единой стихии.

Солнечные и жизнерадостные танцы, искрящиеся своим весельем, перед зрителями предстают в виде виртуозных испанских и цыганских номеров (сегидилья, шика, морена, зингара) во всей своей красоте. Особую колоритную атмосферу дополняет коррида с ее отважными тореадорами и свирепыми быками, а также тонкие комические номера. Все действие подчинено единому порыву, в котором главные персонажи вместе со зрителями оказываются на залитой яркими лучами площади Барселоны.


Исполнительница роли в балете

  • Любопытно, что Петипа не нравилась версия Горского и он даже обвинил его в плагиате. По словам Мариуса, тот использовал хореографию, которую балетмейстер применял в других своих постановках. Однако доказать или опровергнуть это исследователям так и не удалось. Связано это было с тем, что не сохранилось подробных сведений о первой постановке 1869 г.
  • Некоторые части балета- это характерные танцы, имитация испанских танцевальных стилей, во время исполнения которых артисты балета используют туфли на каблуках, а не пуанты.
  • Со времен первой постановки балета, многие хореографы пытались переделать сюжет и поставить на первый план рыцаря, придав всему спектаклю больше драматичности, однако ничего из этого не выходило. Пролог, в котором показано, как отважный рыцарь, начитавшись исторических романов отправляется навстречу приключениям также не способен что-либо изменить. Как только открывается занавес и раздаются звуки яркого дивертисмента, зрители забывают о сюжете, увлекаясь в едином танцевальном порыве. Именно за счет это он признан критиками, как один из самых темпераментных балетов.
  • Александр Горский – автор наиболее известной постановки, был настоящим реформатором искусства. Он выступал за существенные и прогрессивные изменения в балете, критикуя излишнюю академичность. На Горского сильно повлияли идеи И. Дункан и К. Станиславского.
  • Самому младшему участнику спектакля было всего 9 лет! В постановке Томассона-Поссохова (Балет Сан-Франциско) 2015 год.
  • Билеты на балеты

Мариус Петипа

В 1869 году Мариус Петипа задумал написать произведение по роману М. Сервантеса. Он набросал сценарий будущего шедевра и обратился с предложением о сотрудничестве к популярному композитору Людвигу Минкусу. Балетмейстер сам разработал трактовку и написал либретто, учитывая предыдущий опыт постановок по этому сюжету.

Новое сочинение было предназначено для исполнения на московской сцене, а именно, для бенефиса Анны Собещанской. Хореограф серьезно подошел к работе и учел все особенности и нюансы труппы. Если петербургская школа делала упор на техничность, а также романтическую приподнятость, то московская – на характерный танец.

Именно поэтому петербургская труппа всегда считала себя выше своих коллег. Петипа учел все эти нюансы и сделал упор в своей постановке именно на народном танце. В итоге, к концу 1869 г. спектакль был полностью написан.

музыка балета

Исследователи отмечают, что музыкальная часть произведения довольно простая и лишена симфоничности, искусных инструментовок. Ее можно смело назвать классической для своего времени, тем более музыка носит вторичный характер, значительно уступая место танцевальной части.

Обособленных характеристик персонажей нет в музыкальной партитуре. Однако композитор мастерски насытил ее танцевальностью, добавив ритмы вальса и галопа. Минкус стремился воссоздать атмосферу испанского колорита. В результате, лишь одна героиня исполняет классический танец – это Дульцинея, остальным же достались характерные.

Премьера была назначена на середину декабря 1869 года. Оркестром Большого театра управлял П. Лузин. Партию Китри исполнила А. Собещанская, Базиля – С. Соколов.

Спустя два года Петипа решает перенести свой спектакль на Петербургскую сцену и принялся перерабатывать его. Новая редакция была готова в 1871 г. и уже в ноябре состоялась премьера. На этот раз партитура состояла из 5 актов 11 картин. В этой версии Китри и Дульцинея предстали в едином образе и их партии исполняла одна балерина. Публика оценила новую редакцию, в итоге эта версия спектакля надолго закрепилась в репертуаре.

В 1887 году на Петербургской сцене вновь был представлен публике балет, только уже в редакции Богданова, который сильно сократил его. В целом, постановщик старался придерживаться классической версии.

постановки балета

Одна из самых скандальных и обсуждаемых постановок принадлежит А. Горскому, который показал свою работу в 1900 году в Большом театре. Эта версия вызвала много критики и обсуждений, ведь Горский разрушил принятые формы балета. Он внес много новшеств в эту постановку.

Сам же балетмейстер стремился совместить реалистические тенденции московской труппы и классические – петербургской. Горский не только изменил хореографию, но и добавил сцены из других произведений Петипа, а также музыку других композиторов. После скандальной, но успешной премьеры, хореограф стал одним из революционеров отечественного балета. Позднее именно версия Горского была признана классической и другие постановщики брали ее за основу.

Читайте также:
Инфодент программа для стоматологии это

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Авторы хореографической и музыкальной партитур

Балет — часть романа Сервантеса

И среди этого шумного веселья появляются на сцене рыцарь и его оруженосец. Взгляд Дон Кихота устремлен на Китри, не ее ли в грезах он видел в образе Дульсинеи. А между тем, отец Китри имеет навязчивую идею выдать дочь за Гамаша, которого она не любит, и всячески пытается убедить отца помолвить ее с Базилем. Отец не соглашается. Китри и Базиль убегают из дома.

В цыганском таборе

На их пути цыганский табор, где они объясняют причину своего побега. Цыгане их радушно встречают. И вновь зажигательные цыганские танцы, рассказывающие о жизни вольной, о любви цыганской. В партитуре музыки слышны проблески цыганских мелодий. Неожиданно в таборе появляется рыцарь на коне в сопровождении оруженосца. Это, конечно же, идальго и его оруженосец.

Их также цыгане приветливо встречают и приглашают на импровизированный спектакль, в котором Дон Кихот видит людей с мечами, и ввязывается в драку. Больное воображение рисует рыцарю и ветряную мельницу в виде врага, на которую он бросается с копьем.

События на площади

А в это время на площади у гостиницы фиеста — время веселья, время выплеска эмоций. Спектакль продолжает разворачиваться дальше, и танцы естественно вытекают из сценических событий. Увернувшись от преследований Лоренцо и Гармаша, наши герои в кругу друзей, вместе с ними принимают участие в фиесте. На сцене зажигательно выплясывают тореадор с Мерседес.

Лоренцо возвращается в город и на площади видит дочь. Развязка близится к концу. Свадьбы с нелюбимым Гамашем не миновать. Лоренцо неумолим.

продолжительность балета дон кихот

Дон Кихота, как почетного гостя, усаживают за стол. Начинается танцевальный перепляс. Пары сменяют группы, тореадоры пляшут с танцовщицами, как и в начале спектакля музыка заводит зрителя. Хлопают с такт испанским танцам не только на сцене, но и зал рукоплещет к такт музыки.

Пожелав молодым счастья, рыцарь уходит искать новые приключения и совершать подвиги во имя Дульсинеи Тобосской.

Заключение

Спектакль закончен. Занавес опущен. На последние поклоны, как всегда выходят артисты ведущих партий. Потихоньку из зала выходят зрители и делятся своими впечатлениями.

балет дон кихот отзывы

000018 (500x700, 211Kb)

Leon_Minkus_-photo_by_B._Braquehais_-circa_1865 (476x700, 233Kb)

5087baf9876b3787ddcc0e9b251f9d9b (543x700, 647Kb)

5619f7be42cc4 (700x563, 270Kb)

Однако в них использовался не сам знаменитый роман Сервантеса, а лишь вставные новеллы о свадьбе богача Камачо (во французском варианте — Гамаша) и о Китерии и Басильо (главы XX и XXI второго тома романа). Петипа тоже использовал именно этот вставной сюжет. Музыка была написана быстро, и 14 (26) декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульцинея истолняла чисто классический танец, остальные же герои были представлены характерными. В 1871 году для постановки в столичном Большом Каменном театре Петипа сделал новую редакцию балета.

2014-1120-1 (700x466, 235Kb)

Площадь Барселоны. Танец тореадоров и Мерседес

Великий мастер сумел воплотить на сцене эти радость и веселье, создал яркий праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра.

ab0021_enlarge (483x700, 142Kb)

Однако история его бытования сложна и отличается неясностью. Известно, что в 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой, только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871—1924). Насколько Горский использовал хореографию Петипа, точно не установлено. Сам Петипа в своих мемуарах с горечью вспоминал, что Горский выдал его спектакль за свой. Некоторые исследователи считают, что в сохранившемся варианте, якобы Горского, 70 процентов принадлежит Петипа.

cebd32e1ce62eb58dff193d201edcfae_25006381_Sergey_Luppov_Mayya_Pliseckaya_v_Don_Kihote (700x573, 327Kb)

В Барселоне, на площади у кабачка Лоренцо, веселится народ. Здесь и задорная Китри, дочь хозяина кабачка, и влюбленный в нее цирюльник Базиль.

Танец Китри в исполнении Майи Плисецкой. Запись примерно 1959 года

Лоренцо неугоден бедняк, ему более по сердцу богатый дворянин Гамаш, который хочет жениться на Китри.

_photocat_28 (700x493, 154Kb)

Толпа приветствует уличную танцовщицу и тореадора Эспаду.

Don3 (700x566, 228Kb)

maxresdefault (700x465, 259Kb)

Общее удивление вызывает появление рыцаря Дон Кихота. Путешественника приглашают к столу. Девушки потешаются над толстяком Санчо Пансой.
Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в образе прекрасной Дульцинеи являлась ему в грезах.

Китри и Базиль сбежали от Лоренцо и Гамаша. Они забрели в цыганский табор.

Цыганский танец. Мариинский театр

Вскоре в таборе появляется и Дон Кихот.

07b33a1bdd_1000 (700x554, 247Kb)

Дон Кихоту чудятся опасности, и он вступает в бой с ветряной мельницей.

Уснувшего Дон Кихота преследуют видения: он – в царстве дриад, среди которых Китри в образе прекрасной Дульцинеи .

Сцена сна Дон-Кихота. Большой театр 2013 год

011 (1) (700x466, 250Kb)

Действие третье
В кабачке веселится и танцует молодежь.

Сегидилья на площади. Запись из Большого театра

Среди них Китри и Базиль.

06134405 (700x463, 300Kb)

Па-де-де танцуют Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Запись 1969 года

Почетное место среди гостей принадлежит Дон Кихоту.

donquixote (700x564, 290Kb)

Пожелав молодоженам счастья, благородный рыцарь отправляется в путь. Его ждут новые подвиги.

Источник: obrazovanie-gid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru